Метро и метрополитен в чем разница
Разница между метро и метро
Метро против метро Если вы житель крупного города с большой численностью населения, скорее всего, в вашем городе есть система общественного транспорта или система скоростного транспорта, известная по
Содержание:
Метро против метро
Если вы житель крупного города с большой численностью населения, скорее всего, в вашем городе есть система общественного транспорта или система скоростного транспорта, известная по-разному в разных частях мира, например метро, метро, метро или городская железнодорожная система. Все это названия железных дорог с электроприводом, которые когда-то были доступны лишь в нескольких избранных странах. Таким образом, у нас есть метро в Лондоне, метро в Нью-Йорке, метро в Нью-Дели и так далее в разных городах мира. Но все ли такие системы метро одинаковы или есть какая-то разница между метро и метро? Давайте посмотрим поближе.
Слово метро обычно используется для обозначения подземной железной дороги, хотя оно также используется для обозначения подземного перехода, используемого пешеходами. В Нью-Йорке местные жители, кажется, путают метро и метро, хотя официально это называется метро. Однако в Лондоне систему подземных поездов всегда называют The Tube. Иногда метро также называют лондонскую систему скоростного транспорта. Одна из причин, по которой лондонцы называют систему метро или метро, заключается в том, что все линии ранее были подземными.
· Слово метро впервые было использовано французами в их парижской подземной железной дороге, которая была принята в других подобных системах, таких как Москва и Нью-Дели.
Что значит «метро»?
Конечно, все знают, что в Красноярске строится метро, и с нетерпением ждут окончания строительства. Тем временем одна читательница «Ликбеза» поинтересовалась, откуда взялось слово метро и что оно означает.
Словари сообщают, что метро — это сокращение; метрополитен — так полностью звучит название городской электрической железной дороги, подземной или проходящей по эстакадам и специально отведенным участкам города. Metropolitaine буквально значит столичная. Слово произошло от греческого metropolis, «город-мать» – meter по-гречески — «мать», polis — «город». Метрополиями в Древней Греции назывались главные города, города-государства, основавшие поселения и в чужих землях. Отсюда же и современное значение слова «метрополия» — государство, владеющее колониями.
Первая подземная железная дорога длиной 3,6 км для поездов с паровой тягой была построена в Лондоне в 1860-63 фирмой “Metropolitan Railway” («Столичная железная дорога»). C 1868 года подземный рельсовый пассажирский транспорт действует в Нью-Йорке. Затем подземки были построены в Будапеште и в Вене в 1896 и 1898 годах. По-немецки их стали называть die Untergrundbahn, а сегодня больше в ходу сокращение die U-Bahn; англичане метро называют underground, американцы — subway. И только в 1900-м году в Париже появился собственно метрополитен. Названием французская городская подземка была обязана получившей подряд на строительство компании, той самой “Metropolitan Railway”. Название ”Метрополитен” стало нарицательным, и с тех пор все подземные железные дороги именуются метрополитенами, метро.
Любопытно, что Лев Успенский в книге «Почему не иначе?» указывает на связь метрополий с митрополитами. Митрополитами назывались христианские церковные правители, которые жили в столицах и управляли остальными городами. Звучание слова обусловлено византийским произношением греческого “metropolites”. Впрочем, оставим митрополитов и вернемся к метрополитену.
«Метро» — это первая часть сложных слов с общим значением «относящийся к метрополитену»: метротрасса, метромост, метростанция, метрострой, метростроитель. Пишутся эти слова слитно, без всяких дефисов. Кстати, ударение в слове метрополитЕн падает на последний слог, как и в слове метропОль.
Происхождение слова «метрополитен»
Поговорим еще об этимологии. В Лондоне изначально линии метрополитена строились и эксплуатировались компаниями, конкурируя с друг-другом, так что слово “Metropolitan” осталось торговой маркой одной из них, со временем и переходом всех линий под муниципальный контроль, осталось лишь названием одной из них.
В самом прямом смысле, это была городская железная дорога, исключительно мелкого заложения и с немалым количеством открытых участков проложенных чаще в выемке, нежели в тоннеле, так как эксплуатировать последние с паровозным дымом было проблематично.
Лишь спустя 27 лет, в 1890, в Лондоне открыли первой участок истинной “Tube” («трубкой») – тоннелей глубокого заложения уже с электрической тягой. Изначально, на линиях «трубы» планировалась канатная тяга (как на тех-же канатных трамвайчиках в Сан-Франциско), но в последний момент возникли проблемы с подрядчиком, и на линии было решено попробовать на тот момент еще экспериментальную технологию с электротягой.
Надо заметить, что тогда это были маленькие электровозы, нежели привычные нам в метрополитенах электропоезда.
Но в шотландском Глазго, а также Бостоне и Нью-Йорке за океаном, такой неприятной ассоциации не было, так что в этих городах слово Subway прижилось именно за транспортной системой.
Тем временем, в неанглоязычных Венгрии и Франции, названия строящихся подземок Будапешта и Парижа решили перенять именно от той знаменитой Metropolitan Line, так вот и появилось слово «Метро».
Более конкретно, при строительстве парижского метрополитена было решено создать отдельную компанию, которая получила название Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris. Слово «mеtropolitain» во французском языке носило нарицательное значение «столичный».
Постепенно, слова «метрополитен» и «метро» приобрели значение городской внеуличной железной дороги во французском языке, а потом в таком качестве пришли и в другие языки, в том числе и русский.
Собственно, и более поздние метрополитены в англоязычных странах (например систему в Вашингтоне, открытую в 1976) уже тоже окрестили “Metro” т.к. этот термин был более, ну скажем, «современным» и «европейским» чем слово “subway”, которое ассоциировалось с, прежде всего, не самой эстетичной на тот момент подземкой Нью Йорка.
Метрополитен
Метрополитен — Метрополите́н (фр. métropolitain), или сокращённо метро́ — рельсовый вид городского транспорта, трассы которого проложены отдельно от улиц и, как правило, под землёй. Движение поездов в метро регулярное, согласно расписанию. Отличается высокой эксплуатационной скоростью (до 45 км/ч) и провозной способностью (до 60 тыс. пассажиров в час в одном направлении). Линии метрополитена обычно прокладывают под землёй (в тоннелях), при необходимости по поверхности и на эстакадах.
Критериями отличия метрополитена от иных видов транспорта, по Швандлю[1], являются:
Эти признаки используются Робертом Швандлем, создателем авторитетного сайта urbanrail.net и автором нескольких книг о метрополитене. Также он предлагает ещё один признак: совпадение уровня пола вагона и перрона, но этот признак не обязателен. Таким образом, подземное расположение трассы, которое зачастую рассматривают как признак метрополитена, в определении не упоминается. Фактически под определение метрополитена подпадает подвесная железная дорога в Вуппертале (она описывается на сайте Швандля как полноценная система метрополитена). В то же время если следовать этим признакам, то на протяжении первых лет своего существования лондонское метро не было полноценным метрополитеном, так как в нём использовалась паровая, а не электрическая тяга. В городах со сложившимися улицами линии метро, как правило, проложены под землёй и лишь иногда выходят на поверхность или на эстакады. Габариты и масса подвижного состава могут достигать железнодорожных стандартов, хотя обычно уступают им, поезда насчитывают, как правило, 4—8 вагонов. Диаметр тоннелей достигает 5—6 метров (но во многих системах встречаются и более узкие тоннели), предельные уклоны больше, чем на железных дорогах общего назначения, но меньше, чем на трамвае, минимальные радиусы закругления значительно больше трамвайных. Платформы на станциях обычно имеют длину 100—160 м и ширину 5—20 м. Линии метрополитена обычно проходят вдоль градообразующих осей и являются каркасом городской транспортной системы. Стоимость сооружения метрополитена сильно зависит от условий строительства; типичная стоимость километра подземной линии мелкого заложения — порядка 30 миллионов долларов США. В разных странах исполнение и параметры метрополитенов могут варьироваться (например, бывают почти полностью наземные системы), но отличительными чертами метрополитена всегда являются использование электрической тяги, высокая интенсивность и скорость движения поездов, большой пассажиропоток. Размеры метрополитенов находятся в диапазоне от 2-километровой линии «мини-метро» в израильской Хайфе (см. Кармелит) до нью-йоркской системы «подземок» и «надземок» с общей протяжённостью линий более 1300 км. Аналогичными метрополитену по параметрам системами являются разновидности городского электропоезда — наземный S-Bahn («горэлектричка») и надземный эстакадный транспорт («надземка»), которые в некоторых городах называют «наземное метро». Ме́ньшей относительно метрополитена по параметрам преимущественно надземной или наземной системой является лёгкое метро (разновидность легкорельсового транспорта). В ряде случаев эти системы официально или неофициально также называют «метро».
История метрополитенов
Отправной точкой в истории строительства метрополитена, стало изобретение в 1814 году английским инженером Марком Брюнелем тоннелепроходческого щита, ставшего впоследствии наиболее эффективным средством метростроения во всём мире. Идея возникла при наблюдении за морским моллюском-древоточцем, пробуривавшим своей раковиной отверстия в обломках затонувших кораблей. В патенте 1818 года, выданном Брюнелю, была механическая копия такого червя для бурения тоннелей со сборной тюбинговой отделкой, размещённой по спирали. Это был прообраз будущих механизированных щитов.
В 1814 году царь Aлександр I, как признанный победитель в войне с Наполеоном, был с почётом принят в Лондоне. В английской столице императору представили наиболее выдающихся деятелей Англии, среди которых был член Лондонского королевского общества Марк Брюннель. Речь зашла о необходимости шоссейной переправы через Неву в Петербурге, в результате с Брюнелем был заключен контракт на её проектирование. Начатую в 1814 г. работу он передал российским заказчикам в начале 20-х годов в двух вариантах: мостовом и тоннельном. Но воплотить своё гениальное изобретение в России Брюннелю не удалось. Лишившись поддержки скончавшегося в 1825 году Александра I он остался в Лондоне, где переработал чертежи применительно к условиям Темзы.
Метро, в том виде, в котором мы представляем его сейчас, было придумано лондонцем Чарльзом Пирсоном, который в 1846 году представил свой проект Королевской комиссии по делам столичных железных дорог. В 1853 году была создана компания North Metropolitan Railway Co, и со значительным опозданием из-за финансовых неурядиц в январе 1860 года на Истон Сквер был прорыт первый тоннель.
10 января 1863 года в 6 часов утра, произошло главное событие в истории метростроения — пуск первого 3,6 км подземного участка внеуличной железной дороги. На линии было 7 станций, включая конечные «Фаррингдон» и «Паддингтон», а поездка длилась 33 минуты. Вагоны имели газовое освещение, которое, по сообщениям «Дейли Телеграф», было настолько ярким, что можно было без труда читать газету. В день открытия шесть локомотивов, тянущих по четыре вагона, отправлялись через каждые 15 минут и сделали в общем итоге 120 поездок в обе стороны, перевезя за это время 30 тысяч пассажиров. В 1863 году практическая целесообразность движения превзошла все ожидания, и в том же 1863 году было принято решение о строительстве в Лондоне кольцевой линии протяжённостью 30 км. Она открылась 1 октября 1868 года, и пересекалась с первой веткой на станции «Сауф Кенсингтон», так что впервые появилась возможность пересесть с одной подземной трассы на другую. Первой электрифицированной веткой метро была лондонская линия Сити Сауф, открытая официально 4 ноября 1890 года, когда принц Уэльский впервые совершил подземное путешествие от станции «Кинг Уильям Стрит» до станции «Овал».
Оплата на этой линии была постоянной, не зависящей от дальности поездки, и составляла 2 пенса. Сорокачетырехколесные локомотивы весом 12 тонн тянули за собой три вагона со скоростью 11,5 миль в час. Первая схема линий метрополитена, на которой они были обозначены разными цветами, появилась в 1908 году в результате усилий Альберта Стенлея (позже лорда Эшфилда) по объединению линий метро в единую сеть. В том же году было продано 6 миллионов экземпляров схемы.
Интерес к новому виду внеуличного транспорта и одновременно настороженность к перспективе — испытывать удушье в тоннелях появились во многих странах, в том числе и в России.
В 1900 году в Париже построена первая электрифицированная линия метро. Активное участие в пуске этой линии принимал русский инженер, впоследствии пионер отечественного метростроения С. Н. Розанов. Наступило время строительства подземных линий в других городах мира: Берлине, Гамбурге, Токио. Началась подлинная борьба за право строительства метрополитена в Петербурге и Москве.
Метро и метрополитен в чем разница
В разговорной речи люди склонны упрощать и сокращать. Метро будет звучать естественнее
Символ показывает уровень знания интересующего вас языка и вашу подготовку. Выбирая ваш уровень знания языка, вы говорите пользователям как им нужно писать, чтобы вы могли их понять.
Мне трудно понимать даже короткие ответы на данном языке.
Могу задавать простые вопросы и понимаю простые ответы.
Могу формулировать все виды общих вопросов. Понимаю ответы средней длины и сложности.
Понимаю ответы любой длины и сложности.
Решайте свои проблемы проще в приложении!
( 30 698 )