Ментальная практика что это такое
Ментальная практика что это такое
Надо сказать, что работа над собой, практика самосовершенствования также требует определенного психоэнергетического уровня. Само по себе систематическое самосовершенствование — это наиболее сложная форма человеческой деятельности, доступная далеко не многим. Она требует осмысленного и упорядоченного поведения, соответствующего сознательно оставленным целям. Эти высокие цели — цели, придающие смысл всему существованию человека и каждому его движению, должны быть единственным руководством в жизни. Человек должен быть свободным и независимым и подчиняться только своим собственным решениям. Он должен быть неуязвим для внешних влияний и воздействий. Для этого необходимы, с одной стороны, уверенность в себе, с другой — развитое и относительно самостоятельное мышление.
Это сочетание (уверенность и развитое мышление) является достаточно редким явлением. Специфика нашего общества заключается в том, что чем человек глупее, тем увереннее он себя чувствует. Ограниченный психоэнергетический потенциал таких людей проявляется в форме бессмысленной активности, наиболее соответствующей структуре нашей социальной среды. Однако они существуют за счет энергии более развитых людей и не могут долгое время оставаться в одиночестве. Это грозит им серьезными психическими расстройствами. Общество перемалывает духовную энергию наиболее развитых своих членов и полученное сырье использует для своих примитивных нужд. Дураки при этом оказываются в более выгодном психоэнергетическом положении. Вместе с тем, им сложнее стать независимыми от общества, свободными от внешних влияний. Поэтому практика самостоятельного совершенствования (самосовершенствования) оказывается для них недоступной. Для нормальной жизни и для духовного развития им нужна помощь духовных наставников.
Большинство религий спекулирует на несамостоятельности, духовной беспомощности людей. Эти религии сознательно (на уровне группового сознания) задерживают и нарушают развитие общества, культивируя глупость и господство примитивных эмоций, выдаваемые за высший уровень духовности.
Вместе с тем, даже в нашем обществе можно встретить настоящих духовных мастеров. Имена некоторых из них широко известны: Гурджиев, Кришнамурти, Вивекананда. Однако эти имена — скорее исключение. В нашем больном обществе большинство духовных мастеров остаются безымянными и неизвестными. Для людей с ограниченным мышлением и духовным потенциалом главный путь развития — помощь со стороны духовного мастера. За счет безграничного доверия и полной открытости своему Учителю даже умственно отсталый человек может в считанные дни раскрыть свои психоэнергетические возможности, интуитивно познать сокровенные тайны бытия и подняться к вершинам духовности. Однако в обществе, построенном на алчности и лжи, в обществе шарлатанов и жуликов человек с ограниченными способностями оказывается практически не в состоянии найти подлинного духовного наставника. Поэтому в наших условиях самосовершенствование является, пожалуй, единственной доступной формой развития как для людей подготовленных, так и для людей, неспособных к систематической работе над собой.
Возникает вопрос: как же могут заниматься самосовершенствованием люди, неспособные к этому? Как уже было сказано, главным препятствием для самосовершенствования является зависимость от внешних влияний и неспособность следовать своим собственным решениям.
Миллионы людей время от времени принимают решение начать с понедельника новую жизнь. Новая жизнь почему-то не начинается. Но для нас сейчас в этих строках главное — само решение, сама мысль людей о необходимости начать новую жизнь, о необходимости стать в чем-то лучше.
Не все люди готовы к систематической работе над собой, к самосовершенствованию, однако мысль о необходимости самосовершенствования рано или поздно приходит в голову каждого человека. Эта мысль — главное сокровище, которым мы обладаем, главная драгоценность нашей жизни. Обстоятельства и нездоровые влияния могут быстро погасить эту мысль, но в лучах энергоинформационных потоков мироздания наше сознание вновь и вновь начинает светиться этой мыслью.
Неподготовленные люди не могут сделать эту мысль постоянной и доминирующей. Они не могут постоянно в течение сколько-нибудь длительного времени (хотя бы трех-четырех недель) руководствоваться целями и решениями, вытекающими из этой мысли. Поэтому для них специальные практики духовного самосовершенствования помогают сосредоточиваться вокруг момента появления, вспышки этой мысли. С помощью специальных упражнений они должны максимально использовать энергию таких вспышек и за счет этого развить свой психоэнергетический потенциал до уровня, необходимого для перехода к постоянной практике самосовершенствования.
По сути дела, мысль о самосовершенствовании является мыслью, направленной на внутренний мир человека. Если, используя информацию этих строк, человек попробует осознать значение этой мысли, ее влияние на психику, возможности, которые она открывает, то это уже будет представлять вспышку ментального мышления или, для краткости, — ментальную вспышку.
Первое и главное, что дает ментальная вспышка, — это время. В момент ментальной вспышки, когда мы осознаем, что главное в жизни — это духовное развитие, мы поднимаемся над повседневной суетой и на какое-то время становимся свободными и независимыми от обстоятельств. Это драгоценное время нашего духовного роста. Однако повседневная суета атакует нас всеми способами, начиная от физиологических потребностей и заканчивая нашими мирскими планами и замыслами, и в результате этого ментальная вспышка быстро гаснет. Чтобы продлить ее время, неподготовленному человеку нужно переместиться в место, защищенное от внешних психоэнергетических воздействий.
Многие стараются использовать для духовной практики собственное жилище, особенно когда там нет других людей. Для неподготовленных людей это является грубой ошибкой. Именно в своей собственной квартире мы испытываем наиболее сильное воздействие отвлекающих факторов. Гораздо лучше пойти в библиотеку или в тихую церковь. Еще лучше — уединиться вдали от людей на лоне природы, О том, какое значение может иметь правильный выбор места для духовной практики, можно сулить по описанию Карлоса Кастанеды: «Он указал на то, что я очень устал, сидя на полу, и что следует правильно найти «пятно» на полу, где я мог бы сидеть, не уставая. и ясно подчеркнул, что пятно означает место, где человек может чувствовать себя естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где сидел, и сказал, что это было его собственным местом, добавив, что он поставил передо мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно. Когда я достиг центра, то. понял, что произошло еще одно изменение в окраске, опять на краю поля моего зрения. Однообразный зеленовато-желтый оттенок, который я видел повсюду, превратился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый. Какой-то момент этот оттенок держался, а потом внезапно изменился в другой постоянный оттенок, отличный от виденного ранее. Я снял ботинок и отметил им эту точку. Рядом с ней был большой камень. Некоторое время я посидел рядом, пытаясь найти отгадку, приглядываясь к каждой детали, но не почувствовал никакой разницы.
Я услышал, как дон Хуан разговаривает и смеется над моей головой, и проснулся. — Ты нашел точку, — сказал он. Я спросил его, имеет ли каждое из этих двух мест свое название. Он сказал, что хорошее место называется «сиденьем», а плохое зовут «врагом». Он сказал, что эти два места являются ключом к самочувствию человека, особенно такого человека, который ищет знания. Простой акт сидения на своем месте создает высшую силу. ».
Для тех, кто достиг духовного равновесия, можно привести слова индийского духовного мастера Шивананды: «Настоящая, уютная, хорошо меблированная, вызывающая благоговейное настроение пещера находится в нашем сердце. И теперь современные мудрецы и Риши обитают там, не позволяя уму и чувствам вырываться наружу. Они пьют там нектар бессмертия и остаются вечно блаженными.
Так обитайте же и вы в этой пещере, таинственной, величественной пещере сердца, наедине со своим внутренним Я, целью жизни и единственным убежищем для всех!».
Итак, практика № 1 — это поиск места для размышлений. Выше даны наиболее общие рекомендации, но возможны самые различные варианты. Некоторые приверженцы (адепты) самосовершенствования чувствуют себя совершенно уединенно, даже находясь в общественном транспорте. Это, конечно, исключение, которому нет смысла следовать. Уже на этапе этой первой практики необходима помощь духовного наставника, так как именно он может подсказать наиболее подходящее для ваших индивидуальных особенностей место уединения.
Однако парадокс заключается в том, что в условиях европейской цивилизации подавляющее большинство людей не способны к нормальному общению вообще и, тем более, к нормальному общению с духовным мастером. Они просто не в состоянии иметь наставника. Общение с наставником требует очень высокого уровня подготовки по сравнению с тем. что мы имеем. Поэтому, как гласит древняя мудрость; «Когда ученик готов — учитель появляется».
Что же в таком случае можно порекомендовать людям неподготовленным? Единственный совет, который здесь можно дать: пробуйте, действуйте, прокладывайте свой собственный путь в этой неизвестной стране, лежащей за гранью общепринятого и общеизвестного. Будьте внимательны и осторожны, но не останавливайте своего движения вперед. Любые остановки — бессмысленны. Без поиска нет находок. Пробуйте, двигайтесь, продвигайтесь. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, вперед и вперед. Другого способа достичь цели нет.
Практика № 2 — самонаблюдение. Глубины и сфокусированности внимания большинству людей едва хватает для понимания друг друга и своих действий на уровне обыденного сознания. Но даже такое слабое внимание люди могут сосредоточивать па одном объекте в среднем не более пятнадцати минут. Затем внимание начинает отвлекаться, и человек время от времени забывает, где он находится и о чем должен думать. Когда человек не способен осознавать свои действия и свое состояние, серьезно говорить о какой-либо работе над собой не приходится. Поэтому первое, чем должен заняться человек во время ментальных вспышек — это развитие способности к самонаблюдению. В этих целях можно использовать одно древнее упражнение, которое может быть названо состоянием полного внимания.
Для освоения состояния внутреннего равновесия необходимо отвести достаточное количество времени (при самостоятельных занятиях не менее часа). Сядьте прямо, так, чтобы позвоночник и голова составляли прямую линию, перпендикулярную поверхности земли. Предварительно выполняется следующее дыхательное упражнение;
1. Глубоко выдохнуть и задержать дыхание как можно дольше.
2. С удовольствием сделать свободный и глубокий вдох полной грудью.
3. Сразу после вдоха с облегчением выдохнуть, сбрасывая закрепощенность с тела и напряжение с психики.
Повторить это упражнение еще три раза подряд.
1. Сохраняем прямое положение тела,
2. Начинаем вхождение в состояние полного внимания с осознания тишины и покоя в выбранном для занятий месте. Любые звуки, которые мы слышим, раздаются на фоне тишины. Осознаем эту всеобъемлющую тишину.
3. Представим себе, что все беспокойство осталось в других местах, все наши проблемы — там, а здесь — вы полностью свободны и спокойны.
4. Осознаем пространство нашего места для занятий, тишину и покой самого этого пространства.
5. Ощущаем себя спокойно, свободно и уютно. Покой, уверенность и блаженство постепенно наполняют нас. Сосредоточиваемся на этом 5—10 минут.
В течение последующих 30—40 минут полностью расслабляем тело и раскрепощаем мысли, сохраняя позвоночник прямым и вертикальным. Глаза закрыты. Спокойно наблюдайте за всем, что происходит вокруг вас и внутри вас: вы сможете осознавать какие-то звуки, близкие и далекие, какие-то ощущения, эмоции и мысли. В сознании могут появляться самые разные мысли. Не следует сливаться с ними, отождествляться. Не следует улетать вместе с мыслями в прошлое или в будущее, или в другие места, иначе мы перестанем их осознавать. В этом заключается главная задача упражнения: сохранять дистанцию между нашим внутренним «Я» и ощущениями, эмоциями, мыслями. Наблюдать за ними как бы со стороны.
Чтобы ни происходило внутри или вокруг нас, мы только наблюдаем. Ощущения и мысли могут быть приятными или неприятными. Это не имеет значения. Мы просто наблюдаем за их движением, за их появлением и исчезновением. Все более пристально наблюдаем и осознаем, постепенно замечая все больше вещей вокруг себя и внутри себя.
При работе с наставником ученик получает ряд дополнительных указаний, но все они носят индивидуальный характер. Обычно наставник корректирует дыхание ученика, состояние различных частей тела, помогает снять внутренние напряжения и навязчивые мысли. Раскрывается эзотерический и психоэнергетический смысл всех составных частей упражнения. Те, кто занимается на наших курсах, может получить подготовку, необходимую для освоения третьей фазы состояния полного внимания.
Для пояснения значения этого упражнения можно привести следующую историю. Несколько европейских профессоров, специалистов по психологии, приехали в Японию для изучения психофизических способностей японских духовных мастеров. Была назначена встреча с одним из мастеров в ресторане высотной гостиницы. Ресторан находился высоко над землей, и из окон открывалась великолепная панорама. Однако в самый разгар беседы стены покачнулись и пол стал уходить из-под ног. С потолка посыпалась штукатурка. Началось землетрясение.
Раздались крики ужаса. Каждый толчок наполнял сердца людей диким страхом. Казалось, рушилось само мироздание. Каждое мгновение могло оказаться последним в жизни людей. Охваченные безумной паникой, люди бросились к выходу, опрокидывая столики, падая и давя друг друга. У выходов и у лифтов образовались пробки,
Один из профессоров, вскочив при. первых толчках, случайно бросил взгляд на лицо мастера. Мастер сидел неподвижно. Глаза его были закрыты, а лицо выражало такое спокойствие и безмятежность, что это подействовало на профессора. Он сумел на мгновение остановиться и осмотреться. Бежать к выходу было бесполезно. Нечего было и думать, чтобы пробиться через толпу обезумевших людей.
Профессор вновь посмотрел на мастера. Спокойствие такого удивительного человека стало для него единственной опорой в этом кромешном аду. Он собрался с духом и величайшим усилием воли заставил себя сесть. Через некоторое время толчки прекратились. Ошеломленные люди начали приходить в себя. Некоторые ощупывали самих себя и пол, на котором лежали, словно заново осознавая реальность происходящего.
Мастер открыл глаза и улыбнулся. Профессор, пораженный его духовной силой и спокойствием не меньше, чем самим землетрясением, набросился на него с вопросами: «Как вам удалось? Неужели вы ни капельки не испугались? Не взволновались?».
По мере развития способности к самонаблюдению можно переходить к третьей практике — самоконтролю. На предварительном этапе самосовершенствования, когда еще не сложилась ежедневная систематическая работа над собой, проводимая из месяца в месяц, практика самоконтроля также возможна, но только в периоды ментальных вспышек. При этом лучшим методом самоконтроля является ведение дневника самонаблюдений.
Часто слушатели наших курсов спрашивают, как вести дневник, что следует записывать? В период ментальной вспышки, когда просыпается желание что-то изменить в себе, человек сам видит, как нужно вести дневник. Когда же ментальная вспышка проходит, человек перестает видеть смысл не только ведения дневника, но и вообще — работы над собой.
В периоды отсутствия стремления к самосовершенствованию отношение к предыдущим дневниковым записям может изменяться. Они могут даже уничтожаться. Это, конечно, является определенной потерей. Вместе с тем, однажды записанные вами слова приобретает особую силу и впоследствии могут быть так или иначе воспроизведены.
Все знания в этом мире человек получает через свой личный опыт. Какой-то опыт дан человеку уже от рождения в виде естественных реакций его организма, включая и ориентировочный инстинкт, остальной опыт человек приобретает в течение жизни. Так, чтобы получать знания с помощью слов, человек должен овладеть речью, приобрести опыт речевой деятельности, Чтобы получать знания с помощью зрения, человек должен приобрести опыт использования своих глаз.
Ведение дневника является созданием и сосредоточиванием самого главного жизненного опыта человека — опыта самосовершенствования. Поэтому дневник самонаблюдений и самоконтроля по существу является личной библией человека, его главной священной книгой. Это орган его духовного зрения, через который он получает возможность видеть подлинную реальность.
Систематическая работа с дневником открывает человеку глаза на внутренний смысл и подсознательные причины своих собственных поступков. Появляется возможность увидеть и отбросить все бесполезное и бессмысленное в своих действиях, в различных видах своей деятельности. Человек начинает осознавать, что ежедневно большую часть своего времени он тратит впустую. Он тратит впустую большую и лучшую часть своей жизни, а чаше — всю свою жизнь. По-настоящему осознать это нелегко, а без работы с дневником — почти невозможно. Но «во многих знаниях — много печали. Когда это осознание приходит, появляются новые проблемы.
Человек, увидевший ненужность многих своих поступков и большие потери времени, естественно, хочет избежать этого. Здесь идет речь не о тех людях, которые с бессмысленным упорством изо дня в день «бьются головой о стену» и сожалеют, что им не хватает времени для столь увлекательного занятия. Речь идет о человеке, который видит разницу между бессмысленными, хаотическими действиями и целенаправленным продвижением к новым горизонтам своей жизни. И вот, хотя перед таким человеком стоит ясная цель, хотя он хорошо видит направление своего пути, во время ментальных вспышек он с удивлением обнаруживает, что по совершенно непонятным причинам он вновь и вновь сворачивает с прямого пути, вновь и вновь что-то заставляет его заниматься разными глупостями и пустой суетой.
Иногда уходит много месяцев на работу с дневником прежде, чем человек увидит причины этих отклонений. Легко сказать, что причиной являются негативные психоэмоциональные стереотипы. Однако, чтобы воочию увидеть, как эти стереотипы ежедневно и ежечасно создают все новые и новые отклонения в жизни человека, необходимы большие внутренние исследования.
Чтобы работа над собой стала систематической и начала давать конкретные результаты, необходимо обнаружить и взять под контроль действие негативных стереотипов и отрицательных эмоциональных состояний.
10 ментальных практик, которые вам пригодятся
Как быстро прийти в себя, достичь цели и взглянуть на жизнь позитивно
Все знают, что такое стресс, прокрастинация, тревожность и злость. Все хотят, чтобы в их жизни таких состояний было как можно меньше. Этого можно добиться с помощью действенных ментальных практик — методов психологической работы над собой. Вот несколько из них.
Практика из арсенала когнитивно-поведенческой терапии. Расшифровывается так: А — action, событие (допустим, неприятное), С — consequences, последствия — эмоциональная реакция на события, В — наши убеждения по поводу данного события, результатом которых и становятся эмоции.
Например, коллега холодно поговорил с вами (А) — у вас испортилось настроение (С). Почему? Возможно, потому что где-то глубоко сидит убеждение (В), что вас на работе не ценят.
Ведение ABC-дневника позволяет:
Модель ABC легла в основу рационально-эмоциональной поведенческой терапии, чья эффективность за 50 с лишним лет подтверждена многочисленными исследованиями и мета-исследованиями.
Как вести дневник ABC? Инструкция по-английски, наш пересказ с дополнениями по-русски.
Можете также потестировать наш бот в телеграме, который учит вести дневник АВС.
Забавная аббревиатура раскрывается как Wish, Outcome, Obstacle, Plan. Технику более 20 лет назад разработала профессор Нью-Йоркского университета Габриэль Оттинген с коллегами. WOOP помогает достигать краткосрочных целей — например, больше заниматься спортом. В том числе — тем, кто страдает депрессией.
Идея в том, что потратив всего несколько минут, вы четко визуализируете цель, эффект от ее достижения, перебираете возможные преграды и прикидываете, как эти преграды можно преодолеть.
У Оттинген есть посвященный WOOP сайт, разработано мобильное приложение. Инструкцию по-русски можно прочитать в нашем материале.
3. Обратное планирование
В отличие от WOOP, эта техника используется для построения долгосрочных планов — лет на десять вперед. Идея в том, что сначала вы максимально подробно представляете себе, чего хотите достичь (кем стать? где оказаться?). А потом двигаетесь назад, разбирая предыдущие уровни. Например: что должно быть сделано через девять лет, чтобы оказаться там, где хотелось бы через 10 лет?
Польза обратного планирования была подтверждена, например, результатами исследования, проведенного в 2017 году специалистами бизнес-школы Корейского университета и Университета Айовы (США). Обратное планирование даже преподают в армии США и на курсах разведчиков.
Познакомиться с обратным планированием можно в нашем материале.
4. Пять благодарностей
Хотите стать счастливее и оптимистичнее? Секрет не в том, чтобы полностью избавиться от негатива в жизни. Природные оптимисты просто лучше умеют видеть хорошее и быстрее переключаются с негативных эмоций на позитивные — это доказал физиолог Уильям Каннингем из Торонтского университета. С помощью экспериментов с функциональной МРТ он выяснил: и у оптимистов, и у пессимистов миндалевидное тело — отдел мозга, ответственный за формирование эмоций — одинаково сильно реагировало на картинки с негативными сюжетами. Это значит, что у оптимистов нет никаких «розовых очков» — они точно так же, как все остальные, переживают страх, гнев и печаль. Зато при просмотре позитивных картинок у оптимистов миндалевидное тело активизировалось так же сильно, как при взгляде на неприятные изображения — в отличие от пессимистов, у которых миндалина сильно реагировала только на плохое. Получается, что оптимисты умеют переключаться с негатива на позитив благодаря строению своего мозга — а вот пессимистам нужно учиться привлекать свое внимание к хорошему.
Для этого и нужна практика благодарностей: в течение месяца каждый день записывайте хотя бы 5 вещей, которые вас порадовали и за которые вы благодарны жизни. Со временем есть шанс натренировать мозг — тогда фокус на хорошем станет привычкой, и вы, как и прирожденные оптимисты, начнете автоматически переключаться с негатива на позитив
Эта техника помогает бороться с паническими атаками и любыми сильными эмоциями, которые хочется поскорее «утихомирить». Есть много разных вариантов заземления, но все они сфокусированы на том, чтобы вернуться из круговорота тревожных мыслей в «здесь и сейчас».
Вот несколько примеров техник заземления:
7. Техника пустого стула
Излюбленный метод работы гештальт-терапевтов. Он позволяет разрешить конфликт, но особенно хорошо помогает справляться с яростью, если верить исследованиям, проведенным еще в 1980-е.
Вам нужно два стула: на один садитесь сами, другой поставьте перед собой. Представьте, что на нем сидит человек, с которым у вас конфликт или конфликт вот-вот начнется. Объясните ему суть проблемы — можно злобно высказать все, что о нем думаете, или сухо перечислить свои аргументы. После этого пересядьте на этот стул и представьте себя своим обидчиком, отвечайте с его позиции. Это помогает взглянуть на него не как на безумца, который хочет вас достать, а как на человека со своими трудностями и целями. Ярость после этого уходит и появляется надежда на конструктивный диалог. Если с первого раза не получилось, повторяйте — пока не устанете злиться.
8. Мемуары (Life Review Therapy)
Психологи из Университета Денисона в Огайо провели исследование, в котором участвовало 400 человек. Их разделили на две группы. Первую попросили написать собственные «мемуары», четыре главы своей жизни, по 10 минут на каждую. Писать нужно было максимально подробно, думая над причинно-следственными связями. Вторая группа писала биографии известных американцев, им тоже нужно было думать о взаимосвязях событий. В результате самооценка участников из первой группы немного, но статистически значимо увеличилась, при этом описывались ли в мемуарах позитивные или негативные события из жизни — не играло роли.
Почему это произошло, неясно. По всей видимости, выстраивая нарратив, человек получает ощущение, что он контролирует свою жизнь. Также написание собственных мемуаров заставляет автора сконцентрироваться на том, как сильно он изменился и какой путь прошел — как правило, это повышает уровень оптимизма. Попробуйте, вдруг эта практика вас затянет.
9. Работа с автоматическими мыслями
Техника самопомощи из когнитивно-поведенческой психотерапии. Автоматические мысли — это внутренние «высказывания» человека о самом себе, о мире. Иногда они становятся неадаптивными — тогда человек зацикливается на неприятных мыслях, которые превращаются в «умственную жвачку». Это может мешать делать то, что для вас важно, и доставлять страдания.
Есть несколько техник для того, чтобы справиться с неадаптивными автоматическими мыслями:
10. Упражнение «Безопасное место», чтобы быстро расслабляться
В течение 5–7 минут представляйте во всех красках такое место, где вам было спокойно и безопасно — со всеми звуками, запахами, людьми, которые были бы рядом. Можно также придумать слово, которое будет ассоциироваться с этим образом, и повторять его мысленно во время практики — тогда в будущем это слово будет быстро переносить вас в эти ощущения. Тренироваться переноситься в безопасное место нужно по 1–3 раза в день — и вскоре вы сможете быстро туда переноситься в любой неприятной ситуации.