Метанойя что это такое
МЕТАНОЙЯ
Смотреть что такое «МЕТАНОЙЯ» в других словарях:
Метанойя — (греч. μετάνοια, «перемена ума», «переосмысление») термин, обозначающий перемену в восприятии фактов или явлений, обычно сопровождаемую сожалением; раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) … Википедия
Исповедь — У этого термина существуют и другие значения, см. Исповедь (значения). Таинство покаяния (Никола Пуссен, 2 я треть XVII в. Национальная г … Википедия
Раскаяние — Раскаяние отрицательно окрашенное чувство, сочетающее в себе сожаление по поводу своего поступка и чувство вины за его последствия. «Чистосердечное раскаяние» по действовавшему ранее Уголовному Кодексу РСФСР 1960 г. было одним из… … Википедия
Метанойа — Метанойя (греч. μετάνοια, букв. «после ума») термин, обозначающий сожаление о чем то свершившемся, раскаяние (особенно в психологии и психотерапии). В религиозной (особенно раннехристианской) традиции зачастую несёт смысловое значение покаяния.… … Википедия
УСПЕНСКИЙ — Петр Демьянович (1878–1947) – рус. и англ. философ идеалист. Род. в Москве. Получил математич. образование. С 1921 жил в Англии. В соч. Tertium organum. Ключ к загадкам мира. (СПБ, 1911) У., исходя из идей Канта и Маха, критиковал понятие… … Философская энциклопедия
ОРИ Карлос Эдмундо де — ОРИ (Ory) Карлос Эдмундо де (р. 1923), испанский писатель. Книги лирики «Стихи 1945 69» (1970), «Открытая поэзия» (1974), «Метанойя» (1978), «Аэролиты» (1985). Проза (сборник рассказов «Отбросы», 1975, и др.) … Энциклопедический словарь
Настроение — Настроение достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.[1] Настроения принято отличать от аффектов, чувств и эмоций. Может означать также:… … Википедия
Эмоция — Эта статья об одном из видов эмоциональных процессов. О более общем понятии см. Эмоциональный процесс. Эмоция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий… … Википедия
Чувство — в Викисловаре? … Википедия
Православная Жизнь
Посмотрим, что нам говорит древнегреческое слово «покаяние».
Есть такая поговорка — «не согрешишь — не покаешься». Дескать, грешить не так уж и страшно. Может, даже и нужно. Сделал какую-нибудь гадость — ну и что? Главное, чтобы потом покаялся, а потом и снова можно то же самое. И все повторяется по кругу, словно жуется и никак не проглатывается один и тот же кусок. Эта поговорка — оправдание дурной бесконечности, когда человек совершает один и тот же поступок, потом вроде о нем сожалеет, кается, а потом вновь совершает его, и нет этому дурному круговороту конца.
Однако посмотрим, что нам говорит древнегреческое слово покаяние – ἡ μετάνοια (metanoia). Если его дословно перевести на русский, оно значит «перемена ума», «умоперемена». Составлено оно из существительного ὁ νοῦς (nus) – ум, мысль, разум, иприставки μετά, которая и означает перемену, изменение (как тоже в греческом слове«метаморфозы» – изменения форм).
И вот греческое слово нам подсказывает, что в покаянии главное — это изменение сознания, такая «перемена ума», которая меняет человека и уже не позволяет ему быть прежним.
Конечно, каждый из нас слаб, и всегда, увы, может сорваться. Но если было принесено настоящее покаяние, то, даже если потом человек проявил слабину, он не будет себя успокаивать мыслями «да ничего страшного, потом покаюсь, и взятки гладки».
Здесь еще правильно надо понимать, каково значение слова ὁ νοῦς, «ум» в древнегреческом языке. Под этим словом понимается не ум как отдельно взятая способность человека рационально прикидывать и рассуждать, когда говорят: головой понимаю, что это плохо, а все равно делаю. «Ум» тут означает всего человека, все его духовные способности.
Поэтому настоящее покаяние и означает перемену всего человека — и его сознания, и его поведения. Тут в идеале должна меняться вся жизнь. Иуда тоже раскаялся, что предал Христа. Он сожалел о своем предательстве, но не совершил настоящего покаяния. Ведь он не нашел в себе ни сил попросить прощения у Бога, ни загладить свой ужасный поступок искупительными делами. А вот апостол Петр, который трижды отрекся от Христа, потом тысячекратно загладил совершенный грех своей последующей жизнью и мученической смертью.
Зависимость как возможность прийти к Богу
Центр «Метанойя» разработал одноименную программу, рассчитанную на людей, страдающих разными формами зависимости и созависимости, значительная часть из них больна алкоголизмом и наркоманией. Участие в программе помогает не только в преодолении недуга, но и в обретении православной веры. Недаром выздоравливающие сформировали собственную православную общину. О том, как сегодня живет и развивается программа «Метанойя», рассказал один из ее руководителей протоиерей Алексей Гостев.
— Ваше Высокопреподобие, в чем заключается идея программы «Метанойя»?
— Начнем с этимологии. Слово «метанойя» означает покаяние, обращение ума, преображение жизни, что соответствует выздоровлению зависимого. Наша программа — это своеобразная духовная надстройка для групп АА (анонимных алкоголиков) и АН (анонимных наркоманов), а также анонимных созависимых, то есть родственников и близких страдающих от этих недугов людей. Ее идея — в оказании духовного, с православной точки зрения, содействия выздоравливающим в группах АА и АН и помощи тем, кто осознал, что избавление от зависимости — это духовная проблема. Программа позволяет ее участникам конкретизировать свое понимание Бога и отношение к Нему.
Кроме того, людей, сомневающихся в том, ходить или не ходить на встречи групп взаимопомощи, мы убеждаем, что все-таки не стоит пренебрегать этим эффективным, действенным инструментом.
На наши занятия, которые мы называем просто «встречи», приходят не только православные верующие, но и атеисты (см. Справку). Мы никому не навязываем православную веру, однако в своих рассказах участники программы делятся радостью встречи с Христом, примерами Его помощи, и это многих воодушевляет.
— Как «Метанойя» связана с известной программой «12 шагов» и с группами взаимопомощи?
— У «Метанойи» есть отличия от «12 шагов». Например, на каждой встрече обязательно присутствует священник, она начинается с молитвы, затем священник читает Евангелие. Как правило, выбирается отрывок ближайшего дня или праздника. И в пастырском слове не только разъясняется этот евангельский сюжет применительно к сегодняшнему дню, но и говорится, какую духовную пользу от него может обрести выздоравливающий. После этого участники программы по желанию делятся своими мыслями о евангельском отрывке или рассказывают о личном опыте выздоровления (здесь мы похожи на анонимные группы). Можно задать священнику волнующий вопрос и, соответственно, услышать ответ.
На этих встречах также присутствует православный психолог, который помогает в обмене мнениями и тоже отвечает на вопросы о проблеме зависимости. Он может остаться после встречи и проконсультировать. То есть это не лекции, не богослужение, не прием у каких-то целителей — это именно встреча и разговор о личном духовном и жизненном выборе и пути.
Кроме того, в программе «Метанойя» участвуют врачи-наркологи (в частности, главврач Наркодипансера № 11 Сергей Владимирович Долгий), которые рассказывают о медицинских аспектах зависимости и выздоровления, о пользе групп самопомощи. Иногда врачи просто приходят на наши встречи, чтобы, по их словам, понять проблему в духовном измерении.
Таким образом, мы работаем для людей выздоравливающих (не разделяя их по форме зависимости) и одновременно находящихся в состоянии духовного поиска. Практика показывает, что в России такой поиск очень часто приводит в Православную Церковь. Но к нам приходит немало и тех, кто уже живет и участвует в ее таинствах, но при этом оказался из-за своей болезни или болезни своих близких в тупике. Они приходят к нам в надежде на духовную поддержку. Далеко не каждый священник понимает природу зависимостей, поэтому отношение к ним таково: если, например, человек пьет, то пусть покается и возьмет себя в руки. К сожалению, мы имеем дело с людьми, где так просто проблема не решается, потому что это уже не только грех (что возможно на каких-то начальных этапах), а болезнь со всеми вытекающими последствиями. Здесь нужна уже специальная помощь. Как говорит игумен Иона, автор и руководитель нашей программы, в нашем случае вопрос о соотношении греха и болезни лежит в плоскости химической зависимости. Алкоголики или наркоманы — не просто безнравственные и распущенные люди (болезнь не знает ограничений), а люди с генетически неблагополучной природой, с серьезными духовно-, психо-, социобиологическими нарушениями (часто хорошо сознающие всё происходящее и глубоко от этого страдающие).
— Существует мнение, что за алко- и наркозависимостью в конечном счете стоят человеческие недостатки: гордыня, самоволие, неумение решать жизненные проблемы. Но как взаимосвязано одно с другим?
— Есть биологический аспект, когда у человека нарушены защитные механизмы психики и соматики. Предположим, человек выпил лишнее, и ему стало плохо. И когда ему предлагают еще, то он в силах отказаться. Это реакция здорового человека.
Также и утром его не потянет опохмеляться. Но если в человеке этот защитный механизм сломан в силу наследственности или своей распущенности, то отсутствие самоконтроля или несоблюдение духовных заповедей может привести к алкоголизму.
Это типичная пастырская история, когда священник советует злоупотребляющему задуматься об избыточном потреблении и прекратить. Но если человек не следует совету батюшки и продолжает уступать греху, то его защитный механизм ломается, и он в итоге превращается в алкоголика. Например, ему нужно выступить перед большой аудиторией, у него стресс. Он выпил — стало легче. У него семейные неурядицы или ему трудно общаться в коллективе — снова к рюмке и т.д.
Но если вы знаете, что у вас сломаны механизмы защиты (то есть вы зависимый), однако стремитесь ко Христу, участвуете в жизни Церкви, ведете духовный образ жизни, вы всё время контролируете эту опасность и вам удается ее избежать. А если я живу как все и не отслеживаю свои разрушительные действия, я при сломанном механизме попадаю в эту ловушку. Конечно, это путь Эго. Мне не нужен Бог, я не хочу учиться решать свои проблемы с помощью Христа: я просто пользуюсь химическим веществом и деградирую. И однажды выясняется, что эти частые возлияния отбросили человека в его духовном развитии назад. Мы видим, что он не научился общаться, не научился любить, работать в коллективе, понимать своих ближних и т.д. Он, как ребенок, как больной человек. Поэтому работа на выздоровление не только набор методов «не пить», это духовная работа — научиться выходить из тех лабиринтов, куда он ушел когда-то, бездумно следуя своим желаниям.
— Вы могли бы привести конкретный пример успешного результата программы?
— Об этом рассказывают сами участники в своих отзывах на нашем сайте. Но вот совсем недавняя история. К нам пришла пожилая женщина (ей было около 70 лет), ее муж и сын — алкоголики. Жизнь с ними сделала ее созависимой. Она была прихожанкой храма, но этого оказалось недостаточно, чтобы найти силы что-то изменить. Она уже не могла отделить от себя проблему, чтобы начать заниматься собой и собственной духовной жизнью. Прошло некоторое время, и она, к удивлению своих домочадцев, вдруг покупает паломническую поездку в Иерусалим и отправляется в Землю обетованную. И вернулась полная духовных впечатлений и переживаний. Нужно добавить, что до этого она никогда никуда не ездила, всё время была с головой погружена в свой безрадостный быт. То есть в ней произошло внутреннее преображение, она увидела свою жизнь со стороны, а главное, выход из тупика. И перемены в ней самой, ее изменившееся отношение к близким привели к тому, что и муж, и сын задумались о своем выздоровлении. В частности, муж — тоже пожилой человек — первый раз в жизни исповедовался и причастился, его болезнь вошла в ремиссию, то есть он не пьет.
А сын начал ходить в группу взаимопомощи, стал меньше пить. Понятно, что выбраться полностью из ее ситуации, которая складывалась десятилетиями, за два-три месяца нельзя, но начались перемены. В чем причина? Если эта женщина прежде брала ответственность за своих родственников на себя, то здесь она отделила себя от их проблемы. Когда выздоравливающий созависимый начинает по-новому выстраивать отношения в семье, говоря алкоголику примерно так: «Ты сделал этот выбор, но теперь ты сам будешь за него отвечать, а мне есть чем заняться», это неизбежно влияет на зависимого, даже если он не признает свою болезнь.
— С какими проблемами руководителям программы «Метанойя» приходится сталкиваться?
— Сегодня мы подошли к тому, чтобы систематизировать весь накопленный материал и опыт в методическом пособии, которое будет рассчитано на священников и психологов. Оно учитывает именно наш опыт, как сочетать православную духовность с выздоровлением по программе «12 шагов». Но пока этому препятствует недостаток времени и средств. По этой же причине у нас нет возможности более широко распространять нашу программу в Москве и других регионах. Средства позволили бы арендовать больше помещений, нанять больше психологов (пока у нас их двое), а значит, оказывать помощь большему количеству людей. Хотя наш опыт работы по программе «Метанойя» уже заинтересовал священника Алексия Агапова, настоятеля храма Михаила Архангела в Жуковском Московской области, и он организовал группу взаимопомощи у себя на приходе.
— Если оглянуться назад, какие основные итоги существования программы «Метонойя» вы могли бы подвести сегодня?
— Главным итогом мы все-таки считаем благословение Святейшего Патриарха Кирилла на освящение храма-часовни в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», которое состоялось в Наркодиспансере № 11. Это очень важно, потому что стало серьезным достижением, можно сказать венцом, всей нашей работы. Была просто программа, люди приходили за выздоровлением, а в итоге сложилась православная община. Ее члены не только объединены одной проблемой, но и общей радостью обретения и пребывания во Христе. Два раза в месяц по субботам мы служим в этом храме Литургию. И каждый раз это 60–80 причастников. Храм важен для выздоравливающих, потому что здесь у священников есть понимание их проблемы. Люди сами признавались мне, что им трудно исповедоваться на другом приходе, потому что священники там не всегда могут понять их состояние и адекватно отреагировать. А к отцу Ионе в Даниловском монастыре не всегда на исповедь попадешь — так много к нему приходит исповедников.
Кроме того, я вижу, как меняются те, кто участвуют в нашей программе. Даже если они ходят в храм, поначалу это, по сути, разрушенные изнутри люди с потухшим взглядом, убитые своим горем, замкнутые, зажатые, сгорбленные, не в состоянии с кем-либо открыто обсудить свою проблему. Но проходит время, и происходит чудо: они распрямляются, оживают, у них становятся другие глаза, начинают говорить, получают огромную поддержку и начинают по-настоящему жить. Я считаю, это самый главный результат всей нашей работы.
С 2006 г. московский Свято-Данилов ставропигиальный мужской монастырь осуществляет духовное руководство и окормление православного реабилитационного центра «Метанойя», где помогают алкозависимым и наркозависимым людям, а также людям с нехимическими зависимостями (такими, как игромания, интернет-зависимость и пр.) и их родственникам. За десятилетний период существования через программу «Метанойя» прошло от 5 до 7 тыс. человек. По своей структуре их можно условно разделить на три группы: крещеные, но не воцерковленные (около 40 %), воцерковленные, участвующие в церковных таинствах (35 %), не крещеные, но интересующиеся проблематикой выздоровления (25 %). У программы есть свой сайт metanoia.msdm.ru. Занятия проходят по субботам в молодежном отделе Свято-Данилова монастыря (в группе «Метанойя-1», ул. Даниловский Вал, д. 22), по четвергам — в Наркологическом диспансере № 11 (группа «Метанойя-2», м. «Полежаевская», ул. Куусинена, д. 4, корп. 3).
Руководитель направления по работе с наркозависимыми и алкоголиками — игумен Иона (Займовский), e-mail:iona@msdm.ru.
«Метанойя» не является коммерческой организацией, этот православный центр существует на благотворительные средства.
Игуменом Ионой (Займовским) написано две книги, посвященные проблематике зависимости: «Лоза истинная» и «Странички трезвости на каждый день». По его благословению семь лет назад была написана икона «Лоза Истинная», молитва перед которой способствует, по отзывам страждущих, не только душевному и духовному укреплению, но и решению жизненных проблем.
Протоиерей Алексий Гостев родился в 1967 г. в Москве. Окончил в 1989 г. филологический факультет Московского университета. Хиротонисан 27 мая 1990 г. архиепископом Можайским Григорием. Настоятель храма Святителя Николая с. Аксиньина Одинцовского р-на Московской обл. Уже десять лет участвует в реализации программы «Метанойя» вместе с ее автором игуменом Ионой.
СОДЕРЖАНИЕ
Языческое использование
Использование в Новом Завете
В Евангелии от Матфея 27: 3 используется греческий глагол metamelomai, где говорится, что Иуда «покаялся» после того, как увидел, что Иисуса уводят. Метамеломаи означает «мучительную печаль» или «раскаяние». По словам Джеймса Глентворта Батлера, «насколько возможно [ метамеломаи ] является точным эквивалентом слова« Покаяние »или« Покаяние ». Библеист А. Т. Робертсон отмечает, что у Иуды были только печаль и сожаление, а «простая печаль не приносит никакой пользы, если она не ведет к изменению ума и жизни [ метанойя ]».
Использование в раннем христианстве
Имея в виду
Словарь Мерриам-Вебстера транслитерирует греческое μετάνοια в metanoia и заимствует его как английское слово с определением, которое соответствует греческому: «преобразующее изменение сердца; особенно : духовное обращение», дополненное объяснением греческого источника метанойи: » от metanoiein изменить свой ум, раскаиваться, из мета- + Noein думать, от Nous ума «. Синонимы слова «преобразование» включают «изменение взглядов» и «метанойя».
Другие интерпретации
В своем толковании Подтверждения Объединенная методистская церковь Миннеаполиса, Миннесота, отмечает:
Чарльз Тейлор определяет метанойю как «изменение позиции» и строит свой метод пастырского консультирования на «модели метанойи». При этом Тейлор напоминает, что центром служения Иисуса был призыв к метанойе. Для Милтона Крума метанойя означает «изменение восприятия с его поведенческими плодами». Таким образом, метанойя составляет центральное место в проповеди. Питер Сенге отмечает, что то, что происходит в « обучающейся организации », которая переживает «более глубокий смысл« обучения »», есть «метанойя», что означает «сдвиг в сознании». Следовательно, заключает Сенге, «понять значение слова« метанойя »- значит понять более глубокое значение слова« обучение »».
МЕТАНОЙЯ — ПРАВОСЛАВНЫЙ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР
«МЕТАНОЙЯ» — программа помощи страждущим
Проходивший 25 июля 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил ежегодно отмечать День трезвости 11 сентября, в день усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Монастыри традиционно помогают людям, страдающим от недуга винопития. Накануне престольного праздника Данилова ставропигиального мужского монастыря Москвы редакция сайта «Монастырский вестник» предлагает читателям ознакомиться с программой «Метанойя», которую насельник обители игумен Иона (Займовский) вместе со своими коллегами разработали специально для тех, кто хотел бы избавиться от алкоголизма и наркомании.
Не руководить, а сотрудничать
С другой стороны, очень хорошо, когда они на виду, – например, когда группа действует при храме, потому что, выздоравливая, люди неизбежно потянутся в Церковь. Из опыта я знаю, что если священник несколько раз в год приходит на открытое собрание такой группы, то выздоравливающие алкоголики бывают очень признательны за то, что их принимают, понимают, что, несмотря на их болезнь, их не отвергают, не считают людьми третьего сорта. Надо сказать, что среди так называемых анонимных алкоголиков много людей достойных, успешных в социальном плане…
Создавать группы можно было бы при многих храмах, но, увы, это не так просто. С больными людьми нужно уметь выстраивать отношения.
Нежелание трезветь прячется за внешней религиозностью
Особенностью работы групп самопомощи является то, что здесь не принято говорить о религии – говорят только о собственном выздоровлении. Думаю, что такая традиция была положена в основу работы групп, чтобы уйти от религиозных споров, которые отвлекали больных, химически зависимых, от главной цели. Но очевидно для меня и то, что, выздоравливая, эти люди начинают тянуться к Церкви. Заполнив, как положено по программе Двенадцати шагов, графу «Мои недостатки» (читай: «Мои грехи»), они часто приходят ко мне и говорят: «Батюшка, мы хотели бы прийти на генеральную исповедь», – и становятся церковными. У них появляется интерес к Таинствам. Не к обрядовой стороне, а именно к глубинной жизни Церкви.
Книга «Анонимные алкоголики» рекомендует на определенном этапе трезвости примкнуть к традиционной религии. В России это – Православие. И мне лично, конечно же, хочется помогать людям воцерковляться более активно, чтобы иметь возможность указывать им на духовные проблемы. Но есть и другая проблема, когда за внешней религиозностью, точнее будет сказать, – обрядовостью, человек прячет свое нежелание выздоравливать. Подобные манипуляции широко распространены среди православных.
Программа для православных?
Программа «Метанойя» родилась, благодаря коллективному труду единомышленников – выздоравливающих алкоголиков с большими сроками трезвости и их родственников. Я насельник Данилова монастыря. Более пятнадцати лет занимаюсь проблемой помощи страждущим от алкоголизма и наркомании. Проходил обучение за границей и в России, несколько раз с этой целью был в Америке, изучал опыт Польши, окончил школу консультантов в московской организации «Старый Свет». Собрания группы проходят на территории Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при нашей обители.
В переводе с греческого слово метанойя означает покаяние, изменение ума, перемена сознания. Поначалу мы выслушали много замечаний о том, что название хорошо было бы изменить, так как слово это – незнакомое, но постепенно к нему привыкли, как привыкли и к тому, что в группах перед началом собрания читают молитву «Отче наш».
Как известно, сама программа Двенадцати шагов, на основе которой строит свою работу Сообщество анонимных алкоголиков, родилась из Евангелия, но нам хотелось адаптировать ее к Православию, сделать удобной для церковных людей. И мы с коллегами создали программу «Метанойя», которую можно назвать авторской и православной. Некоторые элементы мы взяли из опыта работы групп самопомощи, но есть у программы и свои особенности.
«Метанойя» преследует сразу несколько целей, и первая из них – катехизаторская. Я ориентирую участников собрания на частое Причастие, частую Исповедь. Все они молятся дома, читают Священное Писание. И все понимают, что это действительно им нужно. На собраниях мы вместе читаем Евангелие, я говорю с людьми о Боге, о Таинствах и, наконец, о выздоровлении, потому что к нам обращаются с проблемой химической зависимости.
Милосердные самаряне
Собственно, Двенадцать шагов создатели программы заимствовали из Нагорной проповеди Христа, а идея Сообщества анонимных алкоголиков родилась из Евангельской притчи о милосердном самарянине. Священник сказал израненному, истекающему кровью человеку: «Ты грешник», – и прошел мимо. Левит (читай: психолог или врач) сказал: «Ты слабовольный человек, тебе надо волю укреплять», – и тоже не задержался рядом с умирающим. А несчастный продолжал лежать в крови, в собственных нечистотах… И только милосердный самарянин, сам отверженный иудейским обществом человек, обвязал раны больного и сказал ему: «Я такой же, как и ты. Я, как и ты, умирал, но теперь я здоров, жив, счастлив! Хочешь последовать моему примеру?»
Все мы знаем из личного опыта или из опыта близких нам людей, что алкоголики и наркоманы никому не нужны, ими никто не хочет заниматься. Но выздоравливающие алкоголики, эти милосердные самаряне, уцелевшие после смертельной болезни, ходят в наркологические больницы, потому что им самим это нужно, чтобы оставаться трезвыми. Такая вот особенность. Им это выгодно, чтобы укреплять и поддерживать свою трезвость не только на физическом, но и на духовном уровне.
Почему это происходит? Это тайна, и объяснить ее ни с какой другой точки зрения, кроме как с христианской, невозможно. Почему, когда мы подаем милостыню, нам становится так хорошо? Прежде всего потому, что мы приближаемся ко Христу. Человек, помогая ближнему, отдает и получает одновременно. Это закон Христов. «Будьте милосердны, как милосерден Отец ваш Небесный», – говорит нам Святое Евангелие. В нашем случае это происходит очень предметно: помощь другим алкоголикам помогает человеку оставаться трезвым. Он получает такие мощные позитивные импульсы, которые помогают ему ощущать себя трезвым в самом высоком смысле слова. А кроме того, когда один алкоголик помогает другому алкоголику, уходит тяга к спиртному. Думаю, что это – подарок алкоголикам от Бога.
Как проходят собрания
Обычно к нам на собрание группы приходят от 40 до 50 человек. Это предел, который может вместить имеющееся в нашем распоряжении помещение. Добрая половина этих людей потом приходит ко мне на исповедь. Они просят, чтобы их не только исповедовали, но и побеседовали с ними, хотя бы кратко.
На собрании группы мы вместе читаем перед иконой молитву о душевном покое. Мне дал эту молитву отец Иоанн (Крестьянкин). Молитва эта христианская, но авторство ее, к сожалению, неизвестно. Его приписывают разным святым: и Фоме Аквинскому, и Августину Блаженному… По духу она напоминает молитву Оптинских старцев.
После молитвы представляются наши волонтеры, которые трудятся на контактном телефоне, затем – все участники группы. Представляясь, человек называет свое имя и формулирует запрос. В большинстве случаев даже это для него является проблемой. Например, муж-алкоголик приходит вместе с женой, и она говорит: «Мы пьем», – хотя сама и не является алкоголичкой. Мы рассаживаем их подальше друг от друга, они при этом очень расстраиваются. Далее я читаю Евангельский отрывок на русском языке, который будет звучать в храме на следующий день, в воскресенье, и предлагаю минуту помолчать и подумать. После паузы читаю Евангелие еще раз, так как слушатели сами просят читать Евангелие дважды.
Далее мы предоставляем собравшимся возможность высказываться и особо просим, чтобы люди говорили о себе – не теоретизировали, не обобщали, не занимались нравоучениями (мы оставляем эту привилегию за собой). Какие-то элементы мы берем из методики групп самопомощи сообщества анонимных алкоголиков и делаем это намеренно, чтобы человеку легко было посещать и эти группы. Человек откровенно высказывается о своей проблеме: «Я – алкоголик» или «Я – жена алкоголика». Если он (она) уклоняется, я звоню в колокольчик и прошу говорить только о себе.
На самом деле все эти элементы, которые мы позаимствовали у групп самопомощи, анонимные алкоголики переняли из домашних христианских групп. Участникам ведь не нужно, чтобы священник читал им проповеди, для них важен личный опыт: как у тебя в сердце отозвались слова Христа и как они связаны с твоим выздоровлением или невыздоровлением. Я заметил, что на собраниях нашей группы от раза к разу высказывания становятся все более глубокими. Одна женщина, высказываясь после прочтения притчи о милосердном самарянине, прямо-таки начала цитировать митрополита Антония (Сурожского). Но на мой вопрос, читала ли она труды митрополита Антония, она ответила, что сама дошла до этих мыслей. После участников собрания высказываемся я и мой сотрудник-психолог. Мои высказывания – это беседа-проповедь; психолог проводит небольшой тренинг.
Мы стараемся, чтобы наша программа развивалась, – приглашаем специалистов, которые смотрят на все происходящее со стороны и подмечают недочеты и ошибки.
К сожалению, в настоящий момент даже в Москве не так много священников, которые бы специально изучали проблему химической зависимости. Вот почему группы самопомощи остаются незаменимым подспорьем для желающих выздороветь алкоголиков, наркоманов и их близких.