Ментальная установка что это

Ментальные установки от профессора Стэнфорда

Ментальная установка что это. Смотреть фото Ментальная установка что это. Смотреть картинку Ментальная установка что это. Картинка про Ментальная установка что это. Фото Ментальная установка что это

На днях прочитал книгу о профессора психологии из Стэнфорда Кэрол Дуэк. Издание обобщает многолетний труд по изучению ментальных установок людей. Как выяснилось, они бывают двух видов:

Люди с установкой на рост воспринимают неудачи как челлендж, как шанс сделать себя лучше. В то время как установка на данность диктует своим обладателям избегать лишней ответственности, так как любой фэйл может обернуться глубокой депрессией и самобичеванием.

Ментальная установка что это. Смотреть фото Ментальная установка что это. Смотреть картинку Ментальная установка что это. Картинка про Ментальная установка что это. Фото Ментальная установка что это

Понимание собственной установки объясняет многие черты характера и модели поведения. Важнее всего то, что установки можно менять.

Наглядно эффект от изменения установок показал учитель математики Хайме Эскаланте. Он начал работать в школе для детей из неблагополучных районов, где в общем-то никто и не учился. Но он смог привить ученикам установку на рост и они первый раз за историю школы в итоге сдали национальный математический тест практически лучше всех в США. По результатам теста, ученики Хайме заняли третье место среди всех школ, проиграв лишь двум элитным учебным заведениям. В 1988 году в прокат вышел фильм об этом учителе “Выстоять и сделать” (Stand and deliver).

Еще один пример, что текущая ситуация, status quo — это только отправная точка, а не приговор на всю жизнь. На видео выступление Алексея Романова, у него c рождения нет кистей рук и стопы, он сирота из Казани и просто виртуоз:

В книге показан эффект от установок на примере знаменитых CEO, спортсменов, семейных отношений и воспитания детей:

“Пятилетний Брюс отправился с мамой в новый детский сад. Там Брюс посмотрел на рисунки на стенах и спросил: «Кто нарисовал эти уродские картинки?» Его мама поспешила поправить его: «Нехорошо называть картины уродскими, если они такие красивые». Но воспитательница отлично поняла, о чем думает ребенок. «Здесь, — сказала она, — тебе не придется рисовать красивые картины. Если захочешь, можешь и сам рисовать противные картинки». Брюс одарил ее улыбкой во весь рот. Ведь воспитательница ответила на вопрос, который в действительности его волновал: что происходит с мальчиками, которые не умеют хорошо рисовать?
Затем Брюс поднял сломанную пожарную машинку и спросил самодовольным тоном: «Кто сломал эту машинку?» Его мама опять засуетилась: «Какая тебе разница, кто ее сломал? Ты же здесь никого не знаешь». Но воспитательница снова все поняла. «Игрушки для того и существуют, чтобы с ними играть, — ответила она ему. — Иногда они ломаются. Такое бывает». Она и на этот раз уловила его невысказанный вопрос: что происходит с мальчиками, которые ломают игрушки?
Брюс помахал маме ручкой и удалился, чтобы провести свой первый день в новом детском саду. Он понял, что здесь его не будут оценивать и осуждат”

Профессор Кэрол Дуэк подкрепляет каждый вывод интересными экспериментами. Она является частным гостей компаний из списка Fortune, в YouTube можно найти ее выступления на TedX и других площадках:

Книга будет полезна абсолютно каждому человеку. Чем раньше вы ее прочтете, тем лучше!

Источник

Влияние ментальных установок на нашу жизнь

Ментальная установка что это. Смотреть фото Ментальная установка что это. Смотреть картинку Ментальная установка что это. Картинка про Ментальная установка что это. Фото Ментальная установка что это

Для начала давайте ответим на вопрос: что же такое убеждения и установки?
Это наши внутренние рамки и границы, которые мы сами себе придумали, или в которые нас погрузили родители и окружение.

В какой период времени мы ими обзаводимся? Практически с самого нашего рождения! Когда у нас ещё нет фильтров, и нет возможности оценивать те или иные фразы, мы просто впитываем всё, как губка.

Влияние ментальных установок на нашу жизнь

Убеждения формируются в разных структурах психики, затрагивая не только поведение, но и наши Состояния, Образы Я, определяя специфику восприятия и ожиданий.

Убеждения могут возникать под воздействием среды, а могут быть продуктом собственного внутреннего опыта. На их основе мы принимаем решения, оцениваем людей и поступки, что в конечном счете и определяет личную историю каждого конкретного человека.

А теперь волнующий практически всех вопрос, почему у Васи получилось, и он стал богатым, успешным и счастливым, а я нет. Чем же этот Вася отличается от меня?

Учёных также интересовал этот вопрос и они задались целью выяснить в чем же различие между успешным и не успешным человеком.

Многочисленные исследования привели к интересному ответу – ключевые различия кроются в восприятии (себя, своих способностей и возможностей, других людей, различных областей жизни, мира – другими словами субъективной картины мира и образа «Я» в нем). А также ожиданиях, реализация которых воплощается в конкретный результат.

На основе чего формируются восприятие и ожидания? На основе убеждений. Так как убеждения – это система обобщений человека о себе, других и мире, на основе которых строятся ожидания и формируется целостное восприятие человеком его реальности. Другими словами, это правила, по которым человек живет. То, во что он верит и, соответственно, что он реализует в своей жизни.

Давайте разберёмся на примере, используя пирамиду Дилтса.
Так, если у человека есть убеждение, что деньги – это зло, и он себя идентифицирует, как человека не умеющего зарабатывать, то каким образом такое убеждение и идентификация будут формировать его реальность?

На уровне ценностей человек будет избегать денег – ведь они зло. И мотивации их иметь, как вы понимаете, не будет никакой, или же она будет минимальна.

С позиции намерения человек на бессознательном уровне будет избегать денег. Если они у него вдруг появятся, он их немедленно потратит, потеряет, их украдут, т.к таково бессознательное намерение.

Способности будут использоваться не на то, как заработать, а на то, как избавиться от денег.

Поведение будет строиться так, чтобы мне не заплатили или так, чтобы я даже не мог их попросить.

В окружение такого человека никогда не войдут люди с деньгами или люди, которые могут принести деньги этому человеку. А если и войдут, то всячески будут игнорироваться или выпихиваться из поля поведением самого человека и его невербальным влиянием.

Как вы думаете, у такого человека будут деньги? Конечно нет.

Что же произойдёт, если мы поменяем негативное убеждение на позитивное, например: «Деньги расширяют мои возможности». И человек начнёт жить по этой установке.

В этом случае возникает ценность материального благосостояния. Это создаст систему мотивации на обретение денег. Появятся цели и намерения на обладание деньгами. Подключатся необходимые для достижения целей способности.

На уровне поведения человек будет открыт деньгам и будет притягивать их в свою жизнь. Окружение же само выстроится вокруг такого человека. У них будут деньги и он сможет учиться у этого окружения способам заработка.

Соответственно изменится и результат. Деньги придут в жизнь человека и останутся в ней.

Правда, это будет работать, если грамотно устранить сопутствующие каждому уровню ограничивающие убеждения и включить человека в энергетический поток, который будет его подпитывать на этом пути. Вышеописанное верно не только для убеждений касающихся денег, но и любой сферы жизни.

Если вы хотите разобраться со своими убеждениями, начать работу с ними можно на моём вебинаре «Изменение ментальных установок», который я проведу в понедельник, 23 сентября. Присоединяйтесь по ссылке: https://arcanum.pro/transforming
До встречи!

Предыдущая статья Ментальная установка что это. Смотреть фото Ментальная установка что это. Смотреть картинку Ментальная установка что это. Картинка про Ментальная установка что это. Фото Ментальная установка что это

Источник

Как мышление и ментальные установки влияют на успех? Исследование Кэрол Дуэк

Влияет ли то, верите вы в себя или нет, на успех? По мнению американского психолога и профессора Стэнфорда Кэрол Дуэк, именно ваши убеждения играют ключевую роль в том, чего вы хотите и достигаете ли вы этого. Дуэк обнаружила, что именно мышление человека влияет на достижение им успеха. Давайте разбираться.

Что такое ментальные установки?

Ментальные установки, в первую очередь, показатель вашего отношения и веры в постоянство или изменчивость таких факторов как интеллект и талант. Эти убеждения оказывают ключевое влияние на то, как вы будете действовать в той или иной ситуации.

Чтобы лучше понять, как это работает, давайте представим двух выпускников школы. Они оба подали заявления в несколько ВУЗов, но оба мечтали попасть в определенный – скажем, Х.

К сожалению, ни у одного из них этого не вышло, хотя два других института рады их принять. В списке первого ВУЗа оба студента оказались бы в конце списка зачисленных, а во втором – на первых местах.

Первый абитуриент обладает фиксированным мышлением. Он тяжело переживает неудачу с институтом мечты и выбирает то место, где он оказался ближе к вершине. Ему кажется, что там он сможет лучше учиться, поскольку уже сейчас находится на вершине списка. Идти во второй ВУЗ он побоится, посчитав, что его способностей не хватит для успешной учебы там. Так ему говорят результаты вступительных экзаменов.

А второй абитуриент скорее всего пропустит год и попробует еще раз поступить в желаемое место, либо приложит все усилия, чтобы перевестись из университета. Он обладает мышлением роста, и эта неудача лишь показывает ему, что необходимо приложить больше усилий к учебе. ВУЗа оба студента оказались бы в конце списка зачисленных, а во втором — на первых местах.

Именно это отличие в мышлении становится ключевым между теми, кто «занял вершину» и теми, кто еще на полпути, а, может, и вовсе сдался. Анализируя истории успеха многих выдающихся личностей можно заметить общую черту – все они говорят о долгом целенаправленном движении к своей цели.

Два типа мышления

Дуэк начала свои исследования данной темы с решения вопроса: что произойдет, если вы дадите детям сложную проблему, которую нужно решить?

Собрав фокусную группу из детей, у которых изначально не определяли, к какому типу мышления они склоняются больше, началось исследование.

Некоторые участники рассматривали проблему как вызов и опыт обучения. Другие чувствовали, что это невозможно решить, и взрослые просто пытаются оценить их уровень интеллекта.

Детям из первой группы было присуще мышление роста. Сталкиваясь с чем-то сложным, они верили, что смогут изучить и развить навыки, необходимые для его решения.

Вторая же группа обладала фиксированным мышлением. Они полагали, что ничего не могли сделать с проблемой, которая была недоступна их знаниям и способностям.

Почему ментальные установки так важны?

Ваши установки играют решающую роль в том, как вы справляетесь с жизненными проблемами. В школе мышление роста способствует увеличению усилий и достижению больших результатов. Сталкиваясь с проблемами поиска новой работы, люди, нацеленные на рост и развитие, демонстрируют большую устойчивость. Они в большей степени склонны к стойкости перед лицом неудач, в то время как люди с фиксированным мышлением привыкли сдаваться.

Как объясняет Дуэк, фиксированное мышление нуждается в постоянном одобрении.

«Я видела так много людей с этой единственной целью – отлично показать себя в классе, в карьере и в отношениях», – объясняет Дуэк в своей книге «Mindset».

«Каждая ситуация требует подтверждения их интеллекта, личности или характера. Каждая ситуация оценивается: удастся ли мне добиться успеха или я провалюсь? Буду ли я выглядеть умным или глупым? Буду ли я принят или отвергнут? Я буду чувствовать себя победителем или неудачником?»

С другой стороны, мышление роста приводит к постоянному чувству голода в развитии. Желание много работать и открывать для себя новое. Решать проблемы и расти как личность. Когда люди с менталитетом роста пытаются и терпят неудачу, они не рассматривают это как неудачу или разочарование. Для них это опыт обучения, который может привести к росту и изменениям.

Как формируется мышление?

Дуэк предполагает, что большинство из нас перенимает тот или иной подход к мышлению на ранних этапах жизни. В частности, через воспитание или опыт младших классов.

Фиксированное мышление

В этом случае характерно:

Мышление роста

В этом случае характерно:

Наличие мышления роста не означает, что каждый может стать тем, кем хочет. Даже с достаточным образованием и усилиями. Не каждый может стать Эйнштейном или Моцартом только потому, что они пытаются. Это больше про реализацию своего возможного потенциала.

Хотя в действительности мы никогда не узнаем весь потенциал того или иного человека. Кто знает, как далеко можно зайти, если решиться на это? Но люди с мышлением роста верят, что усилия, вкладываемые в обучение и развитие талантов, стоят всех трудностей и труда.

Какой тип мышления у вас?

Уже есть предположения о том, какое мышление у вас? Фиксированное или роста? Давайте узнаем окончательно!

Ниже приведены 6 утверждений. Прочтите каждое и определите, с какими из них вы согласны больше всего.

Если вы согласны с утверждениями 1, 2 и 5, то у вас фиксированное мышление.

Однако, если для себя вы выделили утверждения 3 и 4, 6, то, скорее всего, у вас склонность к мышлению роста.

Можно ли изменить свои ментальные установки?

Люди с фиксированным мышлением могут не согласиться, но Дуэк полагает, что изменить свои установки возможно. Например, меняя свое поведение и фокус. Например, не сосредотачиваться на результатах, а исходить из действий.

При воспитании детей, вместо признания интеллекта, родитель может поблагодарить ребенка за его тяжелую работу над проектом и описать, что ему больше всего нравится в его усилиях. Правда же, очень напоминает признание от руководителя?

Выделяя процесс, а не на результат, можно увидеть, что усилия, тяжелая работа и самоотдача могут привести к изменениям, обучению и росту как сейчас, так и в будущем.

Источник

Что такое психосоматика и как это лечить?

Ментальная установка что это. Смотреть фото Ментальная установка что это. Смотреть картинку Ментальная установка что это. Картинка про Ментальная установка что это. Фото Ментальная установка что этоВсе болезни от нервов? Можно ли заболеть из-за «плохих» эмоций? Что такое психосоматическое расстройство? На эти и многие другие вопросы журнала «Челленджер» отвечает кандидат медицинских наук, врач-кардиолог высшей категории, доцент кафедры факультетской терапии лечебного факультета ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И. М. Сеченова Антон Родионов.

— В 80—90-е годы прошлого века у нас в институте (Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова. — Прим. ред.) работал очень известный психолог профессор Ю. М.Орлов. Ему принадлежала теория «саногенного мышления». Её смысл сводился к тому, что если мыслить правильно, культивировать хорошие эмоции и бороться с плохими, то можно предотвратить множество заболеваний. Надо признать, что для неокрепших умов юных медиков его теория выглядела весьма убедительно…

Могут ли эмоции влиять на здоровье? Определённо да. Быть причиной — нет. Негативные эмоции активизируют симпатическую нервную систему, что, в свою очередь, приводит к повышению артериального давления, увеличению частоты пульса и спазму сосудов. Всем известны истории, когда на фоне, например, испуга или гнева у людей случались инфаркты и инсульты. Повторю: эмоция в этом случае не причина заболевания, а лишь провоцирующий фактор, триггер.

В отдельных случаях негативная эмоция, конечно, может стать и причиной заболевания. Например, если со злости ударить кулаком по стене, можно сломать руку. Вот вам вполне отчётливая причинно-следственная связь. Кстати, не надо забывать и о существовании обратной взаимосвязи. Нередко причиной негативных эмоций становятся хронические телесные страдания. Вспомните Бабу-ягу с костяной ногой — возможно, она была бы очень милой старушкой, если бы не хроническая боль в тазобедренном суставе…

«Все болезни от нервов» — это миф?

Это даже не миф, это просто старая студенческая шутка. Полная цитата звучит так: «Все болезни — от нервов, и только пять — от любви» (имеется в виду пять классических венерических болезней). Впрочем, хронический стресс — действительно доказанный фактор риска развития как минимум сердечно-сосудистых заболеваний. Несколько лет назад при помощи позитронно-эмиссионной томографии (высокоточного исследования, позволяющего изучать обменные процессы в различных тканях) учёные выявили механизмы, трансформирующие стресс в хроническое воспаление, которое, в свою очередь, служит ключевым механизмом развития атеросклероза.

— Однако повторяю снова и снова: стресс не причина болезней, а один из факторов риска, который работает лишь сообща с другими факторами, прежде всего генетическими.

Психосоматическое расстройства: каковы причины и механизмы их возникновения?

Психосоматические заболевания — это группа болезней, которые проявляются телесными страданиями (то есть симптомами заболеваний внутренних органов), но их основная причина всё же кроется в неполадках со стороны нервной системы. К ним относят целый спектр желудочно-кишечных расстройств (функциональная желудочная диспепсия и синдром раздражённого кишечника), фибромиалгию (специфический болевой синдром в проекции суставов), гипервентиляционный синдром (ощущение нехватки кислорода и потребность в частом дыхании) и много чего ещё.

То, как связаны между собой психические страдания и соматические симптомы, поясню на примере самой распространённой жалобы, с которой пациенты приходят к кардиологу — ощущения учащённого сердцебиения. Тахикардия (частый пульс) в норме возникает, когда надо отреагировать на внешний раздражитель, например убежать от опасности. В этой ситуации мышцам нужно больше крови, следовательно, сердце должно увеличить частоту сокращений. Но когда опасность проходит, пульс нормализуется. Пациент с невротическим расстройством внешне спокоен, за ним никто не гонится, ему никого не нужно догонять, но головной мозг даёт сигнал: «Ты в опасности, убегай!» В результате активируется симпатическая нервная система, повышается давление и учащается пульс. Пациент чувствует себя плохо… В этом случае лечить тахикардию как отдельный симптом по меньшей мере нелепо — надо лечить само невротическое заболевание, причём лечить таких пациентов должен не кардиолог, а психиатр или психотерапевт.

Что касается детской психосоматики, расскажу ещё одну историю. Недавно на приём пришла молодая женщина. Она выглядела очень встревоженной и всё время пыталась меня расспросить о здоровье своего мужа, хотя, по моим представлениям, её муж вполне мог сам прийти на приём. В разговоре выяснилось, что муж (много работающий и хорошо зарабатывающий человек) дома постоянно кричит на жену и ребёнка, при этом ещё успешно манипулирует своим повышенным давлением, но лечиться не хочет. В конце нашей встречи женщина спросила, нет ли у меня на примете хорошего невролога, специалиста по детским тикам… Стоит продолжать рассказ? По-моему, не надо быть доктором Хаусом, чтобы понять простую вещь: большинство преходящих неврологических и невротических симптомов у детей — это проблема с родителями.

Что такое «чикагская семёрка» и насколько актуальна такая классификация в наши дни?

Классификации психосоматических расстройств мне не очень нужны в повседневной работе, да и про «чикагскую семёрку» я впервые узнал благодаря этому вопросу. Прочитал и ужаснулся. Неужели в XXI веке кто-то всерьёз может рассматривать их как «болезни неотреагированных эмоций»! Перечислю эти семь заболеваний с указанием их истинных причин:

Болезнь Паркинсона возникает из-за стремления к контролю? Аденоиды у детей появляются, когда они чувствуют, что родители их не любят?

Приведённые примеры — плод неуёмного воображения диванных психологов. У обеих болезней есть гораздо более понятные причинные факторы, хотя и не до конца изученные. А вот психосоматические заболевания желудочно-кишечного тракта (функциональная диспепсия, синдром раздражённого кишечника) действительно характерны для людей мнительных, тревожных и неуверенных в себе. В древности даже существовала поговорка: любой невропат — колопат (colon — лат. «толстая кишка»).

Ипохондрия — это тоже психосоматика?

Строго говоря, «ипохондрическое расстройство» — это не психосоматика, это чистая «психика», то есть настоящее тревожное невротическое расстройство, в рамках которого пациент бесконечно ищет у себя соматические заболевания и цепляется к самым безобидным симптомам. Моя почта переполнена письмами от ипохондриков, которые, обнаружив у себя несколько десятков экстрасистол (внеочередных сокращений сердца), тут же интересуются, какова теперь у них вероятность внезапной смерти.

Как происходит диагностика психосоматических расстройств?

Пациенты с психосоматическими расстройствами могут посещать врачей любой специальности. У кого-то болезни проявляются немотивированной одышкой и сердцебиением, у кого-то тошнотой, рвотой и поносом, а у некоторых — болевыми синдромами.

— Главный диагностический критерий — обследование, зачастую неоднократное — не позволяет обнаружить никаких признаков органического заболевания. Именно этот факт должен навести на мысль о необходимости консультации с психиатром или психотерапевтом.

Основа диагностики — беседа с пациентом. Уже только на основании того, как пациент излагает жалобы, можно задуматься о наличии психосоматических расстройств. Если врач располагает достаточным временем для выяснения обстоятельств, связанных с началом или обострением заболевания, если найдёт аккуратные слова для выяснения психотравмирующих ситуаций, то картина болезни начнёт вырисовываться. Как я уже сказал, диссоциация между жалобами и отсутствием органической патологии — важный аргумент в пользу «психосоматики». Конечно, разумный объём дообследования всегда необходим, но он не должен быть избыточным.

Приведу в пример одно из классических психосоматических заболеваний — синдром раздражённого кишечника (СРК). В России считают, что для установки диагноза нужно обязательно сделать колоноскопию — непростое и недешёвое эндоскопическое обследование толстого кишечника. Во всём мире считают иначе. Если длительные симптомы кишечного дискомфорта (поносы или запоры, вздутие живота и так далее) не сопровождаются наличием так называемых «красных флагов» (снижение веса, кровь в кале, воспалительные изменения в анализах крови, поздний возраст начала болезни и наличие онкологических заболеваний у близких родственников), то мучить пациента такой непростой процедурой, как колоноскопия, смысла нет — диагноз СРК весьма вероятен.
Сколько лет проходит от обращения пациента с психосоматическим расстройством до постановки ему корректного диагноза? Бывает по-разному. Мне кажется, что если правильно построить общение с пациентом, то это совсем не сложно. Но мы этому хорошо обучены. Дело в том, что наш ныне покойный учитель, бывший директор клиники факультетской терапии Первого меда (ныне Сеченовский университет) профессор В. И. Маколкин большое внимание уделял изучению психосоматической патологии, в результате чего на базе клиники был фактически создан небольшой психосоматический центр. Сотрудники клиники довольно хорошо ориентируются в патологии такого рода, кроме того, нас поддерживает команда из нескольких психиатров.
Иногда случается, что от начала заболевания до получения профессиональной помощи проходят годы. Сложно сказать, с чем это связано. Скорее всего, с тем, что коллеги «не видят» психосоматику или же стесняются отправить пациентов к психиатру, опасаясь, что пациенты их неправильно поймут.

Как лечить психосоматику?

Всё зависит от ситуации; понятие «психосоматические расстройства» слишком широкое. В лёгких случаях специфическое лечение вообще не требуется, достаточно детальной беседы врача с пациентом и разъяснения сути происходящего. Дело в том, что порой пациента тревожат не столько сами симптомы, сколько неизвестность и подозрение на серьёзные органические заболевания. Если объяснить, что за «ощущением неполного вдоха» или «покалываниями в сердце» не стоят органические болезни сердца и лёгких, многих пациентов это вполне удовлетворит.

В отдельных случаях врач-интернист (терапевт, кардиолог, гастроэнтеролог и другие) самостоятельно может назначить психотропную терапию, если он умеет, конечно, это делать. Скажем, квалифицированный гастроэнтеролог вполне может и должен сам назначать антидепрессанты пациентам с функциональными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, не прибегая к помощи психиатров. Зачем антидепрессанты гастроэнтерологическим пациентам? Они нужны для того, чтобы разорвать патологическую связь между сигналами в головном мозге и симптомами со стороны желудочно-кишечного тракта. Кстати, антидепрессанты давно уже перестали быть специфическими препаратами для лечения депрессии. Их с успехом применяют и в терапии некоторых болевых синдромов.

Если интернист чувствует, что пациенту нужна серьёзная комбинированная терапия, то лучше подключить к лечению психиатра, так как психофармакология довольно сложна и арсенал препаратов многообразен. Желательно консультироваться не просто с психиатром из районного диспансера, а со специалистом, который имеет опыт работы именно с психосоматическими пациентами.

Психотерапия (то есть лечение в разговорном жанре) может быть весьма полезна многим пациентам с психосоматическими расстройствами. Есть только два минуса: это дорого и долго. Противопоказание к психотерапии — симптомы «большого» психического заболевания (бредовые расстройства, галлюцинации), впрочем, это уже выходит за рамки темы «психосоматика».

А вот что пациенту точно не нужно — это видимость лечения с использованием пустышек: витаминов, «общеукрепляющих», «метаболических», «сосудистых» препаратов и так далее.

Могут ли психосоматические заболевания со временем трансформироваться в соматические патологии?

Маловероятно. Вернёмся в начало. Факторами риска они могут быть, причиной — нет. То есть гипервентиляционный синдром не превратится в астму, СРК не станет язвенным колитом, фибромиалгия не трансформируется в ревматоидный артрит. Важно только понимать, что с возрастом увеличивается риск настоящих соматических заболеваний. Нужно только не пропустить их начало.

Что такое психогигиена и чем она может помочь?

И последнее. Если чувствуете, что что-то в жизни идёт совсем не так и самостоятельно выкарабкаться не получается, не стесняйтесь обращаться к специалистам в области психиатрии и психотерапии. Современная психиатрия ушла далеко вперёд по сравнению с классическим представлением о ней в фильме «Полёт над гнездом кукушки».

Если вы хотите грамотно использовать все возможности современной медицины, а также не стать жертвой сомнительного лечения и избыточной диагностики, книги из курса «Академии доктора Родионова» — вам в помощь. Все авторы серии не только практикующие врачи и специалисты, но и наши постоянные эксперты (за что им огромное спасибо).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *