Месяц серебрит что это
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
Всего получено оценок: 74.
Всего получено оценок: 74.
Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Осень.
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.
Тема – описание природы с приходом осени.
Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.
Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.
Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.
Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.
История создания
В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.
Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.
У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.
Средства выразительности
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не прямой, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.
Михаил Лермонтов
Осень (Листья в поле пожелтели…) (+ Анализ)
ОСЕНЬ
Михаил Лермонтов
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Год написания: 1828
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»
1 вариант
Михаил Лермонтов никогда не считал себя лириком, полагая, что восхищение красотой окружающего мира – удел романтических натур, не успевших познать горечи разочарования. Тем не менее, на начальном этапе своего творчества поэт периодически обращался к теме родной природы, но при этом его пейзажная лирика нередко носила социальный характер. Примером такого произведения является стихотворение «Осень» написанное в 1828 году, когда юному Лермонтову едва исполнилось 14 лет. В это время он проходил обучение в пансионе, готовясь к поступлению в университет. Однако по настоянию бабушки время от времени оставлял учебу и приезжал в родовое имение под Москвой, где проводил время за чтением книг и очень много гулял в окрестностях деревни.
Именно в родовом имении Лермонтов впервые смог оценить красоту русской природы, ее величие и роскошь. Даже несмотря на то, что осень никогда не была любимым временем года поэта, он сумел найти в ней удивительное очарование, созвучное собственному душевному состоянию. Первое, что бросилось Лермонтову за околицей села – облетающие с деревьев пожелтевшие листья. Но при этом автор отмечает, что «в бору поникши ели зелень мрачную хранят». Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев. И объясняется этот феномен личными переживаниями Лермонтова, который лишен возможность общаться с отцом, о чем очень сильно сожалеет. Именно в этот период любознательный и покладистый мальчик превращается в импульсивного, раздражительного и очень вспыльчивого юношу, который разочарован жизнью и не видит в ней смысла. Поэтому с легкой горечью поэт констатирует тот факт, что «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Дикий же зверь, мелькнувший среди редеющего леса, норовит поскорее найти для себя более надежное укрытие, чтобы не стать легкой добычей для человека, жилье которого находится поблизости.
Парус (Белеет парус одинокой…) (+ Анализ)
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова
2 вариант
Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В произведении поэт описывает красоту природы в начале осени в традициях русской пейзажной лирики, передаёт грусть лирического героя через обилие метафор, эпитетов и олицетворений.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной. Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним поэтом в 1828 году предположительно в имении бабушки. Опубликовано в 1829 году.
Тема – описание природы с приходом осени.
Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы довольно мрачными красками.
Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.
Эпитеты – “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “месяц тускл”.
Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.
История создания
В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Здесь уже проявились основные мотивы его стихов, навеянные душевными переживаниями юного поэта. Летние месяцы он проводил в имении своей бабушки; изменения в природе с приходом осени поэт и описал в этом простом и грустном стихотворении.
Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом, видимо, был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.
Казачья колыбельная песня (+ Анализ)
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов леса, как у А. С. Пушкина.
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора. “Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней тоску и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.
У М. Ю. Лермонтова с детства был дар наблюдательности, особое поэтическое мышление, художественное преобразование окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.
Композиция
Стихотворение состоит из трёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему грустными и мрачными. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа, содержащая философскую составляющую, не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из трёх небольших предложений. В стихотворении описаны картины, которые возникают в разное время суток, следовательно это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют упоминание о полуденном отдыхе пахаря и содержание двух последних стихов: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Жанр
Исследователи творчества Лермонтова склоняются к тому, что это элегия. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем, использована перекрёстная рифмовка. Чередуются женские и мужские рифмы, которым пока не хватает оригинальности и богатства, появившихся позднее в зрелых стихотворениях поэта.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тускл месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”.
Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
Мцыри (Поэма) (+ Анализ)
Анализ стихотворения «Осень (Листья в поле пожелтели)» Лермонтова
3 вариант
Стихотворение «Осень» (1828 г.) является одним из первых сохранившихся произведений молодого Лермонтова. Уцелело лишь начало, следующий лист в тетради поэта вырван. Автору было 14 лет, он готовился к поступлению в университет и посвящал много времени прогулкам по родовому имению.
В зрелом творчестве Лермонтов редко обращался к пейзажной лирике. Она служила ему только фоном. Но в первых литературных опытах он пробует свои силы на описании окружающего мира. Неопытность автора очень заметна. Он практически не пользуется выразительными средствами. Стихотворение написано простым языком, в нем нет никаких намеков и тайных символов. Автор не пытается поведать о собственных чувствах и мыслях, он кратко и ясно описывает природу. Талант Лермонтова проявляется в том, что он стремится охватить всю совокупность изменений, затрагивающих растительный, животный и человеческий миры.
Описание начинается с обычных желтеющих листьев, но постепенно оно расширяется. Картина леса дополняется образами пахаря и «зверя отважного». Стихотворение удачно завершает спустившаяся на землю ночь с одиноким месяцем над туманным полем.
В произведении «Осень» можно заметить первые ростки неизменной тоски и печали Лермонтова. Поэт еще очень молод, но уже испытал первые разочарования в жизни. В раннем возрасте он потерял мать, после чего по завещанию воспитывался бабушкой. Отец навещал его крайне редко, отношения ограничивались перепиской. Мальчик был очень чувствительным и ранимым. Современники вспоминали, что именно в это время Лермонтов становится раздражительным, замкнутым, часто уходит в себя. Молодой поэт очень много читал и, вероятно, создавал в своем воображении собственный мир. Увлечение романтизмом легло на благодатную почву. Вскоре Лермонтов почувствует свое острое одиночество.
Какие могли быть серьезные переживания у 14-летнего ребенка? Но Лермонтов выбирает для описания именно осень – время увядания и упадка. Его подавленное настроение проявляется через все образы: «поникши ели», «уж не любит», «месяц тускл». Возможно, что несохранившаяся часть содержит описание чувств самого поэта.
Стихотворение «Осень» посвящено родному пейзажу, но восхищаться русской природой Лермонтов будет уже в зрелом возрасте. В детстве его больше привлекали красоты Кавказа. Молодой поэт описывал прекрасное только в мечтах и был не удовлетворен окружающим миром.
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень»
В этой статье вы сможете прочесть анализ одного из самых ранних стихотворений Лермонтова «Осень».
Само произведение:
Анализ стихотворения
Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым совсем в юном возрасте. Ему тогда было всего четырнадцать лет. Подросток часто бывал в своем родовом имении, где много гулял, предоставленный сам себе. Как известно, он рано потерял мать, а общение с отцом ограничивалось редкими письмами. Грусть, меланхолию и одиночество поэт пытается выразить данным произведением.
Лермонтов был восприимчив к красотам природы и обладал философским складом ума. Многое в нашей жизни циклично: времена года сменяют друг друга, молодость проходит, за ней наступает зрелость и старость.
В созерцании осени, когда природа увядает и готовится к зиме, поэт замечает символическую связь с течением жизни. Наблюдать за уходом молодости, чувствовать свое взросление и тревогу в этот сложный переходный период, видеть увядание красоты тягостно для автора. Все люди смертны, так же как и в природе нет ничего постоянного, вечного.
Стихотворение «Осень» описывает душевное смятение поэта в это время года. Пасмурная и слякотная пора вызывает у него тоску. Как мы знаем, Михаил Юрьевич был по характеру впечатлительным и легкоранимым. Для описания природы использованы эпитеты, выражающие тяжелые предчувствия, грусть и страх перед жизнью: «зелень мрачная», «поникши ели», зверь спешит скрыться, «месяц тускл», поле видно сквозь туман. Скала нависает над пахарем и создает угрожающий образ.
Несмотря на краткость произведения, поэт достаточно реалистично отображает осеннюю природу. Читателю ярко представляются описанные пейзажи. Кружатся пожелтевшие листья, а зелень у елей кажется мрачной из-за пасмурной погоды. Дикие звери спешат в укрытия. Тусклый месяц серебрит поле. Пахарю уже не нравится отдыхать на вольном воздухе. Летние цветы увяли, и крестьянину холодно и неуютно.
Несмотря на свой юный возраст, Лермонтов уже хорошо владеет искусством художественного слова. Произведение написано четырехстопным хореем, легко читается и воспринимается очень образно. Поэт умело пользуется эпитетами: «мрачная зелень», «полуденные труды». Вставляет он в произведение и метафоры: «месяц поле серебрит», «ели хранят зелень мрачную», «зверь отважный».
Стихотворение кажется незаконченным. Литературоведы утверждают, что это – отрывок из бОльшего произведения, которое не сохранилось, скорее всего, было уничтожено самим автором. Но, несмотря на краткость, настроение осенней поры и чувства поэта переданы красиво и емко.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Осень»
Краткий анализ
История создания – стихотворение написано четырнадцатилетним Лермонтовым в 1828 году предположительно в имении бабушки поэта. Опубликовано в 1829 году.
Тема – описание прихода осени в природе.
Композиция – три четверостишия, объединённых в одну строфу, описывающие состояние природы мрачными красками.
Жанр – лирическое стихотворение описательного характера. В полной версии произведение было “грустной элегией”.
Стихотворный размер – четырёхстопный хорей с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “месяц поле серебрит”, “ели зелень…хранят”.
Эпитеты – “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”.
Олицетворение – “листья …кружатся и летят”.
Это интересно: Сочинение на тему: «Летний лес»
История создания
Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» проводится в 3—5 классе. Ученикам можно предложить следующий план разбора:
Что видели глаза четырнадцатилетнего юноши, когда в его душе складывались первые поэтические строки? В «Осени» Лермонтова, как в акварельном рисунке, отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. Ему приходилось проводить много времени в родовом поместье бабушки в Тарханах Пензенской губернии. Возможно, именно там, одиноко прогуливаясь по бескрайним черноземным полям, лугам и перелескам, молодой и замкнутый поэт наблюдал, как меняется природа, как трудятся крестьяне на полях.
Что тяготило его душу, когда он записывал эти строки в тетрадь? Скорее всего, тревога о том, что ждет его в будущем, а также гнетущие отношения в семье. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, а затем был отнят у отца и воспитывался строгой бабушкой.
Несомненно, Лермонтов любил ее, однако запрет на общение с отцом вызывал в душе подростка бунтарские чувства. Стихотворный набросок «Осень» является своеобразной иллюстрацией этих противоречивых эмоций.
Краткая история создания
«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена. Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему. Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.
Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:
В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.
В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.
Тема и идея
Немного можно найти таких печальных стихотворений об осени, как это произведение Лермонтова. Поэт будто смотрит на всю нежную, грустную, поникшую и увядшую красоту осенней природы, замечает приметы наступающего сезонного затишья, вдыхает воздух родной земли. Вдохновившись, он пишет это лирическое и по-романтически грустное творение.
В «Осени» Лермонтова нет золотых красок, дивной красоты и роскошного убранства, как у А. С. Пушкина или любого другого писателя.
Просто удивительно, с каким мрачным чувством описывает автор картину окружающего мира. Основная мысль произведения — печальная картина увядания живой природы.
Главная идея — единение чувств лирического героя (с которым отождествляет себя автор) и унылой картины окружающей его природы.
Анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов)
Проводя анализ стихотворения «Осень» (М. Ю. Лермонтов), нелегко поверить в то, что оно было написано четырнадцатилетним мальчиком, хотя и очень талантливым.
Осень 1828 года юный Лермонтов проводил в имении своей бабушки. Он очень переживал из-за ссоры отца с ней, поэтому такое грустное время года, как осень, действовали на поэта удручающе. Хотя многие его стихотворения, особенно первые, наполнены грустью и тоской.
Композиция стихотворения простая, оно не делится на части и полностью состоит из описания осеннего пейзажа.
Тема стихотворения — природа осенью. Оно считается незаконченным, поэтому сложно определить основную мысль, но зато очень хорошо понятно настроение лирического героя, которым выступает сам автор: он грустит, краски осени не радуют его, а приближающиеся холода навевают тоску. Передать свое душевное состояние через состояние природы – вот идея этого стихотворения.
Молодой Лермонтов не любил осень, она всегда была созвучна его мрачному настроению. Поэтому в его стихотворениях об этом времени года мы не видим такой же пышности красок, как у А. С. Пушкина. Но зато Лермонтов очень тонко передает душевное состояние через пейзажи в своих произведениях.
В стихотворении «Осень» перед нами предстают грустные картины увядающей природы. Мы читаем его строчку за строчкой, и видим желтые листья в поле, которые кружатся и летают в воздухе. Видим, как их поднимает ветер с холодной земли. А потом оказываемся в бору, где ели хранят «зелень мрачную». Почему-то листья в поле кажутся веселее, чем поникшие ели и мрачная зелень. Наверное, даже вечно зеленые растения не рады наступившим холодам.
И снова перед нами поле, уже пустынное, нет на нем пахаря, потому что все уборочные работы уже закончены. Поле выглядит осиротевшим и одиноким без человека. Осенью все пустеет, и даже отважный когда-то зверь старается спрятаться куда-нибудь. А ночью еще тоскливее становится в природе, и даже месяц тусклый освещает поле «сквозь туман».
Картины природы как будто разбросаны по всему стихотворению. Поэтому мы не видим какого-то одного пейзажа. Легкими штрихами передает нам поэт осеннее настроение природы. Но это выдает в нем очень наблюдательного человека, который, возможно, много бродил в одиночестве, подмечая любую мелочь вокруг себя.
Природа как будто грустит вместе с лирическим героем. Но несмотря на мрачные краски, все-таки стихотворение очень богато разными средствами художественной выразительности. В нем много эпитетов: «зелень мрачную», ели стоят «поникши», «нависшею скалою», «зверь отважный», «месяц тускл». Эпитеты передают краски поздней дождливой осени, когда все поникло и потускло. Немного скрашивают пейзаж метафоры «месяц поле серебрит», «ели зелень…хранят». Есть в стихотворении и олицетворения: «листья летят», «ели хранят», благодаря которым природа становится как будто живой, несмотря на осень. Она сочувствует герою и тоже не рада приближающейся зиме.
Несмотря на то, что стихотворение написано пером неопытного молодого поэта, оно занимает важное место в его творчестве. Ведь мы, читатели, можем узнать, о чем думал, как чувствовал совсем еще молодой Лермонтов. Уже в свои четырнадцать лет он искусно мог передать свое настроение через краски природы, которая всегда была тесно связана с человеком в его творчестве.
Мне стихотворение нравится тем, что, читая его, я могу представить, какой была осень глазами Лермонтова. И даже блеклые серые краски он смог передать читателям так, что осень невозможно не полюбить, ведь нужно уметь наслаждаться даже увядающей природой и учиться чувствовать ее.
Тематика и проблематика
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова следует начать с определения темы и идеи текста. Это образец пейзажной лирики, основным событием является описание прихода осени, когда пожелтела листва, и только хвойные леса сохраняют свои зелень с налетом мрачности и таинственности. Картина, нарисованная поэтом, рождает настроение грусти и печали. В осени Лермонтова нет золота и ярких разноцветных пятен, которое можно обнаружить в поэтическом творчестве Пушкина.
Пейзажная лирика Лермонтова связана с внутренним миром поэта, хотя в раннем творчестве эта особенность пока не является столь яркой и выразительной. Можно выделить следующие особенности поэтического текста:
При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.
Жанровая принадлежность «Осени» неоднозначна. Безусловно, его следует относить к пейзажной лирике, ведь текст выстроен из описательных элементов.
Но здесь же можно увидеть и элегические мотивы. Лирический герой не радуется осени. Напротив, ощущается какая-то тоскливая усталость. Также прослеживаются признаки романтизма.
Перекрестная рифма выражена неярко. Это четырехстопный хорей.
Читайте по теме: Здесь можно посмотреть анализ других стихотворения для 5 класса, в т.ч. история создания, тема, композиция, жанр, средства выразительности.
Анализ содержания
В 1848 году юный поэт обучался в пансионе, подготавливаясь к поступлению в университет. Его бабушка, обеспокоенная состоянием здоровья внука, настаивала на периодическом возвращении в родовое поместье, которое находилось под Москвой. Там Лермонтов много читал, проводил часы в уединении и долгих прогулках по окрестностям. Не являясь истинным ценителем пейзажей, в смене времен года юный поэт рассмотрел определенный фатализм, обреченность, с которой жизнь проходит безвозвратно. Его удрученное состояние в то время объяснялось тяжелыми взаимоотношениями с отцом, который не желал поддерживать родственные связи.
В этот период жизни наивный ребенок становится агрессивным, импульсивным. Формируется характер будущего великого поэта, который современники отмечали как замкнутый, прямолинейный и скрытный. В красоте осеннего пейзажа Лермонтов рассмотрел не только величие русской природы, которая готовится к переменам, но и отклик своих переживаний. Стихотворение наполнено отрицательными эпитетами:
нависшая скала. Особо нужно отметить, что за красотами природы, пылающей золотыми красками кружащих листьев, автор обращает внимание на темный, густой бор. Возможно, это объясняется упадническим настроением самого автора, показывает его личные переживания, в которых подросток, в силу возраста, разобраться не может. Постепенное отдаление человека от гармонии природы Лермонтов показывает через образ пахаря, который больше не отдыхает в тени скал после праведных трудов. Даже одинокий дикий зверь, дитя природы, спешит поскорее укрыться в чаще леса, подальше от человека, которого воспринимает как возможную опасность.
Это интересно: Сочинение: описание картины И.И. Шишкина «Зима в лесу. Иней»
Анализ стихотворения
Стихотворение «Осень» было написано Лермонтовым совсем в юном возрасте. Ему тогда было всего четырнадцать лет. Подросток часто бывал в своем родовом имении, где много гулял, предоставленный сам себе. Как известно, он рано потерял мать, а общение с отцом ограничивалось редкими письмами. Грусть, меланхолию и одиночество поэт пытается выразить данным произведением.
Лермонтов был восприимчив к красотам природы и обладал философским складом ума. Многое в нашей жизни циклично: времена года сменяют друг друга, молодость проходит, за ней наступает зрелость и старость.
В созерцании осени, когда природа увядает и готовится к зиме, поэт замечает символическую связь с течением жизни. Наблюдать за уходом молодости, чувствовать свое взросление и тревогу в этот сложный переходный период, видеть увядание красоты тягостно для автора. Все люди смертны, так же как и в природе нет ничего постоянного, вечного.
Стихотворение «Осень» описывает душевное смятение поэта в это время года. Пасмурная и слякотная пора вызывает у него тоску. Как мы знаем, Михаил Юрьевич был по характеру впечатлительным и легкоранимым. Для описания природы использованы эпитеты, выражающие тяжелые предчувствия, грусть и страх перед жизнью: «зелень мрачная», «поникши ели», зверь спешит скрыться, «месяц тускл», поле видно сквозь туман. Скала нависает над пахарем и создает угрожающий образ.
Несмотря на краткость произведения, поэт достаточно реалистично отображает осеннюю природу. Читателю ярко представляются описанные пейзажи. Кружатся пожелтевшие листья, а зелень у елей кажется мрачной из-за пасмурной погоды. Дикие звери спешат в укрытия. Тусклый месяц серебрит поле. Пахарю уже не нравится отдыхать на вольном воздухе. Летние цветы увяли, и крестьянину холодно и неуютно.
Несмотря на свой юный возраст, Лермонтов уже хорошо владеет искусством художественного слова. Произведение написано четырехстопным хореем, легко читается и воспринимается очень образно. Поэт умело пользуется эпитетами: «мрачная зелень», «полуденные труды». Вставляет он в произведение и метафоры: «месяц поле серебрит», «ели хранят зелень мрачную», «зверь отважный».
Стихотворение кажется незаконченным. Литературоведы утверждают, что это – отрывок из бОльшего произведения, которое не сохранилось, скорее всего, было уничтожено самим автором. Но, несмотря на краткость, настроение осенней поры и чувства поэта переданы красиво и емко.
Советую посмотреть:
Анализ стихотворения Фета «Первый ландыш»
Детство поэта
Елизавета Алексеевна потребовала от Лермонтова отказа от сына в обмен на часть денег Арсеньевых. С тех пор отец и сын не поддерживали отношений. Это губительным образом сказалось на Мише. Он долгое время молил Бога, чтобы тот вернул малышу маму, и трагически переживал разлуку с отцом. Уже став старше, поэт встречался с отцом, однако встречи эти были короткими и безрадостными.
Маленький гений часто болел. Его бабушка, строгая, волевая и даже жестокая с окружающими, переживала за внука. Она приставляла к малышу няню, чтобы та круглосуточно находилась при Мише, отпускала крестьян с повинности, сгоняла их в церковь для молитв за здоровье внука. Для восстановления сил и здоровья бабушка часто возила мальчика на Кавказ, в горы. Там мальчик совершая долгие прогулки, научился любить и ценить природу.
Для того чтобы Миша меньше ощущал одиночество, для игр с ним подбирались крестьянские ребятишки. Вместе они лепили фигуры из снега, а потом разукрашивали их разными красками, придумывали игры и забавы. В этот период Лермонтов проявляет задатки своего таланта. Он начинает рисовать, играть на музыкальных инструментах, обучался наукам и языкам. Но особенно окружающих поражала способность мальчика быстро складывать слова в рифму. Причем у Миши это получалось настолько красиво, что бабушка даже записывала некоторые «произведения».
Художественные средства
Какими приемами выразительности воспользовался автор, чтобы создать незабываемый психологический пейзаж? Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» следует начать с рассмотрения метафор, эпитетов, олицетворения.
Лермонтову удается кратко и емко уловить, как выглядит осень в разное время суток. Например, полдень: «уж не любит, меж цветов, пахарь отдыхать порою от полуденных трудов». Он подчеркивает, что время безвозвратно прошло и его не вернуть — пахарь больше не будет отдыхать среди цветов на поляне, урожай собран, поэтому нельзя наслаждаться видом золотого от пшеницы поля.
Осень ночью совсем другая: «ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит». Дни становятся короче, а ночи длиннее, густой туман покрывает землю, из-за чего месяц становится все бледнее и бледнее…
Автор скучает по летним дням, когда солнце не скрывает своего света, по коротким ночам с ясной луной.
Эпитеты и метафоры
Эпитеты помогают прочувствовать атмосферу, всю мрачность и неприветливость осени. Даже «зверь отважный поневоле, скрыться где-нибудь спешит». Метафоры представляют открывающуюся читателю картину природы одухотворенной, загадочной:
Олицетворения и синтаксические приемы
В первом четверостишии автор пользуется олицетворением в качестве художественного приема: «поникши ели зелень мрачную хранят». Деревья оживают перед нами в образе неких суровых стражей, которые грозят бедой святотатцу, решившему нарушить покой их мрачных ветвей.
«Листья кружатся и летят» — листья представляются читателю подобными птицам, они беспокойны и не могут найти себе приюта. Это добавляет ощущение уныния, отчаяния.
«Зверь отважный поневоле…» — яркий образ живого существа, загнанного в угол страхом и отчаянием, несмотря на присущую ему храбрость.
Завершить краткий анализ стихотворения «Осень» можно, обратив внимание на структурное своеобразие и строение предложений. Лермонтов широко использует инверсии: «Листья в поле пожелтели…», «зверь…скрыться спешит», «сквозь туман лишь серебрит». Благодаря обратному порядку слов глаголы переносятся в конец строк и рифмуются, чем достигается певучесть и ритмичность.
Произведение состоит из четырех четверостиший и написано четырехстопным хореем. Лермонтов использовал перекрестную рифму и из-за этого ритм стиха легкий. Кроме того, ощущается своеобразный внутренний ритм за счет вспомогательной безударной стопы.
Композиция
По форме «Осень» — три катрена (то есть четверостишия), которые объединены в одну строфу. В произведении нет конкретного сюжета, время не развивается линейно, хронологически. Лирический герой наблюдает за осенним увяданием природы, за изменениями, которые происходят из-за смены времени года — всё это и находит описание в «Осени».
Стихотворение построено на антитезе — противопоставлении того, как было, и того, как стало:
Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов.
Использование выразительных средств
При анализе «Осени» Лермонтова нужно отметить, что это одно из ранних творений поэта, вот почему текст достаточно прост и бесхитростен. Композиционно он состоит из 3 четверостиший, а синтаксически — из 4 предложений. Описания краткие и емкие, развернутой картины смены времени года, равно как и перемен в настроении лирического героя, поэт не дает.
Текст представляет собой словесную иллюстрацию собирательного образа осени, которая для Лермонтова не золотая нарядная пора, а увядание природы. Особенности рифмы:
Анализ стихотворения Лермонтова «Осень» предполагает описание изобразительных и выразительных средств, которые позволили автору создать словесный рисунок осенних красот. Прежде всего, это эпитеты: «отважный зверь», «тусклый месяц», «мрачная зелень». Выражение одухотворенности природы, ее способности жить собственной жизнью достигается за счет использования олицетворения — «листья кружат и летят». Они уподобляются птицам, стремящимся к солнцу, в бескрайние просторы небес.
Обращается молодой поэт и к метафорам: «зелень мрачную хранят», «месяц поле серебрит», они помогают завершить создание целостной картины мира. Еще одно средство выразительности — инверсия, использование обратного порядка слов. Это помогает выделить фразы, подчеркнуть их значимость для Лермонтова.
Таковы основные особенности ранней пейзажной лирики М. Ю. Лермонтова, отразившиеся в одном из первых его стихотворений — миниатюре «Осень».
Средства художественной выразительности
Михаил Юрьевич Лермонтов изобразил природу красивым и лаконичным языком, используя простые, но красочные средства выразительности. Например, метафоры «поле серебрит» и «ели хранят зелень».
Также стихотворение наполнено такими эпитетами, как: поникшие ели, мрачная зелень, нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц. В произведении присутствует троп олицетворение: «листья кружатся и летят», «ели зелень мрачную хранят».
Автор: Юлия Петрова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Композиционное и жанровое своеобразие
При анализе стиха Лермонтова «Осень» следует описать композиционную структуру. В ней выделяется 3 четверостишия, объединенные в строфу. Сначала описываются перемены, происходящие осенью с миром флоры, за которыми наблюдает лирический герой. Они не кажутся ему волшебными картинками, а представляются в мрачном свете. Второе четверостишие содержит обращение к миру людей, в нем поэт рисует образ пахаря, для которого осень — время долгожданного отдыха. Жатва и прочие работы на поле завершены, теперь этот честный труженик может насладиться покоем.
Наконец, третье четверостишие описывает, как мир животных готовится к предстоящим холодам — зверь стремится поскорее найти укрытие. Завершает текст еще одна небольшая пейзажная зарисовка с месяцем на фоне бескрайнего черного неба. Кажется, что сама природа стихла, поскольку звуковые образы не используются.
Конечно, текст сохранился не полностью, возможно, на втором листе содержалась философская строфа.
При написании сочинения по произведению нужно отметить и его жанровую специфику. Литературоведы относят «Осень» к элегиям. Нарисованные поэтом осенние картины так и дышат грустью и сожалением о том, что никогда не вернуть. Кажется, что все в природе благополучно, не происходит ничего необычного: листва становится желтой, дикие звери готовятся к зимовке, человек завершает осенние полевые работы. Но от ощущения безысходности и грусти избавиться не удается.
Анализ стихотворения Лермонтова – Осень
1. История создания: “Осень” – одно из самых ранних произведений М. Ю. Лермонтова. Стихотворение сохранилось не полностью, так как следующий лист тетради был вырван.
2. Жанр: Пейзажная лирика.
3. Основная идея стихотворения: Неотвратимое приближение зимы. Еще сохраняется осеннее тепло, но во всей природе ощущается какая-то смутная тревога перед зимней спячкой.
4. Композиция произведения: Последовательная. Лермонтов легкой рукой набрасывает небольшие яркие зарисовки пейзажа, а также человека и животных.
5. Размер стихотворения: Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства: Картину увядающей природы молодой поэт ярко подчеркивает эпитетами: “мрачною”, “нависшею”, “тускл”. С помощью олицетворения (“ели… хранят”) он словно бы приоткрывает перед читателем тайную завесу, за которой скрывается никому не ведомая жизнь.
7. Главная мысль произведения: Заключается в том, что с наступлением осени повсюду распространяется неизбежная грусть и тоска. Первый признак печального времени года – пожелтевшая листва, кружащаяся в воздухе. Некоторую надежду на лучшее подает “зелень” хвойного леса. Но вид “поникших елей” напоминает, что это – всего лишь обман. От этой безрадостной картины автор переходит к изображению состояния человека.
Лучше всего понимает и чувствует природу простой крестьянин, всю жизнь занимающийся земледельческим трудом. Поэтому нежелание “пахаря” отдохнуть на лоне природы убедительнее всего доказывает, что наступили необратимые перемены. В преддверии близких холодов даже “зверь отважный” стремится найти какое-нибудь убежище. Таким образом, весь мир поспешно готовится к долгой и суровой зиме.
Неизвестно, какое продолжение имело стихотворение в несохранившейся части. Но заключительные две строки подводят закономерный итог: на фоне ночного тумана пробивается тусклый свет месяца. Лермонтов написал стихотворение “Осень” в очень раннем возрасте, но уже в этом юношеском опыте заметны зачатки будущего разочарования поэта в жизни.
Даже если не ставить в пример Пушкина (восхищавшегося осенью), любой поэт находит какие-то светлые моменты в осенней поре. По крайней мере, зимняя спячка все равно будет прервана весной. Лермонтов склоняется к очень мрачному взгляду. Он замечает только отрицательные стороны осени. Лирический герой не обозначен, но он угадывается. Наблюдатель настроен пессимистично, он покорно ждет наступления зимних бурь и метелей.
Жанр произведения
Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.
Позже Лермонтов часто подражал немецким и английским романтикам, находясь под сильным влиянием Гете, поэтому «Осень» можно считать одной из первых попыток быть причисленным к сонму лермонтовских романтических кумиров.
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова.
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.
Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики. Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…
Жанр произведения
Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.
Позже Лермонтов часто подражал немецким и английским романтикам, находясь под сильным влиянием Гете, поэтому «Осень» можно считать одной из первых попыток быть причисленным к сонму лермонтовских романтических кумиров.
Немного можно найти таких печальных стихотворений об осени, как это произведение Лермонтова. Поэт будто смотрит на всю нежную, грустную, поникшую и увядшую красоту осенней природы, замечает приметы наступающего сезонного затишья, вдыхает воздух родной земли. Вдохновившись, он пишет это лирическое и по-романтически грустное творение.
Краткая история создания
«Осень» относится к раннему творчеству поэта, год создания — 1828. К сожалению, текст не сохранился полностью, вторая страница была вырвана и уничтожена. Однако и фрагмент, попавший в руки исследователей, говорит, что даже в молодости Лермонтов был одиноким замкнутым человеком, который относился к осени по-своему. Картины золотых деревьев и багряного ковра, покрывающего землю, не вызывали в его сердце положительного отклика, а скорее, навевали хандру.
Вот несколько фактов, касающихся истории написания текста:
В более зрелом творчестве Лермонтов редко писал пейзажную лирику, скорее, картины природы становились лишь фоном, позволявшим ему передать собственные мысли и чувства, рассказать о своем одиночестве и душевной тоске. Но четырнадцатилетний поэт еще способен наслаждаться красотой природы, яркими и сочными красками осени.
В тексте нет и намека на мысли самого Михаила Юрьевича: это просто пейзажная зарисовка, в которой переплелись 3 измерения, относящиеся к миру растений, животных и людей.
При чтении можно заметить скуку лирического героя, ему неинтересно наблюдать за сменой времени года, за тем, как листва желтеет и облетает с деревьев, как отдыхает пахарь, а лесной зверь, спасаясь от зимних предстоящих холодов, спешит укрыться в берлоге.
История создания
Краткий анализ стиха Лермонтова «Осень» проводится в 3—5 классе. Ученикам можно предложить следующий план разбора:
Что видели глаза четырнадцатилетнего юноши, когда в его душе складывались первые поэтические строки? В «Осени» Лермонтова, как в акварельном рисунке, отразились впечатления детских и отроческих лет поэта. Ему приходилось проводить много времени в родовом поместье бабушки в Тарханах Пензенской губернии. Возможно, именно там, одиноко прогуливаясь по бескрайним черноземным полям, лугам и перелескам, молодой и замкнутый поэт наблюдал, как меняется природа, как трудятся крестьяне на полях.
Что тяготило его душу, когда он записывал эти строки в тетрадь? Скорее всего, тревога о том, что ждет его в будущем, а также гнетущие отношения в семье. Мальчик лишился матери в раннем возрасте, а затем был отнят у отца и воспитывался строгой бабушкой.
Несомненно, Лермонтов любил ее, однако запрет на общение с отцом вызывал в душе подростка бунтарские чувства. Стихотворный набросок «Осень» является своеобразной иллюстрацией этих противоречивых эмоций.
Многие исследователи соглашаются, что стих Лермонтова «Листья в поле пожелтели…» является незаконченным — в тетради вырвана следующая страница. Наиболее вероятным кажется, что известный поэт задумывал написать целую осеннюю элегию в духе романтизма, которому присущи печальное и унылое восприятие мира, пессимистическое настроение.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не типичен, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.