Метафорические карты что это и для чего они нужны
Несмотря на название, ни интуитивные, ни метафорические карты не имеют никакого отношения к гаданиям, магии, мистике и прочим непроверенным вещам. Это вполне научный психологический инструмент для работы со своим подсознанием, в котором, как известно, можно найти ответы на все свои вопросы.
Причины всего происходящего в нашей жизни всегда кроются только в нас, и потому чтобы решать проблемы и задачи, с которыми мы сталкиваемся, нужно понять, почему они пришли в нашу жизнь и что нам нужно сделать, чтобы справиться с ними. Это и помогают сделать интуитивные и метафорические карты – понять и изменить.
В принципе, в этом деле можно было бы обойтись и без карт, если бы мы вполне умели слушать и слышать себя. Но наша культура и воспитание таковы, что нас больше учат анализировать и просчитывать, чем прислушиваться к движениям своей души, поэтому когда приходит пора разобраться в себе, сделать это бывает довольно сложно.
Когда нас спрашивают, кто мы и что с нами происходит, на сознательном уровне мы можем выдать вполне четко сформулированный, логичный ответ, вот только это, как правило, совсем не помогает найти выход из сложившейся ситуации. Сознание лишь демонстрирует, как мы привыкли думать «правильно». Но что действительно может нам помочь, так это то, что скрыто в нашем подсознании, наши истинные желания, потребности, наше истинное Я. Однако подсознание так легко свои тайны не выдает, и интуитивные и метафорические карты это как раз способ получить быстрый и эффективный доступ к нему.
Второе название у метафорических карт – ассоциативные, потому что они работают по принципу ассоциаций. Сознание позволяет нам создавать желательный образ себя и представлять его окружающим, но ассоциации всегда выдают нашу истинную суть. При взгляде на карту возникают образы, ощущения, мысли – именно они подсказывают ответы на наши вопросы, помогают понять себя, потому что показывают, в чем в действительности заключается проблема, тревожащая или тормозящая нас. Также с помощью карт можно определить способы, как эти проблемы решить, и увидеть ресурсы, которые позволят это сделать.
Важно только то, что мы сами видим в картах
У карт нет никаких определенных значений – важно только то, что мы сами увидим в рисунке. У всех людей разный опыт, разные взгляды, убеждения, поэтому каждый увидит что-то свое. И это не может быть правильным или неправильным – это только будет раскрывать то, что на данный момент происходит у нас в душе, наши мысли и чувства по отношению к происходящему. Более того, в разное время, будучи в разных состояниях, в одном и том же рисунке можно увидеть что-то совершенно разное. Поэтому когда мы сами смотрим на карту, выбранную открыто или вытянутую вслепую, важно понять, какие ощущения она вызывает в нас. О чем она лично для нас.
Остается только удивляться открытиям, которые позволяют сделать интуитивные и метафорические карты. Порой они открывают для нас такие очевидные, но настолько скрытые до поры ответы, что можно только бесконечно задаваться вопросом, что же мешало нам увидеть их раньше. И это порой и правда похоже на волшебство. Однако еще раз повторюсь – никакого волшебства в этом нет. Только психология. Попробуйте и убедитесь сами.
Чтобы работать с картами, нужно правильно составлять запросы. В следующий раз поговорим о том, как это делать.
Напишите в комментариях, что вы видите в ней, какие мысли и чувства она в вас вызывает. Хорошее или плохое, тревогу или спокойствие, радость или печаль. Если мы будем достаточно активны, то наглядно убедимся в том, о чем я написала выше – каждый увидит в рисунке что-то свое.
Например, мне в этой карте мне видится манящая глубина, в ней свежо, хорошо и спокойно. Но что-то мешает мне погрузиться в эту глубину, отдаться ей, некая тревога, мысль, что рано расслабляться, не время для этого…
Если продолжить эту работу над собой, можно задать вопрос, что является источником тревожности, далее – что поможет придти к своему внутреннему спокойствию. Карты позволяют довольно быстро настолько проработать проблему, что она окажется либо полностью снята, либо мы получим большой ресурс и мотивацию для дальнейшего движения вперед.
Вот так работают интуитивные и метафорические карты.
Чем метафорические карты будут полезны педагогу и тренеру
Этот инструмент изначально был придуман для самоанализа и психотерапии, но эффективно применяется и в учебных целях.
Катя Павловская для Skillbox Media
Анастасия Блинова
Работает в сфере образования 8 лет. Была преподавателем и методистом в вузах (МГЛУ, Государственном институте русского языка им. А. С. Пушкина, институте «Первая Академия Медиа») и в Skillbox. Сейчас — методолог направления высшего образования в «Нетологии».
Фото: Skillbox Media
Что представляют из себя метафорические карты
Однако в целом для использования в качестве метафорических карт подойдут практически любые иллюстрации и фотографии.
Редакция «Образование» Skillbox Media
Онлайн-журнал для тех, кто работает или хочет работать в сфере образования. Рассказываем о трендах, теории и полезных практиках.
Как применять метафорические карты в обучении
Важная особенность метафорических карт в том, что каждая из них представляет собой неоднозначный образ, при попытке толкования которого человек раскрывает собственные мотивы, эмоции и переживания, личный или профессиональный опыт.
Коуч или педагог может задавать направление, например с помощью открытых вопросов, однако кроме этого не должно быть никаких ограничений и тем более оценок («правильно» или «ошибочно»).
Однако, проявляя уважение к любым возникшим у обучающегося ассоциациям, педагог или тренер должен помочь перенести эти образы в реальные решения и практические действия. Иначе достичь результатов обучения не получится.
Карты для мотивации и вовлечения в учебный материал
Метафорические карты помогают создать атмосферу доверия, настроить обучающегося на самоанализ, рефлексию, саморазвитие и поиск решений. В начале тренинга или занятия можно предложить участникам выбрать по карте из колоды и попросить их интерпретировать изображение с точки зрения внутренних мотивов обучения, желаемых результатов, возможных препятствий.
Карты для развития soft skills
В обучении взрослых людей метафорические карты тоже полезны. Так, колода Persona («Персона»), как было описано в статье Николая Буравцова в журнале «Мир науки, культуры, образования», успешно применялась в тренинге по развитию креативности, харизматичности и других лидерских качеств. Психолог-консультант предлагал клиенту выбрать и описать карты-портреты, а также ответить на вопросы, какими качествами, по его мнению, обладают эти личности и какую роль названные качества играют в их жизни. В результате это помогло клиенту построить стратегию личностного развития.
Для корпоративного обучения можно использовать и специализированные колоды — такие тоже появились. Например, Mapping Business и «Деловые игры». В коробках, как правило, содержатся описания техник и упражнений. Также можно применять самый простой подход: попросить участников тренинга вытащить вслепую по три карты, а затем истолковать их как ответы на следующие вопросы:
Карты для проработки сценариев поведения
Карты для анализа групповой динамики и управления ею
Для сближения также хорошо помогает упражнение, где каждый член группы вытаскивает вслепую по одной карте, а потом сочиняет фрагмент общей истории, продолжая за предыдущим рассказчиком.
Карты для подведения итогов обучения
МАК могут быть полезны и в конце обучения. Попросите участников вытащить по две карты и с их помощью описать своё состояние в начале и конце учебного курса или тренинга: вспомнить свои цели, оценить достигнутые результаты. Это поможет педагогу или тренеру получить обратную связь, а обучающимся — отрефлексировать свой опыт.
Что такое метафорические ассоциативные карты (МАК), и как они работают?
Метафорические ассоциативные карты (иногда их ещё называют ОН-карты, проективные карты) имеют уже более чем 20-летнюю историю. Первая колода карт была создана в 1975 году Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Колода карт получила название «OH» (междометие в английском языке, обозначающее удивление).
Совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт как психологического инструмента. В 1983 году Эли Раман познакомился с Моритцом Эгетмейером, который разглядел в картах «О» столь долго искомый инструмент, с помощью которого можно было бы подтолкнуть клиента к откровенному разговору о себе и своих проблемах.
Это проективная психологическая методика, в которой важен не заложенный изначально смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные ассоциации, и реакция на них будет также абсолютно разной у каждого.
Метафорические ассоциативные карты — это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины.
Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картин создаёт игру смыслов, обогащающуюся при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для клиента в настоящее время.
Метафорические ассоциативные карты являются психологической проективной методикой. Терапевт играет роль модератора этого процесса, помогая прийти к тому решению, которое будет наилучшим в данной ситуации для самого человека.
Иногда, кажется, что мы уже и так всё знали, но почему-то не могли разрешить конфликт, противоречие или изменить стратегию своего поведения, потому что знать — это уровень интеллекта, а на уровне подсознания логика не действует.
Почему эти карты называются — метафорические и ассоциативные?
Метафорические, потому что это не просто картинки, а они нарисованы или созданы так, что их образы многослойны, имеют много смыслов и возможностей для интерпретации.
Ассоциативные, потому что, когда мы смотрим на картинку, возникает связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в вашем сознании и закреплённые в вашей памяти.
Метафоры вызывают ассоциации, связанные с ситуациями или людьми из вашей жизни, с теми внутренними состояниями или процессами, которые происходят внутри нас. Эти ассоциации отражают наши проблемы или ситуации, даже если мы про них уже давно забыли и не вспоминаем. Может всплыть то, что мы давно вытеснили в подсознание, какая-то травмирующая ситуация, в том числе и из раннего детства. И карты помогут её безопасно и экологично проработать.
Чем хороши метафорические карты?
Использование карт для обращения к психотравмирующей ситуации через метафору создаёт безопасный контекст для поиска и моделирования решения.
Карты предоставляют нам возможность увидеть наглядную картину любых межличностных отношений или взаимоотношений человека с любыми идеями и образами из его внешней или внутренней реальности.
Метафорические карты — это чудесный инструмент, который помогает тонко и чётко осознать то, что лежит в подсознании, минуя внутреннее сопротивление и сознательные установки и представления, создавая атмосферу доверия.
За счёт этого возможно безопасно и легко:
Метафорические ассоциативные карты:
Изменения, которые происходят с помощью метафорических ассоциативных карт, становятся возможными, потому что есть корреляция между внутренним миром и внешним. Внутренние процессы нашей психики коррелируют с событиями внешнего мира. Меняя что-то внутри, мы как бы притягиваем изменения во внешнем мире.
Это происходит благодаря феномену синхронистичности — беспричинной связи между событиями, когда происходит то, что не должно произойти, но это вдруг случается. Мы постоянно сталкиваемся с этим феноменом в жизни, когда мы «притягиваем» какие-то события, или случайным образом избегаем нежелательных, или просто идём куда-то и встречаем нужных нам людей, в магазине находим нужную вещь, просто случайно зайдя туда, или происходят нужные для нас события.
Этот феномен лежит в использование проективных методов в психологии и в том числе в работе с метафорическими картами, когда, доставая карту, мы иногда, неожиданно для себя, понимаем, что именно эта карта отражает наше состояние или ситуацию. И тогда мы полностью оправдываем название самой первой колоды «ОН»: «О!» — возглас удивления!
Метафорические карты: что это такое, как с ними работать
Метафорические карты открывают окно во внутренний мир человека; ассоциативные реакции на проиллюстрированные карты позволяют задуматься о детских воспоминаниях, вспомнить подавленные переживания и освободить заблокированные чувства. Поскольку интерпретации метафор, представленных в карточках, полностью зависят от наблюдателя, одна и та же карта может вызывать различные реакции у разных участников.
Описание
Карты стимулируют творчество и общение. Они могут использоваться как творческая, совместная игра, предназначенная для улучшения коммуникации, поощрения выражения и стимулирования воображения с помощью различных интерпретаций.
Метафорические ассоциативные карты – это инновационный инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Знание механизмов инструмента повышает эффективность его использования, позволяет выявить недостатки и реализовать модификации.
Терапевтические карты, также называемые метафорическими иллюстрированными картами, являются дополнением к профессиональному набору инструментов. Их используют индивидуальные, семейные и групповые терапевты, тренеры, и психологи.
В некоторых колодах метафорические карты могут быть с изображениями и вербальными (карточки со словами или фразами). Благодаря смешиванию и сопоставлению карточек, а также случайному или преднамеренному соединению изображений со словами создается бесчисленное множество комбинаций, которые могут соединяться между чувствами и словесным выражением. Сочетание слов и иллюстраций запускает проекцию внутреннего содержимого на внешние изображения, тем самым освобождая выражение чувствительных или болезненных предметов, что может привести к новым представлениям.
Метафорическое мышление
Когда логическое понимание, желание и намерение, похоже, не помогают разрешать конфликты, новая точка зрения может помочь достичь нового конструктивного решения. Метафорический язык, формирующийся при работе с картами, позволяет людям «перепрыгивать» на свои защитные механизмы, которые основаны на обычных социальных соглашениях и т. д. Метафора, как язык правого полушария, может разрушить порочный круг негативной мысли и поведения и создать благоприятные изменения. Именно на основе этого определения проще всего понять, что это такое – метафорические карты.
Когда участникам предлагается выбрать карточку и использовать ее, чтобы представить себя, они могут «изобретать себя» с помощью изображений, линий, цвета или формы. Карты приглашают их обратиться к скрытым ресурсам воображения, чтобы мобилизовать визуальные, чувственные и интуитивные способы мышления.
Карточки, как метафорические проекционные инструменты, заставляют работать фантазию. Она, в свою очередь, помогает освободить детское поведение без суждения или критики, становится исцеляющим опытом. Могут быть созданы воображаемые миры, что способствует развитию творчества. Они помогают создать пространство, в котором можно позволить себе изобретать, верить и мечтать, зная, что «фантастическая реальность» здесь служит навыкам преодоления, а не для того, чтобы избавить от реальности.
Использование
Существуют разные типы метафорических карт. В общем, их использование – это способ обмениваться чувствами, фантазиями и идеями в рамках, который защищают конфиденциальность и уязвимость. В этой игре все выигрывают. Каждая колода может использоваться сама по себе или в сочетании с любыми (или всеми) другими колодами, как строительные блоки для творчества. Возможны неограниченные вариации. При работе с метафорическими картами обучение не занимает много времени. Простые в использовании инструкции для игры и работы включены в каждую колоду.
Рост факторов, которые отрицательно влияют на психику человека, наблюдается в современной реальности. Это ставит вопрос об улучшении эффективности психотерапевтических услуг, побуждает исследователей разрабатывать новые инструменты. Метафорические ассоциативные карты интересны в этом аспекте и ученым, и терапевтам.
Они помогают активировать подсознание. Этот процесс позволяет продвигаться в глубины психики. Требуется всего несколько секунд, чтобы вызвать свободные и спонтанные ассоциации в уме и выявить силу внутренних образов, введя в рассмотрение наличие архетипов и энергий внутри нас самих. По сути, они представляют собой игровой способ исследовать подсознание, развивать творчество и эмоциональные навыки, а также вступать в контакт с сущностью самого себя.
При работе с метафорическими картами техники могут быть различными, так как их можно использовать разными способами. Они полезны для стимулирования отражения и ретроспекции.
Самостоятельное использование
Играя с ними в одиночку, можно научиться наблюдать и исследовать свои чувства, читая их в метафорическом и прямом значении, учитывая, что метафорические карты – это такое средство глубокого познания самого себя. Для этого необходимы пять шагов:
Групповая работа
При игре в группе один игрок дает свою интерпретацию своих карточек, а другие могут дать обратную связь, чтобы прояснить интерпретацию, следуя нескольким простым инструкциям относительно взаимного уважения, потому что метафорические карты – это такой способ группового взаимодействия. Игра также может быть сыграна парами. Благодаря сочетанию слова и образа, посредством такого соединения возникает нечто неожиданное и новое.
Группы, похоже, более подробно разбираются в своих идеях и чувствах, когда придают свои мысли символу или картине. Поскольку участники делятся информацией о карте, а не непосредственно о себе, они чаще охотно делятся друг с другом.
Примеры работы с группой
Групповая работа включает в себя несколько этапов.
Принципы действия
Метафорические карты – это новый психологический инструмент, основанный на «классических» психологических феноменах. Это набор карточек, изображающих реальность вокруг нас (люди, природа, предметы и т. д.) Клиент анализирует и интерпретирует свои собственные ассоциации, возникшие в уме.
Проекция
Одним из основных механизмов карточек является закон проекции. На самом деле они являются стимулом, который вызывает ассоциации потоков, которые содержат информацию о внутреннем мире человека. Карты – это объект, на который нанесен проецируемый материал.
Проецирование – психологический процесс, который относится к механизмам психологической защиты, согласно которым внутренне ошибочно воспринимается как исходящее извне. Человек приписывает кому-то или что-то свои мысли, чувства, мотивы, черты характера и т. д., полагая, что он взял что-то извне, а не внутри него. Впервые оно было описано Зигмундом Фрейдом.
Диссоциация
Важная роль в работе инструмента также связана с чувством безопасности, которое проявляется в диссоциированном состоянии.
Метафора
Метафора относится к базовому феномену, лежащему в основе инструмента.
Метафора – это косвенное сообщение в виде истории или фигура речи, оборот речи, состоящий из слов и выражений в переносном смысле на основе некоторой аналогии, сходства или сравнения. Метафора основана на сходстве или подобии, это аналоговые отношения: X относится к Y, поскольку A относится к B. Чтобы понять смысл метафоры, человек должен активировать правое полушарие. Кроме того, бессознательное уловит необходимый смысл. Поэтому следует помнить, что метафорические карты – это такая уникальная возможность заглянуть в собственное бессознательное.
Исследователи разных наук (лингвисты, психологи, философы) занимаются изучением метафоры. Лингвисты Бэндлер и Гриндер наблюдали клиническую работу Эриксона, который часто использовал метафору в терапевтических целях, и на основе этих наблюдений построили свое лингвистически-ориентированное представление о механизме воздействия метафоры.
Метафора, согласно их теории, действует по принципу триады, проходя через три этапа значения:
Подход к третьему этапу означает, что начался трансдеривационный поиск (слушатель коррелирует с метафорой). Сама сюжетная линия – это только мост между слушателем и скрытыми в сюжетных посланиях сообщениями, которые никогда не достигнут получателя без этой невидимой работы по установлению необходимой личной связи с метафорой. Как только связь установлена, начинается взаимодействие между рассказом и пробуждением к жизни внутреннего мира слушателя.
Левое и правое полушарие
Использование в качестве терапевтических катализаторов
Цели применения
Карты служат агентами бессознательных чувств не только для клиента, но и для терапевта. Вполне возможно, что карточная терапия представляет собой нейро-биологический межсубъективный сценарий, в котором впечатления и реакции на карты происходят между правым полушарием клиента и правым полушарием терапевта. Метафорическая иллюстрированная карта может служить здесь как средство эмпирического невербального объединения и терапевтического вмешательства. Терапевт использует их, чтобы помочь клиентам определить их уникальные способы борьбы со стрессом, кризисами и травмами.
Метафорические карты, в частности, помогают справляться с потерей. Когда печаль блокирует словесное выражение чувств, метафорические карты часто помогают освободить их. Они позволяют клиентам поддерживать определенный уровень расстояния между собой и болезненными событиями и защищать себя при входе в зоны личной боли.
Возможные результаты
При работе с метафорическими картами можно справиться с кризисом и травмой:
Самопознание
При этом нет каких-либо жестких правил и ограничений. Гадание на метафорических картах не требует большого объема специальных знаний, так как результат, фактически, определяется тем, что чувствует человек при взгляде на изображение.
При этом можно затрагивать любые области: семью, здоровье, работу, отношения, результат каких-либо действий. Основным требованием будет правильная постановка вопроса. С их помощью нельзя получить конкретный ответ на вопрос, например, когда, да или нет. Имеют смысл только ассоциации, причем у каждого человека при взгляде на одну и ту же картинку они могут быть совершенно разными.