Метро беговая что посмотреть
Прогулки по Москве: район Центрального Московского ипподрома
Центральный Московский ипподром существует с 1834 года, во все времена располагался в этом районе, с ним связано множество событий российской истории и сегодня здесь осталось немало исторических свидетельств, с которыми интересно познакомиться. Не были хорошо знакомы с этим районом, но движимые новым увлечением, связанным с коллекционированием интересных туристических мест Москвы, и отчасти произведениями Дика Френсиса (думаем все знакомы, по крайней мере, с его романом «Фаворит»), решили подробнее познакомиться с этим районом. Итог нашей прогулки однозначный: если у Вас есть один свободный день или хотя бы несколько часов и Вам интересны нестандартные туристические места Москва, потратьте их на знакомство с Московским ипподромом и соответствующим районом, они стоят этого.
Перед рассказом о прогулке немного истории, чтобы была понятна историческая ценность ипподрома для нашей столицы. Московский ипподром находится всего в пяти километрах от Кремля, почти в самом центре столицы, что необычно для подобного рода заведений. Но дело в том, что, когда в 1831 году император Николай I подписывал указ о строительстве на Ходынском поле двух отдельных ипподромов со скаковым и беговым кругами, выделенная территория была городской окраиной. С тех пор Москва сильно расширилась, а беговой ипподром, давший название и улице, и станции метро, остался на своем историческом месте. Единственное, что изменилось, так это в советское время в 1930-ом году произошло объединение скакового и бегового ипподромов, т. к. место скакового ипподрома заняли железнодорожные пути Белорусского вокзала. И сегодня Московский ипподром по-прежнему занимает 42 га столичной территории в самом центре города и невольно задумаешься о том, с каким бы удовольствием девелоперы застроили этот лакомый кусок московской территории жилыми домами. Но нам крупно повезло, ипподром сохранился до наших дней, и мы имеем значительный повод прогуляться по району, доминантой которого он является.
Прогулку по вышеуказанному району целесообразнее начать от станции метро Белорусская радиальная. Карта маршрута прогулки размещена ниже. Яндекс-карты показали, что общая протяженность маршрута от метро Белоруская радиальная до ипподрома и обратно чуть менее 5 км.
Путь начинается с перехода моста через ж/д пути Белорусского вокзала. Этот мост (его еще называют Тверской путепровод) построен в 1912 году автором здания Белорусского вокзала архитектором Иваном Ивановичем Струковом в стиле модерн и находится на службе города уже более ста лет без капитальных изменений. Но в этом году запланирована перестройка путепровода в связи с реконструкцией площади Тверской заставы, главной фишкой которой является возвращение на площадь памятника Максиму Горькому. Кстати, сразу высказывание Горького по теме рассказа: «Ежели людей по работе ценить, тогда лошадь лучше всякого человека».
Далее маршрут проходит по улице Нижняя, которая ранее называлась очень длинно: улица Нижняя Тверская Санкт-Петербургская Слободка. Наверное, жителям этой улицы надоело так длинно выговаривать название своей улицы и в итоге в 1926 году она стала называться лаконично: просто Нижняя улица. А для симметрии рядом проходит другая лаконично названная улица: Верхняя. Нижняя улица переходит в улицу Скаковую. Именно Скаковая улица хранит историю московского конного дела. Свое название улица получила в конце 19-го века, никогда не переименовывалась и названа так в честь московского Скакового общества, штаб-квартира и конюшни которого располагалась на этой улице. Свою историю Скаковое общество ведет с 1831 года, когда в Москве было основано Общество конной скаковой охоты. До революции вся территория вокруг Скаковой улицы была так или иначе связана с конным делом. Здесь располагались различные сооружения, связанные с ипподромом, а также особняки и конюшни богатых любителей скачек и бегов. Например, по адресу Скаковая, д.5 располагались конюшни Владимира Петровича Смирнова, любителя лошадей и компаньона своего брата — «водочного короля» Петра Петровича Смирнова, владельца Дома Смирнова на Тверском бульваре, про который мы недавно написали рассказ. С тех пор мало что сохранилось. На Скаковой улице можно увидеть буквально несколько каменных зданий того времени: здание бывшего жокей-клуба, бывшие конюшни — сегодня пожарная часть, особняк известного коннозаводчика Леона Манташева и дом Скакового общества, в котором долгое время квартировал штаб авиации ВМФ.
Здание бывшего жокей-клуба по адресу Скаковая, д. 32. Построено по проекту братьев Весниных.
Здание бывших конюшен Скакового общества по адресу Скаковая, д.22, сегодня пожарная часть. Над окнами видны украшения в виде подков.
Гостиница с оригинальным названием «Скаковая» на Скаковой улице. Приблизительно на месте этого здания были конюшни В. П. Смирнова.
В самом начале Скаковой улицы на пересечении со Скаковой аллеей расположено еще одно памятное здание, связанное с историей ипподрома, особняк Леона Манташева, богатейшего нефтепромышленника дореволюционной России и одного из самых известных российских коннозаводчиков. Величественное здание особняка с огромной входной аркой построено архитекторами братьями Весниными в стиле венского барокко. За зданием особняка находились конюшни хозяина, где он держал лучших своих лошадей, среди которых были в том числе победители Дерби, самых престижных скачек, в которых лошадь могла принять участие только один раз в жизни.
Особняк Леона Манташева на углу Скаковой улицы и Скаковой аллеи
Помимо оригинальной входной арки, отличительными особенностями особняка стали изящная башенка со шпилем и флюгером в виде лошади и массивный герб с вензелем владельца — ЛМ (Леон Манташев). Говорят, что если смотреть на массивную конструкцию герба сбоку, то с определенного ракурса конструкция герба становится похожей на конскую голову, но мы не увидели этой оптической иллюзии. Но что-то лошадиное в гербе определенно есть.
Герб Леона Манташева на его особняке на Скаковой аллее
Династию Манташевых основал уроженец Тифлиса Александр Манташев, успешный нефтяник и известный филантроп, акционер ряда мировых нефтяных компаний и владелец первого в мире магистрального нефтепровода из Баку в Батуми длиной 835 километров, построенного по проекту известнейшего российского инженера Шухова. Леон Манташев — один из 4-х его сыновей, сумевший преумножить богатство династии и добиться значительного успеха в семейном деле. После революции Леон Манташев эмигрировал в Париж, а его дело, особняк и конюшни на Скаковой были национализированы. В 20-х годах здесь разместили гараж Москоммунхоза. В Париже Манташев проживет до 1954 года, бизнеса у него там не получилось, в последние годы он работал простым таксистом. С 1999 года особняк Манташева формально принадлежал Театру классического балета под руководством Н. Касаткиной и В.Василёва, но фактически помещения особняка сдавались в аренду всем желающим. Здание разрушалось и варварски перестраивалось, в настоящее время оно смотрится совершенно бесхозным. Печальна судьба дома, печальна судьба их хозяев.
Дом Скакового общества расположен на той же Скаковой аллее, но чуть дальше в доме №7. Возвели его в неоклассическом стиле в период с 1903 по 1905 годы по проекту архитектора Ивана Владиславовича Жолтовского. Это здание было одним из первых в карьере архитектора И. В. Жолтовского. Ирония судьбы, но последний архитектурный проект И. В. Жолтовского также будет связана с конным делом, в 1949 году он построит новое здание Московского ипподрома взамен сгоревшего. Скаковое общество было богатейшим обществом того времени, т. к. по указу русского императора получало 10% со всего оборота конноспортивного тотализатора. В качестве штаб-квартиры был построен Дом Скакового общества, который стал одним из богатейших особняков того времени с прекрасной внутренней отделкой по эскизам художника И.И.Нивинского и множеством произведений искусства в качестве предметов интерьера. Когда в этот особняк в советское время заехал штаб авиации ВМФ, то все предметы интерьера переехали прямиком в лучшие музеи страны. Долгое время нельзя было даже фотографировать внешний вид особняка, всех фотографов отгоняла морская пехота, стоявшая днем и ночью на охране штаба. В 2012 году военные съехали из Дома Скакового общества, а особняк наконец включили в госреестр объектов культурного наследия регионального значения. Кое-что из внутренних интерьеров сохранилось, надо отдать должное военным, но здание требует серьезной реставрации.
Дом Скакового общества. Старинная фотография.
Внутренние интерьеры Дома Скакового общества. Старинная фотография.
На улице Скаковой, д.15 есть еще один очень интересный объект, но не по теме скачек и бегов — это бывшее здание кондитерской фабрики «Большевик», подвергшееся в настоящее время значительной перестройке. Фабрику в постперестроечные времена купил международный концерн DANONE, потом перепродал, в итоге кондитерское производство было выведено в Подмосковье. В зданиях фабрики сегодня устроен офисный центр в модном ныне стиле «промышленный лофт». Внешне здание выглядит весьма привлекательно, застройщики в облике здания решили подчеркнуть связь с фабрикой «Большевик» и использовали узор, характерный для обертки печенья «Юбилейное». Позже выяснили, откуда пошло название печенья «Юбилейное». Изначально на этом месте кондитерскую фабрику открыл француз Адольф Лиу, а свое печенье он в 1913 году назвал «Юбилейным» в честь трёхсотлетия дома Романовых на Российском престоле. Вот такое оказалось историческое название печенья, с которым сегодня знакомы большинство россиян.
Офисные здания на месте фабрики «Большевик»
Есть еще две интересные истории, связанные с фабрикой «Большевик», про которые стоит упомянуть. В здании бывшего мукомольного склада фабрики, которое выходит на Скаковую улицу и из которого ранее по пневморуковам раздавали муку и сахар в фабричные цеха, сравнительно недавно открылся музей Русского импрессионизма. Пока искусствоведы спорят, а было ли в принципе такое понятие, как русский импрессионизм, энтузиасты явочным порядком открыли соответствующий музей, где выставили работы Коровина, Серова, Грабаря, Кустодиева и др. русских художников из частных коллекций и собранные по аукционам. Музей молодой, но судя по его сайту весьма интересный. Здание музея проектировало одно из лучших английских архитектурных бюро, все устроено удобно и по самым современным мировым музейным тенденциям, есть смотровая площадка и уютное кафе на последнем этаже.
Здание музея Русского импрессионизма в бывшем мукомольном складе фабрики «Большевик»
Еще одна история связана с возникновением на базе цеха тортов фабрики «Большевик» нового кондитерского производства под брендом «Венский цех». Собственниками нового производства стали внучка известного режиссёра Георгия Данелия — Маргарита и ее муж, оба по образованию юристы. Они выкупили оборудование цеха тортов, когда новые хозяева фабрики освобождали помещения под офисы и попытались возродить кондитерские изделия: торты и пирожные в строгом соответствии с советскими ГОСТами. Им удалось раскрутиться и сегодня кондитерский бренд «Венский цех» официально зарегистрирован и достаточно известен в Москве. Производство из офисного центра конечно пришлось также вывести, но у «Венского цеха» на территории фабрики со стороны Ленинградского шоссе остался флагманский, как они его называют, магазин и сопутствующее кафе-кондитерская. В этом кафе можно передохнуть и перекусить, когда Вы будете по Ленинградскому шоссе возвращаться после посещения ипподрома.
Магазин и кафе-кондитерская предприятия «Венский цех» на территории бывшей фабрики «Большевик»
Перпендикулярно Скаковой улице проходит Беговая Аллея. Если двигаться по Беговой аллее в сторону от Ленинградского шоссе, то она приведет Вас к ипподрому. На пересечении Беговой аллеи и Ленинградского шоссе есть две московские достопримечательности. У входа на аллею установлены символические Беговые ворота, представляющие собой два гранитных постамента с бронзовыми скульптурами «Диоскуры, укрощающие коней». Они были установлены в 1899 году, отмечая центральный проезд к Московскому ипподрому. Скульптуры являются точной копией коней Петра Клодта, оригиналы которых находятся на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге. Московские скульптурные композиции выполнены Константином Клодтом, внуком знаменитого архитектора Петра Клодта по сохранившимся эскизам своего деда. Кто бы мог подумать, что в Москве есть свои скульптурные композиции, аналогичные установленным на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Одна из 2-х скульптурных композиций «Диоскуры, укрощающие коней» Константина Клодта
Еще одной московской достопримечательностью, находящейся в непосредственной близости от скульптурных композиций Клодта, является т.н. ажурный дом. Снаружи он отделан ажурными декоративными решётками с орнаментом в виде цветущих растений в вазах. Декоративные блоки были изготовлены по эскизам художника В. А. Фаворского. Дом построен и украшен в советское время в 1940 году.
Московский ажурный дом
Двигаясь по Беговой аллее, выходим к ипподрому. Если Вы ни разу не видели сооружений ипподрома, то в первый раз они производят сильное впечатление своей монументальностью и украшениями. Ипподром несколько раз горел, последний раз в 1949 году и после последнего пожара в 1950–1955 годах по проекту советского академика архитектуры И. В. Жолтовского было построено нынешнее здание крупнейшего в стране ипподрома с трибунами на 3,5 тысячи человек. Ипподром был последней работой Жолтовского, и архитектор выполнил эту работу как считал нужным. С некоторой долей натяжки можно утверждать, что во внешнем облике парадной части ипподрома архитектор соединил образы двух главных памятников Москвы — Кремля и Большого театра. Но главное заложено в деталях оформления, здесь есть много символического. В правой части здания используется форма базилики с колоннами, но можно найти и пентаграмму — звезду Соломона, как тему тайного знания, и портик с барельефами, напоминающими Бранденбургские ворота. В левой части здания возвышается многоярусная башня, в которой использованы мотивы средневековой итальянской и древнерусской архитектуры. На ее среднем ярусе видны силуэты двух всадников: святых Дмитрий Солунского и Георгия Победоносца — покровителей московских князей, их изображения появились на Спасской башне Кремля еще в 15-ом веке. Флюгер на башне изображает одну из самых знаменитых русских пород — орловского рысака, это изображение является символом и эмблемой Московского ипподрома и встречается здесь повсеместно. Архитектурные детали оформления здания ипподрома можно обсуждать достаточно долго, но лучше увидеть все своими глазами, а еще лучше послушать рассказ экскурсовода из музея ипподрома.
Часть парадного здания ипподрома, напоминающая по стилю Большой театр
По мотивам Брандербугских ворот
Богато украшенные колонны портика
Базилика как элемент храмовой архитектуры
Пентаграмма на портике здания ипподрома как знак тайного знания
Часть парадного здания ипподрома, напоминающая по стилю Московский Кремль
Изображение орловского рысака на флюгере, установленном на шпиле многоярусной башни. Это же изображение является символом и эмблемой Московского ипподрома.
Скачки и бега на ипподроме проводятся по выходным
Барельеф на здании ипподрома
Памятная табличка, посвященная автору здания ипподрома архитектору И. В. Жолтовскому
В сквере перед московским ипподромом в 60-х годах была установлена скульптура «Купание лошадей», на которую надо непременно обратить внимание. Ее автор — скульптор-анималист Роксана Кириллова. Изображение лошадей было ее страстью, она сделала множество скульптурных композиций с изображением лошадей и говорят, что каждая лошадь у нее индивидуальна, т. е. создавались по сути их портреты. Творчество Кирилловой высоко ценится, ее работы есть в Третьяковской галере, в Русском музее, частных коллекциях за рубежом.
Скульптурная композиция «Купание лошадей» скульптора Р. С. Кирилловой
После знакомства с архитектурным творением архитектора И. В. Жолтовского прогулку можно завершить, но внутри на территории ипподрома останется еще много чего интересного и любопытного. Поэтому вторая часть прогулки может быть связана с посещением самого ипподрома.
На ипподром можно попасть двумя способами. Первый: купить билет на скачки или бега в небольшом окошке левее многоярусной башни. Самый дешевый билет на стоячие места на трибуны 3-го яруса стоит 150 руб. Скачки и бега проводятся в субботу в 13.00 и воскресенье в 15.00. Второй способ: позвонить в экскурсионный отдел музея ипподрома и договориться об экскурсии по ипподрому в составе группы таких же любопытных туристов. В экскурсию, как правило, входит интересный рассказ об истории ипподрома и его зданий, часто катание на лошади, обязательно посещение музея ипподрома и иногда посещение конюшен. Экскурсия проводится в первой половине каждого выходного дня, к 13.00 она заканчивается и получив необходимые начальные знания, Вы можете увидеть скачки и бега и даже принять участие в тотализаторе. Телефон музея ипподрома можно найти на соответствующей странице сайта ипподрома.
На территории Московского ипподрома
Трибуны Московского ипподрома
Центральная лестница, ведущая на трибуны ипподрома
С утра перед центральной лестницей выставляют призы, которые будут разыгрываются в этот день после обеда
Росписи на трибунах ипподрома
Рассказ о ипподроме будет неполным, если хотя бы кратко не написать о том, для чего и как он используется. Сначала надо уяснить терминологию. Бега — это испытание лошадей в беге рысью, рысаками управляют наездники в 2-х колесных экипажах-качалках. Скачки — это испытание верховых лошадей в беге галопом, ими управляют жокеи, которые сидят верхом в седлах. Рысь — самый красивый ход лошади, когда правая передняя нога коня выносится вперед одновременно с левой задней. Рысью способно бегать любое четвероногое животное, но, когда требуется увеличить скорость, оно инстинктивно переходит в галоп. Рысак же не имеет права переходить в галоп, и мастерство наездника состоит в том, чтобы не дать лошади сделать это, не теряя скорости. В отличие от верховых пород, рысистые породы выведены искусственно. Способность бегать резвой рысью закрепляется генетически.
Гордость и выдающееся достижение российского конного дела — выведение орловского рысака. Появлению этой уникальной породы любители конного дела обязаны графу Алексею Орлову, брату фаворита императрицы Екатерины II. Ему за сравнительно небольшой период времени удалось вывести породу с такими выдающимися характеристиками, на закрепление которых по результатам реальной мировой практики селективной работы, нужно не одно столетие. Говорят, что Орлову в некоторой степени повезло, но факт остается фактом: орловский рысак, отвечающий достаточно строгим требованиям и отличающийся красотой, грациозностью и выносливостью, сегодня является одной из лучших пород лошадей в мире. Более подробно о истории орловского рысака можно узнать, если прейти по следующей ссылке.
Бег орловского рысака незабываемое зрелище. Гордо поднятая голова, развивающаяся грива, грациозность — такой бег лошади как песня. Только ради того, чтобы увидеть, как орловский рысак бежит рысью, можно запланировать посещение ипподрома. Орловские рысаки кроме всего прочего используются в русских тройках в качестве коренников, т. к. благодаря рыси хорошо держат направление и управляются. Две боковые лошади в русской тройке — пристяжные и должны скакать галопом. Механизм работы русской тройки таков, что слаженная работа коренника и пристяжных обеспечивает высокую скорость тройки до 50 км/ч, а лошади при этом меньше устают.
Бега на ипподроме проводятся круглый год. Даже зимой здесь проходят испытания рысаков разных пород, они бегут по идеально залитому льду на особых подковах с шипами. Рысаки бывают орловские, американские, русские (порода, выведенная путем скрещивания орловского рысака с американским), сравнительно недавно появились французские. В ходе испытаний разыгрываются различные призы. Самым престижным считается Большой всероссийский приз (Дерби). В этом заезде каждая лошадь имеет право участвовать только один раз в жизни. Также престижным считается и Всероссийский приз Барса — соревнование четырехлетних орловских рысаков. Приз назван по имени первого жеребца орловской породы, выведенного в России. Барса лично испытывал в течение нескольких лет сам граф Алексей Орлов.
Испытания скаковых лошадей проходят только с мая по сентябрь. Для верховых чистокровных лошадей разыгрывается тот же Большой Всероссийский приз (Дерби), престижными считаются приз «Анилина», «Кубок Н. Н. Насибова» и другие. Анилин и Насибов — это самая знаменитая лошадь советского периода и ее заслуженный жокей. В 60-е годы они вместе выиграли три раза подряд самый престижный международный турнир Приз Европы. Это был невероятный успех, никто не смог с тех пор повторить это достижение.
В последние годы на московском ипподроме организуются соревнования скаковых лошадей на приз президента РФ, по сути проводится грандиозный конноспортивный праздник, привлекающий большое количество посетителей. В этом году эти соревнования проходили 11 июня. Призовой фонд скачек составил более 30 млн. руб.
На ипподроме есть несколько специальных дорожек для испытания лошадей. Первая самая длинная 1800 метров — песчаная, на ней проводятся, как правило, скачки. На скачках дистанций всего две: спринтерская (1000 метров) и стайерская (3200 метров). Вторая дорожка (1600 метров) имеет сложный смешанный грунт, уложенный чуть ли не на 2 метра и на ней устраивают бега. Стандартная дистанция забега для рысаков — один круг 1600 метров или 1 миля. Выносливые орловские рысаки соревнуются и на дистанции 2400, и 3200 метров. Третья дорожка (1400 метров) — жесткая на основе гравия, хорошо высыхает после дождя. Четвертая дорожка (1200 метров) самая комфортная для лошадей, покрыта естественным грунтом.
Испытания рысаков на четвертой дорожке ипподрома
Бег орловских рысаков рысью на второй дорожке ипподрома
Променад рысаков на первой дорожке ипподрома
В бегах лошади с наездниками выстраиваются за обычной легковой машиной, к которой прикреплены специальные крылья, перекрывающие всю дорожку. Этот способ старта позволяет максимально избежать фальстартов, что очень важно. Лошади — это животные с тонкой нервной системой, после фальстарта они расстраиваются и не показывают своих лучших результатов. В скачках лошади стартуют из специальных боксов, дверцы в которых открываются одновременно, точно также как в ковбойских кино.
Главная приманка для посетителей московского ипподрома — тотализатор. Сердце игровой жизни бьется в небольшом зале на втором этаже справа от центральной лестницы. Над кассами на экранах высвечивается вся информация по предстоящему заезду: имена лошадей, номера, количество ставок. В конноспортивном тотализаторе действует принцип взаимных пари: игроки заключают пари между собой, создавая тем самым общий пул из ставок. Правильно угадавшие исход бегов или скачек делят выигрыш между собой, а ипподром выступает в роли арбитра, забирая себе посреднический процент — до 30% от пула. Виды ставок и характеристики заездов подробно описаны в программке, которую выдают в кассе вместе с входным билетом. Самая простая ставка «Одинар», нужно угадать победителя в одном заезде. Самая сложная и дорогая ставка «Шесть побед», надо угадать победителя в шести заездах. Именно на этой игре в начале 2017 года один из посетителей унес один из самых крупных выигрышей за всю современную историю ипподрома — 1 миллион 18 тысяч рублей. Минимальная ставка составляет 100 рублей. Для участия в тотализаторе надо зарегистрироваться и предоставить паспортные данные. Надо отметить, что одной удачи для выигрыша в конноспортивном тотализаторе мало, надо быть истинным любителем лошадей, изучить историю их выступлений, родословную, опыт наездников и только после этого делать ставки.
История конного тотализатора в России драматична. Тотализатор на Московском ипподроме появился в конце 70-х годов 19-го века по инициативе членов Скакового общества. Популярность тотализатора выросла после одной случайной победы, когда осенью 1885 года на рублевый билетик выпал выигрыш 1319 рублей. История случилась занимательная. В те времена среди богатых владельцев породистых лошадей была мода приглашать английских жокеев, считалось, что русские жокеи не могут составить им конкуренцию. В той скачке участвовали четыре английских жокея и малоизвестный харьковский жокей Воронков на жеребце Фаг-о-Балла. Публика и не смотрела в их сторону, ведь на дорожке были международные английские знаменитости. Но Фаг-о-Балла под управлением Воронкова выиграл корпус у лошади фаворита, англичанина Амброза. За билет на Фаг-о-Балла, купленный исключительно из чувства патриотизма, выдача составила баснословную в те времена сумму — 1319 рублей, в те времена хорошая лошадь стоила 100 рублей. Эта новость переломила отношение москвичей к конноспортивному тотализатору. Но в русском обществе того времени не было единого мнения относительно тотализатора и он бурно обсуждался в прессе. Ярым его противником был писатель Владимир Гиляровский. Было популярно высказывание знаменитого российского адвоката Ф. Н. Плевако (он был знаменит тем, что сумел в свое время добиться оправдания Саввы Мамонтова, владельца гостиницы «Метрополь», обвиненного в растрате): «Если строишь ипподром, то строй рядом тюрьму». Однако тотализатор отчислял немалый налог в казну и был выгоден властям, так что критика в прессе часто не проходила цензуру.
После революции, в 1918 году, ипподром был законсервирован. Бега и тотализатор возобновились во время НЭПа осенью 1921 году. В 1949 году здание ипподрома сгорело и он был зарыт на долгие 6 лет. Завсегдатаи ипподрома не могли жить без адреналина и пока шла реконструкция все равно приезжали на Беговую и проводили собственное состязание под условным названием «Приз трамвая». Беговая тогда была тихой зеленой улицей, по которой ходили трамваи, и участникам игры надо было угадать порядок их прихода на остановку возле ипподрома. Известна байка, что однажды один из участников взял большой куш, угадав подряд пять номеров прошедших трамваев. Но выяснилось, что победитель просто договорился с диспетчером трамвайного депо, что тот будет выпускать трамваи на линию в определенном порядке. Деньги у мошенника отобрали, для острастки поколотили, но от соревнований не отстранили. Наверное, прав был адвокат Плевако, что тотализатор и мошенничество как две стороны одной медали. У Дика Френсиса все литературное творчество построено на криминальных историях, связанных со скачками и тотализатором. Но парадокс заключается в том, что без денежных средств, вырученных от тотализатора, не будет развития конного дела. В 1992 году скачки и бега были прекращены на 8 лет и за эти годы поголовье орловских рысаков сократилось до такого критического уровня, что существовала угроза исчезновения породы. Читали жуткие истории, что в те времена породистые лошади умирали от голода или их увозили всем поголовьем на скотобойни. После возобновления тотализатора еще через 8 лет он попал в России под запрет азартных игр. Три года делать ставки на лошадей было запрещено. Наконец, 8 августа 2011 года вышел указ, предусматривающий объединение всех ипподромов России в единое акционерное общество, 100% акций которого должны находиться в федеральной собственности, и делать ставки опять разрешили.
Нам понравилась прогулка, связанная с Московским ипподромом. И хотя ипподрому уже требуется реставрация, все-таки у него почтенный возраст, он не смотрится устаревшим. Центральный ипподром в Москве — это живой организм и годы не старят его, как не старят годы хорошее вино. И уже полтора столетия истинных любителей лошадей восхищает неутомимый бег прекрасных животных, которые во все времена были верными спутниками человека. Сегодня у всех любопытных туристов есть уникальная возможность увидеть лошадей в их повседневной жизни, посетить музей Центрального Московского ипподрома и послушать увлекательный рассказ о старейшем в мире рысистом ипподроме, о драматической истории борьбы орловского и американского рысаков, о бегах и скачках, наездниках и жокеях.