Мерзость запустения что это значит

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 24:15

Свт. Иоанн Златоуст

Прп. Максим Исповедник

От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.

Главы о любви.

Прп. Иустин (Попович)

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Иероним Стридонский

Когда мы призываемся к разумению, тогда показывается, что сказанное весьма таинственно; а у Даниила мы читаем так: А в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9:27). Об этом и апостол говорит (2 Фес. 2:3-8), что должен возвыситься человек беззакония и противник всего того, что называется и почитается Богом; так что дерзнет стать в храме Божием и показывать, что он сам есть Бог; что пришествие его по действию сатаны, возмутит и приведет к удалению от Бога тех людей, которые примут его. Можно это понимать и просто или в отношении к антихристу, или в отношении к изображению кесаря, которое Пилат поставил в храме, или в отношении к конной статуе Адриана, которая до настоящего времени стоит на самом святейшем месте. Мерзостию же, согласно древнему словоупотреблению Писаний, называется также идол, и прибавлено слово запустения, потому что в опустошенном и разрушенном храме поставлен был идол.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет

Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: егда узрите, казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила (9:27) должен понять, что наступила погибель. Лука (21:20) указывает другой признак: егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему. Очевидно, что Христос сказал и то, и другое.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Лопухин А.П.

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

(Мк. 13:14; Лк. 21:20). Цан говорит, что слова Лк. 21:20-24 выступают из параллели с общей основой речи у Матфея и Марка. Этот отдел у Луки начинается одинаково, как у Мф. ст. 15 и Мк. 13:14, выражением όταν δε ϊδητε. Как у Матфея и Марка, так и у Луки речь о запустении; встречается такое же приглашение к жителям Иерусалима бежать в горы и говорится о горе беременным и питающим сосцами в эти дни. Но в остальном содержание у Луки совершенно иное, именно: у него изображаются осада и разрушение Иерусалима, умерщвление многих жителей, плен остальных и продолжительное господство язычников в Иерусалиме; у Матфея — Марка последние муки общества, которым будет конец с пришествием Иисуса Христа. Здесь, говорит Цан, отказывается служить все искусство гармонистов. С таким мнением трудно согласиться. Пророческая речь Христа во многих случаях походит на весы, которые отклоняются то в ту, то в другую сторону. Иногда Спаситель очень близко говорит о наступающих событиях в Иерусалиме, как будто совсем с ними соприкасается, центр тяжести как будто заключается в них. Но не нужно забывать, что чашка с весами тотчас же готова отклониться в другую сторону, и тогда речь Его начинает означать другое. Трудно предполагать, чтобы Христос в 15 стихе Матфея вовсе не сказал ничего о разрушении Иерусалима; но трудно также предполагать, чтобы Он не коснулся здесь и второго Своего пришествия, заимствовав образы от угрожающих Иерусалиму бедствий. Лука делает ударение больше на первом, Матфей и Марк на втором. Таким образом, здесь нет противоречия в показаниях евангелистов.

Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.

“Читающий да разумеет” — перевод точный. Но здесь затруднительно сказать, слова ли это Христа или евангелиста. Большинство комментаторов думает, что это была “церковная заметка,” которая, подобно славословию в 6:13, прокралась в текст. Некоторые утверждают, что это предположение совершенно произвольно, потому что такое же выражение встречается и у Марка. Решение вопроса зависит от того, как понимать слово άναγιγώσκω, в смысле ли замечать, признавать, уразумевать, или в более конкретном — читать. Слово имеет то и другое значение. В первом случае оно сказано было Самим Христом, во втором его нельзя приписать Ему, а евангелистам. Первое вероятнее.

Толковая Библия.

Троицкие листки

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

Источник

Толкование Евангелия на каждый день года.
Четверг 11-й седмицы по Пятидесятнице

Сказал Господь Своим ученикам: претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: `вот, Он в пустыне’, – не выходите; `вот, Он в потаенных комнатах’, – не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

Господь предупреждает, какие страшные времена наступят на земле вследствие отступничества людей от Бога. И призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется». Хотя многие соблазнятся и отпадут, всегда будут те, кто хранит до конца верность. Венцы славы Христовой будут для них воздаянием. Лучше умереть в свинарнике с гонимыми, вместе со священномучеником, «ложе свое между свиниями нечистыми имевшаго» (Канон новомученикам и исповедникам Российским), чем жить во дворце с гонителями.

И далее Господь говорит о разрушении Иерусалима и о Втором Своем Пришествии. Один план накладывается на другой: скорое разрушение Иерусалима, которое произойдет в 70-м году при императоре Тите, и бедствия в конце времен, которые завершатся Вторым Пришествием Христовым.

Господь говорит, что Евангелие будет проповедано во всем мире, «и тогда придет конец» – истина Божия и воля Божия должны быть возвещены всем. Через 30 лет после смерти и воскресения Христова проповедь апостолов достигла центра мира – Рима, и как говорит апостол Павел: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Рим. 10, 18). Даже гонение на первых христиан способствовало распространению Евангелия – вследствие рассеяния их по всему миру. Точно такое же действие будут иметь гонения на последних христиан. Только после всемирной проповеди Евангелия наступит конец – не ранее того. Слово Божие должно совершить свое дело в мире. Тайна Божия исполнится, и в мистическое тело Церкви войдет «число запечатленных» – «великое множество людей из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 8, 4, 9), и тогда придет конец.

Падение Иерусалима могло означать окончание одной эпохи и начало другой. Мерзость запустения, реченная через пророка Даниила (Дан. 11, 31) – будет подобна осквернению Храма Антиохом Епифаном, совершившим в нем жертвоприношение языческому богу Зевсу. Слово Христово о мерзости запустения скоро исполнится после осады Иерусалима Титом, но апостол Павел говорит о дальнейшем раскрытии этого пророчества, когда «человек греха в храме Божием сядет, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2, 4). Осквернение святынь, которое мы пережили в минувшем столетии в нашем Отечестве, – только этап на пути этого дальнейшего раскрытия. Некоторые толкователи полагают, что слова «мерзость запустения, стоящую на святом месте» означают также падшее и недостойное священство.

«Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!» Для них голод и меч будут наиболее страшны. Для них спастись будет трудней, чем другим. «Еда мать оставит свое дитя», а бегство с младенцем будет недостаточно быстрым, и гибель настигнет их обоих.

«Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу». Когда мы заранее знаем, какие беды грядут на нас, хорошо нам заранее запастись молитвами. Чтобы не случилось это зимой, когда холодно и коротки дни, и дороги развезло или замело, и неизвестно, хватит ли у нас сил одолеть все внешние преграды. Чтобы не случилось это в субботу. Господь показывает нам, как таинственна и глубока заповедь о почитании субботы, то есть воскресных и праздничных дней. Мы должны молиться, чтобы нам было дано хранить этот священный покой, чтобы в праздник Господень у нас всегда был праздник, и мы могли служить Господу без развлечения. Бегство зимой – трудно для тела, а бегство в субботу – для души.

Если бы эти бедствия продлились, они бы стали столь непереносимыми, что не спаслась бы никакая плоть. Господь не говорит: «Не спаслась бы никакая душа», ибо гибельное для плоти может быть спасительным для души. И среди всего этого ужаса мы слышим от Господа слово утешения: «Но ради избранных сократятся те дни». Во времена всеобщих бедствий Бог являет Свое благоволение к избранному остатку. Сокращение дней бедствий – дар Божий, часто посылаемый нам. Вместо того чтобы жаловаться, что наши скорби слишком продолжительны, мы должны бы благодарить Бога за то, что они не длятся за наши грехи всегда.

Среди небывалых испытаний мы призываемся к верности нашему Господу, остерегаясь лжемессий и лжепророков, которые дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Ищущие Христа не должны устремляться в пустыни или потаенные места, и не слушать всякого, кто поманит их пальчиком, обещая показать, где находится Христос. Когда жизнь станет нестерпимой, мы должны возводить очи наши горе, ибо Господь наш – на небе, откуда мы ожидаем наше спасение.

Христа невозможно будет не увидеть – в отличие от лжемессий. Его явление будет подобно молнии – внезапным и освещающим все. «Ибо где труп, – говорит Господь, – там соберутся орлы». Бог предает отступивших от Него духовно умерших иудеев Своему праведному суду. Римские воины были орлы, и на их воинских знаменах изображались орлы. Одновременно Господь говорит, что когда мир вследствие утверждения в нем греха как нормы станет заживо гниющим трупом, тогда Сын Человеческий придет со славою Страшного Суда.

Источник

Евангелие по Матфею 24:15

Толкования:

Блж. Иероним Стридонский

Блж. Феофилакт Болгарский

«Мерзостью запустения» называет статую вождя, овладевшего городом, которую он поставил в недоступном ни для кого святилище храма. Слово «запустение» указывает на разрушение и запустение города; «мерзостью» названа статуя потому, что евреи, гнушаясь идолопоклонства, называли статуи и изображения людей «мерзостями».

Евфимий Зигабен

Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет

Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: егда узрите, казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила ( 9:27 ) должен понять, что наступила погибель. Лука ( 21:20 ) указывает другой признак: егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему. Очевидно, что Христос сказал и то, и другое.

Лопухин А.П.

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

Поставленная в начале стиха частица “итак” (ούν) показывает, что новая речь сопоставляется в связь с предыдущей. Здесь содержится ответ на вопрос учеников: когда это будет? Эта частица всегда была затруднительной для комментаторов. Она указывает на то, что 15 стих есть вывод из предыдущей речи. Но, спрашивают, не вводится ли здесь анахронизма? Не странно ли делать вывод из того, что должно случиться при конце века, и этим регулировать то, что будет при разрушении Иерусалима? На самом деле здесь нет никакой странности. Не будущее разрушение мира служит образом разрушения Иерусалима, а наоборот. Поэтому правильно говорит Иоанн, что ούν не выражает того, что Спаситель возвращается к прежней Своей мысли, потому что здесь говорится о том, о чем не сказано было раньше, а только проводится дальнейшая мысль, присоединенная к прежней.

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Максим Исповедник

От лежащих в душе страстей демоны заимствуют поводы воздвигать в нас страстные помыслы. Потом, ими поборая ум, понуждают его снизойти к соизволению на грех; победив его в этом, вводят его в грех мысленный; а по совершении сего, как пленника, ведут его на самое дело греховное. После сего, наконец, чрез помыслы, соделав душу запустелою, отходят вместе с оными. Остается только в уме идол (мысленный образ) греха, о котором говорит Господь: егда убо узрите мерзость запустения, стоящу на месте святе. Читающий да разумеет, что место святое и храм Божий есть ум человеческий, в коем демоны, опустошив душу страстными помыслами, поставили идола греховного. В том же, что сказанное Господом сбылось и исторически, никто из читавших Иосифа Флавия, думаю, не сомневается. Некоторые впрочем, говорят, что тоже будет и при антихристе.

Свт. Иоанн Златоуст

Троицкие листки

Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет

Источник

Живое Предание

Мерзость запустения что это значит. Смотреть фото Мерзость запустения что это значит. Смотреть картинку Мерзость запустения что это значит. Картинка про Мерзость запустения что это значит. Фото Мерзость запустения что это значит Мерзость запустения что это значит. Смотреть фото Мерзость запустения что это значит. Смотреть картинку Мерзость запустения что это значит. Картинка про Мерзость запустения что это значит. Фото Мерзость запустения что это значит

Что такое «мерзость запустения»

Мерзость запустения что это значит. Смотреть фото Мерзость запустения что это значит. Смотреть картинку Мерзость запустения что это значит. Картинка про Мерзость запустения что это значит. Фото Мерзость запустения что это значит

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Сегодня мы с вами поговорим о выражении «мерзость запустения». В 13-й главе Евангелия от Марка есть такие слова: «когда увидите мерзость запустения (или «мерзость осквернения») там, где ей быть не должно, пусть тот, кто читает, поймет» (Мк 13:14). В 13-й главе представлена потрясающая сцена конца света, действительно светопреставления. Там используются причудливые образы, будоражащие воображение: нужно бежать в горы, бросить дом, имущество, укрыться в пустыне; беременные и кормящие женщины, перепуганные до смерти; возникает образ тревоги, чародеи, лжепророки, вселенские катастрофы, солнце померкнет, луна не даст света, звезды падают с неба, содрогаются силы небесные.

По этому описанию мы узнаем апокалипсис. Действительно, апокалипсис — это популярный литературный жанр того времени. Мы встречаем подобные образы также в пророчествах Иезекииля, особенно в Книге пророка Даниила. Арсенал символов, которые использует апокалипсис, означает неприятие человеческой истории, глубокий пессимизм. Мир сей обречен на гибель, разрушение, распад. Творение должно вернуться в хаос, в небытие, потому что в мире сем господствует зло, здесь воцарился сатана.

Апокалипсис не стоит воспринимать буквально, как будто это документальное, научное описание неких феноменов. Эти образы выражают Суд Божий. Действительно, падший мир обречен на погибель. Но в устах Христа эти символы служат не только для описания конца мира и конца человеческой истории, прежде всего это способ привести в чувство охладевшие, равнодушные сердца Его слушателей. Вокруг Христа собираются люди, безразличные к Его Личности, к Его Вести, их не беспокоит Царство Божие, которое вот-вот наступит. «Запустение» царит в их сердцах, в их умах. Поэтому Христос возвещает то, что им предстоит увидеть.

Они увидят «Сына Человеческого, грядущего на облаках с великой силой и славой». Здесь переплетаются два Пришествия Христа. С одной стороны — Пришествие Христа во плоти, Пришествие Христа, которое начинается в Рождественскую ночь. С другой стороны, мы здесь же видим образы Пришествия Христа в конце времен, когда Он придет как Высший Судия во славе. Обычно то, что мы понимаем как два события, разорванных во времени, в словах Христа обретает единство.

«Мерзость запустения, опустошения, осквернения» помещена там, где ей недопустимо находиться, то есть в священном пространстве Храма. И здесь Христос цитирует Книгу пророка Даниила (Дан 9:27); имеется в виду совершенно конкретный исторический факт: сирийский царь Антиох IV Епифан в 162 году до н. э. осквернил Иерусалимский храм. На жертвеннике для всесожжений он воздвиг статую Зевса Олимпийского, языческий идол, который был чем-то скверным, и тем самым священное место было осквернено.

Иисус прибегает к этому символу, для того чтобы описать, как зло этого мира реагирует на Пришествие Христа. Слово Божие приходит в этот мир, но те, к которым Оно приходит, Его не принимают. Как будто все силы зла ожесточаются, восстают против Него. Это восстание сатанинских сил происходит уже в момент Пришествия Христа, но окончательно будет явлено в конце времен.

Возможно, евангелист Марк в этих словах делает какое-то пророчество или каким-то образом намекает на разрушение Иерусалимского храма, которое произошло в 70 году н. э. Многие экзегеты считают, что Евангелие от Марка было написано до этого события, но тем не менее этот вопрос остается открытым.

Самое главное, всегда помнить, что «мерзость запустения» — это то, что происходит в сердцах и в умах людей, и это может быть страшней, чем разрушение Храма.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Мерзость запустения что это значит

Мерзость запустения что это значит. Смотреть фото Мерзость запустения что это значит. Смотреть картинку Мерзость запустения что это значит. Картинка про Мерзость запустения что это значит. Фото Мерзость запустения что это значит

Фраза «мерзость запустения» упоминается в Евангелии от Матфея 24:15: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет». Вышеупомянутый текст относится к книге пророка Даниила 9:27: «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя». В 167 г. до н.э. греческий правитель по имени Антиох Эпифан установил алтарь Зевсу на жертвеннике всесожжения иудейского храма в Иерусалиме. Он также принес в жертву свинью на алтаре иерусалимского храма. Это событие известно под названием «мерзость запустения».

Процитированные в Евангелии от Матфея слова Иисуса были сказаны около 200 лет после того, как произошло описанное выше событие. Таким образом, Иисус пророчествовал, что в определенное время в будущем мерзость запустения произойдет в иерусалимском храме опять. Большинство толкователей библейских пророчеств полагают, что Иисус имел в виду антихриста, который совершит нечто похожее на то, что сделал Антиох Эпифан. Это подтверждается тем фактом, что определенная часть пророчества в Даниила 9:27 не произошла при Антиохе Эпифане в 167 г. до н.э. Он не заключал завета с Израилем на семь лет. Это антихрист в последнее время составит завет с Израилем на семь лет, чтобы позже нарушить его, сделав нечто подобное мерзости запустения в иудейском храме в Иерусалиме.

Что бы ни было мерзостью запустения в будущем, оно ни у кого не оставит сомнений о том, что совершивший ее является антихристом. В книге Откровение 13:14 говорится, что он сделает образ, которому все должны будут поклоняться. Превращение храма живого Бога в место поклонения антихристу воистину является мерзостью. Живущие во время Бедствия должны быть бдительными и распознать, что это событие является началом трех с половиной лет худшего периода Бедствия и что возвращение Господа Иисуса близко. «Итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого» (Луки 21:36).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *