Метапредмет что это в колледже
Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?
В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.
Общая характеристика метапредметности
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.
В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями, которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:
Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.
К таким метаумениям относятся:
Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.
Содержание метапредметных компетентностей
В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.
Умение планировать и осуществлять свою деятельность:
Умение работать в коллективе:
Умение осуществлять познавательные действия:
Умение использовать компьютерные технологии:
Наличие коммуникативных умений:
Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.
Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу, ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Метапредметность как новая образовательная форма учебных предметов
Доклад на тему: «Метапредметность как новая образовательная форма учебных предметов».
Подготовила:учитель МКОУ «Уренская
«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а также наследственных задатков детей.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня ситуация меняется с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе? Разобраться в этом нам и предстоит.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. Рядовой учитель зачастую далек от понимания сути метапредметов, от того, как можно применять метапредметный подход на уроках. Многие еще не до конца поняли, что такое проектная деятельность, а уже появилось метапроектное обучение. Так что вокруг этого понятия сегодня много вопросов. Конечно, многие учителя уже свободно ориентируются в метапредметном подходе. Однако необходима большая работа, прежде чем метапредметный подход станет понятным для массового учителя. Поэтому сначала важно понять, что такое
метапредметность с точки зрения теории вопроса и практики применения ее на уроках.
Какую литературу учителю нужно читать, чтобы двигаться в этом направлении. Ведь в тексте новых стандартов введены понятия «надпредметные умения», «метапредметные умения», «полипредметные умения». Как со всем этим разобраться?
Метапредметность – это направленность обучения на общемировоззренческую (надпредметную) интерпретацию содержания образования.
Метапредметность подразумевает интеграцию содержания образования, направленную на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.
Проблема разобщенности научного знания.
Как следствие разобщенности научных дисциплин возникает и раздробленность учебных предметов. Метапредметный подход призван решить эту проблему.
Метапредметный подход был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. И предполагает, что учащийся сможет сам добывать информацию об окружающем его мире. Важно не столько дать ученику как можно больше знаний, сколько обеспечить его личностное, познавательное и общекультурное развитие.
Необходимо создавать условия, когда учащиеся слушают и слышат друг друга, умеют оценивать свой ответ адекватно, хотят узнать что-то новое. Необходимо передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности.
Что же такое принцип метапредметности?
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя.
Что же такое метапредметы?
Метапредмет — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, в основе которой лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность.
Метапредметы – это предметы нетрадиционного цикла. Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности.
Ученик на данных уроках учится учиться.
Таблица отличий традиционного и метапредметного подходов.
Базовые сведения по одной науке
Сведения из разных наук
Смысловое поле объектов познания выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается на метауровне
Формирование целостной картины мира
Недостаточно философское осмысление мира обучающимися
Философское осмысление мира обучающимися
Нет осознания личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем
Формируется осознание личной связи с окружающим миром, понимания своего значения, места и роли в нем
Ю. Громыко выделил следующие метапредметы: «Знание», «Знак», «Проблему» и «Задачу». Каждый из них имеет свои цели:
В рамках метапредмета у школьников формируется способность схематизации. Они учатся выражать с помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, сделать. Мышление, как известно, осуществляется на схемах.
За графическими изображениями они учатся мыслительно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено (исчезает проблема с заучиваением больших массивов учебного материала).
В рамках метапредмета «Знание» формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации) (идеализация – это такой идеальный конструкт, который лежит в основе понятия) и т. д. Освоение данной техники предполагает развитие также таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Изучаяметапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели. Тип философско-методологического философствования учащихся в рамках этого метапредмета связан с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения, с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
Что следует понимать под метапредметным уроком?
Это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предмету в практическую жизнедеятельность учащихся.
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Метапредметный урок – это урок, на котором
Школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, на которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий. Он как бы заново открывает эти понятия. А затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием.
Обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Цели метапредметного урока
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей, выработка метапредметных знаний на примере столкновения позиций науки и искусства.
Умение учиться, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Создание условий для активизации мыслительных процессов ребенка и для проведения анализа составляющих этого процесса.
Формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей.
Формирование в каждый момент урока понимания того, какими способами он достиг нового знания и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает.
Требования к метапредметному уроку.
Урок должен быть проблемным и развивающим.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Выводы на уроке делают сами учащиеся.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Планирование обратной связи – рефлексии.
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.
Требования к учителю
Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
Добиваться от учеников аргументированных ответов.
Не произносить слов «неправильно», «неверно» — пусть ученики
сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
Четко и точно формулировать задание.
Способность к импровизации.
Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе
подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
Учитель не актер, а режиссер!
Универсальные учебные действия
Метапредметность подразумевет освоение ребенком универсальных учебных действией (метапредметных умений).
Универсальные учебные действия (УУД) – это способы осуществления разных видов деятельности, позволяющих учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями.
К УУД относятся: обобщение, систематизация, классификация, умение определять цели, планировать, навыки контроля и самооценки, рефлексия собственной деятельности и т д.
Усвоение школьниками учебного материала осуществляется через решение им той или иной задачи, проблемной ситуации. Это так называемые метапредметные задания.
В процессе выполнения метапредметных заданий у ребенка как раз и формируются универсальные учебные действия, которые он сможет использовать не только при освоении разных дисциплин, но и в решении житейских проблем. Поэтому очень важно, чтобы дети понимали, что именно они осваивают и где помимо школы они могут применять полученные знания и умения.
Сформированность у школьника УУД является результатом метапредметного обучения.
Самостоятельно формулировать тему и цели.
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии и оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему).
Пользоваться словарями, справочниками.
Осуществлять анализ и синтез.
Устанавливать причинно-следственные связи.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ – как традиционные задания сделать продуктивными (3 слайда)
Метапредметные результаты образовательной деятельности
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.
В соответствии с ФГОС, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: (5 слайдов)
Значение метапредметного подхода в образовании.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что
Он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения.
Результатом метапредметного обучения является развитие мышления,
понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Самое главное – умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения новых
Таким образом, метапредмет в образовании – это своеобразная машина по
удвоению производительности труда в рамках того же самого учебного
Кроме того, включение ребенка в разные типы деятельности связано с анализом своеобразных способов действия каждого конкретного ребенка, что создает условия для его личностного роста.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин,
ГАПОУ «Лениногорский музыкально-художественный
Среди современных проблем в образовании на главном месте стоит качество преподавания учебной дисциплины. Для повышения качества образования необходимо внедрять инновационные формы и методы обучения в интерактивном режиме, что позволит повысить интерес студентов к изучаемым дисциплинам.
Напомним, что Федеральные государственные стандарты – это не усвоение знаний при изучении отдельных дисциплин, а овладение студентами общими и профессиональными компетенциями. Это происходит при изучении профессиональных модулей и общепрофессиональных дисциплин. В таких условиях невозможно разобщенное изучение каждой учебной дисциплины, потому что оно приводит к аморфности в понимании студентами «для чего нужны мне эти знания», то есть не происходит переход полученных знаний от одного предмета к другому в профессиональное качество, в средство для будущей деятельности. Для выполнения поставленных задач возникает объективная необходимость применения метапредметного подхода в обучении, как новой, специфической формы обучения. Суть метапредметного подхода заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Выполнение данного требования, в первую очередь, зависит от преподавателя. Как правило, мы углубляемся в собственную предметную специализацию и плохо ориентируемся в содержании другой учебной дисциплины и забываем, что при изучении общепрофессиональных предметов студенты должны усвоить «уметь и знать» в параллели с усвоением общих и профессиональных компетенций. Результат будет достигнут при организации скоординированной метапредметной работы и введения метапредметной составляющей в рабочие программы общепрофессиональных дисциплин. Эти вопросы уместно планировать и решать на уровне предметных (цикловых) комиссий и научно-методических советов. Это обеспечит:
— выработку и выполнение единых образовательных критериев;
— единство выполнения требований к результатам;
— развитие базовых способностей обучающихся (мышление, воображение,
целеполагание, понимание, проблематизация, действие, рефлексия);
— реальное осуществление метапредметного подхода в преподавании профессиональных дисциплин.
В Федеральных государственных образовательных стандартах обозначены обновленные направления образования, появились новые требования, которые связаны с достижением метапредметных результатов. А метапредметный подход – это средство достижения метапредметного результата, и в основе содержания образования лежит принцип метапредметности.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является повышение качества образования. При этом подходе уместно чередовать индивидуальные, микро-групповые и групповые формы работы на уроке.
Метапредметный подход основывается на работе с деятельностью обучающегося и организуется в условиях системно-деятельностного подхода. При этом обычная система накопления знаний трансформируется в материал деятельности обучающегося. И задачей преподавателя становится не просто дать знания, а передать способы работы со знаниями и научить студентов применять способы действия независимо от самих учебных предметов.
В применении метапредметного подхода соединяются идеи надпредметности и рефлективности, т.е. студент не запоминает, а мыслит и анализирует важные понятия. В итоге создаются условия, чтобы студент начал рефлексировать результаты своей деятельности: несмотря на разные учебные дисциплины, он проделывает одно и то же – формирует определенный блок способностей.
Базовые способности у студента не сформируются без изменения структуры и содержания самих уроков. Метапредметный урок предполагает синтез предметных знаний. Какие дополнительные требования возникают к уроку?
— работа на результат;
— повышенный уровень сложности;
— задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений.
Для выполнения новых требований Федерального государственного образовательного стандарта современному педагогу необходимо овладение знаниями специфики метапредметного подхода в обучении, чтобы в итоге обеспечить более качественную подготовку выпускников к самостоятельному решению проблем, с которыми они могут встретиться на разных этапах своего жизненного пути.
Метапредметный подход в образовании
Презентация о метопредметности в образовании.
Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом?
Что такое метапредметы?
Какие технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов
Содержимое разработки
ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии
были разработаны для того,
чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов.
что ученик не только овладевает системой
знаний, но осваивает универсальные
способы действий и с их
помощью сможет сам добывать
Это требования второго поколения образовательных стандартов.
Мета – над, общее, интегрирующее.. МЕТА. (от греч. meta — между, после, через), часть сложных слов, означающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому,
Методики, технологии, подходы
Пространство идей, сущностей, абстракций, чистого разума
Пространство текстов, знаков, схем
Пространство предметно-практической деятельности
На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» у учащихся формируются способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е. способность работать с системами знаний), идеализационную способность (способность строить идеализации)
Техника «знающего незнания»
Конструируя урок, преподаватель метапредмета «Знание» всякий раз создает такую «воронку» движения к знанию, попав в которую, учащийся уже не может выбраться из нее, не может вернуться обратно.
Цель метапредметного подхода
и способам мышления
Новаторство в разработке и использовании методических приёмов
Работа со способом
Если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель даёт ему для решения подобную задачу, но уже из химии или физики .
Ориентация на развитие у учащихся базовых способностей
1. Составляем хронологическую таблицу
iMindMap 5, XMind 6.
4.Последующие применение их в учебном проекте « Путешествие по Петербургу в русской литературе. Петербург Достоевского»
Метапредметный компонент в мыследеятельностной педагогике
Знания экспертной системы о собственном функционировании и процессах построения логических выводов.
Примерами мета-знаний являются:
* Диаграмма знаний (отражает все элементы знаний, находящихся в организации, и отношения между ними);
* Карта знаний (отражает распределение элементов знаний между различными объектами организации);
* Эвристические приемы , Эвристические методы и т.п.
Технологии формирования метазнания
различных профилей обучения в единую
систему знаний о мире.
которого является обучение переносу
теоретических знаний по предметам на
практическую жизнедятельность учащегося
Значение метапредметного подхода в образовании…
состоит в том, что он позволяет сохранить и отстаивать культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения…
Они соединяют в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.