Менторство что это означает простыми словами
Ментор: кто это, зачем нужен наставник и где его искать
Кто такой ментор и зачем он нужен
Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.
В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).
Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.
По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.
Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.
Кто и зачем становится ментором, сколько они получают
Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.
Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель
Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.
Обязанности ментора и менти
Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.
Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.
Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:
Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.
Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.
Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:
«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».
Как работает менторинг — четыре фазы наставничества
Фазы наставничества могут меняться в зависимости от договоренностей менторской пары. Например, наставник нового сотрудника в офисе или ментор команды стартапа.
Разберем основные фазы наставничества на примере, в котором ментор нацелен на долгосрочное общее развитие подопечного, а менти готов активно работать. В этом случае наставник помогает придумать и запустить проект, довести его до конца и понять, что делать после завершения. Такой проект может длиться от нескольких дней до нескольких лет.
1. Определение менторской пары. Ментор и подопечный начинают работу с запроса: ментор предлагает помочь или менти обращается за помощью. Участникам менторинга должно быть комфортно работать и общаться вместе.
На первой встрече они знакомятся, ментор вникает в новую ситуацию. Подопечный и наставник формулируют цели своих взаимоотношений и определяют, как будут измерять результаты. Составляют расписание, периодичность и длительность встреч. Договариваются о границах в общении и темах, которые остаются только между ментором и менти. Выбирают удобный способ связи и планируют встречи. Участники менторинга подписывают «виртуальный контакт» — прописывают ожидания, цели работы и обязанности сторон.
2. Разработка и анализ. Менти разрабатывает проектную идею. Ментор анализирует цели проекта и сопоставляет их с потенциалом подопечного. Корректирует план действий, делится советами и списком ресурсов, которые помогут менти довести дело до конца.
3. Производительность и вмешательство. Это основная фаза работы ментора. Наставничество колеблется между молчанием, короткими встречами и активной поддержкой. Наставник должен поддерживать и помогать подопечному, но не запускать проект за него, поэтому постоянно контролирует свое вмешательство. На этом этапе ментор спрашивает себя: «Насколько здесь нужно мое активное участие?»
Подопечный запускает проект, проверяет свои способности и навыки. Если нужно, обращается за поддержкой и советами к ментору. Менти задает себе вопрос: «Как это наставничество удовлетворит мои потребности через самостоятельные действия?»
На этом этапе границы наставничества могут начать размываться: менти перекладывает ответственность на ментора, а наставник выполняет работу за своего подопечного. Чтобы такого не было, нужно договориться об обязанностях и границах на первой встрече и периодически о них напоминать друг другу.
4. Отражение. На последнем этапе наставник переходит от активной работы к наблюдению. Ментор видит результаты своей работы: навыки, которые развил подопечный, результаты проекта, личности и человека. Ментор и менти подводят итоги сотрудничества, дают друг другу обратную связь. Проверяют, соответствовал ли менторинг целям «виртуального контракта».
Как стать ментором: необходимые навыки
Доктор философии, психолог и консультант по наставничеству Линда Филлипс-Джонс выделяет три типа менторских навыков: общие ключевые навыки, специальные навыки для ментора и менти.
Чтобы менторинг приносил пользу, ментору и подопечному нужно развивать четыре ключевых навыка: активно слушать, создавать доверие, поощрять, понимать свои цели и текущую ситуацию.
1. Активное слушание — основной навык наставничества. Активное слушание помогает наставнику и подопечному быть услышанными и понятыми, строить прочные доверительные взаимоотношения.
Чтобы научиться активно слушать:
Не поддавайтесь побуждению всегда переводить разговор к своему опыту и мнению, чтобы быстро решить проблему. Сначала выслушайте собеседника, а потом принимайте решение.
2. Создание доверия. Чем больше наставник и подопечный доверяют друг другу, тем сильнее партнерские отношения и эффективнее работа. Если ментор и менти соблюдают договоренности, доверие будет расти.
Чтобы стать надежным:
3. Поощрение. Согласно исследованию Филлипс-Джонс, поощрение — самый ценный навык наставничества. Это признание партнера, искреннее положительные отзывы и похвалы. Поощрение помогает оставаться сосредоточенным и мотивированным. Эффективный наставник вовремя поощряет менти, чтобы повысить доверие и мотивировать к развитию.
Чтобы научиться поощрению:
Убедитесь, что ваша похвала и поддержка искренняя. Не поощряйте слишком много или мало. Эксперты по человеческому развитию рекомендуют поощрять четыре-пять раз за каждое корректирующее замечание.
4. Понимание своих целей и реальной ситуации. Независимо от роли наставничества вам нужно ясно понимать свои жизненные и профессиональные цели, мечты, видение и сравнить их с текущей ситуацией. Навык помогает ментору удовлетворять свои потребности и оказывать нужную помощь подопечному, менти — точно формулировать запрос.
Чтобы использовать этот навык:
Эффективные наставники и подопечные постоянно развивают навык самопознания и саморефлексии. Запрашивают обратную связь у других людей, наблюдают за своими действиями, навыками и эмоциями. Профессор Массачусетского технологического института Питер Сенге в книге «Пятая дисциплина» пишет, что эти навыки являются частью «личного мастерства».
Как найти ментора
Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.
Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.
Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.
Чтобы менторинг прошел успешно
Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Что такое менторство и как оно помогает бизнесу
Бизнес-наставничество (бизнес-менторство) – это способ поддержки молодых предпринимателей, который пока не очень популярен на территории России. На Западе же такая практика широко распространена: ей успешно пользуется более 70% крупных компаний и брендов.
Такой способ неформального обучения повышает продуктивность старых сотрудников и помогает «натаскать» новых с минимальными вложениями. Во время менторинга взаимодействие происходит между двумя сторонами: менти и ментором.
Разберемся в перечисленных понятиях подробнее и узнаем, как менторство помогает бизнесу.
Что такое менторство?
Многие предприниматели идут по пути «проб и ошибок» – они не учились предпринимательству, а «набивали себе шишки» самостоятельно. Да и хороших программ дополнительного образования или частных акселераторов для бизнесменов в нашей стране не хватает. А без повышения квалификации невозможен рост.
Как я уже и сказала выше, менторство – это способ неформального обучения, во время которого «ментор» и «менти» общаются, делятся опытом и собственными наработками. Метод становится эффективным инструментом саморазвития и помогает:
«Менти» называют человека, который начал погружаться в новую профессию, перешел на более высокую должность или просто считает, что его знаний недостаточно для запуска собственного бизнес-проекта или выхода на новую ступень карьеры.
«Ментор» же, в свою очередь, имеет больше опыта, знаний и умений. При этом он имеет такую же профессию (нет смысла выбирать машиниста в качестве ментора для дизайнера). Обычно этот сотрудник выше на пару-тройку карьерных ступеней, имеет опыт работы с нестандартными задачами и проектами, а самое главное – готов им поделиться.
Даже если вы давно не стартапер, прошли обучение и давно работаете в сфере, то можете обратиться к ментору при ощущении «потолка в развитии».
В каких случаях нужен менторинг
Коротко говоря – тогда, когда вашим проектам нужна «свежая кровь», они только запускаются, находятся в состоянии застоя и упадка, расширяются. Иногда лучше переплатить за услуги специалиста, чем оставаться «у разбитого корыта», не получая заявок от клиентов или сталкиваясь с большим количеством негатива в сторону бренда.
Вариантов, когда без обращения к ментору будет тяжело вести бизнес, несколько:
Полагайтесь на свои ощущения и не заставляйте себя работать с людьми «со стороны», если пока вы на это не готовы. Однако никогда не поздно попробовать менторство и оценить его результативность самостоятельно.
Когда без ментора можно обойтись
Пользоваться услугами бизнес-ментора необязательно тем, чей бизнес работает «самостоятельно» и не требует вмешательства извне. Пока все идет гладко и критических ситуаций нет, можно расслабиться и заняться другими, не менее важными вещами.
Альтернативный вариант – у вас есть хорошо зарабатывающий на предпринимательстве друг, который периодически дает ценные советы по вашей просьбе. Конечно же, платить за его услуги не приходится, а это значит, что от менторства можно отказаться. Пользуйтесь, пока есть возможность, набирайтесь опыта и сами не забывайте им делиться.
Виды менторства
Все зависит от того, для чего нужен наставник, каковы масштабы бизнеса и задачи (цели) обучения. Выбор вида менторства напрямую влияет на конечные результаты проделанной работы, роль ментора в процессе и взаимодействие между двумя сторонами.
Принято выделять 3 основных типа менторства.
Коллективный менторинг
Наименее распространенный из видов. Обычно к коллективному менторингу прибегают крупные фирмы. Также подобные мероприятия проводятся на саммитах, форумах или крупных ивентах. Собираются группы менти и группы менторов-наставников, они начинают общаться и взаимодействовать между собой.
Самое главное при выборе коллективного типа менторинга – подобрать реальные инструменты и выделить конкретную цель. Иначе бизнес-конференция или фасилитация может превратиться в доклады на отвлеченные темы от спикеров, которые не помогут в развитии бренда.
Групповой менторинг
В данном случае собирается группа протеже с общими задачами и целями, а ментор взаимодействует со всеми ними одновременно. Кто может входить в группу менти? Люди, объединенные общими интересами, сотрудники одной и той же фирмы или рабочий коллектив.
Всяческие экспертные мастерские и бизнес-завтраки обычно встречаются в крупных компаниях. Их задача – провести время с пользой, обменяться опытом и пообщаться с единомышленниками. Помимо этого, участники могут поолучить советы и рекомендации, а также улучшить свои профессиональные качества.
Индивидуальный менторинг
Или же «face-to-face» – то есть ментор работает с протеже один на один, индивидуально. Такие встречи могут оставаться анонимными и проходить как дистанционно, так и очно. Именно индивидуальный менторинг считается наиболее результативным, поэтому он так популярен. Во время процесса менти может:
Главные особенности индивидуального подхода – это:
Сюда, например, относится наставничество на рабочем месте (новичков обучают опытные сотрудники) и карьерный менторинг. Впрочем, такой формат подходит не только физическим лицам, но и подразделениям или компаниям целиком.
Отличие менторства от других форм обучения
Возьмем тот же коучинг – похожих черт действительно много, кроме того, есть общая цель: доведение ученика до необходимого результата. Однако коучинг не предполагает «выдачу» конкретных подсказок и инструкций, а потенциал участника раскрывается через наводящие вопросы.
Экспертиза, опыт и удачные кейсы из практики коуча не играют никакой роли – в процессе обучения их даже не касаются. Путь к успеху клиент выбирает сам, а коуч лишь подталкивает его к правильным решениям и помогает раскрыть скрытые таланты или способности.
Соответственно, работа с коучем не предотвращает ошибок и неверных ходов, так как они нужны для самостоятельного развития. Более того, он может даже не быть экспертом в выбранной области, а просто иметь тренерский опыт и некоторые академические знания.
Что касается консалтинга – здесь тоже все не так равнозначно. Консультант не несет ответственности за выборы клиента, а просто подбирает необходимые активности и проводит анализ. Из сходств с менторингом – большой опыт консультанта, наличие кейсов или готовых проектов в сфере.
В отличие от консультантов, менторы ставят перед собой одну основную цель: дать такие рекомендации и советы, чтобы протеже сам достиг желаемой цели. А значит, они несут и мотивирующую функцию.
Кто может стать ментором
Ментором может стать любой специалист, желающий помочь другим людям и имеющий достаточно профессионального опыта. Некоторые менторы даже не берут денег за консультацию, потому что им достаточно развития компетенций, возможности делиться экспертизой и получать новый опыт.
Причиной для пробы себя в качестве ментора может стать:
Работая с менти, профессионал несет большую ответственность. Это можно сравнить с воспитанием ребенка – при неправильном подходе на профессиональной карьере подопечного останется неизгладимый след.
Отсутствие обратной связи, учета прогресса, гиперопека или внушение чувства неполноценности не только отрицательно скажутся на профессиональных качествах менти, но и могут нарушить его психологическое здоровье.
Говоря проще, хорошим ментором будет только тот человек, который желает помочь менее опытным коллегам с различными задачами, хочет и может качественно передавать собственные знания в отрасли. А не тот, который хочет повысить самооценку или заработать как можно больше денег.
Без материального стимулирования, правда, не получится выстроить контакт ни с одним опытным ментором. Стоит позаботиться о достойном вознаграждении и обсудить его на первой встрече. Главное, чтобы обоим участникам процесса было комфортно.
Как найти ментора для бизнеса
Помимо классического «спросить у знакомых и знакомых знакомых», вы можете использовать несколько других способов поиска ментора (таким же методом можно подобрать себе и менти).
На специальных сайтах
Площадки подобного плана работают очень просто: вы оставляете заявку, выбираете наставника, списываетесь с ним и обговариваете условия. В интернете представлено много российских и англоязычных сервисов для поиска менторов по разным дисциплинам и специальностям.
Можно заметить, что сильнее всего менторство в России развивается именно в IT. Поэтому найти себе программиста-наставника будет не так сложно. Наткнувшись на сложную тему, гораздо результативнее побеседовать с более опытным специалистом, чем провести 10-15 часов в интернете, листая гайды и мануалы.
В сообществах и каналах
Telegram-чаты, группы ВКонтакте и Facebook помогут найти менторов из разных профессий. Многие профессионалы, кстати, ведут блоги в Instagram – обычно у подобных авторов уже есть конкретная услуга «консультации».
Для более результативных поисков используем фильтры: указываем локацию и название профессии. Получившиеся результаты просматриваем, подписываемся на понравившихся спикеров. После изучения группы или чата можно либо напрямую написать его автору (участнику) и попросить дать консультацию, либо просто разместить объявление в открытом доступе.
В университетах
ВШЭ, МГУ и другие крупные университеты всегда имеют группы с новостями для выпускников. Ориентируясь на факультет, можно быстро найти сообщество и задать в нем вопрос о поиске ментора.
Просто оставьте запрос на стене/обсуждениях сообщества либо вступите в беседу группы (если такая имеется) и задайте вопрос там.
На работе
Ваш штат достаточно большой? Обратите внимание на коллег: возможно, где-то «затесался» более опытный сотрудник, с которым вы найдете общий язык. Он, как никто другой, будет вас понимать – ведь работает в одной фирме вместе с вами. А вам, в свою очередь, не придется рассказывать ему об организации и погружать в какие-то мелкие рабочие моменты.
Сотрудничать с наставником, являющимся вашим коллегой по совместительству – это очень удобно и практично. В поисках наставника вы можете обратиться к коллегам лично (в офисе или на собрании), оставить объявление или пост в общем чате компании.
Либо напрямую идите к специалисту, занимающему желаемую вами позицию, и просите его «поднатаскать». С большой вероятностью коллега не откажется, если предложенные условия покажутся ему привлекательными.
На что нужно обратить внимание при выборе ментора
Менторство играет важную роль в предпринимательстве, поэтому лучше не набирать себе «советчиков с улицы». Не стоит также руководствоваться только опрятным внешним видом, внешностью или общим первым впечатлением – будьте внимательны к мелочам:
Желательно, чтобы у будущего наставника был опыт обучения других людей, помощи и сопровождения предпринимателей. Новичкам тяжело сохранять объективность и оказывать методическую поддержку – их советы всегда «проходят через призму» личного опыта и собственного бизнеса.
Для снижения рисков соберите максимум информации о менторе, ознакомьтесь с его выступлениями, сайтом компании, публикациями и материалами. Подумайте, насколько комфортно будет работать с таким человеком и похож ли он на вас по ценностям или взглядам.
Сколько стоят услуги бизнес-ментора
Сотрудничество обычно принимает две формы: «полноценное» или «разовое».
Менторинг в пакетном, полноценном формате состоит из нескольких десятков встреч. Таким образом, наставник работает с менти в течение 3-6 месяцев, пока результат не будет достигнут. Соответственно, один месяц такого обучения будет стоить от 30 до 200 тысяч рублей, в зависимости от квалификации и количества встреч. Цена уже включает консультационное сопровождение и конкретное количество созвонов по видео или личных бесед.
«Разовые» встречи подходят предпринимателям, столкнувшимися с единичными внезапными трудностями. В зависимости от уровня ментора, одна консультация может стоить от 2 до 30 тысяч рублей.
Дороговато? Не стоит расстраиваться – это отличные вложения в свое профессиональное будущее. Если денег не хватает, то найти бесплатного ментора хоть и сложно, но возможно. Например, если вы готовы предоставить консультанту услуги по бартеру или он заинтересован в проекте (или хочет себе «в коллекцию» конкретный кейс).
Как работать с бизнес-ментором
На первой установочной сессии вы расскажете специалисту о своих ожиданиях от сотрудничества, планах и мечтах. Ментор предложит вам один из нескольких вариантов дальнейшего развития событий, оценит ваши шансы и объяснит, конструктивны ли ваши предложения.
Советую записывать профессиональные вопросы, которые вы давно хотели задать специалисту. Давно волнующие проблемы можно будет обсудить с ментором. Основная задача этапа изучения друг друга – определить, комфортно ли вам с ментором.
При выборе долгосрочного сотрудничества этот процесс может занять более месяца. Например, если вы решили посещать встречи в течение года. При краткосрочных целях хватит и одного длительного занятия.
Ментор должен сформировать перечень того, что нужно изменить, изучить, сделать объектом фокуса и какие навыки наработать. Вместе с ним составляется план развития с крупными целями, которые разбиваются на более мелкие задачи. Для каждой из них устанавливается временной диапазон.
Промежуточные результаты обсуждаются каждую встречу. На онлайн- или офлайн-консультациях вы сможете задавать появившиеся вопросы, просить помощи в формировании задач. Важно, чтобы главной темой обсуждения были именно практические действия.
Предлагаю несколько советов, которые сделают процесс еще проще и удобнее.
Соотносите ожидания с прогрессом
Не стоит делать выводы, опираясь только на память. Работать с ожиданиями и прогрессом следует на бумаге или в электронном варианте, оставляя заметки или составив таблицу. Так прогресс будет отображаться конкретно и точно.
Ожидания от обучения, не оправдавшиеся у менти – логичная причина дискомфорта и неопределенности. Именно поэтому критерии оценки и желаемые результаты лучше оговорить еще перед началом сотрудничества, не ставя при этом невыполнимых, фантастических целей.
Давайте обратную связь
Вы можете индивидуально выбрать форму обратной связи, но без фидбека процесс будет идти слишком медленно или вообще окажется безрезультатным. Пусть это будет формат письменных отзывов, сообщения или устный диалог.
Как и менти, ментор нуждется в обратной связи. Это спасет от «додумывания» с обеих сторон, а сами консультации будут проходить максимально корректно и объективно.
Будьте самостоятельны
Сам процесс консультирования предполагает, что подопечный решает проблемы самостоятельно и обращается к ментору только в случае непредвиденных ситуаций. Тогда, когда он попадает в тупик и не видит выхода.
Наставники часто пренебрегают этим правилом и пытаются решить все проблемы за своих менти, чтобы процесс шел быстрее и (псевдо)результативнее. Получают, правда, обратный эффект – ученик становится ленивым и неорганизованным.
Как бороться? Всегда до последнего пытайтесь самостоятельно выполнить поставленную цель. Тратьте на это больше времени, задействуйте новые и старые навыки. Не бегите к наставнику после первой неудачи – так вы никогда не добьетесь результатов.
Выстраивайте доверительные отношения на равных
Без хороших отношений между подопечным и наставником образовательный процесс не получится. Менти не должен обесценивать свой опыт и знания, а ментор – не «завышать» свой авторитет, опыт и квалификацию.
Желание развиваться может легко отбить пренебрежительное отношение со стороны ментора. А вот дружеские, теплые отношения и взаимопонимание точно ускорят процесс достижения цели.
Резюме
Обращаться за услугами менторов или самому заниматься наставничеством – сугубо ваш личный выбор. Однако именно работа с консультантом в большинстве случаев помогает преодолеть, казалось бы, «потолок» в профессионализме или застой в развитии компании.
Не стесняйтесь делиться опытом и получать его от других людей – всегда приятнее учиться на чужих ошибках.