Мелизмы в вокале это что такое
Мелизмы в вокале это что такое
Что такое мелизмы в вокале? Для чего они нужны? Как овладеть техникой пения мелизмов и что вообще такое техника пения мелизмов. В этой статье мы подробно рассмотрим все эти вопросы.
Мелизм – это мелодическое украшение в музыке, будь то вокальная или инструментальная музыка. Мелизмы – это общий термин различных украшений мелодии, при которых мелодическая и ритмическая линия остаются неизменными. Какие же виды мелизмов существуют в вокальной музыке? Рассмотрим основные:
Трель. Это повторяющееся быстрое поочерёдное исполнение двух звуков. На нотном стане обозначается волнистой линией над основной нотой трели.
Форшлаг. Это короткий звук предшествующий основному. На нотном стане записывается маленькой нотой перед основным звуком. Бывает короткий, состоящий из одного звука, бывает длинный, состоящий из нескольких звуков. Также, форшлаги бывают перечёркнутыми и не перечёркнутыми. Перечёркнутые форшлаги исполняются быстро, не меняя длины основного звука, не перечёркнутые форшлаги делят основной звук по длительности вдвое. То есть исполняются за счёт длины основного звука.
Группетто. Это опевание основного звука сверху или снизу, состоящее из четырёх звуков, исполняющееся за счёт длительности основного звука.
Мордент. Состоит из трёх звуков: основного, вспомогательного, основного. Существует два вида мордента: 1 – вспомогательный звук исполняется на секунду выше основного; 2 – вспомогательный звук исполняется ниже на секунду основного.
Как овладеть техникой исполнения мелизмов? По сути говоря, мелизмы разучиваются так же как и основная мелодия. Специальной техники овладения вокальными мелизмами не существует, ведь это всего лишь дополнительные ноты, которые должен исполнить вокалист. Так что достаточно уметь читать мелизмы в нотах и знать, что зашифровано под каждым обозначением.
Для чего нужны мелизмы? Мелизмы используются во многих музыкальных жанрах, они служат для украшения мелодии, наполнения её дополнительными элементами, чтобы разнообразить звучание, выразить необходимые эмоции, придать музыке неповторимый колорит.
Мелизмы в вокале и музыке – что это?
Что делает мелодию красивее? Добавляет особенный почерк и стиль, делает переливчатой и ласкающей слух? Конечно, мелизмы, или фиоритуры. Фигуры, добавляющие к звуку «соловьиные трели», добавочные тона, которые используются при игре на музыкальных инструментах и в пении. Наверное, каждый музыкант любит украшать своё исполнение фиоритурами, чтобы звук лился мягче, душевнее, эмоциональнее.
Кто придумал мелизмы и их обозначения? Как они вошли в музыкальный обиход и поселились практически в каждом классическом произведении? Какие бывают разновидности мелизмов для разных музыкальных инструментов и человеческого голоса?
История орнаментики
Орнамент – это украшение в виде узора на предметах или стенах здания, на оружии и даже на теле человека. Он призван сделать связанную с ним поверхность особенной, выполнить тематический акцент. Такие же орнаменты музыканты издревле решили делать в своих мелодиях, только не красками и камнями, а звуками. Такое «прихорашивание» музыки вспомогательными тонами назвали орнаментированием, а учение о способах и приемах украшения – орнаментикой.
Традиционно орнаментика связывается с импровизацией. Это позволяет выстроить немудреную цепочку эволюции от вольной орнаментики в народном музыкальном творчестве до средневекового импровизированного дисканта и диминуций эпохи Возрождения. Однако церковная музыка не очень располагает к «соловьиным трелям» и предпочитает строгое следование канонам, поэтому решим, что отправной точкой развития истории мелизмов стал XVI век в Италии.
Мелизматический вокал в классическом исполнении иллюстрирует американская оперная дива Joyce di Donato. Итак, ария Элен «Tanti affetti» из оперы «Дева озера» Дж. Россини:
Гуманизм и антропоцентризм того времени, интерес к глубоким душевным переживаниям человека и тяга к красоте привели к распространению мелодических украшений в музыке. Именно из ренессансной техники «выкристаллизовались» мелизмы, которые мы используем и поныне. Большую популярность имели музыкальные орнаменты в произведениях для клавесина. Из-за специфического устройства этого инструмента звуки, извлекаемые музыкантом, быстро затухали. Мелизмы позволяли продлить звучание, сделать его более льющимся.
Разновидности современных мелизмов
Основные виды мелизмов:
Вокал, фортепиано, скрипка, гитара – мелизмы присутствуют в обиходе любого музыканта. Самое любимое мелодическое украшение гитаристов – апподжатура, это «прислоненная» нота, похожая на форшлаг, однако более длительная.
Как научиться владеть техникой мелизма?
Овладение мелизмами в совершенстве – непростая задача. Главное правило для музыкантов – многочасовые упражнения и развитие техники, скорости игры.
Вокалистам, чтобы владеть спецификой опевания нот, необходимо тренировать и укреплять связки, развивать дыхание при помощи диафрагмы.
gela_guralia
ГЕЛАКТИКА
Клуб поклонников творчества Гелы Гуралиа
Мы начинаем серию публикаций о вокальных украшениях. Сегодня темой нашего разговора будут мелизмы.
Мелизмы в вокале — это высокотехничные опевания, мелодическое украшение звука не меняющее темп песни. В отличие от традиционной (силлабической) певческой манеры, в мелизматике на каждый слог вашей песни приходится сразу несколько нот.
Задача мелизма – украсить мелодию, придать ей большее очарование, сделать песню более текучей, искусной и красивой. Стоит отметить, что прием мелизмов используется не только в современном r’n’b жанре, но и в классической музыке. Кроме того, мелизмы повсеместно встречаются в народном вокале (армянском, азербайджанском, арабском).
К мелизмам в классике относят: форшлаги, морденты, трели. Мелизматическую вокальную музыку светских жанров барокко и классико-романтического периода включают в более общее понятие колоратуры.
Мелизмы в классическом вокале нам проиллюстрирует известная итальянская оперная дива Чечилия Бартоли.
Мелизматическое пение широко распространено в современной западной популярной музыке. Вокальная орнаментика раскрывается во всей красоте в стилях соул и ритм энд блюзе. Терминология там несколько другая: «runs» (пробежки, разбежки), «riffs» (риффы), «curls» (завитки, локоны), «loops» (петли, витки).
На видео эти приемы демонстрирует королева мелизма Арета Франклин:
Несколько слов о технике исполнения мелизмов.
Опевание каждой конкретной ноты звуками с более высоким и низким тоном осуществляется путем коротких и малозаметных движений горлом. Можно сказать, что мелизмы исполняются на связках, однако исполнить из невозможно, если певец при этом не владеет диафрагматическим дыханием. Это довольно сложный прием для украшения вокала, поэтому необходимо сначала поставить голос, научиться чувствовать ноты, поставить дыхательную опору, а после этого изучать технику мелизмов.
Звук мелизма должен как бы проскальзывать через гортань исполнителя, не задерживаясь в ней, поскольку опевания нот никак не влияют на длительность музыки. Длительность композиции остается прежней, но ее исполнение усложняется.
Однако, не смотря на сложность мелизматической техники, многие современные молодые исполнители прекрасно ей владеют и с успехом используют ее в своих выступлениях. Послушаем потрясающий дуэт Кармен Мокси и Тины Кузнецовой.
Ну и в заключение давайте насладимся прекрасной, экспрессивной, украшенную чувственными мелизмами композицией «1+1» в исполнении Бейонсе:
Мелизм – это техника украшения вокала, не меняющая ритмический рисунок и темп мелодии. Исполненные на одном дыхании, мелизмы обогащают песню, наполняют ее яркими красками и эмоциями.
Мелизмы, или по-другому, распевы, существовали столетиями. Их начали использовать еще в раннем средневековье при пении церковных псалмов, трактов и кондаков. Католики, православные и византийцы искусно применяли данный метод, придавая исполнению колорит и усиливая эмоциональное воздействие произведения.
Полный список всех существующих мелизмов займет страницы. Но и без перечисления понятно, насколько непроста мелизматика, и как важно для исполнителя научиться искусно владеть хотя бы одним или двумя видами.
Краткое описание приемов
Трель. Эта техника заключается в быстром и многократном чередовании двух соседних звуков, где первый становится главным (гармоническим). Длина трели обычно не превышает длину ноты, взятой за основу мелизма. Найти образец трели легко: достаточно послушать «Песню Трубадура» из мультфильма «Бременские музыканты».
Глиссандо (slide). Слово «слайд» означает скольжение, в вокале это плавное прохождение всего диапазона от нижней ноты к верхней. Различают открытое (акцентируемое) и закрытое (завуалированное) глиссандо. Открытое прослушивается в песне «You Lost Me» в исполнении Кристины Агильеры, а закрытое – у Уитни Хьюстон (Whitney Houston) в ее шедевре «Run to you».
Триоль (не путать с трелью!). Это группа из трех одинаковых по длительности звуков, время звучания которых равно двум другим звукам. Другими словами, суммарная длительность основы вместо двух делится на три. Этим приемом виртуозно владеют Уитни Хьюстон и Селин Дион (Celine Dion).
Пение на клиросе предполагает чтение текстов и хоровое пение во время богослужения, с соблюдение гармонии голоса и мелодии.
Как научиться петь на клиросе
Чтобы научиться правильно петь на клиросе потребуется освоить навыки воспроизведения определенных звуков. Для этого требуется также регулярно слушать псаломщика и пытаться повторять за ним, имитируя манеру произношения.
Кроме того, важно разучить гласы – систему напевов, используемую в православном песнопении Гласы бывают нескольких типов и отличаются между собой способом ритмического и мелодического исполнения.
Самые распространенные гласы – это:
Каждый из них состоит из восьми ладов, и имеет разные напевы. Регулярное разучивание гласов помогает освоить технику клиросного пения. Помимо ежедневных занятий следует изучать церковную литературу, написанную на церковнославянском языке, а также ноты песнопений. При регулярном чтении и напевании можно научиться правильно петь на клиросе.
Нетрудно сделать вывод, что мелизмы в вокале не просто украшают песню, но и выгодно выделяют исполнителя среди коллег по цеху. А сохранить голос звонким и здоровым особенно в такой непростой момент поможет Гомеовокс – надежное средство защиты гортани и связок от повышенных нагрузок.
Мелизмы
Классическая трактовка.
Мелизмы – (первое значение) – мелодические отрывки (колоратуры, рулады, пассажи и другие вокальные украшения) и целые мелодии, исполняемые на один слог текста (отсюда выражение «мелизматическое пение»).
Мелизмы – (второе значение) – Мелодические украшения в вокальной и инструментальной музыке. К мелизмам относятся форшлаг, мордент, группетто, трель. В нотном письме мелизмы обозначаются при помощи специальных знаков или выписываются мелкими нотами.
Стереотипное заблуждение.
Особенные вокальные украшения мелодии в стилях госпел, соул, фанк, r&b, а также в поп-вокале и «эстраде» (российском аналоге поп-вокала), в некоторых песнях, которые можно отнести к народным песням, особенно в афро-американской традиции, к стилям рок, инди, и пр. стилям современной вокальной музыки по аналогии с классическим определением называются мелизмами.
Дополнение наше.
Мелизмы – понятие строго классическое. Гармоническое и, как следствие, мелодическое строение европейской классической музыки определяет мелодию мелизмов. Каким бы коротким ни был мелизм, его по-нотный разбор однозначно показывает строгое следование классическим канонам европейской музыкальной гармонии, вне взаимосвязи с которой мелизмы не поются.
Мелодические вокальные украшения, используемые в большинстве стилей современного вокала (см. выше «Стереотипное заблуждение») имеют в своей основе совершенно другие гармонические «корни». Эти корни – пентатоника, основа большинства народных ладов.
Данное обстоятельство вызывает у вокалистов немало трудностей, поскольку, привыкнув к европейской гармонической «сетке», им сложно быстро перестроить свое «музыкальное сознание» в другое измерение.
Кроме того, стилевые мелодические украшения в современном вокале часто не имеют однозначно выраженной мелодики, не могут быть точно положены на нотную запись. Произойдя из устной традиции афро-американского вокала, такие украшения продолжают оставаться во многом импровизационными, каждый раз одним и тем же вокалистом поющимися по-разному.
При использовании таких украшений вокалист очень часто применяет разные вокальности, «играет» ими, что делает исполнение непредсказуемым (подобно импровизации в инструментальном джазе).
Поэтому неправильно называть мелизмами те мелодические украшения и обороты, которые получили свои собственные названия в рамках неклассического вокала – runs (пробежки, разбежки), riffs (рифы), loops (петли, витки) и др.
Данные мелодические обороты и украшения хорошо представлены в вокале таких известных звезд мировой сцены, как Stevie Wonder, Mariah Carey, Christina Aguilera и подавляющего большинства других певцов и певиц, поющих в современных стилях.