Менторство что это простыми
Зачем нужен ментор, как им стать и запустить программу менторства в компании
Учи.ру протестировал менторинг и рассказывает о совсем опыте. А заодно делится инструкциями, памятками и рабочими материалами для ментора и менти.
Менторство помогает прокачаться неопытным специалистам, тем, кто заскучал в привычном круге задач, хочет получить повышение или приобрести большую уверенность в своем профессионализме, а также самим менторам — развивать гибкие навыки, находить новые точки роста и вдохновляться. Компании же таким образом обеспечивают передачу знаний и обмен информацией среди сотрудников, растят экспертов и руководителей и экономят на внешнем обучении.
Программа менторинга помогает менти (наставляемым, подопечным) и менторам найти друг друга, систематизировать процесс и не сойти с дистанции раньше времени. Мы попробовали ее внедрить внутри одного отдела Учи.ру при поддержке коллег из HR и готовы поделиться опытом.
У этого термина много интерпретаций: одни называют менторами коучей (в отличие от ментора коуч сфокусирован на достижении четко определенных целей вместо общего развития), другие — просто более старших и опытных коллег. В нашем понимании, ментор, он же наставник, — это человек, который обладает тем опытом, который нужен его подопечному, и готов бесплатно им делиться.
На мой взгляд, популярность менторинга пока еще незаслуженно мала. Опрос исследователей Университета Оливет Назарин показал, что только 37% американцев работают с ментором, в России, по моим субъективным ощущениям, эта цифра гораздо меньше. Потребность в менторстве отмечают не все: больше всего менти среди предпринимателей, ученых, служащих в правительстве и работников образования.
Я же считаю, что работа с наставником принесет пользу каждому, особенно тем, кому необходима поддержка:
Ментору работа с подопечным не менее важна. Она позволяет углубить понимание собственного пути и найти новые инсайты. Когда ментор рассказывает о своем опыте, вспоминая, как преодолевал трудности, он еще больше интегрирует этот опыт в свою личность. Развивая менти, ментор развивается сам. Чем больше мы рассказываем то, что знаем, тем больше начинаем это понимать. Обсуждая с менти его ситуацию и запрос, ментор может найти новый подход к решению собственных задач — посмотреть на свой бэкграунд под новым углом.
Ключевой фактор — желание делиться своим опытом. По мнению менти менторского клуба МГУ им. Ломоносова, самыми успешными менторами стали те, кому в первую очередь хотелось помогать другим развиваться и передать свои знания.
Как сооснователь менторских программ, через которые прошли сотни людей, могу сказать с уверенностью, что на успех больше всего влияют два фактора:
Поэтому программа менторинга может быть только полностью добровольной, с возможностью замены ментора и отказа от менти. Углубить доверие и установить особую связь помогает конфиденциальность. Так, мы в Учи.ру просим наставников и их подопечных давать обратную связь лишь о числе проведенных встреч. Все инсайты и содержание остаются внутри менторской пары.
Пилотный проект менторинга запустили в нашем быстро растущем департаменте регионального развития: участие приняли уже 12 человек.
Мы решили сосредоточиться на навыках, которые помогут прокачать новичков: эффективная коммуникация (публичные выступления, переговоры), автоматизация процессов и управление командой.
Для начала определились с концепцией и организационными моментами:
Установили единый процесс работы для всех пар.
В качестве дополнительной мотивации даем менторам баллы на корпоративном портале, которые можно обменять на мерч, и увеличиваем сумму, выделяемую компанией на обучение сотрудников.
Еще до запуска проекта менторства коллеги продумали, какие сложности могут возникнуть. Учли, что в какой-то момент мотивация может пропасть, и продумали систему вознаграждений в зависимости от количества проведенных встреч.
Проект вдохновляет на развитие! А решенные запросы менти и новые навыки менторов говорят сами за себя.
Так как опыта менторства у сотрудников практически не было, мы подготовили для них инструкции и памятки:
Провели установочную сессию с департаментом и рассказали о менторинге в целом и о менторском проекте у нас.
Попросили коллег сформировать запросы на менторинг и откликнуться, если они хотят быть менторами.
Поговорили о мотивации наставников и возможных препятствиях: нехватке времени и недостатке экспертизы под запрос менти.
Нехватка времени решается заблаговременным планированием и приоритезацией. Если проблема возникает регулярно, стоит честно себе признаться, что вы пока не готовы к менторству.
Рассмотрели запросы от менти на практике — продумали варианты работы.
Продолжаем вовлекать сотрудников в программу, информируем об обновлениях и регулярно напоминаем о возможности участвовать в обеих ролях через Slack, e-mail и лично.
За два месяца у нас образовалось шесть менторских пар, которые занимаются регулярно.
На встречах ментор помогает мне разобраться в конкретных ситуациях и задачах, подготовиться к предстоящей работе «в полях».
Во время наших встреч по теме «Как вести переговоры так, чтобы договоренности исполнялись», мы детально разбирали все этапы подготовки и ведения диалога. Мне повезло: у моего ментора огромный опыт в ведении встреч с зачастую непростыми оппонентами. Он детально описал трудные кейсы, с которыми чаще всего можно столкнуться, и рассказал, как эффективнее их можно отработать. До участия в программе менторства я пыталась разобраться в теме сама и читала очень много специализированной литературы, но с наставником дело пошло куда быстрее и проще.
Мы передаем наш опыт другим командам внутри компании и рады поделиться со всеми заинтересованными.
8 ответов на ваши вопросы о менторах
В переводе с латыни «наставник, учитель, мастер». Само определение «ментор» пришло к нам из древнегреческой мифологии. По преданию, у Одиссея был друг по имени Ментор, он был опытен и мудр, но слишком стар для военного похода на Трою. Поэтому Ментор остался в Итаке и по просьбе Одиссея все это время учил и воспитывал его сына Телемаха, передавал наследнику свои знания и мудрость, опекал жену Одиссея и помогал сохранить семейный очаг в ожидании главного героя из многолетнего похода.
Гомер писал, что в облике Ментора Телемаха вела по жизни сама богиня Афина, поэтому в античных сказаниях часто «ментор» = «маска божества». А в наше время ментором называют человека, который оказывает всяческую поддержку, наставляет, обучает и помогает достичь целей.
Сократ был учителем Платона. Тот был наставником Аристотеля. А Аристотель — ментором Александра Македонского.
Действительно, они преследуют одинаковые цели — научить и поделиться опытом. Но если рассматривать рабочие методы, разница оказывается большой.
Задача наставника — только научить, как делать что-то.Если вы устраиваетесь на работу, вам дают в наставники более опытного специалиста, который показывает, как выполнять ту или иную рабочую операцию, требует повторять те же действия, делать точно так же. То есть, наставник учит идти «проторенной дорожкой».
У ментора иной подход — делиться собственным опытом.Ментор проецирует свой жизненный и профессиональный опыт на подопечного (менти) и составляет индивидуальную программу для каждого своего менти. Например, он показывает, какие способы, инструменты и технологии можно использовать для грамотной организации работы команды, чтобы достичь максимальной эффективности. Кроме того, ментор всегда предупреждает о возможных трудностях и неудачных действиях при выборе той или иной стратегии. На основе этой информации он ожидает, что вы придумаете или найдете свой собственный путь достижения цели. В конечном итоге цель ментора – помочь вам составить вашу индивидуальную стратегию и провести вас к цели по согласованному плану. В процессе обучения ментор показывает вам все пути к достижению цели, дает ответы на вопросы и советы, но никогда не мешает работать и ничего не делает за вас!
Итак, менторство (или менторинг) — вид наставничества, который подразумевает более глубокую работу с подопечными. Ментор как опытный специалист не просто делится с вами знаниями, а оказывает моральную поддержку, помогает в решении сложных задач и в целом положительно влияет на развитие вас как человека и специалиста.
Так что, менторство — это не просто история про обмен опытом, а ментор — не просто наставник. Это человек, который передает вам опыт своих профессиональных побед и поражений, достижений и ошибок. А его опыт позволяет вам проходить путь к своей цели намного быстрее и эффективнее.
В отличие от них, опытный ментор для максимально успешного продвижения своего подопечного по пути к поставленной цели использует разные техники, в том числе и тренерские, экспертные или коучинговые. Так что в процессе вашей совместной работы ментор одновременно сочетает в себе функции и эксперта, и учителя, и тренера, коуча, консультанта, психолога. А чаще всего он становится для вас еще и хорошим другом.
Чацкий:«. Наш ментор, помните колпак его, халат,Перст указательный, все признаки ученьяКак наши робкие тревожили умы. »
Несмотря на то, что ментор и менторство – понятия, имеющие глубокие исторические корни, сегодня на русскоязычном пространстве больше говорят о коучинге, чем о менторинге. А большинство людей просто не различают два эти понятия.
Эти практики, действительно, объединяют общие принципы и процессы, но основаны они на разных типах взаимоотношений.
Коучинг — это профессиональный вид деятельности, коучинговым практикам необходимо обучиться. В коучинг часто приходят специалисты из психологии, консалтинга, HR. Коуч может одновременно вести подопечных из совершенно разных сфер деятельности, используя при этом специфическую шаблонную технологию. Поэтому коучем, по сути, может стать и человек, не имеющий существенного жизненного, профессионального или бизнес-опыта в вашей сфере, но получивший специальное коучинговое образование.
В отличие от менторства, задача коучинга — помочь клиенту «разобраться в себе», чтобы осознать краткосрочный план действий, который позволит решить возникшие проблемы более эффективно. Другими словами, как правило, коучинг — это кратковременное наставничество, помогающее решить определенные узкие задачи.
В отличие от него, менторство — долгосрочное наставничество, которое развивает навыки подопечного на перспективу, взращивает его как профессионала, как специалиста в его сфере, зарождает у человека необходимый стиль мышления и закладывает основы для успеха в конкретном деле. Поэтому ментор просто обязан иметь большой опыт деятельности в указанной сфере. Таким образом, ментор не просто помогает решить существующие проблемы, он мотивирует на саморазвитие и стимулирует серьезный личностный рост человека.
На развитых рынках менторство считается одним из мощнейших рычагов роста в любой профессии и одним из самых действенных способов развития soft skills — гибких навыков вроде креативности и умения работать в команде.
Согласно данным Американского общества обучения и развития, 75% руководителей компаний считают, что менторство сыграло важную роль в получении ими должности.
Аналитики Endeavor Insight в течение 10 лет проводили мониторинг среди компаний Нью-Йорка и выяснили, что более 33% из них достигли успеха из-за менторства топовых предпринимателей.
Менторинг также делает сотрудников более лояльными к компании. Летом 2019 года сервис SurveyMonkey провел опрос на тему счастья на работе. Один из выводов: если у сотрудников есть ментор, на рабочем месте им намного комфортнее. Сотрудники с менторами склонны считать, что их компания предоставляет хорошие возможности для карьерного роста. Среди топ-менеджеров так думает 80%.
А вот еще несколько цифр мировой статистики, подтверждающих популярность этого движения:
Крайне важно менторство для стартапов. В США 70% стартапов и компаний малого бизнеса, чьи основатели пользуются поддержкой менторов, преодолевают отметку в пять лет. А это в два раза больше, чем в случае со стартапами без менторов. Издание The Village провело интересное исследование по этому поводу: они проанализировали основные причины закрытия молодых компаний и пришли к выводу, что лишь одна из них связана с погрешностями продукта. Все остальное — отсутствие тех или иных знаний и менторской поддержки у основателей команды.
Издание Harvard Business Review в свое время провело опрос 45 CEO, чтобы выяснить, какую роль сыграли менторы в их профессиональной жизни. Как выяснилось, 84% гендиректоров уверены, что именно менторы помогли им избежать дорогостоящих ошибок и быстрее повысить свой экспертный опыт в определенной сфере.
Существует стереотип, что в менторе нуждаются только начинающие специалисты. Это глубочайшее заблуждение. Каждому человеку на разных отрезках жизненного пути нужен тот или иной ментор для личностного и профессионального роста. Вот только несколько известных примеров:
1. Соучредитель сайта Flickr Катерина Фейк была ментором Чеда Дикерсона, основателя Etsy — крупнейшей онлайн-площадки для продажи хендмейда и винтажных вещей.
2. Али и Хади Партови, предприниматели из Кремниевой долины, были менторами Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси, основателей облачного сервиса хранения данных Dropbox.
3. У Стива Джобса наставником был Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple.
4. CEO Google Эрик Шмидт являлся наставником для его основателей Сергея Брина и Ларри Пейджа. Перечислять такие звездные пары можно очень долго. Шмидт в своей книге «Как работает Google» писал: «Даже если СЕО — суперзвезда, ему все равно нужен ментор. Ведь и у победителей Олимпиады есть тренеры».
Так что на разных этапах и в разных ситуациях нам нужны разные менторы. Меняться должны не только их имена, но и роли, стратегии и направления, просто потому, что меняемся мы сами и наши жизненные задачи.
Я бы сказал, они это делают ради себя. Ведь опыт наставничества — отличный повод резюмировать свои удачи, жизненный опыт и заняться переоценкой собственного профессионального пути.
А еще видеть, как добивается успехов твой ученик — большое удовольствие для ментора. Так что менторство – всегда двусторонний процесс, в котором вы и инвестируете, и получаете инвестиции.
Да самые разные. Помните секретаршу Верочку из кинофильма «Служебный роман»? Как она делилась опытом со своей мымрой-начальницей Людмилой Прокофьевной, что значит «быть женщиной»? Учила ее ходить «как мы ходим», а не «сваи вколачивать». Вот вам личностный менторинг в чистом виде.
Есть, например, социальный менторинг, когда Фонды общественной интеграции разных стран заключают договора со специалистами об оказании таких услуг беженцам, чтобы они могли адаптироваться в новой среде.
Может иметь место и юридический менторинг. Например, Алексей Артюх, один из лучших налоговых юристов России, пользующийся наибольшим доверием среди коллег (рейтинг симпатий ПРАВО-300) считает: «Менторство и передача опыта в профессии – важнейшее условие для формирования лучших качеств юриста. Конечно, успеха можно добиться и без ментора, но тогда путь будет намного более тяжелым и тернистым».
А вот только несколько имен менторов, которые вы можете найти на нашей площадке Mentor service:
И каждый человек должен иметь своего ментора, и не одного. Чтобы найти себя, найти свой путь, стать успешным специалистом, чтобы решать задачи быстрее и эффективнее. Хочешь стать ментором или найти своего ментора – присоединяйся к нам, Mentor service всегда к твоим услугам!
Как менторство помогает бизнесу и человеку
Менторство — один из популярных способов неформального обучения. У 71% компаний из списка Fortune500 есть корпоративные менторские программы. Они могут быть разные, но суть едина: более опытный специалист направляет и помогает советом менее опытному. Это выгодно для компании: сотрудники становятся эффективнее, растёт их лояльность и соответственно растут бизнес-показатели.
Разберёмся, что такое менторство, где и как выбрать ментора, какие основные ошибки совершают менторы и на чём основывается эффективное наставничество.
Менторство помогает быстрее достигать поставленных целей
Менторство представляет собой взаимодействие ментора — более опытного специалиста — и менти — менее опытного специалиста — с целью решения рабочих задач и карьерного роста. Работа происходит через обсуждение трудностей, с которыми сталкивается подопечный.
Ментор не даёт готовых рецептов, а направляет мысли и энергию менти в правильное русло. Иными словами, не учит, а помогает учиться и мыслить правильно.
Например, ментор-разработчик не будет корректировать каждый, неправильно написанный метод, но даст советы по организации кода с учётом наиболее эффективных практик.
Согласно исследованию компании Endeavor, у 30% успешных стартаперов были менторы. Например, у Стива Джобса ментором был Майк Марккула, один из первых инвесторов Apple. Сам Стив был ментором Марка Цукерберга, который отмечал, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляли успешные серийные предприниматели Кремниевой долины — Али и Хади Партови.
«Хорошо иметь поддержку на старте. Я бы не добился ничего в авиационной отрасли без наставничества сэра Фредди Лейкера».
Ричард Брэнсон, глава Virgin
Более подробно феномен наставничества исследован и описан в работе Mentorship and protege success in STEM fields, подготовленной сотрудниками Южного университета науки и техники (Китай) и Индийского института менеджмента Удайпур.
Согласно этому исследованию, специалисты, которые включали в своё обучение практику менторства, быстрее добивались поставленных карьерных целей, нежели их коллеги-одиночки. А если ментор был лауреатом премий и мировым экспертом в изучаемой области, то результаты менти были в 5 раз лучше среднего значения по выборке.
Итак, менторство помогает:
Но не только ментор может быть полезен менти — давайте посмотрим, что ученик даёт наставнику.
Стоит обратить внимание на мотивацию ментора — помимо его опыта
Как правило, стать ментором может специалист в любой сфере с опытом от трёх лет. Главное — наличие серьёзного опыта за плечами и желание им поделиться.
Самое главное, на что стоит обращать внимание при поиске, — это карьерный опыт и ценности. Ментор уже прошёл тот путь, который хочет пройти подопечный, и добился тех целей, которые ученик ставит перед собой.
Работа с ментором — долгосрочная, в среднем от трёх месяцев до трёх лет. И выстроить такую работу значительно легче и приятнее, если ментор и менти близки по духу и имеют схожие интересы.
«Майк взял меня под своё крыло. Его ценности соответствовали моим. Он подчёркивал: вы не должны создавать компанию с целью разбогатеть, важно сделать то, во что вы верите».
Стив Джобс о Майке Марккула
Здоровая мотивация быть ментором — потребность качественно передать знания в отрасли, помочь менее опытным коллегам лучше справляться с задачами.
Если ментор помогает другим с целью поднять собственную самооценку, то это тревожный звоночек. Например, если ментор чувствует себя лучше от того, что от него выходят отличные специалисты и это — корень мотивации быть наставником, то всё в порядке. А вот в случае с мотивацией «чувствовать себя лучше на фоне менее профессиональных коллег» стоит задуматься, не будет ли в этом сотрудничестве больше вреда, чем пользы.
Материальное стимулирование тоже важно: время опытного специалиста стоит денег.
Есть мнение, что недостаток менторов в России вызван отсутствием грамотной системы поощрения. У большого количества представителей интеллектуальной элиты сформировалось тотальное неприятие труда «за идею» — одного из символов советского прошлого.
Менторство, как и любой процесс передачи знаний и опыта, заслуживает достойного вознаграждения, в том числе и материального. Поэтому логично на первой встрече обсудить условия сотрудничества и постараться сделать так, чтобы комфортно было и ментору, и менти.
Где ментору и менти найти друг друга
Существует множество способов наставнику и подопечному найти друг друга. Рассмотрим самые распространённые из них.
На работе
Самый простой способ найти ментора — подружиться с более опытным сотрудником там, где менти работает. Сотрудничать с таким наставником — одно удовольствие: он знает об экосистеме компании всё, что нужно, и не придётся тратить время на то, чтобы ввести ментора в курс дела.
В университете
Во многих университетах существуют сообщества выпускников, например, в МГУ или ВШЭ. Там можно написать запрос о поиске ментора в той или иной области. Как правило, найти ментора таким способом не составляет труда, особенно если сообщества распределены по факультетам. Такой подход предназначен в первую очередь для студентов и выпускников вузов.
В профессиональных интернет-сообществах
У представителей различных профессий есть свои сообщества. Где-то это группы в Facebook, где-то — Telegram-чаты и каналы, другие пользуются Slack. Чаты при специализированных подкастах тоже подойдут.
Найти их достаточно просто: в поисковую строку вбивается название профессии, локация, потом результаты поиска фильтруются. Вначале можно вступить в чат или группу и просто читать его, а позднее, освоившись, написать объявление о поиске ментора.
На специализированных порталах
Большая часть ресурсов для поиска менторов — англоязычные, однако русские аналоги тоже существуют. Часто сервисы делятся по профессиям: для дизайнеров, креативщиков, разработчиков. Достаточно там зарегистрироваться, подробно рассказать о себе и ждать отклика.
Рассказали, где ментор и менти могут найти друг друга. Теперь перейдём к практическим советам по дальнейшим действиям ученика и наставника.
Как выбрать ментора
Определите в своём окружении тех, кто прошёл профессиональный путь, который хотите пройти и вы.
Соберите информацию об этих людях и выберите тех, кто максимально близок вам по духу и взглядам. Проверьте сведения о компетенциях потенциального наставника по нескольким источникам.
Подумайте, чем вы можете быть полезны ментору. Отношения наставника и ученика можно сравнить с улицей с двусторонним движением.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: гибки ли вы к изменениям, самостоятельны и активны ли или занимаете пассивную позицию.
Напишите первое письмо потенциальному ментору, опираясь на пункт 3.
Не беда, если не сразу получится найти ментора. Повторяйте пункт 5 до достижения поставленной цели.
У известного ментора может быть множество кандидатов, а ресурсы ограничены. Чтобы убедить ментора работать с вами, чётко сформулируйте цели совместной работы.
Так, в письме можно рассказать о том, почему вы выбрали именно этого человека, как его опыт поможет решить ваши задачи, что вы хотите получить в результате взаимодействия и каких целей достичь.
Как ментору проверить себя и как найти менти
Подумайте, сколько времени и ресурсов вы готовы уделять подопечному. Стоит учесть, что каждый случай индивидуален: на работу ментора и менти влияют позиция ментора, технологии, амбиции и интересы обеих сторон.
Оцените, готовы ли вы к менторингу: толерантны ли вы к ошибкам других, принимаете ли чужую точку зрения.
Обратитесь в HR-службу или отдел по развитию вашей компании с предложением взять ученика.
Если HR-службы нет, используйте нетворкинг: обратите внимание на менее опытных коллег, студентов альма-матер, напишите пост в соцсети или любом другом публичном канале.
Выберите подходящего подопечного и приступайте к работе.
«Время, потраченное на то, чтобы поделиться опытом с другими, может открыть новый мир для кого-то ещё».
Некоторые ошибки наставника могут не лучшим образом повлиять на жизнь ученика
Ментор несёт на себе большую ответственность, работая с менти. Примерно как родительские ошибки могут влиять на жизнь человека негативным образом, так и ошибки ментора могут наложить отпечаток на профессиональную карьеру.
Основные ошибки, которые совершают менторы, — внушение чувства неполноценности, гиперопека, отсутствие прозрачного учёта прогресса и обратной связи.
Наверняка, многие встречали коллег-айтишников, которые боятся брать на себя ответственность, чуть что бегут к тимлиду и предлагают использовать технологию не потому, что она подходит, а потому что она «любимая». Всё это — пример жертвы беспечного менторинга.
курс
Эмоциональный интеллект
Принципы эффективного наставничества
Совместная работа ментора и менти базируется на решении проблем подопечного. И выстроить качественный процесс передачи знаний — одна из основных задач ментора.
Для этого существуют разные инструменты: кто-то предпочитает личные встречи раз в неделю, а кому-то комфортнее писать отчёты каждые 2 дня. Всё ограничивается лишь поставленными задачами и ресурсами наставника и ученика.
Но вне зависимости от сферы и содержания передаваемой информации есть ключевые принципы, которые сделают менторинг наиболее полезным, — рассмотрим их.
Равенство и доверие
Очень важно строить отношения между наставником и подопечным на равных. Ментору не стоит позиционировать себя как первоклассного специалиста с непоколебимым авторитетом, а менти лучше не обесценивать свои знания и опыт.
В противном случае общение «сверху вниз» внушит подопечному чувство неполноценности и напрочь отобьёт желание развиваться.
Самостоятельность
Идеальная схема выглядит так: ученик пытается решить проблему сам, и только когда он зашёл в тупик, ментору стоит прийти ему на помощь и подсказать дальнейшие шаги.
Звучит просто, но реализовать очень сложно: часто менторы поддаются соблазну излишне помогать менти ради желания решить проблему быстрее. Наставникам следует бороться с собой в таких ситуациях: такое поведение ведёт к развитию у ученика неорганизованности и лени.
Обратная связь
Она должна быть. Всегда. В условиях неизвестности людям свойственно додумывать реальность и искать подтверждения желаемому: неуверенный сотрудник решит, что он недотёпа, а ученик с завышенной самооценкой наоборот начнёт летать в облаках.
Форму обратной связи каждая пара ментор-менти подбирает индивидуально: уникальное взаимодействие и фидбек не предполагает наличие шаблона. Кому-то легче переговорить лично, а для других лучшим решением будет развёрнутый письменный отзыв.
Менторам тоже нужна обратная связь от их учеников, и её форму также следует определить заранее.
Работа с прогрессом и ожиданиями
Учёт прогресса в работе с подопечным необходим, так как без него сложно делать выводы в конце обучения. Без фиксирования все выводы будут опираться на память, а у каждого человека она работает по-своему. В итоге результат размышлений на тему прогресса может довольно критично отличаться от объективного.
Достаточно регулярно вести таблицу или заметки в блокноте, тогда издержки от субъективности будут сведены к минимуму.
Ожидания от обучения и критерии оценки лучше оговаривать в самом начале сотрудничества, иначе менти будет чувствовать неопределённость и дискомфорт, как и в случае с плохой обратной связью.
Что почитать на тему менторства
Тема менторства, к сожалению, пока мало освещается на русском языке, поэтому приводим в основном англоязычные книги.