Мерчендайзер что входит в обязанности
Кто такой мерчендайзер и чем он занимается на работе?
Мерчендайзер – профессия, которая появилась в России относительно недавно. Многие думают, что он занимается только выкладкой товара и пополнением торгового зала.
Но на самом деле обязанности мерчендайзера намного шире.. Журнал «КтоТакой» собрал всю нужную информацию по этой профессии.
Кто такой мерчендайзер
Мерчендайзер – человек, который следит за наличием всего ассортимента продукции компании в розничной точке и расположением товаров или рекламы о них в наиболее привлекательных для покупателя местах.
Задача мерчендайзера – разместить товар в магазине так, чтобы продукты не конкурировали между собой, а дополняли друг друга, и объем продаж увеличивался.
Профессия появилась в 30-е годы 20 столетия в США. Компании разрабатывали стратегии, как не затеряться среди конкурентов и привлечь покупателей. Возникла надобность в человеке, который будет планировать и стимулировать сбыт продукции.
Так и появился мерчендайзер, что в переводе с английского буквально обозначает «специалист по товарам».
Для России эта профессия новая, первые мерчендайзеры приступили к работе в конце 90-х, но все более востребована. Сегодня грамотную и красивую выкладку можно у видеть не только в гипермаркетах и супермаркетах, но и в небольших районных магазинчиках.
Мерчендайзер отвечает за выкладку товаров в магазине
Виды мерчендайзеров
Мерчендайзеры делятся на две категории, в зависимости от обязанностей и места работы:
Мобильный мерчендайзер
Его еще называют визитным, потому что он не закреплен за какой-то конкретной розничной точкой. Он привязан к определенной торговой марке, а не месту продажи. Мобильный мерчендайзер посещает разные торговые точки, согласно своего графика: одни каждый день, другие – реже. Все зависит от объема продаж и поставок товара.
Также визитный мерчендайзер инструктирует персонал магазина о грамотной выкладке продукции и контролирует ее.
Мобильный мерчендайзер работает в разных магазинах
Стационарный мерчендайзер
Закреплен за одной или несколькими фиксированными категориями товара в одном магазине или торговом центре. Это может быть и продукция брендов, конкурирующих между собой. В его обязанности входит эстетичная выкладка товаров на полках, независимо от их торговой марки.
Главная задача стационарного мерчендайзера – выгодно представить товар и обеспечить комфорт покупателям магазина. В основном профессия востребована в крупных супермаркетах.
Должностные обязанности мерчендайзера
На первый взгляд может показаться, что мерчендайзер занимается только выставкой товара на стеллажи. Но у него более важные функции, задания и цели:
Планограмма – схема выкладки товаров на торговом оборудовании (полках, стеллажах и т.д.), где указано закрепленное за товаром место с учетом цены, объема и количества рядов. Составляется на основе анализа поведения покупателей и требований поставщиков.
При этом мерчендайзер должен четко следить за объемом и количеством рядов товара на полке, чтобы его не потеснила продукция других торговых марок.
Некоторые компании включают в обязанности мерчендайзеров наблюдение за работой конкурентов: появление новинок, проведение акций, изменения цен и т.п.
Читайте на страницах «КтоТакой.com» — Кто такой агроном и сколько он зарабатывает?
Преимущества и недостатки в работе мерчендайзером
В работе мерчендайзером, как и в любой другой, есть свои преимущества и недостатки.
Плюсы
К плюсам можно отнести:
Начиная с должности мерчендайзера, можно легко продвинуться по карьерной лестнице. Стать в дальнейшем торговым представителем, супервайзером, региональным директором, или перейти на работу в офис: в отдел маркетинга, продаж или закупок.
Читайте так же в журнале «КтоТакой» — Кто такие айтишники и что они делают? Как стать «айтишником»
Минусы
Недостатки работы мерчендайзера:
Часто компании штрафуют за не соответствующую планограмме выкладку товара, а также перекладывают на мерчендайзеров ответственность за не обновленные ценники и просроченную продукцию.
Зарплата мерчендайзера
В 2020 году профессия мерчендайзера довольно востребована на рынке труда. Его заработная плата зависит от компании, в которой он работает, от региона и от занятости (полный или неполный рабочий день).
Также на размер оплаты влияет наличие автомобиля, образования и других навыков, полезных для работодателя. В основном мерчендайзеры получают фиксированный оклад и бонусы от продажи продукции. Поэтому многие пытаются совместить работу на двух-трех фирмах и заработать побольше.
По России средняя зарплата мерчендайзера в 2020 году составляет 27 тысяч рублей в месяц, в Москве ненамного выше – 30 тысяч рублей.
Любой компании, занимающейся оптовой или розничной торговлей, нужен мерчендайзер. От его профессионализма зависит успех компании, т.е. насколько она способна конкурировать с предприятиями подобного профиля.
Должностная инструкция мерчендайзера
Ниже представляем разработанную должностную инструкцию мерчендайзера. Вы можете смело использовать её в своей организации, доработав под себя.
Образец должностной инструкции мерчендайзера
1. Общий раздел
2. Функции
Мерчендайзер выполняет следующие функции:
3. Ответственность
Мерчендайзер отвечает за следующие нарушения:
4. Права
Мерчендайзер наделен следующими возможностями и правами:
Основы создания должностной инструкции
В бизнес-практике применяются два формата инструкции: стандартный и расширенный. В стандартную инструкцию обязательно включают 4 части, где содержатся следующие стороны деятельности специалиста:
Стандартный вариант применяется в инструкциях для массовых профессий, а также в организациях со средним или небольшим количеством сотрудников.
Расширенный вариант инструкции используется в крупном бизнесе, особенно для позиций топ-уровня ответственности. В нем к перечисленным выше базовым частям могут добавляться:
Расширенный вариант дает возможность формализовать и документировать отношения нанимателя с сотрудником. С другой стороны, стандартная инструкция дает большую гибкость в решении трудовых задач.
Общая часть
Вступительный раздел предназначен для документирования общих должностных параметров. Здесь указываются следующие моменты:
Квалификационный уровень сотрудника, указанный в этой части, должен гарантировать поступление на работу человека, который сможет на требуемом уровне выполнять обязанности, указанные во второй части.
Функции
В этой части перечисляются вопросы, за которые отвечает специалист. Обычно сюда включаются не только профильные задачи, но и ряд дополнительных: работа с документами, составление отчетов, оказание помощи другим сотрудникам и пр. Отдельно выделяется группа задач, обязательная для большинства позиций: соблюдение правил пожарной безопасности, норм по охране труда и прочих стандартов, установленных в трудовом законодательстве и документах работодателя.
Внимание! Если в компании трудится большое количество мерчендайзеров, которые могут свободно заменять друг друга, то инструкцию можно создать в стандартной форме. Но если мерчендайзер отвечает за участок со значительной спецификой (разные торговые сети, типы товаров, территории), то лучше использовать индивидуализированный формат инструкции, учитывающей нюансы деятельности конкретного специалиста.
Ответственность
На практике ответственность сотрудника за его должностные нарушения определяется на базе законодательства и не противоречащих ему внутренних правил компании-работодателя. Поскольку они слишком объёмны и сложны для должностной инструкции, то раздел пишется в упрощенной форме, а возможные нарушения включают 3-4 пункта, написанных в общей форме.
Права
В этой части документируются должностные возможности: подавать предложения по улучшению трудовых условий, знакомиться с проектами документов и другие. Если работодатель предоставляет сотруднику какие-то дополнительные льготы: обучение за свой счет, компенсацию рабочих расходов и т.д., то их также можно поместить в этой раздел.
Путь введения в действие должностной инструкции состоит из нескольких шагов:
Окончательную форму юридически значимого документа инструкция принимает после её подписания главой организации-работодателя, а также лицом, принимаемым на данную должность.
Внимание! При необходимости изготовления многочисленных инструкций для разных позиций рекомендуется первоначально утвердить регламент, описывающий процесс изготовления и утверждения инструкции (порядок подготовки, сроки прохождения и пр.).
Функции и основные обязанности мерчендайзера
На сегодняшний день работа мерчендайзером является одной из наиболее доступных для тех людей, которые интересуются удачными стартапами, а также последующим карьерным ростом. При этом стоит отметить, что специалисты такого профиля являются в наши дни весьма востребованными, так как сфера ритейла развивается непрерывно. Однако многие люди даже не знают о том, что это за профессия, какие есть обязанности мерчендайзера и чем он вообще занимается.
Кто это?
Само слово merchandise в переводе с английского имеет несколько значений, так как это товар, товароведение и даже всевозможная атрибутика. Обязанности мерчендайзера – это специализация на товарах, поэтому такие специалисты присутствуют во всех организациях. В странах СНГ данная профессия представляет собой то же самое, что и на Западе. Это сотрудники, которые непосредственно отвечают за стимулирование сбыта. Другими словами, основные обязанности мерчендайзера включают в себя максимальное увеличение объемов продаж в различных торговых точках.
В чем заключается его работа?
Вопреки обывательскому мнению, работа мерчендайзером вовсе не означает исполнение обязанностей в виде выкладки товаров на полки супермаркета. На самом деле повышение объема продаж, а также стимулирование сбыта представляют собой результат комплексного подхода к этим процессам, который включают в себя целый ряд действий.
Таким образом, обязанности мерчендайзера включают в себя следующее:
Такой перечень обязанностей может расширяться или же конкретизироваться в зависимости от того, какие перед компанией или же конкретным магазином ставятся цели, а также какая компанией ведется ценовая, торговая и ассортиментная политика. Другими словами, рассматривая должностные обязанности мерчендайзера, можно определить их только приблизительно, так как функционал может различаться даже между несколькими коллегами, работающими в одной компании, но находящимися на разных объектах.
Мерчендайзер в супермаркете
Супермаркет и гипермаркет представляют собой наиболее популярные и при этом самые перспективные форматы работы в сфере ритейла. Ведь именно в таких магазинах самообслуживания наиболее часто являются востребованными мерчендайзеры.
В данном случае все вполне логично, так как именно в этих условиях правильное выполнение обязанностей мерчендайзера представляет собой одну из ключевых гарантий того, что будут увеличиваться продажи, а также будут более эффективно продвигаться различные продукты на действующем рынке.
Для сравнения
В небольших торговых точках, в которых не предусматривается полное самообслуживание, технология выкладки товара не представляет собой нечто особенное, и это обуславливается тем, что главной целью соблюдения определенной технологии является психологический эффект, оказываемый на покупателя. К примеру, обязанности мерчендайзера (для резюме это особенно важно) включают в себя расположение дорогостоящих товаров на уровне глаз посетителя, постоянное обеспечение эффекта наличия ассортимента, а также еще множество других задач, и при ином формате продаж тратиться на профессионального специалиста в этой области практически бессмысленно.
Мерчендайзер в интернет-магазине
Достаточно часто на различных специализированных площадках можно увидеть различные объявления о том, что на данный момент разыскивается человек, который будет работать на должности мерчендайзера в интернет-магазине. При этом у многих людей возникает вполне закономерный вопрос: «Какие есть обязанности мерчендайзера магазина такого формата, если этот специалист обслуживает ритейл-зону?»
На самом деле, если рассматривать изначальное название профессии и ее смысл, то, конечно же, применение этому сотруднику найти невозможно, но в такой ситуации работодателями просто-напросто подменяются понятия, и в действительности же на работу требуется маркетолог. Конечно, в принципе эти специалисты имеют примерно схожие обязанности.
Именно по этой причине, если вас интересует такая должность, вы должны обращать свое внимание на формат продаж, который заявляется работодателем, так как обязанности мерчендайзера на торговой точке значительно отличаются от того, какие функции выполняет этот специалист в интернет-магазине.
Супервайзер мерчендайзеров
Для непосвященных людей профессия супервайзера является еще более необычной по сравнению с мерчендайзером. Однако на самом деле они являются непосредственно связанными между собой, ведь супервайзер – это тот человек, которым устанавливается, что входит в обязанности мерчендайзера, а также который контролирует выполнение этих обязанностей.
Работа супервайзера является в преимущественном большинстве случаев аналитической, то есть он занимается тщательным сбором информации касательно роста сбыта в тех торговых точках, которые находятся в его компетенции. Обязанности, связанные с передачей такой информации, уже лежат непосредственно на мерчендайзерах, которыми осуществляется обслуживание конкретных точек.
Однако, несмотря на то, что супервайзер занимает по сути руководящую должность, у него нет права на то, чтобы принимать или увольнять с работы специалистов, а также накладывать какие-либо дисциплинарные взыскания на своих подчиненных. Другими словами, если определенным специалистом не выполняются корректно должностные обязанности мерчендайзера магазина, то в таком случае он может только доложить об этой проблеме ответственным лицам. Функции же самого супервайзера ограничиваются исключительно систематизацией предоставленной ему информации, последующей передачей результатов анализов более высокому руководству, а также предоставлением им также собственных выводов и определенных рекомендаций в плане того, как организовать работу и стимулировать сбыт в дальнейшем.
Нередко случается так, что обязанности супервайзеров включают в себя также разработку планограммы, то есть того, каким образом должна выглядеть схема выкладки товара на полки магазинов. Но такое происходит не так часто и в целом является противоречащим основному смыслу этой должности, так как подобные действия предусматривают профессиональный подход и представляют собой непосредственную обязанность самих мерчендайзеров.
Какими бывают мерчендайзеры?
Рассматривая основные обязанности мерчендайзера, нельзя не сказать о том, что в зависимости от инструкции, а также места работы таких специалистов они распределяются на две основные категории:
В чем их отличия?
Отличия между этими специалистами являются очевидными и непосредственно вытекают из названия данной должности. Таким образом, мобильный, или, как его еще называют, визитный, мерчендайзер не закреплен за какой-то конкретной торговой точкой, и он должен последовательно посещать различные магазины в торговой сети для того, чтобы поочередно выполнять рабочий функционал в каждом из них. Стационарный мерчендайзер же, наоборот, постоянно обслуживает какой-то конкретный магазин. Конечно, предусматривается возможность перемещения специалиста из одной точки в другую, но это также будет иметь постоянный характер.
Также есть еще одна разновидность, которая совмещает в себе одновременно признаки каждой категории, – это универсальный мерчендайзер. Такой специалист имеет достаточно гибкий график работы, который предусматривает выполнение обязанностей сотрудников каждой категории в зависимости от того, какая на данный момент перед ним стоит задача.
Резюме и дальнейшая работа
Для того чтобы вы правильно составили резюме, которое в конечном итоге действительно бы заинтересовало работодателя, вам нужно знать, какие основные требования выдвигаются к соискателям. Конечно, их перечень может достаточно сильно изменяться, но основными моментами являются следующие:
Нужны ли какие-то навыки?
Если же говорить о каких-то специализированных навыков, то, в принципе, их наличие у вас является необязательным, но если в бланке «Обязанности мерчендайзера», для резюме предусмотренном, вы отметите, к примеру, умение заниматься конкурентным анализом, а также владение технологиями выкладки товаров, то в таком случае у вас будет значительно больше шансов на то, что в конечном итоге вы получите эту работу.
Как составить резюме?
В тех случаях, когда для вас желаемой должностью является мерчендайзер, в обязанности которого входит также поддержание ассортимента и управление остатками, немаловажным будет также иметь опыт в работе с профильным программным обеспечением, при помощи которого осуществляется учет различных товарно-материальных ценностей.
Если у вас есть такой навык, то в таком случае вам обязательно нужно указать его в графе «Обязанности мерчендайзера». Для резюме такие сведения будут весомым плюсом. Если же вы не знаете ничего из этой области, то не приукрашивайте собственные умения и знания, так как в противном случае вас могут уволить еще в самом начале вашего испытательного срока.
Мерчендайзер
Опубликовано в номере: Кадры предприятия №1 / 2002
Сфера работы
Слово «мерчандайзинг» 1 (англ. merchandising) имеет несколько значений: 1) розничная торговля, в основе которой совершение закупок и осуществление продаж товаров, а также выставки, реклама, ценовая политика, пр.; 2) комплекс действий, совершаемых с целью заинтересовать покупателей в данном товаре (рекламные акции, др.). В целом, мерчандайзинг — это новое направление торгового маркетинга.
Мерчандайзеры (специалисты по мерчандайзингу) появились в России сначала в торговых представительствах иностранных компаний. Основной функцией этих специалистов являлась выкладка товаров (позиционирование товаров в торговых точках (space-management). Российские предприятия вложили в понятие «мерчандайзинг» массу других элементов. Увлечение модным названием работы привело к тому, что мерчандайзерами стали называть и работников, участвующих в промоушн-акциях на рынках, магазинах в роли обычных исполнителей (например, дегустаторов, промоутеров).
Изначально складывалось впечатление, что мерчандайзеры это что-то вроде декоратора витрин и торговых залов. Однако, функции работников, занимающих должности с труднопроизносимым наименованием «мерчандайзер», гораздо шире и это следует прежде всего из понимания сути мерчандайзинга.
Основные задачи мерчандайзинга — поддержание положительного имиджа производителя или оптового продавца, как обеспечение благоприятных условий для продвижения товара на потребительский рынок, так и обеспечение высоких объемов продаж товара в местах розничных продаж. Мерчандайзинг имеет дело с процессом покупки товаров конечными потребителями.
Прежде всего мерчандайзинг — это расположение или выкладка товара в месте розничной продажи (магазине, аптеке, кафе, пр.). Стиль выкладки должен привлекать внимание покупателей к товарам, побуждать покупателей совершать незапланированные покупки.
Но кроме механического и физического размещения товаров, мерчандайзинг это еще и комплекс мероприятий по продвижению, сбыту товаров, который включает в себя действия по исследованию рынка, эффективной рекламе. В настоящее время торговые фирмы стараются перенести рекламу в магазины. Для этого оформляются места продажи, устанавливается специальное торговое оборудование (холодильники, дисплеи, стеллажи, полки, пр.), имеющие привлекающий внимание дизайн, используются различные рекламные элементы (плакаты, буклеты, воблеры, модели товаров (подвесных, стоячих, др.), гирлянды, флаги, пр.). Достаточно высокая эффективность и у таких рекламных инструментов, как проведение различного рода промоушен-акций (например, дегустации, семплинги (бесплатная передача образцов товаров), лотереи, др.).
Еще одна составляющая мерчандайзинга — обеспечение необходимого и достаточного количества товаров в местах продажи. Здесь существует несколько моделей. Если торговая точка не реализует данный вид товара, то мерчандайзер убеждает руководство торгового объекта на заключение сделки. При этом, получив согласие руководства, он может предоставить магазину небольшую партию товара на условиях комиссии, поставки, или же указать ближайшие оптовые базы, склады и сообщить условия поставки по долгосрочным связям (цену товара, систему скидок, оптимальное количество, иные). Практикуется и составление заказа на товары на месте. Если торговая точка реализует данный товар в общей массе товарного ассортимента, мерчандайзру следует замотивировать администрацию торговой точки на проведение мероприятий мерчандайзинга по своему товару. Поэтому мерчандайзеров называют еще «координаторами по работе с розничными торговыми предприятиями».
В настоящее время можно выделить следующие типы мерчандайзеров:
1. Мерчандайзер, состоящий в штате производителя или крупного оптового поставщика.
2. Мерчандайзер, состоящий в штате розничного торгового предприятия.
3. Мерчандайзер, состоящий в штате мерчандайзингового, рекламного или маркетингового агентства.
Штатные мерчандайзеры в специализированном агентстве, организующем мероприятия по продвижению товаров на рынок, работают по программам и планам, составленным с учетом пожеланий заказчика.
Вышеизложенное позволяет выделить следующие кадровые моменты:
а) мерчандайзеру необходима специальная подготовка по вопросам маркетинга, рекламы, дизайна, сбыта;
б) мерчандайзера следует относить к служащему, а не к рабочему.
Должностные обязанности
1. Изучает определенную территорию (район), на которой предполагается организация продаж товара.
2. Определяет места продажи (розничные предприятия) и разрабатывает схемы установления деловых связей.
3. Ведет переговоры с администрацией мест продажи о проведении мероприятий мерчандайзинга (представляет товар и сопутствующие ему услуги, убеждает в необходимости и эффективности мерчандайзинга).
4. Проводит мероприятия по представлению товаров в местах продажи с использованием следующих инструментов мерчандайзинга:
а) выкладка (размещение, позиционирование) товара способами, поощряющими импульсивные покупки товаров;
б) размещение рекламных элементов в пространстве мест продаж (плакатов, буклетов, воблеров, моделей товаров (подвесных, стоячих, и др.), гирлянд, флагов, рекламного торгового оборудования (стоек, стеллажей, светильников);
в) расчет необходимого и достаточного количества (баланса) товаров в местах продаж, обеспечение их наличия.
6. Принимает меры по поддержанию долгосрочных отношений с администрацией торговых предприятий.
7. Осуществляет общий контроль за состоянием исполнения заказов; обеспечивает товарные запасы в местах продаж на необходимом уровне.
8. Осуществляет контроль за: соблюдением концепции выкладки товаров; целевым использованием рекламного торгового оборудования (дисплеев, стеллажей, полок, пр.); состоянием рекламных элементов (износом, порчей, гибелью).
9. Принимает меры по реконструкции, ремонту, замене неисправных или пришедших в негодность рекламных элементов.
10. Осуществляет обучение и подготовку обслуживающего персонала торгового предприятия по следующим направлениям: основные потребительские характеристики товаров; принципы поддержания концепции выкладки товаров; основы мотивации продажи товаров потребителям.
11. Корректирует розничные цены на товары, следит за конкурентоспособностью цен, консультирует персонал торгового предприятия по вопросам установления торговых надбавок (оптимальные размеры).
12. Организует проведение промоушен-акций (дегустаций, семплингов, пр.).
13. Анализирует принципы работы в местах продаж мерчандайзеров других предприятий; осуществляет наблюдение за их работой.
14. Отслеживает динамику продаж на подконтрольных объектах; готовит
отчеты (еженедельные, ежемесячные, по товарам; информирует своего непосредственного руководителя о необходимости новых поступлений товаров.
15. Формирует банк данных о местах продаж (организационно-правовые формы, адреса, реквизиты, номера телефонов, фамилии руководителей и ведущих специалистов, финансовое состояние, объемы закупок, др.).
16. Готовит отчеты о результатах проделанной работы и о расходовании рекламных образцов товаров, рекламных элементов, пр.
Указанные выше должностные обязанности могут служить основой для разработки должностной инструкции. Поскольку работа мерчандайзера имеет разъездной характер, то в числе обязанностей можно предусмотреть регулярный объезд закрепленных за ним торговых объектов (мест продаж).
На мерчандайзера-специалиста или руководителя, наряду с перечисленным, возлагаются также обязанности по формированию программ мерчандайзинга (выбор методов реализации товаров, формирование техники выкладки товаров в различных типах торговых предприятий, подбор и бюджетирование рекламных элементов, пр.); по организации работы команды мерчандайзеров (обучение, постановка задач и распределение заданий, контроль за исполнением заданий, пр.).
Требования
Знание: действующего законодательства, регулирующего коммерческую деятельность; основ организации работы по формированию спроса и стимулированию продаж товаров; основ торгового маркетинга и менеджмента; характеристик и принципов использования инструментов мерчандайзинга; видов рекламы и основ организации рекламной деятельности; принципов организации торгового пространства и эффективного использования торговых площадей; моделей поведения покупателей в торговом зале; принципов организации продаж; типов потребителей; методов оценки эффективности выкладки товаров в торговом зале; факторов влияния на прогнозируемые и незапланированные покупки; основных свойств, качественных и потребительских характеристик предлагаемых товаров; действующих цен на товары; основных принципов планирования работы; требований к составлению и оформлению документации (учетной, отчетной, пр.); этики делового общения; основ психологии и социологии; основ трудового законодательства.
Стаж и опыт. На должности мерчандайзеров низшего звена, как правило, приглашают студентов или выпускников техникумов, колледжей, вузов со стажем работы в торговых, маркетинговых, рекламных и других организациях около года или же без предъявления требований к стажу работы. К кандидату на должность мерчандайзера среднего и высшего звена (начальника отдела мерчандайзинга) предъявляется требование о наличии стажа по профилю не менее 1 года. Между тем, имеющийся опыт работы, связанный с продвижением товаров, не всегда является обязательным условием, особенно это касается выпускников вузовских факультетов маркетинга и менеджмента.
Личные характеристики. Возраст от 20 до 35 лет, презентабельная внешность, коммуникабельность, высокая работоспособность, обучаемость.
Прочее. Большинство предприятий выдвигают требование о наличии собственного автомобиля или водительских прав (для мерчандайзеров, осуществляющих объезд торговых объектов).
Образование
В зависимости от категории мерчандайзер должен иметь высшее профессиональное, среднее профессиональное или общее образование. Общее и среднее, а в ряде случаев и высшее образование должно сопровождаться дополнительной подготовкой по мерчандайзингу. Ее осуществляют учебные центры (по подготовке специалистов для торговых, маркетинговых, рекламных и иных организаций). Наибольшим спросом пользуются студенты (последние курсы) и выпускники факультетов менеджмента и маркетинга государственных вузов.
Ряд предприятий-производителей или оптовых продавцов, практикует специальные курсы по своей продукции (товару) для мерчандайзеров. На них слушателям рассказывают о характеристиках ассортимента, знакомят со стандартами продукции (товара), дают основы психологии, необходимые для работы с персоналом торговых предприятий, пр. При выходе нового товара организуются дополнительные семинары.
Правовые и социальные гарантии
Законодательством мерчандайзеры пока не отмечены. Соответственно на них распространяются общие гарантии в сфере правовой и социальной защиты.
Основной правовой документ
В основе взаимоотношений предприятия и мерчандайзера, как правило, лежит трудовой договор и должностная инструкция. Трудовой договор составляется по общим правилам. В числе особенностей договора можно выделить особые условия работы — регулярные поездки. Договор может заключаться на определенный срок, на неопределенный срок или на выполнение определенной работы. Если предприятию нужны мерчандайзеры для проведения разовых мероприятий, целесообразнее заключать трудовой договор на выполнение определенной работы или на определенный срок, нежели гражданско-правовой. Хотя, ряд компаний предпочитают заключать последний.
Заработная плата
Заработная плата обычно фиксированная. Размер зависит от сложности работ, количества подконтрольных торговых точек, совмещения функций торгового агента. За работу на выставках, за участие в промоутерских акциях, а также за работу в особых условиях выплачивается премия.
1 В отечественной практике используется также слово «мерчендайзинг».
2 Кадры предприятия. 100 образцов новых должностных инструкций: Практическое пособие/Авторы-составители Д.Л. Щур, Л.В. Труханович. — М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 368 с.
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу