Ментальный план человека что это
Ментальное тело и ментальный план
Ментальное тело является телом чудес, а ментальный план, в котором оно существует, есть любимое пристанище магов и экстрасенсов. Ментальное или четвёртое тело в некоторых системах называют высшим умом, и поскольку оно тоже предназначено для взаимодействия с внешней реальностью, то такое его название не противоречит Истине. Конечно же, как и всё высшее, ментальное тело довольно сильно отличается от обычного ума. Для начала: там совсем нет никаких слов. Язык ментального тела — это язык символов, и именно символы являются главной формой существования в ментальном плане. А форма, как вы понимаете, играет очень важную роль вообще и на ментальном плане в частности.
Четвёртое тело практически не активно у обычного человека, оно существует у него как зародыш, как некая потенция, которую ещё нужно реализовать. Иногда оно активизируется благодаря каким-то экстремальным ситуациям — вроде клинической смерти или удара молнии — и тогда мы получаем очередного экстрасенса или предсказателя будущего. Прорывы такого рода меняют восприятие человека, позволяя ему пользоваться возможностями ментального тела и связанным с ним центром, обычно называемым третьим глазом. Это аджна-чакра — или шестой центр, который напрямую связан с ментальным планом. Сердце связано с Творцом, третий глаз — с планом Творения, потому что то, что происходит на ментальном плане, в той или иной форме воплощается в физической реальности.
Ментальное тело недаром называется высшим умом — то, что в нём думается, чаще всего потом и случается. Возникает аналогия с умом Бога, который одним только думанием изменяет миры, но это — очередное упрощение. Скорее уж Он изменяет их своим взглядом.
Есть определённые трудности в том, чтобы правдиво описать четвёртое тело. О нём, скорее, можно говорить только косвенно, через перечисление тех функций и способностей, которыми оно обладает. Подобный подход используется в зикре, когда об Аллахе невозможно говорить прямо, но можно упоминать Его качества. Ну так вот: четвёртое тело обладает способностями к телепатии, ясновидению, предвидению будущего, и благодаря ему можно видеть другие уровни и измерения Реальности. Кроме того, через это тело можно осуществлять некие действия в ментальном плане, которые будут оказывать прямое действие на физический мир, меняя его. Другими словами, вся магия — хорошая и плохая — связана с четвёртым телом. В виду полной затемнённости данного вопроса многим людям кажется, что магия это набор ритуалов, которые действуют сами по себе. Примерно так же туземец вроде дона Хуана рассуждает о пульте дистанционного управления телевизором — вот она, истинная магия, ведь воздействие на материальный объект производится бесконтактно и мгновенно. Истина такова: никакой ритуал не подействует, если у вас хотя бы чуть-чуть не активировано четвёртое тело или если вы не подсоединены к нужному эгрегору.
Власть над материей, которую сейчас нам даёт наука, всегда была одной из главных целей магии. Ну, и власть над людьми, конечно, тоже. И здесь нужно ясно понимать одну вещь: само по себе обладание развитым четвёртым телом не приносит человеку никакой особой духовности. Это тело смертно, оно меняется, и его, как и остальные три низших тела, можно тренировать и накачивать, а все его способности не дают тому, у кого они имеются, никакого духовного превосходства. Посмотрите на экстрасенсов и целителей и всё поймёте. Они всё ещё находятся во власти Нисходящего Потока и следуют желаниям. Хоть эти желания и вполне альтруистичные с виду, но все они питают эго и то, что суфии называют нафсом. Понятие нафса куда шире эго — он включает в себя почти все потребности животной природы человека, тогда как эго относится только к уму. Так вот — вхождение в четвёртое тело нисколько не ослабляет нафс, а даже усиливает его (как и эго), потому что достижение желаемого теперь становится более простым. Тем не менее любое магическое вмешательство ограничено нейтрализующим действием законов нашего мира, и даже Господь не сможет их игнорировать, если вдруг захочет вмешаться в наши дела. На них стоит мир, и никому не дано всерьёз поколебать существующее равновесие сил. Есть Узор, он же План Творения, есть Потоки его воплощения, и если даже какой-то безумец вдруг сумеет всерьёз что-то изменить, следуя своим желаниям, то его действия в первую очередь причинят вред ему самому. Господь не может следить за всеми мирами, и в этом нет смысла, когда все они устроены так, чтобы всегда приходить в некое равновесие и гармонию.
Воздействуя через ментальное тело на ментальный план нашей Реальности, можно влиять на события и ситуации физического плана. Этому, в принципе, и посвящена вся магия. Недаром занятия магией запрещены в большинстве религий или же условия применения магических приёмов в работе строго оговариваются. Маги всегда идут против Воли, стремясь изменить мир под себя, и если каждый идиот начнёт реализовывать с помощью магии свои идиотские желания — мир рухнет. Поэтому система противовесов весьма жёсткая, и поэтому мир до сих пор никем не уничтожен.
Тем не менее именно через ментальный план осуществляются воздействия на план физический, и осуществляют их те самые силы, которые мы называем Высшими. Здесь формируются эгрегоры, и отсюда же начинаются великие изменения, приводящие к краху или возникновению цивилизаций. Здесь же, на этом плане Бытия, продолжает существовать суфийская Традиция и становится возможной передача Знания, накопленного ранее, тому, кто готов его принять. Хотя понять это без соответствующего опыта опять-таки почти невозможно. Наше пространство и наше время на ментальном плане не существуют, хотя некое пространство и некое время там всё-таки есть. Через ментальный план можно воздействовать на любую точку физического пространства, расстояние в километрах здесь не играет никакой роли. Соответственно, и наше время тоже не является препятствием на ментальном плане. Хотя пока остаёшься в рамках физического тела, от действия времени нашего плана всё равно не избавишься. Время обозначает скорость разрушения мира, на ментальном плане оно идёт иначе, а потому тот, кто сумел кристаллизовать четвёртое тело, живёт в нём на ментальном плане гораздо дольше, чем на физическом. Но таких людей немного.
Ментальное тело активируется (или пробуждается) довольно легко, но полная его кристаллизация требует специальных усилий. Есть упражнения, которые ускоряют этот процесс, но они мало чего стоят без параллельной практики осознания себя. Загнать энергию в четвёртое тело без разотождествления с желаниями и механическими психоэмоциональными реакциями практически невозможно. После кристаллизации на своём плане ментальное тело человека принимает вид, соответствующий тому пути, через который этот человек шёл; у магов в большинстве своём оно имеет вид хищников — разных пантер и им подобных животных. Поиск силы накладывает свой отпечаток на их кристаллизацию. Никто на ментальном плане не сохраняет своё собственное обличье, потому что физическое тело и кристаллизация в теле с иными качествами — две совсем разные вещи. Как я уже писал, возникновению каждого эгрегора предшествует появление символа на ментальном плане, таких символов, как и эгрегоров, — великое множество, и их обозначения мы можем видеть вокруг себя каждый день. Конечно же, символы возникают на ментальном плане не только в результате действий людей — гораздо чаще они спускаются с Высших планов в процессе проведения Воли и воплощения Узора.
Шестой центр при развитом ментальном теле становится дверью в ментальный план, и он способен как получать информацию, так и излучать энергию и осуществлять воздействия. Шестой центр является представителем ментального тела на физическом плане, но с самим физическим планом третий глаз никак не взаимодействует. Информация, которую он получает, относится к другим планам. Это, в общем-то, вполне логично, ведь для получения информации из физического мира нам даны два обычных глаза. Но мы и ими видим всё очень избирательно, благодаря обусловленности ума и его проекциям; наше восприятие реальности всегда корректируется то мечтами, то воспоминаниями, то выпусками новостей. С третьим глазом такого не бывает, но когда человек не обладает достаточным уровнем осознанности, он довольно часто воспринимает свои мечты и проекции собственных желаний за истинное видение, возникающее в шестом центре. Люди весьма преуспели в самовнушении и поддерживании самообмана; только собаки могут сравняться с ними в способности ждать того, чего уже никогда не будет или — и быть никогда не могло. Но собаки просто повторяют поведение тех людей, с которыми живут; стайный инстинкт собак погружает их в ту особую форму рабства, которая познаётся только тогда, когда долго живёшь под одной крышей с близкими родственниками.
Активация и развитие четвёртого тела довольно часто приводят человека к непростому выбору. Этот выбор лежит между Светом и Тьмой, как двумя силами, представляющими оба Потока Творения и те возможности, которыми они обладают. Кто-то не выбирает вообще, а до момента активации четвёртого тела этого выбора в принципе не существует. И я видел немало людей, выбравших Тьму в качестве руководителя. Не могу сказать, что такой выбор всегда осуществляется сознательно, хотя и совсем механическим его тоже не назовёшь. Обычно тёмную сторону выбирают те, кто её боится и хочет с ней подружиться. А заодно обрести силы, применяя которые можно пугать других. Этот выбор, откровенно говоря, не хуже и не лучше других, просто человек начинает качать энергию в другие каналы, вот и всё. Выбирающие Тьму, остаются в рамках Нисходящего Потока и этим выбором закрывают себе путь домой. Они привязаны к жизни во всех её проявлениях, но желания и энергии, которые им приходится проводить, нередко толкают их к безумию — в самом широком смысле этого слова. Тьма даёт им силу, но постепенно разрушает их, начиная с разума, и лишает их адекватного восприятия реальности. Тьма поддерживает бессознательность в человеке, усиливая его рабство в отношении желаний.
Свет разрушает человека не хуже Тьмы. Такова уж природа этих высших сил — они не оченьто полезны человеку, и тому, кто хочет себя сохранить и приумножить, лучше не соваться на мистический Путь. Но Свет убивает мистика в рамках Восходящего Потока, что, в общем, вполне оправданно, и даже полезно с точки зрения внутренней трансформации. В любом случае, ментальное тело развивается неодинаково в зависимости от выбора той или другой стороны. А уж то, что называется судьбой, тоже меняется довольно круто. При этом надо понимать, что люди, выбравшие Тьму, могут быть вполне приличными, заботливыми и даже хорошими с точки зрения обычной морали.
А люди, служащие Свету, могут выглядеть, наоборот, как враги всего живого. Тут не подходят критерии общепринятых оценок, а Тьма позаботилась о том, чтобы в общественной культуре и представлениях по этому вопросу всё было перепутано. Оставаясь в рамках Нисходящего Потока, человек обречён на страдания, и никакой силой этого не изменишь. Трансформация и переход в Восходящий Поток тоже проходят через страдания, пусть и принимаемые сознательно, но они, в конце концов, освобождают человека, а не погружают его в ещё большие зависимости и не приводят к безумию. В этом, собственно говоря, и заключается вся разница между выбором Тьмы или Света. Этот выбор, как я уже говорил, осуществляется далеко не всеми мистиками и чаще всего перед ним оказываются маги и экстрасенсы. Мистик, нацеленный на достижение предельного, не видит смысла в подобном промежуточном определении. Однако сам переход из одного Потока в другой неизбежно оборачивается столкновением с проявлениями обеих этих сил, и порой проявления эти являются весьма грозными. В любом случае тот, кто стремится к высшей Истине или к слиянию с Господом, должен оставить позади и Тьму, и Свет — привязавшись к любой из этих сил, он теряет возможность дальнейшего движения по мистическому Пути. Свет может стать препятствием на пути к Истине, и препятствием очень приятным, а оттого почти непреодолимым. Труды тех, кто застрял в Свете и порождаемых им иллюзиях, до сих пор издаются и стоят на полках в книжных магазинах. Тот, кто идёт до последнего предела, до самого последнего и предельного переживания, оставляет и Свет и Тьму позади и вообще где-то. Всё остальное он оставляет ещё раньше.
Нужно понимать, что преображение — это процесс нелинейный и строгой последовательности в развитии четвёртого тела и, например, открытии Сердца нет и в помине. То есть Сердце может быть закрытым, а ментальное тело развитым, и наоборот — ментальное тело может быть только-только активировано, а Сердце уже открыто и человек близок к Сдаче. То есть эти процессы проходят до некоторой степени параллельно и независимо. А вот открытие третьего глаза без предшествующей активизации четвёртого тела невозможно, и зря стараются те искатели, которые думают, что можно с помощью каких-то волшебных упражнений сделаться ясновидящими, чтобы зачем-то видеть ауру людей и общаться с мертвецами. Те, кто торопятся, получают в награду набор своих фантазий или редкие попадания в цель, угадывания будущего и прошлого, и кучу ошибок, когда ум заменяет фантазиями отсутствие видения. В общем, посмотрите пару выпусков «Битвы экстрасенсов», и вы всё поймёте. Ну, или почти всё.
Шестой центр является дверью в ментальный план и помогает в более или менее ясном понимании Воли. Дело в том, что Воля практически никогда не явлена словами, — до низшего ума она не доходит, зато энергия импульса Воли, приходящая в Сердце, может быть — как послание — рассмотрено при участии третьего глаза, и тогда человек куда лучше видит и осознаёт все нюансы полученного указания к действию. В силу связи шестого центра с ментальным телом, именно через него происходит любая работа на расстоянии — будь то передача бараки или совместная практика группы на расстоянии. Именно во время выполнения этой практики у всех участников группы начинается активация и развитие четвёртого тела. И практики подобного рода имеют важнейшее значение для продвижения по Пути и для осуществления мистической Работы.
Ментальный план
Ментальный план (Мир мысли) — в герметизме, теософии и Нью-эйдже — универсальная реальность, составленная исключительно из ментальной энергии (ментальной материи), идей и мыслей. В отличие от современных секулярных представлений, в эзотеризме и оккультных представлениях мысль и сознание не являются продуктом деятельности головного мозга и обладают собственной объективной реальностью, которая не зависит от физической. Причём само бытие составлено из нескольких планов, по некоторым представлениям ментальный план находится посредине. Ментальным планом бытия так же называют мнимый слепок реальности, воспринятой органами чувств и спроецированной через призму внутренних моральных устоев, интеллекта, опыта в сознание индивидуума (можно провести параллель с понятием «карта» в нейролингвистическом программировании)..
Содержание
Определение и структура
Согласно Чарльзу Ледбитеру [1] ментальным телом (или менталом) называют четвёртое по счёту тонкое тело, являющееся промежуточным между тонким и плотным шельтами. Проекцией на физическое тело человека ментального является головной мозг и, частично, спинной.
Обычная логика — то, что в обиходе называют здравым смыслом, а в науке грамотными рассуждениями — вовсе не сводится к формально-логическим силлогизмам. Это некоторые правила, которые довольно трудно точно описать, но культурный человек их инстинктивно выучивает и старается, где можно, строго им следовать; [1]
Альтернативное разбиение было предложено Ледбитером [1] и заключается в том, что ментальное тело состоит из:
Также разделяется и сам ментальный план.
Обитатели ментального плана
Эгрегором в оккультизме называют энергоинформационное образование, порождённое группой людей по определённому классифицирующему признаку. Существуют эгрегоры религий — христианства, ислама, буддизма и т. д., эгрегоры наций (демоны великодержавности [3] ), семьи, рода, дома, профессии. Мыслеформы и эгрегоры — основные обитатели ментального плана.
Интеллект-карты: как правильно составить наглядный план для любой задачи
Что такое интеллект-карта
Ментальные карты (интеллект-карты, mind map) — метод организации идей, задач, концепций и любой другой информации. Ментальные карты помогают визуально структурировать, запоминать и объяснять сложные вещи. Например, записать тезисы выступления или составить учебный план.
В центре всех ментальных карт — главная идея. От нее отходят ключевые мысли, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.
Интеллект-карты придумал британский психолог Тони Бьюзен. В конце 1960-х годов он изучал человеческий мозг и обратил внимание на строение нейронов. Это клетки мозга, которые принимают, обрабатывают и передают информацию другим нейронам. От центра — ядра нейрона отходят отростки, похожие на ветви дерева. Бьюзен организовал информацию по тем же принципам [1]. Согласно исследованию Дэвида Боули из Университета Джонса Хопкинса [2], оценки учащихся, которые пользуются ментальными картами, выше на 12%.
Для чего нужны интеллект-карты
Ментальные карты помогают в работе, учебе и повседневных задачах. Например, придумывать идеи, запускать проекты, учить языки и планировать отпуск. Вот для чего их чаще всего используют.
Придумывают идеи. В центре карты запишите тему или проблему, а по краям — все идеи, которые придут в голову. В итоге у вас получится визуальная презентация мозгового штурма. Например, темы для блога или концепции нового проекта.
Учатся. С помощью ментальной карты можно разбить компетенцию на несколько навыков и составить учебный план. Например, если вы хотите улучшить навыки текста, нужно научиться писать и редактировать лонгриды, статьи, заметки, посты и работать с другими форматами. Для каждого навыка можно подобрать курс, книгу и лекцию. Если выбираете образовательную программу, запишите в центр нужную компетенцию или профессию, а по краям — подходящие варианты обучения.
Планируют. Попробуйте спланировать личный бюджет или запустить проект. Например, чтобы организовать мероприятие, нужно поработать над программой, продвижением, технической частью, командой, площадкой. В ментальную карту можно организовать список книг или фильмов. Единственная проблема в том, что к интеллект-картам трудно привязать сроки.
Собирают информацию. В ментальную карту можно уместить книгу, лекцию, статью или вебинар. Разделите лекцию на подтемы и тезисы, а книгу — на главы и основные мысли. Например, подготовить графический конспект доклада для своего выступления. Такой конспект проще запомнить, чем несколько страниц текста.
Принимают решения. Сначала сформулируйте проблему. Для этого проанализируйте ситуацию и найдите ее причины. Запишите проблему в центр ментальной карты, а по краям — варианты решения. Когда все решения будут перед глазами, выберите наилучшее из альтернатив.
Например, решить, куда вложить свободные деньги: в недвижимость, акции, валюту или образование. Ментальные карты помогут выбрать самый выгодный вариант. Так можно учиться придумывать нестандартные решения и развивать комплекс навыков PSDM — решения проблем и принятия решений.
Преимущества интеллект-карт
Мы мыслим ассоциациями и образами. Ментальные карты помогают упорядочить информацию и собрать образы в наглядную структуру. При этом изображения вызывают более точные ассоциации, чем буквы. Поэтому мы лучше запоминаем информацию через картинки и иллюстрации [3].
Ментальные карты экономят время восприятия — схему мы считываем быстрее, чем таблицу или список. А если ключевые пункты и ветви выделить разными цветами, можно наглядно показать зоны ответственности.
Как составить интеллект-карту
Интеллект-карты можно составлять в программе или на бумаге. Если работаете на бумаге, записывайте слова печатными буквами. Так мозгу будет проще прочитать схему. Вот несколько шагов для того, чтобы грамотно составить интеллект-карту.
Семь правил интеллект-карт
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Ментальный план человека что это
Автор: Киселева Елена Васильевна
Организация: МКОУ Трудовская ООШ
Населенный пункт: Воронежская область, п.Трудовое
С середины 90-х годов прошлого века в речевой оборот и социальную практику вошло понятие «клиповое мышление». Его особенность – в поверхностном, быстром освоении огромного информационного потока с целью его обработки. Достоинством такого мышления является способность выхватывать из массива информации главное, недостатком – избегание проникновения в суть вещей и явлений. Между тем, в школе детям предстоит осваивать огромный объём знаний, вникая в тонкости, подробности, взаимосвязи и взаимозависимости. Как сделать этот процесс эффективным, интересным, соответствующим новым требованиям образования? Как организовать самостоятельную работу учащихся, направленную на развитие творческого подхода, самостоятельного мышления, не используя традиционные уже рабочие листы, карточки и прочее.
В поисках ответов на эти вопросы я знакомилась с разнообразными формами и программными средствами работы в информационно-коммуникационной среде и пополнила арсенал своей методической системы технологией использования ментальных карт.
Родоначальником и автором технологии ментальных карт стал английский психолог, исследователь процессов мышления, запоминания и обучения Тони Бьюзен. Он определил, что вся информация, поступающая в мозг, может быть визуализирована в виде основного понятия, центрального образа, связанного с множеством образов-ассоциаций, расходящихся от него. В свою очередь каждая ассоциация связана со множеством других образов-ассоциаций.
Возможности использования интеллект-карт в процессе обучения развивал Д. Новак (технология обучения на основе построения карт понятий (concept maps). В отечественной методике и дидактике исследование применения ментальных карт осуществляет профессор РАЕН Васильева Е.Е., доцент кафедры развития образования АПК и ППРО Бершадская Е.А., профессор кафедры развития образования АПК и ППРО Бершадский М.Е. – автор технологии визуализации семантических отношений. Е.А.Бершадская в своих исследованиях отмечает универсальность рассматриваемой технологии для целей преподавании любого предмета, закрепления, усвоения терминологии и содержания учебного материала.
Названий у технологии, разработанной Тони Бьюзеном, сейчас множество: карты ума, ментальные карты, карты памяти, интеллект-карты, диаграмма связей, карта мыслей, ассоциативная карта, майндмэп (mind map). В работе с учащимися я использую термин «ментальная карта».
На мой взгляд – это несложное в освоении и практическом исполнении средство визуализации информации в обучении. Зато содержательная составляющая многогранна, разнонаправленна, индивидуальна; позволяет учащимся оформить схематично свой подход к изученной теме, разделу, предложенной для изучения проблеме.
Начинать освоение технологии следует как можно раньше, если этого не делали учителя начальной школы – то с 5 класса. Причем, начинать лучше с простых карт, изготовленных на простом листе белой бумаги. В дальнейшем необходимо, чтобы каждый учащийся был обеспечен компьютером или планшетом с установленными программными средствами. В условиях малочисленности нашей школы это возможно сделать в кабинете истории.
Выше уже упоминались схемы, логические цепочки, опорные конспекты. Карта ума – не дублирует их. В чём её отличие? В графическом разнообразии построений выявленных связей и ассоциаций: используется разный цвет и толщина ветвей, программные средства позволяют внедрять в карту различные образы, рисунки, иллюстрации. В содержательном плане активируются мыслительные процессы выделения важных для автора карты ключевых слов, сама карта подталкивает к продолжению ассоциативного ряда и созданию вокруг любого из понятий-ассоциаций своего ряда. При создании интеллект карт возникает индивидуальный, неповторимый слепок мышления конкретного ученика, позволяющий учителю анализировать и корректировать работу с ним индивидуально. В условиях сельской малочисленной школы это реально и действенно.
Изучив вопрос и апробировав его в работе, я предлагаю использовать технологию ментальных карт:
при изучении нового материала (совместная с учащимися или самостоятельная их работа);
при обобщении и систематизации изученных тем, разделов (чаще всего в качестве домашнего задания в начале изучения темы, раздела с постепенным заполнением карты к концу их изучения);
во внеурочной деятельности:
мозговой штурм, генерация идей при организации внешкольных мероприятий (при совместной с учащимися организации мероприятий, акций);
проектная деятельность (на этапе планирования работы);
подготовка презентаций в виде ментальной карты (представление необходимого объема информации в сжатой наглядной форме, понятной любой, в том числе и неподготовленной, аудитории);
в самообучении учителя, учащихся (при освоении нового материала, чтении книг, лекций; подготовка к экзаменам).
Исходя из собственного опыта, могу выделить два способа составления карт памяти – программный и традиционный. Приступая к обучению детей данному виду работы, следует помнить, что не у всех из них дома есть компьютер с интернетом (по крайней мере, в сельской местности). С такой проблемой мы с учениками столкнулись сразу же. Но это не является препятствием для освоения технологии mind map. Во-первых, начинали мы именно с бумажного варианта. Во-вторых, помимо онлайн-сервисов есть программное обеспечение, устанавливаемое на компьютер с любого носителя. В-третьих, даже если нет компьютера, можно по-прежнему работать с листом бумаги.
Если в начале работы мы делаем это на уроках истории Древнего мира, составляя небольшие карты на бумаге, то с течением времени ситуация меняется. Для создания карт, обобщающих крупный раздел или тему, необходимо время, поэтому постепенно происходит переход к самостоятельной работе дома и к использованию современных ИКТ-технологий.
Повторю, что для тех, у кого нет компьютера, или он, по какой-либо причине неисправен, подойдёт традиционный способ с листом формата А4, фломастерами, линейкой, карандашами. Однако могу отметить недостатки такой работы:
при оформлении записей большую роль играет почерк. Зачастую неразборчивый, а порой и неаккуратный, он не способствует эффективности визуализации. Зрительная память не может быть задействована максимально, если глаза, а через них и мозг «не видят» информацию;
в такую, изготовленную вручную карту не добавишь определенный тип графической информации (например, при повторении тем, связанных с культурой, необходимо фиксировать репродукции картин или архитектурные сооружения);
допущенные неточности, ошибки сложно исправить без ущерба ля внешнего вида карты (хотя есть мнение, что карта – продукт творчества, и все, что приходит в голову, нужно фиксировать; в карте не может быт ничего неправильного);
мотивация снижается, так как детям интереснее создавать более качественный и красивый продукт.
Программный способ более функционален, в нём отсутствуют перечисленные выше недостатки традиционного. Кроме того, подготовленную на компьютере ментальную карту ученик не приносит на листе или на флэш-карте, а отправляет её в облачное хранилище.
В начале обучения детей предлагаемой технологии необходимо рассказать им о правилах составления карт. Ребята уже знают правила подготовки и оформления презентаций, освоенные ими в ходе взаимного рецензирования выполненных проектов в PowerPoint. По тому же пути необходимо двигаться и в данном случае: рассказать о правилах и возможных ошибках (возможно составить ментальную карту на эту тему); при представлении классу своих готовых карт, учащиеся рецензируют работу друг друга, усваивая на практике необходимые знания о технологии.
Правила составления карт памяти изначально обозначил сам их автор, Тони Бьюзен, а позже дополнили его последователи:
Для тех, кто составляет интеллект-карту вручную, несколько дополнительных правил:
располагайте лист горизонтально – такую карту будет удобнее читать;
пишите ключевые слова печатными буквами, как можно яснее и четче;
длина нарисованной ветки должна соответствовать слову;
не заключайте ключевые слова в какие-либо рамки (необходимо отметить, что в программах рамки используются).
Мы с ребятами можем добавить к этому списку свои правила: фон карты и цвета¢ текста должны подбираться с учётом сочетаемости; фон должен соответствовать теме, назначению карты (например, для серьёзной темы он должен быть сдержанным, без орнаментов, завитков и т.п.)
Рассмотрим конкретные примеры использования технологии на уроках.
При изучении истории Древнего мира на первом уроке раздела, к примеру «Древний Египет», учитель знакомит детей с технологией и предлагает с помощью оглавления из учебника определить основные, ключевые темы, на которые можно разбить главную тему. Затем, выслушивая ответы детей, в режиме онлайн учитель составляет простейшую интеллект-карту на доске или на компьютере (с демонстрацией на экране). Таким образом, обеспечивается системный подход к учебному материалу, дети учатся подходить к нему комплексно, выстраивая связи между компонентами содержания. Также при выполнении подобного задания они осваивают элементы планирования своей деятельности, постановки учебных задач.
С такого вида работы можно начинать изучение каждого раздела учебника, только в последующем учащиеся будут делать это самостоятельно.
На следующих уроках происходит усвоение нового материала и углубление в тему, что находит свое отражение в ментальной карте (рис.1). Её структура наполняется новыми ключевыми словами и связями, усложняется. И вот уже перед ними большой объем учебной информации, облеченный в понятную, разработанную ими самими форму.
Рис.1. Частичное заполнение ментальной карты «Древний Египет»
Рассмотрим работу по составлению интеллект-карт на примере фрагмента урока истории в 6 классе (5 учащихся). Тема урока «Главные политические центры Руси» (рассчитан на 2 часа). Цель урока: изучить особенности формирования и политического строя обособившихся русских земель в период феодальной раздробленности. Учебная задача: развивать навыки работы с информацией (выделять основную мысль, систематизировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, составляя ментальную карту).
Учащиеся уже имеют опыт работы по составлению ментальной карты, поэтому при изучении нового материала на данном уроке делают это самостоятельно, продолжая заполнение уже начатой карты (рис.2).
Рис. 2. Частичное заполнение интеллект-карты к уроку по теме «Главные политические центры Руси»
1-ая группа. Прочесть пункт «Юрий Долгорукий», заполнить ветку в своих ментальных картах на компьютере. Продумать подбор графических элементов.
2-ая группа. Прочесть пункт «Андрей Боголюбский», заполнить ветку в своих ментальных картах на компьютере. Продумать подбор графических элементов.
3-я группа. Прочесть пункт «Всеволод Большое Гнездо», заполнить ветку в своих ментальных картах на компьютере. Продумать подбор графических элементов.
В папке на рабочем столе компьютера заранее заготовленный учителем набор графических материалов, чтобы сэкономить время урока. Недостающие будут найдены в интернете (при наличии времени).
По ходу работы каждая группа дополняет свои ментальные карты материалами других групп, при необходимости задаёт вопросы коллегам, поясняет свои ключевые слова, ассоциации.
Домашнее задание заключается в продолжении работы с картой. Теперь учащиеся познакомятся со всеми тремя пунктами параграфа, над которыми работали в группах, и получат возможность дополнить ментальные карты, а на уроке рассказать о проделанной работе.
На втором уроке по теме работа продолжится изучением особенностей Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.
Как видно из приведенного фрагмента, мониторинг деятельности учащихся и её коррекция учителем, самими учащимися осуществляется постоянно.
Если составление ментальной карты – задание для самостоятельной работы при изучении раздела, темы, и учитель оговаривает, что за эту работу ученик получит отметку, нужно познакомить его с требованиями при оценивании ментальных карт. Они таковы:
наличие яркого, центрального образа;
чёткой разветвлённой структуры, построенной на основе ключевых слов и ключевых фраз;
ассоциаций, наполняющих структуру;
рисунков, символов, смайликов, побуждающих ассоциирование;
блоков, подчёркивающих структуру;
связей между элементами структуры;
полнота или бедность содержания интеллект-карты, выраженные количеством ключевых слов и ключевых фраз;
богатство и разнообразие или практическое отсутствие ассоциаций, выраженных наличием заполненных ответвлений разного уровня;
наличие позитивной или негативной эмоциональной составляющей, проявляющейся в цвете, форме, символах и деталях интеллект-карты.
Технология составления ментальных карт модернизирует форму и содержание процесса обучения. С её помощью решается комплекс задач: от формирования метапредметных и предметных УУД до организации самостоятельной работы учащихся в классе и дома, в парах, группах и индивидуально. Работа с интеллект-картой формирует у учащихся необходимые универсальные учебные действия – выделение главного, классификация и группировка, систематизация, установление причинно-следственных связей – с помощью логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Усвоение учебного материала со временем становится более быстрым и качественным.