Мессианский комплекс что это
МЕССИАНСКИЙ КОМПЛЕКС
Поскольку подростки хотят стать взрослыми, у них появляется стремление поскорее занять свое место в их сообществе, частично приняв их идеи, идеалы и способ выражения себя. Постепенно они начинают считать себя равными взрослым и судят их той же меркой, что и себя. Они начинают вести «взрослые разговоры», прежде всего на запретные темы, судить о правильности супружеских отношений, подразумевая родителей. Мальчики соревнуются в физической силе с отцами, стараясь побороть их на армрестлинге.
Вхождение в мир взрослых поначалу носит чисто подражательный характер. Юноши перенимают походку вразвалочку, манеру чертыхаться и сплевывать на пол, даже курить и пить водку «как взрослые». Об игре в азартные
игры и говорить нечего. Это самая распространенная форма времяпрепровождения, особенно в городских подвалах и подворотнях.
Юноши и девушки, только еще освоившие азы нравственных требований и не постигшие их глубины, стараются выносить моральные оценки не только отдельным взрослым, но и всему обществу взрослых. Эти оценки имеют две особенности. Во-первых, они очень категоричны и резки, в них только да и нет. Во-вторых, они проводятся с позиций желаемого или идеального. Они еще не знают, насколько сложно устроено реальное общество, зато знают, как его надо переделать. Подростки отталкиваются от некоего идеала, созданного воображением или позаимствованного из книг.
Эта способность подростков сравнивать то, что есть, с тем, что могло бы быть, превращает их в бунтарей-идеалистов. Сравнив возможное с реальным, они осознают, что действительность далека от идеалов, и немедленно становятся в позу негодующих критиков. Взрослых они осуждают за то, что те не смогли за свою жизнь создать более достойного, более цивилизованного и гуманного общества.
Желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том особое свое предназначение, в психологии называется мессианским комплексом. Он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа, которой должны переболеть практически все — мальчики в большей степени, а девочки в меньшей. Только не все рассказывают об этом либо не осознают, что приключилось.
Чаще всего мессианский комплекс не выходит за пределы словесных диспутов и споров с друзьями, но иногда выливается, как у молодых революционеров, в создание подпольной организации. Таким людям присущ политический идеализм и утопические идеи перестройки общества.
В то же время, когда подростки увлекаются политическим идеализмом, они становятся защитниками угнетенных. Способность сочувствовать чужим страданиям появляется у юных именно потому, что в их собственных душах постоянно идет брожение. Из-за своей психологической незащищенности подростки легко отождествляют себя со слабыми, бедными и угнетаемыми жертвами эгоистического общества. Таким образом, их восприятие социальной несправедливости отражает личную внутреннюю борьбу.
Только позднее, говорят психологи, уже в юности, молодые люди начинают связывать свои идеалы с конкретными действиями, соизмерять свои возможности, не парить в облаках. Они становятся более понимающими, терпимыми и полезными.
7 Коп Igor S. Identity crisis and postcommunist psychology // Symbolic Interaction. 1993. Vol. 16. N 4. P. 395-405.
Подростки проходят через этап, когда они приписывают неограниченную силу своим мыслям. Отсюда мечты о блестящем будущем или об изменении мира с помощью идей.
Юноша становится взрослым, когда он поступает на настоящую работу. Именно тогда он превращается из идеалиста-реформатора в человека, стремящегося к реальным достижениям.
У многих, если не у большинства подростков понятие личности идентично понятию взрослости. Стать личностью и стать взрослым для них, еще не разбирающихся во всех перипетиях этого явления, означает часто одно и то же. Школьники-подростки, а тем более юноши и девушки тянутся к тем, кто
|
Известный психоаналитик, дочь 3. Фрейда Анна Фрейд, подробно исследовавшая становление взрослости у подростка в своей знаменитой книге «Психология «Я» и защитные механизмы» (1936), писала о том, что подростки исключительно эгоистичны. Они считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса. Они убеждены, что горят желанием до конца отстаивать и бороться за свои идеалы и, в то же время, ни в один из последующих периодов своей жизни не отчаиваются на такую преданность и самопожертвование. С одной стороны, подростки с энтузиазмом включатся в жизнь общества, а с другой — страстно стремятся к одиночеству. Они колеблются, подчеркивает Анна Фрейд, между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, аскетичны и в то же время распущенны, они ведут себя то этично, то бесцеремонно. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякаемым энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.
Большинство подростков буквально раздирает огромной силы желание казаться взрослыми. Их возмущает все, что подчеркивает, будто они все еще остаются детьми. Когда, например, подростка видят вечером в пятницу с
Ладанов И.Д. О педагогической доктрине психоанализа (как стать взрослым?)// Управление персоналом. 1998. № 5. С. 43-48.
мамочкой и папочкой, то чувство унижения, которое он переживает, порой становится невыносимым. Самое любопытное, что ребенок в данной ситуации не стыдится своих родителей, его смущает соотношение ролей: родители — малое дитя.
Подросток, как мы выяснили, разрывается между двумя мирами — миром детей и миром взрослых. По своему характеру, привычкам, неокрепшей нравственности и несформировавшемуся мировоззрению он еще, конечно же, ребенок, но по своим претензиям, часто очень взрослым суждениям, житейскому опыту, умению зарабатыЁать деньги он нередко выглядит как вполне взрослый человек. А самое главное — взрослым он стремится казаться по своей жизненной интенции. Подросток это, пожалуй, единствен ная возрастная группа, которая больше других стремится попасть в другую категорию. Взрослые не стремятся стать стариками, молодежь — взрослыми. Дети вполне довольны собой и наслаждаются безоблачным периодом. Но подросток тянется к самостоятельности и независимости.
Мессианский комплекс что это
Впрочем, некоторые национальные комплексы накладывают свой отпечаток на души всех представителей этого народа. Тогда поведение масс определяется совокупностью действий отдельных личностей, каждая из которых является носителем национальной черты характера.
Еврейскому народу, как на уровне его национального бытия, так и на уровне мироощущения отдельных его представителей, присущ мессианский комплекс. Напомним, что, по определению, термин «комплекс» означает неосознанное стремление или чувство, влияющее на поведение человека, при этом истинные мотивы собственного поведения остаются для него скрытыми. Мессианский комплекс состоит в стремлении стать Мессией, благодетелем и освободителем всего человечества. Неверно сводить его к явной или скрытой национальной мечте об освобождении человечества от страданий или хотя бы о помощи страждущим, оставляя в стороне личный мотив, имеющий отнюдь не меньшее значение. Речь идет не просто об общем стремлении к улучшению условий жизни или прогрессу, но о конкретном желании субъекта стать спасителем мира.
Подобно тому, как в каждом еврее есть частица души Аврагама, Ицхака и Яакова, праотцев народа, названных так потому, что каждый из нас унаследовал от них определенные свойства личности, в душе каждого еврея неизменно присутствует частица души Машиаха. Именно она будит в его сердце стремление к претворению мессианского идеала в жизнь. В личности подлинного, грядущего Машиаха будут собраны воедино все эти частицы, разбросанные в бесчисленных душах евреев всех поколений. Мессианство, в той или иной мере присущее каждому еврею, однажды найдет свое воплощение в личности одного человека; этот-то человек и станет Машиахом.
В первом приближении суть мессианской идеи можно обозначить как избавление еврейского народа от унизительной зависимости от иных народов, обретение им былого величия, восстановление еврейского царства. На самом деле, однако, мессианская идея гораздо шире. Политическая и духовная независимость еврейского народа оказывается лишь одним из этапов вселенского процесса избавления. Следует отметить, что в иудаизме существуют разногласия касательно сущности мессианской эпохи. Согласно некоторым точкам зрения, наш мир войдет в качественно иную стадию, полностью отличную от всего предыдущего. Иные полагают, что это будет промежуточный период, земной рай, служащий подготовительным этапом для коренного изменения всей системы духовных и материального миров. Так или иначе, все мнения сходятся на том, что мессианский период станет эпохой коренного изменения действительности, полного преображения мира. При этом речь идет не просто об установлении нового политического миропорядка, но об эре качественно иных отношений между людьми, между человеком и Б-гом, о трансформации самих основ нашего бытия. Машиах проложит нам путь в новый мир, в мир без войн, нищеты и страданий, в котором не будет ни телесных, ни душевных мук.
Может быть, поэтому самый горячий отклик идея прихода Мессии получает у детей и подростков. В этом возрасте не столь важны формальные определения (которые они не всегда в состоянии понять), зато развита восприимчивость к мечте, к идеалу, к новым идеям. Дети произносят во всеуслышание то, о чем взрослые предпочитают умолчать, детские грезы носят явный и открытый характер, ребенок способен верить всем сердцем и идти до конца.
Действительно, мессианский комплекс проявляется в поведении евреев, даже если в их действиях, на первый взгляд, нет ничего специфически еврейского. И в нерелигиозных своих проявлениях он включает обостренную чувствительность к боли и страданиям, коими полон окружающий мир, сочувствие к бедам других. Для мессианского восприятия мира характерна также обостренная реакция на проблемы других людей, которая приводит к осознанию личной ответственности, своей обязанности помочь им.
Бесчисленны примеры того, как евреи вступали в освободительные движения тех стран, в которых жили, а иногда они стояли у истоков подобных процессов, возглавляли их. Общим для всех утопических явлений подобного рода является подобие декларируемых ими целей мессианской идее глобального избавления от страданий. Общеизвестно, что огромное число евреев приняли участие в революционных движениях разных стран; в процентном выражении оно, как правило, несравненно выше доли евреев в населении.
В самом деле, евреи составляют непропорционально большой процент участников подобных движений, не имеющих, на первый взгляд, между собой ничего общего, а зачастую являются их создателями и лидерами. Они с воодушевлением присоединяются и к левым, и к правым организациям радикального толка, космополитическим течениям и религиозным сектам… Общим местом для этих движений, организаций и партий является утопическая идея, к которой все они в той или иной мере причастны. Выдвигаемые ими требования, направленные на конкретные преобразования в положении отдельной страны, народа, расы, социального слоя, могут рассматриваться как часть универсальной утопии мессианского типа.
Мессианский комплекс, или мания величия
Многие сталкивались с психологическими комплексом. Каждая личность состоит из определенных убеждений, представлений, установок и мотивов, объединенных в совокупность, называемую комплексом. В сознании имеется своя программа, ориентированная на дальнейшие действия, и подкрепляется она некоторыми незыблемыми правилами, влияющими на характерные черты и психику.
Комплекс мессии относится к разряду психологических заболеваний, ведущих к патологическим изменениям психического здоровья человека.
Группа риска
В отдельных случаях подобные установки деструктивно воздействуют на сознание, заставляя искаженно воспринимать действительность. Маниакальное желание вершить великие дела пагубно сказывается не столько на самой личности, страдающей коварным недугом, сколько на всем его окружении.
Яркими примерами, демонстрирующими проявления мессианского комплекса, могут служить следующие типы личности:
Люди, выбравшие путь духовного развития, сталкиваются с различными препятствиями, заставляющими поразмыслить над тем, что есть истина, а что самообман. Человек, стремящийся к просветлению, не раз задумывался над тем, как изощряется разум, подстраивая ловушки. Коварство таких испытаний заключается в том, что просвещенный человек до конца не мог распознать, где им руководит его эгоизм, и в чем заключены истинные задачи.
Мессианский комплекс — это одна из «зараз», которые способны поразить человека в процессе саморазвития.
Опасности отклонения
Синдром мессии, возникающий у слуги Бога, представляет большую опасность. Стоит лишь задуматься, какой масштаб могут приобрести проблемы, если такое психологическое заболевание настигнет пастора. Лидеров религиозного течения за их благие дела довольно часто возносят до небес. Причем делают это не только паства, но и соратники. Мощный авторитет, почет и уважение — обычное явление, и к этому неизбежному испытанию быть готовым просто необходимо.
Случается, что на должность религиозного наставника избирают потому, что пастор для прихожан является образцом для подражания. Он высоко чтим, т. к. является эталоном святости, благочестия и добродетели. Благоразумие — это характерная черта служителей культа, поэтому учить правильным поступкам, раздавать мудрые советы всем страждущим — их прямая обязанность. Слуга Бога обязан чтить религиозные законы, знать Священное Писание. Многие, кто обращен к этим знаниям стараются впитать их в себя и усвоить.
Что в этом плохого? Провозгласят прихожане служителя церкви наставником, духовным учителем, будут осуществлять паломничества к нему, советоваться с ним по различным вопросам. Опасность кроется в том, что не каждый способен справиться с тщеславием, эмоциями, вызванными лестью и поклонением. Возомнив себя гуру и спасителем, пастор может решить для себя, что способен любого избавить от всех проблем. Лишь добродетель, смирение и кротость могут вернуть «возвысившегося» пастора к реальности.
Было бы нелишним помнить, что способность улаживать проблемы, менять жизни людей к лучшему напрямую зависит от его чистых помыслов и силы небес, но не от слепого поклонения и раболепства паствы. К духовным наставникам за поддержкой обращаются люди, жизнь которых резко изменилась в худшую сторону, и они идут за помощью.
Пасторы, имеющие предрасположенность к комплексу, который называется мессианским, спешат дать ожидаемое.
Было бы правильно, если страждущему сразу дали понять, что слуга Бога может его обеспечить мудрое руководство, а в остальном лучше полагаться на помощь свыше. Только тогда удастся избежать культа личности.
Проявление комплекса у лидеров
Как показывает история, многие главы государств, политические лидеры, короли имеют незаурядные способности, помогающие в руководстве. Однако известны случаи, когда подобные личности были наделены и другими особенностями, которые относятся к разряду психических и психологических расстройств. Диктатура, тирания — эти явления довольно часто встречаются в истории. Комплекс мессии у политических деятелей встречается гораздо реже.
Психологические комплексы бывают как у отдельных личностей, так и у целого народа, находящегося под воздействием определенного политического течения.
Понятно, что всеми ими мог управлять лидер, но о том, что мессианством пропитан каждый член такого общества не следует забывать. Таким единством во взглядах обладал советский народ, который следовал к цели, навязанной коммунистической партией. Но о вышеупомянутом комплексе в истории СССР не упоминалось, но точно известно, что мессианская идея очень близка еврейскому народу.
Мечта достичь всеобщего благоденствия и освободиться от мук и страданий всего человечества для многих не поддается объяснению. Желание спасать мир без понимания, что послужило базой такого стремления, идет из подсознания. Такие личности отодвинут в сторону свои личные потребности и не будут озадачены улучшением качества материальной жизни.
Взгляд на данное восприятие мира этим народом под другим углом указывает на то, что мотивацией к мессианскому движению могут служить унижение и зависимость от других народов в прошлом. Прикрываясь возвышенной целью изменить мир к лучшему, он подчеркивает свое несовершенство. Это похоже на протест против общества, далекого от идеалов, боли, страдания людей и возмутительной несправедливости, исходящей от «сильных мира сего».
Отношение людей к идее спасения мира является искренним, настоящим, поэтому энергия, направленная на ее воплощение, имеет невероятно животворящую силу. В приход Мессии верят не только взрослые, но и подрастающее поколение. Если не все отцы и матери могут во всеуслышание озвучить свою высшую религиозную цель, то еврейские дети с большим чувством транслируют то, во что всем сердцем верят.
Приближение мессианской эпохи и воплощение всех своих великих планов для народа и каждого в отдельности члена иудейского общества является наиглавнейшей задачей.
Проблемы консультантов
Многие консультанты на начальном этапе трудовой деятельности сталкиваются с различными психологическими трудностями. Ограничение их возможностей является одной из наиболее распространенных проблем. Внутренние барьеры, возникающие вследствие беспомощности, побуждают примерить на себя роль спасателя. Этот ход может повысить самооценку, чувство значимости, компенсировать недостающее внимание, любовь и уважение. Неудержимое желание помогать, вершить судьбы перерастает в комплекс.
Входя в образ честолюбца, человек старается убеждать в своей правоте других, т. к. верит сам, что его миссия очень важна для человечества, и он готов это подтвердить. Но это лишь нечто показное, за ним скрываются неуверенность в себе и неполноценность.
Свою ущербность и скрытые комплексы консультант скрывает под маской спасающего мессии и пытается помогать, раздавая советы психотерапевтического характера.
Такой специалист может с восторгом рассказывать о своих удавшихся консультациях. Работа для него — единственная возможность компенсации своего комплекса неполноценности, т. к. дома он вряд ли скроется за какой-либо маской.
Принести пользу людям может только психологически здоровый специалист. Чтобы стать значимым и успешным, нельзя останавливаться в развитии. Вместо того чтобы впадать в крайности и нестись сломя голову на спасение клиента, лучше произвести тщательный самоанализ, объективно оценить трудности на работе и постараться повысить уровень квалификации. Совершенствование профессиональных навыков поможет достичь высоких результатов и приобрести бесценный опыт.
Заключение
Это может казаться очень сложным, но не переступить невидимую грань и не угодить в ловушку эгоцентризма реально. Стараясь быть честным по отношению к себе и окружающим, вырабатывая способность объективно оценивать происходящее, вряд ли получится очутиться в плену комплекса мессии.
Мессианский комплекс что это
Важным посылом в гуманистической психологии и разработанных на ее основе психотехник (например, беатотерапии), а также в Генных ключах является то, что любые положительные изменения с клиентом происходят из-за его собственного внутреннего потенциала.
В частности, в своих размышлениях о Преданности (29ГК) Р.Радд пишет: «Гуру не обязательно должны быть достойными! Иногда ученики ложных гуру достигают большего через свою невинность и сдачу!»
В принципе, вся его программа «Золотой путь» построена на этом принципе раскрытия своего собственного потенциала, причем, если вы будете действительно честны сами с собой на протяжении всего пути, то вы сможете достичь желаемого, несмотря на мастерство того, кто вас ведет по этому пути. И отчасти это так, только нам трудно быть честными даже с самим собой 🙂
Но я хочу уделить внимание здесь не ученикам, а «гуру» или тренерам, или психотерапевтам…
И название «мессианский комплекс» как нельзя лучше соответствует этой проблеме.
Давайте все же будем честны перед собой, и если мы постулируем, что все изменения с человеком происходят из-за того, что в нем заложены эти ресурсы (например, Дары в Генных ключах), то не мы те Боги, кто делает эти изменения. Иначе у нас и появляется этот комплекс мессии.
Мессианский комплекс проявляет себя как чрезмерное увлечение работой, с преувеличенным подчеркиванием ценности именно своего труда и значимости именно собственной работы. Человек, охваченный мессианским комплексом, ни минуты не может себе позволить отдохнуть, остановиться, ведь «люди страдают». Много работать и точно работать — не одно и то же. Работа, которая превращается в мученичество, когда «мерилом работы считают усталость», есть ничто иное, как питание собственной ложной личности.
Кроме того мессианский комплекс приводит терапевта к мнению, что успех должен быть всегда, а также к необходимости утверждения собственного величия за счет клиента и его успехов.
Этот комплекс заставляет гуру ожидать от клиентов особого отношения, чтобы его помнили, чтили, чтобы клиенты чувствовали значимость его личности.
Зачастую человеку, захваченному мессианским комплексом, свойственна излишняя морализация. Им почему-то начинает казаться, что они знают лучше, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что не правильно. А это ведь может быть связано с собственными бессознательными страхами психотерапевта, с его собственной внутренней неуверенностью, несостоятельностью.
Приверженцы беатотерапии выделяют в качестве распространенного проявления мессианского комплекса проблемы интимности, нерешенные сексуальные проблемы: либо превозносится насильственное воздержание, либо провозглашается сексуальная неразборчивость, или перверзии, которые выдаются за способы высвобождения души. Когда переживания интимности все больше утрачивают присущую им естественность, простоту, игривость и радость.
И в этом нет ничего противоестественного, я имею ввиду возникновение этого комплекса. Все мы живые люди, все мы имеем свои слабости, свои тени, свою уязвимость. Надо просто помнить об этом, быть более осознанным в этом вопросе и при необходимости позволить себе не только отдых, но и супервизию.
И не забывайте творчески походить ко всему, в том числе к своему образу жизни, и к условиям роста своей профессиональной эффективности.
Мессианский комплекс что это
—
—
—
—
—
Показать полностью.
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
—
желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, видя в том свое особое предназначение.
позитивное проявление
-конец царизму, улучшение жизнь после революции 1917 года
негативное проявление
-большое количество невинных жертв, пострадавших во время Революции 1905-1907 годов
-спор и дуэль Базарова с Павлом Петровичем в романе «Отцы и дети»
1) Приведено определение мессианского комплекса:
— Под мессианским комплексом понимается в науке желание переделать мир по своему усмотрению, совершить революцию и бороться за социальную справедливость, он состоит в приписывании себе важной роли в спасении человечества и представляет собой детскую или возрастную болезнь становящегося духа;
2) Приведены проявления мессианского комплекса, например:
позитивные:
— молодые люди выступают против несправедливости, которая встречается в жизни и на работе, борются с начальниками-ретроградами;
— молодые люди отстаивают новые идеи, часто в студенческой среде начинаются важные научные открытия;
— молодые люди выступают против приспособленчества, компромиссов с совестью, которые больше проявляют люди в возрасте.
негативные:
— молодые люди могут неуважительно и пренебрежительно относиться к старшим коллегам по работе, пренебрегать их опытом, полагая, что старики все делают не так, как надо;
— молодые люди могут излишне радикально отрицать многие сложившиеся правила и нормы, стараясь выйти за их рамки, иногда совершая правонарушения и аморальные поступки;
— молодые люди могут неадекватно оценивать себя, полагая что им все дозволено, могут противопоставлять себя окружающим, провоцируя конфликты.
Могут быть приведены и другие верные проявления.