Метро чистые пруды что посмотреть рядом
Вокруг Чистых прудов, Покровки и Маросейки
Храм Святителя Николая в Кленниках на улице Покровка
ana1501 / Фотобанк Лори
Выйдя из метро «Чистые пруды», сделайте десяток шагов и обернитесь назад — первая достопримечательность маршрута уже перед вами. Наземный павильон работы архитектора Николая Колли почти идеально сохранился со дня ввода в эксплуатацию первой очереди метрополитена в 1935 году, вплоть до надписи «Метро» на крыше, которая выполняет тут и информационную, и композиционную роль. Когда-то похожие псевдоантичные храмы в стилистике ар-деко отмечали вход в «Смоленскую» и в «Комсомольскую», но до наших дней дошел только этот. Всего пару лет назад его стать невозможно было рассмотреть в окружении уродливых торговых центров, занимавших почти всю площадь Мясницких Ворот. Но самострой снесли, и сторонники этой собянинской политики в первую очередь отправляют оппонентов на Чистые пруды.
Начало Чистопрудного бульвара отмечает памятник Александру Грибоедову — неподалеку, в построенном Матвеем Казаковым особняке своего друга полковника Бегича (Мясницкая, 42), он писал «Горе от ума» и сочинил первый русский вальс. Сам бульвар недавно реконструирован и превращен в передовое общественное пространство со всеми вытекающими последствиями — от положительных, вроде изобилия скамеек, до отрицательных, вроде часто безумной иллюминации. Отходящий от бульвара влево Архангельский переулок в первом же своем дворе скрывает Меншикову башню — один из самых поразительных памятников московского барокко.
По мере движения от метро бульвар становится все шире — то его место, где перед фонтаном с журавлем расселся бронзовый Абай Кунанбаев (казахский поэт, чтимый в расположенном рядом посольстве Казахстана) памятно либеральной общественности по круглосуточным политическим гуляниям мая 2012 года, ловко названным «Оккупай Абай». Малосимпатичное здание, стоящее поперек бульвара, официально именуется многофункциональным комплексом «Белый лебедь», и его история любопытнее, чем его внешний вид. В 1968 году в Москве было построено два одинаковых модернистских ресторана «Времена года» — в парке Горького и у Чистых прудов. К 2016 году один из них был заботливо перестроен Ремом Колхасом в центр современного искусства «Гараж», а другой превращен в это чудовище.
Южный фасад «Белого лебедя» обращен прямо к Чистому пруду, или, как велит называть этот водоем странная московская традиция, к Чистым прудам. Достоверно известно, что пруды назывались Погаными до тех пор, пока в начале XVIII века светлейший князь Александр Данилович Меншиков, владевший в этих местах большой усадьбой, не повелел их очистить. Куда менее достоверно установлено то, почему они были Погаными. Самое распространенное объяснение связано с животными останками, которые якобы сбрасывали сюда жившие на Мясницкой мясники. Но мясные ряды располагались ближе к Сретенке и внутри Белого города, так что тащить отходы до этого места было довольно не сподручно. Иные версии звучат, однако, еще более невероятно — от памяти об убийстве тут боярина Кучки до утопленных в пруду языческих изваяний вятичей. В наше время Чистые пруды используются куда менее драматичным манером — летом тут катаются на лодках, а зимой на коньках.
Под № 23 по Чистопрудному бульвару значится Библиотека им. Достоевского, превращенная в ходе недавней реформы в образцовый коворкинг-читальню со свободным доступом для всех желающих, а под № 14 — доходный дом церкви Троицы, что на Грязях. Он знаменит своими лепными орнаментами на фасаде, сделанными по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова, — диковинные существа отсылают к рельефам Дмитровского собора во Владимире. Увы, после войны дом надстроили, лишив его гармоничных пропорций и резной ограды вдоль крыши. Сама церковь Троицы, что на Грязях стоит уже за углом, на Покровке. Грязи тут были самые натуральные: протекавший рядом ручей Рачка образовывал топкое место, под каждый фундамент закладывали сваи. Изуродованный в 1930-е годы храм постепенно восстанавливается, осталось только отстроить колокольню и ротонду с высоким куполом.
Место пересечения бульваров с Покровкой называется площадью Покровских Ворот — по снесенным в 1780-х годах воротам стены Белого города. Никакой площади тут на самом деле нет, и помимо связи с пьесой Леонида Зорина и фильмом Михаила Казакова, замечателен этот перекресток тем, что он один во всем городе сохранил изначальную планировку узловых точек Бульварного кольца. При Павле I был издан указ строить на месте прежних ворот гостиницы (большую часть из них проектировал Василий Стасов), и хотя эти здания в створе бульваров уцелели не только на Покровке, только тут они по прежнему стоят с обеих сторон улицы.
Небольшой сквер на углу Покровки с Потаповским переулком отмечает место, где до 1936 года тут стояла поразительная Успенская церковь (1699), чуть ли не главный шедевр нарышкинского барокко. Академик Лихачев писал о ней так: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном». Сейчас от всего этого остался дом причта, занятый рестораном «Саперави», и тот самый сквер, рисунок дорожек в котором повторяет геометрию осей церковного здания.
На другой стороне Покровки — тоже малозаметная, но все же менее призрачная достопримечательность. Если зайти во двор длинного дома № 4, то на его обратной стороне с удивлением видишь открытые галереи, характерные скорее для Одессы или Тбилиси, чем для центра Москвы. Во второй половине XIX века таких галерей в городе было немало, но теперь сохранились единицы, из которых эти — в самом лучшем состоянии.
Точка, в которой Покровка превращается в Маросейку, — в большой степени условность. До XVII века никакой Маросейки не было, и улица от Китайгородской стены до границы Земляного города (нынешнего Садового кольца) называлась Покровкой по церкви Покрова в Садех, стоявшей на месте дома № 2 по Маросейке. В начале XIX века, наоборот, Маросейкой считали все до самых бульваров. Отчего улицы теперь соприкасаются на перекрестке с Армянским и Старосадским переулками — непонятно, но так уж заведено. Перекресток, тем не менее, может похвастать одним поразительным видом и двумя вполне выдающимися памятниками. В перспективе Старосадского переулка разрезает небо готический шпиль собора Святых Петра и Павла: лютеранская община выкупила этот участок в начале XIX века, а нынешнюю кирху освятили в 1905 году. В возвращенном ныне верующим храме регулярно проходят органные концерты.
Увлекшись таким немосковским зрелищем, легко не заметить на углу переулка скрытую деревьями церковь Космы и Дамиана, выполненную Матвеем Казаковым (1791–1793). Ее основной объем состоит из четырех цилиндров — центрального, увенчанного куполом, и трех боковых, — особо выгодно смотрящихся на фоне стеклянной башни 1970-х годов. По другую сторону Маросейки зелени казаковской классики противостоит голубизна баженовского барокко: построенный в 1782 году главный дом усадьбы генерал-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. После графа Петра Александровича, победителя турок, буяна, матерщинника, и, не исключено, внебрачного сына Петра Великого, домом владел его сын Николай Петрович, коллекционер и библиофил, основатель Румянцевского музея. Нынешний фасад особняка — результат реконструкции, устроенной в 1880-х годах тогдашним владельцем, купцом Митрофаном Грачевым, увековечившим себя гербом с буквой «Г» на фронтоне. Установленные при Грачеве в простенках третьего этажа аллегорические фигуры земледелия, скотоводства и свободных художеств придают дому несколько соцреалистический настрой, удачно гармонирующий с нынешним его использованием под посольство Белоруссии.
Через два дома на той же стороне улицы тему представительства братских восточнославянских народов неожиданно продолжает массивный дом Нарышкина-Рагузинских (№ 11/4). Его нерегулярный ампирный декор и странные пропорции этажей указывают на сложную историю — и в самом деле, часть этого комплекса XVII—XIX веков восходит к Малороссийскому подворью, возникшему в 1660-х после присоединения левобережной Украины к владениям московских царей. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Малороссийских городов казакам и мещанам, которые учнут к Москве приезжать для всяких своих дел и с товарами… ставиться на Малороссийский двор». Отсюда — и само название Малороссейка-Маросейка, и его советский аналог «улица Богдана Хмельницкого». Завершают правую сторону Маросейки два очень разных здания, стоящих стена к стене — храм Святителя Николая в Кленниках (1650-е) и конструктивистский угловой дом № 3 (1928–1930), где сначала был Наркомфин, а потом — ЦК ВЛКСМ.
Площадь Ильинские Ворота — не очень внятное пространство, сливающееся с двумя соседними площадями, Новой и Старой. Чтобы разобраться в нем, нужно вспомнить, что до 1934 года перспективу от Маросейки замыкали огромные Ильинские ворота Китайгородской стены, из-за которых выглядывали стоящая до сих пор башня дома Северного страхового общества (1911) и исчезнувшая величественная церковь Николы «Большой Крест». Новая и Старая площади находились со внутренней стороны стены, а площадь Ильинских Ворот — с внешней.
Открываем Чистые пруды или предновогодняя московская прогулка
Чистые пруды — удивительный московский район. Ну где ещё в Москве в одном месте можно найти столько разноплановых достопримечательностей. Станция метро в стиле мавзолея древнеримского пекаря Еврисака. Памятник Ди Каприо (по крайней мере, так считает молодежь). Легендарный подвал, в котором располагается театр Табакова со скульптурами лучших авторов театральных пьес на входе. Бывший кинотеатр «Колизей», построенный в начале 20-го века (сегодня театр «Современник»), куда вся послевоенная Москва ходила смотреть трофейный фильм «Тарзан». Многоэтажный дом, украшенный каменными изображениями фигур экзотических животных, аналогичных древнерусским орнаментам Дмитриевского собора во Владимире — его называют за глаза «Дом со зверями». А ещё есть «Дом с рыцарем» и дом-яйцо лужковской эпохи со спорной, но весьма оригинальной архитектурой. А на закуску — т.н. Меньшикова башня с её уникальной историей — одна из старейших сохранившихся московских церквей, построенная сподвижником Петра I Александром Меньшиковым, у которого на Чистых прудах были в свое время обширные владения.
Заинтриговали? Тогда ниже чуть подробнее об этом и не только — выше были упомянуты далеко не все достопримечательности Чистых прудов. С этим бульваром связано множество интересных фактов родной истории, летом здесь приятно прогуляться в тени деревьев, а зимой покататься на катке. Здесь расположен единственный на всё Бульварное кольцо пруд, а добираться сюда весьма удобно — это практически центр Москвы, поэтому всем российским туристам надо непременно подробно познакомиться с этим знаковым московским местом. Правда, мы подробно прогулялись по Чистым прудам зимой без зелени в преддверии Нового 2019 года, но в этом, как известно, есть свой плюс, лучше видно городскую архитектуру и перспективу и, кроме этого, получили дополнительный бонус — Чистопрудный бульвар увидели в предновогоднем убранстве. С некоторых пор московские власти украшению столицы уделяют большое внимание.
Чистопрудный бульвар начинается на площади Мясницкие Ворота, и заканчивается на площади Покровские Ворота, нумерация ведётся от Мясницких ворот, где расположена станция метро «Чистые пруды». Этот бульвар самый большой по площади, второй по протяженности (822 метра) после Тверского и один из самых популярных. В свое время московские бульвары появились на месте крепостной стены Белого города. Ещё Екатерина II приказала разобрать стену Белого города и разбить на их месте модные бульвары на манер парижских. Слово «бульвар» первоначально так и переводилось — «аллея, разбитая на месте крепостных сооружений» (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал — аллея или полоса зелёных насаждений, предназначенная для прогулок). Первым появился Тверской бульвар, но большинство бульваров было устроено после пожара 1812 года, Чистопрудный в том числе.
Краткая историческая справка, почему этот московский топоним имеет название Чистые пруды. Впрочем, единого мнения у историков на эту тему нет. Точно известно, что название Чистые пруды получили после того, как здесь поселился сподвижник Петра I Александр Меньшиков, повелевший облагородить местность и вычистить захламленные и грязные пруды. До этого пруды назывались Погаными, по одной из версий потому, что рядом была Мясницкая слобода и все зловонные стоки стекали в пруд. Однако, по другой версии здесь с давних времен были языческие капища и селились язычники-иноверцы. Слово «поганый» на Руси напрямую применялось к язычникам. Старый индоевропейский корень можно до сих пор увидеть и в других языках: латынь «paganus», англ. «pagan» в переводе «языческий», итал. и исп. «pagano». Наверное, неспроста на Чистых прудах сравнительно недавно появились половецкие каменные истуканы. Они расположились в центре Чистопрудного бульвара рядом с памятником казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Таким образом, в 20-ом веке язычество вернулось на Чистые пруды как дань нашей истории.
Половецкие каменные истуканы на Чистых прудах как дань нашей истории
Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Какое отношение этот памятник имеет к Чистым прудам, понять сложно. Чисто политика, на Чистых прудах находится посольство Казахстана. Чтобы уравновесить появление здесь этого нелогичного памятника, видимо рядом и поставили половецких истуканов.
Прогулку начнем с изучения павильона метро «Чистые пруды». Думаем, мало кто знает, что архитектура этого павильона, построенного в 1935 году, отсылает нас к древнему Риму, а точнее к мавзолею римского пекаря Еврисака.
Станция метро «Чистые пруды»
Станция «Чистые пруды» (до 1990 года «Кировская») открылась в мае 1935 года, это станция первой очереди московского метро. Она построена по проекту архитектора Николая Джемсовича Колли, потомка обрусевших шотландцев, поэтому у него такое отчество. Колли закончил знаменитый ВХУТЕМАС. В то время советскую архитектурную школу ещё не загнали в строго ограниченные рамки и поэтому многие сохранившиеся проекты Колли и его коллег, включая павильон станции «Чистых прудов», сегодня являются объектами культурного наследия. В 1930-е годы советские архитекторы осмысляли и перерабатывали классическое наследие античности. Поэтому наземный павильон станции «Чистые пруды» напоминает гробницу-мавзолей Еврисака, знаменитого римского пекаря. Сравните две фотографии ниже: круглые окна-иллюминаторы, форма павильона.
Мавзолей римского пекаря Эврисака. Фото из интернета.
Гробница пекаря Эврисака расположена практически в центре Рима сразу за двухарочными воротами Пьяцца Порта-Маджоре и датируется 1 веком до н. э. Это древнеримский памятник т.н. второго плана, мало кто из туристов обращает на него внимание, но теперь будет повод познакомиться с ним. Марк Вергилий Эврисак, сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, ещё в 173 г. до н. э. перебрался в Рим и начал выпекать хлеб, постепенно разбогател, построил огромную пекарню и снабжал хлебом весь Рим. Умер богатым и уважаемым римлянином и заслужил собственный мавзолей.