Методика agile что это
Agile: что это такое и где используется, принципы и методология
В больших проектах, где работает много участников, организовать работу сложно без подготовки и единой системы. Чтобы повысить показатели при ведении проектов, научиться управлять командой, стоит присмотреться к системе гибкого управления Agile.
Что такое Agile
Agile – это набор методов для управления проектами в областях, требующих прикладной работы. Методология применяется для увеличения скорости создания продуктов, уменьшения рисков при разработке, увеличения уровня взаимодействия между членами команды. Она обеспечивает оперативную реакцию на происходящие изменения и позволяет корректировать отклонения.
Чем отличается от других методологий
Она не похожа на предыдущие подходы, описывающие создание продукта в деталях. Agile краток, в нем 4 ценности и 12 принципов. RUP в отличие от Agile – менее гибкая методология, при этом более объемная, описывает процесс работы на десятках страниц. RUP не подходит для небольших задач, состоит из итераций с продолжительностью от 2 до 6 недель.
OpenUP – преемница RUP. В этой методологии проект делится на четыре фазы: начальная фаза, фазы уточнения, конструирования и передачи. Методология недостаточно гибкая в сравнении с Agile, применима больше в IT-сфере.
Где используется Agile
Методика применялась в IT-индустрии и использовалась для разработки ПО. Суть сводилась к внедрению адаптивных методов, которые ускоряют создание продуктов через микропланирование и короткие производственные циклы. Однако впоследствии Agile стала использоваться и в других прикладных областях. Agile сейчас применяют компании: Netflix, Spotify, Magna International, General Electric, Accenture, М.Видео.
Подобные технологии стали достоянием команд, работающих над созданием клиентских продуктов.
Плюсы и минусы Agile
Манифест Agile
Идеи Agile
Ценности Agile говорят, что:
Гибкость методологии
Методы организации работы основаны на каскадной модели, в которой процессы реализуются поэтапно. Если требования к разработке продукта, конечной цели изменяются, нужно переделывать выполненную часть работы. На это готовы не все сотрудники: некоторые до последнего не сообщают начальству о необходимости корректировок в уже неработающем плане. Agile методология решает эту проблему с помощью имеющейся гибкости и адаптивности.
Принципы методологии
При выборе этой системы организация быстрее работает, мобильнее, разделяет сотрудников на небольшие команды. Принципы Agile выражают так: разделение задач на небольшие блоки, автономность сотрудников, прозрачность работы, обработка обратной связи от клиентов.
Работа над мини-блоками
Сложные проекты разделяют на маленькие задачи, каждая из которых помещается в отдельный блок. Целей достигают за короткий цикл, поэтому даже в многоступенчатом проекте виден прогресс в работе.
Маленькие кросс-функциональные команды
Сотрудники работают в небольших командах. Задача каждой в реализации одной из функций, которая важна для клиента. Численность и состав команд отличаются в зависимости от их задач. Число сотрудников в одной команде до 12 человек.
Ограничение объема незавершенной работы
Agile помогает командам концентрироваться на задачах, которые можно решить за небольшой промежуток времени. Уменьшение объема работы помогает быстрее справиться с мини-задачами, что сказывается на общей продуктивности.
Автономность команд
Перед началом работы над задачей составляют план. Затем каждая команда решает, как приступить к его выполнению. Задача руководителя ― определить базовые правила, сотрудники самостоятельно выбирают темп работы, условия, координируют действия.
Достижение стадии готовности
Проверка методологии – завершение задачи, итоги которой подводятся в конце каждого цикла. Благодаря разделению на небольшие блоки команды могут полностью завершить задачу, а не отмечать ее как «практически законченную». Причина медлительности в крупных проектах – задания, которые завершены частично, но в них еще ряд проблем. В результате они тянут время, ресурсы, внимание и отвлекают сотрудников от обязательств.
Беспрерывная работа
Задачи, поделенные на короткие циклы, имеют приоритеты, к которым нужно стремиться на каждом этапе. Благодаря чему работа беспрерывна, и сотрудники не отвлекаются на смежные задачи.
А чтобы не отвлекаться на рутинные отчеты, подключите сквозную аналитику Calltouch для вашего бизнеса и уделяйте время важным стратегическим задачам.
Полная прозрачность и использование досок со стикерами
Это помогает кратко, но емко описать работу, зафиксировать актуальную стадию, на которой находится команда, посмотреть на процесс глазами сотрудников, при необходимости определить источник проблем.
Обратная связь от пользователей на каждом цикле
Команды получают обратную связь от клиентов в конце каждого цикла. На основе сведений оценивают достижения, реализацию задачи. Информация учитывается в дальнейшем для планирования.
Ключевые моменты в применении
Методы Agile используются для решения разных бизнес-процессов. Поэтому перед их внедрением важно разобраться, как выглядит методология на практике.
Какие существуют роли по Agile
Иерархия компетенции в Agile
Структура команды горизонтальна, но в ней есть иерархия. Руководитель задает вектор, по которому сотрудники реализуют задачи. Особенность системы – иерархия построена на компетенции, а не власти, что определяет взаимодействие сотрудников с начальством.
Что такое пропускная способность
Пропускная способность – реализованное количество «пользовательских историй». Это пожелания клиентов, которые формируются в задачи. Например, установка фильтров поиска в приложении, улучшение обратной связи с клиентами, работа над службой техподдержки. Пропускная способность измеряется количеством отработанных пользовательских историй в неделю.
Как определить последовательность и приоритетность задач
Приоритетность задач зависит от направления компании. Например:
Как составить график решения задач
Для составления графика используют приложения с шаблонами для планирования проектов. Например, GanttPRO – сервис для постановки задач и их контроля. Он содержит шаблоны графиков, отслеживает цели по степени продвижения, отмечает слабые места.
Внедрение Agile
Для внедрения методологии выполняют комплекс мероприятий. Он основан на выборе главного метода в системе, после чего устанавливаются задачи, цели, сроки, численность команды. Сотрудники должны быть обучены применению методов на практике, а руководство должно понимать, что внедрение системы станет новым поворотом в развитии бизнеса.
Важно использовать опыт специалистов, которые уже работали с системой и знают, как реализовать ее. Их опыт помогает в формировании команды, подборе инструментов, аналитике.
Распространенные проблемы при реализации
Основные проблемы при внедрении Agile:
Популярные методы и средства управления проектами
Scrum
Здесь упор на контроль рабочего процесса, что разделяет разработку проекта на стадии. Эти стадии длятся от 2 до 4 недель. Процесс начинается с оценки масштабов работы, предполагает корректировку действий и планов с учетом промежуточных итогов. Скрам повышает производительность и ориентируется на сокращение времени для достижения цели.
Kanban
Метод основан на прозрачности процесса. Он функционально распределяет нагрузку на сотрудников, мотивирует членов команды на сотрудничество и обучение. Принципы строятся на:
Заключение
AGILE – гибкая система управления проектами
Приходилось ли вам когда-нибудь заниматься проектами или хотя бы принимать участие в проектной работе? Если да, то наверняка вы заметили, что наладить работу команды может быть достаточно сложно. И даже если она налажена, есть риск, что все усилия окажутся напрасными, ведь требования к необходимому результату часто меняются.
Однако существенно упростить работу над проектом и научиться им управлять, тем самым повысив эффективность команды, можно при помощи системы гибкого управления проектами под названием Agile («Аджайл» или «Эджайл»). Вообще, мы уже вкратце рассказывали о ней в нашем курсе по управлению проектами (четвертый урок), но сейчас поговорим на эту тему более подробно.
Метод Agile: определение и краткая история
Как бы непривычно это ни звучало, но серьезно разрабатывать программное обеспечение и управлять проектами начали уже в 70-х годах прошлого века. Именно в 1970 году американский ученый-компьютерщик Уинстон Ройс составил документ, называвшийся «Управление развитием крупных программных систем». В нем он приводил критику последовательной разработки, указывая на то, что разработка программного обеспечения не должна походить на работу сборочной линии (как, например, делается в автомобильном производстве), где новые детали по очереди добавляются в последовательные фазы.
Вместо того чтобы ждать, пока будут поочередно завершены все этапы (фазы), Ройс предложил применять фазовый подход. Суть его в том, что изначально собираются все требования, необходимые для проекта, после чего завершается вся архитектура, создается дизайн, записывается код и т.д.
На основе этого в 90-х удалось создать комплекс гибких методов разработки ПО, способных заменить сложные и трудоемкие методы. Происходило это так:
Все вместе эти методы объединились под общим названием гибких методов разработки ПО.
Четыре года спустя – в 2001 году в штате Юта (США) на курорте Snowbird собрались семнадцать разработчиков программного обеспечения. В результате обсуждения методов разработки был опубликован «Манифест о гибкой разработке программного обеспечения Agile» (в переводе с английского понятие «agile» означает «подвижный», «проворный» или «быстрый», но в большинстве случаев его переводят именно как «гибкий»). Он и задал темп всей дальнейшей работе над созданием ПО.
Манифест Agile
Манифест, созданный программистами, включает в себя 4 базовых идеи и 12 принципов эффективного управления проектами. Любая из систем управления проектами на основе Эджайл (о системах мы поговорим позже) опирается именно на эти идеи и принципы, хотя и использует их в разных вариациях.
Постигая Agile, в дополнение к обзору идей и правил обязательно ознакомьтесь с этим небольшим видео, где специалист по проектному управлению, консультант и бизнес-тренер Алексей Таченков рассказывает об основах системы.
Чтобы реально осуществить на практике вышеизложенные идеи и принципы, необходимо придерживаться нескольких правил. Только тогда Agile-менеджмент проекта может быть эффективен.
Ключевые моменты в применении Agile
Agile-методология основывается, в первую очередь, на визуальном контроле. Чаще всего участники проекта, работая над достижением результата, пользуются специальными цветными карточками. Один цвет сигнализирует о завершении планирования какого-то элемента конечного продукта, другой – о завершении его разработки, третий – о готовности и т.п. Визуальный контроль позволяет команде иметь наглядное представление о текущем состоянии процесса и гарантирует одинаковое видение проекта всеми ее членами.
Члены команды и клиент в большинстве случаев работают вместе и рядом. Благодаря этому существенно ускоряются многие рабочие процессы, которые связаны с информированием участников проекта. Кроме того, совместная работа способствует созданию здоровой атмосферы для плодотворного и эффективного сотрудничества и скорейшего достижения результатов.
Когда руководитель проекта, команда и клиент действуют сообща, исключается опасность недопонимания целей и утери информации. Все рабочие процессы становятся максимально прозрачными, а это значит, что любые возникающие проблемы можно разрешать практически моментально и находить лучшие варианты их решения.
Особое внимание нужно уделить руководителю проекта. Его нельзя назвать человеком, раздающим указания налево и направо. Руководитель здесь выступает скорее в роли лидера, который задает направление и определяет правила сотрудничества и работы. Другими словами, Agile-управление является адаптируемым.
Еще одним важным моментом Agile-методологии является разделение всего объема проекта на несколько более мелких составных частей. Такой подход многократно упрощает процесс разработки, а отдельные группы команды могут фокусироваться каждая на своей конкретной задаче.
Работая над одним циклом, участники проекта овладевают новыми навыками и получают новые знания, а также анализируют допущенные в процессе ошибки. Все это сводит вероятность совершения подобных ошибок в будущем (в следующих циклах и других проектах) практически к нулю.
И, наконец, последний значимый элемент подхода – это спринты и ежедневные встречи. Спринтами называются ограниченные конкретными сроками (дедлайнами) отрезки времени, в течение которых команда успевает выполнить определенные задачи. Именно благодаря спринтам команда может видеть результаты своих действий.
Если же мы разделим все время, отведенное на проект, на несколько спринтов, получим конкретное их количество; пусть их будет 15. Каждый спринт длится, к примеру, две недели. Вот как раз в течение этих двух недель (времени, отведенного на спринт) участники каждый день встречаются для обсуждения процесса и прогресса.
Ежедневные встречи не должны превышать 15 минут. Организуются они для того, чтобы каждый член команды дал себе же ответ на три вопроса:
Ответы на эти вопросы позволяют держать под контролем процесс, понимать, на какой стадии находится каждый из участников команды, и устранять потенциальные проблемы на пути к цели. Если же обобщить, то внедрение Agile-методологии возможно, если соблюдается несколько условий:
В настоящее время проект-менеджмент с поддержкой Аджайл по большей части распространен в IT-сфере, однако и деловая сфера его начинает осваивать. Эта система применяется в обучении, маркетинге, бизнесе. Гибкое управление проектами берется на вооружение множеством компаний и государственных структур.
Примеры: правительство Новой Зеландии, правительство Нигерии, Норвежский пенсионный фонд, компания Return Path (программное обеспечение), компания Oreo (производство печенья), компания Aviasales (крупнейший поисковик авиабилетов), компания Hewlett-Packard (крупнейшая американская IT-компания), «Сбербанк» (наверное, знаете, что это).
Эти и многие другие организации используют в работе самые разные методы управления проектами, основанные на Agile. И поговорить об этих методах не менее важно, чем о самой методологии.
Популярные методы управления проектами
Существует немало методов проект-менеджмента, которые применяются разными современными компаниями. Но самыми известными и востребованными среди них по праву считаются Scrum (Скрам) и Kanban (Канбан).
Метод Scrum
Среди всех методов системы Agile Scrum отличается тем, что делает основной упор на качественный контроль рабочего процесса. Впервые описавшие его японские специалисты по стратегическому менеджменту Хиротака Такуэти и профессор в области научно-технических знаний Икуджиро Нонака называют метод «подходом в рэгби», где Scrum является «борьбой за мяч».
Метод заключается в том, что разработка проекта разделяется на спринты, по окончании которых клиент получает улучшенное ПО. Спринты строго фиксируются по времени, и могут длиться от 2 до 4 недель. Рабочий процесс в одном спринте включает в себя несколько стадий:
В большинстве случаев Скрам применяется в работе со сложным ПО и для разработки продукта с использованием инкрементных и итеративных методов. Благодаря ему серьезно повышается производительность команды и сокращаются временные затраты на достижение цели.
Scrum улучшает результаты, помогает адаптировать проект к изменениям, обеспечивает более точную оценку при меньших трудозатратах на анализ и позволяет эффективнее контролировать этапы работы и сценарий проекта. Все это как нельзя лучше соответствует бизнес-целям.
Метод Kanban
Канбан – еще один метод, делающий командную работу более результативной и продуктивной. Смысл его сводится к приданию процессу разработки максимальной прозрачности и равномерному распределению нагрузки среди участников проекта. Важная особенность Kanban еще и в том, что он мотивирует людей на постоянное сотрудничество, совершенствование и обучение.
Работа по методу Kanban выстраивается на нескольких принципах. Во-первых, вся информация о проекте должна быть визуализирована, что позволяет видеть накладки, ошибки и недочеты и активно их устранять. Во-вторых, работа над одной задачей должна вестись одновременно всей командой – это помогает сбалансировать усилия и получаемые результаты, исключает неравномерное распределение нагрузки. И, в-третьих, время на выполнение всех задач строго контролируется, благодаря чему оптимизируется процесс и экономится время.
В отличие от Скрам, Канбан обрел популярность намного позже, но это ни в коей мере не умаляет его достоинств и не делает менее эффективным. Метод полезен как в IT-области, так и в бизнес-сфере.
Это лишь примеры основных методов управления проектами, основанных на Agile. Но не стоит пренебрегать и другими методами, такими как PRINCE2, Lean, Six Sigma, XP, CCPM, ECM, Waterfall и другие. К тому же у Аджайл, наряду с преимуществами, есть и некоторые недостатки.
Плюсы и минусы Agile
Постигая Agile, важно знать как о положительных, так и об отрицательных сторонах этой методологии. Начнем с плюсов.
В первую очередь стоит отметить, что Agile-управление очень гибкое. Если, например, традиционная методология указывает на конкретные этапы работы, то Эджайл легко подстраивается под потребителя конечного продукта и требования заказчика.
Собственно, и в конечном продукте число дефектов минимизируется, ведь он является результатом тщательной проверки качества, которая проводится по завершении каждого этапа-спринта.
Кроме того, Agile быстро запускается, легко реагирует на изменения, позволяет команде разработчиков и клиентов поддерживать постоянную связь в реальном времени. Преимущества очевидны, но давайте поговорим и о минусах.
Недостатки методологии состоят в том, что, во-первых, постоянная обратная связь может приводить к тому, что все время будет переноситься и дедлайн проекта, тем самым создавая угрозу бесконечно продолжающейся работы. Если заказчик видит, например, только результаты, но не имеет представления об усилиях, потребовавшихся для их достижения, он будет все время требовать улучшений.
Второй недостаток заключается в необходимости адаптировать под изменяющиеся условия проекта проектную документацию. При отсутствии надлежащего информирования команды об изменениях или дополнительных функциях документы с функциональными требованиями или архитектурой могут оказаться неактуальными на текущий момент времени.
Третьим существенным минусом Аджайл можно назвать необходимость в частых встречах. Они, конечно, способствуют повышению эффективности работы, но все же постоянное отвлечение членов команды может сказаться на процессе отрицательно, ведь внимание людей систематически уходит в сторону от решаемых задач.
Сюда же можно отнести такие вещи как необходимость в постоянном присутствии клиента, невозможность выстраивать долгосрочные планы и потребность в мотивированных и высококвалифицированных специалистах. Кстати, последнее в огромной степени касается и внедрения Agile-управления в деятельность организации. И, постигая Agile, с темой ее внедрения тоже нужно познакомиться.
Внедрение Agile
Примеров внедрения Эджайл в работу компаний есть достаточно много. И практически все они говорят, что оно требует целого комплекса важных мероприятий.
Для начала выбирается конкретный метод, что зависит от условий проекта. Затем определяются задачи и цели, основной дедлайн и сроки спринтов, численность команды и другие составляющие работы над проектом. Важно подобрать метод, отвечающий максимальному количеству требований.
Как мы и сказали, для внедрения Agile необходима команда профессионалов. Все ее члены должны знать базовые идеи и принципы методологии и уметь их применять. Если в компании нет таких людей, сотрудников нужно обучить. Руководство компании, решившей перейти к использованию Аджайл, также должно четко понимать, готова ли организация к изменениям, можно ли применять систему к своим проектам и т.д. Чаще всего, чтобы ответить на эти вопросы, приходится обращаться к специалистам по Agile.
На следующем этапе приглашается человек, имеющий опыт работы с системой. Он демонстрирует ее, разъясняет суть спринтов и действий, функции членов будущей команды, особенности взаимодействия между ними и другие вопросы. И только после этого формируется новая команда, распределяются роли, задачи и обязанности, подбираются инструменты для ведения аналитики, отчетности и т.д.
Окончательным этапом будет первый опыт с Аджайл, т.е. первый проект с его использованием. Нужно понимать, что неизбежны ошибки, недочеты, нестыковки, отставания. Придется отказаться от одних инструментов и заменять их другими, возможно – менять роли между людьми в команде. Первый опыт – это процесс адаптации, причем адаптации двухсторонней: компания привыкает к методологии, а методология подстраивается под компанию.
Заключение
Подытоживая данный обзор, напомним, что теория и практика – это две разные вещи. Новые методики и технологии и их внедрение – это своеобразный вызов команде, и как прийти к большей эффективности – дело всегда индивидуальное. Agile – это не панацея и не гарантия успеха, но он позволяет установить правильный курс и найти ориентиры на пути.
Для реализации любого проекта обязательно придется что-то менять, искать новые решения, генерировать необычные идеи. Лишь подстраиваясь под постоянно меняющиеся условия работы и требования заказчиков, можно найти верные способы действий. И гибкая методология управления проектами Agile может стать в этом деле верным помощником.
«Гибкая разработка»: кратко о методологиях Agile
Разработка программного обеспечения — это труд, который требует своевременного принятия правильных решений. CTO, архитекторы, тимлиды и сами разработчики регулярно делают выбор в пользу тех или иных инструментов, платформ и фреймворков.
Но все принимаемые решения нужно как-то «синхронизировать». Один из резидентов Hacker News отметил, что ему приходилось наблюдать за тем, как пяти сотням разработчиков в одной крупной компании разрешили самостоятельно принимать некоторые решения в «отрыве» от команды. По его словам, это был хаос. И хотя команда начала работать быстрее, она двигалась в никуда, потому что позднее возникали проблемы на этапах поддержки ПО.
Чтобы избежать подобных ситуаций, используется семейство процессов гибкой разработки. Их внедрение позволяет руководству компании повысить заинтересованность и мотивацию сотрудников, а также ускорить доставку продукта заказчику. В последнее время эта тема приобретает все большую популярность, потому что на некоторые методологии Agile обращают внимание общественности главы крупнейших корпораций.
Поэтому мы решили начать серию постов о «гибких» методологиях, чтобы еще раз рассмотреть их особенности, сравнить варианты и помочь вашим компаниям оптимизировать процессы. Сегодня мы говорим о Scrum, канбан и экстремальном программировании.
Scrum
Scrum — это фреймворк гибкой разработки ПО, который считается методологией «по умолчанию». Для многих является синонимом Agile. По статистике за 2016 год, предоставленной VersionOne, Scrum используют 58% «гибких» компаний. При этом её поддерживают многие SaaS-платформы. Например, решение ServiceNow, частью которого является инструмент Agile Development.
Методология была разработана в конце 80-х — начале 90-х годов. Процесс управления состоит из фиксированных коротких итераций — спринтов (sprints).
Используя методологию Scrum, представитель заказчика плотно работает с командой разработки, расставляя приоритеты в списке требований к продукту (Product Backlog). Этот список состоит из баг-фиксов, функциональных и нефункциональных требований — из всего, что нужно сделать для реализации рабочего приложения.
Функциональные элементы, добавляемые в бэклог, называют историями. Каждая задача оценивается в определенное количество очков. Очки являются абстрактной метрикой и для её оценки могут использоваться самые разные шкалы (например, ряд Фибоначчи или степени двойки).
На основании списка требований заказчика команда определяет функции, которые хочет реализовать, и начинает свой спринт. Обычно он длится 30 дней. В конце подсчитывается общее количество очков, набранных командой за спринт (скорость). Это позволяет более четко планировать следующие спринты.
За последние десять лет программисты Кен Швабер (Ken Schwaber), Майк Бидл (Mike Beedle) и Джефф Сазерленд (Jeff Sutherland) приложили множество усилий для развития Scrum. Кен Швабер — наиболее активный сторонник фреймворка, и его сайт — хорошее место, чтобы начать свое знакомство с методологией. Он также выпустил книгу.
Scrum за все время существования приобрел огромную популярность и используется командами разработчиков даже в крупных компаниях. Однако сообщество за это время выявило и определенные её недостатки.
Например, среди них отмечают чрезмерную ориентированность на набор очков. При планировании, команда отбирает истории, которые она сможет завершить к концу спринта, руководствуясь скоростью предыдущего этапа. Основная цель этих очков — сделать планирование более надежным и предоставить четкую перспективу.
Однако здесь скрывается проблема: поскольку работа разработчиков оценивается в баллах, они будут стараться заработать их побольше и оптимизировать под это свою деятельность. Что не приводит к улучшению кодовой базы, не делает её проще.
Другая проблема — длительные митапы. Причем совещания проводятся синхронно со всеми участниками разработки, что становится проблемой для специалистов, работающих удаленно. Людям приходится встраивать многочасовые совещания в свое расписание для обмена информацией, которую можно передавать иным способом.
Что касается неизменности историй во время спринта, то в больших масштабах это также приводит к проблемам. У программистов нет возможности перераспределить работу при обнаружении новых особенностей. Scrum не позволяет перестраивать корабль прямо во время плавания, поэтому приходится ждать окончания сессии, чтобы внести изменения.
Extreme Programming
Особенность Scrum заключается в том, что этот фреймворк уделяет мало внимания практикам разработки. Поэтому некоторые agile-компании (порядка 10%) комбинируют его с экстремальным программированием (XP).
Экстремальное программирование привлекло к себе внимание в конце 90-х. Концепция зародилась в сообществе Smalltalk, а её авторами считаются разработчики Кент Бек (Kent Beck) и Уорд Каннингем (Ward Cunningham), которые хотели сформировать новые практики в разработке ПО, сделанные для людей.
Первым проектом, созданным по методологии Extreme Programming, стала система контроля платежей Chrysler Comprehensive Compensation (C3) в середине девяностых. Сам термин «экстремальное программирование» появился в 1997 году.
Концепция строится на основании двенадцати приёмов:
Однако Extreme Programming делает сильный упор на тестирование, что отличает её от Scrum. Методология гласит, что разработчик не может сказать, что код написан правильно до тех пор, пока не пройдут все модульные тесты. Поэтому часто XP идет рука об руку с техникой разработки Test Driven Development (TDD), когда сперва пишется тест, а затем логика для его прохождения.
Но такая «тестоориентированность» одновременно и недостаток подхода. Чтобы адаптировать XP, нужно инвестировать в создание инфраструктуры автоматизированных тестов и непрерывного развертывания ПО.
При этом, если в случае Scrum компания может послать менеджеров проектов на двухдневные курсы, то в случае с экстремальным программированием приходится тренировать всю команду разработчиков. Что гораздо более затратно. Нужно менять культуру в организации, объединяя несколько отделов: XP требует, чтобы тестировщики, UI-дизайнеры, программисты, архитекторы и пользователи работали сообща.
/ Flickr / U.S. Army / CC
Канбан
Scrum по-прежнему остается эффективной методологией, которая пользуется популярностью. Особенно в комбинации с экстремальным программированием. Вместе их процент использования среди Agile-команд достигает 68%.
Однако сегодня многие команды рассматривают иные варианты и обращают внимание на другие методологии. Одной из них стал канбан. CTO ConvertKit Грант Аммонс (Grant Ammons) говорит, что компании сперва адаптируют Scrum, который учит их необходимым дисциплинам для разработки ПО, а затем ищут более удобную альтернативу и обращаются к канбану.
Канбан — это техника для управления разработкой, где процесс разработки рассматривается как конвейер с запросами на реализацию функций, с которого сходит улучшенное программное обеспечение.
Канбан зародился как часть системы производства Тойоты «точно вовремя», поэтому методология исключает излишнее накопление задач. Например, если тестировщики проверяют пять функций за неделю, а разработчики и аналитики реализуют десять, то «общая пропускная способность конвейера» ограничивается до пяти функций. Это нужно, чтобы избежать накопления работы у QA-команды, иначе они могут начать «срезать углы» и случайно пропустить на рынок некачественный продукт.
В этом случае также можно провести перераспределение ресурсов: когда программисты и аналитики выполнили свою норму, они могут помочь с тестированием и написанием автоматизированных тестов. В будущем это позволяет повысить пропускную способность конвейера.
И канбан легко выявляет такие узкие места. В своей простейшей реализации — это большая доска с расчерченными столбцами, в которых размещаются стикеры-карточки. Столбики — это этапы процесса разработки, а стикеры — рабочие задачи. Цифры вверху каждого столбика показывают, сколько карточек разрешено в нем «копить».
Однако, как отмечают в сообществе HN, у такого подхода тоже есть определённые недостатки. В том же Scrum короткие спринты положительно сказываются на мотивации разработчиков. Программисты знают, что работа над продуктом закончится, когда весь список требований на 30 дней будет выполнен. В случае с канбаном — это постоянный и нескончаемый поток заданий. Однако есть выход — краткое обсуждение списков задач на неделю (или две).
Также ввиду своей специфики, канбан плохо подходит для долгосрочного планирования и неудобен в работе для крупных команд разработки (больше пяти человек).
Напоследок отметим, что использование Agile-методологий накладывает серьезные требования на опыт членов команды и их способность эффективно взаимодействовать друг с другом. При этом каждая более или менее распространенная методология имеет свои сильные и слабые стороны, а также области применения. По этой причине появляются новые фреймворки и дорабатываются «старые».