Методология истории что это
Методология истории, ее категории и принципы
Сложной сферой познавательных возможностей исторической науки занимается специальная историческая дисциплина – методология истории.
Методология истории изучает природу, принципы и методы исторического познания, выполняя функции своеобразной самокритики исторической науки. Она оперирует основными понятиями и категориями, образующими методологический арсенал истории, главная цель которого – организовать и систематизировать сложный и многообразный материал, изучаемый историками.
Принципы исторического исследования – это исходные способы истолкования исторического материала, принятые в науке подходы
к изучению истории. Фундаментальным принципом исторического познания является принцип историзма – понимание любого явления в его историческом развитии. Общенаучный принцип системности ориентирует исследователя на раскрытие целостности объектов через изучение их внутренних связей. Принцип объективности подразумевает обязательность непредвзятого отношения к предмету исследования.
Методы исторического исследования – этоспециальные приемы научного исследования, применяемые в истории (исторический, статистический и др.).
Большое значение в исторической науке имеют категории,т. е. понятия, которые отражают наиболее общие и существенные связи изучаемого мира. К числу фундаментальных категорий принадлежит историческая закономерность – причинно-следственная событийная цепь, сложившаяся на основе объективных предпосылок и условий. Историческая закономерность тесно связана с категорией исторической случайности, которая обозначает уникальные, индивидуальные причины событий, способные нарушить закономерный ход истории. Вопрос соотношения этих двух категорий вызывал острые дискуссии в ХХ в., представляя широкий диапазон мнений – от фатальной предопределенности исторического процесса до его абсолютной стихийной случайности. Близко соотносится с двумя предыдущими категориями историческая необходимость – ведущая тенденция развития общества, коренящаяся в объективных условиях, но не являющаяся неизбежностью. Важной категорией исторического познания является также альтернативность в истории – признание многообразия исторического процесса, в котором есть разные возможности развития тех или иных событий, одна из которых – воплотиться в действительность.
Методология истории – относительно молодая дисциплина, фактически ровесница ХХ в. Впервые вопросы общей теории и методологии истории были выделены в специальный курс лекций Й. Дройзеном в 1857 г. Но поднятые немецким историком проблемы на протяжении всего XIX в. не представлялись актуальными, поскольку считалось, что история – такая же форма научного познания, как и все прочие, и не имеет особой методологической специфики. Широкий фронт изучения научного своеобразия истории складывается на рубеже XIX–ХХ вв. Особое значение в создании новой исторической дисциплины имели труды российских историков.
Российские исследователи внесли в разработку методологии истории свой вклад. Н.И. Кареев в многотомном труде «Основные вопросы философии истории» (1880–1890-е гг.) рассматривал стержневые проблемы исторического знания, формулируя свои «основные вопросы» с точки зрения человека как центра истории. В то же время курс методологии истории начал читать в Московском университете В.О. Ключевский, полагавший, что эта дисциплина нужна для понимания особенностей и границ исторического познания, а также для выявления общих подходов и принципов изучения отечественной и зарубежной истории. Позднее вопросами методологии истории занимались Д.М. Петрушевский, Р.Ю. Виппер, А.Н. Савин, Е.В. Тарле, А.С. Лаппо-Данилевский. Последний из упомянутых предпринял наиболее систематическое изложение проблем теории исторического познания и фактически стал создателем теоретического источниковедения – специальной исторической дисциплины, изучающей исторические источники – всё историческое наследие, испытавшее на себе воздействие человека в прошлом.
В этот период историческую науку России в значительной мере стимулировала социальная действительность, побуждавшая к ожесточенному обсуждению проблем прошлого и настоящего. Важным фактором понимания закономерностей исторического процесса в России стала и традиция марксизма, к 1917 г. уже достаточно прочно укоренившаяся в общественном сознании, хотя отношение российских историков к учению К. Маркса было неоднозначным.
Следующий период отечественной методологии истории открыл октябрь 1917 г. Началось повсеместное утверждение марксизма, сопровождаемое изгнанием из университетов «буржуазных» историков. Все существующие методы познания были пересмотрены в соответствии с системой взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса. Основным негативным моментом новой политической кампании в науке было резкое неприятие всего немарксистского и критика оппонентов, носившая отнюдь не академический характер. Марксизм из влиятельного философского учения перерождался в государственную идеологию, постепенно приобретая качества государственной религии. Лишь в 1950-е гг., в эпоху «оттепели», появляются специалисты в области методологии истории (М.А. Барг, А.И. Данилов, А.Я. Гуревич и др.), доказывающие, что исторический материализм и социология Маркса не могут заменить собой дисциплины, изучающей специальные методы исторической науки. Именно эти ученые во многом определили пути развития методологии истории в постсоветский период, когда марксизм потерял монополию на провозглашение истины и отечественной науке открылось все многообразие зарубежного методологического арсенала. И мировой методологический опыт вновь поставил перед отечественными историками вопрос о предмете исторической науки и пределах познания в истории. К числу важнейших проблем, которые входят в компетенцию методологии истории, относится и общественная роль исторической науки. Подвергаясь сильному влиянию современности, историческое познание оказывает и обратное влияние на свою эпоху, так как его основу составляют задачи социального самопознания, определяющие место истории в обществе. В настоящее время влияние истории охватывает важнейшие сферы общественной жизни, в значительной степени формируя сознание общества, области политики и идеологии.
1.4. Историческое сознание и историческая память.
Социальные функции истории
Важнейшим элементом общественного сознания является историческое сознание, т. е. совокупность представлений общества и отдельных социальных групп о своем прошлом и прошлом человечества. Историческое сознание сохраняет память о коллективном опыте, пережитом нацией вместе, и потому работа с ним профессиональных историков очень важна. Историческое сознание имеет сложную структуру и может выражаться как в элементарной форме расплывчатых, эмоционально окрашенных представлений о прошлом, почерпнутых благодаря собственному жизненному опыту и средствам массовой информации, так и в форме научных, систематических знаний об истории. В процессе социализации личности (приобретения ею нормальных навыков жизни в обществе) историческое сознание является необходимым средством воспитания, формирующим коллективные, базовые представления
о становлении и развитии тех социальных общностей, к которым мы принадлежим.
Умеренная политическая ангажированность (вовлеченность) исторической науки является проявлением ее социальной актуальности. Актуальностьисторической науки означает ее полезность, необходимость для общества, значимость и важность для современности ее исследовательских результатов, способность данной науки отвечать на насущные вопросы современной эпохи. В значительной степени актуальность исторической науки определяется ее способностью интерпретировать и доносить до своей эпохи исторический опыт прошлого, выполняя ряд важных социальных функций.
Важнейшей из социальных функций истории является научно-познавательная,определяющая положение истории среди других наук и ее место в обществе. Самопознание общества осуществляется усилиями целого комплекса общественных наук, но коль скоро всякое познание об обществе является по своей природе историчным, то истории, стремящейся на обширном материале социальной практики прошлого выявить логику общественного развития, в этом процессе отведено фундаментальное место.
Следующей функцией истории и, пожалуй, наиболее спорной из всех является прогнозирующая функция. Действительно, если историческая наука занимается выявлением закономерностей общественного развития, то естественно ожидать от нее научного прогнозирования его тенденций и перспектив. Однако социальное прогнозирование гораздо сложнее и обобщеннее, чем естественно-научное. Нельзя, подобно прогнозу погоды на завтра, предсказать, какие конкретные изменения произойдут в той или иной стране и в мире спустя несколько лет, поскольку в формировании облика будущего принимает участие значительное количество разнообразных, зачастую непредсказуемых факторов. Поэтому те прогнозы, которые предлагают историки, имеют сугубо вероятностный характер, стимулируя обсуждение актуальных проблем современности. Известно всего лишь несколько случаев, когда исторические прогнозы сбывались почти буквально, так, например, французский мыслитель Алексис де Токвиль предсказал революцию 1848–1849 гг. и ее поражение, а Фридрих Энгельс в том же столетии предвидел Первую мировую войну.
Исторический опыт, внимательно и бережно собираемый историками во множестве противоречивых деталей и оттенков, имеет самостоятельное значение, не сводимое к выявлению закономерностей и тенденций общественного развития. Воссоздавая грандиозную картину человеческого прошлого, история и историки выполняют функцию социальной памяти. Историческая наука собирает, сохраняет и распространяет память о прошлом, во многом формирует духовную атмосферу своего общества, помогая определить своим современникам место в бесконечной смене времен и поколений.
Социальная память всегда ценностно ориентирована и избирательна, поскольку каждое общество руководствуется своей системой ценностей, в зависимости от которой и определяются критерии отбора исторической информации на «важную» и «не важную». Так, в исторических произведениях, появлявшихся до XIX в., обычно отсутствовали сведения о «простом» народе. Его жизнь казалась авторам хроник недостойной внимания потомков из-за «низкого» социального статуса. В итоге не обладающие письменной культурой народные массы фигурировали на страницах исторических свидетельств лишь в тех случаях, когда омрачали жизнь знатных сословий восстаниями и мятежами. Социальная память различных эпох наполнена собственными оценками исторического прошлого, которые, основываясь на разных ценностных ориентациях, как правило, не совпадают. В этом отношении память
о прошлом не может быть объективной и всегда выдержана в определенной морально-этической тональности, тесно переплетаясь с воспитательной функцией исторической науки.
Донося до современников исторический опыт, историческая наука играет значительную роль в социальном воспитании. Поучительна сама история во всем многообразии ее фактов, процессов, деталей. В истории можно найти любой пример человеческого поведения, конфликта, социальных катаклизмов, неожиданной развязки самых невообразимых ситуаций, добродетели и порока. Совокупность тех впечатлений, которые может дать история, превосходит все, что может быть выдумано самым богатым воображением. Неслучайно история вдохновляет творческий гений литераторов и художников, а в критические периоды жизни народа всегда обостряется его интерес к истории, которая приобретает качество активной стимулирующей силы. Так, накануне и во время Великой Отечественной войны прославление памяти героических побед русского народа и блестящей воинской доблести русских полководцев способствовало поддержанию высокого патриотического духа и на свой лад приближало победу над фашизмом.
Таким образом, историческая наука является неотъемлемой частью духовного достояния любого общества, имеющей ряд важных социальных обязательств.
Методология истории
Вы будете перенаправлены на Автор24
Методология истории — это специальная историческая дисциплина, определяющая предмет и объект истории, цель исторического научного познания, изучающая статус истории, её строение, разрабатывающая теорию научного исторического познания.
Также методология изучает специфику теоретико-методологических направлений в науке, различные научные школы.
Определение исторической науки, ее объект и предмет
Методология исторической науки определяет историю как систему научных институтов, профессиональных исследователей, видов научно-познавательной деятельности, главной целью имеющих получение истинных конкретных знаний о развитии конкретных обществ в прошлом, настоящем и будущем, а также научных конкретно-исторических и вспомогательных знаний, полученный в этой познавательной деятельности, а также необходимых для её проведения.
Объектом истории является совокупность обществ, составляющих человечество.
Предметом истории являются закономерности общественного развития.
Цель и функции исторической науки
Главная цель исторического познания заключается в получении исторической истины, то есть системного, объективного, конкретного, верифицируемого знания об историческом процессе развития общества.
Историческая наука имеет следующие функции:
Достигая главной цели, историческая наука создаёт предпосылки для прогнозирования вариантов развития конкретного общества, формирования положительного общественного самосознания, управления процессом развития общества и его отдельными сферами.
Соотношение истории и других областей знания
Общественно-гуманитарные науки имеют общий объект и различные предметы изучения. Любая другая наука изучает присущее определённой сфере жизни, а история изучает общество как в целом, так и в отдельных сферах общественной жизни, на всех их уровнях, вплоть до жизни одного человека.
Готовые работы на аналогичную тему
Научное историческое знание обладает свойствами объективности, систематизированности, верифицированности, конкретности знания исторического процесса развития общества или их совокупности.
В отличие от научного, обыденное историческое знание имеет форму фрагментарную и несистематизированную, оно не верифицировано и содержит субъективные оценки, отражая исторический процесс на уровне явлений и не отражая существенных причинно-следственных связей.
Дидактическое историческое знание разворачивается от простого к сложному и соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и задачам обучения.
Научно-популярное историческое знание является упрощённой формой исторического научного знания для неспециалистов.
Публицистическое историческое знание имеет целью субъективное и тенденциозное искажение исторического процесса для обоснования чьих-либо идей.
Художественное историческое сознание ставит целью отразить в конкретно-образной форме социальный опыт конкретных исторических событий.
Отраслевое строение
История по предмету и по функциям в научном познании делится на две крупные группы отраслей — вспомогательные и основные.
Вспомогательные исторические науки непосредственно не занимаются изучением исторического процесса, но создают условия и научно-познавательные предпосылки для осуществления научных исторических исследований основными историческим науками. Вспомогательные исторические науки также разделены на общие и специальные.
Общие вспомогательные исторические науки:
Основные исторические науки выделяются по нескольким критериям.
По изучаемым эпохам:
По территориальному признаку:
По сферам общественной жизни:
По типам исторических событий:
Принципы исторической науки
Принципами исторической науки признаются требования:
Методы исторического исследования
Традиционные специальные методы исторического исследования:
Марксистская историографии активно использует метод классового анализа.
Нетрадиционные специальные методы исторического исследования:
Также исследователи могут применять общенаучные методы и специальные методы прочих гуманитарных наук.
Методы исследования истории
Для курсовых и дипломных работ, посвящённых истории, нужна своя методологическая база. Чтобы правильно её составить, необходимо знать, какие методы используются в исторических исследованиях.
Вот об этом и поговорим в статье. В ней мы разберёмся в методах исторического исследования и их характеристиках. А также расскажем, как их использовать в своей курсовой или дипломной работе.
А чтобы всегда быть в курсе последних новостей, подписывайтесь на наш информационный канал в Telegram. И не забывайте следить за специальными акциями и скидками.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Методы исследования истории
Каждая научная дисциплина использует определённый набор способов и методик, позволяющих изучать различные вопросы. Не исключение и историческая наука. Студенты вузов, аспиранты и кандидаты заявляют тему работы, определяются с предметом и объектом исследования, ставят цели и задачи и, в соответствии с ними, подбирают комплекс методов.
Научный метод — это определённая технология или методика, в рамках которой организуется и проводится научное исследование. Каждый метод обладает особыми приёмами и правилами, которых необходимо придерживаться в процессе изучения основного материала и работы над ним.
Как правило, исследователи могут выбирать методы, относящиеся к трём категориям:
Для исторического исследования нужно уметь работать с научной литературой
Мы уже подробно рассказывали, какие универсальные и общенаучные методы бывают в курсовых и дипломных работах. А теперь давайте разберёмся, какие способы познания относятся к узкоспециализированным методам исторического исследования и позволяют изучать сложные исторически важные темы.
Полностью универсальных методов познания не бывает. Все методики тщательно разрабатывались, чтобы решать конкретные проблемы. И для каждой научной дисциплины они будут видоизменяться, чтобы их использование было максимально эффективным.
Методы исторических исследований: таблица
Специальные исторические методы исследования и их примеры мы подробно распишем чуть ниже. А в таблице приведём краткий обзор самых распространённых:
Классические методы | Прикладные методы | Альтернативные методы |
Диахронный метод | Антропологический метод | Лингвистический анализ |
Идеографический (нарративный) метод | Метод контент-анализа | Метод исторической информатики |
Историко-генетический метод | Палеонтологический метод | Метод реконструкции |
Историко-системный метод | Семиотический метод | |
Историко-сравнительный метод | ||
Метод актуализации | ||
Метод синхронизации | ||
Ретроспективный метод | ||
Статистический метод | ||
Типологический метод | ||
Хронологический метод |
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Классические методы исторического исследования
Пришло время кратко описать специальные исторические методы исследования, ответив на вопрос: «Какие задачи решает каждый конкретный метод?» — и показать чёткие примеры. И начнём мы с классических методик.
Классическими методами исследования пользуются историки по всему миру. Они помогают глубоко изучать выбранную тему и приходить к логическим и обоснованным выводам.
Диахронный метод
Данный метод исторического исследования использует чёткую периодизацию, изучая различные изменения и явления в отдельно взятом регионе.
Пример: изучение исторического развития крымских татар в разные временные эпохи.
Идеографический (нарративный) метод
Этот метод относится к изучению исторических событий и личностей. Он помогает описывать произошедшее, исследовать биографии и психологические аспекты отдельных людей сквозь призму той эпохи, в которую они жили.
Пример: работы, посвящённые изучению Наполеона, как исторической личности.
Историко-генетический метод
Основу историко-генетического метода составляет принцип историзма. Это значит, что любое явление, событие или эпоха рассматриваются с точки зрения его развития: от рождения до взросления и умирания.
Пример: научное исследование Ф. Арьеса, посвящённое тому, как менялось отношение к смерти в каждую историческую эпоху.
Ф. Арьес написал монументальный труд «Человек перед лицом смерти»
Историко-системный метод
В историко-системном подходе все исторические события рассматриваются как единое целое со своей иерархией. В основе метода лежит понятие изоморфизма.
Изоморфизм — это понятие означает, что если элементы разных систем похожи между собой, то и системы, в которые они включены, будут иметь много общего.
Пример: изучение феодального общества как системы.
Историко-сравнительный метод
В основе историко-сравнительного метода лежит принцип аналогии. Он помогает находить различия или сходства у определённых объектов, даже если очевидных фактов на первый взгляд и нет.
Пример: работы, в которых сравнивают две эпохи или события и устанавливают исторические закономерности.
Метод актуализации
Метод актуализации позволяет учитывать прошлый исторический опыт и прогнозировать развитие возможных событий на его основе.
Пример: оценка революционных движений и их возможной успешности в современном мире.
Метод синхронизации
Метод синхронизации помогает изучать различные события, которые происходят в одно и то же время, но в разных географических местах.
Пример: изучение различных исторических явлений в эпоху Реформации.
Эпоха Реформации в Англии сильно отличалась от событий в Китае
Ретроспективный метод
В рамках этого метода, знание об эпохе воссоздают по отдельным деталям и более поздним источникам, которые можно найти в наше время.
Пример: изучение средневекового аграрного строя Франции по материалам, описывающим французские деревни XVIII века.
Статистический метод
Этот метод исторического исследования опирается на количественные данные измерений и вычислений, связанные с изучением проблем социально-экономической области.
Пример: исследование, посвящённое количеству развитых городов в Средние века.
Типологический метод
Типологический подход в истории — это метод, при котором информационные материалы или исторические явления, имеющие одинаковые характеристики, разбиваются на классы или типы.
Пример: типологии власти, государств и так далее.
Хронологический метод
Одним из самых популярных методов исторического исследования является хронологический. Он позволяет рассматривать явления и события сквозь призму временных изменений, поэтапно.
Пример: периодизация времени от Первобытно-общинного строя к Новейшему времени, другие виды хронологий.
В мире много учёных, которые пытались придумать свою хронологию. Один из них — русский математик Анатолий Фоменко. Он разработал «Новую хронологию», которую не критиковал только ленивый. Поэтому нужно быть аккуратным с научными теориями и всегда проверять информацию.
Прикладные методы исторического исследования
Прикладные методы чаще всего относятся к междисциплинарным, так как задействуют инструменты разных наук. В исторических исследованиях чаще всего можно встретить следующие методики.
Антропологический метод
Антропологический метод в науке делает основной акцент на роль человека в историческом развитии общества. Чаще всего его используют в рамках цивилизационного подхода.
Пример: изучение истории и культуры древних скифов и их влияние на развитие европейских цивилизаций.
Антропологический подход появился благодаря Л. Февру и М. Блоку. Эти учёные открыли тот факт, что отдельная личность имеет большое значение для исторического процесса, как участник событий, так и свидетель.
Метод контент-анализа
Этот метод изучает документальные исторические данные. Причём документами могут считаться не только официальные законы или правила, выпущенные в изучаемую эпоху, но и объявления, газеты, надписи, найденные на подручных предметах и так далее.
Пример: контент-анализ берестяных грамот, как пример памятника исторической эпохи.
Палеонтологический метод
Палеонтологические методики помогают устанавливать точный возраст исторических источников и делать объективные выводы. В качестве инструментов используют два способа:
Пример: сравнение культурных слоев при раскопках в Калужской области.
Альтернативные методы
Альтернативные исторические методы — это новые технологические способы изучения, которые с каждым днём завоёвывают всё большее внимание современных учёных. Рассмотрим самые перспективные методы.
Лингвистический анализ
Лингвистический анализ нельзя назвать полностью историческим методом. Это скорее дополнительное средство, без которого невозможно исследовать исторические литературные источники. Он помогает найти нестыковки в тексте, ошибочные трактовки, трудности перевода и приблизиться к истине.
Пример: изучение летописи «Повесть временных лет» как источника, который содержит знания о древней эпохе.
Метод исторической информатики
Этот междисциплинарный метод позволяет использовать современные информационные технологии для изучения исторических вопросов. Его применяют для поиска информации, работы с литературными материалами и обработки больших данных.
Пример: обработка большого массива исторических данных по Революции 1917 года.
Информационные технологии проникают во все научные сферы
Метод реконструкции
Метод реконструкции считается одним из самых новых в исторической методологии. Он помогает не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, изучить психологию исторических персонажей, прикоснуться к самой атмосфере.
Пример: реконструкция Бородинского сражения 1812 года.
Неудивительно, что исторические реконструкции стали популярны не только у учёных, но и тех, кто искренне интересуется историей. В России и за рубежом появились целые клубы, которые в мелочах воссоздают определённые события, сохраняя культурные и даже духовные признаки того времени.
Семиотический метод
Ещё один альтернативный метод исследования исторических эпох — семиотический. Эта наука изучает реальность как систему знаков, считая, что каждая культурная эпоха создавала свою символическую историю. И задача специалистов — разгадать эти символы. Этот метод позволяет убрать линейный подход и интерпретировать абстрактные исторические явления.
Как выбирать методы исследования истории как науки
Почему так важно ответственно выбирать методы в курсовой или дипломной работе? Потому что они составляют методологию исторического исследования, от которой зависит, в каком направлении будет идти поиск и к каким выводам студент придёт в конце.
Исторический метод исследования предполагает, что информация, которую с его помощью должен собрать и обработать автор, обязана соответствовать следующим принципам:
Поэтому при выборе методик, обращайте внимание на следующие моменты:
Теперь у вас есть целый список методов, которые можно использовать в историческом исследовании. Выбирайте нужные и пишите рефераты, курсовые или дипломные на высокие баллы. А что делать, если нет времени заниматься самостоятельной подготовкой работы? Доверить это нашему студенческому сервису!
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊