Методика и технология в чем разница в педагогике

Разница между методикой и технологией

В различных сферах деятельности мы часто сталкиваемся с такими понятиями, как методика и технология. Данные категории обозначают способы достижения целей, поставленных перед образовательным, производственным, политическим процессом. Многие специалисты считают методику синонимом технологии, и наоборот. Как отличить понятия друг от друга и действительно ли между ними есть ли существенная разница?

Определение

Методика – набор конкретных приёмов, использующихся для реализации поставленных задач в сфере образования, науки, психологии. Методика должна быть понятной, реалистичной, воспроизводимой, результативной и обоснованной. Детализированная и разработанная, опробованная на практике, она обретает уровень технологии.

Технология – инструментарий конкретной области деятельности человека, набор процессов, методов и принципов, необходимый для создания конечного продукта, будь то изделие, программа или другое социальное благо. В объём понятия входят организационные приёмы и операции, которые применяются исполнителем в процессе труда.

Сравнение

Главное отличие между указанными категориями заключается в степени их проработки. Так, методику можно назвать направлением движения, дорожной картой, по которой будет двигаться исполнитель. А технологию – подробным маршрутом, который позволяет прогнозировать скорость, дистанцию и другие важные нюансы. Таким образом, методика – это ядро технологии: прикладной инструментарий же может изменяться, ускоряя производственные процессы, но сущность остаётся прежней.

Методика и технология в чем разница в педагогике. Смотреть фото Методика и технология в чем разница в педагогике. Смотреть картинку Методика и технология в чем разница в педагогике. Картинка про Методика и технология в чем разница в педагогике. Фото Методика и технология в чем разница в педагогике

Таким образом, фундаментальное отличие кроется в планируемом исходе операций, совершаемых исполнителем. Исход реализации методики трудно предугадать, он зависит от многих факторов. Грамотное использование технологии всегда приводит к нужной цели, если все шаги выполнены правильно.

Источник

Соотношение понятий педагогическая технология, методы, приемы, методики обучения и воспитания

Проблема соотношения понятий «технология» и «методика» обучения является дискуссионной и до конца не выясненной, хотя существуют различные трактовки и версии разграничения данных категорий.

Н.И. Запрудский отмечает, что развести эти понятия очень важно, но сложно. Он предлагает следующие различия понятий методика и технология обучения:

Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если»: если талантливый учитель, талантливые дети, богатая школа.

Уже давно стало привычным, что методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний. Технология же проектируется, исходя из конкретных условий, и ориентируется на заданный, а не предполагаемый результат (А. Кушнир).

Среди авторов, исследующих проблемы дидактики нет единого подхода при ответе на вопрос: какое понятие шире – технология или методика?

Методика отвечает на три важнейшие вопроса: зачем, чему и как учить? Технология же отвечает на вопрос как учить?

Другая точка зрения на соотношение понятий методика и технология характеризует технологию как более широкое понятие по отношению к методике.

Методика не обсуждает содержание, основы наук для нее являются главным компонентом содержания образования, тогда как образовательная технология указывает, что учебной информации нужно столько, сколько необходимо для усвоения других компонентов (формирования предметных и общеучебных способов деятельности, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное, физическое развитие ребенка, приобщение к базовым образцам культуры и т.д.).

Технологический подход к образованию позволяет рассматривать рефлексивно-деятельностное содержание образования.

Отмечается двойственность технологического отношения к педагогической деятельности. С одной стороны, проектируется будущее учебное взаимодействие, задается абстрактная технологическая схема, содержащая возможности для конкретизации в зависимости от уникальных условий учебной ситуации (настроения учащихся, их самовыражения, познавательной активности и т.д.).

С другой стороны, технология становится многослойной (со слоями абстрактного проекта и конкретизированных, подвижных по содержанию проектов деятельности всех субъектов учебного процесса).

Внеситуативная часть технологии обучения и воспитания выражается в текстах для передачи способности строить аналогичное педагогическое взаимодействие другим (О.С. Анисимов).

О.С. Анисимов характеризует метод как абстрактный образ деятельности, требующий конкретизации на уровне методики. Методика выступает конкретизацией метода при определенных условиях.

Любая педагогическая задача может быть успешно решена с помощью адекватной технологии, которую профессионально использует квалифицированный преподаватель, и в этом, с нашей точки зрения, актуальность решения проблемы образовательных технологий.

Источник

Презентация «Отличие педагогических технологий от методик»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Методика и технология в чем разница в педагогике. Смотреть фото Методика и технология в чем разница в педагогике. Смотреть картинку Методика и технология в чем разница в педагогике. Картинка про Методика и технология в чем разница в педагогике. Фото Методика и технология в чем разница в педагогике

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отличие педагогических технологий от методик

Метод (от греч. methodos — путь исследования или позна­ния) — совокупность относительно однородных приемов, опера­ций практического или теоретического освоения действительно­сти, подчиненных решению конкретной задачи Методы обучения – способы деятельности учителя и ученика, с помощью которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности

Технология (от греческого techne – искусство, ремесло, наука и logos–понятие, учение). Технология – продуманная во всех деталях модель совместной образовательной деятельности по проектированию, организации и проведению педагогического процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для детей и воспитателя.

технологии часто носят не предметный характер, они могут быть реализованы на любом учебном предмете, вне зависимости от его содержания; технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми; технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой; технология отвечает на вопрос: «Как учить? »; технологии предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников; технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которых нарушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата. Основные характеристики технологий

Отличия технологий и методик Технологии В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчётная компонента Отвечает на вопрос: «Как можно достичь требуемых результатов обучения, гарантировано?» Технология более воспроизводима Технология имеет менее устойчивую результативность Носит ярко выраженный персонифицированный характер (творческий педагог). Предполагает присовокупление взрослого во всех многообразных проявлениях Методики В методике более представлена целевая, содержательная, качественная и вариативно – ориентировочная стороны Отвечает на вопрос: «Каким путём можно достичь требуемых результатов в обучении?» Методика менее воспроизводима Методика зависит от многих «если» (если талантливый педагог, если способные воспитанники, если понимающие родители) Менее выражает «авторский» характер (за исключением авторских методик) Процедура использования комплекса методов и приёмов обучения, как правило, безотносительно к деятелю, их осуществляющему

Источник

Слайд 2:

Программа – вид программного документа, основными функциями которого являются прогнозирование, конструирование результатов деятельности, конкретных путей их достижения..

Образовательная программа ДОУ – документ, определяющий специфику организации учебно-воспитательного процесса (содержание, формы) с учетом ФГОС дошкольного уровня образования и определяет модель учебно-воспитательного процесса, охватывающая все основные моменты жизнедеятельности детей в каждом возрастном периоде.

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

К комплексным программам относятся:

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» — в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» — программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» — это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

«Кроха» — это комплексная программа, созданная специально для детей до 3-х лет. Она учитывает специфику раннего возраста и обеспечивает максимальную эффективность в решении воспитательных задач именно у детей этой возрастной категории. Включает несколько блоков – «Мы ждём тебя, малыш!», «Я сам», «Гуленька», «Как я буду расти и развиваться».

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к полноценной реализации дошкольного образования ребенка обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

К парциальным программа относятся:

«Юный эколог», «Наш дом – природа», «Паутинка» — данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Радость творчества», «С кисточкой и музыкой в ладошке», «Цветные ладошки», «Семицветик», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Са-Фи-Дансе», «Конструирование и ручной труд» — все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» — перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» — в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» — программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Так же существуют основные программы дошкольного образования которые вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

3 слайд.

Методика – это комплекс методов, приемов и средств, специфичных для определенного вида деятельности. Она рассказывает о всех методах, которые можно применить в той или иной области обучения и воспитания, и не говорит о результате.

Классификация методик, применяемых при работе с детьми в детском саду, осуществляется по определенным параметрам. Существует три больших основных группы:

При этом основная цель всех методик заключается в гармоничном воспитании, формировании правильных основ и правильных эталонов в соответствии с возрастом и уровнем развития ребенка.

Методика обучения включает в себя [3] :

4 Слайд

В процессе обучения в детском саду применяют разнообразные методики, имеющие определенные цели. Например, существуют образовательные методики, способствующие развитию творческих способностей ребенка (Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество», З.В. Лиштван «Конструирование», Т.С. Комарова «Народное искусство в воспитании детей»,…), физическому развитию ( Л.И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» (3-7 лет), Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет», О.Н. Моргунова «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» (практическое пособие)…), изучению окружающего пространства ( К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», Т.А. Шорыгина «Беседы о правах ребенка», Л.А. Кондрыкинская «Дошкольникам о защитниках Отечества»…) и природы (О.В. Дыбина «Неизведанное рядом», Т.А. Шорыгина «Беседы о домашних и декоративных птицах», Ю.А. Вакуленко «Воспитание любви к природе у дошкольников»…). В каждом случае для обучения используются различные материалы, наглядные пособия и другие элементы. Такой подход позволяет передать знания детям наиболее понятным и доступным способом, обеспечив качественное усвоение информации.

Слайд 5

Понятие «педагогическая технология» относится ко всем разделам педагогики.

Иначе говоря, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.

Современные образовательные технологии

— технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

— исследовательские методы в обучении;

— проектные методы обучения;

— обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

Технология и методика

Основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

— Направлена на изучение одного предмета (направления, образовательной области) в программах, методических пособиях

— Технологии часто носят не предметный характер, они могут быть использованы в различных направлениях развития, вне зависимости от его содержания

— Ориентирована на педагога;

— Ориентирована на ребенка;

— Готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий.

— Инструмент, который используется для выполнения

— Методика не обещает педагогу гарантированных результатов

— Технологии дают одинаково высокие результаты при использовании их разными педагогами в разных образовательных учреждениях с разными детьми

— Методика предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, не предполагает гарантированности достижения цели

— Технологии жестко задают способ достижения цели через алгоритм процедур и действий, которые должны строго следовать одна за другой

— Методика отвечает на вопросы: «Чему учить?», «Зачем учить?» и «Как учить?»

— Технология отвечает на вопрос: «Как учить?»

— Воспринимается каждым педагогом по-разному, по-разному организуется деятельность

— Эффективно используется разными педагогами в разных условиях с гарантированным результатом

Источник

Методика и технология в педагогике, определение

Педагогическая деятельность – это отрасль, требующая постоянного совершенствования. Она оставляет свой отпечаток на процессе воспитания и формирования личности. Консерватизм здесь неуместен, ведь специалистами выведено множество альтернативных способов и методик преподавания.

Педагогическая методика – это наука структурирующая всевозможные техники и закономерности обучения. Состоит из комплекса методов, приемов и средств образования. Имеет исследовательскую природу, и дает возможность педагогу совершенствоваться.

Творческий взгляд на педагогическую методику

Что такое методика в педагогике? Это итог многовековых поисков педагогами способов эффективного обучения с максимальной работой на результат. Их существует огромное количество, и все обладают научной основой. Использование различных методик для педагога – это определенно возможность проявить свой творческий потенциал.

Методы в педагогике – это постоянный поиск смыслов, целей, классификаций, возможность продумать занятие наперед и дать шанс детям реализовать себя в ходе урока. Это по праву называют педагогическим искусством, ведь свидетельствует о раскрепощении учителя и его инициативности. В современных школах, употребление методик – это обязательная и неотъемлемая часть работы.

План-конспект урока как визуальное воплощение методик

Визуальным показателем любой использованной методики является план-конспект занятия. В нем в письменном виде находится постепенный ход урока, дословная последовательность реплик преподавателя, формы работы и необходимые дидактические элементы. В ходе составления конспекта прописывают и желаемые результаты итога занятия. Несмотря на точность, это никак не сковывает действия учителя, а наоборот направляет его и помогает структурировать работу в короткий отрезок времени.

Составление конспекта – ответственная задача, при выполнении которой стоит учитывать некоторые необходимые компоненты:

Методика и технология

Методика педагогики – это не технологии обучения, хотя эти понятия часто путают, ведь они схожи по своей природе.

Педагогическая технология – это набор форм, методов, приемов и средств учебного процесса. Они устанавливаются на фоне психолого-педагогических инсталляций, направленных на получение эффективного результата работы.

Методика и технология – два звенья одного механизма. Совокупность методов имеет ряд характеристик:

Методика. Что это такое? Это действие имеющее творческий характер. Технология же более универсальна и стандартизирована. Но, несмотря ни на что, технологии могут использоваться в методике, и методика применима в технологии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *