Методика шичиды с чего начать
Методика шичиды с чего начать
Здравствуйте, Надежда! Давно изучаю ваш сайт и методику Шичида! Спасибо за ваши интересные статьи и качественный материал. С помощью них многие моменты прояснились, но вопросы еще остались! В ближайшее время хочу попробовать заниматься с сыном (ему почти 2 года).
1 – Ваши занятия и занятия в школе Шичида (описание очевидца) начинаются с веселой музыки, любимой для ребенка, как я понимаю. Затем переходят к альфа-музыке и дыхательным упражнениям. Насколько необходима веселая музыка? Сможет ли ребенок быстро перестроиться на спокойную музыку и релаксацию? Просто мой сын любит танцевать под музыку, тут уж точно будет не до занятий) Веселую мелодию можно пропустить? Или она тоже очень важна? Сама альфа-музыка играет на протяжении всего занятия?
2 – Мне не ясно в ESP-игре: как можно так спрятать карточку, чтобы малыш не видел? Ведь он видит ту карточку, которую потом спрячут (ее же показывают перед тем как спрятать, так)? И предметы, за которые потом прячут, тоже видит, так? А когда уже спрашиваешь: где спрятался, например, зайка, нужно думать о том, где он спрятан? Получается, что во время этого упражнения ты мысленно подсказываешь малышу, где находится картинка! Я правильно понимаю суть игры?
3 – Общий вопрос по всем занятий: мы только начинаем знакомиться с методикой! Как я понимаю, важно чтобы ребенок правильно понял суть игры, нужно правильно задавать вопросы! Так вот, на первых занятиях я помогаю ребенку выполнять каждое задание, так? Если он вообще не делает, то я делаю его полностью за малыша, правильно? И еще: от занятия к занятию материал должен меняться, быть новым и не повторяться (я как понимаю, это один из основополагающих моментов в методике)! Даже если на 3-5 занятие малыш еще не выполняет сам любое из заданий, все делает с моей помощи, мне все равно к каждому занятию необходим новый, неповторяющийся материал? То есть не нужно ребенку объяснять суть игры на одном и том же материале до тех пор пока он не поймет?
4 – Дыхательные игры: для них тоже важно, чтобы каждый раз материал был новым?
5 – Мандалы: стоить ли играть в такую игру, если ребенок плохо знает цвета и очень часто на многие цвета говорит что это синий?
6 – Абсурдные истории: нужно чтобы ребенок повторял слова-карточку? Не обязательно полностью все предложение?
7 – Логические игры: с какой игры лучше начать? Танграм? Судоку? Домино? Листик? Лучше начать разбираться только с одного вида? Или можно запараллелить сразу несколько? И еще: мы играем в кубики, лего, что-то строим, но обычно ребенка хватает на то, чтобы положить 3-4 кубика друг на друга и потом раскидать и разрушить (вообще это любимое, разбросать)! Может нам еще рано логические игры в принципе?
8 – Структура занятия: на сайте есть описание структуры занятий (длинное и краткое), насколько важно соблюдать последовательность? Также некоторые задания делаются по 2-3 раза, например, ESP-игра или фотопамять – 2-3 игры за занятие! Это не для всех заданий? Выборочно и на усмотрение? Каждый раз игра проводится с новым материалом?
P.S.: Извините, что так много вопросов!
Екатерина, извините за столь долгое ожидание ответа (( Ответ получился не маленьким ) Поэтому ответ на каждый из вопросов также под номерами.
1. Веселую музыку перед началом занятия, я думаю, можно не включать, так как реакция ребенка будет только отвлекающей от предстоящего занятия. Когда я сама провожу занятия с дочкой, то не включаю подобную музыку, так как потом уже трудно переключить на что-то другое – ребенку хотелось продолжения: танцевать, прыгать и т.п. Поэтому в этом случае рекомендую смотреть на реакцию ребенка. Любую методику нужно адаптировать под личностные особенности малыша.
По поводу альфа-музыки. Альфа-музыка – успокаивающая, расслабляющая, она наилучшим образом подходит для «включения» работы функций правого полушария.
Альфа-музыку рекомендуется слушать на протяжении всего занятия в фоном негромком звучании.
2. В моем описании ESP-игр «спрятать карточку, чтобы малыш не видел» имеется ввиду, что малыш не должен видеть за какую картинку-пряталку вы прячете.
3. При проведении занятий очень важно, чтобы ребенок понимал суть каждой игры. Если какие-то игры/задания ребенок не понимает, как делать то не включайте их пока в занятие. Поиграйте в «трудные» для ребенка игры отдельно от занятия. Материал для таких игр вы можете использовать как один и тот же, так и разные – это зависит от реакции вашего ребенка. Плюс разного материала для одной и той же игры заключается в удержании интереса к игре и нового «включении» работы мозга. Но есть малыши, которые любят играть с одним и тем же материалом на протяжении долгого времени и сами даже просят это, в таком случае играйте на здоровье, раз это приносит удовольствие ребенку!
Когда малыш освоиться в игре, смело включайте ее в занятие. Но лучше, если материал будет уже другой и меняться от занятия к занятию. Это будет способствовать не только формированию интереса у ребёнка, как я это уже писала ранее, но и более эффективному развитию в этом направлении. Так как поиграв с одним и тем же материалом, ребенок уже знает «что и как», а новый материал снова «заставляет» мозг «работать».
По поводу того, делать что-то за малыша, я придерживаюсь следующей точки зрения. Если ребенок во время ваших действий (когда вы за него делаете) внимательно наблюдает, то возможен вариант делать что-то за него в целях наглядного показа. Но затягивать с этим не стоит – показали, пусть сам попробует, а мама всегда поможет (именно поможет, а не сделает в следующий раз снова за него!). Но если во время такого показа малыш начинает заниматься своими делами, вы чувствуете, что он даже не обращает внимания на ваши действия, то лучше все-таки привлечь его самого в эту игру играть. При этом вы все выполняете ручкой малыша или управляете ею (физически или словами подсказывая).
Если вы чувствуете, что ребенку не интересна игра совсем, то попробуйте сменить для нее материал или отложите на некоторое время.
Если ребенок не может что-то решить или понять, дайте вариант попроще. Убавьте в эти моменты свои амбиции, услышьте ребенка, рассмотрите его реальные возможности. В этот раз не сделал, через месяц не сделал – обязательно придет время, когда ребенок сделает необходимое задание правильно и самостоятельно. Главное – дождаться, используя свою родительскую мудрость и любовь. Помните, ничто не является таким огромным помощником в развитии и воспитании, как любовь родителей. И подрывать ее в таких моментах, когда Вы кричите, ругаете или недовольно разговариваете с ребенком просто из-за того, что он не нашел лишний предмет в ряду или не нашел схожесть предметов, согласитесь, очень глупо.
Обязательно будьте позитивны во время занятия и всегда завершайте его на счастливой ноте. Не забудьте хвалить ребенка за каждое самостоятельное сделанное действие, а правильно это или нет – не делайте акцента, просто объясните, что не так. И обязательно еще раз похвалите, и скажите какой он молодец, но в следующий раз пусть будет повнимательнее.
4. Если вы будете использовать разные дыхательные игры, то это будет способствовать к более устойчивому интересу ребенка к подобным играм, нежели, если каждый раз предлагать одну и ту же игру. Но чередование одинаковых игр вполне уместно. Поэтому, если в «копилке» немного, просто чередуйте их. Но со временем не забывайте добавлять что-то новенькое, так будет еще интересней и малышу и вам.
5. Мандалы – это одна из игр на развитие фотографической памяти. Если у ребенка есть затруднения с цветами, можно пока не заниматься раскрашиванием мандал по памяти, а играть с ними в игру «похожие». Возьмите 2 похожие мандалы. Малышу необходимо показать одну мандалу на несколько секунд и убрать. Затем покажите обе похожие мандалы и ребенку необходимо указать на изображение, которое он видел.
6. В игре «Абсурдная история» ребенку необязательно повторять предложения-связки, главное, чтобы он запоминал последовательность карточек. К тому же, если ребенок еще плохо говорит или вы только начали с ним играть в эту игру, можете сами пересказывать историю пропуская слова-карточки. То есть, вы начинаете рассказывать, в тот момент, когда необходимо положить карточку, вы останавливаетесь, смотрите на ребенка: «Что тут было?» или задаете вопрос в соответствии с историей: «Кто ел?», «Куда спрятался?» и т.п.
Надо понимать, что абсурдные истории – это связка цепочки карточек. Главный результат – это не запоминание истории слово в слово, а запоминание порядка расположения карточек, в чем иногда помогает сочинение подобных историй. И, если в последствии, ваш малыш сможет запоминать порядок цепочки карточек без истории, то – это самый лучший результат. Это показатель его прекрасной фотографической памяти.
7. Перечисленные логические игры наилучшим образом идут у деток от 3-х лет, так как после этого возраста начинает работать левое полушарие, отвечающее за логическое мышление. Но в раннем возрасте подойдут простые логические игры – это и игра с кубиками (кроме обычного раскладывания, можно включать еще следующее: собрать перед ребенком последовательность из нескольких кубиков, а ребенок из своих таких ее должен повторить и т.п.), с конструкторами.
Если возраст ребенка близиться к 2-м годам, можно попробовать игры с наложением фигур/предметов. К этому относятся игры с блоками Дьенеша, палочками Куюзенера. Это и накладывание фигурок танграм на схему в натуральную величину. Для этого возьмите схему для наложения из любого из моих комплектов в цветном исполнении. Предварительно подготовьте танграм с фигурками такого же цвета (шаблоны для изготовления есть в каждом комплекте). Вместе с ребенком накладывайте фигурки на схему. При этом обязательно объясняйте, почему на определенное место вы положили именно эту фигурку (она точно такая же по форме и по цвету – наглядно покажите это ребенку). В такой игре ребенок начинает соотносить, сравнивать предметы друг с другом и понимать, что такое «одинаковые» и «разные», а это важные операции логического мышления. К тому же параллельно изучаются цвета и понимание форм.
Можно самостоятельно придумать и изготовить подобную игру иногда: обвести на листе несколько простых, но достаточно разных по контурам предметов. Положите перед ребенком лист с нарисованными контурами предметов и сами предметы. Ребенку необходимо положить каждый предмет на соответствующий контур.
Судоку – этот вид логических игр наилучшим образом подойдет деткам ближе к 3-м годам и далее.
Домино бывают разные. Знакомство с данной игрой можно начинать уже с 2-х лет. При этом используйте карточки/фишки с рисунками. Ребенку нужно прикладывать фишку к фишке с одним и тем же рисунком. При этом не используется их количественная составляющая.
Применение методики Макото Шичида в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Ольга Виноградова
Применение методики Макото Шичида в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
Текст к выступлению «МЕТОДИКА МАКОТО ШИЧИДА»
[1 слайд]Уважаемые коллеги, предлагаю Вам познакомиться с авторской методикой Макото Шичида.
[2 слайд]Японский профессор Макото Шичида — создатель популярнейшей в Японии авторской методики раннего развития детей. Его можно смело назвать пионером ускоренного обучения детей, а его методики обучения популярны не только в Японии, но и за рубежом.
[3 слайд]Ученый внес огромный вклад в науку и медицину своими исследованиями в сфере изучения человеческого мозга. Благодаря почти сорокалетней научной деятельности и двадцатилетней практической он буквально произвел революционный прорыв в образовании, который изменил отношение к детям, их умственным способностям и методике их обучения. Революционная методика раннего развития Макото Шичида включает в себя методы стимулирования детского мозга. Макото Шичида убежден, что стимуляция головного мозга у детей раннего возраста помогает детям развивать особые способности. Чем раньше начать заниматься с ребенком, тем выше шанс развить у него гениальные способности и открыть таланты, сокрытые в нем в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.
В последнее время система Макото Шичида завоевывает внимание все большего количества почитателей среди родителей, педагогов.
В учебных заведениях, работающих по методике Шичида, учатся дети от 6 месяцев до 6 лет. Именно этот возрастной диапазон автор считает оптимальным для обучения по своей системе.
[4 слайд]Ученый уверен, что в возрасте сразу после рождения и до 3 лет мозг ребенка работает как накопитель. Ведь дети в этот период все схватывают на лету, переполнены жаждой знаний, воспринимают и обрабатывают огромные объемы информации, словно маленькие компьютеры, прекрасно запоминая детали. И поэтому в данный возрастной период главная задача родителей и воспитателей стимулировать все пять органов чувств ребенка и обеспечить все потребности для его развития.
Малыши растут и взрослеют гораздо быстрее, чем думают родители. До трех лет у ребенка доминирует правое полушарие мозга. В возрасте 3 лет доминирующую позицию принимает левое полушарие головного мозга.
[5 слайд]Правое полушарие мозга маленького человечка начинает свое стремительное развитие еще в утробе матери. Известно, что правое полушарие мозга отвечает за подсознательное и бессознательное, левое полушарие — полушарие сознательного. В одной из своих книг Шичида пишет о том, что правое полушарие имеет большую «емкость» памяти, нежели левое. Но правое и левое полушария мозга развиваются по-разному и в разное время. Правое полушарие мозга постоянно обнуляет старую информационную память, чтобы освободить место для новой, в то время как память из левого полушария никогда не удаляется. Поэтому, развивая правое полушарие, родители открывают возможность более легкого обучения и развития творческих способностей у детей. Правое полушарие еще отвечает за визуальную и пространственную обработку данных, а также способность видеть проблему в нескольких аспектах.
[6 слайд]По мнению ученого, к шестилетнему возрасту ребенка его мозг формируется практически полностью, более точно к шести годам около 80 % клеток головного мозга уже развиты. Что дает возможность в возрасте до шести лет успешно развивать у ребенка скорочтение, фотографическую память, редкие музыкальные таланты и математические способности, эмпатию и интуицию. Именно в этом возрасте ребенок отличается лучшими способностями к изучению языков.
К десяти годам головной мозг ребенка уже сформирован почти полностью, приблизительно на 90 %. Поэтому вносить изменения в старшем возрасте очень трудно, а порой невозможно. А развить чувственное восприятие вообще можно только в раннем дошкольном возрасте. То есть чем старше становится ребенок, тем хуже он усваивает и запоминает информацию.
[7 слайд]Из всего вышесказанного, можно выделить основные принципы метода Макото Шичида.
ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ МАКОТО ШИЧИДА
• все дети рождаются гениями;
• крайне важна крепкая связь между родителями и ребенком;
• доминанта правого полушария мозга у маленьких детей представляет собой уникальную возможность для обучения;
• стимулирование детей должно проводиться при участии всех пяти органов чувств;
• повторение и последовательность являются ключом к успеху в обучении.
[8 слайд] Задания и у пражнения разработанные М. Шичида позволяют любому малышу развить такие способности как :
— Запоминание любых объемов информации с помощью образов (фотопамять);
— Уникальные вычислительные способности;
— Интуиция и телепатия;
[9 слайд] ФЛЭШ-КАРТЫ В первую очередь, это так называемые флэш-карты, которые необходимо показывать ребенку ежедневно с очень высокой скоростью, оптимально – 0,5 секунды на 1 картинку. Флеш-карточки позволяют расширить словарный запас, общие знания ребенка, а также развить предрасположенность к различным языкам. (показ видео)
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ- ребенок дует в свистульку, дудочку, на лежащие или висящие на ниточке шарики ваты (пытаясь сдуть их с места, птичьи перышки, игрушку «Ветерок», можно на горящую свечку, выдувает мыльные пузыри,дуть можно на песок в песочнице через тубочку,где спрятана картинка на тему занятия и т. д
ШАР ЭНЕРГИИ. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром — его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.
ОБРАЗЫ ВОСПОМИНАНИЯ И ВООБРАЖЕНИЯ. Воспоминания и воображение – спросите у ребенка когда он был где-либо (на природе, пляже, в музее, в гостях) что и кого там видели, чем занимались. Воспоминания можно подкрепить фото. Либо наоборот – спросите о том, куда он собирается (в зоопарк, к морю, на выставку, на прогулку) кого там встретит, чем будет заниматься.
[10 слайд] КОНСТРУИРОВАНИЕ. используем любой имеющийся в наличии конструктор, мозаику, кубики, коробки, прищепки. Строим высокую башню, или домик для животных, или гараж для машинок, или цветочек из прищепок.
ESP ТЕЛЕПАТИЯ. Показываю ребёнку 3-5,7 картинок разноцветных цветов,животных и т. д. и предлагаю угадать какая из картинок лежит в конверте. Как правило с каждым разом ребёнок быстрей указывает на нужную картинку. По наблюдениям Шичидо способности к «шестому чувству» у детей гораздо более развиты, чем у взрослых. Со временем эта способность угасает,не находя применения во взрослом мире.
МАНДАЛЫ. Игра для детей, которые уже хорошо ориентируются в цветах. Распечатать цветные и ч/б мандалы, разрезать. Показать ребенку цветную картинку в течение 5-10 секунд. Убрать и попросить на черно-белой картинке обозначить карандашом (фломастером) либо словами цвета цветного рисунка. Мандалы можно изготовить самостоятельно. Для этого нарисовать два черно-белых изображения, один из которых раскрасить.
ТАНГРАМ,ПАЗЛЫ,БЛОКИ ДЬЕНЕША. Берем готовый танграм, блоки дьенеша, любые плоские геометрические фигуры. Придумываем рисунок, составляем поле – обводим имеющиеся детали и раскрашиваем в нужные цвета. Ребенок должен разложить на поле соответствующие детали.
С детьми постарше играют в игры на развитие памяти Memory Grid и Linking Memory. Memory Grid или Сетка памяти. Суть игры заключается в том, что ребенку показывается разлинованное на квадраты поле, где в каждой из ячеек располагается картинка. Ребенок смотрит на эти картинки в течение нескольких секунд, а затем сам по памяти старается расположить картинки в ячейках.
ЦЕПОЧКА ПАМЯТИ. Это игра на запоминание цепочки картинок с помощью абсурдного рассказа. То есть, выкладывается ряд карточек с разными изображениями, и вы должны быстро придумать ребенку рассказ. Например, 3 картинки: бабочка, дерево, небо. История должна быть не такой: бабочка взлетела на дерево и посмотрела на небо, а такой: бабочка упала с дерева прямо на небо. Именно такие абсурдные истории и помогают активировать правое полушарие по мнению доктора Шичиды. Со временем ребенок будет способен сам придумать историю и запомнить порядок более чем из сотни карточек.
ЗВУКОВОЕ И ТАКТИЛЬНОЕ ЛОТО. Изготавливаем лото- каждый материал (песок,дерево,металл,стекло,пластмасса,вата и т. д.) в 3 представлениях- в мешочке (шарике,в футляре из-под киндера, и прикреплённом на карточке и подписаном. Дети на ощупь и звук угадывают материал и кладут около той карточки,где представлен данный материал.
ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ. Распечатайте готовые палитры, отрежьте полоску с цветами от картинки, предложите ребенку найти и соединить палитры цветов, соответствующие рисункам. Можно использовать любую игру с цветами, например, сортировать любые предметы, игрушки, детали конструкторов, крышки и пр. по цветам.
СКОРОЧТЕНИЕ. Ребёнку предлагается показ флеш-карточек – последовательно: показывается карточка с изображением и одновременно произносится слово-обозначение, а затем карточка со словом, которое также озвучивается. Рёбёнок должен соотнести карточку с отдельно написанным словом.
знакомство с буквами – 1-2 буквы за занятие. Буквы можно рисовать и лепить, пропевать, читать про них стихи и сказки, играть в игры на «буквенную» тему.
[11 слайд] ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для гармоничного развития ребенка,в том числе и ребёнка имеющего нарушения и особенности развития его нужно вести несколько иным путем, чем это принято сейчас в современном обществе. Шичида предлагает развивать в ребенке способность к запоминанию, а не вкладывать сами знания, для того чтобы в будущем ребенку было легко учиться и работать, чтобы все давалось легко и без долгих заучиваний. Вместе с феноменальной памятью к ребенку приходит способность к языкам. Он также предлагает развивать интуицию для того, чтобы в будущем ребенок мог принимать верные решения, чувствуя интуитивно, как именно следует поступить и какой путь верный. Он предлагает развивать фантазию и воображение, чтобы через них стимулировать развитие творческой личности, которая способна к искусству и принятию нестандартных решений. Помимо этого методика подразумевает отсутствие насилия при выполнении заданий и поиск подхода к ребенку через ласку, любовь и взаимное доверие и уважение как родителей,так и педагога.
[12 слайд] А ТЕПЕРЬ ПОЗВОЛЬТЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ВИДЕО,ГДЕ МОЖНО НАГЛЯДНО УВИДЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДАННОЙ МЕТОДИКИ В МОЕЙ РАБОТЕ.
[13 слайд] ССЫЛКИ на информационный и дидактический материал
Методика японского профессора Макото Шичида
Сейчас родителям, уделяющим большое внимание развитию своих детей, доступно просто невероятное количество самых разных методик. В этом «педагогическом море» несколько особняком стоят и при этом вызывают огромный интерес труды японских специалистов.
О книге Масару Ибука «После трёх уже поздно» слышали, наверное, все. Она появилась на российском рынке уже довольно давно и неизменно популярна все эти годы. А вот методика профессора Макото Шичида пока ещё в новинку нашим родителям, несмотря на то, что она широко распространена как на Востоке, так и на Западе. Родители, занимающиеся с детьми по этой методике, рассказывают о заметных результатах, которых добиваются малыши. Что же это за система такая?
В Японии и не только
Макото Шичида уже больше двадцати пяти лет популярен в Японии и во многих других странах. Ещё в 1978 году он создал компанию, которая занимается организацией обучения детей по методике, разработанной самим профессором.
Интересно, что начать заниматься с ребёнком по этой системе никогда не поздно. Даже взрослые могут достичь хороших результатов. Возможно, именно поэтому она очень популярна. О широте распространения идей профессора говорят такие факты: в самой Японии уже более пятисот школ работают по его системе. Да и в Китае, США, Канаде и даже Австралии таких учебных заведений немало.
Выделяет методику Шичиды из огромного количества других ещё и то, что обучение по ней даёт прекрасные результаты в случаях, если дети «особенные». Занимаясь по этой системе, малыши с синдромом Дауна и аутизмом успешно осваивают не самую простую программу и добиваются значительных успехов.
Мозг всему голова
Головной мозг – вот что интересует Макото Шичида в первую очередь. Его изучению он отдал свыше сорока лет своей жизни. О том, что правое и левое полушария отвечают каждое за своё и функционируют по-разному, известно давно. Сравнивая их работу, профессор пришёл к следующим выводам:
Полушария теснейшим образом взаимосвязаны, и именно это обеспечивает наилучшую работу головного мозга. Однако межполушарные связи у многих нарушены. Более того, с возрастом ситуация только ухудшается. А если мозг должным образом не стимулировать, то происходит это очень быстро.
Кроме того, по мнению профессора, подавляющее большинство людей недостаточно используют правое полушарие. А ведь у детей от рождения и до трёх лет именно оно работает гораздо активнее. Но от трёх до шести лет его влияние уменьшается, постепенно уступая ведущую роль левому полушарию.
Макото Шичида уверен, что необходимо равномерно развивать две части (левую и правую) одного целого (мозга) и координировать их взаимодействие, потому что именно в этом случае дети будут расти более умными и способными. По его мнению, традиционные методики обучения незаслуженно мало внимания уделяют развитию правого полушария. А зря. Потому что именно оно отвечает за многие весьма нужные и полезные «опции». Так, кроме вышеперечисленного, в его ведении:
Именно поэтому японский профессор в своей системе «побудку» правого полушария ставит во главу угла.
Области, за которые отвечают правое и левое полушария головного мозга. Рисунок с сайта babyben.ru
Любовь – основа всего
Первый постулат Макото Шичида может удивить: профессор уверен, что в основе успешного развития любого ребёнка всегда лежит огромная родительская любовь. Учёный отмечает: дети очень часто считают, что их любят недостаточно, в то время как родители уверены в обратном. И этот ощущаемый ребятами и не замечаемый родителями недостаток любви самым пагубным образом сказывается на развитии и воспитании детей всех возрастов. Для того чтобы такого не произошло, профессор предлагает использовать следующие способы:
Даже незначительные успехи малыша или ребёнка постарше, любая его помощь вам (пусть и неумелая) или даже просто готовность откликнуться на просьбу обязательно должны быть вознаграждены. И лучшая награда – объятия. Они не только помогают продемонстрировать детям глубину родительских чувств, но и прекрасно мотивируют их для будущих «подвигов». Обнимайте детей как можно чаще, шепчите им на ушко слова благодарности и любви. Только обязательно делайте это искренне, а не потому, что так «велит» методика. Объятия не должны быть формальными, «для галочки», ведь дети это очень тонко чувствуют.
Никогда не слушайте ребёнка «вполуха», не давайте бесконечные инструкции и откажитесь от постоянной (или очень частой) критики, ведь именно в этом кроется основная причина отчуждения, которое нередко возникает между родителями и детьми. Мы часто забываем о деликатности, когда общаемся с нашими чадами. А ведь они заслуживают чуткого и уважительного отношения ничуть не меньше, чем другие люди. Поэтому обязательно призывайте на помощь ещё и чувство такта и хорошее воспитание. А вот декларативности и нескрываемой назидательности в нашем общении с детьми должно быть как можно меньше. Вместо того чтобы заявлять: «Делай, как я сказала!», мягко и доброжелательно предложите: «Давай подумаем и решим вместе».
Профессор убеждён, что в течение первых пяти минут с момента засыпания, подсознание человека не спит. Эти драгоценные мгновения можно и нужно использовать для воздействия на детей. Положительные установки, полученные в это время, способны творить чудеса. Родители могут «надиктовать» чадам буквально всё: хороший аппетит или крепкий сон, уверенность в своих силах или доброжелательный настрой. Но самое главное – в эти минуты подсознание детей услышит и запомнит слова любви, которые, помимо прочего, обязательно должны звучать во время «настройки». Интересно, что даже прослушивание записей родительских «установок» самым благотворным образом влияет на детей. Поэтому, даже если родители часто уезжают и не имеют возможности ежевечернее давать «установки», они могут просто записать их и попросить бабушку или няню включать запись. Имейте в виду, что говорить нужно негромко (можно даже шёпотом) и ласково, а не вещать на всю квартиру. Этот способ Макото Шичида называет «пятиминутным внушением» и советует использовать регулярно.
Как организовать занятия
Какие советы по организации занятий даёт Макото Шичида:
Схема занятий
Как же проходят занятия?
1. Вступительная часть
После этого этапа дети до трёх лет могут переходить к основным упражнениям, а ребят постарше необходимо «переключить на образы». Макото Шичида предлагает для этого несколько способов, в том числе игры на развитие воображение, визуализацию. Ребёнок может представлять себя мотыльком или рыбкой, кузнечиком или птицей.
2. Основная часть
В основную часть занятия входит несколько блоков:
Пожалуй, это наиболее спорная для многих родителей составляющая методики Шичиды, она противоречит нашим традиционным взглядам на жизнь. Профессор Шичида уверен, что все люди обладают сверхъестественным (экстрасенсорным) восприятием и что его необходимо развивать, поскольку подобные умения невероятно расширяют возможности человека. Ведь в его арсенале появляются, например, телепатия, ясновидение, психометрия и предвидение. Учёный убеждён, что для маленьких детей выполнение этого блока заданий не составляет труда, а в ребятах постарше это «заснувшее» умение можно «разбудить».
В этом блоке заданий активно используются так называемые мемо-техники, облегчающие запоминание. Вот, например, как может выглядеть упражнение:
Постепенно количество карточек необходимо увеличивать. Когда ребёнок сможет в нужной последовательности называть 15 впервые увиденных (!) карточек, его память будет натренирована настолько, что никакие вспомогательные тексты уже не понадобятся. Ведь он сможет запоминать любые образы без вербального подкрепления.
Шичида разработал множество подобных упражнений, развивающих, в том числе, и фотографическую память, которая способна значительно облегчить жизнь, пожалуй, каждому из нас. Поэтому этот блок пользуется огромной популярностью и вызывает большой интерес у родителей из разных стран.
В этом блоке так же используются упражнения, помогающие лучше усваивать и запоминать новые сведения. Профессор призывает опираться не на один путь получения информации, а одновременно на несколько. Например, песни дети учат с опорой на зрительные образы, а музыку слушают, глядя на карточки с нотами.
Если дети не могут справиться с какими-то заданиями, родители должны выполнить их на глазах у малышей, обязательно объясняя каждое своё действие.
Задания для настольной игры танграм, развивающие абстрактное мышление
Многие из родителей, которые решили попробовать заниматься с детьми по методике Шичиды, рассказывают о том, что используют далеко не всё. Чаще всего отказываются от «экстрасенсорного» блока. А вот упражнения на развитие памяти, музыкальных и математических способностей, на овладение навыками скорочтения у наших соотечественников вызывают большой интерес. При этом родители-экспериментаторы отмечают, что исключение некоторых вызывающих сомнения заданий не влияет на достижения ребёнка в других направлениях. Поэтому тем, кто хотел бы попробовать методику Шичиды, но кого смущает «сверхъестественный» блок, можно посоветовать взять на вооружение не все задания, а лишь те, которые кажутся вам наиболее подходящими и допустимыми.