Методист и преподаватель в чем разница

Профессия методист

Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть фото Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Методист и преподаватель в чем разница. Картинка про Методист и преподаватель в чем разница. Фото Методист и преподаватель в чем разница

Эта профессия получила второе рождение благодаря развитию онлайн-образования. Сегодня методисты – востребованные сотрудники, в том числе в интернете. Их ищут учебные центры, онлайн-университеты, организаторы курсов и программ дополнительного образования.

В статье расскажем, кто такой методист и что он делает. Сколько платят таким специалистам и в чем заключается их работа. Как освоить профессию с нуля.

Содержание статьи:

Кто такой методист и чем он занимается?

Корни профессии уходят в XIX век. В это время в России появились советы практикующих учителей, которые стали обмениваться опытом.

Методист – это своего рода учитель-инструктор. Что входит в его обязанности?

Может участвовать в подготовке презентаций и других материалов, которые используются на уроках.

Говоря простыми словами, методист онлайн-курсов – это человек, который организует учебный процесс и следит за его качеством. Помимо работы с педагогами, в обязанности методиста входит сбор обратной связи от учеников. Суть его работы – помогать улучшать занятия.

Например, методист образовательных программ в онлайн-школе может:

Выполнять иные задачи, связанные с организацией учебного процесса.

Методист – это профессия, требующая разносторонних знаний и навыков. Она подойдет людям с аналитическим складом ума, которым нравится работать с информацией, обрабатывать данные, искать суть, обучать.

Плюсы и минусы профессии

Сколько получают методисты?

Зарплата новичка составляет около 30 тыс. рублей в месяц. Специалист с опытом может получать от 40-50 тыс. и до 80-100 тыс. рублей. В сфере онлайн-образования встречаются вакансии, где предлагают заработок на уровне 150 тыс. рублей в месяц.

На фрилансе доход зависит от количества и сложности проектов. Например, стоимость услуг методиста при запуске нового курса может составлять 20-30 тысяч рублей. Начинающие берут за час работы порядка 300 рублей, фрилансеры с опытом – 1000-1500 рублей за час.

Самые высокие зарплаты предлагают учреждения дополнительного образования и онлайн-курсы.

Что должен знать и уметь методист?

Профессиональные знания и навыки

Как стать методистом и где учиться?

Есть два варианта: получить высшее педагогическое образование или пройти курсы.

Например, в вузах подойдут специальности: психология и социальная педагогика, психология образования, педагог начального образования, педагог школьной дисциплины. Затем необходимо получить педагогический опыт.

Второй вариант – пройти курсы в интернете. На них готовят специалистов для работы в онлайн-школах. Также они подойдут людям, которые хотят запускать свои учебные программы на профессиональном уровне. Например, бизнес-тренерам, коучам, фрилансерам.

Примеры курсов и интернете, где учат на методистов:

Название программы и ссылка на нее

Подходит новичкам, а также специалистам в области образования, которые хотят стать методистами. Вас научат составлять учебные программы, проектировать теорию и практику, мотивировать учеников, организовывать образовательный процесс и многое другое. Дипломный проект – разработка программы своего курса.

Обучение профессии с нуля. Включает программу курса, описанного выше, и дополнительные блоки. В частности, продюсирование. Вы сможете не только работать методистом, но и обучать других создавать образовательные программы.

Где искать работу?

Если вы хотите работать в школе или университете, имеет смысл отнести резюме в отдел кадров соответствующего учреждения.

Источник

Профессия методист — новая жизнь профессии в эпоху EdTech

Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть фото Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Методист и преподаватель в чем разница. Картинка про Методист и преподаватель в чем разница. Фото Методист и преподаватель в чем разница

Преподаватель School of Education и CEO Presium Education

С увеличением рынка EdTech и взрывным ростом образовательных онлайн-программ стремительно трансформируются профессии в области методологии: появляются новые методисты, дизайнеры образовательного опыта, специалисты в области Training&Development и методологи. Александр Сычев, CEO Presium Education, компании, которая занимается корпоративным обучением, разбирается, почему спрос на них растет.

Содержание

Кто такой методист: историческое ревью и работа в современных реалиях

Методист — специалист, объединяющий образовательные модели и методики в единый образовательный процесс.

Роль методиста появилась с зарождением самого обучения — еще в Древнем мире и античности. В те времена они назывались наставниками. Долгое время методистом был преподаватель, поскольку он был единственным носителем знания, однако база профессии методиста зародилась с появлением учебной литературы, в том числе религиозной.

Уже тогда выбирали, как подавать информацию, как преподавать. Продолжается эта тенденция и в период появления первых классических университетов в эпоху Просвещения.

Бум развития методологии случился в 20 веке: именно тогда ее начали выделять как отдельную профессию и смотреть не только на знания, но и на то, с каким опытом сталкивается студент.

Волна интереса к тому, как обучается взрослый, появилась во время Второй мировой войны. Это было обусловлено потребностью в короткие сроки подготовить военных и рабочих предприятий.

Именно тогда всерьез стал рассматриваться вопрос о переосмыслении процесса обучения и его эффективности. Существует гипотеза, что эти исторические события стали толчком к появлению понятия instructional design — направления, изучающего образовательный процесс.

Чуть позже это направление развивалось благодаря появлению в образовательной сфере новых технологий — радио, кинопроекторов, фотографии. Привычные способы преподавания устарели и стали менее эффективными, в обществе появились новые запросы, что потребовало пересмотра подхода к образовательному процессу. В 1960-е годы появилась андрагогика — обучение взрослых.

Сегодня методист — это тот, кто осознанно выбирает проектировать образовательную среду, а не преподавать. Не играющий тренер, а тренер «на скамейке». Деятельность методиста ближе к исследователю, чем к открывателю. Порог входа в профессию сегодня заметно снижается во многом из-за популярности, разнообразия форматов этой профессии. Давайте разберемся в терминах.

Методолог, методист, Training&Development-менеджер и дизайнер образовательного опыта: в чем разница и имеет ли это значение?

На рынке часто путают термины: в вузах используют термин «методист», в EdTech — «методолог». Этот термин хорошо прижился в инфобизнесе: авторы ссылаются на «уникальную методологию», термин «методолог» популяризирован.

Исторически методология в России связана со школой советского методолога и политического технолога П.Г. Щедровицкого и Московским кружком методологии. Для них методолог — тот, кто создает организационно-деятельностный опыт (часто в форме игры) а также среду, стимулирующую практически- и деятельностно-ориентированное мышление.

Новая должность в образовательной среде — Training&Development-менеджер — менеджер по развитию персонала. Он выявляет потребности в обучении сотрудников, формирует предложение, кадровый резерв, проводит аудит результатов и эффективности обучения. О типологии T&D-менеджеров мы рассказывали в этой статье.

Рассмотрим термин «методист». Методист — одна из функций Training&Development-менеджера. Деятельность методиста включает изучение форматов обучения, исследования и эксперименты внутри организации, тестирование новых инструментов и гипотез и исследование запроса аудитории. Должностная инструкция методиста также включает оценку результатов обучения.

Термин «дизайнер образовательного опыта» чаще всего используют прогрессивные образовательные учреждения вроде Universal University и организации, которые делают упор на дополнительном профессиональном образовании, обучении взрослых, повышении квалификации.

Из-за того, что эти организации существуют в условиях конкурентного рынка, им важно оценивать не только качество образования, но и опыт ученика, ведь помимо знаний они должны предоставлять сервис. Дизайнер образовательного опыта — специалист, который разбирается не только в методологии, но и в том, как человеку комфортно учиться, он создает среду для эффективного обучения.

Хайп на образование и место методиста

Почему же последнее время так востребованна эта профессия?

Методисты понимают, как правильно проектировать образовательные продукты в эпоху, когда каждый человек хочет учиться. Ввиду того, что сама идея Learn how to learn («Научиться учиться») постоянно развивается, методисты становятся обязательным элементом системы.

Они выступают как проводники: и для людей, которые не умеют выбирать образовательные треки самостоятельно, и для бизнеса, которому нужно поддерживать конкурентоспособность за счет обучения сотрудников.

Пандемия и переход на удаленную работу также стали драйвером роста онлайн-образования и бума методистов. Во многом рост интереса к EdTech-продуктам связан со стремительным переходом к онлайн-обучению в 2020 году.

Растущий спрос на услуги методистов поддержало то, что традиционные игроки рынка образования (университеты, образовательные бутики, тренинг-центры) не могли быстро адаптироваться к онлайну. Они логичным образом обратились к специалистам, которые знали, как создать новый опыт онлайн-обучения.

Стремительный рост EdTech и перерождение профессии методологов

EdTech сейчас — это огромный рынок, суммарная выручка топ-80 компаний на этом рынке по итогам первого квартала 2021 года составила более 11 млрд рублей. Он будет расти дальше, набирая огромную клиентскую базу.

В эту гонку уже врываются вузы, инфобизнес и частные специалисты. Поэтому EdTech-компаниям очень важно поддерживать качество продукта и повышать LTV (Life Time Value) клиента, ведь привлекать новых клиентов дороже, чем удерживать старых.

В такой ситуации они приходят к необходимости поддерживать высокий уровень методологии ради удержания клиента и повышения качества продукта. Методисты для EdTech-рынка — это устойчивость и залог качества и роста прибыли.

Можно сказать, что рынок EdTech предъявляет более широкий спектр требований к методистам, чем T&D-компании или вузы. Так, обязанности методиста в этой среде часто связаны с ролью кураторов процесса сборки курса. Здесь, помимо традиционных компетенций, нужны и коммуникативные навыки, чтобы брифовать спикеров, и менеджерские, чтобы грамотно управлять процессом.

Проектирование образовательного опыта в корпоративной среде: как методист измеряет результаты обучения

Методист отвечает за полную проработку образовательного трека: методологию программ, устройство образовательной среды, опыт студентов, а также он должен следить за тем, каким образом происходят изменения и как их измерить. Одной из наиболее часто используемых систем оценки эффективности образовательных программ является модель Киркпатрика. Она подразумевает проверку пяти уровней.

1 уровень: реакция

На этом этапе мы спрашиваем учащегося о том, что он думает о программе. Понравилась ли она или нет, почему, какие эмоции вызвала. Этот этап позволяет проанализировать эмоциональный фон учащихся, уровень комфорта.

2 уровень: научение

На этом этапе мы проверяем, усвоились ли передаваемые знания, сформировались ли заложенные умения и навыки.

3 уровень: поведение

Казалось бы, мы уже узнали, доволен ли учащийся, чему он научился, и этого должно быть достаточно, чтобы оценить эффект. Но проверка первых двух уровней вовсе не гарантирует, что в поведении человека действительно что-то изменилось. А любая образовательная программа нацелена именно на это.

Поэтому на этом этапе нужно проверить, удалось ли сформировать новые паттерны поведения, или человек в реальной жизни продолжает действовать так, как привык до обучения.

4 уровень: результаты

Заключительным этапом нужно оценить, оказывают ли изменения в поведении участников положительное влияние на компанию или результаты работы.

5 уровень: оценка ROI

ROI (показатель возврата инвестиций) позволяет измерить, насколько вложенные инвестиции окупились в сравнении с затратами. В реальности измерить его очень сложно, так как на прибыль компании влияет огромное количество факторов, не зависящих напрямую от обучения.

Эффективность программы также оценивается с помощью универсальных метрик оценки:

Эту модель часто критикуют прогрессивные игроки рынка T&D и обвиняют ее в том, что она устарела, однако модель Киркпатрика по-прежнему довольно четко справляется со своей задачей и регулярно применяется в корпорациях, поэтому на нее можно ориентироваться и использовать в своей практике.

Спрос на методологов в России сегодня: сколько зарабатывает методист?

Методист нужен любой компании в сфере образования, а также бизнесу, который уделяет должное внимание внутреннему обучению. Основные места работы методологов — EdTech-компании, вузы.

Если в вузах методист может зарабатывать в среднем от 40 000 до 60 000 рублей, в EdTech его заработок колеблется между 80 000 и 150 000 рублей. При этом возможности повышения заработной платы в сегменте EdTech ограничены только временными ресурсами специалиста: он может работать над несколькими проектами одновременно.

Где искать работу методистам?

Вакансии методистов есть в EdTech компаниях, и с каждым годом этот рынок растет. Методисты в Москве успешно работают в вузах — в отделах молодежных программ, организации стажировок, а инфобизнес открывает методистам возможности для работы из любой точки мира.

Все чаще возникает запрос на функцию методиста внутри корпораций. Здесь методист часто выполняет Т&D-функцию или работает в департаменте внутренних коммуникаций.

После того, как все ушли в онлайн, методисты и отделы корпоративных коммуникаций должны были рассказывать людям, как им устраивать свою работу. Особенно значимы они для проектирования онлайн-курсов крупных компаний.

Методист поможет сделать качественный курс внутри компании, который будет не хуже предложений на рынке. Это позволяет решить очень важную проблему: когда в 2020 году все оказались в онлайне, преимущества внутреннего курса перед внешним оказались совсем не очевидными.

Если сотрудник внутри корпорации видит плохо сделанный продукт, когда у него есть возможность купить недорогой внешний продукт отличного качества с высоким уровнем сервиса, то ценность внутреннего снижается. Методисты внутри компании могут помочь сделать топовый курс, чтобы сотрудник не уходил на рынок.

Зачем корпорациям услуги внешних методических консультантов

Есть четыре основные причины, которые вынуждают компании прибегать к услугам внешних методических консультантов: помощь с переходом в онлайн, создание конкурентоспособного внутреннего продукта, аудит имеющихся продуктов, проектирование сложных программ при недостатке внутренних компетенций.

Для компании важно, где сотрудник покупает обучение, — внутри или на рынке — потому что обучение решает дополнительные задачи: повышает мотивацию, формирует коллектив и позволяет проводить оценку сотрудников.

Когда специалист уходит за обучением на рынок, эти цели не достигаются. Менеджеры в корпорациях ощущают потерю контроля над сотрудниками, когда те уходят за обучением на рынок. Многие скиллы в такой ситуации невозможно измерить. Внутреннее же обучение более контролируемо.

Однако не для всех проектов нужно держать штат методистов, иногда гораздо выгоднее разово привлечь опытных подрядчиков.

Приведем кейс, который можно решить с помощью внешних специалистов: банк не представлен на отраслевых мероприятиях в сравнении с конкурентами. Чтобы представлять банк на конференциях, нужны спикеры. Как их учить? Индивидуально? С привлечением коучей? Как их найти и мотивировать выступать?

Решение — привлечение методистов, разработка модульной программы с элементами конкурсного отбора, которая повышает мотивацию в коллективе, качественная программа отсева. По результатам банк имеет пул готовых выступлений и подготовленных спикеров.

Подводя итог, подчеркнем, что методология в современных реалиях не только позволяет эффективнее достигать целей, которые стоят перед обучением, но и создает комфортную образовательную среду. Именно методологи формируют позитивный опыт обучения, повышая мотивацию студентов, заставляя приобретать новые образовательные продукты и становиться приверженцами lifelong learning.

Источник

Методист и преподаватель в чем разница

Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть фото Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Методист и преподаватель в чем разница. Картинка про Методист и преподаватель в чем разница. Фото Методист и преподаватель в чем разница

Методист

специалист по научно-методической работе, аспирант

(Литературный институт им. Горького)

Степан Кузнецов, 24 года

Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть фото Методист и преподаватель в чем разница. Смотреть картинку Методист и преподаватель в чем разница. Картинка про Методист и преподаватель в чем разница. Фото Методист и преподаватель в чем разница

Официальная зарплата после вычета налога

6 600 руб

Общая зарплата с надбавкой и стипендией аспиранта

19 700 руб

Зарплата в % от медианы

43%

Зарплата / прожиточный минимум

Официальная средняя зарплата преподавателей вузов

в Москве

83 672 руб

Официально я работаю пять дней в неделю. Но мои коллеги могут работать по другому графику, всё это зависит от непосредственных начальников — заведующих кафедр.

Я работаю на кафедрах зарубежной литературы и художественного перевода. Считается, что одна ставка методиста — это две кафедры сразу.

Моя зарплата делится на две части. Первая часть — базовая. Вторая — стимулирующая поддержка. Базовая часть граничит с минимальной заработной платой в России. Стимулирующая поддержка, которой мне удалось добиться где-то год назад, представляет собой около 10 400 рублей. Это, скажем так, надбавка, которая не прописана в договоре, а выдаётся через отдельное соглашение.

Надбавку я получил так. Поначалу я работал только на кафедре зарубежной литературы, но с кафедры перевода вдруг ушла методистка. На меня легла дополнительная работа, и я решил, что те небольшие деньги, которые я получаю — слишком мало за две кафедры сразу. В то время мой заработок, который сейчас составляет та стимулирующая надбавка, компенсировался репетиторством, поэтому я особо не парился на этот счет. Но как только освободилась эта кафедра и у меня появилось в два раза больше работы, я решил требовать чего-то большего или увольняться: я понимал, что учеников, две кафедры и собственную диссертацию одновременно я не потяну. Я сказал об этом начальнику: так и так, я хочу, чтобы вы мне подписали документ, в котором я прошу поднять мне заработную плату в связи с увеличением нагрузки. Примерно в то же время я узнал, что вторая кафедра, оказывается, была мне положена с самого начала всё за те же деньги… Просто по счастливому стечению обстоятельств мне повезло не выполнять свою работу.

Ну, я решил, что мне или повысят заработную плату, или скажут, что я требую несправедливо больше, потому что та кафедра мне и так полагалась, и тогда я точно уволюсь. На учёном совете мой начальник поднял эту тему, в результате которой в администрации, представители которой там присутствовали, была полемика. Администрация настаивала на том, что повышать методистам зарплату незачем: когда студенты или работники института приходят на кафедру или звонят на эти кафедры, то там никого нет, мол, методисты такие лентяи и совсем не работают. Так или иначе удалось настоять на своём, и получилось, что все наши методисты теперь получают больше.

Преимущество моего рабочего дня в том, что я могу прийти на работу в час, в половину второго. Но время, в которое я уйду, может быть абсолютно разным. Оно зависит от ситуации, которая существует в учебном процессе. Так или иначе оно включает в себя такие вещи, как, допустим, составление отчётов и выполнение практически всей документальной работы, которая существует на кафедре.

В Литературном институте существует достаточно неформальная обстановка, и потому случается всякое: бывают дни, когда я выполняю что-то, что не входит в мои обязанности. Год назад в середине июня мы резко узнали о смерти нашего преподавателя, сразу всей кафедрой. А потом нас посетила его сестра и попросила устроить похороны и поминки. Никто не смог ей отказать. Она, конечно, оплатила все расходы, но организацией занимались мы. Мне пришлось созваниваться с похоронным агентом, то есть делать то, что никак не входит в мою работу. Совместно с одной преподавательницей я ездил закупать продукты для поминок, участвовал в их подготовке, а после приводил в порядок помещение института. Но это была экстренная ситуация.

Обычно никакой работой, сильно отличной от моих обязанностей, меня не нагружают, но я выполняю определенные вещи, которые должны бы делать сами преподаватели. В основном всё то, что связано с компьютером: допустим, составление и распечатка различных программ или их собственных отчётов. Есть техническая работа, которая на одной из кафедр выполняется, несмотря на возраст некоторых сотрудников, прекрасно: я прошу у них какие-то документы, они присылают их по почте, у нас нет никаких проблем. На другой кафедре мне, бывает, приходится печатать под диктовку те же самые отчёты или какие-то методические указания. Для них я кто-то вроде машиниста. (смеётся)

Честно говоря, это не та работа, в которой может быть что-то любимое. Она хороша только тем, что после неё руки углём не покрываются — она весьма непыльная. Кроме того, эта работа позволяет мне не вставать рано утром, что с моим режимом дня достаточно большой плюс.

Составление документов в нашем институте мне кажется довольно туманным и мудрёным занятием. Это всё напоминает какой-то спектакль. Особенно тогда, когда нас посещают проверки. Приходится очень много тратить и бумаги, и сил для того, чтобы привести печатную документацию в порядок.

Я бы, наверное, пожелал, чтобы в будущем появились определённые связанные инициативы и меры, которые бы продвигали нас к светлому будущему без бумажной бюрократии. Вот, допустим, сейчас преподаватели обязаны каждые три года повышать свою квалификацию. Обычно это всяческие курсы различного качества. Мне кажется, очень полезно было бы в рамках какого-то курса тем, кому это необходимо, освоить базовые навыки работы с компьютером.

Будни аспиранта

Моя диссертация посвящена современной немецкой писательнице, лауреату Нобелевской премии по литературе 2009 года Герте Мюллер. Соответственно, тема моей диссертации звучит как «Художественное своеобразие прозы Герты Мюллер в контексте современной немецкоязычной литературы».

Когда я устраивался методистом, уже тогда думал об аспирантуре. Мне хотелось работать на той же кафедре, где я буду писать диссертацию, чтобы снять с себя бремя административной дистанции, которое будет светить мне в будущем.

У меня есть небольшая аспирантская стипендия — 2700 рублей. Ещё я иногда перепечатываю рукописи заведующего кафедрой для его научной работы. Это где-то около двух тысяч в месяц. Иногда бывает, что я нахожу себе учеников, но сейчас мой основной заработок — зарплата методиста. Я работаю в Лите с октября 2014 года, и недавно за выслугу лет мне увеличили заработную плату на 300 рублей. (смеётся)

Научные статьи не приносят прибыли, но приносят убыток. Современная научная жизнь устроена таким отвратительнейшим образом, что научные журналы требуют деньги за то, чтобы в них печататься. Особенно, если этот журнал одобрен ВАК (Высшей аттестационной комиссией России — прим. ред.). Абсолютно без разницы, кто ты и какая твоя статья, будь ты аспирант или академик — так или иначе для того, чтобы напечататься, нужны небольшие, но всё-таки деньги. Самый минимум за публикацию статьи — тысяча рублей, но место в хорошем журнале стоит не дешевле трёх тысяч.

Эта ужасная ситуация связана ещё и с тем, что доступ к научным статьям тоже зачастую платный. К счастью, сейчас существует развивающаяся «КиберЛенинка», сайты, позволяющие в некоторых случаях обходить платный доступ к статьям.

В качестве хобби я иногда пишу статьи, которые касаются литературы, по большей части — современной русской. Вместе с моим другом Яном Выговским мы ведём в журнале «Дискурс» рубрику «Непрозрачные смыслы», которая посвящена неопубликованным текстам современной прозы или поэзии. Иногда мы берём архивные материалы и пишем аналитические предисловия к ним.

В течении трёх лет я участвую в коллективном проекте Российского гуманитарного научного фонда и получаю грантовые деньги, которые выделены для исследования русской классической литературы в мировой рецепции. Я занимаюсь Германией. Каждый год я получал по 75 000, и в этом году получу, как только закончу исследование.

Это единовременная выплата, но, если так раскидать, выходит около 6 тысяч в месяц. Я их пока не трачу, думаю куда-нибудь вложить. Пока что у меня нет нужд, которые требуют больших затрат. Но предполагаю, что очень скоро это изменится.

Естественно, я хотел бы заняться вузовским преподаванием. Это самое лучшее, наверное. Возможно, я мог бы заняться работой, в которой у меня уже есть опыт: сделать журналистику профессиональней, вплотную заняться репетиторством, попробовать участвовать в каких-то других научных грантах. В общем, заниматься тем, к чему я уже иду.

Замкнутый круг «Московского литератора»

Ещё ужасней ситуация в институте с вакансией преподавателей. Дело в том, что в Лите, как, наверное, и в любых институтах, с преподавателями заключают не долгосрочные контракты, а контракты на определённое время. Обычно это год или три года. А когда контракт кончается, кафедра должна провести конкурс на замещение должности. За какое-то время до этого конкурса должно быть дано объявление о том, что освобождается место, что можно поучаствовать в этом конкурсе и занять должность, если кафедра одобрит. А она должна одобрить в любом случае, если на место предлагается наиболее компетентный преподаватель.

То есть, говоря по чести, если бы эта вакансия была в открытом доступе, если бы её увидел какой-нибудь компетентный преподаватель, у которого докторская или кандидатская степень есть, если у него огромное количество работ и он пользуется большим влиянием, если он участвовал во многих грантах или занимается активной международной работой, то… Так или иначе, если бы наш институт предлагал на открытых ресурсах эту должность, то, я думаю, та ситуация, которая существует сейчас с некомпетентностью некоторых наших сотрудников, могла бы быть быстро устранена.

Мне кажется, если бы наш вуз размещал объявления о конкурсе на должность на широких порталах, а не в какой-нибудь локальной газете под названием «Московский литератор», то наверняка здесь появился бы плюрализм мнений и, наверное, выросла бы компетентность всего преподавательского состава. Сейчас к нам в основном приходят те самые читатели «Московского литератора», то есть люди определённого круга, который можно назвать кругом христианского консерватизма. Иногда в среде преподавателей, которые работают здесь с советских времён и ведут лекции согласно той идеологии, эти воззрения причудливо пересекаются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *