Метамодерн что это простыми словами
Метамодерн, как дорога в никуда
***
В роковой день 11 сентября 2001 года мир изменился навсегда.
Началась новая эпоха, которую многие учёные называют « метамодерном», «гипермодерном» или «пост-постмодерном».
Метамодернизм — одна из попыток определить актуальную культурную реальность.
Термин был предложен в 2010 году двумя голландскими философами-теоретиками Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером.
В политике для него характерны жёсткие идеологии, когда он стремится сделать универсального, «массового» человека (марксизм, анархизм, фашизм).
Например, сталинизма десятилетиями обтёсывал советское общество, избавляясь от всех, кто не подходил под формальные признаки «надёжного товарища» — вот политическое выражение модерна.
Идеи модернизма очень привлекательны в общей форме, и доказательства тому яркие утопии «Мы», «О дивный новый мир», утопии Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы в их знаменитых трудах «Утопия» и «Город солнца».
Но примером модерна может служить и антиутопия « 1984».
В любом случае это всегда тоталитарные государства с жёстким государственным аппаратом.
Однако человек — непостоянная система, его невозможно вписать в чёткие рамки, ведь стремление отойти от правил и догм всегда будет сохраняться.
Отсюда любые модернистские идеологии это борьба против ветряных мельниц с желанием обуздать вольный дух человека.
Универсальность истины не только надела на всех женщин чулки от фирмы DuPont, но и столкнула друг с другом целые цивилизации.
Две мировые войны стали апогеем модерна.
Если мы хотим общей истины для всех, но в то же время уничтожаем носителей этой истины (людей), то кто будет получать выгоду от проекта модерна?
Узкая прослойка элиты, либо же вообще никто.
Для постмодерна игра с культурным наследием прошлых эпох уже самоцель и её цель та масскультура, которую сейчас наблюдаем.
Примером может служить работа Солженицына « 200 лет вместе «, где вся литература по сути исследование архивов, а не художественное слово, насколько она переполнена архивной информацией с указанием фондов, их нахождением, архивных номеров, собственным словообразованием, подчас странным, и пр.
Но от прохождения такого «квеста» зритель получает удовольствие, потому зачем самому что-то знать, изучать, думать, когда вот оно и вполне достаточное чтобы прослыть знающим дабы в нужное время вставить и своё слово.
До конца 80-х годов мир был поделён на два враждующих лагеря: коммунистический и демократический.
Но постмодерн возник и проявил себя, в первую очередь в демократических странах, а уже потом пришёл в страны Варшавского договора после падения «железного занавеса».
Можно сказать, что модернистский коммунизм морально устарел к концу XX века, не выдержав ударов постмодернистских молотков по Берлинской стене
Отличие постмодерна от модерна в отрицании универсальной истины.
Это похороны богов и сомнение во всём.
Он не занимает определённую позицию.
Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна.
В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.
Это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего.
Вы можете читать Достоевского.
Всерьёз считать Киркорова гением.
Следить за инстаграммой Бузовой и слушать музыку Чайковского.
Молиться Богу и не соблюдать посты.
Вы можете делать всё.
Всё что любите не только честно, но и с иронией.
И это нормально.
Благодаря этому новому чувству, человеку позволительно искать как бы собственную цель.
Таким образом, в раскачивании между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднялся над нами метамодерн.
Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной, но это глубина иного порядка, чем в постмодерне.
Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера.
Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.
Метамодерн не является инструментом, философией или идеологией— это структура чувства.
Дело в том, что используя какую-то определённую модель, обычно человек ставит мир в рамки.
Метамодерн же призван встать над этими рамками.
Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.
Либо эти рамки могут быть навязаны. ментально.
Не случайно уже сейчас пошли разговоры о «ментальной войне», о подготовке кадров для информационного противодействия в военной и гражданской сферах, перезагрузке молодежной политики, а также возобновление активного и широкого диалога с «консервативным большинством».
«Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».
Мы вступили в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков.
Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине.
Он воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство, о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель.
По мнению Зиммеля, человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя.
Этим Зиммель объясняет непостоянство человеческой природы.
Следовательно, ни один из нас не может быть категорично объяснён, ибо мы постоянно находимся в движении.
Также можно подумать, что идеалистически звучащая структура чувства метамодерна не для всех, а только для тех, кто в теме.
Какое дело бабушке у магазина до метамодерна?
Но ведь в том и суть, что эта абстрактная бабушка у магазина живёт в парадигме того же постмодерна, но не ощущает и не осознаёт этого.
Культура эпохи — это не законы или уставы, а атмосфера.
Неосязаемый эфир, пронизывающий всех живущих в нём людей.
Это тот самый дух времени.
Санкт – Петербург.
Ул. Рубинштейна. Театр Европы – Малый Драматический театр Льва Додина.
Вдаль фасада афиша о премьере. « Братья Карамазовы».
Молодая пара.. Лет по 20.
*
Он.
— Чего-то висит. о чём это?
Она.
— Наверное, про каких-то мужиков.
Примеры живописи метамодерна. Работы Адама Миллера и Митча Гриффита.
Колебание и неопределенность: что такое метамодерн и чем он отличается от постмодерна
Любовь Карась
Постмодернизм умер. На смену ему пришел постпостмодернизм. И охарактеризовать его пока что не могут сами теоретики культуры, тем не менее ясно одно: колебания и неопределенность — неотъемлемые черты современного мира. И прослеживаются они как в искусстве, так и в общественной жизни, политике и науке. Разбираемся в терминах «постмодерн», «постспостмодерн» и «метамодерн» и их отличиях.
Откуда и зачем появился метамодернизм
Одни современные исследователи утверждают, что эпоха постмодернизма закончилась в конце 90-х, другие спорят, что она только трансформируется и принимает новые формы.
Метамодерн — это глобальный культурный процесс, характеризующийся колебаниями между двумя противоположностями (модерн и постмодерн)
Характеристики метамодернизма
деконструкция (разрушение стереотипов),
ирония (скрытая насмешка),
стилизация (придание творческому произведению черт другого стиля),
релятивизм (относительность понятий),
Колебания — естественный порядок мира.
Нужно освободиться от инерции.
Движение возможно посредством колебания между положениями с диаметрально противоположными идеями.
Признание ограничений и тщетность любых попыток выйти за установленные границы. 5. Мир стремится к энтропии.
Новые технологии позволяют смотреть на мир с множества позиций.
Так же, как наука стремится к поэтической элегантности, художники могут искать истину.
Прагматический романтизм свободен от идеологической привязки.
«Метамодернизм следует определять как непостоянное состояние между иронией и искренностью, наивностью и знанием, релятивизмом и правдой, оптимизмом и сомнением и за их пределами, в погоне за множеством разрозненных и неуловимых горизонтов. Мы должны идти вперед и колебаться», — так завершает манифест Тернер.
Метамодерн — новый способ смотреть на мир
Если вы ещё не заметили, эпоха постмодерна закончилась: постмодернисты не могут больше сказать ничего нового о нас самих и мире, в котором мы живём. На смену приходит метамодерн, который поможет если не осмыслить происходящие перемены, то хотя бы со многим смириться.
В роковой день 11 сентября 2001 года мир изменился навсегда. Началась новая эпоха, которую многие учёные называют «гипермодерном» или «пост-постмодерном» (ударение на хронологическую позицию новой эпохи). Философы, культурологи и другие специалисты используют разные термины, пытаясь дать определение наступившему времени.
Метамодернизм — одна из существующих на сегодня попыток определить актуальную культурную реальность. Термин был предложен в 2010 году двумя голландскими философами-теоретиками Тимотеусом Вермюленом и Робином ван ден Аккером.
Свои основные идеи Вермюлен и Аккер изложили в книге «Заметки о метамодернизме». Но перед тем, как разобраться, что такое метамодерн, давайте сначала постараемся выяснить, чем характеризуются предыдущие эпохи. Это поможет понять, почему метамодерн имеет приставку «мета» (над), и что «поднимает» его над другими парадигмами.
Модерн
Культура
Эпоха модерна начинается после так называемой классики — периода, включающего в себя античность, Средние века, Ренессанс и так далее. Классическая эпоха создала основные образцы произведений искусства, а модерн начал их пересматривать и искать новые формы выражения. Так, например, родились русский авангард, абстракционизм, дадаизм и другие формы. Применительно к искусству следует говорить про модернизм.
Политика
Читайте также :
Идеи модерна достаточно радикальны. Например, философия модерна очень поляризована и не имеет градиентов (марксизм, анархизм, фашизм). В политике для модерна характерны жёсткие идеологии, которые ещё называются метанарративами — одним общим смыслом, который, как прокрустово ложе подгоняет под себя всё попадающее под руку. Модерн стремится сделать универсального, «массового» человека. Например, метанарратив сталинизма десятилетиями обтёсывал советское общество, избавляясь от всех, кто не подходил под формальные признаки «надёжного товарища» — вот политическое выражение модерна.
Модернистские идеи очень красивы в общей форме. Модерн породил яркие утопии и антиутопии. «Мы», «О дивный новый мир», «1984» — эти произведения радикализируют идеи модерна, которые в своё время были заложены ещё Томасом Мором и Томмазо Кампанеллой в их знаменитых трудах «Утопия» и «Город солнца».
Общества модерна часто вырождались в тоталитарные государства с жёстким государственным аппаратом. Но человек — это непостоянная система, его невозможно вписать в чёткие рамки, ведь стремление отойти от правил и догм всегда будет сохраняться. В каком-то смысле модернистские идеологии боролись против ветряных мельниц, желая обуздать вольный дух человека.
Философия
Универсальность истины не только надела на всех женщин чулки от фирмы DuPont, но и столкнула друг с другом целые цивилизации. Две мировые войны стали апогеем модерна. Если мы хотим общей истины для всех, но в то же время уничтожаем носителей этой истины (людей), то кто будет получать выгоду от проекта модерна? Узкая прослойка элиты, либо же вообще никто. 1945 год стал концом не только Второй мировой войны, но и модерна как цивилизационного метанарратива.
Постмодерн
Культура
Постмодерн открыл эпоху абсолютного плюрализма. Постмодерн сочетает в себе всё прошлое наследие человечества и деконструирует его, играя с ним, иронизируя, цитируя и копируя. Французский социолог Жан Бодрийяр назвал этот процесс созданием так называемых симулякров — бесконечных копий копий, где оригинал навсегда потерян. Для постмодерна игра с культурным наследием прошлых эпох превратилась в самоцель. Постмодерн в культурном плане создал ту самую массовую культуру, которую мы наблюдаем сейчас.
Массовая культура постмодерна настолько сложна, что её объяснение становится не менее увлекательным, чем потребление. Например, в русскоязычном интернете с этим отлично справляется журналист Гриша Пророков.
Это может быть интересно :
Массовая культура постмодерна имеет фантомную глубину. Зачастую она одномерна. Эту одномерность разные авторы превращают в квест из отсылок и цитат. Тексты постмодерна переплетаются так сильно, что не могут существовать друг без друга. Культурный дискурс постмодерна бесконечно усложняется, превращаясь в циклопическую матрёшку. По сути текст этой статьи — тоже постмодернистская матрёшка, поскольку потерял бы всякий смысл, не будь в нём тонн ссылок и цитат.
В культуре постмодерна произведения сложны не из-за того, что «пасхалками» стремятся заменить смысловую пустоту. Усложенение требуется, чтобы сделать восприятие произведения глубоким эмоциональным опытом. От прохождения такого «квеста» зритель получает удовольствие, потому что использует для этого весь свой культурный багаж. Выигрывает автор, который снабдит произведение достаточным количеством отсылок, чтобы принести зрителю удовольствие от культурной включённости. Так знание подменяется суррогатом знания, подмигиванием тем, кто «в теме». Зачастую произведения постмодернистской культуры предусматривают деконструкцию реальности и игру на её руинах.
Политика
В постмодерне истина перестала быть универсальной. Конечно, эпоха Холодной войны ставит под сомнение это утверждение, потому что до конца 80-х годов мир был поделён на два враждующих лагеря: коммунистический и демократический. Но постмодерн проявил себя, в первую очередь, именно в демократических странах, а уже потом пришёл в страны Варшавского договора после падения «железного занавеса». Этим фактом можно объяснить несостоятельность коммунистической идеи: сложно находиться в статичной парадигме, когда прогрессивный мир стремительно уходит вперёд. Можно сказать, что модернистский коммунизм морально устарел к концу XX века, не выдержав ударов постмодернистских молотков по Берлинской стене.
Это может быть интересно :
Философия
Прежде всего, постмодерн отличается от модерна тем, что отрицает универсальную истину. Именно постмодерн окончательно похоронил бога, заставив сомневаться во всём. Если модерн пытался превратить индивида в «массового человека» (как в СССР, например), то постмодерн начал дробить, деконструировать общество до индивида.
Постмодерн сделал абсолютную истину условной: любая истина может быть побита другой истиной. В постмодерне понятие истины вообще теряет какой-либо смысл. Здесь нет того самого общего метанарратива, характерного для тоталитарных обществ. Нет идеологии, нет бога, есть конец истории, как писал американский политолог Фрэнсис Фукуяма. По его мнению, либеральная демократия, которая стала продуктом постмодерна, должна стать итогом общественного прогресса человека.
Постмодерн деконструировал всё, что построили другие культурные эпохи, начал играть с этими элементами, как с кубиками LEGO. Постмодерн иронизирует, цитирует и копирует, входя в бесконечную рекурсию в потоке бодрийаровских симулякров.
Но что-то начало меняться. Либеральные идеологии ощущают угрозу со стороны правых популистов вроде Дональда Трампа и Марин Ле Пен, массовая культура застряла в своей одномерности, а человек оказался в заложниках деконструкции и рекурсии. Глобализация не сделала мир по-настоящему единым, а информационные технологии, хоть и помогают людям общаться без преград, но, в то же время, поляризуют общество по информационному признаку.
Метамодерн
Культура
Метамодерн двигается благодаря раскачиванию между противоположностями (осцилляции). Он не занимает определённую позицию. Он воспринимает мир и культуру как один общий поток смыслов, которые есть части общей истины, где каждая единица важна и самодостаточна. В нём нет места снобизму, элитизму, нет высокой и низкой культуры.
Метамодерн — это то состояние, когда вы можете испытывать честное удовольствие от всего. Вы можете читать Достоевского и всерьёз слушать Киркорова, любить сагу «Сумерки» и музыку Чайковского. Вы всё это любите не только честно, но и с иронией. Благодаря этому новому чувству, мы можем не зацикливаться на больших метанарративах, а искать собственную цель. Таким образом, раскачивание между модернистской серьёзностью и постмодернистской иронией поднимает метамодерн над ними. Примером могут служить вечеринки вроде «Дикого Диско!», где ирония, ностальгия и искренность накладывается на российскую треш-попсу.
Это может быть интересно :
Метамодерн стремится найти смысл культуры и искусства, наделить произведения глубиной. Но это глубина иного порядка, чем в постмодерне. Искусство метамодерна стремится к многомерности, как, например, в картинах художника Адама Миллера. В своём цикле «Среди руин» Адам использует приёмы классической иконографии для актуализации экологических и гуманитарных проблем. Другой художник, Митч Гриффит, в цикле картин «Несокрушимая свобода» использует аналогичные приёмы для актуализации проблем личности и свободного общества.
Политика
Политика в метамодерне будет находиться в ещё большей связи с культурой, чем прежде. Медиа и интернет-технологии в целом выступают единой средой для взаимодействия не только отдельных людей, но и институтов. Вполне вероятно, что через некоторое время под воздействием метамодерна политика станет не только более личной, но и менее элитарной.
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США показала, что человек без политического бэкграунда вполне может сесть в кресло президента. Хиллари Клинтон, которая занимается политикой всю свою жизнь, проиграла выборы какому-то яппи из 80-х! Но что будет, если в будущем на выборах в США победит Сергей Брин или Марк Цукерберг? Илон Маск? Деэлитизация политики может пойти на пользу обществу. Как и в крупных компаниях нового типа, политика может взять за основы корпоративные принципы XXI века. Звучит идеалистично, но в победу Барака Обамы тоже никто не верил.
Мы говорим, в первую очередь, о США, потому что это страна, которая порождает глобальные тренды — было бы глупо с этим спорить. Поэтому то, что происходит в политической жизни Америки, со временем может стать ориентиром или даже нормой для других стран.
Это может быть интересно :
Философия
В отличие от модерна и постмодерна метамодерн не является инструментом, философией или идеологией. По словам его создателей Вермюлена и Аккера, метамодерн — это структура чувства. Дело в том, что используя какую-то определённую когнитивную модель, человек радикализирует мир, ставит его в рамки. Метамодерн же призван встать над этими рамками. Это обстоятельство не позволяет считать метамодерн четкой философской системой.
Основатели русскоязычного сайта о метамодерне Артемий Гусев и Мария Серова в интервью журналу «Stenograme» рассказали о новой парадигме так: «Речь идёт о радикальной открытости, о всепринятии. И здесь открывается ещё один тонкий момент. Практика осцилляции (раскачивания) производит ощутимый побочный эффект — она даёт понимание того, что ты стационарно не связан ни с одним явлением, не отождествлен ни с чем. Путь индивидуальности — наблюдать эти раскачивания, но не делать своим пространством траекторию их колебания».
Однажды философия распалась из общего знания о мире на ряд отдельных дисциплин, занимающихся своими предметами. Это случилось тогда, когда Гегель придумал всё, что только можно. В своё время Карл Маркс хотел описать и осознать мир лучше Гегеля, но у него не получилось. Теперь же метамодерн возвращает людей к общему потоку гуманитарного знания, где важно всё.
С точки зрения идеологов метамодерна, мы вступаем в новую эпоху, где новый способ смотреть на культуру призван вытащить общество из модернистских и постмодернистских тупиков. Радикальные идеи модерна могут быть скомпенсированы постмодернистским отрицанием и сомнением. Метамодерн — это неуловимая истина где-то посередине. Метамодерн воплощает в себе человеческий дуализм и непостоянство — «социацию», о которой ещё говорил социолог Георг Зиммель. Социация — это то, что объясняет суть человеческого.
По мнению Зиммеля, человек подобен маятнику, который постоянно мечется между двумя крайностями, стремясь к балансу, но так никогда его не находя. Этим Зиммель объясняет непостоянство человеческой природы. Следовательно, ни один из нас не может быть категорично объяснён, ибо мы постоянно находимся в движении.
Восприятие мира через структуру чувства метамодерна поможет уйти от идеологической зависимости. Когда человеку больше не нужны общие метанарративы, им сложнее манипулировать. Метамодерн — это способ стать личностью. Но, в отличие от ничего не значащего субъекта постмодерна, метамодернистская личность составляет часть общей истины.
В метамодерне людям открывается полнота культуры, потому что можно без иронии и невежества воспринимать всю музыку, литературу, игры и фильмы, ведь в метамодерне нет высокого и низкого, а есть единый поток, где важен каждый элемент. Субъект, культура, политика, философия сливаются в одно постоянно движущееся целое.
Также можно подумать, что идеалистически звучащая структура чувства метамодерна не для всех, а только для тех, кто в теме. Какое дело бабушке у магазина до метамодерна? Но ведь в том и суть, что эта абстрактная бабушка у магазина живёт в парадигме того же постмодерна, но не ощущает и не осознаёт этого.
Культурные эпохи — это не законы или уставы, а атмосфера. Неосязаемый эфир, пронизывающий всех живущих в нём людей. Это тот самый дух времени. Постепенно метамодерн сможет стать эфиром для огромного числа людей. Кого-то он захватит силой, а кто-то будет принимать для себя структуру чувства метамодерна прямо сейчас — это не принципиально.
Метамодерн — это тот постоянно двигающийся фронтир, заставляющий нас идти вперёд, что хорошо показано в клипе американского певца Бэка на песню WOW. Тут вам и постмодернистская культурная деконструкция, и метамодернистский призыв к поиску собственного пути без отрицания мира.
ПОСТ- и МЕТА-МОДЕРН как стадии развития мышления культурного человека[4-5 минут]
Фундаментальную статью я не осилил написать, поэтому пойду от частного к общему, упрощая где только можно.
Но мы можем комбинировать слова так, что они будут отражать то чего не существует: «стол порхает», «Крокодил Солнце проглотил».
Ибо модернистское мышление основано на эффективном отражении действительности.
Плюс модерна в том что он достоверно отражает действительность. Но минус в том что он очень скучный и пресный, как Большая Советсткая Энциклопедия.
А это очень значимый фактор, т.к. эффективное обучение не построишь на скучных вещах. Человек так устроен что обучение идёт эффективнее, если ему интересно.
Люди стали всё дальше отдаляться от «соли земли» и терять связь с модернистской действительностью.
Проявление крайней, уже разрушительно-агрессивной степени постмодернистского мышления мы наблюдаем сейчас в США. Та стадия, когда постмодернистское мышление настолько захватило общество, что перешло в стадию отрыва от действительности к болезни.
Однако, постмодерн всё-таки необходим, иначе культура человеческая не породила бы его.
И эту задачу успешно решает метамодерн.
Модерн и постмодерн объединяет то что оба эти способа мышления являются нетерпимо-агрессивными друг к другу.
Модернист не может вынести формы мышления постмодерниста. Она кажется ему бредом, чушью и психическим отклонением.
Постмодернист, в свою очередь, не может вынести того что модернист не хочет понять его идеи. Постмодернист видит в них исцеление от «детских травм», развлечение и, ошибочно, назначает их абсолютным высшим благом для всего человечества. А модерниста называет отсталым закомплексованным пердуном.
Из-за этих позиций обе формы мышления не являются эффективными. Модернизм полезен взрослому человеку. Постмодернизм полезен ребенку. Но взрослый и ребенок никак не могут договориться и ненавидят друг друга, из-за этого происходит разрыв связи поколений. Более того, такая абсолютизированная внутренняя уверенность в собственной правоте и неправоте собеседника порождает у здорового человека внутренний конфликт между субличностью ребенка и субличностью взрослого. И в итоге мы имеем не только разбалансированную личность, но и разбалансированное общество.
Я постарался кратко и лаконично донести что будущее за метамодерном. И, кстати, новое поколение уже мыслит в этой форме мышления. Они уже гораздо эффективнее нашего поколения, просто ещё пожили не долго. Впрочем, я не могу оценить насколько метамодернистское мышление распространено у молодёжи. Достоверных исследований я не проводил, а всяких сект-компенсаториков и коммерчески выгодных ДОМов 2 до сих пор полным полно.
pps Всё вышесказанное не значит что метамодерн вот недавно только появился, а раньше его никогда не было. Нет. Просто сейчас количество людей мыслящих в метамодернистском стиле активно растёт, в отличии от отдельных людей в прошлом. И освоите ли лично вы эту новую парадигму одновременно и важно и не важно.
Спасибо что дочитали до конца.
Психология | Psychology
8.1K постов 43.9K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
Пффф, сказано так, будто до этого вашего постмодерна не было ни мультиков про говорящих уток, ни Гоголя с его летающими чертями, ни картин Босха, на которых изображено такое, что далеко не каждому любителю запрещённых грибочков привидится. Куда там уж новомодным дизайнерам.
«а мысля постмодернистски, мы можем что угодно назначить истиной или ложью.»
Ещё замечательнее. Конвенциональных истин, которые истины только потому, что их таковыми договорились считать, тоже до всяких там Деррид с Хайдеггерами не было. Ни юридических фикций, на которых стоит правовая система всей европейской цивилизации как минимум со времён Павла и Модестина, ни «воображаемой геометрии» из девятнадцатого века, ни даже простейших геометрических фигур, нигде в природе не существующих, кроме голов тех, кто знает математику, — ничего этого до постмодерна не было. «Это все придумал Черчиль в восемнадцатом году»(с).
Ага-ага. Потому, что высшая математика девятнадцатого века с ее четырёхмерными гиперсферами в метрике Минковского — она прям вот пипец как привязана к реальности. Вот прям потрогать можно и в оппонента при случае швырнуть. А уж то, что какой-нибудь Киплинг писал сугубо о реальных вещах,— это вообще общеизвестный факт. Ну кто из нас никогда в лесу не видел говорящего волка?
«Проявление крайней, уже разрушительно-агрессивной степени постмодернистского мышления мы наблюдаем сейчас в США. Та стадия, когда постмодернистское мышление настолько захватило общество, что перешло в стадию отрыва от действительности к болезни»
Высшая стадия развития мышления — это что-нибудь типа функционального анализа комплексной переменной или на худой конец теории суперструн. А вот это все — просто забавная гуманитарная словесная эквилибристика. Эту высшую стадию, повторюсь, ещё древние греки как минимум перешагнули и не особо заметили.
«, из-за этого происходит разрыв связи поколений»
Вон оно что, Михалыч! Я-то дурак думаю, чего это в голову ещё Сократу взбрело говорить на тему того, что молодежь глупа, груба, невоспитанна, что если так и дальше пойдёт, скоро миру конец. И Ипувер говорил примерно то же ещё тогда, когда до Сократа было примерно как от падения Римской империи до нас. А оно вон как — от конфликта модерна с постмодерном, оказывается. «Простите, а часовню тоже я?»(с).
« И в итоге мы имеем не только разбалансированную личность, но и разбалансированное общество»
А оно когда-то было лучше? Это когда? В первой половине прошлого века с ее двумя мировыми войнами? В новое время со всякими там пандемиями холеры каждый год по расписанию, великими резолюциями, после которых народ заронить было особо негде и всякими там ост-индскими компаниями, последствия деятельности которых Штаты сейчас как раз и разгребают? В средние века, когда эпидемии приводили не к самоизоляции и штрафам, а к гибели трети населения Европы и выпиранию целых городов ( Глухов плачет в углу. То есть, нет — некому плакать)? Может, сбалансированное общество — это про античность с ее рабовладением. Или про каменный век с каннибализмом в качестве социальной нормы? Да, в современном мире дохера проблем, но, черт возьми, мне кто-нибудь скажет, когда их меньше было-то? Я вот оглядываюсь на историю, и понимаю, что мне просто трындец как повезло родиться в таком разбалансирование обществе, а не в любую более раннюю эпоху.
«Всё вышесказанное не значит что метамодерн вот недавно только появился, а раньше его никогда не было.»
Ну хоть что-то. А дальше выяснится, что их и было примерно столько же, сколько сейчас, просто сейчас несть интернет, благодаря которому любой желающий может нести в массы вот жто все вместо того, чтобы реальным делом заниматься)))
Может быть, число мыслящих в метамодерне и увеличилось, но это не точно. Зато точно увеличилось число тех, кто считает, что мыслит в метамодерне. А это не одно и то же.
Благодарю! Хорошее объяснение.
Придумали себе дурацкий постмодерн, который не имеет связи с действительностью, а потом героически с ним борются метамодерном. Ждем постметамодерна и метапостметамодерна.
Пиаже предложил такую теорию развития:
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (0 — 2 года)
2. Период дооперациональных представлений (2 — 7 лет)
3. Период конкретных операций (7 — 11 лет)
4. Период формальных операций (после 12 лет)
Модернизм(от фр. moderne – новейший, современный) – это система течений в искусстве и философии, возникновение которой относиться приблизительно к 70–м гг. ХІХ в. Основными идеями модернизма как культурной волны является начинание новой жизни, нового ощущения времени, приоритета «современного» над «устаревшим».
Но мы можем комбинировать слова так, что они будут отражать то чего не существует
Это же разные вещи.
Один говорит как отремонтировать автомобиль, а другой- сколько ангелов может уместиться на кончике иглы.
Из ваших слов модно сделать вывод, что «постмодернистская речь», это такая философия ниочем.
Жаль нельзя отсыпать плюсов: всё по полочкам разложил!
Метамодерн у вас определен через модерн и пост модерн. Но остаётся решительно непонятно, что это такое, кроме того, что это очень хорошая штука.
Кроме того, что он не отрицает существование других подходов, в чем его метод и подход?
Загадочная сила музыки
Музыки написано много, будет написано ещё более, но от эта мелодия всегда заставляет как-то по-особому сопереживать. Вроде ничего особенного, всё банально просто, но каждый раз торкает. Какие-то незримые ниточки дёргают сознание, вызывая образы далёкого, но близкого и родного неизведанного бытия. Наверное, причина в гении Артемьева, полагаю.
Wokeism: идеология (статья о философской основе вокизма) + определение терминов woke и SJW
Вступление и определение терминов (от тс)
Те, кто следит за западной политикой и некоторыми тенденциями оттуда, уже хотя бы раз встречали термин «woke». Сегодня он используется всё чаще уже и в наших интернетах.
Woke переводится с английского как «пробуждённый», «проснувшийся». Пришел он из афроамериканского сленга, где использовался еще во второй половине прошлого века. В значении вроде «проснуться и не мириться с дискриминацией».
Иначе говоря, он стал описательным термином для всего этого движа за социальную справедливость, которую мы наблюдаем в политике, бизнесе, культуре и даже в науке. Феминизм, гендерная идеология, разнообразие, радикальный антирасизм и прочее.
У нас его пока не переводят, а пишут просто «воук«.
Особо «воукнутых» неравнодушных граждан клеймят social justice warriors или SJW. Что в переводе значит «борцы за социальную справедливость», а коротко у нас их называют СЖВ (правильно произносить SJW надо как эс джей даблъю, но это сложна, так что. ).
Забавно, кстати, что изначально сжв имело положительную коннотацию. Борцы сами себя так называли. Изменение произошло после того, как слово стало ассоциироваться с крайней неадекватностью. Как идеологической, так и в плане поведения. Аналогичная история происходит сейчас и с воук.
Кстати, противники всех этих тенденций иногда называют себя анти-сжв. Но чаще всего unwoke (непробужденные).
Сами же сжв и другие проснувшиеся называют себя просто «прогрессистами». Так же их называют буквально все крупные и «авторитетные» издания, а также западные институции и образовательная система.
Аналогично и с их идеологией. Свои неомарсксистские воззрения они называют просто прогрессизмом. Более того, даже отрицают, что это идеология.
Это, кстати, интересная вещь. Когда идеологию просто не считают таковой. Определенное мировоззрение выставляют просто нормой (стандартом). Вот уж их идеологи мыслили в верном направлении: воистину слова творят нашу реальность!
Тем не менее, противники называют её: сжв-идеология, воук-идеология, иногда воук-культура, а также регрессивное левачество и вокизм (wokeism). Всё это, конечно же, пейоративы.
У нас продвижение «социально справедливой» повестки обычно называют просто «повесточка«.
Подо всем этим движем есть очень четкая философская база.
В наших интернетах не так много инфы. Однако есть эта небольшая статья, которая коротко это всё описывает. В том числе со ссылками на литературу.
Материал уже публиковался на пикабу, но под другим заголовком и с другими тегами. Однако, нет ничего лучше, чем повтор хорошего материала.
Идеология wokeism’а или социальной справедливости (СС) еще ждет своего исследователя. Попытаюсь дальше вкратце перечислить основные корни и положения этого интеллектуально-философского активистского течения.
Ее представитель Макс Хоркхаймер в 1934 сформулировал основные положения того, что сейчас в западных вузах преподают как критическую теорию. Общественные науки должны четко понимать конечную точку общественного развития (коммунизм), искать и находить недостатки общества, под которыми понимаются расхождения между текущей ситуацией в обществе и конечной точкой, а также организовывать деятельность по социальному активизму.
8. Вот мы и подошли к текущим событиям. Идеология wokeism’а или социальной справедливости в настоящее время считает, что:
— общество находится в постоянном конфликте за власть, ресурсы и возможности между белыми мужчинами-угнетателями и маргинализированными группами;
— весь дискурс создан и поддерживается белыми гетеросексуальными мужчинами с целью угнетения маргинализированных групп, даже и особенно если белые мужчины это не осознают или отрицают;
— традиционные инструменты белого человека, такие как научный метод или либерально демократическое государство являются инструментами угнетения, не подходят для маргинализированных групп и должны быть деконструированы;
— наиболее полным знанием о реальности обладают наиболее угнетенные представители меньшинств, особенно нескольких сразу;
— если представитель угнетенного меньшинства (к примеру, чернокожий) не считает необходимым деконструкцию институтов, он больше не Black так как инериоризировал whiteness и отказался по факту от своей идентичности;
— цель переустройства общества определяется как equity, diversity и inclusion.
В дополнение к описанным мною основным положениям идеологии, я забыл добавить главное: что это, в представлении носителей, за система, которую надлежит деконструировать? Называется она фаллологоцентрическая гетеронормативная патриархия или whiteness (в отличие от Blackness, обязательно с маленькой буквы).
Diversity – цель и процесс достижения такой композиции населения страны или сотрудников организации, в результате которой представлен весь ассортимент реального опыта, т.е. опыта угнетения и всевозможных пересечений разных аспектов такового. Начинается с требования нанять/пустить одного трансгендера, женщину или представителя BAME, а заканчивается требованием полного паритета (см. equity).
Если у вас остались вопросы и вы живете и работаете в США, Великобритании, Австралии или Новой Зеландии, можете спросить члена Diversity and Inclusion Committee, который несомненно присутствует в вашей организации, будь она государственная или частная.
1. James Lindsay – Cynical Theories
2. Herbert Marcuse – One-Dimensional Man: Studies in the Ideology of Advanced Industrial Society
3. Herbert Marcuse – A Critique of Pure Tolerance (1965), Essay «Repressive Tolerance»
4. Kimberlé Williams Crenshaw – Mapping the Margins: Intersectionality, Identity Politics, and Violence Against Women of Color
5. Peggy McIntosh – White Privilege: Unpacking the Invisible Knapsack
6. Robin DiAngelo – White Fragility
7. Ibram X. Kendi – How to Be an Antiracist
Изначально опубликовано в комментах в жж, а позже собрано там же в статью.