Мелодика знаменного распева отличается чем
«Петь знаменное надо так, чтобы людям захотелось его слышать»
Беседа с Андреем Котовым, руководителем ансамбля «Сирин»
Андрей Николаевич Котов – руководитель ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», певец, композитор. Продолжая разговор о традиционной культуре, мы решили подробно расспросить исполнителя об аутентичном пении, его значении в нашей жизни и о других тонкостях древнерусской духовной музыки.
– Андрей Николаевич, расскажите о своем творческом пути. Когда вы приблизились к русской традиционной культуре? Чем она вас захватила?
– Я уже давно в традиционной музыке. Работал в ансамбле Д. Покровского, который обращается к русской традиционной культуре, казачьей культуре, русскому народному театру, духовным стихам, старообрядчеству.
Я всю жизнь пел. И моя мама пела. Знал оперу и советскую эстраду 1960-х, пел в хоре, ансамбле народных инструментов, организовал в подростковом возрасте вокально-инструментальный ансамбль, пел бардовскую песню и ходил в походы. Меня интересовала любая хорошая музыка.
Учился в Гнесинском институте. Поступил на народное отделение. Но понятия фольклора для меня не существовало. А буквально через две недели после начала учебы у меня было занятие по расшифровке: преподаватель дал мне расшифровать запись какой-то трехголосной песни. И когда я услышал это… настолько был поражен! Невероятной красоты сочетание голосов. И я понял, что существует вот такая аутентичная музыка, которая разительно отличается от всего слышанного мною ранее. Для меня это было потрясением.
Заведующая нашей кафедрой познакомила меня с Дмитрием Покровским в 1978 году. И после армии я вернулся в ансамбль Покровского. Это легендарный коллектив. Первые люди, которые вынесли на сцену подлинный фольклор вместо «клюквы». На них был спрос, они актуализировали фольклор и подняли его до уровня серьезной музыки. К нам на концерт ходили писатели, поэты, музыканты… Мы дружили с В. Распутиным, А. Шнитке, Р. Щедриным. Для них это была настоящая отдушина. Мы буквально завоевывали весь Советский Союз. Благодаря нашим выступлениям была поднята фольклорная тема во многих городах, появлялись ансамбли.
У Покровского я проработал десять лет. Он очень хотел, чтобы его ученики занимались каждый своим направлением. Покровский предложил мне обратиться к духовным стихам, древнерусской музыке. А мне было все интересно, и я согласился. И Покровский свел меня с людьми, которые ходили в экспедиции. Я был знаком с Д.С. Лихачевым, открыв рот слушал его рассказы. Расшифровывал знамена [1] в древних рукописях. Это очень сложная работа. Ведь при большом желании научиться петь по крюкам можно за месяц. А расшифровка – высший пилотаж.
– Что касается наоного пения… Сегодняшние старообрядцы в нем до конца не разобрались, и тем более не разобрались те, кто его в наши дни правил. Я, как профессиональный музыкант, прекрасно понимаю, что все наонные окончания слов – это огласовки этих самых окончаний. Просто, когда у тебя заканчивается слово на согласную, а попевка еще продолжается, например пропеваешь слово «посрамихом», а у тебя впереди еще два звука, знаменщики старых времен ставили «о», которое и пропевалось. Но это «о» не принадлежало слову, оно принадлежало звуку. И если вы эти связки будете воспринимать как связки, а не принадлежность к слову, у вас всё встанет на места. Ощущение, что люди, правившие древние книги, не воспринимали знаменное пение [4] как существование живого слова, для них это была музыка. Они были воспитаны в отдельном от слова музыкальном европейском мышлении. Поэтому у них существование слова от звука было раздельным. А люди, которые пели уже пространным большим знаменным распевом, когда попевка большая, а слово короткое, проставляли эти гласные, чтобы знать, как петь попевку. Для меня, как певца, это было очевидным. Если ты произносишь это не как слово, а как звук, у тебя слово не искажается.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
«С нами Бог» (фрагмент). Гимн знаменного роспева, глас 8-й. Ансамбль «Сирин»
– А что ощущаешь, когда встречаешься со знаменным пением?
Когда поешь в унисон, ты становишься единым голосом со всем клиросом. Слышишь не себя, а молитву и присутствуешь в ней
– В ансамбле Покровского мы пели стихеры Федора Крестьянина в расшифровке М.В. Бражникова. В 1970-е годы была издана книга «Шедевры древнерусского певческого искусства». Там были эти стихеры Федора Крестьянина, XVI век. Меня поразила мощь распева, само по себе состояние от унисонного пения. Сегодня далеко не все могут этого, кстати, достичь. Унисон – это когда ты себя не слышишь и превращаешься в единый голос со всем клиросом. «Едиными устами» – вот как это называется. Твой голос не торчит. Ни твой, ни головщика. Ты слышишь не себя, а молитву и присутствуешь в ней. Современному человеку это труднодостижимо, ведь мы воспитаны в определенном индивидуализме, есть свое «я», свой собственный красивый голос… А у людей традиции коллективное пение являлось и является совместным переживанием. Поэтому никто из них никогда не будет себя противопоставлять, выпячиваться, потому что для них ценнее всего пребывание вместе. В унисонном пении ценнее всего вот это «едиными устами». Могут меняться лады, ритмы, тональность, но это совершенно не имеет значения. В экспедиции я никогда не ездил для сбора материала, задачей было понять, почему знаменное пение поют именно так, а не иначе.
– Как русская традиционная песня «строить и жить» помогает?
– Мы все время произносим слово «традиционная». Что такое традиция? Это некий свод положительного опыта, который передается потому, что это хорошо. Традиционные рецепты бабушки, одежда и прочее. Все это передается нам от предков не просто так, а потому, что, несмотря на тленность всего и вся в этом мире, что-то ценное доходит до следующих поколений. Да так, чтобы и для детей это было ценным, с жизнью.
Традиционное пение является частью традиционной жизни. Если нет общества в традиции, нет и традиционной песни, оно превращается в архаичное искусство либо просто исчезает. Я-то профессиональный музыкант, и для меня это все музыка, но, когда в экспедиции пришлось столкнуться с людьми традиции, меня поразило, что они никогда ничего не создавали и не декларировали вроде: «Сейчас мы вам споем великую русскую песню!» Они говорили: «Мы нашу песню споем». И люди жили внутри этой песни! Они разговаривают между собой, когда поют. Настоящая традиционная культура подразумевает внутри себя полную свободу в рамках того языка, на котором эти люди говорят.
Да, ты не можешь петь никакие другие мелодии. Но когда я пою по знаменам, я ощущаю себя тварью Божией
А если говорить о знаменном распеве… Да, ты не можешь петь никакие другие мелодии. Но когда я пою по знаменам, у меня отсутствует проблема самоидентификации. Я присутствую в слове молитвы, ощущаю себя тварью Божией. Ценность и смысл слова начинают пониматься иначе. Ведь когда мы поем со сцены, мы делимся своим опытом. А когда я пою что-то знаменным распевом или читаю Псалтирь по правилам, текст начинает передо мной оживать и я его слышу. Почему запрещены интонации в церковном чтении? Чтобы я своими страстями не наполнял смысл. А если я этим не наполняю, я начинаю слышать слово, и оно может открыть передо мною что-то, чего я не знаю. И вот эта возможность открытия заложена в системе церковного чтения, знаменного пения и вообще в традиционной культуре. Свобода внутри языка. Внутренняя свобода. Не вседозволенность, а свобода.
– У человека есть внутренний ритм? Как он влияет на народную музыку и на него?
А внутренний ритм человека… Ну, положите руку на пульс – вот он ваш внутренний ритм. Есть понятие внутреннего лада, когда ритм дыхания, движения, пульса, эмоции пребывают в гармонии. Я как-то прочел, что бег вреден. Собака или лошадь бегает – это нормально. Человек – нет. Человек бежит в двух случаях: или он за кем-то гонится, или от кого-то убегает. В этих случаях его физическое и эмоциональное состояние совпадают и не разрушают человека. Но если ты бежишь, а эмоциональное состояние на нуле – в этот момент идет гигантская нагрузка на организм. Пение и пляска, например, гармонизируют внутренние ритмы. Имея опыт пения и пляски, человек своими ритмами очень хорошо управляет.
Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. А теперь партес – это часть нашей культуры
– Знаменная система на 80% была устной. Какая у нас последняя книга, переведенная на знамена? Обиход. Почему? Да потому что это всем было понятно. К 7 годам у ребенка вся интонационная система была на «ушах». Вот эта попевка вот этим значком записывается, и все. Это и был подход через реальную церковную жизнь. А сегодня мы пытаемся прийти искусственным путем к тому, что тогда было естественным. Поэтому появляются дурацкие проблемы противостояния наречного и наонного пения в знаменном распеве. А если возникает желание показать, что только у нас правильно, это глупость и гордыня.
Если бы мы жили в конце XVII века, разговор о партесе был бы актуален. Но в генетическом коде народа за последние 300 лет заложено гармоническое звучание партеса. Оно является естественным, и потребность эта является естественной. Вся современная казачья песня формировалась в XIX веке, и она сформирована партесом. Язык был связан с церковным пением. И партес – это часть нашей культуры. Взять и исключить это нельзя. Если хотим что-то изменить, жизнь надо менять. И петь знаменное надо на службе так, чтобы людям захотелось его слышать.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность Размер )
«Богородице Дево, радуйся» (распев московского Воскресенского монастыря, XIX в.). Ансамбль «Сирин»
– Возможно ли сегодня вернуться к традиционному образу жизни?
– Ничего возродить в первозданном виде нельзя. Если мы хотим, чтобы у нас появилась традиционная культура высокого типа, нам надо уезжать в деревню. Пройдет 100, 200, 300 лет, и появится устойчивая традиция. Мы не знаем, какой она будет, но мы можем создать условия. Все остальное – это реконструкция.
«Когда молод был». Андрей Котов и ансамбль «Сирин»
[1] Знамена, крюки – знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации черточек, запятых, точек; имеют византийское происхождение; применялись в русском церковном пении. Указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты.
[2] Наречное пение – тип знаменного пения, появившийся в XVI в., но получивший распространение позже, в 1640-х гг. Противопоставляется наонному пению как более понятное, без произношения конечных и срединных редуцированных.
[3] Наонное пение – вид знаменного пения, при котором полугласные – редуцированные звуки (еры) церковнославянского языка, обозначающиеся буквами Ъ и Ь, – распеваются как звуки о и е.
[4] Знаменное пение (крюковое пение) – тип церковного пения, в основе которого одногласное (унисонное) исполнение композиции.
[5] Партесное пение – тип церковного пения, в основе которого многоголосное хоровое исполнение.
Что такое знаменный распев: значение, история, виды
Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.
В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения.
Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. появление в текстах особых киноварных (красных) помет сделало доступным обозначение звуковысотности крюков.
Духовная составляющая знаменного распева
Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий – это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов. Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.
Пример песнопения, созданного на основе знаменного распева:
С. Трубачёв “Милость мира”
Благодаря диатоническому звукоряду, знаменный распев звучит величественно, бесстрастно, строго. Мелодике одноголосного молитвенного распева свойственно плавное движение, благородная простота интонаций, четко оформленный ритм, завершенность построения. Распев находится в совершенной гармонии с исполняемым духовным текстом, а пение в унисон сосредотачивает внимание поющих и слушателей на словах молитвы.
Из истории знаменного распева
Пример знаменной нотации
Раскрыть полнее, что такое знаменный распев поможет обращение к его истокам. Знаменное церковное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики, из нее же заимствован русским православием годичный круг осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов). Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг. Каждая мелодия связана с конкретным богослужебным текстом и привязана к определенному времени дня, недели, года.
На Руси распевы греческих певцов постепенно видоизменялись, вбирая в себя особенности церковнославянского языка, русские музыкальные интонации и метроритмы, приобретая большую напевность и плавность.
Виды знаменного распева
Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.
Из названных стилевых разновидностей знаменного пения – демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.
В конце XVI в. зарождается «большой знаменный распев», ставший высшей точкой развития русского знаменного пения. Протяженный и распевный, плавный, неспешный, снабженный обилием обширных мелизматических построений с богатыми внутрислоговыми распевами, «большой знаменный» звучал в самые значительные моменты богослужения.
Мелодика знаменного распева отличается чем
ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ [знаменный роспев, знаменное пение, крюковое пение] – основная певческая традиция Древней Руси. Получил распространение после принятия христианства и поныне сохраняется в богослужебном пении. (Православная энциклопедия).
Знаменный распев – исконная форма русского богослужебного пения, величайшее достояние нашей культуры.
Само название знаменный распев происходит от формы записи – «знаменами» т.е. особыми знаками. Такая нотация называется знаменная или крюковая (от названия наиболее употребительных знаков – крюков).
Древнее русское слово «распев» ( от глагола «распеть») означает распределение и обработку мелодического материала (мелодических формул: попевок, лиц, фит) по данному, распеваемому тексту.
Однако процесс древнерусского церковного песнотворчества – это не музыкальная обработка в современном понимании, и даже не переложение текста на музыку, а нечто более сложное, требующее не столько музыкального мастерства, сколько благодатного озарения Свыше. Знаменный распев не возник стихийно и не имеет автора в современном смысле; он развивался незаметно, подобно растению. (Прот. Борис Николаев)
В течение многих веков трудами в основном безымянных музыкантов-распевщиков создавался «монументальнейший свод мелодических сокровищ», годовой цикл богослужебного русского знаменного пения. (Б.П. Кутузов)
Становление и развитие Древнерусского богослужебного пения
Русь приняла от Восточной Византийской Церкви Православие, а вместе с ним и богослужение. Знаменное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики. Это подтверждается сходством певческих знаков, общностью мелодических оборотов старого византийского и русского знаменного пения.
«Русь — полноправная наследница Византии не только в преемстве веры, но и в церковных обычаях и установлениях. Церковная письменность, иконопись, архитектура, пение — несут на себе отпечаток этого родства, свидетельство своего благородного происхождения». ( Иером. Павел Коротких)
Нотированные рукописи ранней эпохи свидетельствуют о сходстве многих мелодических оборотов с византийскими прототипами.
Однако уже в древнейших нотированных списках заметны признаки переработки византийского мелоса и форм записи напевов. Древнерусские рукописи имеют очевидные отличия от византийских аналогов.
Как замечают исследователи древнерусского церковного пения, сопоставляя греческий и славянский варианты одного и того же песнопения, произошла адаптация византийского пения на русской почве, а не его славянское копирование. Проще говоря, знаменная мелодия – это русская переработка греческого осмогласия.
Мелодия, являясь вторым средством общения, так же как и язык (первое средство общения), имеет свои национальные особенности.
По мере усвоения духа, характера и музыкальной техники греческого песнотворчества среди русских появляются и свои собственные «мастера пения». Постепенно мелодический язык был адаптирован к особенностям русского музыкального мышления.
Текст богослужения перевели свв. Кирилл и Мефодий, а мелодию постепенно перевела православная Русь. Перевод этот продолжался несколько столетий, так как это был новый самобытный «богослужебно-музыкальный» язык – знаменный распев. (Прот. Борис Николаев)
Знаменный распев есть совокупность мелодий православного византийского (греко-сирийского) церковного осмогласия, разработанных и усовершенствованных в духе русского Православия богопросвещенными песнотворцами и знаменотворцами Русской Православной Церкви и записанных посредством русской знаменной (безлинейной) нотации, ими же разработанной и усовершенствованной. (Прот. Борис Николаев)
Особенности знаменного распева
Знаменный распев — огромное достояние отечественной культуры. Он представляет собой особый пласт музыкального искусства, который вобрал в себя как национальное интонирование и фольклорные истоки, так и в переработанном виде элементы византийской церковно-певческой культуры. В дальнейшем он стал одним из главных истоков отечественной профессиональной музыки, придавая ей неповторимое своеобразие и высокую духовность.
Знаменный распев имеет не только историческую, но и духовную ценность. Как известно, древнерусское церковное пение исполнялось одноголосно, в унисон. «Опыт унисонного пения… показал, что верующие положительно относятся к этой манере пения. Особенно… тонко постигают духовную красоту и церковность древних одноголосных распевов художники, знающие древнюю иконопись, может быть, потому, что церковное пение и иконопись во многом родственные искусства» ( Б. П. Кутузов ).
«Одноголосие знаменного распева является средством, способствующим концентрации внимания и ума» ( прот. Борис Николаев ).
Типологической параллелью унисонному знаменному пению являются необъемные древнерусские иконы. Их строгая простота как нельзя лучше подходит к строгому, одноголосному звучанию знаменного распева.
В основе знаменного распева лежит полный двенадцатиступенный звукоряд, принятый в Древней Руси и сложившийся к концу XV в., времени реформы церковного пения.
Звукоряд делится на четыре равные группы звуков, которые называются согласиями.
Древнерусская монодия — это модальная система. Здесь нет сквозного тонального тяготения, доминирующего основного тона в отличии от ладотональной западноевропейской системы, а есть мелодическое движение по определенному звукоряду.
Знаменный распев, как и язык, трудно поддается гармонизации. Это связано с тем, что современное понятие лада, применяемое для мажоро-минорной тональной системы, не применимо для знаменного распева.
Эта модальная ладовая система функционирует в рамках мелодических формул — попевок, из которых и состоит знаменный распев.
«Попевка» или как её называли «кокиза » — это законченная мелодическая фраза. Попевка является «строительной единицей» знаменного распева. Мелодия песнопений знаменного распева состоит из различных комбинаций попевок данного гласа.
Распевщики не сочиняли своих мелодий, но распевали новые тексты, в зависимости от гласа и содержания песнопения, с помощью существующих попевок.
Кокизы (попевки) на протяжении веков вырабатывались в недрах Церкви и не имеют определенного автора.
Важнейшим принципом ладовой организации церковного пения была система осмогласия. (Осмогласие — система 8 гласов.) Сложившаяся в Византии в VIII в. и получившая окончательное завершение в трудах Иоанна Дамаскина, она была перенесена на Русь, но усвоена по-новому.
В знаменном распеве глас — это совокупность устойчивых мелодических формул (попевок, лиц и фит), характерных для каждого гласа.
Большая часть песнопений знаменного распева подчиняется системе осмогласия. Такие песнопения называются столповым распевом (каждый глас звучал неделю, потом сменялся следующим. Восемь недель образовывали столп).
Однако есть меньшая часть песнопений знаменного распева, которые образуют негласовое пение (обиход).
Знаменный распев не имел автора и не возник стихийно. Он возникал и развивался постепенно в течение многих веков, трудами в основном безымянных музыкантов-распевщиков создавался «монументальнейший свод мелодических сокровищ», годовой цикл богослужебного русского знаменного пения. ( прот. Борис Николаев ).
Их творчество заключалось во многом умении распевать текст песнопения на основе существующих канонических образцов, строго следуя содержанию текста песнопения и законам в распеве гимнографии.
Творчество распевщиков было анонимно, однако история сохранила имена некоторых мастеров знаменного пения: Феодор Христианин, Иван Акимов, Савва и Василий Роговы, Иван Нос, Паисий Литвинов, Иван Лукошко, Степан Голыш и другие.
«Наше церковное пение создано подвижниками благочестия, людьми, которые в результате личного духовного опыта смогли создать Царствие Божие внутри самих себя (Лк. 17, 21). Их внутренний духовный мир, преисполненный небесной сладости, отразился в их песнотворчестве, как в чистой прозрачной воде отражается небесная лазурь. Только такие творцы… могли создать мелодию, являющуюся голосом Церкви, ее «мелодическим богословием» (Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский)
Знаменный распев сохранился в большом корпусе богослужебных книг. Количество песнопений знаменного распева огромно — это весь богослужебный годовой цикл Русской Православной Церкви.
Расшифровка знаменной крюковой нотации (пометной) не представляет большой трудности, однако и по сей день в архивах и хранилищах находится большое количество нерасшифровонных рукописей. Беспометные рукописи XI – XVI веков практически не расшифрованы.
История знаменного пения
Богослужебное пение на Руси возникло как знаменное пение.
В то время как другие распевы появлялись и сходили на нет, знаменный распев существовал на протяжении всей истории русского богослужебного пения и продолжает существовать в наши дни.
Начиная с XI века и по XVII век знаменный распев звучал на Руси повсеместно. Переломным моментом для знаменного распева стала середина XVII в. — церковная реформа патриарха Никона.
В конце XVII века в связи с реформами возникает новая культурно-историческая ситуация на Руси, наступает время сближения с другими культурами. С одной стороны это южнославянские и балканские распевы (киевскоий, болгарский, греческий), с другой — западный польский, итальянский стиль многоголосного партесного пения. Знаменный распев утратил прежнее значение.
С конца XVII века — начала XVIII века крюковая запись стала заменяться нотной. Была сделана новая редакция песнопений с учетом церковной реформы.
В целях предохранения знаменного распева от искажений и установления единообразия текста в XVIII веке по распоряжению Синода русской православной церкви песнопения знаменного распева были переведены на пятилинейную квадратную нотацию в т.н. цефаутном ключе. В 1772 году были изданы сборники: «Обиход церковный нотного пения», «Ирмологий нотного пения», «Октоих нотного пения» и «Праздники нотного пения». В 1891 была издана «Триодь постная и цветная». Расшифровки делались по крюковым рукописям Успенского Кремлевского собора.
Неоднократно переиздаваемые на протяжении всего XIX в. вплоть до 1917 г. книги эти хранили в себе образцы древнего русского пения и всю структуру знаменного распева. (Владимир Мартынов)
Знаменный распев продолжал звучать в монастырях с древними традициями пения и некоторых приходских храмах вплоть до закрытия их уже при советской власти. Это московский Кремлевский Успенский собор, Соловецкий, Валаамский, Саровский, Спасо-Андроников, Новгород-Юрьевский, Николо-Пешношский, Иосифо-Волоколамский, Стефано-Ульяновский монастыри, Киево-Печерская лавра, Гефсиманский скит, церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери, что на Воронцове поле в Москве, и вероятно, многие другие наши монастыри и храмы.
Звучал знаменный распев и в Спасо-Андрониковом монастыре. Сохранились свидетельства, что Сергей Васильевич Рахманинов часто посещал этот монастырь, где слушал старинный знаменный распев, звучавший под сводами древнего Спасского собора и Архангельской церкви.
Вот какие воспоминания о композиторе оставил об этом известный органист и педагог, профессор Московской консерватории А.Ф. Гедике:
«Он очень любил церковное пение и частенько, даже зимой, вставал в семь часов утра и в темноте, наняв извозчика, уезжал в большинстве случаев на Таганку, в Андроньев монастырь, где выстаивал в полутемной огромной церкви целую обедню, слушая старинные суровые песнопения из Октоиха, исполняемые монахами… Это производило на него сильное впечатление.» (А.Ф. Гедике «Памятные встречи»)
Возрождение знаменного пения в ХХ веке
После октябрьского переворота 1917 года знаменный распев, наряду со всеобщим церковным культурным наследием, оказался чуждым новой идеологии и практически перестал звучать за богослужением.
В середине XX века большое значение имела деятельность ученого М.В. Бражникова, который не дал оборваться традиции изучения и реставрации русского знаменного пения в самое трудное время, продолжив изучение знаменного распева, и развив научное направление, заданное предшественниками в XIX веке Д.В. Разумовским, В.М. Металловым, С.В. Смоленским, А В. Преображенским: изучение древнерусской музыки, певческих рукописей и их публикация. «Бражников совершил в нашей музыкальной культуре тот же переворот, — пишет Н. Кожевникова, — что произошел в живописи, когда реставраторами был снят на иконах слой за слоем олифы и глянули первозданные краски — Рублев, Дионисий, Феофан Грек». ( Н. Кожевникова «Хор ангелов доносится с земли»)
Со знаменным распевом мир смог познакомиться лишь благодаря сотрудничеству М.В. Бражникова с хоровой капеллой А.А. Юрлова, потому что мало расшифровать музыкальные крюковые древние рукописи, надо еще, чтобы они зазвучали, были донесены до слушателя, причем донесены аутентично своему содержанию. Запись (пения хоровой капеллы имени А. А. Юрлова) были сделаны в 1966 году.
Школа М.В. Бражникова, созданная им в Петербургской консерватории, ныне активно работает: это и ежегодный международный научно-творческий симпозиум «Бражниковские чтения», и публикации научных статей, и издание текстов рукописей, и многое другое.
Первые попытки возрождения знаменного распева в церковной практике относятся к 70-м годам XX века. Первая знаменная литургия полностью была отслужена в Троице-Сергиевой лавре в 1980 году. Регентовал на этом богослужении А.Т. Гринденко, который с конца 70-х годов серьезно изучал знаменный распев и собрал хор семинаристов. Этот хор просуществовал до 1987 года, когда Анатолий Тихонович Гринденко создал хор при Издательском отделе, преобразованный впоследствии в хор «Древнерусский распев».
В 1995 году по инициативе наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Феогноста было решено проводить регулярные богослужения в Троицком соборе, древнейшем храме монастыря. Регентом хора Троицкого собора с этого момента был назначен игумен Глеб (Кожевников). Особую роль в дальнейшем развитии хора сыграл Андрей Орлов (ныне священник, преподаватель Николо-Перервинской семинарии). Традиция эта жива и поныне — монахи и семинаристы до сих пор регулярно поют на ранней Литургии в Троицком соборе знаменным распевом.
В 1983 году в Москве открылся Данилов монастырь, и почти сразу на его клиросе зазвучал знаменный распев. Регентом хора стал А.Т. Гринденко, а одним из певчих — Борис Павлович Кутузов. Сейчас хор Анатолия Гринденко — широко известный коллектив, исполняющий песнопения древних распевов, знают его и за рубежом нашей страны.
Знаменное пение в Спасо-Андрониковом монастыре
C 1990 года, после длительного перерыва советского времени, в Спасском соборе бывшего Андроникова монастыря стали регулярно совершаться богослужения. По благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на службах стал употребляться древний знаменный распев.
Последователь А.Т. Гринденко — Борис Павлович Кутузов, регент Спасского собора Андроникова монастыря заинтересовался знаменным распевом и вскоре начал со своим хором осваивать знаменные песнопения во вновь открытом после 70-летнего перерыва храме.
При Спасском соборе начинает работать «Школа знаменного пения», где регулярно проводятся занятия по знаменному пению. Так Спасский собор стал одним из немногих мест, где восстанавливается традиция древнерусского пения.
Первым этапом возрождения в Спасо-Андрониковом монастыре знаменного пения можно назвать практику пения по пяти синодальным нотным сборникам, то есть пение по нотам.
На втором этапе Борис Павлович Кутузов и его ученики много сил потратили на изучение безлинейной крюковой нотации, по которой пели наши предки вплоть до начала XVIII века. Они расшифровали многие песнопения знаменного распева с древних крюковых рукописей, хранящихся в библиотеках и архивах — в том числе, в собрании Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который находится сейчас на территории Спасо-Андроникова монастыря. Эти расшифровки представляют особенную ценность, поскольку через них мы можем приобщиться к утраченным сокровищам древнерусского богослужебного пения. Сегодня прихожане имеют возможность их услышать за богослужением в храмах древнейшей обители Москвы.
На Подворье Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря проходят занятия по изучению крюковой нотации, регулярно ведется расшифровка песнопений знаменного распева. Исследовательская и научная деятельность наших певчих находятся в общем русле с исследованиями ученых-медиевистов, которые собирают, изучают и исполняют знаменные песнопения по крюковым рукописям.
«На сегодняшний день расшифровано всего лишь около 50 процентов знаменных рукописей (конец XVI — XVII вв.). Какие же шедевры скрыты в нерасшифрованной части пометного знамени, а главное, в пока еще нечитаемых рукописях беспометного периода, охватывающего шесть веков, можно лишь предполагать. Немые пока крюковые рукописи шестисот лет русского знаменного пения с предполагаемыми в них музыкальными кладами волнуют воображение, кажется, более на Западе, чем у нас дома». (Б.П. Кутузов)
Кроме расшифровок создаются и новые песнопения в каноне знаменного пения. Это творчество было продиктовано необходимостью: некоторые важные службы утеряны, например, не удалось найти службу прпп. Андронику и Савве, первым игуменам монастыря, или появляются службы вновь канонизированным святым, например служба прп. Андрею Рублеву.
Третий этап — просветительская работа, издательство и распространение новых расшифровок. Храмом Спаса Нерукотворного Образа было издано около 40 сборников знаменного пения. Благодаря этим нотам, которые нередко распространяются на безвозмездной основе, во многих других монастырях и храмах по всей России также начался процесс возрождения практики знаменного пения.
С 1990 Спасский собор Андроникова монастыря являлся центром изучения знаменного распева в Русской православной церкви. Много учеников и последователей выучились в этой школе и продолжили развивать знаменное пение в храмах Ростова Великого, в Борисоглебском монастыре, в Серпуховском Владычнем монастыре, в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Челябинске, в Севастополе, в Минске, в Новгороде и других городах, в республике Абхазия.
Ученики Бориса Павловича в Новосибирске создали крупнейшее в мире хранилище знаменного распева «Знаменный фонд» (http://znamen.ru). Хор Подворья Патриарха Московского и всея Руси храмов Андроникова монастыря активно сотрудничает с фондом, наполняя знаменный фонд новыми расшифровками.
Знаменный хор существует в Спасо-Андрониковом монастыре с момента открытия Спасского собора в 1990 году и постоянно участвует в богослужениях в храмах Подворья Патриарха Московского и всея Руси Андроникова монастыря. В настоящее время на Подворье существуют три знаменных хора: мужской и женский (правый и левый клирос), а также молодежный, которые поют в одной музыкальной традиции, дополняя друг друга.
Певцы хора в разное время пели на концертах в Храме Христа Спасителя, в Резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в Свято-Даниловом монастыре, Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева и др.
Певчие и регенты участвовали с докладами и выступлениями на Международных конференциях. За эти годы были изданы кассеты и диски с записями знаменного распева.