Мерчендайзер кто это такой и чем занимается
Кто такой мерчендайзер — его задачи и обязанности, плюсы и минусы такой работы
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Мерчендайзер — это звучит загадочно и не совсем понятно.
Но на самом деле должность нужна и востребована в торговой точке любого формата.
Мерчендайзер — это.
Как правило, мерчендайзер — это работающий в торговых сетях представитель компании, занимающийся продвижением её товаров.
Английский термин «merchandise» в зависимости от контекста (что это?) означает и сам товар и товароведение. Merchandiser в этом случае – обозначение специальности, и означает «специалист по товарам».
Многие сегодня считают, что обязанности мерчендайзера — это доставлять товары в торговый зал и красиво расставлять на полках. Другие же считают, что специальность означает то же, что и товаровед.
На самом деле речь идёт о квалифицированном многопрофильном специалисте, обеспечивающем удобство и комфорт покупателей, и уровень продаж.
С давних времён успех торговцев зависел от того, насколько они умели показать товар лицом: насколько привлекательно располагался товар на прилавках. Официально профессия существует в России с конца 20-го века.
Сегодня грамотную и красивую раскладку товаров используют не только крупные гипермаркеты, но и небольшие магазинчики.
Мерчендайзинг – искусство розничной торговли, которое заключается в подготовке товара и места под него в торговом зале к приему посетителей.
Работа специалиста опирается на науку о поведении покупателей, родившейся и развивающейся на стыке маркетинга, социологии и психологии.
Работа мерчендайзером — что именно делает сотрудник
Схема выкладки разрабатывается маркетологами. Правильная выкладка имеет своё специальное название – фейсинг.
Многие компании дополнительно включают в обязанности мерчендайзера оценку работы конкурентов: отслеживание появления новинок, промоакций, динамики цен, других значимых в плане маркетинга мероприятий.
Виды мерчендайзинга
При этом их принадлежность определённому бренду учитывается лишь во вторую очередь. Основная задача – показать товар лицом, и обеспечить комфорт посетителям магазина.
Он же следит за тем, чтобы эти правила соблюдались.
Совмещённый и категорийный мерчендайзеры называются также стационарными. Они обычно работают в крупных гипермаркетах с любым ассортиментом.
Визитный специалист, его часто называют мобильным, чаще посещает небольшие магазины, с целью организовать в них продажи товара определенного производителя.
Плюсы и минусы профессии мерчендайзер
Специальность творческая и востребованная, на неё большой спрос. Всегда можно учиться новому, и при этом профильное высшее образование не всегда является обязательным.
В магазинах с продукцией известных брендов эта профессия хорошо оплачивается. Возможности карьерного роста очень высоки. Работы можно оформлять в портфолио (что это такое?).
К минусам можно отнести частую необходимость работы в ночное время, или в утреннее – до того как в магазине появятся покупатели.
Работа требует не только интеллектуальных, но и физических усилий: часто приходится носить тяжёлый товар или передвигать оборудование.
Несмотря на возможность раскрытия творческого потенциала, нередко приходится реализовывать идеи других специалистов – маркетологов, дизайнеров.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
язык сломаешь, а по русски это нельзя написать, и в какой стране мы живём?
Может быть в широком понимании мерчендайзер — это уважаемая профессия, но у нас это простой раскладчик товаров тире грузчик. Так это обстоит на самом деле. Куда тебе говорят, туда ты таскаешь и ставишь. На этом твоя работа заканчивается ).
Понапридумывают замысловатых названий, а потом голову ломай над их значением 🙂 Мерч — продукция с символикой бренда. Сейчас это очень популярное слово, например, блогеры активно продают свой мерч (футболки, кепки, носки, кружки. ).
Я думала, что мерчендайзер занимается созданием мерча, а оказывается всё намного проще, даже я могу работать мерчендайзером.
Мерчендайзер кто это такой, что это за профессия, основные обязанности
Появление огромного количества иностранных слов, которые стали активно заменять более привычные нам создает много проблем. А потому стоит рассмотреть одно, наиболее часто звучащее в вакансиях. Это слово мерчендайзер кто это такой, что он должен знать и уметь, мы расскажем в этой статье.
Что это за профессия
Чтобы сказать, что за профессия мерчендайзер, стоит заглянуть в электронный ресурс Википедия. Здесь сказано, что хоть название не особенно прижилось в обществе, но продолжает использоваться, особенно в крупных сетевых магазинах, супермаркетах.
Основные обязанности мерчендайзера
На сегодняшний день такой специалист, как мерчендайзер требуется везде, где осуществляются розничные или оптовые продажи. Они работают в магазинах одежды, строительных инструментов или продуктов питания, а также где продаются товары для детей.
При этом основной их задачей является разложить товар таким образом, чтобы привлечь внимание покупателей к нему.
Работа отчасти может совмещать обязанности грузчика и продавца, а потому не требует специальное обучение. Самое главное для такого специалиста – знание и умение работать. Поможет творческое мышление и любовь ко всему красивому.
Рассматривая профессиональные навыки, то такой специалист должен будет знать и уметь:
Кроме того, функциональные обязанности могут изменяться в зависимости от того, как классифицируется специальность мерчендайзера на данном предприятии. Так, должность может быть:
Чаще всего, встречаются мерчендайзеры, выполняющие обязанности первых двух типов. Причем, какую бы функцию не пришлось выполнять, главной задачей является привлечь покупателя к товару, секции или отделу, магазину в целом . Профессионал своего дела сделает все возможное, чтобы его магазин стал успешным.
Кто может стать мерчендайзером
Непосвященному всегда кажется, что работа мерчендайзера не требует от специалиста особых знаний и умений. Вот только на самом деле, нужно чтобы кандидат обладал целым рядом качеств, которые полностью удовлетворяли бы требования, прописанные в его должностной инструкции.
В первую очередь они заключаются в том, чтобы непросто разложить товар, но и мог выполнять различные по своей сложности задачи.
Этому могут помочь следующие качества:
Также для всего выше перечисленного может потребоваться санитарная книжка с прошедшим медосмотром и наличие прав и личного автомобиля, благодаря этому есть возможность доставлять товар.
В обязательном порядке требуется умение работать с торговым оборудованием, знать офисные приложения. Это и много другое входит в описание задач для среднестатистического мерчендайзера.
К чему нужно быть готовым
Давайте рассмотрим основные плюсы и минусы этой профессии.
В первую очередь стоит отнести возможность выбирать где работать и что конкретно делать. Не нужно проходить обучение и прямая доступность даже для студентов. Такой специалист может быть получен даже из неквалифицированного человека через прохождения курсов или личного желания работать и учиться.
Минусы:
Стоит назвать физические нагрузки и необходимость частых разъездов. Наличие профессиональных заболеваний.
Вывод
Итак, мерчендайзер кто это такой? Это особый сотрудник одного или нескольких магазинов, занимающийся грамотной расстановкой товаров и оформлением витрин для активного привлечения клиентов.
Кто такой мерчендайзер? Что входит в его обязанности?
После распада Советского Союза отечественный рынок начал активно сотрудничать с Западом. Он стал перенимать различные названия иностранного происхождения. Россияне привыкали к ним постепенно. Несмотря на то что те времена остались позади, до сих пор немногим известно, кто такой мерчендайзер. Эта профессия является востребованной. Но иногда работодатели жалуются, что кандидаты на должность приходят на собеседование, не имея представления о будущих обязанностях.
Работа мерчендайзером и ее специфика
Вот обязанности работника:
Типы работников
Данная профессия предполагает знание большого количества нюансов. Зачастую претенденты на должность даже не интересуются тем, кто такой мерчендайзер, предлагая работодателю свою кандидатуру.
Говоря о специальности, подразумевается различная степень вовлеченности в процесс работы. В этом отношении сотрудники могут быть:
Первый тип персонала присутствует на работе на протяжении всего дня и может посещать несколько торговых точек за этот период. Вторая категория закрепляется за той или иной территорией и не покидает ее. Для последнего вида сотрудников характерно наличие плавающего графика. То есть несколько объектов он посещает проездом, а один, более значимый, контролирует большую часть дня.
Возможность карьерного роста
Мерчендайзер в Москве, как и в других российских городах, имеет отличные перспективы для повышения. В случае хорошей работы его переводят на должность супервайзера или торгового представителя. Как минимум, он может рассчитывать на карьеру сотрудника отдела маркетинга или продаж в компании. Но он должен показать такие качества, как трудолюбие, желание хорошо овладеть своим делом.
Профессиональные навыки
Если вам нравятся вышеописанные перспективы, то приготовьтесь, что работодатель будет оценивать вас с профессиональной точки зрения. Что это значит? Чтобы получить должность, у вас должны быть следующие навыки:
Хороший работник является неплохим психологом. Не помешают и базовые знания в области социологии. Только в этом случае из вас выйдет толковый мерчендайзер. Вакансии в Москве в данной сфере представлены в большом количестве. Если вы соответствуете всем требованиям, ваши шансы получить работу велики.
Изучая информацию о том, кто такой мерчендайзер, потенциальные претенденты иногда заблуждаются. Например, очень часто считается, что эта профессия предполагает обычную выкладку товара на полке. Однако работникам приходится дополнительно следить за сроком годности и востребованностью среди покупателей. Если говорить простым языком, то на сотрудника возлагают обязанности по продвижению товара.
Максимальное увеличение продаж — вот основная цель.
У кого больше шансов?
Молодые специалисты и студенты, обучающиеся заочно, часто сомневаются в себе, подыскивая работу. Но в данном случае именно у этой категории претендентов больше всего шансов. Дело в том, что в этой сфере часто набирают молодых специалистов и постепенно обучают их под свои нужды. Компании даже готовы организовать для них соответствующие учебные и тренировочные курсы. Также руководители фирм создают все условия для дальнейшего карьерного роста своего персонала.
Если у вас не осталось никаких сомнений, что из вас получится хороший мерчендайзер, вакансии можно рассматривать смело. Если у вас имеется экономическое или торговое образование, отправляйте свое резюме во все компании, в которых хотели бы работать.
Какие дополнительные качества желательно иметь?
Приятную внешность. Это не значит, что вы должны выглядеть как модель. Достаточно, чтобы ваш вид располагал к себе людей. Еще необходимы коммуникабельность, наличие дара убеждения, выносливость, стрессоустойчивость, умение находить компромисс.
Творческий подход или рациональность?
Вопрос, актуальный для всех желающих понять, кто такой мерчендайзер. На самом деле вам не придется особо проявлять творческий подход, т. к. с самого начала будет предоставлена планограмма. На ней схема выкладки изображена подробным образом. Вам предстоит повторить ее в торговом зале.
Во всем мире уже используют науку о методах влияния на покупателей. Это успешно работает. Свидетельством тому являются многочисленные незапланированные покупки, которые совершил за свою жизнь каждый из нас. Человеку свойственно поддаваться эмоциям, особенно тогда, когда ему делают выгодное предложение. «Принуждение» потребителей к приобретению тех или иных продуктов и является главной обязанностью мерчендайзера.
На втором месте находится контроль за целостностью упаковки, обеспечение порядка на полках. Как известно, посетители магазина часто перекладывают одну продукцию на место другой. На самых выгодных позициях должны находиться определенные производители. Компании прекрасно знают, что чаще всего люди приобретают товары, находящиеся на уровне их глаз. За такие места они готовы воевать друг с другом в прямом смысле этого слова! Бренды даже нередко покупают самые выгодные полки в супермаркетах.
Сколько зарабатывает мерчендайзер в магазине одежды
В Екатеринбурге
Т—Ж продолжает расспрашивать читателей, об их профессиях и доходах.
Наш новый герой выучился на специалиста техносферной безопасности, но оказалось, что устроиться на работу по этой специальности очень сложно, поэтому он решил строить карьеру мерчендайзера. Он рассказал о том, кто придумывает наряды для манекенов, как оформление витрины влияет на покупателей и реально ли продать вещи, которые не нравятся никому.
Образование
В вузе в день открытых дверей нам расписывали прекрасные перспективы, и в начале учебы преподаватели рассказывали, что мы будем очень востребованы на рынке труда. Но после двух курсов все встало на свои места: оказалось, что это новое и никому не известное направление, а человека без опыта на такую серьезную работу берут редко. В университете практики у нас почти не было, максимум — могли отправить в пожарную часть двор мести.
Поэтому с работой по специальности у меня не сложилось.
Еще во время учебы я подрабатывал кладовщиком в магазине одежды: принимал товар, выдавал в торговый зал недостающие размеры и новые поступления, отправлял старое обратно на склад, проводил инвентаризацию. Работа несложная, но с постоянными физическими нагрузками: приходится таскать коробки. У меня был плавающий график, который составляли под мое расписание в вузе: на выходных я работал с 9 до 18, а в будни — с 17 до 22.
После окончания учебы и неудачных поисков работы по специальности я пошел в торговый центр и заполнил анкеты на позицию кладовщика в нескольких магазинах. Через пару дней мне позвонили и пригласили на собеседование в магазин джинсовой одежды. Оказалось, что кладовщик им не нужен, но мне предложили попробоваться на мерчендайзера. Кроме уже знакомых мне функций нужно было переодевать манекенов, переоформлять зал и делать фотоотчеты. После собеседования мне дали тестовое задание: собрать несколько мужских и женских комплектов в определенном стиле, например для похода на свидание или на учебу. И взяли на работу.
В крупную сетевую компанию на такую должность чаще всего без опыта работы не попасть, но остаются маленькие сети, которые готовы обучать сотрудников.
Мои первые дни на новом месте выпали на фотоотчет и переоценку, то есть нужно было переклеить ценники в связи с изменением стоимости вещей. Я этим никогда не занимался, мне в двух словах объяснили задачу и отправили выполнять. Помню, что в начале работы нечаянно наклеил на вещь неправильную цену — меньше, чем на самом деле, и из-за этого случился конфликт с покупателем. Он настаивал, чтобы ему продали по указанной цене. В принципе, покупатель был прав, так что мне пришлось докладывать в кассу разницу — примерно сто рублей.
Место работы
Уже около двух лет я работаю в том же магазине. Он специализируется на джинсах и кэжуал-одежде. В нашем коллективе 14 человек: управляющий, администратор, десять продавцов и два мерчендайзера.
Компания, конечно, пытается сохранить ценных сотрудников, но текучка кадров все равно существенная и среди продавцов, и среди мерчендайзеров. Это связано с большими объемами работы и ненормированным графиком: выйти пораньше или в свой выходной, чтобы сделать переоценку, считается нормой. А еще у нас, как и в других розничных магазинах, работает много студентов, и текучка отчасти объясняется этим.
Главные плюсы работы — это официальное трудоустройство, белая зарплата и возможность карьерного роста: продавец может вырасти до управляющего, а затем и до управляющего отделением, а мерчендайзер — до регионального мерчендайзера, который управляет командой мерчендайзеров нескольких магазинов. Он проверяет фотоотчеты, ставит задачи, заказывает оформление для акций. И зарабатывает почти в два раза больше.
Работники магазина пользуются скидкой 30% на новую коллекцию. За выполнение плана сотрудникам выплачивают премии. Есть и штрафы, я их ни разу не получал, но знаю, что ими могут наказать, если, например, потеряешь пропуск в торговый центр.
Работа мерчендайзера напрямую влияет на продажи, но в нашей сети не разработана система измерения эффективности, только-только начинаются какие-то попытки в этом направлении, а основной упор сделан на личные продажи продавцов. Зато крупные сети, где нет такого акцента на личные продажи, часто отслеживают, какой товар продается лучше, в каком месте он продается лучше и в сочетании с чем. Каждую неделю публикуется отчет, по которому делаются выводы.
Суть профессии
Суть визуального мерчендайзинга — представить товар в максимально выгодном месте и свете.
На каждый сезон составляется план и высылаются примеры оформления. Обычно на рабочую почту приходит презентация с фото одетых манекенов и артикулами товаров. Но бывает, что вещей, которые нужно использовать, нет: либо их еще не прислали, либо они уже проданы, тогда приходится заменять их на максимально похожие.
При оформлении манекенов всегда выбираются вещи по сезону, к тому же не стоит забывать про многослойность, сочетание цветов и принтов. И, конечно, их нужно отпарить. Ответственность за отпаривание лежит на мне. Зачастую я прошу коллег заняться этим, но в случае чего спрос все равно будет с меня.
Оформление витрины магазина напрямую влияет на его проходимость и продажи.
Допустим, одни цвета привлекают людей, другие — отталкивают. Как правило, популярность цветов зависит от времен года: весной-летом больше зеленого и желтого, осенью и зимой — бордового. Тут важно следить за трендами, каждый сезон что-то меняется: например, сейчас в моде лаймовый цвет и он скорее привлечет внимание. А если одеть манекены в черно-серые комплекты, то на витрину никто не посмотрит. Важно найти правильные пропорции, чтобы общая картинка выходила не слишком яркой и не слишком бледной.
Еще важно правильно настроить свет: иначе будут освещаться совершенно ненужные вещи.
Профессия подходит людям, которые интересуются модой, стилистикой и колористикой. Большой плюс — наличие художественного образования, тогда многое дается легче. Моя жена — тоже мерчендайзер, и у нее спецобразование есть. А у меня нет, я набрался опыта уже в магазине: мой начальник научил меня всему, что знает. Для сотрудников проводятся тренинги, на которых рассказывают, как сочетать цвета, принты, как оформлять витрину, настраивать свет, делать фотоотчет.
Какие-то вещи подмечаешь в других магазинах, за тенденциями моды следишь с помощью журналов — например, Glamour Style Book, который выходит дважды в год — и «Инстаграма». Я подписан на аккаунты магазинов H&M, Zara, Bershka, Uniqlo, Nike. Еще много интересного можно найти по хэштэгу visualmerchandise: в Европе мерчендайзинг развит лучше, чем в России.
Лучшее в моей работе — это возможность составлять образы и прорабатывать каждую деталь. Есть множество вариаций, как представить одну и ту же вещь: например, рубашку можно надеть на футболку или под свитер, завязать на поясе, причем завязывать и заправлять ее тоже можно по-разному. Важно, чтобы образ получился продуманным и полноценным.
Чаще всего приходится работать с уже готовыми комплектами, иногда добавляя что-то новое или заменяя какую-то вещь на аналогичную. Но бывает, что начальство дает возможность проявить творческий подход: подобрать новые комплекты или оформить новую зону. И если в главном офисе твоя работа понравится, то все магазины сети будут использовать ее в качестве примера. У меня такое бывало не раз: скажем, к первому сентября мы собирали новые комплекты, которые подходят для школы. Мои образы понравились руководству и рассылались в презентации как пример оформления. Правда, поощряют за такой креатив только на словах.
Сейчас лично мне легче работается с женскими вещами: тут больше выбор, стало быть, больше различных сочетаний. А придумать что-то новое с мужским гардеробом трудно, все получается примерно одинаковое.
Все акции и переоформления витрин происходят после закрытия магазина, ночью.
У нас такое бывает не реже раза в месяц. Это самое сложное в работе. С одной стороны, тебе никто не мешает сосредоточиться и подойти к оформлению максимально продуктивно. Но в то же время сбивается режим и на утро чувствуешь себя вялым. Обычно на следующий день можно выйти на работу позже, но бывало и так, что я работал до трех ночи, а в девять снова возвращался в магазин.
Рабочий день
Обычно рабочий день начинается в 9:00. В это время региональный мерчендайзер рассылает план работ в чат. Задачи бывают разными: например, оформление акции и фотоотчет по ней, переоформление торгового зала и манекенов в конкретных зонах, выполнение недельного фотоотчета.
Первым делом я проверяю витрину: горит ли свет, остались ли вещи, представленные на манекенах, в зале или их раскупили за выходные. Если было поступление нового товара, принимаем его: ставим ценники и противокражную защиту. Обычно этим занимаются кладовщики, но у нас их нет, поэтому их обязанности выполняют мерчендайзеры. Конечно, если у меня много работы, а покупателей мало, какие-то задачи я могу переложить на продавца.
Новый товар нужно презентовать в торговом зале: вывесить, надеть на манекены или сложить на столы.
Если начинается какая-нибудь акция, то первым делом оформляем ее. Акции все примерно одинаковые, разве что можно выделить новогодние, где используются шары, гирлянды и другие праздничные украшения.
После этого работаем согласно плану на день. Например, обновляем развеску товара на стенах. Новая коллекция поступает раз в сезон, а расположение товара и презентацию вещей рекомендуется менять каждый месяц.
Но на самом деле в зале что-то обновляется и перевешивается ежедневно.
Обычно зал разделяется на зоны, и каждая меняется раз в неделю. На виду размещаются популярные модели, чтобы заманить покупателей в магазин. С другой стороны, в образ можно включить и какую-то неходовую вещь, чтобы за счет сочетания с популярной повысить ее продажи.
Также мы делаем фото- и видеоотчеты, которые затем скидываются в облако или на почту начальству в виде презентации.
Вечером отчитываемся в чате о выполненных задачах и, если все в порядке, идем домой в 18:00.
Случай
Одному из руководителей пришло в голову поменять местами женскую и мужскую половины зала. Якобы после такой трансформации продажи устремятся вверх со сверхзвуковой скоростью, все будет процветать и радовать глаз. Не знаю, проводился ли анализ количества моделей и вместимости зала, но сказано — сделано: выходим впятером на работу в 22:00 и заканчиваем в 9:00. Очень странное чувство: ты собираешься домой, а твои коллеги только пришли. В итоге процветание не наступило и через месяц все вернули обратно.
Подработки
Подработки беру, но найти их бывает сложно.
Я разместил на «Авито» объявление по оказанию услуг по оформлению витрин, со мной связываются подрядные организации различных брендов. Мы обсуждаем план работ, стоимость, затем мне скидывают контакты управляющего магазина и техническое задание. Я занимаюсь непосредственно оформлением, могу наклеить пленку на витрину или вставить тканевый баннер.
Доходы и расходы
Чтобы заработать больше, можно выходить в праздничные дни — они оплачиваются по повышенной ставке. То же касается выходных и переработок.
Но если говорить о серьезном увеличении дохода, то нужно уходить на повышение в другую компанию. Думаю, лучше работать в крупных сетевых магазинах: там, конечно, конкуренция выше, но и возможностей для карьерного роста больше. Я задумываюсь о том, чтобы поменять место работы, но пока вариантов нет.
Мы живем с супругой, она работает региональным мерчендайзером. В эту сферу ее привел я, недавно она ушла на повышение в другую компанию и теперь получает около 30 тысяч. Расходы на квартиру и продукты мы делим пополам, остальными средствами каждый распоряжается как хочет. Большая часть средств уходит на аренду жилья. О собственной квартире думали, но, пока у нас нет первоначального взноса, дальше обдумывания дело не идет.
Я пытался вести эксель-таблицу по учету расходов, но больше чем на месяц не хватает собранности. Куда удобней пользоваться приложением «Тяжеловато» на телефоне. Правда, его я тоже иногда забрасываю, но потом возвращаюсь.
Одежду и обувь покупаю нечасто, трачу где-то пять тысяч рублей за три месяца. Хожу в H&M, Uniqlo, Zara, Reserved. Покупать вещи в магазине, где работаю, не люблю, потому что вижу их каждый день и они мне надоедают. Но и тут бывают исключения. Например, однажды купил полностью образ, который сам же и составил. Он был максимально простым: брюки чинос, футболка, рубашка и джинсовка.
Я стараюсь покупать одежду и обувь в сезон распродаж, когда скидки от 50%. Вещи беру базовые, их легко сочетать между собой. В идеале хочу собрать капсульный гардероб: три-четыре базовые футболки, толстовки, пара костюмов, три-четыре рубашки, пара джинсов или брюк и несколько пар подходящей обуви.
Прежде чем купить вещь, я даю себе время на раздумье: нужна она мне или нет.
Если нужна, сравниваю цены в разных магазинах и ищу дополнительную скидку. Например, в H&M можно сдать старые вещи на переработку и получить купон. А бывает, что магазины предоставляют скидки всем сотрудникам торгового центра.
Также я пользуюсь кэшбэком на банковской карте. Недавно купил себе кроссовки Adidas Yung-96 Chasm и всю стоимость — 3000 Р — компенсировал кэшбэком.
Финансовая цель
Главная финансовая цель на год — сформировать подушку безопасности, на три месяца мне хватило бы 150 тысяч рублей. Ежемесячно перевожу на вклад 1000 Р — сейчас там 100 тысяч. Еще коплю деньги на машину.
Также хотелось бы купить новый велосипед: за прошлый год я проехал на своем старом MTB Mongoose Tyax Sport несколько сотен километров и хочется перейти на класс выше, чтобы проезжать еще больше. Цены на новые гравийные велосипеды начинаются от 50 тысяч рублей, так что придется подкопить. Возможно, куплю его к концу года, на свой день рождения.
Будущее
Хотелось бы добиться повышения зарплаты, чтобы можно было иметь финансовую подушку и другие накопления, полноценно съездить в отпуск, повидать другие страны.
Пока на отпуск мы ничего не тратим, потому что весь отпуск проводим дома, на другой денег нет.
Сейчас магазин закрыт из-за карантина. Мне зарплату платят, а вот жену перевели на 0,2 ставки и выплачивают МРОТ. Что будет дальше, пока совершенно не ясно. Стараемся тратить меньше, реже заказываем еду, чаще готовим дома.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.