Место произведения в творчестве автора что это
Место стихотворения в творчестве поэта
Всего получено оценок: 159.
Всего получено оценок: 159.
Каждое стихотворение занимает определенное место во всем творчестве автора. Чтобы определить место стихотворения в творчестве поэта, нужно рассмотреть период написания и значение стихотворения для всего поэтического творчества.
Период
Чтобы определить место стихотворения, необходимо посмотреть, к какому периоду творчества оно относится.
Учитывать необходимо не только творчество поэта, но и его биографические сведения.
Указание исторических и биографических сведений, на фоне которых складывался творческий путь поэта, поможет определить, в контексте чего было написано стихотворение.
Рис. 1. Жанры школьной биографии.
Значение
В стихотворении могут отражаться такие авторские рассуждения, которые характерны для всего его творчества. Необходимо понять, является ли анализируемое стихотворение программным, характерно ли оно для всего поэтического творчества. Для этого нужно определить типичные и нетипичные черты для определенного периода творчества поэта и для творчества в целом.
В программных стихотворениях отражаются основные темы и проблемы творчества, стиль и язык поэта, авторские взгляды на жизнь.
При определении места важно учитывать, представляет ли данное стихотворение особенности всего поэтического творчества или оно выделяется на фоне других стихотворений.
Если затрагивается определенная тема, характерная для всего творчества поэта, то необходимо указать место данного стихотворения среди всех стихотворений, написанных на данную тему.
Образец
Рассмотрим конкретный пример места стихотворения в творчестве поэта. Стихотворение А. С. Пушкина «Пророк» написано в 1826 году, когда поэт находился в Северной ссылке. Стихотворение написано после расстрела участников восстания декабристов, среди которых были друзья А. С. Пушкина. Для периода Северной ссылки характерен переход от романтизма к реализму, что наблюдается в стихотворении «Пророк».
Что мы узнали?
Для того чтобы определить место стихотворения в творчестве определенного поэта, нужно рассмотреть творческий период, к которому относится стихотворение, указать исторические и биографические сведения, которые помогут определить, в контексте чего написано стихотворение. Также необходимо указать, является ли стихотворение программным (основные темы и проблемы творчества, стиль и язык поэта, авторские взгляды на жизнь). Это помогает понять, выражает ли стихотворение особенности всего творчества или оно выделяется на фоне других стихотворений.
Определение места произведения в литературном процессе или в творчестве автора
Структурные элементы
Обязательными структурными элементами рецензии являются:
сообщение о произведении искусства (автор, название, место и время создания и публикации);
общая характеристика-оценка произведения (с привлечением пересказа и комментария сюжета, описания кульминационного момента, цитирования и др. приёмов);
анализ содержания и формы произведения;
определение места произведения в творчестве автора или литературном процессе в целом;
привлечение внимания читателя (зрителя, слушателя) к рецензируемому произведению.
Каждый структурный компонент, так или иначе, выражается в речи. Можно выделить некоторые наиболее употребительные речевые конструкторы, характерные для каждого элемента. Перечислим их.
Информация об отдельном произведении
Данный компонент имеет самое чёткое речевое воплощение. Это смысловая модель «что? где? когда?».
Определение места произведения в литературном процессе или в творчестве автора
Этот компонент занимает вполне определённое место в композиции рецензии: либо вступление, либо заключение. Но в любой позиции его значение велико: он определяет угол зрения рецензента. Выбор литературного контекста диктует критику подходы к анализу: новаторство писателя в какой-либо области требует уделить больше внимания именно этой стороне произведения, внимание к социальной значимости произведения заставляет преобладать анализ содержания и т.д.
Особенностью речевого воплощения указанного структурного элемента является использование наречий со значением оценки: важно, значительно, значимо, актуально, необходимо.
3.Характеристика и оценка произведения
Особенностью рецензии является совмещение характеристики и оценки произведения. Уже представляя произведение, критик даёт первые общие оценки.
Можно выделить группу глаголов (в т.ч. причастия), выражающих только характеристику произведения: представляет собой, являет собой (является), показано, прослежено, предстаёт (что?).
4.Анализ содержания и формы произведения
Жанр рецензии не предполагает обязательного анализа всех элементов содержания и формы. Чаще всего анализируются жанр, тематика и проблематика, идейное содержание, система образов, особенности сюжета и композиции, авторское отношение к изображаемому, роль пейзажей, портретов, речевая характеристика героев, особенности стиля.
5.Привлечение внимания читателя к произведению
Коммуникативная установка рецензента – привлечь внимание читателя к книжной новинке, поэтому всё содержание рецензии выражает эту установку. Явное речевое обращение к читателю встречается редко.
40. Аналитическая статья: жанровые признаки, система доказательств.
Практически все исследователи публицистических жанров дают определение статьи через наличие в ее содержательном плане анализа, обобщений. Определение жанра с уточнением его признаков может быть таким: статья – один из основных жанров публицистики, характеризующийся постановкой и разработкой проблемы на основе анализа явлений, сопоставления фактов и теоретических обобщений.
Итак, объектом анализа в статье является группа фактов или проблема. Каков же круг проблем, освещаемых в статье? Самый разнообразный. Принято выделять такие разновидности статьи, как проблемная, научно-популярная, обще-исследовательская, полемическая, статья-обзор и др.
Можно сказать, что при создании этого жанра основная нагрузка на журналиста ложится именно на первом этапе – этапе инвенции (изобретения, нахождения материала).
На этом этапе необходимо выбрать общественно значимую тему, которая действительно могла бы вывести на обобщение; важно, отбирая факты, четко осознавать их назначение в тексте статьи.
Итак, журналист подбирает, накапливает большое количество фактов, сопоставляет их, прослеживает «внешние связи, соединяющие анализируемое явление с “миром” окружающих социальных проблем современности», обобщает факты. А это означает, что их изложение в статье должно быть прежде всего объективным.
Объективность жанра предопределяет особый характер одного из существенных признаков жанра – авторское «я». Каков же характер авторского «я» в статье?
Авторское «я» данного жанра более объективно, по сравнению с «я» автора очерка и даже «я» репортера. Автор только аналитик, объективный и, по возможности, бесстрастный. И, как бы ни стремился журналист высказать свое мнение, свое отношение и свое видение проблемы, закономерность и объективность должны восторжествовать над эмоциями.
Поэтому, как отмечает большинство исследователей данного жанра, авторское «я» статьи близко к авторскому «мы» или «я» научной речи.
Не обезличивает ли такая характеристика авторского «я» данный жанр? Нет. Авторское «я» проявляется не в оценочных суждениях и эмоциональных отступлениях. Авторское «я» проявляется в выборе темы (автор выбрал именно такую тему, тем самым выразив свою позицию), в расстановке смысловых акцентов, в выборе определенных фактов и аргументов, в конструктивных решениях ситуации или проблемы, о которой идет речь, наконец, в индивидуальном стиле статьи. Так, в авторской речи могут появиться средства речевой выразительности – гипербола, литота, ирония, восхищение и т.д.
Трудным, но важным и необходимым на этапе инвенции является процесс интерпретации выбранного материала – публицистическое истолкование научно обоснованных проблем, явлений действительности.
Требование научности, объективности, логизированности делает статью текстом-рассуждением. А это значит, что в статье обязательно формулируется тезис, выражающий основную мысль, основную идею; подбираются аргументы для развертывания, раскрытия тезиса; делается вывод (пусть иногда не бесспорный). Рассуждение– способ формулирования и доказательства своего мнения.
Рассмотрим наиболее существенные источники раскрытия темы в жанре статьи, такие топосы, как «целое – часть», «причина – следствие», «сопоставление –противопоставление».
Топос «целое – часть». Проблема введения 12-летки складывается из таких частей, как документ, обосновывающий необходимость реформы; мнение специалистов; содержание преобразования; апробация и т.д. Посмотрите, какие из частей описаны, представлены автором. Почему он выбирает именно эти моменты?
Топос «причина – следствие». Причинно-следственные связи ощущаются за отдельными фразами при чтении текста. Например: «Его (съезд) запланировали провести в Кремлевском дворце. » Почему? Потому что «там-то уж точно мало кто решится сопротивляться. » Каково же следствие? «. Голосование будет прогнозируемым “одобрямсом”». И что? «И покатится по России 12-летка, как снежок с ледяной горки».
Противопоставление обнаруживает себя в столкновении разных точек зрения.
Так проявляются жанровые признаки и специфика использования общих мест в жанре проблемной статьи.
Напомним, что такое рассуждение.
В зависимости от логического способа мышления, положенного в основу рассуждения, они делятся на индуктивные и дедуктивные. Индукция – это движение мысли от накопленных фактов, от частного, конкретного, путем анализа – к общему, т.е. синтезу. Схема индуктивного рассуждения выглядит следующим образом: цель исследования → накопление фактов, их анализ, обобщение → выводы.
Дедукция – это построение умозаключений от общего к частному, т.е. от выдвижения первоначального положения (тезиса) через обоснование к выводу. Схема дедуктивного рассуждения: тезис → аргументы → выводы.
Набор компонентов рассуждения определяется замыслом говорящего (пишущего). Основными являются три части:
– Тезис, или часть, в которой содержится основная мысль, положение, которое будет объясняться или доказываться.
– Обоснование, или доказательная часть, состоящая из аргументов или примеров.
Рассмотрим подробнее основные структурные элементы рассуждения.
38. Интервью: жанровые разновидности, специфика подготовки, методика организации материала.
Интервью (англ. interview – беседа) – целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ).
Отличительной особенностью интервью является его двуадресность: журналист (интервьюер), обращаясь к своему непосредственному адресату (интервьюируемому), выстраивает особую публицистическую драматургию беседы в расчете на восприятие будущего читателя (адресат массовый). Еще большую значимость признак двуадресности обретает в характеристике радио- и телеинтервью. Особая мера убедительности произведений этого жанра обусловлена тем, что информация идет «в прямом эфире» от политика или экономиста, ученого или художника, чей авторитет в данной области несомненен.
Виды интервью
информативные, экспертные, проблемные, интервью-«знакомства».
Смысловой центр трех первых – обсуждение собеседниками события, вопроса, проблемы; смысл последнего определен самим названием: знакомство с героем.
В зависимости от количества участников публичной беседы все чаще появляется терминологическое обозначение «коллективное интервью» (в рамках ТВ чаще всего это соотносится с типом телешоу, где интервьюер – постоянный ведущий – оговаривает и характер участия собеседников, и возможные формы коллегиальности решения). На страницах газеты формы такого интервью – пресс-конференция и блиц-интервью. Это весьма специфические формы литературного оформления материала, где главной сложностью для журналиста становится умение лаконично и конкретно ввести читателя в проблему интервью, обозначить позиции участников. «Интервью-монолог представляет собою сообщение или заявление определенного лица по вопросу, предложенному корреспондентом. Содержание беседы передается в виде цельного рассказа». Интервью-мнение – «это развернутый комментарий к факту, событию, проблеме.
Специфика подготовки к интерьвью.
В зависимости от этого первоначальной коммуникативной задачей журналиста будет: а) либо мотивация общественной значимости проблемы, либо свидетельство компетентности мнения интервьюируемого; б) та или иная форма представления героя интервью.
Но самое главное – установить контакт с читателем, вызвать интерес, подготовить к активному восприятию диалога.
Ввести в ситуацию! Лаконично и эмоционально, конкретно и нестандартно. Формой такого «ввода» и становится лид.
В коллективном опыте журналистов представлено немало типов возможных лидов. В одних случаях – это обыгрывание одного из риторических топосов (общих мест), наиболее выигрышного для вступления в контакт с читателем, для определения ситуации общения.
Основную содержательную часть интервью составляет система вопросов – ответов: многомерность и многообразие диалогических единств (реплика-стимул + реплика-реакция), в своей последовательности образующих драматургию беседы.
Композиция этой, главной, части интервью зависит от преобладания событийного или описательного начала в фиксируемой информации и от смысловой связи вопросов. Умение сформулировать вопрос – важнейшее условие успеха интервью. Справедливо мнение, что большинство неудачных ответов, не устраивающих журналиста, – следствие неверно заданных вопросов.
При предварительной подготовке вопросов и во время их уточнения по ходу беседы журналист ориентируется на собеседника, стремясь полнее раскрыть тему, акцентировать тот аспект, который будет интересен и интервьюируемому, и читателю.
Третья часть – заключение – ставит в беседе логическую точку. Это может быть ответ интервьюируемого на итоговый вопрос или заключительное суждение журналиста, своего рода «послесловие». Точно выбранный последний вопрос обязательно перекликается с началом и заглавием интервью.
Методика организации материала.
Напомним, что следующее действие создания текста – диспозиция, расположение материала, соответствующее теме и общей коммуникативной стратегии автора интервью.
В распоряжении журналиста – полная запись текста. Вполне возможно, что течение информативно-сюжетного диалога (по плану автора) претерпело ряд изменений. Что делать? Прежде всего – отделить материал, явно «не вписывающийся» в тему. В интервью избыточно то, что не несет функциональной нагрузки, не соответствует развертыванию основной мысли. С этой же позиции оцениваются примеры (оставляются наиболее выигрышные). Идет преодоление монологичности: голос журналиста должен слышать и интервьюируемый, и читатель.
Выстраивая текст, располагая вопросно-ответную информацию «по нарастающей», журналист стремится зафиксировать внимание читателя на главном. С другой стороны, следует развивать в себе умение трудное, но очень выгодное для интервью (жанра личностного, интересного именно «персонификацией» любой проблемы): умение представить интервьюируемого в выгодном свете, подчеркивать его лидерство в беседе, постараться передать его манеру общения, стиль речи, скрывая, по возможности, намеченные заранее контуры диалогического единства, выстраивать переход от одной минитемы к другой и т.д. Словом, в диалоговой информации на первом плане должны быть ответы.
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 39 | Нарушение авторских прав
Место произведений в творчестве писателей
План
II.Тема Великой Отечественной войны в произведениях Ю.В.Бондарева «Горячий снег» и Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»……………………………………………………………………. ……6
2.Место произведений в творчестве писателей……………………. …11
3.История создания произведений, личный опыт. Место действия романа и повести…………………………………………………………….…..14
5.Название произведений……………………………………………. …20
6.Новаторство писателей и дань классике………………………………22
а) женские образы в романе и повести;…………………………………27
б) взаимоотношения героев;……………………………………………..30
Введение
них порой отсутствовал фокус обобщения, была торопливость приказывающего не медлить чрезвычайного времени, но проявилось и очень ценное качество – документальное свидетельство событий эпохи. И лучшие из этих книг, достигшие обобщений, вошли в нашу действительность. Это Л.Леонов «Взятие Великошумска», Колесников «Нашествие», М.Шолохов «Они сражались за Родину», Л.Соболев «Морская душа», В.Горбатов «Непокорённые» и многие другие.
Середина 50-х и начала 60-х годов ознаменованы «призывом» в литературу огромного отряда писателей фронтового поколения. Впервые в советской прозе так мощно и пристрастно зазвучал голос художника «изнутри войны». Это был голос вчерашнего солдата и командира, вынесшего правду героического времени не только как личное свидетельство увиденного, но более как испытанного и пережитого человеком на долгих фронтовых дорогах.
Война прошла, но в нашем сердце и памяти навечно должны остаться подвиги тех людей во имя свободы Отечества, во имя русского человека. Со временем это становится всё сложнее и сложнее, всё меньше напоминаний остаётся. Лишь вечная литература оставляет вечную память. Поэтому приступим к её анализу.
Биографии
Юрий Васильевич Бондарев родился 15 марта 1924 года, а Борис Львович Васильев – 21 мая того же года. А это значит, что они достигли своего совершеннолетия ранней весной 1942 года, несомненно, самой трудной из военных весен.
Юрий Бондарев родился в семье юриста. Но так же, как и Васильев ушёл добровольцем на фронт почти со школьной скамьи: в 1941 году он вместе с тысячами молодых москвичей рыл противотанковые рвы под Смоленском, а в 1942-м, не завершив полного курса военного училища, командиром орудия участвовал в сражении под Сталинградом. Отсюда начался его долгий путь, который пролегал через Днепр к западной границе, в Польшу и Чехословакию, отмеченный ранениями и боевыми наградами. Заниматься литературной деятельностью оба писателя начали лишь после войны, война заставила их «сказать своё», но ещё в детстве у них возникла огромная любовь чтению. Юра Бондарев делил всё свободное от школы время между книгами и голубями. Прочитанное развивало воображение мальчика, рождало какие-то неясные порывы. Учительница Мария Сергеевна Кузовкина, хвалила сочинения Юры Бондарева, особенно домашние. Талантливый ученик участвовал в выпуске школьного юмористического журнала, где выступал в качестве автора и редактора.
Вот этим-то так ценны и схожи повесть «А зори здесь тихие…» и роман «Горячий снег». «Писатель, бывший на фронте военным корреспондентом фронтовой или центральной газеты, всегда скажет: «Я видел…», «Я был свидетелем…», «На моих глазах…». Фронтовик писатель употребит иное выражение для отношения к происходящему: «Я чувствовал…», «Я ощущал…», «Я испытывал…». В подобной разнице постижения социально-нравственного и собственно военного опыта скрыты различия в творческом отборе материала для произведения, реализации его в системе образов» 3. После войны с 1946 по 1951 год Юрий Бондарев учился в Литературном институте имени М. Горького. Начал печататься с 1949 года. А первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Огромную роль в становлении писателя сыграл его учитель и наставник К.Г.Паустовский, один из самых крупных писателей своего времени. Бондарев так отзывается о нём: «…Паустовский сделал для меня чрезвычайно много: привил любовь к великому таинству искусства слова, внушил, что главное в литературе – сказать своё. Вряд ли можно требовать от учителя большего».
Путь же Васильева выглядел несколько иначе, да и в литературу он, можно сказать, пришёл почти случайно. «Писателем меня сделала жизнь…
Многие произведения обоих писателей автобиографичны. Но в романе «Горячий снег» Бондарев освещает события, непосредственным участником которых, он являлся – Сталинградскую битву, Васильев же показывает судьбы людей, не являясь прототипом своих героев, хотя определённые черты автора можно увидеть в старшине Васкове.
Данные примеры ярко подчёркивают близость героев к автору и чувства, которые испытывают, встречаясь с врагом, из-за которого на их глазах гибли товарищи, Родина. Отличие рассматриваемых мной произведений и заключается в понятие врага. У Васильева – это собирательный образ, как и во многих произведениях других авторов, у Бондарева же изображён именно тот враг, та личность, которая непосредственно руководила армадой танков, против которой на прямой наводке стоял автор «Горячего снега» и его герои
Место произведений в творчестве писателей
Роман «Горячий снег» был написан в 1965-1969 гг., повесть «А зори здесь тихие публикуется так же в 1969г. Удивительно совпадение. Оба произведения имеют особое место в творчестве писателей, выделяются среди других ранееизданных творений и имеют особую популярность среди читателей всех возрастов.
Имя Б. Васильева было известно читателям и зрителям ранее: его пьеса «Стучите и откроется» в 1955 году поставлена театрами Черноморского флота, были поставлены кинофильмы «Очередной рейс» (1958), «Длинный день» (1960) и др. И все же кинематографическая судьба его складывалась далеко не безоблачно, не просто складывалась и судьба прозаических произведений Бориса Львовича.
Повесть «А зори здесь тихие…» была напечатана в 1969 году в журнале «Юность» (№8) Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. «Зори. » многократно переиздавались и переиздаются вплоть до нынешнего дня, претерпели множественные музыкальные и сценические интерпретации, по ним был снят в 1972 году одноименный фильм, удостоенный многих премий, в том числе Государственной премии СССР. Повесть переведена на все европейские языки, а в некоторых странах включена в обязательную школьную программу.
Замысел повести возник у Васильева в результате внутреннего несогласия с тем, как освещаются в литературе те или иные военные события и проблемы. Серьезная увлеченность «лейтенантской прозой» сменилась с годами убежденностью, что он видит войну совсем другими глазами. Васильев вдруг осознал, что это не «его» война. Его притягивают судьбы тех, кто оказался на войне оторванным от своих, лишенным связи, поддержки, медицинской помощи, кто, защищая Родину до последней капли крови, до последнего дыхания, должен был рассчитывать только на собственные силы. Тут не мог не сказаться военный опыт писателя. Мотив патриотизма звучит в повести высоко и трагично, и вместе с тем проза эта устремлена навстречу вечно продолжающейся жизни.
К выходу «Горячего снега» (1969) имя Ю. Бондарева было уже хорошо известно и признано, В первый ряд советских писателей его поставила во многом тогда необычная, смелая в своем новаторстве повесть 1957 года — «Батальоны просят огня», принятая поначалу с тем опасливым недоумением, с каким всегда встречаются настоящие художественные открытия. “Батальоны просят огня” — второе по счету произведение Ю. Бондарева о войне, но первая его повесть, в которой настолько ярко проявился талант писателя, соединяющего в своих работах анализ человеческой души и осмысление философских проблем. Это так же самое первое и самое смелое произведение тех лет, в котором не было патриотических криков: “Ура, мы победили! Да здравствует наша великая социалистическая Родина!” — а была только голая правда о войне. Впервые здесь был поставлен вопрос о средствах, которыми эта победа была достигнута.
Главная проблема повести — противоречие между судьбой конкретных людей на войне и судьбой стратегической операции. Можно ли жертвовать жизнями отдельных людей ради общей цели? Можно ли оправдывать такую жертву? Эти проблемы Бондарев пытается решить на уровне конфликта Ермаков — Иверзев. А Счастливая судьба романа Юрия Бондарева «Горячий снег» началась сразу после его первого издания. Книга выходила в свет неоднократно, огромными тиражами, о ней написано множество статей и диссертаций, она экранизирована и инсценирована, переведена на десятки языков, ее можно встретить в самых неожиданных уголках земли и почти никогда — на прилавках книжных магазинов, откуда она исчезает мгновенно. Бондарев написал «Горячий снег» после двух произведений, действие которых происходило в мирные дни, по хронологии войны автор также возвращает нас вспять. Герои его ранних повестей уже форсировали Днепр («Батальоны просят огня»); вели бои, преследуя отступающих гитлеровцев в Словакии и погибая в победоносном отступлении, как погиб капитан Новиков («Последние залпы»)… «Почему мы снова пишем о второй мировой войне? Не потому, наверное, что слабость рода людского – боязнь смерти, и не потому, что инстинкт самосохранения господствует над разумом. Нет, мы помним о войне потому, что человек – величайшая ценность данного мира, а его мужество и свобода его – это освобождение от страха, от зла, которые разъединяют людей». 1