Метрика в литературе это что
Метрика
Метрика это совокупность законов строения стиха — то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах стихосложения.
Так же метрика это наука о законах строения стиха — то же, что стиховедение; термин «Метрика» преимущественно применяется к ранним эпохам изучения стиха — тем, в которых стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская Метрика), но расширительно — к любым эпохам.
Иногда под Метрикой понимается лишь один — основной — из разделов стиховедения — учение о строении стихотворной строки (наряду с фоникой — учением о сочетании звуков и строфикой — учением о сочетании строк), т.е. о системах стихосложения, метрах и размерах стихотворных. В таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика»; понятия эти точно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается учение о сочетании звуковых признаков в стопы, а под ритмикой — о сочетании стоп в строки.
Виды метрики:
Еще одно значение метрики: система стихотворных форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. («метрика Пушкина», «метрика русской поэзии 18 века», античная Метрика и т.п.); описание ее опирается на «метрические справочники» по избранному материалу (образец — «Русское стихосложение 19 века: Материалы по метрике И строфике русских поэтов», 1979).
Слово метрика произошло от греческого metrike и от metron, что в переводе означает — мера, размер.
МЕТРИКА (строение стиха)
1) Совокупность законов строения стиха – то же, что стихосложение; в узком смысле слова относится преимущественно к метрическому стихосложению, но расширительно говорится о всех системах стихосложения.
2) Наука о законах строения стиха – то же, что стиховедение; термин «М.» гл. обр. применяется к ранним эпохам изучения стиха – тем, в которых стихосложение понималось как свод нормативных правил (античная, арабская, индийская М.), но расширительно – к любым эпохам.
3) Иногда под М. понимается лишь один – основной – из разделов стиховедения: учение о строении стихотв. строки (наряду с фоникой – учением о сочетании звуков и строфикой – учением о сочетании строк), т. е. о системах стихосложения, метрах и размерах стихотворных. В таком случае обычно используется выражение «метрика и ритмика»; понятия эти точно не разграничиваются, а если разграничиваются, то под метрикой понимается учение о сочетании звуковых признаков в стопы, а под ритмикой – о сочетании стоп в строки. Различаются нормативная М. (как «способ к сложению стихов» – выражение В. К. Тредиаковского), историческая М. (как история развития законов строения стиха и история употребительности отд. форм стиха) и срав- нительная М. (теоретически важная как средство реконструкции древнейших, несохранившихся форм стиха, напр. общеславянского или общеиндоевропейского; практически важная, напр., при стихотворном переводе).
4) Система стихотв. форм, употребительных в поэзии того или иного писателя, эпохи, культуры и пр. («метрика Пушкина», «метрика русской поэзии 18 в.», античная М. и др.); описание её опирается на «метрические справочники» по избранному материалу (образец – в кн. «Русское стихосложение XIX в.: материалы по метрике и строфике русских поэтов». М., 1979).
Метрическое стихосложение
Метри́ческое стихосложе́ние, квантитати́вное стихосложе́ние, ме́трика (от др.-греч. μέτρον — длина, протяжение, размер, лат. quantitas — количество) — система стихосложения, при которой в стихе фиксируется только количество просодического времени. В силлабическом стихе фиксируется число слогов, в тоническом — число ударений, в силлабо-метрическом — число слогов и их позиции по долготе/краткости, в силлабо-тоническом — число слогов и количество ударных позиций. В метрическом стихосложении фиксируется только совокупная просодическая длина стиха, независимо от его слогового состава. Такая система может существовать только в языках, где присутствует оппозиция долгих и кратких слогов, а ударение является мелодическим (то есть звуковысотным) и таким образом, в отличие от динамического (то есть силового, акцентного), не является ритмообразующим фактором (например в древнегреческом, латинском, фарси). Наибольшее развитие метрика получила в античном и в арабском стихосложении.
Содержание
Античная метрика
Метрический стих развился из архаичного силлабического, который имел квантитативное окончание; то есть последние позиции в этом стихе заполнялись упорядоченно. При женском окончании предпоследний слог был обязательно долгим, последний — произвольным; при этом обязательно долгому предпоследнему контрастно предшествовал краткий: U—X. При мужском окончании предпоследний слог был обязательно кратким, последний — произвольным, при этом обязательно краткому предпоследнему контрастно предшествовал долгий, которому, по возможности, контрастно предшествовал еще краткий: (U)—UX. Таким образом последние три-четыре слога получали устойчивую квантитативную конфигурацию; такая квантитативная клаузула оказалась ядром, из которого метрический принцип организации стиха в итоге распространился на стих целиком.
Классическое квантитативное стихосложение оформилось в Ионии, на эгейском берегу Малой Азии, между 1000 и 750 годами до н. э. Здесь был введён принцип «долгий слог равняется двум кратким». Как считается, это произошло оттого, что в греческих диалектах этого времени происходило слияние двух смежных кратких гласных в один долгий. Новый принцип обогащал ритмические средства, добавляя два новых варианта заполнения метрических позиций стиха. В период силлабо-метрики, предшествовавший чистой метрике, существовало три варианта заполнения метрических позиций: одновариантный долгий (в схемах —), одновариантный краткий (U), двухвариантный долгий/краткий (X, так называемый анкепс). С оформлением нового принципа возникли следующие варианты: двухвариантный долгий/краткий + краткий (—/UU, так называемый бикепс), трехвариантный долгий/краткий/краткий + краткий (—/U/UU).
Стопы
В предшествовавшем силлабо-метрическом стихе сильные (опорные для конструкции ритма) позиции с долгими слогами располагались через неравномерные промежутки, и единицей ритма в таком стихе выступало или полустишие, или собственно стих. В новом метрическом стихе, возникшем из коротких сегментов U—X и (U)—UX, появилась возможность размещения разносложных слов без нарушения ритмической регулярности. Здесь впервые появляется понятие стопы — сочетания сильной и слабой/слабых позиций (арсиса/тесиса), объединенного единым ритмическим ударением и регулярно повторяющимся через весь стих.
В качестве стоп были использованы почти все возможные сочетания долгих и кратких слогов. Объем стопы измерялся единицами длительности, так называемая мора (лат. mora ) или хронос [протос] (др.-греч. χρόνος [πρῶτος] ). Соответственно, стопы делились на трехморные (например ямб U—, хорей —U, трибрахий UUU), четырехморные (например дактиль —UU, анапест UU—, спондей ——, прокелевсматик UUUU и т. д.) пятиморные (например бакхий ——U) и т. д. Трехморные стопы обычно отсчитывались по двустопным группам, объединенных иктом, ритмическим ударением в стихе — диподиям, или диметрам; четырехморные — собственно по стопам, метрам. Поэтому напр. дактилический гекзаметр состоит из шести метров, шести иктов и фактически шести стоп, но трохеический тетраметр — из четырех диметров, четырех иктов и фактически восьми стоп.
Многие греческие теоретики считали, что стопа может заменяться любой другой, равной ей по числу мор, однако в некоторых случаях этот принцип оказывался неприменим. Например, в дактилическом гекзаметре каждая стопа могла быть или только дактилем (—UU) или только спондеем (——), но никак не анапестом (UU—), так как по природе ударения краткий слог не может быть ударным, два первых слога из сильной позиции превращаются в слабую, и ритм стиха в таком случае нарушается.
При перемене темпа произнесения друг друга могут заменять даже неравнодольные стопы: так, в ямбическом триметре ямб (U—) может заменяться ускоренным спондеем (——) и даже анапестом (UU—). Все это создает чрезвычайное богатство метрических вариаций в пределах постоянного такта — стопы. Метрическое разнообразие стиха усиливается использованием передвижной цезуры — словораздела, который рассекает одну из средних стоп и делит стих на два полустишия — как правило, одно с нисходящим ритмом (—UU…), другое с восходящим (UU—…).
Размеры
В классической квантитативной метрике существовало пять основных размеров, три главных и два второстепенных, употреблявшихся только в сопровождении главных. Главные размеры — дактилический гекзаметр (6-мерный), трохеический тетраметр (4-мерный), ямбический триметр (3-мерный). Второстепенные — дактилический пентаметр (5-мерный, или пентемимер, «состоящий из двух с половиной частей») при дактилическом гекзаметре, ямбический диметр (2-мерный) при ямбическом триметре.
Древнейшим из ионийских квантитативных размеров был, очевидно, дактилический гекзаметр, размер «Илиады» и «Одиссеи» (XI—VIII вв. до н. э.). В античной поэзии гекзаметр остается размером большого эпоса, из которого нисходит в «средние» жанры — буколику (Феокрит), сатиру и послания (Гораций). В латинскую поэзию гекзаметр перешел в начале II века до н. э., у Энния, вытеснив из нее сатурнийский стих.
Второй важнейший размер ионийской квантитативной метрики — ямбический триметр. Его изобретателем (или первым классиком) считается Архилох; у него и его последователей ямбический триметр — размер речитативно-говорных лирических стихотворений, часто сатирических. Из лирики ямбической триметр перешел в драму — трагедию и комедию, как размер диалогических частей. Из греческой поэзии в латинскую размер перешел раньше гекзаметра, в конце III века до н. э., с первыми переводами греческих трагедий и комедий.
Третий важнейший размер ионийской квантитативной метрики — трохеический тетраметр. Он возник вместе с ямбическим триметром в лирике VII века до н. э., перешел вместе с ним в трагедию и комедию, где употреблялся для выделения повышенно динамичных сцен на нейтральном фоне ямба (чаще в комедии). Из греческой поэзии в латинскую размер перешел раньше и гекзаметра, и триметра — очевидно, еще в период долитературных контактов греческой и италийской культур. Например у римлян наряду с сатурнийским стихом существовал размер насмешливых народных песен, так называемый «квадратный стих»:
Gāllos Cāesar īn triūmphum ¦¦ dūcit, īd[em] in cūriām: Gālli brācas dēpos[u]ērunt, ¦¦ lātum clāvum sūmpserūnt. Га́ллов Це́зарь ве́л в триу́мфе, ¦¦ га́ллов Це́зарь вве́л в сена́т: Сня́в штаны́, они́ наде́ли ¦¦ то́гу с пу́рпурно́й каймо́й.
Второстепенные размеры — дактилический пентаметр и ямбический диметр. Эти размеры использовались только в чересстрочном сочетании; пентаметр с гекзаметром, диметр — с ямбическим триметром; таким образом, ионийская квантитативная строфика была только двустрочной. Такие двустрочные системы, длинный стих + короткий, назывались «эподы»; длинная строка воспринималась как запев, короткая — как припев-развязка. Наибольшее распространение получили элегический дистих (дактилический гекзаметр + дактилический пентаметр) и ямбический эпод (ямбический триметр + ямбический диметр).
Долготы, ударения и цезуры
По современным представлениям, ударения в словах ритмообразующей роли в метрике не играли. Так как ударные слоги могут быть только долгими, а неударные и краткими и долгими (что исходит из природы самого ударения), ритм метрического стиха (как и силлабо-метрического) определялся собственным шаблоном стиха (расположением иктов, ритмических ударений). При этом долгие ударные слоги слов часто могли располагаться в метрически-неударных позициях, сокращаться и таким образом игнорироваться; а краткие неударные слоги — в метрически-ударных, растягиваться.
На подобное произвольное отношение к расположению слогов в стихе морфонологическая структура например латинского языка налагает только один запрет — некоторые краткие слоги никогда не могут «растягиваться» и обязательно должны находиться в «своих» кратких позициях (явление, обратное обязательности соответствия ударного слога в слове ударной позиции в стихе в силлабо-тоническом стихосложении). Отсюда метрическая поэзия отличается свойствами, которые не носителю квантитативного языка понять сложно.
В отличие от эолийских силлабо-метрических размеров, использовавшихся в малых лирических формах, ионийские метрические — размеры для больших стихотворных форм; гекзаметр для эпических, трохеический тетраметр и ямбический триметр — драматических. Также, если эолийские размеры были песенными, ионийские — речитативные, в драме приближавшиеся к собственно разговору. Также, если эолийские стихи были короткие, ионийские — длинные, и соответственно нуждались в цезуре.
Так как ионийский стих слагался из единообразных стоп, при постановке цезуры в таком стихе возникала опасность разделения его на два тождественных полустишия; то есть, на слух одна строка стала бы восприниматься как две. Отсюда возникло два правила постановки цезуры в равностопном стихе: 1) цезура должна располагаться так, что если первое полустишие начинается с арсиса (сильного места), второе должно начинаться с тесиса (со слабого), и наоборот; 2) если словораздел на предцезурной позиции мог показаться окончанием стиха сам по себе, на цезуру налагался запрет. Для равностопного стиха это значит, что цезура должна рассекать собственно стопу.
В древнегреческом языке, если последний слог слова долгий, ударение может падать на последний или на предпоследний слог; если последний слог краткий — на последний, предпоследний или пред-предпоследний. В латинском, если предпоследний слог слова долгий, ударение падает на него, если краткий — на пред-предпоследний. Отсюда в стихе перед словоразделами на цезуре или в конце стиха положение динамических ударений было несвободным и зависело от конфигурации долгот и краткостей. Например, в латинском гекзаметре
—́UU | —́UU | —́ ¦¦ UU | —́UU | —́UU | —́X
в конце стиха сильное долгое место приходится на предпоследний слог и поэтому всегда совпадает с ударением слова; в конце первого полустишия — на последний, и поэтому никогда не может совпасть с ударением последнего предцезурного слова. Отсюда римские поэты выбирали для стиха такие расположения словоразделов, которые подчеркивали бы совпадения словных ударений с метрическими в конце стиха и несовпадения их в конце предцезурного полустишия, например Ovid. Metam. I, 89:
—́UU | —́UU | —́ ¦¦ — | —́— | —́UU | —́X Áurea príma satá [e]st ¦¦ aetás quae víndice núllo
Где в словах sata и aetas собственное ударение падает на первый слог, в то время как икт в стихе падает на второй. В этом заключается принципиальное отличие цезуры в квантитативном стихосложении от цезур в прочих; например в русском или немецком силлабо-тоническом стихе цезура, как правило, проходит между стопами (например А. С. Пушкин, «Борис Годунов»: Еще одно, ¦¦ последнее сказанье…). Согласно античному стиховедению, такой случай является не собственно цезурой, а диерезой.
Влияние античной метрики
С разрушением оппозиции кратких/долгих слогов в греческом и латинском языках античная метрика сменилась (в романском мире — латинская, в Византии — греческая) силлабической и тонической. В XVI—XVII веках на волне Возрождения некоторые европейские поэты пытались воскресить метрическую систему на материале новых языков (английского, французского, немецкого) учитывая фиктивные «долготы» и дифтонги. В церковнославянском языке известны эксперименты белорусского грамматиста Мелетия Смотрицкого; орфографические ять, и считались у него «долгими» гласными, а е, i — «краткими». Несмотря на весь авторитет античности, такие попытки последствий не имели. В XX веке известны попытки создания квантитативных стихов на так называемом заумном языке (А. Туфанов).
Терминология метрического стихосложения была перенесена на зародившееся в позднем Средневековье и раннем Новом времени силлабо-тоническое стихосложение. Так, были заимствованы названия стихотворных размеров: ямб в силлабо-тонике — безударный слог плюс ударный (точнее, сильное место с допустимым фонологическим ударением плюс слабое место с недопустимым), дактиль — ударный плюс два безударных и т. п.; сохранилось понятие логаэда.
До середины XX века заимствование терминологии было шире: так например говорили, что при пропуске схемных ударений «стопа ямба замещается стопой пиррихия», «стопа дактиля — стопой трибрахия»; сегодня такие формулировки в стиховедении устарели.
При переводе античных стихов «размером подлинника» и стилизации их метра в оригинальном творчестве на новых языках, стопы метрических размеров обычно моделируются таким образом, чтобы долгим слогам в метрике соответствовали ударные в силлабо-тонике. Так как в силлабо-тонике ударения на смежных слогах одного слова недопустимы, античные стопы с двумя (и более) долгими слогами подряд, но с единым ритмическим ударением на стопу (например спондей —́—, амфимакр —́U—, восходящий ионик UU—́—), как правило, не моделируются, а замещаются простыми системами. Например, спондей в дактилическом гекзаметре передается трохеем (например Vergil., Aen. I 1):
—́UU | —́UU | —́ ¦¦ — | —́— | —́UU | —́— Ārma virūmque canō, ¦¦ Trōiāie quī prīmus ab ōrīs ÚUU | ÚUU | Ú || U | ÚU | ÚUU | ÚU Бра́нь и геро́я пою́, ¦¦ кто пе́рвый с бе́рега Тро́и
восходящий ионик UU—́— передается трохеическим диметром с иктом на втором трохее: ÚU ¦ Ú́U (например Horat., Carm. III XII, 10):
UU—́— | UU—́— | UU—́— | UU—́— catus īdēm per apērtūm fugiēntīs agitātō ÚU ¦ Ú́U | ÚU ¦ Ú́U | ÚU ¦ Ú́U | ÚU ¦ Ú́U и в летя́щих на просто́ре стадом бе́шеным оле́ней
В то же время существуют попытки теоретической и практической разработки «спондеических» силлабо-тонических размеров с активным привлечением односложных слов (Д. А. Андреев).
Стопы античной метрики
Наиболее употребительные стопы (по количеству слогов):
Арабская метрика
Аруз (или аруд), система стихосложения, возникшая в арабской поэзии и распространившаяся в ряде стран Ближнего и Среднего Востока. Теория аруза впервые была разработана в трудах арабского филолога Халиля ибн Ахмеда. По своему количеству слоги в арузе распределяются на три группы — краткие (открытый слог с кратким гласным, U), долгие (открытый слог с долгим гласным, —), полуторные (закрытый слог с кратким гласным, U—). Комбинация долгих, кратких и полуторных слогов образует стопу — ритмообразующий элемент стиха. Насчитывают до 8 основных стоп:
Различные сочетания этих стоп создают 5 основных равностопных метров:
13 основных разностопных метров:
Но так как любая основная стопа каждого метра может подвергаться метрическим изменениям (так называемые зихафы), фактическое количество метров значительно возрастает.
Первым произведением в тюркоязычной поэзии, написанным арузом, считается поэма Юсуфа Хасс Хаджиба Баласагуни «Кутадгу билиг» («Знание, дарующее счастье», XI в.). Система аруза получила распространение не только в языках со сходным звуковым составом (например фарси), но и в тюркских языках, где гласные не различаются по долготе. Аруз оставался в арабской, персо-таджикской и в ряде тюркских литератур единственной системой стихосложения вплоть до XX века, когда были сделаны попытки введения новых метров (вольный стих, силлабо-тонический и др.).
См. также
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Метрическое стихосложение» в других словарях:
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греческого metron мера) (точнее, силлабо метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения… … Современная энциклопедия
Метрическое стихосложение — см. Стихосложение. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Метрическое стихосложение — (от греческого metron мера) (точнее, силлабо метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. metron мера) (точнее силлабо метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом сложении единицей измерения стиха служит … Большой Энциклопедический словарь
метрическое стихосложение — (от греч. métron мера) (точнее, силлабо метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения стиха … Энциклопедический словарь
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ — (от греч. métron мера), или квантитативное (от лат. quantitas количество), стихосложение, основанное на соизмеримости строк по времени произношения (изохронизм), достигаемой упорядоченностью долгих и кратких слогов в стихе. Обычно… … Литературный энциклопедический словарь
Метрическое стихосложение — квантитативное стихосложение, Стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Наибольшее развитие получило … Большая советская энциклопедия
метрическое стихосложение — (от лат. metron мера) система стихосложения, возникшая в в Древней Греции в VIII в. до н. э. и основанная на чередовании долгих и кратких слогов, так как древнегреческий язык и латынь характеризуются долготой и краткостью гласных звуков. Слоги… … Словарь литературоведческих терминов
Силлабо-метрическое стихосложение — Содержание 1 Отличие силлабо метрики от метрики 2 Возникновение и развитие … Википедия
СТИХОСЛОЖЕНИЕ — способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе всякого стихосложения лежит заданное членение речи на соотносимые и соизмеримые между собой стихи с характерной стихотворной интонацией. Стихосложение бывает 3 степеней… … Большой Энциклопедический словарь
Метрическое (античное) стихосложение
Метрическое (античное) стихосложение – система стихосложения, основанная на упорядоченном чередовании слогов определенной долготы (долгих и кратких). Употребляется в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смыслоразличительное значение. Мерой длины слога является мора (краткий слог равен одной море, долгий – двум).
Метрическое стихосложение – стихосложение, основанное на упорядоченном чередовании долгих и кратких слогов. Обычно употребительно в языках, в которых долгота и краткость гласных имеют смысло-различительное значение (хотя бывают исключения – например, чешский язык, где есть значимая долгота, не принял метрическое стихосложение.
Наибольшее развитие метрическая система получила в античном стихосложении, в арабском и персидском, отчасти в индийском; по некоторым предположениям, оно свойственно также и финскому, и классическому китайскому стихосложению.
Такие стихи были наиболее употребительны в эпосе и в драме; в лирике наряду с ними употреблялись более сложно построенные стихи с переменным тактом-стопой – логаэды. Здесь периодичность повторения стоп проявляется не в пределах одного стиха, а в пределах группы стихов – строфы (Алкеева строфа, Сапфическая строфа). Такие строфы порой достигали большого объема и сложности (например, в хоровой лирике у Пиндара). Кроме стопы, стиха и строфы, иногда вводятся понятия колона, промежуточного между стопой и стихом, и «системы», промежуточной между стихом и строфой.
Метрическое стихосложение в античной литературе зародилось в древнейшие времена, когда поэзия еще была нераздельна с музыкой; получила теоретическую разработку в эпоху эллинизма, когда стих отделился от пения; держалась, пока в греческом и латинском языках различалась долгота и краткость гласных, а в средние века уступила место силлабическому и тоническому стихосложению, хотя по традиции греческие и латинские стихи в метрической системе писались еще очень долго. Подлинное звучание античных стихов в тоническом стихосложении невоспроизводимо; в т. н. «переводах размером подлинника» принято передавать ударными слогами ритмические ударения, а безударными – слабые места стоп.
Метрика и ритмика русского стиха
Есть такое явление в стихе, как стяжение. Это, когда промежуток между двумя ударными слогами как бы стягивается, сокращаясь с двух безударных слогов до одного.
Стоит отметить и ещё русский размеры:
Ритм русского стиха основан на оппозиции ударных и безударных слогов. Основой ритма являются УДАРНЫЕ СЛОГИ.
9. Строфико-интонационная организация поэтических текстов
Основные виды рифмовки:
Комбинация рифм, в точности повторяющаяся на протяжении всего произведения, образует строфу. Строфа является не только интонационно-ритмической единицей, но и единицей композиционного членения стихотворного произведения.
Основные признаки строфы:
• правильное чередование рифмующихся стихов.
• упорядоченное чередование клаузул (ритмических окончаний),
• упорядоченное чередование стихов разной длины,
Рефрен — стих, повторяющийся в каждой строфе. К нему близко кольцевое оформление строфы, при котором каждая строфа обрамлена особым повторяющимся стихом.
Если поэт дорожит мерностью/мелодичностью стиха, он обычно прибегает к строфической форме. Если же ему важнее речевая выразительность и свобода стиха, не стесняемые заранее заданными пределами, он выбирает астрофическое построение.
Наиболее распространённые строфы: двустишияи четверостишия.
• одическая строфа (абабввгддг),
• балладная строфа (Ан4/Ан3, чётные стихи рифмуются, нечётные или рифмуются или делятся на рифмующиеся полустишия),
• октава (абабабвв), классические писались четырёхстопным ямбом, в России предпочитали пятистопный, изредка использовали шестистопный,
• онегинская строфа (АбАбВВггДееДжж) (выдержано правило альтернанса — нерифмованные стихи с одинаковыми клаузулами не могут стоять рядом)
• сонет (состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (трёхстиший): абаб абаб ввг дгд; ни одно слово, кроме служебных, не должно встречаться в сонете два раза),
• триолет (восьмистишие, в котором первые два стиха повторяются в конце, а первый при этом повторяется ещё раз как четвёртый),
• рондо (два пятистишия и трёхстишие между ними + начальные слова первого стиха в самом конце),
• газель (аа ха ха ха, где х — холостой стих, то есть не рифмующийся ни с одним из других стихов произведения).
Существуют и отступления от основных принципов организации строфы. К ним относятся такие явления, как строфический перенос, отсутствие замкнутости у некоторых строф, отступления от правильного чередования рифм: 1) количество стихов в строфе одинаково, меняется расположение рифм, 2) меняется и кол-во стихов, и расположение рифм.
Каждая строфа обладает своими ритмическими, интонационными, композиционными особенностями.
К интонации стихотворения относятся:
• мелодия (повышения и понижения голоса),
• паузы (перерывы в речи),
• динамика речи (расстановка фразовых ударений),
• темп (ускорение и замедление отдельных групп слов).
Перенос — членение короткого предложения, при котором оно не заканчивается вместе со стихом, а переносится в следующий стих.
На интонационно-ритмическую структуру стиха влияет прежде всего соотношение ритмического и синтаксического членения речи.
По типу интонации стихи делятся на две основные группы:
• напевные (признаки: совпадение метрического и интонационного членения, симметричность, интонационный параллелизм, приподнятость, поэтичность лексики; основные формы: куплетная и романсная; область применения: интимная и пейзажная лирика);
• говорные (признаки: своеобразное воспроизведение интонации живой речи, неупорядоченность синтаксического и мелодического строя (разговорная форма), наличие слов, речевых фигур и оборотов, характерных для данного типа речи, асимметричность, мерный. упорядоченный строй (ораторская форма); основные формы: разговорная и ораторская; область применения: общественная жизнь.
Интонация стиха определяется не одним каким-либо признаком, а совокупностью ряда факторов, из которых в каждом отдельном произведении одни могут проявляться сильнее, другие слабее. Факторы эти таковы: 1) особенности размера; 2) соотношение метрического и синтаксического членения речи; 3) большая или меньшая организованность пауз и мелодического движения; 4) синтаксическая структура речи: большая или меньшая симметричность предложений, наличие или отсутствие риторических и синтаксических фигур (параллелизм, анафора и т. п.); 5) стилистические особенности словаря и фразеологии.
Билет 10. Фоника, её образотворческие и композиционные возможности. Фонетическая организация стихотворного текста. Рифма и рифмовка
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
Слух невольно улавливает в этом четверостишии ямб, частые повторы звуков «э» и «а».
Раздел стиховедения, рассматривающий звуки речи с точки зрения их фонетических (т. е. акустических и артикуляционных) свойств, называется фоникой, или эвфонией (буквально — благозвучие.
Ассонанс – повтор гласных.
Аллитерация – повтор согласных.
И шальной, шевелюру ероша,
В замешательстве смысл темня,
Ошарашит тебя нехорошей
Глупой сказкой своей про меня.
Особенно заметны в стихах звукоподражательные повторы
Рифма – всякий звуковой повтор, несущий организующую функцию в метрической композиции
Стихотворения (определение дано В.М. Жирмунским)
Концевое созвучие— это только один из бесконечных способов связывать строки, кстати сказать, самый простой и грубый. Можно рифмовать и начала строк (начальная рифма):
улица —
лица у догов годов резче
Можно рифмовать конец строки с началом следующей:
угрюмый дождь скосил глаза,
а за решеткой, четкой
Таких способ еще множество.
Рифма имеет значение и фоническое, как всякий звуковой повтор, и метрическое, обозначая границы метрического ряда, стиха. Известны стиховые формы, в которых систематически применяются созвучия в начале или середине стихотворных строк. Например, в древнегерманской поэзии два слова (реже одно) внутри каждого стиха начинались с того же согласного, что и первое слово (так называемый аллитерационный стих):
Hiltibrant enti Hadubrant untar heriun twem.
Созвучие в конце метрического ряда, перед паузой, слышится гораздо отчетливее, чем в начале или середине; таким образом, ритмический строй и звуковой повтор при концевом созвучии подчеркивают и усиливают друг друга больше, чем при начальном. Поэтому чаще всего используются именно концевые рифмы, а не начальные и т.п.
Рифма — явление историческое, изменчивое, поэтому в разные времена содержание этого понятия в известных пределах менялось. Античная поэзия чуждалась рифмы. В европейской поэзии она зародилась в средние века. Русская былина и песня не имеют рифмы как постоянного спутника стихов, если не считать молодого жанра, частушки, в которую рифма проникла из книжной поэзии. Однако именно фольклор позволяет понять происхождение рифмы. В песнях и былинах она иногда появляется как следствие синтаксического параллелизма:
А поехал Вавилушка на ниву,
Он ведь Нивушку свою орати,
Еще белую пшеницу засевати;
Родну матушку хочет кормити.
(«Вавило и скоморохи»)
Три последних стиха кончаются здесь глаголами в одной форме, и окончания их, естественно, более или менее созвучны. От подобных созвучий, рожденных синтаксическим параллелизмом, и ведет свое происхождение рифма. Пословицы и поговорки обычно скрепляются звуковыми повторами, иногда очень богатыми, в том числе и рифмами, например: «Поспешишь- людей насмешишь».
В XVII в. преобладали рифмы грамматические, или суффиксально-флективные, т. е. образованные созвучием суффиксов и флексий: рифмовались глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным и т. д. в одной грамматической форме.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
У Симеона Полоцкого и его современников встречаются рифмы разноударные, типа
Фому — дому, что, с нашей точки зрения, не образует рифмы, но в те времена было созвучным благодаря особому, отличному от нашего произношению стихов.
Точной рифмой называется такая, в которой звуки совпадают, начиная от ударного гласного и до конца слова
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно
Рифма называется достаточной, если совпадает ударный гласный и последующие звуки
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать
Недостаточная рифма – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные опорные согласные
В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмёт ведро,
Молча принесёт воды.
Богатая рифма – рифма, в которой кроме ударного гласного и последующих звуков совпадает еще и опорный согласный
Пошла она в леса гулять,
Дружка искать, в кустах вилять
Если в рифме повторяется одно и то же слово, то такая рифма называется тавтологической
Мгновенья двигались и стали
Лишь ты царишь, свой свет струя,
Меж тем в реке из сизой стали
Влачится за струёй струя.
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюёт под окном.
Женская рифма –слова с ударением на предпоследнем слоге
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя..
Стремясь обогатить свой стих оригинальными рифмами, вызывающими новые смысловые ассоциации, поэты иногда ставят в конце стиха редко употребляющиеся слова, например, имена собственные или иноязычные слова. (туман – Адельстан)
К редким и оригинальным относились составные рифмы, в которых одно слово рифмуется с двумя (где вы — девы, та же — страже, воли — до того ли, то же — боже). Составные рифмы долгое время считались комическими и в XIX в. употреблялись преимущественно в стихотворениях фамильярно-шутливых. Разновидностью составных рифм являются каламбурные рифмы, в которых сочетаются слова с одинаковым или очень близким звучанием и различным значением и начертанием.
Хоть ваш словарь невыносимо нов,
Властитель дум не вы, но Симонов
Своеобразным звуковым повтором является внутренняя рифма, т. е. рифма, стоящая не на конце, а внутри стиха. Внутренние рифмы делятся на два отличных друг от друга типа: постоянная и нерегулярная.
Постоянная внутренняя рифма (чаще всего она стоит на цезуре) принципиально не отличается от обычной, так как играет не только звуковую, но и метрическую роль, обозначая конец полустишия и определяя характер строфы:
Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей и берез
Вещий лес спокойно дремлет, яркий свет луны приемлет
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грез.
Иначе с нерегулярной рифмой
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,
Я при свечах навела;
В два ряда свет — и таинственным трепетом
Чудно горят зеркала
Нарушение точности рифм вначале было незначительным: ударные гласные и следующие за ними согласные полностью совпадали, различными были только заударные гласные. Этого типа неточные рифмы называют приблизительными
Свободные звуки,
Журча, потекли
И дышат разлукой
От лучшей земли.
Нарушения точности созвучия могут быть различными. Рифмы, в которых гласные (ударная и заударные) созвучны, но согласные более или менее различны, называют ассонансами. Часто встречаются неточные рифмы с усечением конечного согласного в одном из созвучных слов (лес — крест, губ — берегу) — такие рифмы называют усеченными.
В поэзии последних десятилетий особое развитие получили корневые рифмы, основа которых — созвучие корней и приставок, а не суффиксов и флексий (поток — потоп, робко — коробках)
Рифмовка— порядок чередования рифм в стихе