Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Вокруг Чистых прудов, Покровки и Маросейки

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Храм Святителя Николая в Кленниках на улице Покровка

ana1501 / Фотобанк Лори

Выйдя из метро «Чистые пруды», сделайте десяток шагов и обернитесь назад — первая достопримечательность маршрута уже перед вами. Наземный павильон работы архитектора Николая Колли почти идеально сохранился со дня ввода в эксплуатацию первой очереди метрополитена в 1935 году, вплоть до надписи «Метро» на крыше, которая выполняет тут и информационную, и композиционную роль. Когда-то похожие псевдоантичные храмы в стилистике ар-деко отмечали вход в «Смоленскую» и в «Комсомольскую», но до наших дней дошел только этот. Всего пару лет назад его стать невозможно было рассмотреть в окружении уродливых торговых центров, занимавших почти всю площадь Мясницких Ворот. Но самострой снесли, и сторонники этой собянинской политики в первую очередь отправляют оппонентов на Чистые пруды.

Начало Чистопрудного бульвара отмечает памятник Александру Грибоедову — неподалеку, в построенном Матвеем Казаковым особняке своего друга полковника Бегича (Мясницкая, 42), он писал «Горе от ума» и сочинил первый русский вальс. Сам бульвар недавно реконструирован и превращен в передовое общественное пространство со всеми вытекающими последствиями — от положительных, вроде изобилия скамеек, до отрицательных, вроде часто безумной иллюминации. Отходящий от бульвара влево Архангельский переулок в первом же своем дворе скрывает Меншикову башню — один из самых поразительных памятников московского барокко.

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

По мере движения от метро бульвар становится все шире — то его место, где перед фонтаном с журавлем расселся бронзовый Абай Кунанбаев (казахский поэт, чтимый в расположенном рядом посольстве Казахстана) памятно либеральной общественности по круглосуточным политическим гуляниям мая 2012 года, ловко названным «Оккупай Абай». Малосимпатичное здание, стоящее поперек бульвара, официально именуется многофункциональным комплексом «Белый лебедь», и его история любопытнее, чем его внешний вид. В 1968 году в Москве было построено два одинаковых модернистских ресторана «Времена года» — в парке Горького и у Чистых прудов. К 2016 году один из них был заботливо перестроен Ремом Колхасом в центр современного искусства «Гараж», а другой превращен в это чудовище.

Южный фасад «Белого лебедя» обращен прямо к Чистому пруду, или, как велит называть этот водоем странная московская традиция, к Чистым прудам. Достоверно известно, что пруды назывались Погаными до тех пор, пока в начале XVIII века светлейший князь Александр Данилович Меншиков, владевший в этих местах большой усадьбой, не повелел их очистить. Куда менее достоверно установлено то, почему они были Погаными. Самое распространенное объяснение связано с животными останками, которые якобы сбрасывали сюда жившие на Мясницкой мясники. Но мясные ряды располагались ближе к Сретенке и внутри Белого города, так что тащить отходы до этого места было довольно не сподручно. Иные версии звучат, однако, еще более невероятно — от памяти об убийстве тут боярина Кучки до утопленных в пруду языческих изваяний вятичей. В наше время Чистые пруды используются куда менее драматичным манером — летом тут катаются на лодках, а зимой на коньках.

Под № 23 по Чистопрудному бульвару значится Библиотека им. Достоевского, превращенная в ходе недавней реформы в образцовый коворкинг-читальню со свободным доступом для всех желающих, а под № 14 — доходный дом церкви Троицы, что на Грязях. Он знаменит своими лепными орнаментами на фасаде, сделанными по эскизам художника Сергея Вашкова, ученика Васнецова, — диковинные существа отсылают к рельефам Дмитровского собора во Владимире. Увы, после войны дом надстроили, лишив его гармоничных пропорций и резной ограды вдоль крыши. Сама церковь Троицы, что на Грязях стоит уже за углом, на Покровке. Грязи тут были самые натуральные: протекавший рядом ручей Рачка образовывал топкое место, под каждый фундамент закладывали сваи. Изуродованный в 1930-е годы храм постепенно восстанавливается, осталось только отстроить колокольню и ротонду с высоким куполом.

Место пересечения бульваров с Покровкой называется площадью Покровских Ворот — по снесенным в 1780-х годах воротам стены Белого города. Никакой площади тут на самом деле нет, и помимо связи с пьесой Леонида Зорина и фильмом Михаила Казакова, замечателен этот перекресток тем, что он один во всем городе сохранил изначальную планировку узловых точек Бульварного кольца. При Павле I был издан указ строить на месте прежних ворот гостиницы (большую часть из них проектировал Василий Стасов), и хотя эти здания в створе бульваров уцелели не только на Покровке, только тут они по прежнему стоят с обеих сторон улицы.

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Небольшой сквер на углу Покровки с Потаповским переулком отмечает место, где до 1936 года тут стояла поразительная Успенская церковь (1699), чуть ли не главный шедевр нарышкинского барокко. Академик Лихачев писал о ней так: «Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев… Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном». Сейчас от всего этого остался дом причта, занятый рестораном «Саперави», и тот самый сквер, рисунок дорожек в котором повторяет геометрию осей церковного здания.

На другой стороне Покровки — тоже малозаметная, но все же менее призрачная достопримечательность. Если зайти во двор длинного дома № 4, то на его обратной стороне с удивлением видишь открытые галереи, характерные скорее для Одессы или Тбилиси, чем для центра Москвы. Во второй половине XIX века таких галерей в городе было немало, но теперь сохранились единицы, из которых эти — в самом лучшем состоянии.

Точка, в которой Покровка превращается в Маросейку, — в большой степени условность. До XVII века никакой Маросейки не было, и улица от Китайгородской стены до границы Земляного города (нынешнего Садового кольца) называлась Покровкой по церкви Покрова в Садех, стоявшей на месте дома № 2 по Маросейке. В начале XIX века, наоборот, Маросейкой считали все до самых бульваров. Отчего улицы теперь соприкасаются на перекрестке с Армянским и Старосадским переулками — непонятно, но так уж заведено. Перекресток, тем не менее, может похвастать одним поразительным видом и двумя вполне выдающимися памятниками. В перспективе Старосадского переулка разрезает небо готический шпиль собора Святых Петра и Павла: лютеранская община выкупила этот участок в начале XIX века, а нынешнюю кирху освятили в 1905 году. В возвращенном ныне верующим храме регулярно проходят органные концерты.

Увлекшись таким немосковским зрелищем, легко не заметить на углу переулка скрытую деревьями церковь Космы и Дамиана, выполненную Матвеем Казаковым (1791–1793). Ее основной объем состоит из четырех цилиндров — центрального, увенчанного куполом, и трех боковых, — особо выгодно смотрящихся на фоне стеклянной башни 1970-х годов. По другую сторону Маросейки зелени казаковской классики противостоит голубизна баженовского барокко: построенный в 1782 году главный дом усадьбы генерал-фельдмаршала графа Румянцева-Задунайского. После графа Петра Александровича, победителя турок, буяна, матерщинника, и, не исключено, внебрачного сына Петра Великого, домом владел его сын Николай Петрович, коллекционер и библиофил, основатель Румянцевского музея. Нынешний фасад особняка — результат реконструкции, устроенной в 1880-х годах тогдашним владельцем, купцом Митрофаном Грачевым, увековечившим себя гербом с буквой «Г» на фронтоне. Установленные при Грачеве в простенках третьего этажа аллегорические фигуры земледелия, скотоводства и свободных художеств придают дому несколько соцреалистический настрой, удачно гармонирующий с нынешним его использованием под посольство Белоруссии.

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Через два дома на той же стороне улицы тему представительства братских восточнославянских народов неожиданно продолжает массивный дом Нарышкина-Рагузинских (№ 11/4). Его нерегулярный ампирный декор и странные пропорции этажей указывают на сложную историю — и в самом деле, часть этого комплекса XVII—XIX веков восходит к Малороссийскому подворью, возникшему в 1660-х после присоединения левобережной Украины к владениям московских царей. Указ царя Алексея Михайловича гласил: «Малороссийских городов казакам и мещанам, которые учнут к Москве приезжать для всяких своих дел и с товарами… ставиться на Малороссийский двор». Отсюда — и само название Малороссейка-Маросейка, и его советский аналог «улица Богдана Хмельницкого». Завершают правую сторону Маросейки два очень разных здания, стоящих стена к стене — храм Святителя Николая в Кленниках (1650-е) и конструктивистский угловой дом № 3 (1928–1930), где сначала был Наркомфин, а потом — ЦК ВЛКСМ.

Площадь Ильинские Ворота — не очень внятное пространство, сливающееся с двумя соседними площадями, Новой и Старой. Чтобы разобраться в нем, нужно вспомнить, что до 1934 года перспективу от Маросейки замыкали огромные Ильинские ворота Китайгородской стены, из-за которых выглядывали стоящая до сих пор башня дома Северного страхового общества (1911) и исчезнувшая величественная церковь Николы «Большой Крест». Новая и Старая площади находились со внутренней стороны стены, а площадь Ильинских Ворот — с внешней.

Источник

Открываем Чистые пруды или предновогодняя московская прогулка

Чистые пруды — удивительный московский район. Ну где ещё в Москве в одном месте можно найти столько разноплановых достопримечательностей. Станция метро в стиле мавзолея древнеримского пекаря Еврисака. Памятник Ди Каприо (по крайней мере, так считает молодежь). Легендарный подвал, в котором располагается театр Табакова со скульптурами лучших авторов театральных пьес на входе. Бывший кинотеатр «Колизей», построенный в начале 20-го века (сегодня театр «Современник»), куда вся послевоенная Москва ходила смотреть трофейный фильм «Тарзан». Многоэтажный дом, украшенный каменными изображениями фигур экзотических животных, аналогичных древнерусским орнаментам Дмитриевского собора во Владимире — его называют за глаза «Дом со зверями». А ещё есть «Дом с рыцарем» и дом-яйцо лужковской эпохи со спорной, но весьма оригинальной архитектурой. А на закуску — т.н. Меньшикова башня с её уникальной историей — одна из старейших сохранившихся московских церквей, построенная сподвижником Петра I Александром Меньшиковым, у которого на Чистых прудах были в свое время обширные владения.

Заинтриговали? Тогда ниже чуть подробнее об этом и не только — выше были упомянуты далеко не все достопримечательности Чистых прудов. С этим бульваром связано множество интересных фактов родной истории, летом здесь приятно прогуляться в тени деревьев, а зимой покататься на катке. Здесь расположен единственный на всё Бульварное кольцо пруд, а добираться сюда весьма удобно — это практически центр Москвы, поэтому всем российским туристам надо непременно подробно познакомиться с этим знаковым московским местом. Правда, мы подробно прогулялись по Чистым прудам зимой без зелени в преддверии Нового 2019 года, но в этом, как известно, есть свой плюс, лучше видно городскую архитектуру и перспективу и, кроме этого, получили дополнительный бонус — Чистопрудный бульвар увидели в предновогоднем убранстве. С некоторых пор московские власти украшению столицы уделяют большое внимание.

Чистопрудный бульвар начинается на площади Мясницкие Ворота, и заканчивается на площади Покровские Ворота, нумерация ведётся от Мясницких ворот, где расположена станция метро «Чистые пруды». Этот бульвар самый большой по площади, второй по протяженности (822 метра) после Тверского и один из самых популярных. В свое время московские бульвары появились на месте крепостной стены Белого города. Ещё Екатерина II приказала разобрать стену Белого города и разбить на их месте модные бульвары на манер парижских. Слово «бульвар» первоначально так и переводилось — «аллея, разбитая на месте крепостных сооружений» (фр. boulevard, от нем. bollwerk — укреплённый земляной вал — аллея или полоса зелёных насаждений, предназначенная для прогулок). Первым появился Тверской бульвар, но большинство бульваров было устроено после пожара 1812 года, Чистопрудный в том числе.

Краткая историческая справка, почему этот московский топоним имеет название Чистые пруды. Впрочем, единого мнения у историков на эту тему нет. Точно известно, что название Чистые пруды получили после того, как здесь поселился сподвижник Петра I Александр Меньшиков, повелевший облагородить местность и вычистить захламленные и грязные пруды. До этого пруды назывались Погаными, по одной из версий потому, что рядом была Мясницкая слобода и все зловонные стоки стекали в пруд. Однако, по другой версии здесь с давних времен были языческие капища и селились язычники-иноверцы. Слово «поганый» на Руси напрямую применялось к язычникам. Старый индоевропейский корень можно до сих пор увидеть и в других языках: латынь «paganus», англ. «pagan» в переводе «языческий», итал. и исп. «pagano». Наверное, неспроста на Чистых прудах сравнительно недавно появились половецкие каменные истуканы. Они расположились в центре Чистопрудного бульвара рядом с памятником казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Таким образом, в 20-ом веке язычество вернулось на Чистые пруды как дань нашей истории.

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Половецкие каменные истуканы на Чистых прудах как дань нашей истории

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Памятник казахскому поэту Абаю Кунанбаеву. Какое отношение этот памятник имеет к Чистым прудам, понять сложно. Чисто политика, на Чистых прудах находится посольство Казахстана. Чтобы уравновесить появление здесь этого нелогичного памятника, видимо рядом и поставили половецких истуканов.

Прогулку начнем с изучения павильона метро «Чистые пруды». Думаем, мало кто знает, что архитектура этого павильона, построенного в 1935 году, отсылает нас к древнему Риму, а точнее к мавзолею римского пекаря Еврисака.

Станция метро «Чистые пруды»

Станция «Чистые пруды» (до 1990 года «Кировская») открылась в мае 1935 года, это станция первой очереди московского метро. Она построена по проекту архитектора Николая Джемсовича Колли, потомка обрусевших шотландцев, поэтому у него такое отчество. Колли закончил знаменитый ВХУТЕМАС. В то время советскую архитектурную школу ещё не загнали в строго ограниченные рамки и поэтому многие сохранившиеся проекты Колли и его коллег, включая павильон станции «Чистых прудов», сегодня являются объектами культурного наследия. В 1930-е годы советские архитекторы осмысляли и перерабатывали классическое наследие античности. Поэтому наземный павильон станции «Чистые пруды» напоминает гробницу-мавзолей Еврисака, знаменитого римского пекаря. Сравните две фотографии ниже: круглые окна-иллюминаторы, форма павильона.

Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Смотреть картинку Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Картинка про Метро чистые пруды что посмотреть рядом. Фото Метро чистые пруды что посмотреть рядом

Мавзолей римского пекаря Эврисака. Фото из интернета.

Гробница пекаря Эврисака расположена практически в центре Рима сразу за двухарочными воротами Пьяцца Порта-Маджоре и датируется 1 веком до н. э. Это древнеримский памятник т.н. второго плана, мало кто из туристов обращает на него внимание, но теперь будет повод познакомиться с ним. Марк Вергилий Эврисак, сын греческих эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей, ещё в 173 г. до н. э. перебрался в Рим и начал выпекать хлеб, постепенно разбогател, построил огромную пекарню и снабжал хлебом весь Рим. Умер богатым и уважаемым римлянином и заслужил собственный мавзолей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *