Менеджмент что такое виды
Менеджмент простыми словами: что это такое, виды и принципы
Совсем недавно непривычное для нашего слуха слово «менеджмент» сегодня крепко вошло в нашу жизнь. Менеджмент — что это за термин? Первоначально это слово относилось совершенно к другой сфере и только позднее стало иметь отношение к сфере бизнеса и означать умение управлять людьми.
Английское слово «менеджмент» происходит от корня латинского слова «манус», что в переводе означает «рука»; первоначально оно относилось к сфере управления животными и обозначало искусство управлять лошадьми. Позднее это слово было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями (предприятиями).
История развития менеджмента в мире
Никогда не получится узнать, когда именно наука управления людьми стала таковой. Точной даты возникновения эффективного менеджмента во всех его аспектах человечество точно не узнает никогда.
Крайне логичным становится, впрочем, тот факт, что с древнейших времён управление людьми являлось важнейшим процессом в жизни общества. Социальные отношения, характерные для людей, не могли и не могут существовать без того, что сейчас называется менеджментом. Даже во времена родоплеменного строя был люди, которые брали на себя смелость и огромную ответственность в вопросах управления своими соплеменниками во всех сферах жизни, характерной для того времени, в котором они жили.
Прозвучит достаточно необычно, но именно менеджеры с древних времён управляли своими соплеменниками при охоте не мамонтов, возведении жилищ и защите от врагов и хищников.
Формально можно выделить 4 периода становления менеджмента, как современной науки в том виде, в котором он привычен для нас сегодня.
1 период(условно назовём его Древним) огромен по своему временному отрезку и его можно условно выделить древнейших времён до начала 18 века нашего времени. До того момента, как менеджмент стал оформляться как единая наука, человечество буквально по песчинкам собирало бесценные знания об основах эффективного управления себе подобными.
Зачатки менеджмента возникли уже во времена первобытно-общинного строя, когда старейшины и вожди племён вершили судьбы и решали значимые вопросы без совета соплеменников, руководствуясь опытом предков и своим собственным жизненным опытом.
Ориентировочно, датой рождения менеджмента, как дела, доступного определённой части населения, можно считать конец 9 тысячелетия до нашей эры, когда окончательно сформировалось производящее хозяйство (земледелие и выращивание домашнего скота), пришедшее на смену потребляющему (собирательство и охота на диких животных).
Официальный управленческий аппарат, состоящий из бюрократической прослойки и высшего жречества, был сформирован уже на территории древнеегипетского Царства — это произошло примерно 5000 лет назад и стало моментом, когда менеджмент, пусть тогда так и не называющийся, уже стал неотъемлемой частью жизни тогдашнего общества.
Основные и сохранившиеся во многом до нашего времени принципы государственного управления были сформулированы в своих научных трудах такими философами как Платон и Сократ, Плутарх и Геродот, а в эпоху возрождения свой знаковый труд «государь» написал Николо Макиавелли.
2 период (Индустриальный) имеет более чёткие временные границы — большинство исследователей считают, что он вполне ограничивается 1777 — 1890 годами. Именно в это время монументальный труд Адама Смита сформировал основы государственного и экономического строя большинства современных государств — в своих работах учёный описывал основные права и обязанности руководителей страны разных уровней, а также сформулировал ставшие классическими принципы политической экономии и социального управления.
Интересной работой, которую вполне можно прочитать для саморазвития, станет труд британского математика Чарльза Бэббиджа, который в 1833 году предложил использовать для управления страной не людей-политиков, а придуманную им «аналитическую мыслящую машину», по его мнению способную на более объективные действия и решения по важным политическим и социальным вопросам.
3 этап (Систематизация знаний). В это время крайне интенсивно развиваются школы государственного управления и появляются важные направления работы, которые на данный момент входят в современные течения науки менеджмента. Фактически, современный менеджмент именно в это время и зародился — промышленная революция стала катализатором для его быстрого развития.
Появление фабричного производства потребовало систематизации знаний о теории и практике управления большим количеством людей. Первыми менеджерами стали работники, которые, показывая отличные результаты в своём труде, начинали представлять интересы руководства фабрик перед своими коллегами.
4 период (Информационный) начался примерно в 50-х годах прошлого века и продолжается по сей день. Для того, чтобы принимать качественные и объективные управленческие решения в наше время, требуется быстрая обработка огромных информационных массивов.
Современное управление часто выражается с помощью математических формул, которые показывают реальный рост или падение в определённых направлениях деятельности. В современном бизнесе практикуются разнообразные подходы в отношении персонала, основанные на этических принципах ведения бизнеса и лояльности к наёмным работникам.
На современном этапе развития общества нельзя стать эффективным менеджером, если вы не обладаете достаточной теоретической и практической базой в менеджменте, как в системной и разноплановой науке.
Какие существуют определения менеджмента?
Существует множество определений менеджмента:
Авторы определения | Определение |
В.А. Абчук | управление – это наука, позволяющая находить наилучшее решение в каждой конкретной ситуации, используя многовариантную систему воздействия на окружающих |
Р. Баттрик | управление – это организация и реализация целенаправленных воздействий |
П.Ф. Друкер | управление – это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу |
А.В. Карпов | управление – это совокупность форм, методов и приемов научно обоснованного установления взаимодействия между элементами производственной системы исходя из ее целей и единства функций |
В. Кнорринг | управление – это непрерывный процесс воздействия на объект управления (личность, коллектив, технологический процесс, предприятие) для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов |
С.Н. Князев | управление – это информационный, целенаправленный процесс воздействия на коллективы людей, обусловленный действием объективных экономических законов общества и обеспечивающий целенаправленное поведение этих коллективов при изменяющихся внешних и внутренних условиях путем принятия управленческих решений |
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури | управление – это процесс планирования, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы достичь сформулировать и достичь целей |
А. Файоль | управление – это функция административного персонала, направленная на повышение эффективности деятельности организации |
Менеджмент можно рассмотреть с позиции трёх точек зрения:
Менеджмент на микроуровне хозяйствования мы понимаем как руководство общей деятельностью в таких социально-экономических системах, как предприятия и их подразделения, фирмы, банки и другие организации.
В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент как собирательное от менеджеров — это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Задачей менеджмента является создание условий, при которых наиболее вероятно и благоприятно достижение целей организации.
Объектом менеджмента являются отдельные предприниматели и трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий, объединений, ассоциаций, акционерных обществ и тому подобное.
Предмет менеджмента — структура организационных, управленческих и межличностных отношений.
Модели менеджмента
В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:
Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.
Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.
Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.
При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.
В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.
Подходы в управлении
В процессе развития менеджмента как науки, существовало несколько подходов в управлении.
Подход с точки зрения выделения различных школ и учений рассматривает управление как эволюцию управленческой мысли.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, то есть работу по достижению целей с помощью других. Это серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями, каждая из которых также представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
А. Файоль считал, что существует 5 начальных функций:
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях внешней меняющейся среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поэтому центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в данной ситуации является метод, который определяет и учитывает основные внутренние и внешние факторы, которые влияют на функционирование организации.
Целевой подход предполагает, что объект ориентации — цель — это критерий результативности системы управления. В процессе организации работы формируется система целей в объекте управления. Выделяется главная цель (связанная с условиями потребления какой-либо продукции, существующей ориентацией нужд). Система субцелей — деятельность объекта управления разбивается по направлениям: коммерческая, производственная, экономическая, финансовая, социальная, управленческая деятельность.
Программно-целевой подход предполагает, что цель трансформируется руководством в программу (перечень мероприятий с конкретными исполнителями). Основная деятельность объекта управления заключается в выполнении программы, а субъекта — в его координации.
Подход по результатам — определяющими являются свобода творчества, высокий уровень ответственности. Построен на одной философии фирмы (качество-результат). В основе — превращение цели в результат.
Личный подход рассматривает человека как объект ориентации. Важно умение познать человека, коллектив, считаться с мнением коллектива. Используется теория мотивации. Большое значение имеет проблема социальной ответственности аппарата управления.
Координационный подход. Основная задача — привести в единство сложную производственную систему. Синергетический эффект, сбалансированность целей, результатов, ресурсов и интересов.
Комплексный подход — синтез всех подходов.
Поскольку продолжается развитие управления как науки и искусства, то количество подходов постоянно увеличивается.
Виды менеджмента
Ученые и бизнесмены выделяют несколько подходов к классификации менеджмента. Это обусловлено тем, что компании имеют разные направления, поэтому один вид классификации не может подойти под все организации. К предприятию, занимающемуся предоставлением услуг, классификация менеджмента по производству товаров вряд ли подойдет.
В понимании «производственный» имеется ввиду любая коммерческая деятельность, которая направлена на получение прибыли, будь то производство продукции или оказание услуг. Цель такого менеджмента — продажа конкурентоспособных товаров и услуг, предоставляемых предприятием.
Эффективное управление зависит от того, насколько точно составлены стратегические прогнозы, правильно организован производственный процесс, грамотно велась инновационная политика.
Перед менеджером, заведующим производством, стоит задача управления этим процессом :
Грамотный менеджер сможет сопоставить реальные возможности компании с её перспективами и умело выстроить дальнейшие шаги в этом направлении.
Финансовый менеджмент
Руководитель, который несёт ответственность за управление бюджетом предприятия — финансовый менеджер. Он занимается финансовыми потоками и их рациональным распределением внутри компании. Такой специалист должен анализировать и изучать прибыли компании, её доходы и расходы, платежеспособность и структуру капитала. Применяя грамотную финансовую политику, он обязан работать с целью увеличения прибыли и благосостояния компании и не допустить её банкротства. Это является глобальной задачей финансового менеджера.
Что включают его локальные задачи:
Стратегический менеджмент
Этот вид менеджмента подразумевает разработку и реализацию путей развития предприятия, проведение стратегических мероприятий по различным направлениям: максимально улучшить качество выпускаемой продукции в пределах занимаемой рыночной ниши, увеличить объём выпускаемой продукции, расширить её ассортимент и так далее.
Для достижения цели решать поставленные задачи нужно с помощью составления чёткого плана действий и различных методов. Таким образом, после намеченной стратегии менеджер переходит к тактике, реализующей конкретные шаги этого плана.
Инвестиционный менеджмент
Такой вид менеджмента предполагает управление инвестициями предприятия. Задача менеджера — привлечь как можно больше новых инвестиционных проектов с долгосрочной перспективой, а также выгодно разместить уже имеющиеся инвестиции. Задачи специалиста могут также быть в виде фандрайзинга — поиска спонсоров с целью получения финансов, привлечения грантов.
Риск-менеджмент
Любая производственная или коммерческая деятельность всегда связана с риском от получения убытков. Для этого специалист по риск-менеджменту заранее должен предвидеть возможные риски, вычислить предполагаемые убытки и сравнить их с объёмом планируемой прибыли.
Риск-менеджер обязан выполнить ряд мероприятий по минимизации рисков и грамотно защитить компанию от развития видов деятельности, приносящих убытки:
Информационный менеджмент
В настоящее время информационный менеджмент базируется на основе IT-технологий, используя в своей деятельности возможности компьютеров и интернета.
Специалист по информационному менеджменту занимается сбором информации, управляет, распределяет её, чтобы спрогнозировать ожидания клиентов, обеспечивает актуальной информацией. Он управляет всеми разновидностями информационной деятельности компании, включая документооборот, делопроизводство, внутренний контакт с работниками, представление сведений о компании.
Экологический менеджмент
Деятельность компании так или иначе регулируется законодательными и нормативными актами, касающимися охраны окружающей среды. Менеджмент экологической сферы, как правило, выделен в отдельную организацию, которая реализует программы и мероприятия по защите и охране окружающей среды.
Цель экологического менеджера — формировать и развивать экологически чистое производство: рационально использовать природные ресурсы, сохранять окружающую среду, снижать производственные отходы предприятия, сдавать их в переработку и утилизацию специализированным предприятиям.
Принципы менеджмента
Для достижения максимального эффекта в управлении необходимо придерживаться чётких принципов, соблюдая которые, компания останется в выигрыше. Ведущие принципы подразумевают:
Менеджмент в малом бизнесе
Что означает менеджмент для небольших предприятий? Буквально всё:
Менеджмент на предприятии
Для процветания предприятия необходимо успевать выполнять все задачи.
Говоря об разномасштабных организациях, выделяют:
Менеджмент — что это такое? Виды, задачи, функции, цели, специалисты
Менеджмент – комплекс мер и действий, направленных на координацию деятельности работников, с целью повышения эффективности работы организации. Любое предприятие, вне зависимости от его масштабов и сферы, желает увеличить доход и повысить уровень конкурентоспособности. Успех фирмы будет напрямую зависеть от того, насколько руководитель разбирается в менеджменте и координирует работу подчинённых.
Содержание
Что это такое
Понятие «Менеджмент» пришло к нам из английского языка, и если переводить дословно, оно означает «умение руководить». Любопытно, что слово знакомо практически каждому россиянину, однако, далеко не каждый способен объяснить, в чём заключается суть менеджмента.
Согласитесь, что ни одно предприятие не способно функционировать без управления, иначе рабочий процесс носил бы хаотичный характер. Искусство управления выделилось в обособленную науку не так давно, но характер деятельности знаком человеку буквально с первобытных времён.
Необходимость управления неразрывно связана с разделением труда, и человек это осознал ещё в тот момент, когда его речь не была членораздельной. Почему социум не может жить без управления? Так жить проще и это единственный путь к порядку и цивилизации. Со временем каждый человек стал выполнять отведённую ему роль. Охотиться на мамонта, вести хозяйство, строить дома проще вместе, но с тем учётом, что каждый член коллектива будет заниматься своим делом.
Человек развивался, менялось его восприятие, и строгие социальные рамки становились неотъемлемой нормой общества. Так постепенно возникло осознание того, что управление – это не набор команд и установок, это полноценная отрасль науки, имеющая свою специфику и разновидности.
Если привязывать появление менеджмента к конкретной дате, то стоит упомянуть 1911 год, когда на свет появилось творение Фредерика Тейлора «Принципы научного управления». Более ста лет назад менеджмент был выделен в обособленную науку, сложную, но постижимую для тех, кто желает познать психологию управления.
Менеджментом принято называть совокупность действий и мер относительно управления подчинёнными на предприятии для достижения поставленных целей.
В данном случае, говоря о целях, мы имеем в виду увеличение дохода компании, повышение уровня престижа, увеличение объёмов производства. Грамотный управленец обязан «от» и «до» знать основные принципы управления персоналом, именно поэтому менеджмент является той базой, которая соединяет руководителя и подчинённых.
«Менеджмент» достаточно многоуровневое понятие, и оно включает в себя несколько аспектов:
Руководитель 21 века обязан ознакомиться со всеми принципами менеджмента, и умело применять их на практике. Менеджмент часто ещё называют искусством управления людьми, где управленец должен уметь направить работника в любой, даже самой стрессовой ситуации. Кроме того, менеджмент является отраслью науки, позволяющей в ВУЗах выпускать отменных менеджеров, в которых страна нуждается, особенно в кризисный период.
Как может помочь менеджмент
Новички, желающие, открыть собственное дело с нуля, ошибочно считают, что менеджменту не стоит учиться, и уж тем более тратить на это много времени. На самом же деле, неважно, сколько людей у вас находится в подчинении – два или двести, базовые навыки управления персоналом необходимы везде.
С первого взгляда может показаться, что давать указания и следить за рабочим процессом проще простого, но это заблуждение. Хороший руководитель становится «универсальным солдатом», который разбирается в любом вопросе, связанным с отраслью его деятельности. Чтобы давать указания, необходимо уметь показать на собственном примере, как именно нужно выполнить работу.
Опытный управленец всегда просчитывает ситуацию наперёд, он предвидит возможные ошибки и постарается оптимизировать расход сил, средств и времени. Представьте себе, что организация меняет своё место расположения. Чтобы переезд прошёл максимально безболезненно, необходимо выделить основные этапы переезда, отсортировать документы, вещи и инвентарь. Менеджер без должного опыта не придаст значения процессу переезда с одного помещения в другое, чем лишь усложнит работу коллектива.
Менеджмент преследует основную цель – наладить рабочий процесс, добиться максимальной работоспособности коллектива. Нередки случаи, когда компанию, погрязшую в долгах и рутине, спасал грамотный менеджер, который полностью проанализировал рабочий процесс, нашёл в нём недостатки и устранил их. С лучших менеджеров берут пример, их заработная плата существенно выше, чем у рядового сотрудника, так как они способны вести за собой толпу, мотивировать и обучать.
Предлагаем рассмотреть основные виды менеджмента, каждый из которых применим к конкретной ситуации, возникшей в ходе производственного процесса.
Знакомство с каждым из них обеспечивает управленцу доступ к базовым методам управления персоналом в той или иной ситуации.
Стратегический менеджмент
Стратегическое планирование деятельности компании позволяет обозначить дальнейшие ориентиры и способы развития. Разрабатывается комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия, прописывается детальный план действий, который должен быть реализован в определённые сроки.
Суть стратегического менеджмента заключается в том, чтобы различными путями принести дополнительный доход компании. Это может произойти за счёт увеличения числа продаж, привлечения новых технологий, увеличения объёма реализуемой продукции, ребрендинга и прочее. Управленец, желающий вывести компанию на новый уровень дохода, должен проанализировать все имеющиеся возможности и выбрать оптимальный вариант для увеличения прибыли.
Это сложная задача, требующая много времени и сил, однако, она способна существенно повлиять на дальнейшую деятельность компании и её положение на рынке. Как только план будет разработан и утверждён, необходимо донести до каждого из сотрудников, какой спектр полномочий он имеет, какие задачи ему необходимо выполнить.
Финансовый менеджмент
Этот вид подразумевает работу с материальным потенциалом компании, а так же его эффективным распределением. Финансовый менеджмент обычно касается деятельности финансового директора, он координирует все процессы, связанные с выделением средств и поступлением новых денег в общую казну предприятия.
Финансовый директор должен объективно оценивать финансовые возможности компании, а так же разрабатывать детальный план по распределению бюджета. Эксперт в области финансов должен постоянно проводить антикризисную политику, независимо от положения дел в компании. В его обязанности входит поддержание финансовой стабильности организации и предупреждение опасных ситуаций.
Информационный менеджмент
Мы живём в эпоху новейших технологий, позволяющих бесперебойно получать доступ к информации, соответственно, не удивительно, что информационный менеджмент выделился в отдельный вид. Если руководство желает иметь прогрессивную компанию, оставляющую конкурентов позади, то необходимо обеспечить работников фирмы всем необходимым программным обеспечением.
За счёт ПО работа сотрудников становится более эффективной, они имеют возможность получать доступ к новой информации, анализировать и выполнять оперативно поставленные перед ними задачи. Менеджеры, ориентированные на работу в данной сфере, обладают набором специфических навыков, которые существенно влияют на продвижение бизнеса.
В круг обязанностей менеджера входят следующие пункты:
Производственный менеджмент
Пожалуй, одно из самых востребованных сегодня направлений в менеджменте, ориентированное на производственный потенциал компании. Знание основных принципов производственного менеджмента позволяет увеличить количество продаж, объём производимой продукции, укрепление позиций компании по отношению к конкурентам.
Любой коммерческой организации крайне важно иметь грамотного руководителя, способного правильно организовать работу предприятия, распределить обязательства среди работников, а так же задать вектор деятельности. Крайне важно иметь представления о всех нововведениях в сфере менеджмента, применять инновации в процессе построения рабочего процесса, так как эффективное распределение труда напрямую влияет на уровень продаж и доход.
Какие задачи способен решить производственный менеджмент?
Производственный менеджмент представляет собой всеобъемлющий контроль за основными направлениями деятельности компании, от работы каждого из сотрудников по отдельности, до комплексного производственного процесса.
Риск менеджмент
Каждый предприниматель отдаёт себе отчёт в том, что ни одна компания в мире не функционировала бесперебойно. В любом случае может возникнуть «острый» момент, связанный как с внутренними, так и внешними процессами. В таких ситуациях крайне важно иметь заранее выстроенный план выхода из кризисной ситуации, который можно применить для улучшения всех показателей компании. Кроме того, в условиях мирового кризиса и нестабильной ситуации на рынке, крупным фирмам не обойтись без эксперта по риск-менеджменту.
Чем отличается этот специалист от других менеджеров? Он постоянно находится на чеку, анализируя положение дел компании и просчитывая все возможные риски, с которыми она может столкнуться на пути своего функционирования. Эксперт делает прогнозы, предупреждает руководство об опасности, позволяя выйти из кризисной ситуации с минимальными потерями для компании.
Как на практике работает риск-менеджер?
Риск-менеджер – это одна из важнейших фигур в компании, поскольку он помогает избежать стрессовые для компании ситуации и даже предотвратить факт банкротства.
Экологический менеджмент
В России сфера экологического менеджмента пока развита довольно-таки слабо. Отечественные предприятия пока больше заботятся о прибыльности, построении слаженного коллектива, конкурентной способности, но не задумываются о том уроне, какой может быть нанесён окружающей среде. В Европе и США более щепетильно относятся к данному вопросу и экологическое сознание там развито сильнее.
Деятельность компании в сфере экологического менеджмента помогает проанализировать, оказывает ли негативное влияние производимая продукция, рационально ли используются природные блага. Грамотная работа эксперта позволяет выявить пути решения накопившихся проблем. К примеру, можно заключать контракты на утилизацию отходов, совершенствовать методы производства продукции, снижая количество выбросов вредных веществ в атмосферу.
Экологический менеджмент позволяет найти альтернативные способы работы предприятия, тем самым регулируя его взаимоотношение с контролирующими органами, уберегая от штрафных санкций.
Примечательно, что «рождение» экологического менеджмента принято связывать с проведением в 1992 году саммита в Рио-де-Жанейро. Главы государств сошлись на мнении, что в 21 веке необходимо крайне осмотрительно относиться к вопросам экологии и антропогенной деятельности. Экологический менеджмент стал одним из основополагающих направлений дальнейшего развития цивилизованных стран.
Теперь пришло время понять, какие же цели преследует менеджмент и почему ни одно успешное предприятие сегодня не обходится без базовых знаний менеджмента. Что вы лично подразумеваете под словом «цель»? Многие из нас ежедневно размышляют о целях в жизни, но какова же цель любой коммерческой организации?
Целью можно считать конкретный результат деятельности предприятия. Это отправная точка, от которой компания начинает свой долгий путь становления и продвижения. Цели менеджмента ровным счётом такие же, как и цели любой коммерческой организации, независимо от её рода деятельности и масштабов.
Основная цель менеджмента заключается в построении слаженного рабочего процесса, созданного для получения необходимой прибыли компании. Общими целями менеджмента можно считать детальное планирование, прогнозирование и алгоритм достижения поставленных задач.
Из основной цели можно сделать вывод, что деятельность менеджеров направлена на увеличение дохода организации, стабилизации положения на мировом рынке. Менеджмент позволяет сориентировать рабочий персонал на достижении общих целей. Мы сейчас говорим об общих целях, присущих практически всем организациям, специализирующимся в сфере продаж, однако, каждое предприятие уникально и имеет свои внутренние цели, задачи.
Цели позволяют компании, как можно дольше продержаться на рынке, а их смена и трансформация продлевает жизнь предприятию, вносит коррективы и позволяет переходить от одного спектра работ к другому. Руководство, осознающее, какие цели поставлены перед ним, обеспечивает благоприятные пути их достижения, налаживает климат в коллективе, эффективно распределяет материальные и человеческие ресурсы.
По времени исполнения, можно выделить долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели. Краткосрочные цели более детализированы и конкретизированы, в то время как долгосрочные цели более туманны и абстрактны.
Задачи и функции
Цель поставлена, теперь следует разобраться с путями её достижения. Давайте более детально разберём основные функции и задачи менеджмента.
Основные задачи менеджмента:
Важно понимать, что перечисленные задачи имеют обобщённый характер и каждая отельная организация добавляет к этому перечню несколько позиций, в зависимости от сферы и внутренних задач.
Полное осознание важности менеджмента невозможно без знакомства с базовыми функциями, каждая из которых дополняет наше представление о менеджменте.
Знание базовых задач и функций позволяет управленцу правильно расставить приоритеты и выстроить сильную конкурентоспособную компанию.
Субъекты
Кого можно считать субъектами менеджмента?
Субъект менеджмента – это человек или коллектив людей, объединённых управленческими воздействиями, направленный на достижение базовых целей организации.
Когда мы говорим о субъекте менеджмента, мы имеем в виду исключительно реальных людей, вовлечённых в процесс работы фирмы. Каждый из них, посредством возложенных обязательств, влияет на реализацию определённых задач. Говоря простым языком, любой человек является субъектом управления. Мы сами управляем своей жизнью, принимаем решения о переезде, поступлении на учёбу, работу, службу.
Если говорить в более узком смысле понимания понятия «субъект менеджмента», то речь идёт непосредственно о менеджерах, то есть тех людях, что осуществляют управление над социальными объектами. Менеджеры могут быть руководителями разных уровней, выполнять разные функции, в зависимости от сферы применения собственных навыков.
Нелишним будет упомянуть и об объекте менеджмента, чтобы осознать, как выглядит полная картина.
Итак, объект менеджмента – это всё то, на что направлен процесс управления. Объектом может быть цех, производство, рабочий персонал и прочее. Объект иерархичен, он имеет структурное направление, многослойность. Субъект воздействует на объект, приводя в движение все основные процессы и механизмы, лежащие в основе производства.
Какой специалист занимается менеджментом
Мы с вами разобрались в сути понятия, затронули основные цели, задачи и функции, теперь пришло время разобраться с ключевым персонажем – менеджером. Кого можно назвать менеджером, какими качествами он обладает, и какие обязанности входят в его работу?
Менеджер – это человек, занимающий руководящую должность и занимающийся управлением подчинёнными на разных уровнях. Менеджеры бывают разных уровней, в зависимости от объёма выполняемой работы, сегмента производства, количества подчинённых во владении конкретного управленца.
Менеджмент имеет свою иерархию, где представлены менеджеры высшего, среднего и низшего звена. Высшее звено составляют руководители крупных компаний, в то время как менеджеры среднего и низшего звена отвечают за отдел, цех, бригаду.
Руководителей высшего звена принято называть ТОП-менеджерами и в западных странах их труд оценивают в десятки раз больше, чем работу рядового сотрудника. В руках ТОП-менеджеров сосредоточены решения о развитии компании, её стратегические цели, а так же ключевые вопросы касательно производства, финансов, рабочего коллектива, инноваций и прочего.
Менеджеры высшего уровня задают темп рабочему процессу, а менеджеры низших звеньев трудятся над воплощением поставленных целей в жизнь. Менеджеры много общаются с подчинёнными, это профессия требует высокого уровня коммуникабельности, знания базовых принципов психологии, умения расположить к себе и повести толпу.
Менеджерами можно называть и управляющих, и управленцев, ведь каждый из них идёт к намеченной цели, но на разных уровнях. Если говорить о практической части работы менеджеров, то они составляют некую сеть на производстве или каркас, за счёт которого компания благополучно функционирует. Умения руководителя напрямую влияют на эффективность работы организации, поэтому крайне важно сегодня распознать талантливого менеджера, способного минимизировать затраты предприятия и существенно повысить её доход.
Примеры лучших менеджеров в истории человечества вдохновляют и доказывают, насколько важна роль управленцев и какое влияние они имеют не только на работу предприятия, но и мировое устройство. Под руководством ТОП-менеджеров заключаются сделки, на кону которых, стоят миллиарды, а весь мир, затаив дыхание, наблюдает за выверенными решениями известных управленцев.
Первый о ком стоит упомянуть – легендарный Стив Джобс. Один из основателей «яблочной» компании сумел довести её прибыль трёх тысяч процентов! Джобс всегда говорил, что, в первую очередь, необходимо иметь высокие цели и идти к ним, невзирая на все преграды и трудности. Кроме того, по мнению Джобса, в производственном процессе не бывает ненужных или пустяковых деталей, ведь каждая из них составляет важную часть единого механизма.
Пример ещё одного легендарного управленца – Юн Чен Ен, являющийся гендиректором Samsung Electronics. Благодаря талантливому руководителю, акции компании взлетели на 1400%, а его принципами строгой экономии и внедрении новейших технологий, пользуются до сих пор. Создатель Amazon Джефф Безос считается одним из самых богатых людей на планете, благодаря грамотному продвижению собственной компании. Безос утверждает, что тому причиной стала любознательность и желание развиваться, чему он всегда учит и своих подчинённых.
Каждый из великих ТОП-менеджеров прошёл сложный путь к успеху и выделил свой особый «рецепт», помогающий им в работе. Единого мнения о том, каким должен быть идеальный управленец, не существует, но мы выделили основные критерии, присущие эффективному менеджеру.
Как найти хорошего менеджера
Успешный менеджер, способный привести компанию к успеху, кто он? Это человек, имеющий не только базовые теоретические знания о структуре менеджмента, это тонкий психолог, искусный оратор, трудолюбивый и открытый к диалогу управленец. Занимать такую должность должен человек с острым умом, желанием постоянно развиваться и добиваться поставленных целей. Кроме того, важно быть объективным и беспристрастным.
Мы подобрали список тех качеств, которыми обязан обладать успешный менеджер:
Когда все критерии собираются воедино, можно говорить о том, что перед нами пример удачного современного менеджера, на которого можно положиться в кризисный период. Наличие слаженного управленческого аппарата – залог его успешного функционирования, поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к процессу подбора менеджеров.
Хороший менеджер на вес золота, многие зарубежные компании высоко оценивают труд управленцев и готовы платить за него больше, чем конкуренты.
Искусство управлять – одно из самых тонких и востребованных, поскольку в руках менеджера сосредоточено влияние на все основные процесса, происходящие в ходе работы компании.
Советы
Вывод
Менеджмент является фундаментом в построении бизнеса, поэтому каждый управленец обязан ознакомиться с базовыми знаниями и применять их на практике. Основы менеджмента были заложены ещё задолго до оформления направления в отдельную отрасль знаний и сегодня без них невозможно повысить эффективность работы предприятия, вывести его на более высокий уровень дохода. Знание основ менеджмента позволяет «выращивать» грамотных управленцев, а компании процветать и развиваться.
«Эксперты считают менеджмент одной из самых востребованных наук 21 века. Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, статья помогла вам разобраться в основах менеджмента? Пишите в комментариях и не забудьте оценить статью!