Менеджер csr что это
Routes to finance
Корпоративная социальная ответственность / CSR (Декабрь 2021).
Корпоративная социальная ответственность относится к бизнес-инициативам и практикам, которые приносят пользу нашему обществу. Он предполагает рассмотрение социальных и экологических последствий всех решений и деятельности бизнеса наряду с дополнительными инициативами, которые непосредственно способствуют социальному и экологическому развитию. Вкратце, CSR является « обязательством бизнес-организации» для управления бизнесом в «Социально ответственном» способе.
Кроме того, это также предполагает выходить за рамки интересов организации и работать исключительно для развития общества.
Почему CSR важна для бизнеса?
Все заинтересованные стороны бизнеса, включая инвесторов, менеджеров, сотрудников и потребителей, начали понимать, как экономический рост бизнеса или отрасли связан с экологическим и социальным благосостоянием. Хотя это просто добровольная деятельность коммерческих организаций, она почти стала неотъемлемой частью предпринимательской деятельности, поскольку социальная деятельность может косвенно помочь организации в долгосрочной перспективе. Потому что, когда бизнес работает экологически, социально и экономически ответственным и транспарентным образом, это помогает организации добиться успеха, в частности, посредством социального признания и общей ценности.
Типы тактики или практики CSR
Практика КСО в бизнес-организациях может варьироваться, поскольку существует множество различных методов КСО, включая предоставление части доходов организации одному или нескольким не- некоммерческих организаций.
Вот некоторые из наиболее распространенных широких категорий практик КСО:
Охрана окружающей среды: Окружающая среда всегда является одним из наиболее распространенных направлений деятельности КСО среди деловых организаций всех размеров. Предприятия, как правило, имеют значительный углеродный след и водный след, поэтому любые попытки или инициативы по уменьшению этих отпечатков любой организации могут быть полезными как для бизнеса, так и для общества в целом.
Кроме того, усилия по переработке или отводу отходов или стремление к нулевому отходу.
Этические практики в рамках организации : Предприятия могут продемонстрировать свое намерение внести свой вклад в общество, просто обращаясь с сотрудниками этически и честно. Строго следовать международному трудовому законодательству, может обеспечить, чтобы сотрудники организации получали справедливое и этичное отношение к организации.
Ведущие примеры CSR
Последние тенденции CSR
Поскольку CSR стала неотъемлемой частью большинства предприятий, теперь это новая норма, а не просто необязательная деятельность. В наши дни различные коммуникационные технологии и богатые данные позволяют компаниям решать социальные и экологические проблемы и проблемы более эффективно. Наличие людей из разных слоев общества и опыта помогает компаниям эффективно выявлять и решать социальные, экологические и экономические проблемы. Еще одной главной тенденцией в КСО является то, что компании более активны и вокальные в обеспечении определенного уровня прав человека как внутри страны, так и во всем мире. Расширение прав и возможностей женщин также приобрело огромную репутацию среди компаний и является одним из лучших тенденций КСО последних лет. Но наиболее важной задачей многомиллионных компаний в их деятельности в области КСО является изменение климата и возможные пути защиты окружающей среды.
Профиль корпоративной структуры eBay
Формирование корпорации корпоративной социальной защиты
Роль персонала: содействие корпоративной социальной ответственности
Корпоративная Социальная Ответственность (CSR): популярное Понятие Менеджмента
Корпоративная Социальная Ответственность (CSR): популярное Понятие Менеджмента
“К сожалениию, нет никакого свидетельства, что более добродетельное поведение делает фирмы более прибыльными” Vogel (2005, 17)
L. Karsten, PhD, профессор, Гронингенский Королевский Университет (RuG), Нидерланды
А. Зайцев, к.э.н., доцент, ЛГТУ
CSR как понятие менеджмента
За прошедшие 10 лет CSR широко применялся в большом разнообразии практических программ. Это повсеместно привлекало внимание руководителей фирм и, особенно, менеджеров тех многонациональных компаний, которые располагались в Европе и Соединенных Штатах. CSR стал полноправным направлением бизнеса, а также процветающей профессией. Начал расцветать консалтинг, целью которого была разработка советов компаниям относительно того, как иметь дело CSR и как компаниям стать более известными, применяя CSR. С 1995 года стало появляться множество стандартов и кодексов поведения, которые намеревались ввести CSR в практику компании. McIntosh e.a. (2005, 19) в этой связи выделили 8 различных инициатив:
• Руководящие принципы OECD для многонациональных предприятий
• Соглашения МОТ по практике рабочего места
• Всемирное Соглашение ООН
• Глобальная инициатива сообщения (GRI)
• Глобальные принципы Sullivan
• Стандарты ISO
• Ответственность 1000
• Социальная ответственность 8000
Большие аудиторские и консалтинговые фирмы общего профиля предлагают клиентам совет по CSR относительно диалектики отношений между держателем прав на имущество и акционером. Они все распространяют и используют CSR как понятие менеджмента, которое может быть применено для того, чтобы изменить или улучшить специфические методы компании и подчиняться этим ценностям. Однако, нормы (кодексы) полезны, только если они вызывают фундаментальные изменения в корпоративном поведении и практике. Кодексы могут помочь компаниям, которые намереваются придать социальную ценность себе и обществу, частью которого они являются, и если они достигли определенного успеха в создании возможностей изучения и развития новых видов отношений с собственниками. И, тем не менее, компании сотрудничают с консультантами для того, чтобы грамотно осуществить мероприятия CSR.
Менеджер по КСО: незаменимый работник или ненужный балласт?
Современные условия ведения бизнеса стали основой для создания и введения в корпоративную систему управления новой должности – менеджера по корпоративной социальной ответственности. С каждым днем тренд социальной активности набирает обороты и данная профессия становится все более популярной и востребованной.
Менеджер по корпоративной социальной ответственности отвечает за сотрудничество со стейкхолдерами, управление репутацией, подготовку социальной и нефинансовой отчетности. В круг обязанностей менеджера по КСО входит:
Сегодня в России наблюдается большая нехватка специалистов данной области. Именно поэтому вопрос «Какая роль менеджера по КСО в деятельности современной компании?» волнует руководителей многих крупных компаний. Давайте разберемся, каким должен быть профессиональный менеджер по КСО и какова его роль в процессе развития организации.
Менеджер по КСО: в чем его особенности?
Роль специалиста по корпоративной социальной ответственности напрямую связана с его навыками и обязанностями. Менеджер по КСО должен понимать особенности взаимодействия всех участников общественных процессов и свободно коммуницировать с разными категориями сотрудников и целевыми аудиториями. Специалист должен обладать дальновидностью и умением стратегически мыслить, правильно выстраивать приоритеты и формулировать планы, мотивировать персонал для участия в проводимой компанией социальной деятельности.
«Появление должности руководителя по устойчивому развитию (CSO) свидетельствует о распространении тенденции становления устойчивости в качестве основной бизнес-стратегии. Как и во всех руководящих ролях, важно, что существует четкая ответственность за функциональное превосходство … перспектива всеобъемлющей устойчивости является неотъемлемой частью группы высшего руководства, где принимаются ключевые решения и устанавливается стратегический курс», – прокомментировал Frank O’Brien-Bernini, Вице-президент и Руководитель устойчивого развития, Owens Corning.
1. Какими чертами характера должен обладать лидер устойчивого развития?
Устойчивостью и пониманием конечной цели. Вы должны обеспечивать устойчивость своей компании, а также иметь непоколебимую страсть к достижению вашей конечной цели. Это не значит, что нужно препятствовать развитию бизнеса. Наоборот – необходимо создавать лучший бизнес, то есть экономически, социально и экологически более устойчивый.
2. Какая самая большая ошибка, которую совершают профессионалы устойчивого развития?
Неспособность успешно совмещать бизнес-цели и результаты устойчивого развития. Есть определенные аспекты, в отношении которых бизнес и цели устойчивого развития совпадают, именно поэтому вы должны выделять достаточное количество времени на определение этих аспектов деятельности.
3. Что стало наибольшим изменением в роли лидера устойчивого развития за последние 5 лет и какие изменения могут произойти в ближайшие 5 лет?
Что думают по этому поводу российские менеджеры по корпоративной социальной ответственности?
При подготовке материала мы связались с менеджерами по корпоративной социальной ответственности компаний «МЕДСИ» и «Интер-Термогаз» и задали им несколько вопросов.
Какой вклад вносит менеджер по КСО в развитие компании? Что входит в Ваши обязанности?
Наталья Владимирская, руководитель направления КСО, Группа компаний «МЕДСИ»:
«Основная задача КСО-менеджера в бизнесе, и, в частности, моя задача в «МЕДСИ» – помощь в решении стратегических задач устойчивого развития компании и актуальных задач бизнеса при помощи имеющихся КСО-инструментов.
Основная цель CSR-специалиста – проводить мониторинг лучших практик корпоративного управления и практик, действующих в компании. Специалист должен уметь выявлять сильные и слабые стороны деятельности в области взаимоотношений с заинтересованными сторонами и помогать компании «расшивать» узкие места, то есть осуществлять контроль эффективности деятельности Общества по вопросам КСО и, в зависимости от ландшафта, проводить (или рекомендовать проводить) соответствующий набор мероприятий».
Екатерина Лёвина, PR-менеджер ООО «Итгаз», Группа Предприятий «Интер-Термогаз»:
«Менеджер по КСО делает компанию более открытой для аудитории, вносит свой вклад в формирование корпоративной культуры, что важно на уровне ценностей. Политика КСО помогает сохранить стабильность коллектива и показать предприятие с качественно новой стороны как заказчику, так и всем заинтересованным сторонам.
Менеджеру важно правильно интегрировать политику КСО в стратегические цели развития всей Группы Предприятий, учитывать специфику деятельности, возможные масштабы проектов и необходимые ресурсы. Расстановка акцентов на те или иные направления в области КСО, в зависимости от приоритетных целей предприятия, позволяет сформировать и PR-стратегию наиболее эффективным образом.
Что касается социально-ответственного направления деятельности нашего предприятия, то в мои обязанности входят коммуникационный менеджмент, разработка и реализация PR-стратегии, менеджмент по вопросам КСО».
Почему Вы решили стать менеджером по КСО?
Наталья Владимирская: «В своё время я выбрала направление КСО, так как данная деятельность даёт редкую возможность сочетать выполнение бизнес-задач с решением социальных проблем. Здесь оказался незаменим мой опыт проведения маркетингового анализа и разработки стратегии на предприятии. Аналитика – важнейший инструмент КСО-менеджера, который позволяет не только умело заниматься вопросами нефинансовой отчетности, но и определять социальные и ценностные аспекты ведения бизнеса».
Екатерина Лёвина: «Политика КСО и концепция устойчивого развития – те подходы к ведению бизнеса, к существованию организации в конкурентной среде, к которым всегда был обращен мой профессиональный интерес.
Решение стать КСО-менеджером обусловлено, с одной стороны, приверженностью этой парадигме развития и существования организации, а с другой – необходимостью правильного и наиболее эффективного позиционирования социальной деятельности ГП «Интер-Термогаз». КСО, наряду со своей философией развития, даёт нам, специалистам, прекрасный рабочий инструментарий».
Какими чертами характера должен обладать лидер устойчивого развития?
Наталья Владимирская: «Основные черты характера КСО-менеджеров, особо мне импонирующие – созидательность, проактивность и сутевое понимание процессов, происходящих в компании. Равнодушных в КСО точно нет! Если добавить немного пафоса, то КСО-менеджеры – это рупор ума, чести и совести компании, умеющие как донести информацию о ней до ключевых стейкхолдеров, так и услышать их».
Екатерина Лёвина: «Аналитические способности, развитые коммуникационные навыки, способность работать с большими объемами информации – необходимость. Важно уметь пропускать через себя каждый проект. Делать социальную инициативу лично значимой для большинства из участников».
Какая самая большая ошибка, совершаемая лидерами устойчивого развития?
Наталья Владимирская: «Работа исключительно в тактическом поле. Включением КСО в основу стратегии ведения бизнеса и разработкой стратегии в области устойчивого развития могут похвастаться лишь единицы».
Екатерина Лёвина: «Важно соблюдать баланс при «потреблении» тех результатов, которые дает КСО: социальная направленность и имиджевая составляющая».
Менеджер по корпоративной социальной ответственности (КСО)
отвечает за интеграцию принципов КСО в деятельность бизнеса, помогая компании сочетать принципы социальной ответственности с получением экономической выгоды
«Когда бизнес использует принципы корпоративной социальной ответственности, это говорит о его зрелости, о понимании того, что устойчивое развитие невозможно без прочной социальной подосновы»
Ольга Голодец, заместитель председателя правительства Российской Федерации (Источник)
Экономические кризисы, обострение социальных и экологических проблем меняют отношения между бизнесом и обществом. Сегодня работники и потребители ожидают, что корпорации будут социально ответственными. Люди уже не ищут просто продукт или услугу, но обращают внимание на то, какой вклад компании вносят в развитие местных сообществ и общества в целом, как они участвуют в решении социальных проблем. Сами компании начинают рассматривать расходы на социальные программы как инвестиции и как способ получить конкурентные преимущества, при этом обеспечив устойчивое развитие.
В компаниях растёт спрос на управленцев, способных разрабатывать и реализовывать КСО-программы, интегрировать принципы КСО в стратегию развития бизнеса, формировать и поддерживать положительный имидж организации. Менеджер по КСО осуществляет управление репутацией компании, отвечает за выстраивание партнёрских проектов с государством, некоммерческими организациями, международными объединениями, участвует в подготовке нефинансовой и социальной отчетности. Он учитывает ожидания широкого круга заинтересованных сторон, в числе которых собственники, работники и потребители, инициирует социальные инициативы в регионах присутствия и участие в глобальных проектах. Такие профессионалы востребованы не только в бизнесе, но также в некоммерческом секторе и государственном управлении.
Корпоративная социальная ответственность
Материал подготовлен коммуникационной группой «Орта».
Корпоративная социальная ответственность компаний является важной составляющей корпоративных коммуникаций. Блок КСО можно разделить на две части:
— исполнение этических норм и профессиональных правил, социальная ответственность перед всеми стейкхолдерами и следование законам (даже в тех случаях, когда законодательство легко обойти);
— получение конкурентных преимуществ благодаря инструментам КСО.
Первый раздел КСО является стандартным и обязательным для всех организаций. Для российской действительности это выполнение законодательства в части трудового кодекса, забота о сотрудниках, обеспечение их социальных гарантий, соблюдение законов о защите прав потребителей, о конкуренции, налогового законодательства и т.д. Кроме того, социально ответственная компания должна не только выполнять необходимый минимум, предусмотренный государством, но и вносить свой дополнительный вклад — думать не только о получении прибыли, но и о нуждах сотрудников в широком смысле (например, об их профессиональном развитии), о защите окружающей среды и культурного наследия и т.д. Иными словами, любая компания должна вести себя ответственно, не рассчитывая на бенефиты и отдавая себе отчет в том, что она является частью общественно-культурной среды и должна способствовать ее развитию. В противном случае компания рано или поздно будет вытеснена этой общественно-культурной средой.
Однако многие компании видят в КСО не только своего рода «повинность», но и дополнительную возможность для развития своего бизнеса. Это бывает в тех случаях, когда тема социальной ответственности имеет корреляцию с ценностями компании и позволяет либо найти дополнительный источник публичности, либо решить какие-то общественно-политические вопросы. Глобальная сеть FleishmanHillard успешно работает с инструментом КСО и предоставляет своим сотрудникам возможность для развития и получения новых нетривиальных решений ежедневных клиентских задач.
Например, компания «БСХ Бытовая техника» с 2011 г. по настоящее время занимается в России восстановлением Ботанического сада МГУ — реконструирует его уникальный природный ландшафт и флору. Так как сохранение экологии является важнейшей ценностью для «БСХ Бытовая техника», данная тема стала для компании важным инструментом для PR и каналом коммуникации со стейкхолдерами.
КСО как частно-государственное партнерство
Согласно общепринятому определению, частно-государственное партнерство — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
В 2015 г.* РСПП совместно с агентством FleishmanHillard Vanguard провели исследование ключевых каналов и инструментов коммуникации с точки зрения крупнейшего российского и иностранного бизнеса в стране.
Это исследование показало ряд интересных тенденций в таких областях, как взаимодействие с основными стейкхолдерами, инструменты сотрудничества бизнеса и власти, социальные программы и социально ответственное предпринимательство в рамках взаимодействия с обществом и властью, структурные особенности коммуникаций бизнеса с обществом и властью
Сфера КСО-программ. Основной целью как российских, так и международных компаний при формировании КСО-стратегий является создание и поддержание позитивной репутации компании (4, 43 и 4,67 баллов из 5 соответственно). В качестве важнейших целей отмечаются также следующие: развитие корпоративной культуры и повышение лояльности сотрудников (4,41 и 4,17 соответственно), реализация социальных программ в регионе присутствия (для российских компаний), решение конкретной социальной проблемы и установка тесных контактов с теми или иными целевыми аудиториями на региональном уровне (менее на федеральном уровне). Также отмечаются такие цели, как привлечение клиентов и сотрудников и укрепление позиций компании на рынке относительно конкурентов. Опрошенные компании показали, что для развития программ КСО для них важна поддержка со стороны государства. При этом российские компании указали большую заинтересованность в поддержке (4,13 из 5), чем иностранные (3 балла).
Отвечая на вопрос, каким образом государство могло бы поддерживать КСО-программы бизнеса, респонденты указали следующие основные направления:
— инициирование секций/колонок в СМИ, посвященных КСО-проектам (76% российских компаний, более 50% — иностранных компаний);
— участие профильных министерств/ведомств в КСО-проектах (62% и 83% соответственно);
— организация и вручение наград/премий лучшим КСО-проектам (74% и 55% соответственно).
Также отмечались такие направления, как общая поддержка освещения КСО-проектов в государственных СМИ и вручение личных наград/дипломов/грамот представителям бизнеса за лучшие КСО-проекты.
В качестве основных каналов продвижения КСО-проектов опрошенные компании указали: участие в профильных конференциях, проведение кампаний в СМИ, личные встречи со стейкхолдерами и участие в премиях и конкурсах.
Корпоративное управление проектами КСО. Принятие решений о выборе проектов КСО осуществляется в компаниях различными корпоративными структурами. Преимущественно такие решения принимаются топ-менеджментом компании (в 88% случаев — в российских компаниях, в 67% — в иностранных). Также большую роль в выборе проектов КСО играет совет директоров (50% и 52% соответственно). Российские компании отличают активное участие в КСО крупнейших акционеров (в 16% случаев) и невысокая степень влияния внутренних и внешних экспертных советов. В иностранных компаниях часть решений по проектам КСО делегируется внутренним экспертным советам и (или) руководителям направления КСО (совокупно более 45%).
Картина инвестиций в КСО на фоне актуальных экономических вызовов довольно оптимистична. Лишь 15% опрошенных российских компаний снизили расходы на КСО. Более 57% российских и 83% иностранных компаний сохранили инвестиции в эту сферу на том же уровне. Рост инвестиций в КСО отмечен у некоторых российских (небольшой — у 10% опрошенных, существенный — у 18%) и иностранных компаний (небольшой — у 17%).
* Данное исследование ежегодно проводится Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и коммуникационной группой «Орта». Результаты последнего были представлены в марте 2019 года. В учебнике авторами было использовано исследование за 2015 год в связи с его актуальностью на тот момент.
Для подготовки материала использован учебник «Связи с общественностью», авторами которого выступили эксперты КГ «Орта», в которую входит международное агентство FleishmanHillard Vanguard.
Учебник, составленный экспертами коммуникационной группы «Орта», содержит обширный список литературы, который не приводится в данной статье.