Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

1.3 Менеджмент как профессиональная сфера деятельности

Менеджеры формируют руководящий состав фирмы (предприятия), банков и наделены исполнительской властью. Менеджер — человек, организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами управления. Менеджеры работают во всех звеньях управления. Они формируют социальный слой, категорию людей, ведущих работу по управлению. Переход власти от собственника к управленцам — это особая система управления компаниями (фирмами). Можно выделить специфические особенности управленческого труда:

1) умственный труд работников аппарата управления, состоящий из трех видов деятельности: организационно-административной и воспитательной (прием и передача информации, доведение решений до исполнителей, контроль исполнения); аналитической и конструктивной (восприятие информации и подготовка соответствующих решений); информационно-технической (документационные, учебные, вычислительные и формально-логические операции);

2) участие в создании материальных благ не прямо, а опосредованно (косвенно, через труд других лиц);

3) предмет труда — информация;

4) средства труда—организационная и вычислительная техника;

5) результат труда — управленческие решения.

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и субъекта (управляющего органа). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем управления: управляемой и управляющей. В обоих случаях отношения между управляемой и управляющей подсистемами — это взаимоотношения людей. Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельную структуру организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющее действие. Субъект управления — орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие. В связи с этим одна и та же структура организации может быть и объектом и субъектом управления.

Существует следующая типология менеджеров по вертикальным и горизонтальным различиям.

По вертикальным различиям один из наиболее важных, определяющих обязанности менеджера факторов — его положение в организационной иерархии.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть картинку Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Картинка про Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

Высшие менеджеры, или менеджеры высшего уровня (президенты компаний, председатели советов директоров, главные исполнительные директора и исполнительные вице-президенты) несут ответственность за деятельность организации в целом. Высшие менеджеры отвечают за: определение целей организации; разработку стратегий их достижения; контроль за внешней средой и интерпретацию событий, в ней происходящих; принятие значимых для всей компании в целом решений.

Менеджеры высшего уровня работают на долгосрочную перспективу, их интересуют тенденции развития внешней среды и общий успех деятельности фирмы. Среди важнейших обязанностей менеджеров высшего уровня: осуществление коммуникаций; донесение своего видения организации до всех ее членов; формирование корпоративной культуры.

Высшие менеджеры должны во все большей степени вовлекать в процесс труда всех своих подчиненных, предоставлять им возможности наиболее полно реализовывать свои знания, навыки и способности.

Менеджеры среднего уровня занимают позиции на промежуточных уровнях властной пирамиды и отвечают за деятельность важнейших бизнес-единиц, подразделений и отделов организации. Менеджеры среднего уровня несут ответственность за реализацию принятых высшим руководством общих стратегий и процедур и ориентирована прежде всего на краткосрочные перспективы. Менеджеры среднего уровня должны поддерживать хорошие отношения с равными себе по должности коллегами, способствовать развитию командной работы и разрешать конфликты.

Менеджеры первой линии (низшего уровня) несут непосредственную ответственность за производство товаров и услуг, то есть находятся на первом или втором уровнях управления, занимая должности мастеров, линейных менеджеров, офис-менеджеров и т. д. Они обязаны выполнять установленные правила и процедуры, обеспечивая эффективность производства, предоставлять техническую помощь, мотивировать подчиненных, уделяя основное внимание выполнению повседневных задач.

Существует также типология менеджеров по горизонтальным различиям. Функциональные менеджеры отвечают за работу отделов, выполняющих одну из необходимых для ведения операций организации функций. Все их подчиненные обладают схожими навыками и опытом. К числу функциональных отделов относятся отдел рекламы, отдел продаж, отдел человеческих ресурсов, производственный отдел, финансовый отдел и бухгалтерия. Линейные менеджеры несут ответственность за деятельность производственных и маркетинговых отделов, выпускающих и продающих товары или услуги. Отдельно можно выделить финансовых менеджеров и менеджеров по человеческим ресурсам, работа которых обеспечивает деятельность линейных отделов.

Выделяют отдельные качества, которыми должен обладать менеджер, мастерство менеджеров. Менеджеры всех уровней затрачивают часть своего времени на исполнение каждой из управленческих функций, успешность их деятельности зависит и от степени управленческого мастерства (опыта), которым они владеют. Это мастерство может быть сгруппировано в семь различных категорий: концептуальное мастерство, мастерство принятия решений, аналитическое мастерство, административное мастерство, коммуникационное мастерство, психологическое мастерство, техническое мастерство.

1. Концептуальное мастерство включает способность менеджера понимать перспективу организации как целого — представление себе общей картины. Менеджеры должны понимать, как их обязанности согласуются с обязанностями других менеджеров, чтобы соответствующим образом планировать свою деятельность и получать требуемые организационные результаты. Высшие менеджеры, обладающие высоким уровнем этого мастерства, способны планировать сверхцели и разрабатывать соответствующие стратегии для организации в целом.

2. Мастерство принятия решений включает способность менеджера выбрать подходящий курс действий из двух или более альтернатив. Такое мастерство необходимо для успешно действующих менеджеров, потому что в их обязанность входит принятие решений, воздействующих на всю организацию. Менеджеры должны решать, каких целей нужно достигнуть, какую стратегию необходимо осуществить, какими ресурсами следует овладеть и как они должны быть распределены, а также какой контроль должен быть применен.

3. Аналитическое мастерство включает в себя способность правильно использовать научные и количественные подходы, технику и средства для решения управленческих проблем. Способности менеджера к систематической диагносгике проблем и определению альтернативных решений перед выбором и осуществлением верного плана действий являются основным признаком уровня его аналитического мастерства. Поскольку сложность проблем, которые должны решать, обычно возрастает по мере их служебного роста, важность аналитического мастерства для успешной карьеры также увеличивается.

4. Административное мастерство включает способность менеджеров исполнять организационные правила, предписанные в процессе производства, эффективно действовать в пределах ограниченного бюджета, а также координировать поток информации и бумажной работы внутри своей группы и среди других групп.

5. Коммуникационное мастерство включает способность менеджеров передавать свои идеи и мнения другим как в устной, так и письменной форме. Это мастерство является решающим фактором в успехе менеджера. Коммуникативное мастерство, позволяющее эффективно проводить собрания, писать четкие письма и пояснительные записки, умело говорить по телефону, постоянно, на протяжении всей карьеры требуется менеджеру.

6. Психологическое мастерство включает способность менеджеров эффективно взаимодействовать с другими людьми как внутри, так и вне фирмы. Многочисленные исследования показали, что менеджеры проводят приблизительно половину своего рабочего дня во взаимодействии друг с другом. Очевидно, что успех этих взаимодействий влияет на то, какую поддержку менеджер получит в разработке и осуществлении организационных планов.

7. Техническое мастерство включает особую компетенцию для исполнения заданий. То, в какой степени менеджер нуждается в овладении высоким уровнем технического мастерства, обычно напрямую влияет на расположение менеджера в организационной иерархии. Чем ниже уровень работы менеджера в организации, тем более непосредственно он связан с производством и, следовательно, для него большее значение имеет потребность в высоком уровне технического мастерства.

Управленческий труд относится к категории труда умственного. Сложность управленческого труда обусловливается несколькими обстоятельствами. Во-первых, масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Во-вторых, сложность управленческого труда характеризуется степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений в состоянии объекта управления, поиском нетрадиционных подходов к ним. Наконец, в-третьих, сложность управленческого труда определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.

Управленческий труд существует в трех основных формах. эвристической, административной и операторной. Рассмотрим их более подробно.

Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений, в основном стратегического характера — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и специфики самих проблем этот труд выполняется руководителями различного уровня и специалистами.

Административный труд является уделом в основном руководителей и предполагает текущую координацию и оценку деятельности подчиненных. Этот труд осуществляется в нескольких формах. Во-первых, распоряжения, связанные с доведением в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей и их инструктированием. Во-вторых, контроль за работой подчиненных, их поощрение или наказание. В-третьих, организация обмена информацией, происходящего в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответа на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест.

Операторный труд направлен на техническое обеспечение производственных и управленческих процессов необходимой информацией. Он охватывает такие виды деятельности как документационная; первично-счетная и учетная; коммуникативно-техническая, вычислительная и формально-логическая.

Управленческая деятельность может быть описана в терминах исполнения менеджерами трех групп основных ролей. Роль представляет собой набор представлений о поведении менеджера. Основные роли могут быть сгруппированы в три концептуальные категории: информационные (управление информацией), межличностные (управление людьми) и связанные с принятием решений (управление действиями). Каждая роль предполагает выполнение определенных видов деятельности, что в конечном итоге и обеспечивает выполнение всех управленческих функций.

При осуществлении роли, связанной с принятием решений, менеджер выполняет следующие функции: определяет направление роста организации, изыскивая для этого возможности как внутри организации, так и за ее пределами; отвечает за распределение всевозможных ресурсов организации; отвечает за корректировочные действия, когда организация сталкивается с неожиданными нарушениями; разрабатывает и запускает проекты по совершенствованию; представляет организацию на всех значительных и важных переговорах;

При осуществлении информационных ролей менеджер выполняет следующие функции: собирает разнообразную информацию специализированного характера о внешней и среде организации, которую использует в инте-ресах своего дела; распределяет полученную информацию в виде фактов и нормативных установок между подчиненными, разъясняя политику и основные цели организации; передает информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, действий, результатов работы организации, действует как эксперт по вопросам данной отрасли.

При осуществлении межличностных ролей менеджер выполняет следующие функции: выполняет обычные обязанности правового или социального характера; отвечает за мотивацию и активизацию подчиненных на достижение целей организации, координирует их усилия; обеспечивает работу сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги.

Можно выделить ряд требований, предъявляемых к профессиональным управляющим:

— умение обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность;

— информированность по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологий, конкуренции, динамики спроса на продукцию;

— знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;

— способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления;

— умение использовать современную информационную технологию, средства коммуникации и связи;

— способность работать с людьми и управлять самими собой (личностные качества, усиливающие доверие и уважение со стороны других).

Выходные данные учебника:

Источник

Менеджмент как самостоятельный вид профессиональной деятельности — Основные концепции управления

Ни одна организация и ни одна компания не может быть успешной без менеджмента. Однако управление как вид деятельности и как наука в той форме, в которой мы ее имеем сегодня, возникло не сразу.

Как только доисторические люди начали жить в организованных группах, у них возникла потребность в управлении.

На первом этапе, когда группы были небольшими, управление во всех областях осуществлялось одним человеком — лидером этой группы. Позднее, по мере расширения групп и усложнения выполняемых ими функций, возникла необходимость в разделении труда и дифференциации функций. Однако на это ушли века.

Египетские пирамиды, построенные в период 3000-2000 гг. до н.э., являются ярким свидетельством не только культуры древних египтян, но и их управленческих навыков. Прежде всего, строительство огромных пирамид требовало четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание организации и управлению производственными процессами, обеспечивали четкую специализацию рабочих.

Сократ дает понимание управления как особой области человеческой деятельности. Он сказал, что главное в управлении — поставить правильного человека на правильное место и поставить ему задачи.

Линейная структура управления нашла свое выражение в системе управления Римской империей. Главной его проблемой был сбор налогов со всех его частей, которые были далеки друг от друга. Прямое правление со стороны Рима было чрезвычайно трудным для осуществления. Изменение структуры управления укрепило власть Римской империи.

В практике управления есть примеры организаций, которые зародились в древние времена и продолжают успешно функционировать и сегодня благодаря созданию рациональной структуры управления. К ним относится Римско-Католическая церковь, имеющая самую простую структуру управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и священник.

К сожалению, развитие управленческого мышления в России в этот период не было адекватно изучено.

Революция в трудовых отношениях связана с промышленной революцией, начавшейся в середине 18 века.

С промышленной революцией связано разделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего. На производстве был мастер, которого вскоре возненавидели рабочие.

На данном этапе развития менеджмента только начинает проявляться тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации работы на научной основе.

Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Английские экономисты Уильям Петти, Адам Смит и Дэвид Рикардо внесли значительный вклад в возникновение теории управления.

Нельзя игнорировать большой вклад английского социального утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики. Он раньше других заметил и оценил роль человеческого фактора в производстве, о необходимости рассмотрения которого другие исследователи пришли только через 100 лет. Работы К. Маркса и Ф. Энгельса оказали большое влияние на формирование теории управления в социалистическом обществе. Не изучая сущность и природу управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс из развития сотрудничества вывел необходимость разделения труда: Капиталист часто не может самостоятельно управлять своей фабрикой. Не было необходимости и в этом, поскольку надзорная власть, полностью отделенная от собственности на капитал, всегда предлагалась в изобилии. Результатом разделения труда стало разделение руководства, которое рассматривалось как особая функция всего совместного труда.

В тот же период Ф. Энгельс указал, что необходимо различать управление вещами и управление людьми. В будущем многие ученые будут руководствоваться этой диссертацией в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функцию управления выполнял сам капиталист и небольшая группа близких ему людей. Роль специально подготовленных менеджеров особенно усилилась в период развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией и нестабильной внешней средой, менеджеры разработали систему ноу-хау по развертыванию ресурсов.

Таким образом, условия и источники для формирования менеджмента как особого вида управления:

Все вышеперечисленные факторы внесли значительный вклад в развитие теории управления.

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть картинку Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Картинка про Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть картинку Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Картинка про Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

Основные концепции управления

Управление — это управление производством или торговлей; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разработанных и применяемых для повышения эффективности производства и прибыли.

Современное управление имеет два основных компонента:

Термин «менеджмент» прочно вошел в нашу повседневную жизнь и стал натурализованным в деловой жизни России. Однако следует иметь в виду, что это новая философия, в которой другая система ценностей и приоритетов.

В этом контексте следует более подробно объяснить значение термина «управление».

Русское слово «менеджмент» и английское слово «менеджмент» считаются синонимами, но на самом деле их истинное содержание сильно отличается. Когда мы используем термин «управление», мы следуем международно-признанной традиции, согласно которой он подразумевает очень специфический спектр явлений и процессов. Фактически, термин «управление» не является удовлетворительной заменой термина «управление», поскольку последний обозначает только одну из форм управления, а именно управление социально-экономическими процессами со стороны и в рамках корпоративной структуры акционерного общества. А адекватной экономической основой управления является рыночный тип управления, реализуемый на основе промышленной организации производства или торговли.

Таким образом, термин «управление» используется в отношении управления хозяйственной деятельностью, в то время как другие термины используются для других целей.

В нашем контексте следует использовать термины «организация», «управление» и «администрация». Тем не менее, правительственные, общественные и другие организации также должны применять принципы и методы управления, если они хотят достичь своих целей с наименьшими затратами.

В связи с вышеизложенным, термин «управление» используется далее с неким условным обозначением в том же значении, что и термин «управление».

Для того чтобы определить понятие «управление», важно уточнить некоторые из его составных положений, особенно его объективное содержание.

Целями управления как науки являются разработка, экспериментальное опробование и практическое применение научных подходов, принципов и методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, ориентированное на будущее и эффективное функционирование коллектива (личности) путем производства конкурентоспособной продукции.

В то же время конечной целью управления как практики эффективного менеджмента является обеспечение рентабельности предприятия через рациональную организацию производственного (торгового) процесса, включая управление производством (торговлей) и развитие технической и технологической базы.

Исходя из этого, важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребительского спроса на основе имеющихся ресурсов. Задачи руководства также включают в себя:

Задачи управления усложняются с развитием производства и торговли. Выполненные задачи и поставленные цели оцениваются на рынке.

Развитие теории управления, разработка экономико-математических методов позволили дополнить или заменить многие качественные решения проблем точными количественными оценками или решениями, а развитие компьютерных технологий и коммуникаций помогло повысить эффективность управления. Многие задачи, которые ранее не могли быть решены в реальных или приемлемых временных рамках из-за трудоемкости расчетов, стали повседневной реальностью.

Управление как вид деятельности

Управление — это отдельный вид профессионально управляемой деятельности, направленной на достижение желаемых целей в рыночных условиях путем рационального использования материальных и человеческих ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма управления.

Управление как самостоятельный вид профессиональной деятельности подразумевает, что руководитель не зависит от собственности на капитал компании, в которой он работает. Он может владеть или не владеть акциями компании и работает временным менеджером. Работа менеджера — это продуктивная работа, являющаяся результатом сочетания высокотехнологичного производства с высокой степенью специализации работников. Обеспечивая связь и единство всего производственного процесса, руководство объединяет работников разных специальностей: Инженеры, дизайнеры, маркетологи, экономисты, статистики, психологи, планировщики, бухгалтеры и т.д., которые работают под руководством руководителя и руководят предприятием, производственным отделом или компанией в целом.

Термин «руководитель» означает принадлежность конкретного лица к профессиональной деятельности в качестве руководителя предприятия, независимо от уровня управления, а также профессиональную подготовку и практический опыт. Профессиональное управление как отдельный вид деятельности предполагает наличие в качестве субъекта данной деятельности специалиста-менеджера, а в качестве объекта — хозяйственную деятельность предприятия в целом или его конкретной области (производство, сбыт, финансы, НИОКР и т.д.).

Увеличение потребностей в управлении обусловлено ростом масштабов предприятия, сложностью технологий, необходимостью иметь управленческие навыки. В современных условиях все решения по финансовым, организационным и экономическим вопросам готовятся и разрабатываются специалистами в области организации управления, которые также осуществляют мониторинг и контроль за выполнением принятых решений.

С ростом масштабов производства и развитием экономических отношений в обществе управление становится все более сложным. Однако до эпохи рыночных отношений управленческие функции оставались более или менее универсальными. Управление производством осуществлялось самим владельцем средств производства и небольшой группой его особо доверенного окружения. Но в процессе концентрации капитала появились новые организационные формы общественного производства в виде крупных предприятий, трастов, корпораций. Это привело к расширению и дифференциации управленческой функции на различные виды управленческой работы. Появились сотни и тысячи людей с управленческими функциями. С развитием рыночных отношений менеджмент стал деятельностью, сфера которой включала в себя как сферу материального производства, так и сферу духовной жизни. Благодаря такой эффективно функционирующей системе рыночная экономика является гибкой и способной удовлетворить различные потребности человека и обеспечить эффективное управление экономикой.

В целом объектом управления выступают различные организационные формы общественного производства: филиалы, объединения, акционерные общества, предприятия, отдельные виды трудовой деятельности или организации, целью которых является выполнение определенных функций. Развитая экономика диктует необходимость распределения социального труда в определенных пропорциях. Каждая сфера или отрасль производства, являясь неотъемлемой частью единой национальной экономики, в то же время представляет собой самостоятельный комплекс. Таким образом, управление производством — это осознанная, системная деятельность по организации функционирования различных сфер, отраслей и предприятий общественного производства.

Каждое предприятие и отрасль имеет свои особенности внутрихозяйственных отношений, их следует учитывать, но управление должно основываться на общих законах, которые отражают суть рыночной экономики, где производство подчинено потребностям и интересам потребителей.

Управление как система руководства

Системный подход к управлению основан на том, что каждая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых имеет свои собственные цели. Руководитель должен основывать свои управленческие решения на том, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать ее как единую систему. Взаимодействие всех частей должно быть выявлено и оценено и объединено таким образом, чтобы организация в целом могла эффективно достигать своих целей. Достижение целей всех подсистем организации, хотя и желательно, но почти всегда нереально.

Необходимость системного подхода к управлению можно понять, рассмотрев два аспекта работы руководителя. Во-первых, он стремится к достижению общей эффективности работы своей организации и недопущению того, чтобы частные интересы какого-либо одного элемента организации препятствовали ее общему успеху. Во-вторых, он должен добиться этого в контексте организационной среды, которая постоянно создает конфликтующие цели. Стратегия, технология и экономика — взаимосвязанные элементы одной и той же общей проблемы. Суть экономической проблемы заключается в выборе такой стратегии, включающей в себя технологию и все другие ресурсы, необходимые для реализации стратегических планов, которая будет либо наиболее эффективной (наиболее выгодное решение проблемы при имеющихся ресурсах), либо наиболее экономичной (достижение проблемы при наименьших затратах).

Управляемая система может быть представлена как особый вид машины, поскольку каждая система выполняет функцию, которая может рассматриваться как назначение машины. Одной из основных отличительных категорий управляемых систем является сложность. У каждой фирмы есть много противоречивых целей, и это является одним из определяющих факторов необходимости описывать фирму или компанию как очень сложную вероятностную систему. Сложность системы определяется количеством ее компонентов и возможными связями между ними. Степень сложности измеряется разнообразием системы. Разнообразие характеризует количество возможных состояний системы. Основной принцип управления, открытый У. Эшби, — это закон необходимого многообразия, согласно которому степень многообразия системы управления должна соответствовать степени многообразия контролируемой системы. Из этого следует, в частности, что невозможно создать простую систему управления для управления сложными системами и процессами. Из этого следует, что как отдельные лица, так и организации не могут справиться с проблемами, сложность которых превышает определенный уровень. Как только этот уровень превышается, менеджеры уже не в состоянии понять, что происходит вокруг них, и разработать соответствующую стратегию управления компанией или страной.

Другая причина усложнения управления производством связана со скоростью изменения внешней среды. Влияние внешней среды является определяющим фактором для компании при выборе системы управления. Темпы изменения внешней среды организаций возрастают, и соответственно возрастает сложность проблем, стоящих перед организацией. Чем сложнее эти проблемы, тем больше времени требуется для их решения. Чем больше увеличивается скорость изменений, тем короче срок службы найденных решений проблем. К моменту нахождения решения ситуация уже изменилась и требуется принципиально новое решение. Организация не может быстро и эффективно учиться, если ее руководство не имеет такой возможности. В целом, закон необходимого многообразия для управления фирмой гласит, что для достижения успеха сложность и скорость принятия решений в фирме должны соответствовать сложности и скорости изменений во внешней среде.

Классификация произвольных систем с точки зрения кибернетики предусматривает два критерия — a) степень сложности: простые динамические системы, сложные системы, которые могут быть хорошо описаны (хорошо структурированные), и очень сложные системы, которые не могут быть описаны достаточно аналитически (плохо структурированные) — и b) различие между детерминистическими и вероятностными системами. Более того, вероятностные системы — это не те, о которых знание на данный момент недостаточно полное, а те, которые в принципе не поддаются однозначному описанию. К классу очень сложных вероятностных систем относятся фирма, мозг и экономика. Согласно закону необходимого многообразия, система управления экономикой и фирмой также должна быть очень сложной вероятностной системой, а промышленные системы управления (если они достаточно эффективны) должны быть структурированы как кибернетические системы. Кибернетика обеспечивает механизм обратной связи как выход из противоречий вероятностного контроля и управляемых систем. Регулятор обратной связи обеспечивает компенсацию не только помех определенного вида, но и любых возмущений. В частности, она компенсирует влияние на систему помех, причина которых полностью неизвестна. Именно в этом заключается важность принципа обратной связи для управления промышленным производством, которое представляет собой очень сложную систему, не поддающуюся детальному описанию.

Контур управления

В своей наиболее общей форме управление представлено как некий тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в положении субъекта управления (СМ), а второй — в положении объекта управления. Это взаимодействие характеризуется следующими моментами:

Только когда объект управления выполняет команды советника, можно говорить о реально существующем взаимодействии менеджера. Для этого, во-первых, советник должен быть способен управлять MA, издавая соответствующие команды управления, а во-вторых, MA должен быть готов и способен выполнять эти команды. Эти условия необходимы и достаточны для того, чтобы советник мог управлять MA. Движущей силой управления является противоречие между руководителем и управляемым субъектом, которое, с одной стороны, создает потребность в управлении, а с другой стороны, разрешается в процессе осуществления управления. То есть вопросы эффективного управления необходимо рассматривать с точки зрения взаимодействия субъекта и объекта управления.

При реализации управленческого взаимодействия можно сказать, что между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой заключается в том, что один из них интересуется определенным образом функционирования второго субъекта и генерирует управленческие команды, определяющие желаемое поведение второго субъекта, а второй субъект по определенным причинам ведет себя в соответствии с управленческими командами первого.

Для того чтобы между этими двумя субъектами существовали лидерские отношения и, соответственно, чтобы происходило взаимодействие между ними, между ними должны существовать лидерские отношения. Они являются основой лидерства, потому что они обеспечивают способность генерировать команды лидерства и готовность выполнять эти команды. Отношения руководства не являются первичными отношениями, а основываются на более глубоких отношениях, таких как экономические, моральные и этические.

Отношения управления, основанные на экономических отношениях, являются наиболее распространенными в экономической системе. В этом случае для руководства наиболее важными являются два типа отношений:

Важно то, какие мотивы мотивируют субъекта управления, какие цели он преследует. Если цели управления (желаемое состояние объекта или желаемый результат его функционирования) совпадают с целями, преследуемыми субъектом управления, то последний направлен на наиболее эффективное управление. Для этого должны быть выполнены два условия:

Полная привязка потребности субъекта хозяйствования к результатам функционирования объекта хозяйствования наблюдается, когда субъект хозяйствования является собственником. Если субъект управления не является собственником, а исполнителем, то необходимость управления объективно не связана с желанием достичь наилучшего конечного результата.

Более того, эта потребность часто связана со стремлением субъекта управления удовлетворить свои первоначальные потребности с помощью менеджмента, не ориентируясь на конечные результаты, а в некоторых случаях и в ущерб конечным результатам. Чтобы предотвратить такую ситуацию, собственник должен создать такую систему вознаграждения и стимулирования руководителя, которая, с одной стороны, соответствует его мотивационной структуре, а с другой — зависит от степени достижения управленческих целей, т.е. от результатов функционирования МА.

Необходимо, чтобы субъект управления имел рычаги (мотивацию) на EI, с помощью которых он может быть побужден к исполнению приказов по управлению (это условие определяет принципиальную возможность или невозможность исполнения субъектом управления приказа по управлению). Для того чтобы мотивационный механизм привел к достижению поставленных целей, должны быть выполнены следующие условия:

В настоящее время мировая управленческая практика разработала и широко использует достаточно большой арсенал стимулов, отвечающих этим требованиям. Формирование мотивационного механизма должно строиться, прежде всего, ситуативно.

На странице курсовые работы по менеджменту вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Менеджмент».

Читайте дополнительные лекции:

Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Смотреть картинку Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Картинка про Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер. Фото Менеджмент как вид профессиональной деятельности предполагает что менеджер

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *