Мелкое дтп во дворе что делать
Что делать, если вам поцарапали машину на парковке
Содержание
Оставляя машину на парковке, мы рассчитываем, что с ней ничего не случится. Но и там ваше авто могут повредить. Какими правами обладает владелец в этом случае и с кого требовать возмещения ущерба, если вам поцарапали машину на парковке или как-то иначе повредили, читайте в нашей статье.
Является ли это ДТП?
Достаточно любопытно, каким образом классифицируются повреждения, полученные автомобилем на парковке. ДТП это считается только в том случае, если авто пострадало от другого движущегося транспортного средства. В остальных ситуациях повреждения классифицируются как ущерб. То есть, если кто-то ехал по парковке и задел вашу машину, это ДТП (например, на автомобиле, мотоцикле или скутере). Если кто-то специально или случайно поцарапал краску, сбил дворник, оставил вмятину, это – причинение ущерба вашему имуществу (ст. 15 ГК РФ).
Важно! Если вам ударили дверью машину на парковке (когда другой владелец уже припарковался и просто выходил), это не ДТП, а причинение ущерба. Если владелец другого авто парковался и стукнул ваш автомобиль, это ДТП на парковке.
Как действовать в той или иной ситуации? Куда обращаться, если на парковке повредили автомобиль?
Вне зависимости от того, как автомобиль пострадал, первым делом нужно позвонить в полицию. А далее, в зависимости от того, было ДТП или нет, схема действий несколько разнится.
Как все оформить?
В первом случае (с ДТП) немалое значение имеет также то, скрылся виновник с места происшествия или нет. Если он дождался вас, признает свою вину и готов участвовать в разбирательстве и составлении протокола, это существенно облегчает задачу.
Кстати, в ряде случаев можно обойтись вообще без ГИБДД и просто составить извещение о ДТП (так называемый европротокол). Эта схема дтп на парковке самая простая и понятная, она допустима при соблюдении следующих условий:
Такой вариант оформления ДТП существенно упрощает ситуацию и дает возможность не терять много времени на официальное разбирательство.
Однако, даже если такой вариант вам не подходит, в целом проблем возникнуть не должно, и все расходы на ремонт будут покрыты за счет страховки или средств виновника.
Если же тот, кто повредил ваш автомобиль, скрылся с места происшествия, все равно нужно вызывать ГИБДД и самому оставаться на месте происшествия, пока не будут завершены все формальности.
Если автомобиль пострадал не от действий человека
Что делать, если задели машину на парковке другие водители, мы опишем ниже. Но бывает, что автомобиль поврежден не напрямую человеком. Например, если упала сосулька или еще что-то с крыши, свалилось дерево, рекламный щит и так далее. В этом случае необходимо выяснить, кто отвечает за благоустройство территории, а также доказать, что произошедшее – не форс-мажор (то есть действительно дерево было старым, здание – ветхим и так далее). Эта проблема скорее актуальна для тех, кто паркуется во дворе, а не на официальной парковке.
План действий в случае ДТП или ущерба имуществу, фиксация повреждений
После приезда ГИБДД или участкового необходимо зафиксировать все повреждения. Внимательно осмотрите автомобиль и убедитесь, что заметили все «неучтенные» царапины, сколы, вмятины и так далее.
Что делать дальше? Кто должен возмещать ущерб?
Если виновник найдется и его вина будет доказана, он возместит ущерб, причиненный автомобилю. Отыскать скрывшегося виновника можно по записям с камеры наблюдения (если таковая есть), на основании свидетельских показаний или по записям парковки (например, можно определить, кто выезжал с парковки в то время, пока там находился ваш автомобиль, и обзвонить этих людей).
Если найти виновника не получилось, можно попытаться взыскать сумму на ремонт с администрации парковки, которая оказывает услуги ненадлежащего качества. По законодательству платная парковка должна возместить ущерб, который был причинен автомобилю (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 795 «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок»). Для этого при оставлении автомобиля необходимо оформить приемо-сдаточный акт, тогда можно будет доказать, что повреждения возникли, пока автомобиль находился на стоянке. Не забудьте оформить акт о повреждении – сразу после того, как обнаружите, что машина пострадала. Вам не имеют права отказать в его оформлении, хотя на практике сотрудники стоянки могут отказываться это делать, ссылаясь на то, что повреждения были ранее.
Имея список повреждений, вы можете обратиться к эксперту для оценки стоимости восстановления автомобиля до исходного состояния (которое было до происшествия; если есть старые повреждения, их, естественно, считать не нужно). Заключение эксперта необходимо вручить администрации стоянки вместе с претензией либо лично, либо заказным письмом с уведомлением, чтобы было доказательство информирования.
Если ДТП нет, вызывайте участкового и также составляйте протокол и список повреждений. До его приезда не трогайте ничего, не пытайтесь что-то исправить или переложить.
Когда можно покинуть место происшествия?
Если виновник дождался вас, вы решили дело мирно и не имеете друг к другу дополнительных претензий, можно покидать место происшествия. Оставлением места дтп без пострадавших на парковке это не считается. В дальнейшем вопрос будет передан страховым компаниям, и вы получите компенсацию.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как не потерять права из-за мелкого ДТП?
Поцарапать чужую машину и остаться без прав? Легко! Почему так происходит и как этого избежать, расскажем в нашей статье.
Представьте ситуацию: один водитель, выезжая с парковки, чуть-чуть задел автомобиль, припаркованный рядом. Владельца второго автомобиля на месте нет, контактов нет, а первый — торопится. Инспектор ГИБДД, которому положено звонить в таких ситуациях, при этом может заявить, что у него нет времени и в ближайшие часы он не приедет. Как поступят многие в этой ситуации? Оставят записку с объяснением и своими контактными данными, чтобы пострадавший мог связаться с ними и получить компенсацию. Но, оказывается, если пострадавший принципиален, виновника могут вызвать в суд и лишить водительских прав.
А это уже гораздо более серьезно, чем небольшая царапина.
Чем будет аргументировано такое решение? Виновник скрылся с места правонарушение.
Кто виноват и что делать?
Формально по закону в данном случае водитель действительно не прав. Даже если инспектор сразу приехать не может, оставлять место происшествия нельзя, и оставленные контакты тут не меняют ситуацию
Каким же образом нужно действовать в этой ситуации? Самостоятельно доехать в ближайшее отделение ГИБДД, либо на пост, показать схему ДТП, фотографии с места ДТП и оставить свои контактные данные. Не помешает сделать записи разговоров: с инспектором и на посту ГИБДД.
Машину повредили на парковке: что делать?
Как быть, если вы в принципе не заметили, что задели чужую машину?
Такие случаи тоже бывают, и наказанием тоже может быть лишение прав.
Настаивайте на том, что не знали о происшествии, а следовательно, и не скрывались с места правонарушения осознанно. В такой ситуации необходимо будет провести трасологическую экспертизу (иногда ее приходится добиваться через суд).
Помните: даже благие намерения не уберегут вас от неприятностей, если пострадавший окажется принципиальным. Всегда лучше подстраховаться. А идеальный вариант — все же дождаться инспектора. Если времени ждать совсем нет, берите дело в свои руки и наведайтесь на пост ГИБДД сами.
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Что будет, если уехать с места мелкого ДТП. Разбор
Доказать свою невиновность в умышленном оставлении места ДТП и вернуть права смогла не заметившая аварию автомобилистка. Поздно вечером весной 2020 года Екатерина Иванова (имя героини изменено) приехала к себе домой в Чехов на Kia Rio, как обычно, припарковалась у подъезда и отправилась спать. Она не заметила, как повредила задний бампер стоявшего рядом ВАЗ-21099 вишневого цвета, а сигнализация у припаркованной машины не сработала. Однако царапины и характерные следы от краски с утра обнаружила на своей машине владелица отечественного седана. Она сразу же поняла, кто задел ее автомобиль, а отыскать виновника было просто.
Оказалось, что у Ивановой под лобовым стеклом находилась табличка «Позвоните, если мой автомобиль мешает» с номером ее мобильного телефона. Потерпевшая попыталась ей дозвониться, но Иванова спала и трубку не поднимала. В итоге владелица притертого ВАЗа направила обидчице сообщение и параллельно вызвала инспекторов ГИБДД для оформления аварии.
Согласно материалам дела (имеются в распоряжении Autonews.ru), на место происшествия оперативно приехали инспекторы ГИБДД. Владелица ВАЗ рассказала инспекторам, что с утра обнаружила повреждение на бампере слева. Рядом стояла Kia со следами краски вишневого цвета на заднем бампере справа. После этого полицейские начали оформление ДТП и протокола об оставлении места аварии согласно ч. 2 ст. 12.27 КоАП. Ответственность за такое нарушение предполагает лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Сразу после приезда сотрудников ГИБДД пришла владелица Kia Rio. Она рассказала, что не слышала звонков, а как только прочитала сообщение, сразу спустилась во двор. И стала, как утверждала потом в суде водитель ВАЗ, стирать краску со своей машины. На вопросы о причастности к наезду Иванова отвечала путано и в итоге заявила о своей непричастности. Факт, что вечером именно она припарковала машину, Иванова не отрицала. В итоге, хотя автомобилистка и пришла к месту ДТП к моменту оформления происшествия, инспекторы все равно составили на нее протокол за оставление места аварии.
Кроме того, не подтвердились слова Ивановой о том, что она не задевала чужой автомобиль. Так, автотехническая экспертиза показала, что именно этот Kia Rio правой частью бампера въехал в левый задний бампер ВАЗ-21099. На основании этих материалов мировой суд лишил Иванову прав на год.
Как рассказала Autonews.ru адвокат Ивановой, старший юрисконсульт юридической компании «Правокард» Анна Куклева, такое решение автомобилистка обжаловала. В своих доводах она указала, что умысла сбегать с места ДТП у нее не было, поскольку она была уверена, что ни в кого не врезалась. Автомобилистка продолжала настаивать, что не устраивала ДТП, но в случае несогласия суда с ее позицией попросила «расценить вмененное ей правонарушение как малозначительное».
Суд второй инстанции к доводам лишенной прав Ивановой прислушался. Судья обратил внимание на пункт 2.5 ПДД, где прописано, что причастный к ДТП водитель обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Дальнейшие действия водителя в зависимости от обстоятельств и тяжести последствий ДТП регламентируются п. 2.6 и 2.6.1 ПДД. Так, если в результате происшествия погибли или ранены люди, водитель обязан принять меры для оказания первой помощи, вызвать скорую, полицию и так далее.
В случае же если в результате ДТП вред причинен только имуществу, причастный водитель обязан освободить проезжую часть, если создает препятствия для движения, предварительно зафиксировав положение автомобилей, и сообщить в полицию, если есть разногласия по обстоятельствам ДТП.
Если же погибших и пострадавших нет, а характер и перечень повреждений не вызывают разногласий участников ДТП, водители могут не сообщать о случившемся в полицию, а оформить аварию самостоятельно.
Как объяснил суд, основанием для лишения прав Ивановой стали изложенные в протоколе выводы о том, что она покинула место ДТП. Но невыполнение иных обязанностей, предусмотренных пунктом 2.5 ПДД, влечет административную ответственность по более «легкой» ч. 1 статьи 12.27 КоАП. Наказание по этой статье — штраф в размере 1 тыс. рублей.
«Из материалов дела следует, что на момент приезда сотрудников ГИБДД машина Ивановой находилась на месте ДТП, — говорится в решении Мособлсуда. — При этом под стеклом машины находился номер ее телефона, позволивший второму участнику ДТП с ней связаться, и она прибыла к месту оформления аварии в момент оформления его экипажем ДПС. Это подтверждается обеими участницами аварии. При таких обстоятельствах нет оснований для вывода об оставлении Ивановой места ДТП, участником которого она была».
На этом основании суд решил переквалифицировать вмененную Ивановой статью на ч. 1. ст. 12.27 КоАП — «Невыполнение обязанностей, предусмотренных ПДД в связи с ДТП». Таким образом автомобилистка отделалась штрафом.
Адвокат Анна Куклева уверена, что решающим обстоятельством для суда стало наличие под стеклом автомобиля Ивановой таблички с ее номером телефона. Помогло и то, что на момент прибытия инспекторов ГИБДД автомобили стояли в изначальном положении.
«Ключевой момент в том, что автомобилистка была готова пойти на контакт, не скрывала свои данные. Кроме того, если в ДТП нет погибших и пострадавших, водители вообще могут обойтись без полиции и оформить аварию самостоятельно при помощи европротокола и специальных приложений», — объяснила адвокат.
Напомним, что с 1 ноября 2019 года расширена сумма возможного страхового покрытия при оформлении европротокола для всех регионов России до 400 тыс. рублей.
В целом, по оценке эксперта, в таких случаях суды идут навстречу водителям и меняют ответственность с лишения прав на штраф. Главное, чтобы автомобилист смог доказать, что скрываться не собирался, а ущерб автомобилям был нанесен совсем небольшой. «Если бы с утра Иванова уехала и ее машину вычислили потом, проблем было бы гораздо больше», — отметила эксперт.
В случае если автомобилист обнаружил, что во время стоянки его машина получила повреждения, а виновник уехал, управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств компании «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов советует сразу вызывать инспекторов ГИБДД.
«Обращаться к участковому можно в случае, если повреждения причинены не автомобилем, а возникли по иной причине — например, разбили палкой стекло, бросили бутылку, на машину упала сосулька, кто-то поцарапал машину гвоздем, — пояснил Демидов. — За оставление места ДТП предусмотрено лишение прав. Но такое наказание работает только в случае ДТП. То есть одно из условий — повреждение должно быть причинено во время движения, а не, допустим, вмятина произошла из-за неосторожно открытой двери стоящего автомобиля».
Также эксперт посоветовал владельцам пострадавших в таких ДТП автомобилей самим проявить активность и поискать свидетелей, чтобы увеличить шансы найти виновника. В случае если водитель осмотрит двор и найдет автомобиль, стоит сообщить ГИБДД о своих подозрениях.
По словам представителя страховой компании, возмещение можно будет получить с виновника по ОСАГО. А если у него нет полиса, с помощью досудебного урегулирования либо по суду — уже в рамках гражданского иска после того, как будет доказана вина скрывшегося с места автомобилиста. Стоимость возмещения в случае суда должна определить независимая экспертиза.