Методист библиотеки в чем заключается работа
Должностная инструкция методиста библиотеки
«______» _______________ 20___ г.
Методиста библиотеки
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность методиста библиотеки [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Методист библиотеки назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Методист библиотеки относится к категории специалистов.
1.4. Методист библиотеки подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.5. На должность методиста библиотеки может быть назначено лицо, имеющее соответствующую квалификацию: высшее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) и стаж работы в культурно-просветительных организациях не менее 3 лет.
1.6. В практической деятельности методист библиотеки должен руководствоваться:
1.7. Методист библиотеки должен знать:
1.9. В период временного отсутствия методиста библиотеки, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Методист библиотеки выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Ведет самостоятельный участок работы.
2.2. Проводит анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению.
2.3. Принимает участие в научно-исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в подготовке нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность библиотеки.
2.4. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами.
2.5. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно-библиографических услугах.
2.6. Ведет маркетинговые исследования.
2.7. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению последних достижений в деятельность библиотеки.
2.8. Выявляет наиболее творчески зрелые коллективы для присвоения им звания «народный», «образцовый».
2.9. Участвует в подготовке сценариев для культурно-просветительных организаций.
2.10. Обобщает опыт работы культурно-просветительных организаций, организует его внедрение в практику работы.
2.11. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.
В случае служебной необходимости методист библиотеки может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Методист библиотеки имеет право:
3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.
3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Методист библиотеки несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы методиста библиотеки осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы методиста библиотеки является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы методиста библиотеки определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью методист библиотеки может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “__” _______ 20__ г.
Живее всех живых или Зачем библиотеке методист
доцент МПШУ, Кандидат педагогических наук,
или Зачем библиотеке методист?
Методическую работу вот уже лет 25 принято ругать или переименовывать. Ругать за родимые пятна административно-командной системы. Все бывшие жертвы фронтальных проверок не переносят само упоминание о методической службе. Их можно понять.
НО ЕЩЁ НИКОМУ не удалось методическую службу проигнорировать и забыть, как забыли про печатные машинки и перфокарты, забыли про фронтальные проверки. забыли про ленинские зачёты. А методическая служба не сдаётся и по-прежнему живее всех живых.
Переименовывать методическую службу принято всегда во что-нибудь актуальное или иннованионное. Поэтому благодаря методическим усилиям библиотечное дело — самая инновационная отрасль в культуре и образовании. Музеи, филармонии, театры и даже школы в этом плане от библиотек сильно отстают — ни компьютер толком освоить, ни организовать чего-нибудь общественно-значимого не могут. Получается классика — забыть нельзя оставить. Почему?
Ответ начнём с примера из далёкой от библиотечной деятельности сферы — бизнес-обучения. Однажды для блистательных руководителей направлений одной очень известной торговой компании мы проводили тренинг но управлению персоналом. Группа была представительная, задачи были поставлены на самом высоком уровне. Тренинг по управлению персоналом редко требует специальных уточнений. Всем всегда интересно, как сделать так. чтобы подчинённые слушались и не считали себя униженными. В обсуждении содержания программы с заказчиком дошли до собственно управления персоналом — делегирования, контроля, мониторинга. И в этот момент неожиданно выяснилось, что подчинённых у руководителей-участников тренинга нет. Ни одного.
Стали разбираться, задавать наводящие вопросы, чертить схемы подчинённости.
В основе этой традиции лежит управленческий принцип выделения отдельной диспетчерской структуры, которая мониторит все процессы, происходящие внутри организации и зa её пределами.
Внутри — мониторинг и контроль, во вне — поиск стратегических приоритетов.
Такой подход в каждой отдельной взятой организации возникает в том случае, когда нет уверенности, что, с одной стороны, дирекция (руководитель, замы, кураторы), с другой стороны — её каждое структурное подразделение, в состоянии выполнять управленческие функции контроля и планирования (например, кадровой политики, профессиональной деятельности) самостоятельно. В общем, никого не хочу обидеть, методическая служба развивается там, где нет профессионального и личного доверия у генерального директора к руководителям подразделений, а также у учредителя нет доверия к генеральному директору. Доверия в широком смысле: и личного и профессионального. Опыт работы ВГБИЛ показал, что сильный директор, сильные руководители подразделений и направлений — и нет места для специальной методической службы. Все подразделения наряду с текущей работой выполняют методические задачи анализа, сбора, предоставления профессиональной методической информации по профилю работы. Да, это требует от директора широкого видения, а от руководителей отделов — подготовки.
В противном случае, конечно, нужна отдельная структура, выполняющая разнообразные управленческие и прогностические задачи: проследит выполнение нормативов, статистику соберёт, праздник подготовит, всегда в курсе профессиональных инноваций. Этот подход косвенно свидетельствует о невысокой управленческой квалификации руководителей подразделений.
В противном случае возникают конфликты в точках контактов методистов и руководителей. В основе конфликтов не столкновения характеров участников процесса, а дефекты этой схемы управления, поскольку в ней заложено базовое нарушение принципа единоначалия.
Очевидно, что в условиях бюджетной реформы, изменения статуса бюджетных учреждений красивый вопрос оптимизации функций, с одной стороны, потребует пересмотра возможностей сохранения в структуре библиотек неработающих, избыточных, дублирующих друг друга подразделений. С другой стороны, в случае сохранения объёма финансирования заработной платы при условии самостоятельной реорганизации штатного расписания, в библиотеке возникает необходимость пересмотра структуры, нагрузки, направлений работы. В этом случае держать на своей ставке специалистов двойного подчинения, приоритет у которых всегда донесение информации до «вышестоящей инстанции» в обход директора, который подписывает зарплатную ведомость, — по меньшей мере странное занятие.
В то же время наряду с управленческими задачами методическая служба выполняла и продолжает выполнять отдельные функции обучения и переподготовки специалистов, анализа отраслевых тенденций развития. За долгие годы во многих крупных библиотеках страны накоплен значительный научный потенциал, который и сегодня представляет интерес для исследователей и практиков. Основные направления деятельности остаются традиционными: анализ, прогноз, обучение. Но и здесь возникает два организационных вопроса.
Вопрос первый — монетизация: сколько это стоит и кто готов за это платить? Пока услуги бесплатны для участников обучения или методических совещаний, они с удовольствием ими пользуются. Как только возникает необходимость платить, происходит выбор того, что кажется важным, отказ от того, что не вызывает интереса. В реализации методических услуг в зарубежных библиотеках существуют два подхода: государственный и ассоциативный. Очевидно, значимая для государства методическая деятельность библиотек может и должна быть оплачена государством — в этом случае у библиотек должны быть гарантии получения значимой государственной информации и переподготовки по важным государственным программам.
Кроме того, методическая работа за рубежом осуществляется также или только в рамках деятельности профессиональных ассоциаций и объединений. В любом случае содержательные функции методической работы перестают быть обязательными для всех библиотек, и могут быть выведены на аутсурсинг в крупные федеральные и региональные библиотеки, профессиональные вузы, в работу ассоциаций, курсов. Туда, где есть ресурсы, возможности, опыт, кадры со специальной квалификацией.
В связи с этим вопрос второй — современное содержание методических услуг. Календарем памятных дат и списком мероприятий уже никого не удивишь. Нужны актуальные учебные программы, технологические карты, аналитические разработки, прогнозы. А значит, нужна специальная, не массовая, штучная подготовка. Нужны методисты.
С автором можно связаться: *****@***ru
Автор анализирует, что лежит в основе управленческого принципа организации методических служб в библиотечном деле и в других отраслях.
Методическая работа, управление библиотекой
The author analyzes what underlies the management principle of organization of methodological services in libraries and in other industries.
Methodical work, library manage-ment
// Библиотечное дело. – 2010. – № 11. – С. 22-23.
Должностная инструкция методиста централизованной библиотечной системы
«______» _______________ 20___ г.
Методиста централизованной библиотечной системы
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность методиста централизованной библиотечной системы [Наименование организации в родительном падеже] (далее — Компания).
1.2. Методист централизованной библиотечной системы назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Методист централизованной библиотечной системы относится к категории специалистов.
1.4. Методист централизованной библиотечной системы подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.5. На должность методиста централизованной библиотечной системы может быть назначено лицо, имеющее соответствующую квалификацию: высшее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) и стаж работы в культурно-просветительных организациях не менее 3 лет.
1.6. В практической деятельности методист централизованной библиотечной системы должен руководствоваться:
1.7. Методист централизованной библиотечной системы должен знать:
1.9. В период временного отсутствия методиста централизованной библиотечной системы, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Методист централизованной библиотечной системы выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Ведет самостоятельный участок работы.
2.2. Проводит анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению.
2.3. Принимает участие в научно-исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в подготовке нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность централизованной библиотечной системы.
2.4. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами.
2.5. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно-библиографических услугах.
2.6. Ведет маркетинговые исследования.
2.7. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению последних достижений в деятельность библиотеки.
2.8. Выявляет наиболее творчески зрелые коллективы для присвоения им звания «народный», «образцовый».
2.9. Участвует в подготовке сценариев для культурно-просветительных организаций.
2.10. Обобщает опыт работы культурно-просветительных организаций, организует его внедрение в практику работы.
2.11. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.
В случае служебной необходимости методист централизованной библиотечной системы может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Методист централизованной библиотечной системы имеет право:
3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.
3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Методист централизованной библиотечной системы несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы методиста централизованной библиотечной системы осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы методиста централизованной библиотечной системы является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы методиста централизованной библиотечной системы определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью методист централизованной библиотечной системы может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “__” _______ 20__ г.
Должностная инструкция ведущего методиста библиотеки
«______» _______________ 20___ г.
Ведущего методиста библиотеки
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность ведущего методиста библиотеки [Наименование организации в родительном падеже] (далее – Компания).
1.2. Ведущий методист библиотеки назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.
1.3. Ведущий методист библиотеки относится к категории специалистов.
1.4. Ведущий методист библиотеки подчиняется непосредственно [наименование должности непосредственного руководителя в дательном падеже] Компании.
1.5. На должность ведущего методиста библиотеки может быть назначено лицо, имеющее соответствующую квалификацию: высшее профессиональное образование (культуры и искусства, библиотечное, педагогическое) и стаж работы в должности методиста I категории не менее 3 лет.
1.6. В практической деятельности ведущий методист библиотеки должен руководствоваться:
1.7. Ведущий методист библиотеки должен знать:
1.9. В период временного отсутствия ведущего методиста библиотеки, его обязанности возлагаются на [наименование должности заместителя].
2. Должностные обязанности
Ведущий методист библиотеки выполняет следующие трудовые функции:
2.1. Ведет самостоятельный участок работы.
2.2. Проводит анализ состояния библиотечно-библиографического обслуживания региона, разрабатывает предложения по его улучшению.
2.3. Принимает участие в научно-исследовательской работе, в разработке и реализации текущих и перспективных планов, в подготовке нормативной и иной документации, регламентирующей деятельность библиотеки I категории.
2.4. Осуществляет координационную работу с заинтересованными ведомствами.
2.5. Выявляет потребность потенциальных пользователей в библиотечно-библиографических услугах.
2.6. Ведет маркетинговые исследования.
2.7. Принимает участие в работах, связанных с автоматизацией и механизацией библиотечной деятельности, обобщает полученные результаты и способствует внедрению последних достижений в деятельность библиотеки I категории.
2.8. Выявляет наиболее творчески зрелые коллективы для присвоения им звания «народный», «образцовый».
2.9. Участвует в подготовке сценариев для культурно-просветительных организаций.
2.10. Обобщает опыт работы культурно-просветительных организаций, организует его внедрение в практику работы.
2.11. Поддерживает в процессе работы связь с творческими союзами и общественными организациями по привлечению к проводимым мероприятиям творческих работников в целях совершенствования работы по обслуживанию населения.
В случае служебной необходимости ведущий методист библиотеки может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.
3. Права
Ведущий методист библиотеки имеет право:
3.1. Получать полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.2. Получать материалы и документы, относящиеся к вопросам его профессиональной деятельности.
3.3. Получать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами.
3.4. Взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
3.5. Предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей должностной инструкцией обязанностями.
3.6. Докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
3.7. Получить рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.8. Взаимодействовать со всеми подразделениями Компании для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Ведущий методист библиотеки несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.
4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков предприятию или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.
4.2. Оценка работы ведущего методиста библиотеки осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы ведущего методиста библиотеки является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы ведущего методиста библиотеки определяется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка, установленными на предприятии.
5.2. В связи с производственной необходимостью ведущий методист библиотеки может выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).
С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ “__” _______ 20__ г.