Мемуары это что такое простым

Значение слова «мемуары»

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

1. Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали.

2. Литературное произведение в форме личных воспоминаний о событиях прошлого. Иные пишут свои мемуары потому, что в них много интересного в историческом отношении; другие потому, что им еще раз хочется пережить счастливые молодые годы. Гаршин, Надежда Николаевна.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, «Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

МЕМУА’РЫ, ов, ед. нет, м. [фр. mémoires]. 1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.). 2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

мемуа́ры

Делаем Карту слов лучше вместе

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простымПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: обхаживание — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

мемуары

Полезное

Смотреть что такое «мемуары» в других словарях:

МЕМУАРЫ — (фр., от memoire память). 1) записки очевидца о событиях. 2) записки ученых обществ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕМУАРЫ записки современников о событиях и лицах, имеющих историческое значение,… … Словарь иностранных слов русского языка

мемуары — См … Словарь синонимов

Мемуары — МЕМУАРЫ фр. слово, записки современников о достопамятных событиях, в которых они принимали непосредственное личное участие, или известных им от очевидцев. Как исторические материалы и документы, записки имеют более или менее значительную… … Словарь литературных терминов

мемуары — МЕМУАРЫ, автобиография, воспоминания, записки … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

МЕМУАРЫ — (французское memoires воспоминания), разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был … Современная энциклопедия

МЕМУАРЫ — (франц. memoires воспоминания) разновидность документальной литературы, литературное повествование участника общественной, литературной, художественной жизни о событиях и людях, современником которых он был. Ср. автобиография … Большой Энциклопедический словарь

Мемуары — (писать, читать) воспоминанія. Ср. Это я, недавно, въ мемуарахъ одного поэта прочелъ. Боборыкинъ. Трупъ. 2. Ср. Mémoire (memoria) память, записки, памятная запись. Ср. Memini, вспоминаю … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

МЕМУАРЫ — МЕМУАРЫ, мемуаров, ед. нет, муж. (франц. mémoires). 1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником которых был автор (лит.). 2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.). Толковый… … Толковый словарь Ушакова

МЕМУАРЫ — МЕМУАРЫ, ов. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий. Военные м. | прил. мемуарный, ая, ое. М. жанр. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Мемуары — кніга пра жыццё, якое хацеў бы пражыць яе аўтар … Слоўнік Скептыка

Источник

Мемуары

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары не тождественны ни автобиографии, ни хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же («Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут обнимать значительный период времени (иногда всю жизнь автора), соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Мемуаристы (не всегда осознанно) стараются представить себя перед потомством в выгодном свете, оправдать свои неудачи и похождения, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Содержание

Мемуары как литературный жанр

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Отдельные мемуары обладают незаурядными литературными достоинствами. Беллетризованные записки С. Аксакова, Л. Толстого, А. Белого, Г. Иванова, В. Набокова и других крупных писателей более значимы с литературной точки зрения, чем с исторической. В автобиографической трилогии Толстого и у Достоевского в «Записках из Мёртвого дома», несмотря на очевидную перекличку описываемых событий с перипетиями жизни писателей, расстояние между автором и повествователем подчёркнуто тем, что рассказчику дана вымышленная фамилия. В то же время многотомные автобиографические сочинения таких писателей, как Шатобриан («Замогильные записки») и Герцен («Былое и думы»), претендуют на объективность. Эти авторы рисуют широкую панораму современной им частной и общественной жизни наподобие «романа-потока».

Для многих писателей первостепенны воспоминания о детстве как о периоде складывания личности. Иногда автор бывает настолько увлечён «жизнетворчеством», что его сочинение не может претендовать на историческую достоверность. К примеру, воспоминания В. Ходасевича о Серебряном веке, собранные в книге «Некрополь», считаются относительно достоверными, несмотря на шаржированность литературных портретов, тогда как повествующие о том же периоде «Петербургские зимы» Г. Иванова расцениваются в литературоведении как плод мифологизации реальных лиц, событий и фактов. Зыбкое равновесие между субъективным и объективным в мемуарной прозе превращает её в излюбленное поле для художественных экспериментов писателей-модернистов и постмодернистов (Жан Жене, Генри Миллер, Ален Роб-Грийе).

«Золотой век» мемуаров

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мода на мемуарные сочинения, как и само слово «мемуары», распространилась по Европе XVII-XVIII веков из Франции старого уклада. Предшественниками современных мемуаров считаются хроники средневековых французских историков Виллардуэна, Жуанвиля, Коммина, в которых сделан акцент на их собственном участии в описываемых событиях. Записки о своей жизни оставили многие высокопоставленные французы эпохи Возрождения, включая маршалов Флёранжа, Монлюка и Бассомпьера.

Следующую волну мемуарной литературы породила Фронда. Её ветераны, будучи удалены от версальского двора, пытались оправдаться перед потомками в записках, как правило, не предназначавшихся ими для публикации. Наиболее значительные сочинения этой группы принадлежат перу герцога Ларошфуко и кардинала де Ретца. В общей сложности написанием мемуаров озаботились свыше 260 деятелей двора Людовика XIV, не исключая его ближайших родственников. Наиболее развёрнутую хронику версальского двора «великого века» дал герцог Сен-Симон. Его мемуары были задуманы как опровержение на записки маркиза Данжо. Обладая даром едкой, остроиронической зарисовки, герцог задним числом расквитался на страницах своих записок со многими недругами, которых ныне помнят только благодаря тому, что они были упомянуты Сен-Симоном.

Сочинения придворных «короля-солнца» отличались злободневностью и злоязычием. По этой причине многие из записок впервые увидели свет за пределами Франции (например, в Соединённых провинциях). Подлинный наплыв старых мемуаров пришёлся на начало XIX века, когда были смягчены цензурные запреты. Тогда же выступили с мемуарами графиня де Жанлис и мадам Кампан — старые аристократки, блиставшие ещё при дворе Марии-Антуанетты и пережившие все злоключения революции, эмиграции и империи. Мода на мемуарную литературу породила и спрос на подделку воспоминаний известных личностей. Этим промышлял, в частности, Гасьен де Куртиль де Сандра, опубликовавший, среди прочего, апокрифические записки капитана мушкетёров д’Артаньяна, использованные Дюма-отцом при написании романа «Три мушкетёра».

Русские мемуары допетровского времени

В русской литературе ряд записок начинается «Историей князя великого Московского о делах, яже слышахом у достоверных мужей и яже видехом очима нашими» за авторством князя Курбского. Она носит характер скорее памфлета, чем объективного исторического сочинения.

Записки о пребывании в России XVI—XVII вв. оставили многие иностранцы, в особенности участники польского осадного сидения 1611-12 гг. Предвзятость с налётом публицистики не чужда двум крупнейшим повествованиям о Смутном времени — «Временнику» Ивана Тимофеева и «Сказанию о Троицкой осаде» Авраамия Палицына. В обоих трудах заметно желание обличить пороки общества и ими объяснить происхождение Смуты; этой задачей объясняется обилие отвлечённых рассуждений и нравоучений.

Позднейшие труды очевидцев Смуты, появившиеся при первых Романовых, отличаются от ранних большей объективностью и более фактическим изображением эпохи («Словеса» кн. И. А. Хворостинина, повесть кн. И. М. Катырёва-Ростовского, внесенная в хронограф Сергея Кубасова), но и в них изложение часто бывает подчинено условным риторическим приемам (записки кн. Семёна Шаховского, относящиеся к 1601—1649 гг.).

В правление Алексея Михайловича и его сыновей в русской литературе появляются собственно личные воспоминания, отступающие от литературного шаблона, — сочинения Котошихина и Шушерина, старообрядцев Семёна Денисова и Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума» — общепризнанная вершина русской литературы XVII века. Авторы этих записок — учёные люди допетровского времени: дьяки либо представители духовенства.

Русские мемуары XVIII—XIX веков

С распространением в Российской империи моды на всё французское русские дворяне, выйдя в отставку, стали поверять свои воспоминания бумаге, зачастую по-французски. Первые дворянские записки предназначались исключительно для чтения в домашнем кругу. Среди авторов мемуаров конца XVIII и начала XIX вв. велик процент женщин. Вслед за Екатериной II придворные дамы Е. Р. Дашкова, В. Н. Головина, Р. С. Эдлинг и др. оставили записки на французском. Среди записок XVIII века, составленных на русском языке, Д. С. Мирский отдаёт пальму первенства короткому, непосредственному мемуару Н. Б. Долгоруковой, одной из первых писательниц в России.

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Из государственных деятелей XVIII века записки о своей карьере оставили кабинет-секретари Я. П. Шаховской, А. В. Храповицкий и А. М. Грибовский. В своих многотомных записках долгожитель А. Т. Болотов (1738—1833) представил подлинную энциклопедию жизни русского дворянства, как столичного, так и провинциального. И. М. Долгоруков, И. И. Дмитриев и другие литераторы, тяготевшие к сентиментализму, ностальгически воспевали в мемуарах «сердца сладкие обманы».

Наибольший литературный интерес среди произведений конца XVIII века представляют близкие к мемуарным путевые записки Д. И. Фонвизина и Н. М. Карамзина. Они преподносились читателям как непосредственные письма с чужбины, хотя на деле представляют собой плод кропотливого литературного труда. Ещё одна специфическая форма русской мемуарной литературы, — семейные хроники М. В. Данилова, Е. А. Сабанеевой, Л. А. Ростопчиной, в которых прослеживается жизнь нескольких поколений одной семьи (часто провинциальной).

Обособленный массив мемуарной литературы образуют записки о событиях 1812 года (Д. В. Давыдов, С. Н. Глинка, Н. А. Дурова и др.). Богатый материал по общественной жизни пушкинской эпохи дают мемуары Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина, записные книжки С. П. Жихарева и П. А. Вяземского. Вся первая треть XIX века освещена в записках Е. Ф. Комаровского, А. М. Тургенева и Ф. Ф. Вигеля. Последние по изяществу слога и остроте характеристик некогда признавались за лучший образец мемуарной литературы своего времени. П. А. Плетнёв аттестовал их следующим образом:

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Светские салоны середины XIX века описаны многочисленными мемуаристками, среди которых А. О. Смирнова, Е. А. Сушкова, А. Ф. Тютчева. Более сухим языком пишут государственные деятели из высшего чиновничества (М. А. Корф, К. И. Фишер). Панорама литературной жизни 1840-х гг. развёрнута в воспоминаниях В. А. Соллогуба, А. В. Никитенко, П. В. Анненкова, Д. В. Григоровича, А. А. Григорьева, А. А. Фета, Т. П. Пассек, П. А. Каратыгина, А. Я. Панаевой и её мужа И. И. Панаева.

О событиях в России конца XIX века оставили весьма обстоятельные записки многочисленные писатели и общественные деятели (П. А. Кропоткин, П. Д. Боборыкин, Б. Н. Чичерин, А. Ф. Кони), представители художественной интеллигенции (И. Е. Репин, К. С. Станиславский, А. Н. Бенуа, М. К. Тенишева), высшего чиновничества (В. П. Мещерский, С. Д. Урусов, В. Ф. Джунковский, С. Ю. Витте). Жизнь при дворе последнего царя охарактеризована в мемуарах, составленных уже в эмиграции Ф. Юсуповым и А. Вырубовой, а также перешедшим на советскую службу А. А. Игнатьевым.

Издания русских мемуаров

Осознание исторической ценности мемуаров частных лиц, в том числе описаний повседневной жизни русского дворянства екатерининской и пушкинской эпох, произошло не сразу. Собрание русских мемуаров впервые стал издавать украинец Ф. О. Туманский; затем И. П. Сахаров издавал «Записки русских людей. Сборник времен Петра Великого» (СПб, 1841).

Задаче систематической публикации мемуаров посвятили себя во второй половине XIX века журналы «Русская старина» М. Семевского, «Русский архив» П. Бартенева и «Исторический вестник» С. Шубинского. Семевский лично убедил многих очевидцев исторических событий поверить свои воспоминания бумаге. Основная часть записок, появившихся на страницах этих исторических журналов, в советское время не переиздавалась и стала библиографической редкостью.

Советских читателей с воспоминаниями о классиках русской литературы с 1948 года знакомила специализированная «Серия литературных мемуаров» (издательство «Художественная литература»). Первыми были изданы со вступлением К. Чуковского воспоминания А. Я. Панаевой. В 1959 г. «Воениздат» запустил серию «Военные мемуары». Воспоминания советских деятелей публиковались «Политиздатом» в серии «О жизни и о себе».

Мемуарные произведения Востока

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуары это что такое простым. Смотреть фото Мемуары это что такое простым. Смотреть картинку Мемуары это что такое простым. Картинка про Мемуары это что такое простым. Фото Мемуары это что такое простым

Мемуарные произведения в целом характерны для западной литературной традиции со свойственным ей вниманием к конкретной человеческой личности, хотя можно отнести к мемуарам и автобиографические сочинения восточных авторов (например, «Бабур-наме»). Мемуарный тип повествования преобладает в автобиографической «Непрошенной повести» Нидзё — придворной дамы японского императорского дворца (вторая половина XIII века).

Литература

Ссылки

В Интернете существует несколько достаточно подробных полнотекстовых собраний русской мемуарной литературы:

Источник

Что такое мемуары.

Мемуа́ры (фр. mémoires), воспоминания — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев. Важная особенность мемуаров заключается в установке на «документальный» характер текста, претендующего на достоверность воссоздаваемого прошлого.

Мемуа́рная литерату́ра, мемуа́ры (от фр. mémoires — воспоминания) — записки современников, повествующие о событиях, в которых автор мемуаров принимал участие или которые известны ему от очевидцев, и о людях, с которыми автор мемуаров был знаком. Важная особенность мемуаров заключается в претензии на достоверность воссоздаваемого прошлого и, соответственно, на документальный характер текста, хотя в действительности не все мемуары являются правдивыми и точными.

Мемуары не тождественны автобиографии и хронике событий, хотя в обиходе эти понятия могут использоваться как синонимы. Мемуарист пытается осмыслить исторический контекст собственной жизни, описывает свои действия как часть общего исторического процесса. В автобиографии же (например, «Исповедь курильщика опиума», «Исповедь» Руссо) упор сделан на внутренней жизни автора и на развитии его личности. От хроник современных событий мемуары отличаются субъективностью — тем, что описываемые события преломляются через призму сознания автора со своими сочувствиями и нерасположениями, со своими стремлениями и видами.

Многие мемуары написаны лицами, игравшими видную роль в истории (Уинстон Черчилль, Шарль де Голль, Екатерина II). Они могут охватывать значительный период времени, иногда всю жизнь автора, соединяя важные события с мелкими подробностями повседневной жизни. В этом отношении мемуары служат историческим источником первостепенной важности. Однако мемуаристы, не всегда осознанно, стараются представить себя перед потомками в выгодном свете, оправдать свои неудачи, что неизбежно ставит перед историком вопрос о достоверности изложенного. К примеру, расхожие представления о Челлини как о редкостном ловкаче и о Казанове как о неотразимом повесе восходят исключительно к их мемуарным запискам и другими историческими источниками не подтверждаются.

Источник

МЕМУАРЫ

Смотреть что такое МЕМУАРЫ в других словарях:

МЕМУАРЫ

(франц. Mémoires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидцев. От хрон. смотреть

МЕМУАРЫ

(франц. mémoires, от лат. memoria — память) воспоминания о прошлом, написанные участниками или современниками каких-либо событий. Создаются на о. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

мемуары мн. 1) Литературное произведение, повествующее в форме записок от лица автора о событиях прошлого, участником или свидетелем которых он был. 2) а) устар. Научные труды, записки. б) Собрание научных статей, издаваемых научным обществом или учреждением.

МЕМУАРЫ

мемуары мн. лит.memoirs

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

Мемуары (франц. M émoires), записки современников — повествования о событиях, в которых автор М. принимал участие или которые известны ему от очевидце. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУА́РЫ (франц. mémoires — воспоминания), повествование от лица автора о реальных событиях прошлого, участником или очевидцем которых он был. По форме изложения, по отсутствию сюжетных приемов, по хроникальности и фактографичности изложения М. примыкают к дневнику. По материалу, его достоверности и отсутствию вымысла большинство М. близко исторической прозе, научным биографиям, документально-историческим очеркам. Однако в отличие от историка и исследователя-биографа мемуарист, воспроизводя лишь ту часть действительности, которая находилась обычно в его поле зрения, основывается преимущественно на собственных непосредственных впечатлениях и воспоминаниях; при этом повсюду на переднем плане или он сам, или его точка зрения на описываемое. Естественно, М. не чужды субъективности и по фактической точности уступают документу. Однако неполнота фактов и почти неизбежная односторонность информации искупаются в М. живым и непосредственным выражением личности их автора, что является по-своему ценным «документом» времени. Подобно жанрам художественной прозы, типы М. необычайно многообразны и притом несравненно менее устойчивы в структурной (композиционной) и эстетической определенности. «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря — историческая проза; воспоминания Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой», по словам автора, близки к роману; трилогия С. Т. Аксакова — «семейная хроника»; в «Былом и думах» А. И. Герцена, где проповедь сочетается с исповедью, широкая панорама общественной жизни — с духовной и личной драмой писателя, можно найти основные признаки многих художественных, публицистических и даже научных жанров. Весьма распространенная разновидность М. — литературный портрет.

Зарождение жанра М. историки связывают с появлением воспоминаний Ксенофонта (о Сократе) и его записок о военном походе греков («Анабасис», 401 до н. э.). В истории литературы средневековья заслуживают внимания «История моих бедствий» П. Абеляра, «Новая жизнь» Данте, «Бабур наме» Бабура. Эпоха Возрождения ярко отразилась, например, в воспоминаниях Бенвенуто Челлини, а XVII век, с которого начинается быстрый рост мемуарной литературы, — в воспоминаниях Л. Сен-Симона. Литературные М. необычайно множатся в XIX в. и особенно в XX в. (мадам де Сталь, И. В. Гёте, Стендаль, Г. Гейне, Х. К. Андерсен, А. Франс, Р. Тагор, Г. Манн, Р. Роллан, Ж. П. Сартр, Ф. Мориак и др.).

Одним из первых мемуарных произведений в России была «История о великом князе Московском» князя А. Курбского. Выдающийся литературно-художественный интерес представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Для XVIII в. наиболее знаменательны исторические М. «Жизнь и приключения », написанные А. Т. Болотовым. В XIX в. выходит огромное количество М., имеющих историко-литературное или художественное значение. Примечательны, например, воспоминания декабристов Н. И. Тургенева, И. И. Пущина, И. Д. Якушкина, М. А. Бестужева, литераторов Н. И. Греча, С. П. Жихарева, Ф. Ф. Вигеля, В. С. Печерина, цензоров А. В. Никитенко, Е. М. Феоктистова и особенно писателей С. Т. Аксакова, Герцена, И. С. Тургенева, А. А. Григорьева. Освободительное движение 2‑й половины XIX в. широко и красочно отражено в «Записках революционера» П. А. Кропоткина, «Запечатленном труде» В. Н. Фигнер, «Истории моего современника» В. Г. Короленко. Для истории русской культуры ценны воспоминания известного юриста А. Ф. Кони, выдающегося математика С. В. Ковалевской, государственного деятеля С. Ю. Витте, художника А. Н. Бенуа и др.

Обилие М. характерно для 1920—начала 30‑х гг. Публикуются воспоминания большевиков, участников Гражданской войны, дипломатов, писателей, ученых; появляются мемуарные очерки Горького и «силуэты» А. В. Луначарского, история «собственных художественных исканий» К. С. Станиславского («Моя жизнь в искусстве»). В 30‑х гг. выходят воспоминания В. В. Вересаева, А. Белого. Новый поток М. возникает с середины 50‑х гг. Выходят многочисленные М. участников Великой Отечественной войны (в т. ч. маршала Г. К. Жукова). Широко публикуются воспоминания о советских писателях — В. В. Маяковском, А. С. Серафимовиче, С. А. Есенине, Д. А. Фурманове, А. А. Фадееве, Ю. Н. Тынянове, Б. Л. Горбатове, Ф. И. Панферове, М. Кольцове, И. Ильфе и Е. Петрове, Е. Л. Шварце, А. Н. Толстом и многие другие. С М. о писателях-современниках выступил К. И. Чуковский, увидели свет «Повесть о жизни» К. Г. Паустовского, «Люди, годы, жизнь» И. Г. Эренбурга, воспоминания М. С. Шагинян. Создается серия «Литературные мемуары», в которой вышли воспоминания А. Я. Панаевой и И. И. Панаева, П. В. Анненкова, Т. П. Пассек и др., а также сборники воспоминаний современников о Н. В. Гоголе, М. Ю. Лермонтове, В. Г. Белинском, Л. Н. Толстом, Ф. М. Достоевском, А. А. Блоке.

Указатель воспоминаний, дневников и путевых записок XVIII — XIX вв., М., 1951;

История советского общества в воспоминаниях современников. 1917—1957.

Аннотир. указатель мемуарной литературы, ч. 1—2, М., 1958 — 1961.

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

от франц. mЕmoires – воспоминания), литературное повествование участника общественной, политической, литературно-художественной жизни о событиях, свидетелем или действующим лицом которых он был, о людях, с которыми он соприкасался. Мемуары являются разновидностью документальной литературы и в то же время одним из видов исповедальной прозы (автобиография, исповедь), примыкают к исторической прозе, очерку, биографии. Мемуары могут содержать воспоминания рядового человека о своей «обыкновенной» жизни, передавая аромат определенной эпохи, мысли, чувства, умонастроения и ожидания «средних» людей того или иного времени, того или иного социального, возрастного, психофизиологического или возрастного статуса. В этом плане мемуары относятся к жанрам, пограничным между собственно литературой и бытовыми письмами и дневниками, не рассчитанными на публикацию. Зарождение мемуаров связывают с воспоминаниями Ксенофонта (ок. 445 – ок. 355 до н. э.) о Сократе и «Записками о галльской войне» Юлия Цезаря (100 или 102–44 до н. э.). В дальнейшей литературе выделяются «История моих бедствий» (1132–36) П. Абеляра, «Новая жизнь» (1292) Данте, «Поэзия и правда из моей жизни» (1811–33) И. В. Гете, «Исповедь» (1766–69) Ж. Ж. Руссо, «Десять лет в изгнании» (неоконч., изд. в 1821) Ж. де Сталь; в русской литературе – «Былое и думы» (1855–68) А. И. Герцена, «Запечатленный труд» (1921–22) В. Н. Фигнер, «Люди, годы, жизнь» (1961–65) И. Г. Эренбурга, трилогия В. П. Катаева «Святой колодец» (1966), «Трава забвения» (1967), «Алмазный мой венец» (1978); «На берегах Невы» (1967) и «На берегах Сены» (1983) И. В. Одоевцевой, «Глазами человека моего поколения» (опубл. 1988) К. М. Симонова, «Бодался теленок с дубом» (1990) А. И. Солженицына. Особое место среди мемуаров занимают записки и воспоминания видных государственных деятелей, в т. ч. русской императрицы Екатерины II, главы английского правительства в период 2-й мировой войны У. Черчилля. Устойчивые признаки жанра: фактографичность, событийность, ретроспективность, непосредственность авторских суждений, живописность, документальность. Непременным свойством мемуаров является их субъективизм в отборе фактов, в их освещении и оценке; распространенный прием художественной характеристики – портрет. Мемуары – незаменимый источник сведений о событиях ушедшего времени, вкусах, нравах, обычаях, системе эстетических и духовных ценностей, важное подспорье для литературоведческих, социально-исторических и культурологических исследований. Мемуары в «чистом» виде могут отождествляться с произведениями художественной литературы мемуарного характера («Педагогическая поэма», 1933–1936, А. С. Макаренко), нередко с «зашифрованными» персонажами («Алмазный мой венец» В. П. Катаева). Известны мемуары-мистификации (поддельный «дневник» фрейлины последней русской императрицы А. А. Вырубовой). В 20–21 вв. мемуары в форме воспоминаний, зарисовок, вымышленных диалогов, полемики «задним числом», дневниковых записей и т. п. – один из самых актуальных жанров. В России это так называемая «лагерная» литература, несущая не только правду о трагических страницах новейшей отечественной истории, но и мощный заряд социального и политического обличения: «Крутой маршрут» (1967–80) Е. С. Гинзбург, «Архипелаг ГУЛАГ» (1973) А. И. Солженицына, «Погружение во тьму» (1987) О. Н. Волкова, «Колымские рассказы» (1954–73) В. Т. Шаламова и др. К мемуарам относятся коллективные сборники воспоминаний, объединенные либо общностью авторов (профессия, возраст, национальность, биография, идейная, художественно-эстетическая близость), либо объектом воспоминаний (воспоминания современников об А. С. Пушкине, воспоминания участников литературного течения имажинизм). смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ — фр. слово, записки современников о достопамятных событиях, в которых они принимали непосредственное личное участие, или известных им от о. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

-ов, мн. 1.Записи людей о событиях прошлого, которые они наблюдали или в которых участвовали.2.Литературное произведение в форме личных воспоминаний о. смотреть

МЕМУАРЫ

1) Орфографическая запись слова: мемуары2) Ударение в слове: мему`ары3) Деление слова на слоги (перенос слова): мемуары4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

МЕМУАРЫ

(писать, читать) — воспоминания Ср. Это я недавно в мемуарах одного поэта прочел.Боборыкин. Труп. 2. Ср. Mémoire (memoria) — память, записки памятная з. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

Мемуары (писать, читать) — воспоминанія. Ср. Это я, недавно, въ мемуарахъ одного поэта прочелъ.Боборыкинъ. Трупъ. 2. Ср. Mémoire (memoria) память, зап. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

anılar* * *мн.anılarписа́ть мемуа́ры — anı yazmak; anılarını yazmakСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

мн.mémoires m plписать мемуары — écrire des mémoiresСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

мн. ч.Memoiren n pl, Erinnerungen f plСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

Rzeczownik мемуары pl. pamiętnik m pamiętniki m

МЕМУАРЫ

1) (записки очевидца) мемуари (-рів), історичні записки (-сок), (воспоминания) спогади (-дів), спомини (-нів), споминки (-ків). [Посередині між літописом та історією стоять історичні записки або мемуари (Єфр.)]; 2) (записки учёного общества) мемуари, записки. смотреть

МЕМУАРЫ

Ударение в слове: мему`арыУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: мему`ары

МЕМУАРЫ

Заимств. в XIX в. из франц. яз., где mémoires «мемуары, воспоминания» — суф. производное от memoria «память». См. меморандум.Синонимы: воспоминания, з. смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

мн. mémoires m pl писать мемуары — écrire des mémoires

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ мемуаров, ед. нет, м. (фр. mйmoires). 1. Литературное произведение в форме записок о прошлых событиях, современником или участником к-рых был автор (лит.). 2. Одно из названий печатных трудов ученых учреждений (устар.).

МЕМУАРЫ

мемуарыזִכרוֹנוֹת ז»ר* * *הישגיםזיכרונותזכירהСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

мн., Р. мемуа/ров Синонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

только мн. мемуарлар (өткөн окуялар тууралу эске түшүрүү формасындагы адабий чыгарма; мындай чыгарма ошол окуялар болгон кезде жашаган, ошол окуяларга катышкан адам тарабынан жазылат). смотреть

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

Мемуа́ры. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где mémoires «мемуары, воспоминания» — суф. производное от memoria «память». См. меморандум.

МЕМУАРЫ

мн. memorie f pl, ricordi m pl, memoriale m военные мемуары — ricordi / memorie di guerra Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы. смотреть

МЕМУАРЫ

мн.回忆录 huíyìlùСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

мнmemórias fplСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

мемуары мемуа́рымн. «воспоминания, записки». Из франц. mémoires – то же, откуда и нов.-в.-н. Меmоirеn (с XVIII в., см. Шульц–Баслер 2, 99).

МЕМУАРЫ

МЕМУАРЫ

livserindringer, memoarerСинонимы: воспоминания, записки, книга, мемуаразмы

МЕМУАРЫ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *