Методическая работа психолога что входит
Организационно-методическая документация педагога-психолога ДОУ
Ирина Марухнич
Организационно-методическая документация педагога-психолога ДОУ
В организационно-методическую документацию входят:
1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
3. Годовой план работы
4. Бланки психологических запросов.
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
8. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
9. Журнал учета видов работы:
Бланк психологического зап роса
ЖУРНАЛ УЧЕТА ВИДОВ РАБОТЫ
Оформлен в виде таблиц по разделам на листах А4 в формате альбом. Журнал прошит, пронумерован, заверен.
Название таблицы и далее графы таблицы:
Диагностическая работа
Дата /Фамилия имя, возраст /От кого поступил запрос /Характер диагностики /Примечания и рекомендации
Психопрофилактическая работа
Дата /Тема/ Посещение /Примечания
Индивидуальная развивающая и коррекционная работа
№ группы/ Фамилия/ Код обращения /Программа работы/
Консультационная работа с родителями
Дата/ Консультируемый (Ф. И., возраст) /Код обращения/ Примечания
Консультационная работа с воспитателями и педагогами
Дата/ Консультируемый (Ф. И., возраст) /Код обращения/ Примечания
Просветительская работа с родителями
Дата /Тема /Посещение /Примечания
Просветительская работа с воспитателями и педагогами
(Семинары, тренинги, консультации)
Дата /Тема /Посещение/ Примечания
Методическая работа
Дата/ Содержание работы /Примечания
Справка по результатам мониторинга
Заведующему МБДОУ №__
СПРА ВКА
Согласно годового плана в период с ___ сентября по___ октября 20__ года была проведена диагностика развития познавательных психических процессов детей. Обследовано … детей средней; … детей старшей групп. В ходе обследования использована методика непрямой экспресс-диагностики уровня психического развития дошкольников (автор П. А. Мясоед)
В результате обработки диагностических данных получены следующие результаты:
Дети средней группы
средний уровень – … детей, что составляет …%;
низкий уровень – … детей, что составляет… %.
Дети старшей группы
средний уровень – … детей, что составляет … %;
низкий уровень – …детей, что составляет … %.
Таким образом, на основании проведенной диагностики и анализа результатов, можно сделать выводы о низком уровне развития ППП у детей старшей группы.
Рекомендовано: провести индивидуальную диагностику развития ППП у детей старшей группы с низким уровнем развития для уточнения данных.
Документационное обеспечение деятельности педагога-психолога ДОУ Основная нормативная документация, регламентирующая деятельность педагога-психолога: Конвенция о правах ребенка; Федеральный закон ФЗ «Об.
Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии.
Научно-методическое обеспечение деятельности современного психолога: техники и технологии.
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Евченко Юлия Александровна
Магистратура, 2 курс, ПП
Научно-методическое обеспечение деятельности
современного психолога: техники и технологии.
К методическому оснащению работы практического психолога ОУ можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы, и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (дискеты, СD-диски и т.п.)).
Отбор методического инструментария.
Выбор метода обследования один из сложных этапов диагностико-коррекционной работы педагога-психолога. Из всего многообразия существующих на данный момент диагностических методик необходимо уметь выбрать те, которые соответствуют целям и задачам исследования, а также целому ряду важных принципов. Эти принципы имеют непосредственное отношение к организации методического оснащения педагога-психолога, определяя необходимый минимум диагностических средств в работе начинающего специалиста. Перечислим эти принципы.
1. Имеющийся арсенал методик в кабинете педагога-психолога должен носить разнонаправленный характер, охватывая все стороны психической жизни человека, в том числе психические процессы, свойства, состояния, направленность личности, ее установки, ценностные ориентации, интеллектуальный уровень, особенности межличностного взаимодействия, стрессоустойчивость и поведенческие реакции в напряженных ситуациях и др.
2. В кабинете педагога-психолога должны быть методики для разных возрастных групп. Методики, разработанные в научной психологии и апробированные на практике, при использовании их в раннем возрасте требуют особой модификации, предусматривающей глубокий психологический анализ и грамотную интерпретацию комплекса разных показателей в их динамике. В детской психологии необходимо не только фиксировать внимание на том, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и прогнозировать, что он в состоянии достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития».
3. Должны быть представлены методики как для индивидуального, так для группового исследования.
4. Поскольку педагогу-психологу часто необходима оперативная информация, большое значение приобретают методики, не связанные с громоздкой процедурой обработки и позволяющие осуществить экспресс-диагностику.
5. Современные технологии позволяют оснащать кабинеты педагогов-психологов компьютерными диагностическими методиками, что значительно экономит время, снижает затраты на подготовку тестового материала и бланков, упрощает процедуру обработки результатов. Однако при несомненных преимуществах компьютерной психодиагностики не следует чрезмерно ею увлекаться, так как и диалог с компьютером не заменит непосредственного эмоционального общения клиента с психологом, когда включаются эмпатическое взаимодействие, принятие, доверительный контакт и чувство понимания, что и является целью обращения к психологу.
Требования к методикам. Методики, которые формируют методическую базу кабинета педагога-психолога, должны соответствовать определенным требованиям:
■ должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;
■ должна быть четко выделена область применения, под которой подразумевается особая социальная среда или сфера общественной практики, контингент испытуемых (пол, возраст, образование, профессиональный опыт, должностное положение);
■ содержание методики должно включать в себя четкое изложение процедуры обработки, статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестовых баллов;
■ методики должны быть проверены на репрезентативность, валидность и надежность в заданной области применения;
■ бланковые методики должны быть представлены на отдельных листах, тщательно выверены орфографически и грамматически;
■ методики, содержащие рисунки и текстовый материал, должны отличаться четкой типографской печатью.
Методики, не удовлетворяющие перечисленным выше требованиям, не могут признаваться профессиональным психодиагностическим средством. Практический психолог имеет право применять только аттестованные психодиагностические методики.
При формировании методической базы кабинета можно пользоваться примерным перечнем методик по их направленности:
■ Методики диагностики и изучения психологической готовности детей к обучению школе.
■ Методики уровня интеллектуального развития и общей осведомленности (степени обученности) детей.
■ Методики изучения эмоционально-волевой сферы детей и взрослых.
■ Методики изучения личностной сферы детей и взрослых.
■ Методики диагностики семейных отношений.
■ Методики профдиагностики и профориентационной работы.
■ Методики диагностики взаимоотношений в группе, между педагогом и ребенком.
■ Другие методики в зависимости от нужд конкретного ОУ (методики изучения уровня профессионализма педагогов, аудиозаписи психокоррекционной работы и др.).
Не менее важное значение имеет подбор психологических средств для коррекционной работы, в том числе разнообразный раздаточный материал: мячи, игрушки, детские поделки, мягкие шары-кресла, строительные и другие материалы, которые могут быть использованы в игротерапии или сказкотерапии.
Эффективность использования различных психологических средств воздействия существенно повышается при их комплексном применении как взаимодействующих и взаимодополняющих. Такой подход важен и в процессе психологической диагностики и последующей коррекции, и в сеансах психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким средствам можно отнести, в частности, аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.
Педагог-психолог несет полную ответственность за реализацию программ коррекции и развития, эффективность рекомендаций и конечный результат.
Для оценки своей работы педагог-психолог может использовать специально разработанные анкеты. По результатам опроса, проводимого регулярно по окончании определенного цикла занятий, можно проанализировать адекватность подбора методических средств и развивающих программ индивидуальной работы с несовершеннолетними разного возраста, оценить динамику достижений ребенка (например, изменения уровня его личностной тревожности или стрессоустойчивости и т.п.).
При проведении проективных методик с детьми разного возраста следует учитывать особую ситуативно-обусловленную впечатлительность детской психики.
В работе со школьниками следует учитывать, что дети еще не вполне усвоили социальные нормы и для них «шкалы лжи» работают плохо или вообще не работают. Чем младше школьник, тем в меньшей степени для него пригодны опросники.
В методическое оснащение деятельности педагога-психолога входит и библиотека практического психолога. Литературу желательно подобрать, исходя из следующих позиций:
■ литература по общей психологии (включая словари);
■ литература по детской психологии;
■ литература по педагогической психологии;
■ литература для родителей;
■ литература по организации психологической службы;
■ литература по правовым вопросам
Данный список может быть расширен или более детализирован.
Как педагогу-психологу систематизировать документацию?
Половину своего рабочего времени педагог-психолог занимается методической работой. Это регламентировано инструктивным письмом «Об использовании рабочего времени педагога — психолога образовательного учреждения» от 24.12.2001 №29/1886-6. В нём же прописан перечень выполняемых работ.
Перечень видов методической работы педагога-психолога ДОУ:
Из опыта хочу сказать, что когда только начинаешь работать психологом очень сложно грамотно организовать методическую работу, хочется больше времени уделить работе с детьми, родителями и педагогами. Этот творческий процесс затягивает и на оформление документации остаётся, как правило, мало времени и сил. Но вся проделанная работа педагогом-психологом должна быть документально оформлена, так как она отражает результат деятельности для администрации ДОУ и проверяющих органов.
Для систематизации документации психолога необходимо составить номенклатуру дел. Каждая папка подписывается согласно тому перечню, который указан в номенклатуре дел. На обложке папки прикрепляется в левом верхнем углу – название образовательного учреждения согласно уставу, а в правом – индекс дела согласно номенклатуре дел. Сам лист «Номенклатура дел» подписывается руководителем ДОУ. Перечень папок в номенклатуре дел обновляется раз в пять лет, сам лист номенклатуры дел – с января месяца каждого календарного года.
Методическое направление в работе психолога
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы.
5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком.
6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования.
Организационно-методическая документация
В организационно-методическую документацию входят:
1. Хронометраж рабочего времени практического психолога.
3. Годовой план работы
4. Журналы учета видов работы:
— развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);
— развивающая и коррекционная работа (групповая);
5. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.
6. Альбом диагностических методик.
7. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.
8. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.
9. Статистический отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей
деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
В образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, рекомендуется использовать при оформлении документации предложенные ниже формы:
1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная).
2. План работы на неделю (Форма № 2, по желанию)
3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б)
4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные):
¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В);
¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г);
¨ Просветительская работа (Д);
¨ Организационно-методическая работа (Е);
¨ Экспертная работа (Ж).
5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная).
Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная).
6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная).
7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО).
8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная).
9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная).
10. Требования к авторским программам (Форма № 10).
11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий.
12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований.
13. Сводные таблицы по скринингу.
14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ.
15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения.
16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12).
17. Выписка из медицинской карты (Форма № 13).
18. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15).
Форма № 1 (обязательная)
Перспективное (годовое) планирование.
План работы педагога-психолога на учебный год
Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности).
· Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования.
· При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России.
· При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений».
· Годовой план работы педагога-психолога согласовывается руководителем образовательного учреждения руководителем отдела педагогичес кой психологии и утверждается директором Центра
· Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.
· Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.
· К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности:
— анализ и планирование деятельности;
— курсы повышения квалификации;
— анализ научной и практической литературы для подбора инструментария,
разработки развивающих и коррекционных программ;
— участие в научно-практических семинарах, конференциях;
— посещение совещаний и методических объединений;
— оформление кабинета, заполнение ежедневной документации и др.
Форма № 2А (по желанию)
План работы на рабочую неделю
План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю
с «______» по «______»______________200 г.
Дата | Планируемые мероприятия | Время и место проведения | Примечание |
понедельник | 1. 2. 3. | ||
вторник | |||
среда | |||
четверг | Методический день | ||
пятница | |||
суббота |
Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов
· Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
— выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
— подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений:
ü Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник.
ü Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра.
ü Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время.
Примерный расчёт времени по основным направлениям деятельности
педагога – психолога школы (из расчёта на 1 ставку =18ч, без методических 18 часов).
Направление деятельности | категория | форма | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя | В месяц | за учебный год |
Диагностическое | Дети | Наблюдение | ||||||
Тестирование | ||||||||
Углуб. обследов | ||||||||
Консультативное | Педагоги | |||||||
Родители | ||||||||
Дети | ||||||||
Развивающее и коррекционное | Дети | Индив. занятия | ||||||
групповые | ||||||||
Просветительское (здесь же могут быть занятия с пед. и род.) | Педагоги | |||||||
Родители | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | ||||
Дети | 0,30 | 0,30 | 0,30 | 0,30 | ||||
18 часов | 18 часов | 18 часов | 18 часов | часа | часов | Все-го |
Примечание: расчет сделан на 36 недель, что соответствует 648 часам, за год набегает ещё 2 недели (36 часов), поэтому необходимо сделать соответствующие прибавления
Итого: 18 присутственных часов в неделю умножить на 38 недель (9месяцев) = 684 часа
684 присутственных + 684 методических часа = 1368 часов на 1 ставку
Примерная расчасовка режима работы (на 1 ставку психолога)
Дни недели | Присутственное время | Методическое время | Общее день/неделя |
Понедельник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Вторник | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Среда | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
Четверг | 4 часа | 4 часа | |
Пятница | 4,5 часа | 3,5 часа | 8 часов |
всего | 18часов | 18 часов | 36 часов |
Заключение
Количественные данные
Задание | Результаты выполнения диагностического задания | Заключение |
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________
________________________________________________________________________________
II. Познавательное развитие
V. Детская компетентность
2. Изобразительная деятельность____________________________________________
VI. Особенности развития
VII. Проблемы развития
VIII. Прогноз развития
IX. Рекомендации
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка _______________________________________________________________
Код ребенка
II. Познавательное развитие
Форма мыслительной деятельности____________________________________________
*Классификации и обобщение________________________________________________
V. Детская компетентность
2. Изобразительная деятельность_________________________________________________
3. Игровая деятельность________________________________________________________
VI. Особенности развития
VII. Проблемы развития
VIII. Прогноз развития
IX. Рекомендации
Подпись: ______________
Форма № 6 Г
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.
II. Специальная часть
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.
Форма № 7 (обязательная)
Восприятие
Внимание:
Память:
Мышление:__________________________________________________________________
V. Рекомендации
Рекомендации педагогам___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации родителям__________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VI. Занятия с психологом
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Динамика
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма № 8 (обязательная)
Планируемые результаты психологической работы в классе (группе)
Сроки реализации программы______________________________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________________Список литературы _______________________________________________
__________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________200 г.
Педагог-психолог ________________________
Форма № 9 (обязательная)
Программа
индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _____________
Название программы «____________________________________________________
____________________________________________________________________________»
Программа составлена на основе____________________________________
Цель программы___________________________________________________
Сроки реализации программы______________________________________
Планируемые результаты психологической работы___________________
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) ______ ____________________________________________________________________________________________________________________________________Практическая часть (занимаемое ею место в курсе)_____________________
__________________________________________________________________Список литературы __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
Дата составления «______»_____________________20 г.
Педагог-психолог ____________________ ____________________
Форма № 10
Требования к авторским программам
Протоколы
Форма № 11 А
Протокол беседы
Вопросы к беседе | Ход беседы | Примечания |
Психолог: _______________________ __________________
Форма № 11 Б
Протокол
коррекционного занятия___________________________________________
Методы и технологии:_______________________________________________
Этапы коррекционного занятия | Ход коррекционного занятия | Примечания |
Психолог: _______________________ __________________
Протокол
Представление
Форма № 13
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
Характеристика
на Ф.И.О._____________________________________ ДОУ№____________
Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)
Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)
Психологические особенности
Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
Интеллектуальное развитие
Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания
Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе
Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
Элементы развития логического мышления
Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)
Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
Журнал записи детей на ПМПк
№№ п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Пол | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
№№ п/п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Пол | Проблема | Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк | Рекомен дации | Состав ПМПк |
Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника
Основные блоки
— выписка из медицинской карты;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам):
— заключения специалистов ПМПк;
— коллегиальное заключение ПМПк;
— дневник динамического наблюдения с фиксацией:
времени и условий возникновения проблемы,
мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности,
сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.
Форма №18
Договор
о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения
Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства
и ПМПк образовательного учреждения _________________________________________________________________
(наименование образовательного учреждения)
ПМПк обязуется: | ПМПК обязуется: |
1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: · при возникновении трудностей диагностики; · в спорных и конфликтных случаях; · при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: · о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи; · о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; · об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. | 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей обо всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. |
Руководитель Образовательного учреждения ______________(подпись) МП Председатель консилиума _______________(подпись) | Председатель ПМПК _______________(подпись) МП |
Форма №19
Проект приказа
Форма №20
Заключение психолого-медико-педагогического консилиума
Число, месяц, год, рождения_________________________________________
Дата обследования_________________________________________________
Причины направления на ПМПК:_____________________________________
Приложение (отметить наличие):
1. Педагогическое представление.
Заключение консилиума:
Рекомендации по коррекционно-развивающему обучению:
Председатель психолого-медико-педагогического консилиума:
Члены психолого-медико-педагогического консилиума:
Форма № 21
Литература
Специальная документация
Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся:
1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния.
2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка.
4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.