Менеджмент и руководство в чем различия
Руководитель и менеджер — две стороны одной медали
Как бы многим ни хотелось думать иначе, но слова «руководитель» и «менеджер» — не синонимы. Да, у них есть общее, но, по сути дела, это две своеобразные стадии зрелости в понимании и овладении сутью и смыслом руководства. Одного можно сравнить с императором, другого — с надсмотрщиком. А чем еще руководитель отличается от менеджера?
«Катящиеся камни никогда не покроются мхом»
Чем знаток и мастер отличается от простого любителя? Тем, что у него значительно богаче и разнообразнее палитра красок и набор инструментов, с помощью которых он рисует картины своего внутреннего и окружающего миров. Гурман различает мельчайшие нюансы предвкушения, вкуса, послевкусия. Он смакует каждый оттенок аромата (вспомните роман «Парфюмер» П. Зюскинда). Чтобы достичь совершенства нужно много работать и не уставать развивать свои творческие способности.
Обычно мы просто применяем в своей реальной практической деятельности те знания о менеджменте и руководстве, которые почерпнули из книжек, обучения, собственного опыта. Забот, задач, амбиций и проектов обычно так много, что мы мчимся, не переставая, в надежде покорить очередную призрачную вершину. Не успевая оглянуться назад и не пытаясь по-настоящему смело и решительно посмотреть вперед. Давайте попробуем хотя бы мысленно остановиться и провести эксперимент рефлексии, чтобы посмотреть на свою деятельность со стороны, понаблюдать за ней из внешней позиции.
Наука управления людьми дает базовый набор понятий, методик, способов и инструментов для выполнения функций начальника. Дополнительно были придуманы роли, игра в которые позволяет сделать процесс управления людьми более естественным. Далее я ограничусь только двумя, наиболее характерными ролями: менеджер и руководитель. В принципе обе они придуманы для организации, руководства и управления. Для выполнения самой работы, прежде всего, не лично самим, а с помощью голов и рук других людей — так называемых подчиненных. На мой взгляд, это две своеобразные стадии зрелостив понимании и овладении сути и смысла руководства. Говоря предельно жестко, о самых пограничных случаях, по моему мнению, (если обратиться к исторической ретроспективе), менеджер — это надсмотрщик над рабами, а олицетворением руководителя является император в древнем Китае. Задача надсмотрщика — заставить раба физически работать, не допустить порчи инструмента. При правлении древних императоров их авторитет был настолько велик, что все делалось «словно само собой», а среди людей царила справедливость, согласие, доверие и уважение к существующему порядку вещей. Лао-цзы так писал о стилях управления:
Среди правителей наилучший тот,
Чье существование люди едва замечают;
Не столь хорош тот, кого они слушаются и превозносят;
Хуже всех правитель, которого презирают.
«Люди не уважают того,
Кто не уважает людей».
Мудрый правитель, добившись своей цели,
Не славит свои труды,
И люди скажут: «Мы сделали это сами».
Другой важный ракурс при исследовании управления — это лидерство. В данной статье мы на лидерстве отдельно не фокусируемся, а более подробно исследуем нюансы ролей «чистого» исполнителя чужой воли и «чистого» творца развития социума.
Если обратиться к словарям, то можно узнать, что:
В реальной жизни мы обычно имеем некую комбинацию из этих двух ролей. Понимание их отличий и умелое применение в каждой конкретной ситуации дает возможность реализации наиболее эффективного и гармоничного сплава науки и искусства управления людьми. Далее, для лучшего понимания специфики ролей менеджера и руководителя в современных условиях, умения их осознанно применять в конкретной ситуации, даны два списка. Первый показывает, в чем разница между менеджером и руководителем. Второй — описывает специфические компетенции, характерные и необходимые именно руководителю.
Чем руководитель отличается от менеджера
Что должен уметь делать руководитель
В заключение хочется пожелать всем нам не уставать работать над дальнейшим совершенствованием собственного личного мастерства и открытия новых смыслов, красок и горизонтов в менеджменте и руководстве. Делать это весело, с творческим задором и огоньком! Тем более, что в современном мире отношения начальник — подчиненный носят в определенной степени условный характер. Каждый человек по-своему уникален, знает и умеет делать что-то лучше всех в мире. Поэтому отношения лучше учиться выстраивать на принципах партнерства равных коллег. Но это уже другая история…
Павел Горбунов
По материалам
Менеджмент и управление — что это такое и отличия
Понятия менеджмент и управление присутствуют в жизни каждого человека. Кто-то работает в этом направлении, а кому-то просто приходится слышать эти термины в разговоре с другими людьми. Не всегда и не все могут сразу понять, о чем идет речь. Сложно также дать определение каждому из понятий или объяснить, в чем же заключается принципиальная разница. Эффективное управление представляет собой целую систему, включающую определенный набор подходов и методов. Они позволяют придти к упорядочению процессов в различных отраслях человеческой деятельности. Существуют различные взгляды на этот процесс. Они могут в значительной степени отличаться друг от друга. Управление и менеджмент по своей сути — понятия схожие. Существует ряд принципиальных отличий, которые позволяют дать полное определение каждому понятию и выбрать наиболее подходящий вариант в конкретной жизненной ситуации. Основные различия затрагивают область разграничения понятий и их применения к конкретным областям деятельности людей.
Определение понятий
Менеджмент представляет собой способ создания определенных моделей и их последующего использования в социально-экономических системах. В этом случае основными являются такие составляющие, как показатели эффективности распределения ресурсов. Главная задача для менеджера – создание самоорганизующейся системы. В процессе своей работы она должна будет воспроизводиться и развиваться. Происходить это должно в любых условиях. Для достижения поставленной цели используются передовые управленческие подходы. Важное значение имеют научные составляющие. Решающие показатели остается в процессе за прогрессивными современными разработками и технологиями. Критерием качества является в этом случае показатель эффективности. Важной задачей будет достижение целей при использовании и затратах минимального количества различных ресурсов.
Управление является видом человеческой деятельности, при которой ставиться основная цель. Работа направлена на упорядочение процессов, которые систематизируют труд и производство. В этом случае управлять можно всем, что используется в процессе достижения цели. К числу объектов управления относятся не только технические средства, но и люди. Также для решения задач можно задействовать базу данных и даже юридических лиц (организации). Управление в отличие от менеджмента воспринимается, как система с устаревшими инструментами для работы. Если созданный проект работает стабильно и не дает сбоев, то принято говорить о том, что он имеет хорошо отлаженный менеджмент. В обратном случае (при наличии сбоев или иных проблем) указывается, что управление было не достаточно качественное или требуется перейти на ручное управление, которое сможет заменить собой менеджмент на этапе устранения неисправностей в работе.
Сравнение
После приведенных определений становится понятно, что сходства и различия этих понятий зависят от конкретного случая или ситуации. Управление – это в большей степени процесс общий. Он затрагивает разные структуры и компоненты. Менеджмент работает в узком направлении, задействует определенный сегмент. Для управления применяются тщательно отобранные для ситуации инструменты, которые помогут достичь наилучших результатов, но потребуют замены, когда задача будет поставлена иная. Управление опорой для себя видит практику. В случае с менеджментом основной в работе является теоретическая часть. Применяются научно обоснованные методы, которые позволяют эффективно воздействовать на социально-экономические системы.
Выводы
Понятия различаются по разным направлениям. Масштаб и охват – в случае с управлением он более объемный, так как история насчитывает много десятилетий оттачивания методов. Менеджмент является частью управленческих механик и появился сравнительно недавно.
Оценка качества также различается. Главный критерий эффективности в случае с управлением – достигнута ли в итоге поставленная цель или нет. Если рассматривать менеджмент, то учитываться в оценке будут соблюдение принципов, правил и методов, которые были задействованы на пути к решению поставленной задачи. Дополнительно учитывается такой показатель, как эффективность распределения ресурсов – чем их меньше, тем эффективнее была проведена работа. Различия имеются и с точки зрения науки. Менеджментом является дисциплина, обладающая своим предметом и методом. Управление включает в себя множество наук, каждая из них характеризующихся различными предметами и методами. Коммерческая составляющая – еще один элемент, по которому можно различить эти понятия. Менеджмент чаще всего используется в работе, если умения нужно приложить к прибыльным проектам. Управление включается в общий процесс, когда речь идет о любом воздействии субъекта на объект на пути к достижению поставленной цели.
Управление, менеджмент, руководство, администрирование… — синонимы или различающиеся понятия?
Главная > Консультации > Управление и менеджмент > Управление, менеджмент, руководство, администрирование… — синонимы или различающиеся понятия?
На первый взгляд, кажется, что для нас, практиков управления, не имеет большого значения, какими понятиями и терминами определяется то, чем мы ежедневно занимаемся, включаясь в круговорот дел и событий, происходящих в наших образовательных организациях. Работы и ответственности от этого меньше не становится:
Но прежде, чем мы начнем разбираться в терминологии, давайте определимся, для чего нам это надо, и каким путем мы пойдем в наших рассуждениях.
Для чего же нам необходимо четко обозначать (означивать) в терминах и понятиях нашу деятельность? Означивание — это обретение текстом смысла, который пока скрыт от нас. А со смыслом связано понимание, которое согласно В. Далю, рассматривается как 1) способность, умение проникнуть в смысл чего-либо, усвоить, сознать его; 2) состояние сознания, которому ясен, открыт, известен смысл чего-либо.
А вот после того, как нам раскрывается СМЫСЛ, мы сможем с вами подняться еще на две важных ступеньки вверх, чтобы от смысла понятия перейти к ОСМЫСЛЕНИЮ действительности и придать ОСМЫСЛЕННОСТЬ нашим действиям:
Итак, нам предстоит пройти трудный путь через значение к смыслам, а затем от осмысления действительности и осмысленности действий — к формированию, а возможно, и принципиальному изменению своего отношения к тому, что мы называем «управленческая деятельность», и обретению личностного профессионального взгляда на реальность практических будней.
Облегчит ли нам тяжесть работы это понимание и осмысление? Не знаю, и не могу быть в этом уверенной. Но то, что, проникая в смысл, мы сможем увидеть разную направленность, а значит и разные (и важные) черты, и особенности нашей деятельности, — за это я ручаюсь.
Итак, перед нами четыре понятия:
УПРАВЛЕНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ РУКОВОДСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
Одни специалисты считают, что принципиальной разницы между ними нет, и все это синонимы понятия «управление», связанные, как правило, с различными трактовками перевода:
УПРАВЛЕНИЕ англ. management англ. government англ. administration
При этом правда, редко когда уточняется, что в английском языке разным значениям по действию «управлять» соответствуют свои глаголы:
В английском языке вообще нет общего термина «управление», а в каждой области деятельности используется своя терминология: управлять армией, предприятием, производством — control (direction); управлять страной — rule; управлять делами — manage; управлять машиной — operate, run; управлять автомобилем — drive; управлять оркестром — conduct; управлять, руководить — govern и т. д. [1]
Русский язык как уникальный смысловой язык, наоборот, позволяет нам улавливать различные смыслы одного и того же слова. Недаром, В. И. Даль назвал свой словарь толковым:
Сейчас становится модным стараться избегать иностранных слов, и пользоваться только русскими обозначениями. Однако в науке, которая является общечеловеческим достоянием, уже невозможно изъять общепринятые термины. Поэтому лучше, не обкрадывая себя, наоборот, обогатить свои знания тем, что накопило человечество.
Другие специалисты считают, что понятие управление является более общим и представляет собой «элемент, функцию организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности» [2], а «менеджмент», «руководство» и «администрирование» — раскрывают различные аспекты именно социального управления.
Будем придерживаться этой точки зрения и выделим главные сущностные черты управления в социальных системах, различные взаимодействия между которыми позволят нам в дальнейшем отличать менеджмент от администрирования и видеть разные грани руководства через призму менеджмента и администрирования.
Итак, под социальным управлением понимается «сознательное, планомерно организованное, систематическое взаимодействие субъекта управления и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития» [3]. Более точно под взаимодействием субъекта и объекта мы будем понимать сложные отношения, связанные с воздействием субъекта на объект управления и получение обратной связи от объекта, влияющие на принятие субъектом управленческих решений по дальнейшему воздействию на объект. Здесь очень важно понимать, что объект управления представляет собой многогранное явление. Это могут быть не только различные виды деятельности, процессы и проекты, но и общности, группы людей и конкретные исполнители той или иной задачи, которая перед ними ставится.
Поэтому не надо обижаться педагогам, родителям и детям, если для директора или его заместителя любимый педагогами, родителями и детьми их 5«б» класс является только одним из объектов внутришкольного управления.
Поэтому не будем обижаться, если для вашего начальника образовательная организация № … со всеми ее «чадами и домочадцами», которой вы руководите, которую вы так любите и вкладываете столько жизненных сил, является лишь объектом управления, одним из элементом управляемой им системы.
Переиначим известную фразу из кинофильма: «Ничего личного, только бизнес» в нашем контексте: «Ничего личного, только объект управления».
Именно там, где действуют «безличные законы» управления, и где во главу угла поставлена ФУНКЦИЯ, простирается область АДМИНИСТРИРОВАНИЯ.
Так уж сложилось, что мы часто руководствуемся своим отношением к тому, чем занимаемся. И столкнувшись хоть раз с холодностью и бездушием какого-то управленца-администратора, для которого «бумага важнее человека», навсегда закрепляем в своем сознании негативное восприятие термина «администрирование». Да и определения в словарях только подкрепляют наше отношение:
Но не будем столь категоричны в своем негативном отношении к администрированию, и обратимся к истории управленческих наук, раскрывающей перед нами уникальный мир исследований, которые начались в конце 19 века и уже к началу 20 века обогатили человечество трудами классической школы управления.
Вудро Вильсон, прежде, чем стать 28 президентом США, был профессором истории и политологии. Своей работой 1887 года «Изучение администрирования» положил начало теоретической разработке вопросов административно-государственного управления.
Классическая школа потому и называется так, что она не только заложила основы современного управления, но представила закономерности и принципы управления, которые работают и действуют до сих пор и представляют собой опору (основу, базис) любого управления.
Чтобы в нашем восприятии возник этот образ опоры, возьмем в качестве примера всем известную детскую пирамидку, в которой разные по цвету и диаметру кольца нанизываются на стержень. Вот этот «стержень» и олицетворяет собой те классические основы управления, которые представляют собой принципы и закономерности, не потерявшие своей актуальности и сегодня.
Речь, в первую очередь, идет о стержневых 14 принципах управления А. Файоля: Разделение труда. Власть. Дисциплина. Единство распорядительства (командования). Единство руководства. Подчинение частных интересов общему. Вознаграждение. Централизация. Иерархия. Порядок. Справедливость. Постоянство состава персонала. Инициатива. Единение персонала [7].
Вряд ли кто-либо из нас, кто связан с управлением, сможет сказать, что эти принципы за 100 лет устарели. И в каждой образовательной организации, и в каждом органе государственного и муниципального управления образованием эти принципы являются актуальными при построении отраслевого и внутриорганизационного управления.
Обратите внимание, что первым принципом А. Файоль обозначил именно РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА, результатом которого «является специализация функций и разделение власти», обеспечивающее распределение работников по должностям и функциям (функционалу) с определением зоны ответственности.
Еще раз обращаем внимание на то, что администрирование — это «безличностное», сугубо функциональное управление, главная задача которого заключается в оптимальном распределении работ по выполнению задач и достижению целей организации. И в этой «безличности» при данной сложной управленческой задаче нет ничего негативного, поскольку речь идет о выстраивании рациональной структуры организации и структуры управления, оптимально рассредоточивающей ресурсы под цели.
Эффективная реализация разделения труда и выполнение работниками своих функций напрямую зависит от власти, единства руководства, дисциплины и порядка. Чего греха таить, каждый из нас знает и ежедневно ощущает на себе, что львиная доля управленческого времени как раз и приходится на поддержание единства распорядительства и установление дисциплины и порядка в ОО. И поддерживать это нам помогает иерархия и централизация управления в ОО.
Может быть именно поэтому, зная или не зная «основу основ» управления, мы усиленно наводим порядок в организации, добиваясь исполнения наших приказов и распоряжений нижестоящими в иерархии структуры управления, действуя по «формуле» администрирования: «кто Лев, тот и прав», не замечая, подчас, как становимся истинными бюрократами. Зато очень хорошо понимаем и ощущаем на себе, как действует эта формула на тех, кто находится внизу иерархической лестницы управления, когда сами являемся подчиненными и отвечаем перед вышестоящими органами за исполнение их распоряжений.
И тогда нам остается лишь уповать на исполнение таких файолевских принципов администрирования, как «Справедливость. Инициатива. Единение персонала», и ожидать, что новый начальник будет справедливым, поддерживающим инициативу и объединяющим людей на решение общих задач… и, главное, будет видеть в нас людей, а не «ходячие функции».
Вот только незадача-то и заключается в том, что живя и действуя только по законам администрирования, такого нам достичь будет вряд ли возможно, поскольку в этой области управления работает «формула» безликого, а точнее, безличностного управления.
Люди являются лишь трудовым ресурсом, работниками, в обязанности которых входит выполнение определенных функций (С=Ф), надлежащее исполнение совокупности которых и обеспечивает функционирование организации.
Чаще всего так мы и воспринимаем администрирование, когда сталкиваемся с ним «лицом к лицу», а точнее, лицом к функции, носителем которой и является человек, с которым мы общаемся по долгу службы, или обращаемся к нему как к должностному лицу. Это происходит чаще всего там, где мы ждем человеческого участия в нашей проблеме, понимания, сочувствия, поддержки, умного совета, и т. д., а вместо этого сталкиваемся с ответами: «это не в моей/не в вашей компетенции», «это не входит в круг моих должностных обязанностей», «ничем не могу вам помочь, у вас нет необходимых документов», «не вижу проблемы, поскольку так действовать предписано инструкцией» и т. д., и т. п.
А ведь мы знаем другие примеры и хотим, чтобы управление было «с человеческим лицом»!
Но прежде, чем мы перейдем к разговору о таком управлении, сделаем остановку и… реабилитируем администрирование.
А отдать должное этой составляющей управления мы сможем, если представим себе гипотетическую картину управления без администрирования, в котором:
Хотели бы Вы руководить организацией, в которой действует только такое управление? А если хотели, то смогли бы эффективно управлять организацией?
Вот и ответ на наш вопрос. Эффективного управления без администрирования не бывает.
Но и только одним администрированием управление не может быть представлено. Как говорят математики, это условие необходимое, но не достаточное.
Не достаточно оно уже потому, что главным действующим лицом в управлении являются не функции, а люди, выполняющие эти функции. А люди бывают разными…
И чаще всего администрирование, такая важная составляющая управления, благодаря которой в организации существуют правила и порядок, наталкивается на то, что принято называть «человеческий фактор»:
Как только мы обращаемся к области взаимодействия, где значимыми становятся взаимоотношения между участниками управления, мы переходим на сторону менеджмента.
Что же такое «МЕНЕДЖМЕНТ», и чем менеджмент отличается от администрирования?
Об этом мы будем говорить в следующий раз.
Литература
[1] Франчук В.И. Основы общей теории социального управления./ Ин-т организационных систем. — М., 2000., — 180 c., C.14.
[2] Афанасьев В.Г. Управление //БСЭ.
[3] Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1990.
[4] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978;
[5] Политическая наука: Словарь-справочник сост. проф. полит. наук Санжаревский И.И. 2010;>
Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Вопрос 2 Как соотносятся понятия «управление», «менеджмент», «руководство»?
Ответ
Управление является более широким понятием, чем менеджмент. Термин «управление» справедлив по отношению к любым объектам.
Управлять можно:
• распределением ресурсов различного вида (электроэнергия, тепло, финансовые средства, полномочия);
• биологическим объектом (дрессированное животное);
• совокупностью биологических объектов (косяк рыбы, табун лошадей, стадо коров, отара овец);
• развитием биологических объектов.
Осуществлять менеджмент можно только по отношению к чему-то социальному, обладающему разумом и волей:
• коллективу – общности людей по признаку единства деятельности (бригада, цех, отдел, организация, учебная группа, ученический класс);
• социуму – общности людей по признаку единства намерений (компания на отдыхе, пассажиры самолета, собрание акционеров, митинг, сельский сход).
Менеджмент предполагает выполнение определенных повторяющихся функций для достижения социальным объектом некоторой цели или состояния.
Кроме того, менеджер осуществляет руководство, т. е. оказывает влияние на людей для достижения сформулированной им цели. Руководство основано на возможностях и способностях менеджера влиять на людей.
Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния на людей, но и некоторые другие действия: планирование, организацию, контроль и регулирование. Таким образом, руководство является более узким понятием, чем менеджмент.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание
1.1. Основные варианты понятия «менеджмент», их содержание На современном этапе развития существует значительное разнообразие формулировок и трактовок сущности и понятия «менеджмент», которое свидетельствует о том, что менеджмент как наука находится в стадии
Вопрос 1 Что такое менеджмент?
Вопрос 1 Что такое менеджмент? Ответ Английское слово «management», возможно, происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с XVI в., образованное от глагола «menager» (умело подготавливать, тщательно упорядочивать). См. Тьетар Р.-А. Менеджмент /
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент?
Вопрос 4 Что является содержанием менеджмента? в каких аспектах определяется менеджмент? Ответ Менеджмент определяется в нескольких аспектах, с нескольких точек зрения. Самое общее содержание менеджмента – это вид деятельности, который характеризуется основной целью,
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент?
Вопрос 13 Какие бывают системы и с какими из них имеет дело менеджмент? Ответ Система – одно из основных понятий современной научной методологии, широко используемое во всех областях знания и научных дисциплинах, но не имеющее достаточно строгого и общего определения,
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом?
Вопрос 18 Какие структурные подразделения входят в организацию и как они соотносятся друг с другом? Ответ Организация имеет структурную иерархию: в нее входят структурные подразделения, которые определенным образом соотносятся друг с другом. Различаются
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент?
Вопрос 35 Когда возник научный менеджмент? Ответ В XIX в. в Северо-Американских Соединенных Штатах бурно развивалась инфраструктура (строительство железных дорог), а также промышленность на основе машинного производства.Для строительства железных дорог (первая половина
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства?
Вопрос 130 Что такое руководство и отличается ли оно от лидерства? Ответ Руководство можно определить как способность индивида влиять на других людей для достижения определенной цели.Руководство как социальная характеристика поведения менеджера предполагает
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство?
Вопрос 139 Как соотносятся руководство, власть и лидерство? Ответ Руководство (лидирование) является процессом влияния или воздействия на людей для достижения определенной цели.Власть является инструментом руководства и лидирования. Обладая властью, личность или группа
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»?
Как соотносятся понятия «административная элита» и «бюрократия»? В большинстве научных публикаций бюрократией называется бесконтрольная власть — не публичных политиков, а чиновников в лице административной элиты, присвоившей себе помимо управленческих (т. е.
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами»
1.1. Позиционирование понятия «Управление человеческими ресурсами» Рис. 1.1.1. Характеристики для определения понятия «Управление человеческими ресурсами»
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ
6. УПРАВЛЕНИЕ И МЕНЕДЖМЕНТ Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент – это его специфическая область, включающая деятельность
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж?
Вопрос 3. Как делегировать руководство отделом продаж? План действий:• выбираем кураторов и/или начальника отдела продаж из числа результативных, ответственных или уважаемых менеджеров, которые способны обучать и контролировать других людей;• выбираем показатели