Ментальная модель это что

Ментальные модели в дизайне интерфейсов + 5 советов по использованию

Одна из главных проблем дизайнеров — проектирование UI, который идеально закрывает потребности аудитории. Не все специалисты чётко понимают, как выстроить взаимодействие так, чтобы пользователи могли без длительного обучения пользоваться интерфейсом.

В новой статье поговорим о ментальных моделях. Расскажем, что это такое, какие задачи решает инструмент и как его использовать при работе с информационными и коммерческими digital-продуктами.

Что такое ментальная модель

Представьте, что впервые взяли в руки беспроводные наушники. Открыли кейс, достали AirPods или другие вкладыши и несколько минут их рассматриваете. Даже у тех, кто никогда до этого момента не пользовался беспроводными наушниками, будут определённые представления об их возможностях.

Понятно, что человек может не знать об автоматическом запуске и остановке воспроизведения при извлечении вкладышей из уха, но он чётко понимает, какую главную задачу решает гаджет. В этом сила ментальных моделей, которые выступают в роли навигатора по незнакомой местности.

Ментальная модель — первое понимание продукта. Базовое представление о том, как его использовать. Оно формируется на основе предыдущего опыта. Даже если человек не видел сенсорный телефон, он примерно понимает, как им управлять.

Причем опыт может быть любым. К примеру, если человек пользовался только проводным телефоном, то первое время освоить сенсорное устройство будет непросто. Хотя он знает, что тоже можно набирать номер и прикладывать ухо к динамику, чтобы услышать собеседника.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Впечатления, гипотезы и эмоции ложатся в основу ментальной модели, которая формирует у человека определённый набор шаблонов. Он разбирается с особенностями работы инструмента на основе созданных им же правил. Если процесс происходит без значительных проблем, значит ментальная модель продукта идеально подходит для целевой аудитории.

Такое развитие событий происходит не всегда. В некоторых случаях после начала знакомства с продуктом пользователи начинаются «спотыкаться» на каждом шагу. Они не понимают, как создать учётную запись или что нужно для подачи заявки на подключение к программе лояльности.

Ментальная модель как пластилин — она может меняться под влиянием нового опыта. Правда, запустить спусковой механизм этих изменений почти всегда сложно. Людям проще не переучиваться, а найти аналоги, принцип работы которых совпадает с их представлениями.

Удивительно, но люди сразу понимают, как работает интерфейс. Даже если они никогда не видели приложение и его аналоги. К процессу подключается ментальная модель, которая формирует последовательность действий на основе предыдущего опыта.

Получается, что у каждого пользователя есть ментальная модель, которая может частично расходиться с моделью дизайнера. Если у них нет точек соприкосновения, то цифровой продукт окажется бесполезным для целевой аудитории.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Задача дизайнера и компании, выпускающей на рынок новый сайт или приложение — сделать ментальную модель максимально похожей на устоявшийся шаблон пользователей. Отличия будут, но важно, чтобы они были минимальными. При таком развитии событий можно немного переучить целевую аудиторию.

Многим начинающим дизайнерам кажется, что спроектировать интерфейс максимально легко. Надо только позаимствовать идеи у конкурентов, подобрать качественную типографику, нарисовать иллюстрации и можно считать задачу выполненной.

На самом деле, на первом месте всегда стоит юзабилити. Если пользователи не поймут, как создать учётную запись или запутаются в последовательности действий, гармоничная типографика не спасёт компанию от волны негатива.

Перед специалистом, который будет проектировать интерфейс, стоит глобальная задача — создать максимально короткий путь от знакомства пользователя с продуктом до решения проблем. Желательно, чтобы в процессе погружения в UI у потенциального клиента появилось ощущение, что расхождений с его представлениями нет.

Ментальные модели основаны не только на устоявшихся шаблонах, а и предположениях. Например, если человек до этого не устанавливал приложение Сбербанка, он примерно понимает, что в интерфейсе отображаются доступные карты, есть чат для связи с поддержкой и возможность отправить перевод.

Теперь представьте, что ничего этого в приложении нет. Можно либо пользоваться сайтом и приложением одновременно, либо сделать приложение основным инструментом и отказаться от полезных функций. В таких случаях пользователи выберут третий вариант — уход к конкурентам.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Многие дизайнеры не уделяют внимание проектированию ментальных моделей. В итоге они не выполняют поставленные задачи, а владелец цифрового продукта остаётся ни с чем. Он потратил время и ресурсы на инструмент, который оказался бесполезным для бизнеса.

Какие задачи она решает

Ментальная модель важна и для коммерческих, и для информационных продуктов. Если кто-то говорит, что приложение, созданное для развлечений, должно содержать только интересный контент, не слушайте его.

Удобство использования сильнее всего влияет на пользовательский опыт. Пользователи готовы простить мелкие ошибки, если продукт решает их задачи. Мало кто захочет жертвовать своим временем, чтобы найти нужную функцию. Проще найти альтернативу, чем разбираться в «дебрях» юзабилити.

Кроме ментальных моделей есть концептуальные. Это объяснение того, как продукт работает со стороны тех, кто его проектировал. То есть дизайнеры хотят донести до целевой аудитории концепцию продукта. Они рассказывают, что убрали стандартную форму регистрации и настроили авторизацию через Сбер.

У концептуальных и ментальных моделей есть общие черты, но они отличаются. Дизайнеры используют концептуальные модели, чтобы донести до пользователей суть продукта, но у них не всегда это получается. Как раз потому что, ментальную модель сложно перестроить.

Одна из главных задач ментальных моделей — снижение нагрузки и быстрое обучение. Если сайт или приложение сделаны так, что для погружения нужно минимум усилий, пользователи будут благодарны. В ответ они могут перекрыть негативный опыт своим позитивным и выступить в качестве «адвокатов бренда».

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Ошибка дизайнеров в том, что они часто пытаются разрушить устоявшуюся ментальную модель аудитории. Гораздо проще добавить несколько компонентов к зданию, чем сносить его и строить новое. Тем более, что далеко не все хотят глобальных перемен.

Представьте, что привыкли каждый день ездить одним маршрутом на работу. Садитесь в любимый вагон метро и спокойно смотрите телевизор до своей станции. На следующий день оказывается, что в подземке появился новый состав и телевизора в нём не установили.

В этом случае выбора нет — придётся подстраиваться под новый формат. Через несколько недель диссонанса уже не будет. Останется только ностальгия по старому образу жизни, который формировался на протяжение долгих лет.

Этот пример наглядно демонстрирует рождение новой ментальной модели. Вот только в случае с приложениями и сайтами пользователям проще перейти на другой продукт, чем ломать устоявшиеся шаблоны. Они могут не захотеть изучать новые механизмы и тратить время.

Запомните, что при знакомстве с новым продуктом люди всегда переносят на него накопленный опыт и формируют у себя в голове определённые представления. Например, если человек решил заказать карту Тинькофф банка, у него есть ожидания на этот счёт.

Он слышал, что банк регулярно попадает на первые строчки профильных рейтингов и его хвалят за удобное приложение. Когда человек устанавливает цифровой продукт на Android или iOS, ожидания превращаются в реальные знания. Он может либо изменить ментальную модель, либо создать новую.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Проектировщикам важно понимать, что их ментальная модель не равняется реальности. Если представить её в виде здания, то структура, цвет и другие особенности — результат пережитого опыта. У пользователя из числа целевой аудитории «здание» может быть совершенно другим.

Если дизайнер и клиент, который заказывает разработку сайта или приложения, поставят на первое место пользовательский опыт, от этого выиграют всё. Им надо не переучивать людей, а сделать продукт, который идеально впишется в существующую ментальную модель.

Ещё раз сделаем акцент на задачах, которые решают ментальные модели:

Как видите, ментальная модель — важная часть пользовательского опыта. Если уделить внимание анализу на этапе формирования плана разработки цифрового продукта, получится защитить его от критических ошибок. От такого подхода в выигрыше останутся все: пользователи, дизайнер и владелец продукта.

Как правильно использовать ментальные модели в UI

В истории современного дизайна много примеров, когда цифровые экосистемы сильно страдали от глобального изменения ментальных моделей. К примеру, если человек привык пользоваться жестами в приложении Facebook, полное отключение этой функции приведёт к диссонансу.

Отсутствие повседневного инструмента грозит негативным пользовательским опытом, который перечеркнёт всю предыдущую историю активности. Дизайнеры формируют ментальные модели постоянно, но не все они в итоге приживаются и используются на постоянной основе.

Хороший дизайнер умеет погружаться в любую нишу и создавать продукты, которые более-менее соответствуют ожиданиям целевой аудитории. А крутой дизайнер не попадает в ловушку своих знаний. Он очищает сознание и лепит UI из «пластилина» вместе с идеальной ментальной моделью.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Мы собрали полезные советы, которые пригодятся всем предпринимателям для запуска информационных или коммерческих продуктов. Если опасаетесь, что после релиза продукта, его ждёт провал, воспользуйтесь нашими рекомендациями.

Используйте шаблон «разрушителя» с осторожностью

В статье мы несколько раз акцентировали внимание на том, что ломать устоявшиеся шаблоны сложно. Пользователям проще пользоваться решениями конкурентами, чем полностью менять подход к использованию полезных инструментов.

Чтобы мотивировать их на уничтожение прежней ментальной модели, нужен мощный «рычаг». Например, если новый банк предлагает карту с условиями, которые намного выгоднее текущих, то он может потратить время на погружение в приложение. Или закажет карту на сайте, если там всё проще.

Пользователи гораздо охотнее соглашаются изменить ментальную модель, чем строить её заново. И даже для минимальных усилий должна быть хорошая мотивация. Иначе положительного результата вряд ли удастся достичь. Убеждения людей всегда более сильные, чем шаблоны продукта, с которым у них ещё нет прочной связи.

Старайтесь избегать диссонанса

Разрушить user experience легко. Представьте, что у вас в руках 20 хрустальных бокалов и один маленький поднос. Надо перенести их одним заходом в другое место и сохранить все бокалы целыми. Задача очень сложная, потому что один неверный шаг и число может уменьшиться.

Пользовательский опыт ещё более хрупкий, чем бокалы. Он начинает шататься от любых мелких недостатков. Если «поднос» сильно раскачался, удержать его становится очень сложно, а в некоторых случаях невозможно.

Когнитивный диссонанс для пользователей сопряжен со стрессом. Никто не любит волноваться без причины, ведь негативные эмоции всегда нарушают нормальное состояние организма. Поэтому дизайнерам необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы создать комфортную атмосферу внутри цифрового продукта.

Несовпадение ментальных моделей в 99% случаях приводит к отказу от использования сайта или приложения. Оставшийся 1% — это суперзамотивированные люди, которые хотят дойти до конца маршрута из-за интереса или крутого бонуса.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Не бойтесь копировать чужие идеи

Если потратить время на анализ цифровых инструментов, которыми мы пользуемся каждый день, то выяснится, что они состоят из одинаковых блоков. На сайтах и в приложениях есть формы регистрации через соцсети, виджеты с уведомлениями и меню.

Начинающие дизайнеры часто анализируют референсы перед тем, как создать свой интерфейс. Они выделяют интересные решения и пытаются создать улучшенную версию, чтобы обойти конкурентов. Такой подход не всегда даёт 100% результат, но гарантирует, что у целевой аудитории будут знакомые инструменты.

В копировании идей нет ничего плохого, если процесс запускается ради экономии времени пользователей. Если дизайнер перетаскивает блоки в свой интерфейс для снижения сложности задачи, то в этом нет ничего хорошо. Как для аудитории, так и для владельца цифрового продукта.

Внедряйте изменения постепенно

Масштабный редизайн в крупных сервисах — всегда «боль» для пользователей. Пускай даже после глобального апдейта на сайте или в приложении появилось большое количество полезных функций. Им тяжело перестраиваться и прощаться с знакомыми инструментами.

Например, несколько лет назад Google обновил свой «Календарь». Вместо того, чтобы полностью изменить концепцию в один момент, изменения доходили до аудитории постепенно. Перед этим пользователям рассказывали, как пользоваться обновлённым интерфейсом и какие преимущества они получат.

Такой подход гарантирует снижение негативного опыта. Если рассказать лояльным последователям бренда о причинах масштабных изменений, они почувствуют себя важными. Люди не любят, когда знакомый инструмент в один момент теряет прежний облик, а они узнают об этом после автоматической установки обновления.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Будьте на стороне пользователей

Дизайнерам и предпринимателям надо работать в тандеме, чтобы вместе создать крутой продукт или вывести проект с репутацией на новый уровень. Для этого мало анализа потребностей целевой аудитории. Необходимо чётко представлять ментальную модель.

Концептуальная модель тоже важна, поэтому не бойтесь рассказывать пользователям о том, почему сделали продукт именно таким. Если они поймут, что нестандартное поведение блока — результат кропотливой работы, а не прихоть дизайнера, лояльность точно увеличится.

Пользователи должны чувствовать, что продукт спроектирован под них. Словно машина, которая идеально подходит под их задачи. Опытные менеджеры по продажам в автосалоне умеют «читать» мысли и предлагают клиентам релевантные модели ещё до того, как они расскажут о своих предпочтениях.

Примерно такие же навыки нужны UX-проектировщикам и UI-дизайнерам, которые каждый день трудятся над созданием цифровых продуктов. Без них добиться успеха в своей отрасли будет непросто.

Если не уделять внимание проектированию инструментов с идеальным пользовательским опытом, толку от интерфейсов будет мало. Это всего лишь красивые «оболочки», которые не дают практической ценности. Поэтому дизайнерам необходимо изменить подход к работе и приоритеты.

Ментальные модели — полезный инструмент, который помогает сократить время обучения и повысить лояльность целевой аудитории. Используйте их, чтобы быстрее установить связь с пользователями и мотивировать их на выполнение целевых действий.

Веб-студия IDBI знает, как добиться высокой конверсии в интерфейсе. Мы поможем реализовать проект в любой нише и расскажем, как лучше выстроить связь с клиентами.

Источник

Ментальные модели: как использовать правильно и избежать ущерба для бизнеса

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Редактор отдела «Истории».

Ментальные модели — концепции, которые помогают упростить сложную ситуацию и принять решение. Их используют в разных сферах жизни, в том числе бизнесе или инвестициях. Однако часто они применяются неправильно и могут лишь навредить. Инвестор и писатель Сахил Блум посвятил этой теме тред в Twitter. Приводим его адаптированный перевод.

«Карта — это не территория» — основополагающая ментальная модель, позволяющая оценить применимость других моделей. Карты (или ментальные модели) можно рассматривать как представления реальности. Они принимают ее сложность и сводят к более управляемой концепции, а также ускоряют принятие решений.

Но что, если карта — не высококачественное представление реальности? Вопрос актуален уже несколько столетий.

Предыстория

Исследователям уже давно известно, что не стоит слишком полагаться на карты при исследовании новых территорий. Первые картографы добавляли некий «креатив» в свои работы. Например, Птолемей опрометчиво заполнял пустые места авторскими зарисовками.

В 1931 году математик Альфред Коржибски популяризировал эту концепцию как ментальную модель. В статье о математической семантике он указал два взаимосвязанных ключевых положения.

Проще говоря, карты представляют реальность, но не являются самой реальностью. Качество этого представления может сильно различаться. Коржибски указывал на то, что не стоит слишком сильно полагаться на карты и забывать об их ограничениях. Как это можно применить в жизни?

Примеры

Мир очень сложен. Чтобы его упростить, создаются и применяются карты — упрощенные представления сложной реальности. Если карта будет содержать ошибки, то можно затеряться. Рассмотрим эту ситуацию на вымышленном примере.

Первая ситуация. Представьте, что вы CEO компании по разработке виджетов. Дела идут хорошо: рынок расширяется, а ваш бизнес растет и охватывает долю конкурентов. Но затем наступает кризис: Комиссия США по безопасности потребительских товаров выпускает отчет, согласно которому один из ваших виджетов представляет угрозу безопасности.

Вы приостанавливаете производство и отзываете партию товара. Затем начинаете расследование, находите проблему, исправляете ее и возобновляете производство. Финансовые показатели пострадали, но быстрая реакция уменьшила ущерб. Вас похвалили за хорошо проделанную работу.

Осознанно или нет, вы создали ментальную карту того, как справиться с кризисом. Она заключается в следующем: если кризис наступит, нужно немедленно приостановить производство и отозвать товары, провести расследование, исправить ошибки и возобновить работу.

Вторая ситуация. Два года спустя блогер публикует статью, в которой утверждает, что один из ваших виджетов вредит окружающей среде. Она распространяется по социальным сетям. Вы сразу переходите к действию, ведь у вас есть ментальная карта на такой случай. Приостанавливаете производство, отзываете товары и начинаете расследование.

Выясняется, что обвинения были необоснованны. Однако столь быстрая реакция серьезно навредила финансовым показателям компании. Вас критикуют за принятое решение. Но что же произошло? Вы применили один и тот же ответ в обоих случаях, но результат был совершенно разным.

Проблема здесь вполне очевидна: решение было одним и тем же как в ответ на обвинения блогера, так и на подробный доклад от государственного агентства. Карта, созданная во время первого кризиса, не точно представляла реальность второго. Карта не была территорией.

Советы

Как правило, люди начинают чрезмерно полагаться на ментальные модели, если видят их эффективность в действии. В каких областях они используются?

Бизнес и стартапы. Это благодатная почва для неправильного применения ментальных карт. Руководители формируют их в рамках одной ситуации, видят, что они работают, и обретают уверенность в их эффективности. Однако при использовании в другом контексте они получают провальный результат.

Вот несколько примеров таких провалов.

В обоих случаях результат будет неудачным. Потому что карта — это не территория.

Инвестирование. Инвесторы также часто попадают в ловушку моделей, работавших в прошлом. Если они вкладываются в одну успешную розничную компанию, и сделка проходит удачно, то с большей вероятностью они увидят ту же закономерность в следующем шаге (и промахнутся).

Таким образом, есть две ключевые концепции, противоречащие друг другу.

Оптимизировать первый пункт и избежать второго помогут осведомленность и анализ.

«Карта — это не территория» — это ментальная модель, которая позволит оценить применимость других ментальных карт и моделей. Она поможет вам избежать провалов при использовании стратегий, работавших в прошлом, в новом контексте.

Источник

Ментальные модели, которые я считаю весьма полезными

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Jul 2, 2019 · 33 min read

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Mark Fedin: Сделал вольный перевод замечательной публикации Mental Models I Find Repeatedly Useful, автор которой Габриэль Вайнберг (Gabriel Weinberg). Все респекты и лайки — ему.
Ментальные модели — основанные на предыдущем опыте идеи, стратегии, способы понимания, существующие в уме человека и направляющие его действия. Ментальные модели используются для объяснения причин и следствий, а также придания смысла жизненному опыту. Ментальные модели являются естественными и присущи каждому человеку, вне зависимости от того, осознает он это или нет. Ментальные модели не являются неизменными.

Габриэль Вайнберг: С тех пор как вышел данный пост, я написал в соавторстве книгу «Супермышление», посвящённую этой теме. Получайте уведомления о книжных обновлениях (на данный момент книга планируется к выпуску в мае 2019 года).

Примерно в 2003 году я натолкнулся на речь «Психология ошибочных суждений человека», произнесённую Чарли Мангером в 1995 году; она познакомила меня с возможностями применения поведенческой экономики в бизнесе и инвестировании. Однако она увлекла мой разум ещё глубже — к поискам и применению ментальных моделей в широком спектре дисциплин.

Ментальная модель — это простая концепция, которую вы можете использовать, чтобы попытаться объяснить что бы то ни было (например, бритва Ханлона — «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что можно адекватно объяснить небрежностью»). Существуют десятки тысяч ментальных моделей, и каждая дисциплина имеет собственные, которые вы можете освоить в процессе обучения, от наставников или на собственном опыте.

Однако есть и гораздо меньший список идей, которые неоднократно встречаются в повседневном принятии решений, решении задач и поиске истины. Как говорит Мангер, «80 или 90 важных моделей возьмут на себя около 90% нагрузки по превращению вас в признанного мудреца».

Данный пост — моя попытка перечислить ментальные модели, которые многократно оказались полезными лично для меня. Этот список — из моего собственного опыта, и поэтому он явно субъективен и, конечно, неполон. Я надеюсь продолжить пересматривать его, по мере того как буду вспоминать и узнавать больше.

Как пользоваться данным списком

Я считаю ментальные модели полезными при попытках понять смысл вещей и генерировать идеи. Однако, чтобы они оказались действительно полезными, вы должны применять их в надлежащем контексте в надлежащее время. А для того чтобы это получалось естественно, вам нужно хорошо их знать и практиковаться в их использовании.

Поэтому вот два совета по использованию этого списка:

Источник

Как тренировать свой мозг, чтобы мыслить по-новому

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

Мы много раз писали о различных способах, с помощью которых можно развить свой мозг. Причем каждый раз даем все новые и новые советы. В этот раз мы так же не намерены повторяться. Так что рассмотрим новый способ, с помощью которого можно развить свой мозг. Это расширение умственных моделей. Именно таким образом развивал свой мозг Ричард Фейнман — знаменитый физик, доктор наук в университете Принстона. Особый способ мышления позволил ему развить свой мозг, дисциплинировать себя и стать тем человеком, о котором пишут в журналах и учебниках. Этим секретом сегодня мы хотим поделиться с тобой.

1. Что такое ментальная модель

Ментальная модель объясняет работу различных мыслительных процессов. Ментальная модель отражает концепцию и рамки мышления, формирует мировоззрение и глубоко укоренившиеся убеждения о том, как устроен мир. Например, спрос и предложение — это ментальная модель, которая помогает понять принцип экономики. Ментальные модели формируют наше восприятие и поведение. Это инструменты мышления, которые помогают формировать взгляды на жизнь, принимать решения и разбираться с проблемами. Изучение новой ментальной модели учит по-новому мыслить, смотреть на мир, раздвигает рамки восприятия. Например в физике, высшей математике или инженерии нет единой ментальной модели, которая обеспечивала бы безупречное объяснение того или иного закона конкретной дисциплины, а при решении сложных задач необходимо мыслить в нескольких плоскостях. Тут как раз и пригодятся универсальные ментальные модели. Да, по отдельности они не совершенны, но ты можешь изучить их, развить и сделать свой мозг универсальной машиной, которая способна адаптироваться к решению любой задачи.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

2. Секрет великого мышления

Расширение умственных и ментальных моделей — это то, над чем эксперты и новички должны работать изо дня в день. У каждого из нас есть свои ментальные модели. Те, с помощью которых мы учимся, познаем мир, объясняем те или иные явления окружающей действительности. А с возрастом мы отдаем предпочтение ментальным моделям, которые нам лучше всего знакомы. В этом случае возникает закономерная проблема: мы живем, опираясь на наше мировоззрение, и со временем оно начинает доминировать над мышлением, объективными фактами. По этой причине человек с возрастом начинает смотреть на те или иные вещи через призму своего опыта, не обращая внимания на перемены.

Чем больше мы пользуемся одной и той же ментальной моделью, тем больше вероятность того, что именно этот способ мышления станет основным и мы будем использовать один и тот же подход для решения каждой проблемы.

Эволюционный биолог: «Курица пересекла дорогу, потому что она увидела потенциального партнера на другой стороне.”
Кинезиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что мышцы в ноге сократились и вытянули кость ноги вперед во время шага.”
Нейробиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что нейроны в мозге курицы заработали и вызвали движение.”

Технически ни один из экспертов не дал правильный ответ по той причине, что они смотрят на этот вопрос лишь со своей точки зрения. Их ментальная модель — лишь часть взгляда на реальность и нашу действительность. Каждое из вышеприведенных утверждений содержит определенную истину, но по отдельности ни одно из них так и не раскрыло причину. Полагаться лишь на один образ мышления — это как носить ветровку на протяжении всего года. Комфортно тебе будешь лишь в определенный период времени, но с наступлением холодов ты замерзнешь, а летом будешь изнывать от жары. Для того чтобы раскрыть весь свой потенциал, ты должен обогатить свой мозг целым рядом умственных моделей. Таким образом, весь секрет заключается в том, чтобы собрать в своем арсенале как можно больше ментальных моделей мышления.

3. Расширь свой набор ментальных моделей

Ментальные модели чем-то похожи на зрение. Если ты прикроешь один глаз, то не сможешь увидеть картину полностью. Но, глядя на мир в оба глаза, визуальное восприятие в корне меняется. По этой же схеме работает и наш мозг. Изучая новые ментальные модели мы учимся шире смотреть на мир и видим то, что раньше было недоступно. Чтение книг, общение с умными людьми, которые могут поделиться своим опытом, способны в корне поменять мировоззрение и взгляды на жизнь в целом. Представь, что ты будешь получать новости о том, что творится в мире лишь из одного источника. В этом случае у тебя сформируется радикальное либо лояльное отношение к конкретным государствам и персонам. Ты будешь жить в мире крайностей без возможности трезво оценивать ситуацию, мыслить и выбирать. Но обратись к иному источнику и обнаружишь, что мир не так прост и, на самом деле, ты видел не просто верхушку айсберга, а лишь одну из ее сторон.

4. Связывай ментальные модели

В школе мы разделяем и изучаем информацию по конкретным блокам. Например, биология, история, физика, математика и так далее. В реальном же мире информация подается иначе. Она не разделяется на блоки, и, чтобы правильно ее анализировать, необходимо смотреть на каждый вопрос с помощью нескольких ментальных моделей. Самые мудрые люди в мире так и делают. Они избегают того, чтобы смотреть на мир через призму лишь одной науки или ментальной модели и используют универсальные знания, которые содержат в себе несколько умственных моделей. Поэтому важно научиться связывать ментальные модели между собой и смотреть на мир с помощью получившейся универсальной призмы.

Ментальная модель это что. Смотреть фото Ментальная модель это что. Смотреть картинку Ментальная модель это что. Картинка про Ментальная модель это что. Фото Ментальная модель это что

5. Лучшие инструменты для развития мышления

В итоге мы приходим к тому, что умный и образованный человек неизбежно должен владеть несколькими умственными моделями, чтобы быть успешным и развитым. Если говорить языком цифр, то для нормальной жизни их количество составляет 80-90 моделей. Туда входят знания об основных науках, которые объясняют сущность мира. Такие, как биология, химия, физика, знание истории, устройства общества. Помимо этого, ты должен изучать языки, психологию человека и еще многие другие науки и дисциплины, которые помогут сформировать широкий взгляд на мир и освободят от рамок и стереотипов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *