Меценатство что это в истории
История развития меценатства и благотворительности в России
13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник учрежден в 2005 году, дата связана с рождением Гая Цильния Мецената, римского покровителя художников, артистов и музыкантов, помощника императора Октавиана Августа. Идея проводить праздник принадлежит директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и главному редактору альманаха «Русский меценат» Аркадию Соснову. Именно в Эрмитаже находится полотно «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо. В этот день отмечаются заслуги меценатов и людей, занимающихся благотворительностью. Узнать об истории благотворительности и меценатства в России можно из нашей статьи.
Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным, меценатом называют человека, жертвующего деньги на развитие науки и искусства. Благотворительность в свою очередь включает в себя помощь более широкому кругу лиц и может быть направлена на любую общественную проблему. Во время Дня мецената и благотворителя чествуют и тех и других. Неформальное название этого праздника — День «спасибо». Он ежегодно проводится в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, во время праздника происходит церемония вручения почетных грамот меценатам, людям и социально ответственным компаниям, занимающимся благотворительностью.
История благотворительности и меценатства в России
Как и во многих других странах основной социально-экономической проблемой Российской империи была распространенность бедного населения. Упоминания об этом есть в исторических трудах как российских, так и зарубежных авторов. С IX по XVII века основной формой пожертвования была милостыня. Этому способствовало православие и почитание Иоанна Златоуста — одного из трёх Вселенских святителей и учителей, важной фигуры в христианстве. Житие описывает, что Иоанн приносил пожертвования неимущим, строил больницы и благотворительные учреждения. И призывал делать это других. Простота получения милостыни спровоцировало появление «профессиональных» попрошаек, что стало создавать проблемы, особенно в крупных городах. Поэтому в законах XVII века встречаются жесткие ограничения, направленные против такой деятельности, вплоть до ссылки в Сибирь.
В период правления Петра I Великого произошел переход к созданию системы пожертвований и организации специальных учреждений по оказанию социальной помощи. Эти организации имели план и правила работы. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Будущий император предложил создать светские больницы, приюты для инвалидов и детские дома наподобие тех, которые он видел в Англии, Франции и Голландии. Учреждения были созданы, но их количества было недостаточно. Детей, инвалидов, стариков, нуждающихся в помощи, распределяли по монастырям. Раздача милостыни каралась штрафом, но делать пожертвования больницам было можно. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов. Далее под влиянием идей европейского просвещения произошло дальнейшее развитие благотворительности. В 1775 году Екатерина II ввела приказы общественного призрения, учреждения социальной направленности, в управлении которых находились народные школы, госпитали, приюты для больных и умалишенных, больницы и др. Отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать благотворительные учреждения, финансировались они за счет пожертвований дворян. В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре. Этот период характеризуется расцветом дворянского меценатства и связан с всем известными фамилиями: Шувалова, Строганова, Демидова, Румянцева, Шереметьева.
В XVIII–XIX веках социальные проблемы увеличивались из-за постепенной урбанизации населения. «Ведомство учреждений императрицы Марии», созданное в 1797 году, включало различные учебные и благотворительные заведения, которые получали государственные субсидии, покрывающие до 40% расходов. Учреждения принимали на попечение младенцев, детей старшего возраста, слепых, глухонемых, обеспечивали образование мальчиков и девочек, оказывали разные виды медицинской помощи. В 1802 году при участии императора Александра I создается крупнейшая благотворительная организация «Императорское человеколюбивое общество», направленная на оказание помощи нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Благотворительные учреждения, входящие в состав «Императорского человеколюбивого общества», финансировались в основном за счет частных пожертвований, соотношение составляло примерно одиннадцать к одному. Были введены единые законы об оказании социальной помощи.
Важным этапом теоретизации благотворительности стало издание в 1817 году «Журнала Императорского Человеколюбивого общества», где рассматривались различные вопросы и проблемы благотворительности. После отмены крепостного права в 1861 году появилось еще больше благотворительных объединений, организацией и управлением которых занималась уже не только общественная элита. Трансформация сословий и децентрализация власти привели к тому, что благотворительность взяли в свои руки органы местного самоуправления. К началу XX века в Российской империи было более 19 тысяч благотворительных организаций, обеспечивающих уход более 3 миллионов человек.
Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова — до сих пор широко распространены. Расскажем об их деятельности более подробно.
Русское меценатство как культура владения богатством
Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.
«Для того чтобы процветало искусство,
нужны не только художники, но и меценатство».
История термина «меценатство»
Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.
Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).
Меценатство на Руси
В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.
Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.
Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.
Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.
Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.
Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.
Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.
Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков
Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.
Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.
После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».
Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.
Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.
Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.
Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.
Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.
На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».
Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.
По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».
Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.
Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.
К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.
Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.
Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.
Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.
С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.
В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.
История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.
Феномен меценатства
По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.
«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»
Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.
Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.
И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.
Исчезновение и возрождение меценатства
В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.
В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.
Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.
Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.
Меценатство
Термин меценатство встречается сегодня достаточно редко, не каждый способен объяснить его значение. Но это не значит, что социальное явление, возникшее еще во времена Древнего Рима, в современном обществе утратило свое значение. Скорее наоборот.
Что такое меценатство
Меценатство это поддержка и поощрение, оказываемые отдельными лицами или фондами деятелям и учреждениям искусства, культуры, науки и образования. В отличие от благотворительности, меценатство предполагает, как правило, определяемую индивидуальными целями и вкусом личную заинтересованность мецената в произведениях конкретного художника, поэта, музыканта, в результатах исследований учёного.
В России 21 века активно возрождаются традиции благотворительности, спонсорства и меценатства, прибавляет команда филантропов. Многие известные богатые люди занимаются оказанием помощи, влияя на развитие науки и искусства, поддерживая творческих людей, как это было принято в стране в прошлые века.
Недооценивать деятельность людей, занимающихся благотворительностью в области культуры нельзя. Ведь именно они оказывали огромное влияние на российскую науку, писателей, поэтов, живописцев. Многие таланты были раскрыты, а имена гениев вошли в историю только благодаря поддержке далеких от творчества, но понимающих его важность людей.
Феномен меценатства и отличия от благотворительности
Говоря о деятельности на благо других, часто путают три слова, считая их полностью синонимичными:
Это ошибка, так как даже юридически все три понятия различаются, имея свою смысловую нагрузку.
Наиболее глубоки отличия между спонсорством и меценатством. Спонсор – человек, оказывающий поддержку, финансовую, материальную, информационную, в обмен на ответные услуги. Он действует не безвозмездно, рассчитывая позже получить прибыль от рекламы. Многие жертвователи начинали свой путь со спонсорства, позже полностью переключившись на другой вид деятельности.
Уловить отличие между благотворительностью и меценатством намного сложнее. По сути своей оба этих понятия означают безвозмездную поддержку нуждающихся. Но есть нюансы, рождающие коренное отличие.
Благотворительность в первую очередь помощь конкретному человеку или организации, в ней нуждающейся. Она идет на лечение, поддержание работы учреждений, улучшение уровня жизни людей. В то время как меценатство – это вложение в науку и искусство как таковые, а не адресная поддержка конкретного творца. То есть человек, занимающейся такой деятельностью, передает средства поэту не потому, что тот в них нуждается, а для развития его деятельности, получении результата в перспективе и обогащения культуры страны.
Меценаты, как и человек, давший имя этому явлению, заботятся в первую очередь о пользе для всего человечества, а не конкретной личности.
Можно выделить несколько видов феномена, в зависимости от интересов жертвующего:
Вряд ли кто-то сможет точно сказать, какое из направлений важнее, ведь разум и духовность одинаково важны для жителей Москвы, регионов России и всего мира.
Закон о меценатской деятельности в России
К середине 2010-х годов деятельность спонсоров науки и искусства приняла вид сформировавшегося движения, требовавшего урегулирования на государственном уровне. Поэтому был разработан и принят закон N 327-ФЗ «О меценатской деятельности», регламентирующий отношения между дарителем и одариваемым в правовой сфере.
Всего было выделено 10 статей, в которых разъяснялись:
Закон вступил в силу в конце 2014 года и считается действующим до сих пор, регулируя взаимоотношения между дарителем и одариваемым и следя за исполнением обязательств обеих сторон.
История русских меценатов – развитие меценатства в России
Традиция поддерживать талантливых, но не богатых людей для развития общества истоками уходит во времена становления государственности в России. На протяжении столетий были известны многие богатые, знатные люди, уделявшие внимание, спонсировавшие развитие этих сторон общества.
Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Князь Владимир, крестивший Русь, был первым князем, который стремился придать благотворительности организованный характер, отдавая на эти цели монастырям десятую часть княжеских доходов.
Восемнадцатый – начало девятнадцатого века отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Следует еще раз подчеркнуть одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.
Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых – причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.
Как и Гай Цильний Меценат (около 70 до н.э – 8 до н.э.), сподвижник императора Августа, подаривший свое имя этому виду благотворительной деятельности, Русские меценаты были искренними патриотами своей страны, в поддержке и развитии культуры и науки видели великое будущее.
Наиболее знаменитыми среди них были:
Возрождение меценатства в России началось в ходе перестройки в конце 1980-х гг. Были учреждены:
Поддержку науке и культуре оказывают некоторые крупнейшие компании («Газпром», ЛУКОЙЛ и др.), возникли клубы и объединения меценатов («Дягилевцентр» в Москве, «Меценатклуб» в С.Петербурге и др.).
Не отстают от великих предков и наши современники. Сегодня крупнейшие бизнесмены ежегодно вкладывают в общей сложности миллиарды рублей на развитие различных областей науки, образования, медицины, искусства. Именно благодаря их активной гражданской позиции сегодня в мире настолько известно наше искусство, а ученые имеют возможность работать на современном оборудовании.
МЕЦЕНАТСТВО
В отличие от благотворительности, меценатство предполагает, как правило, определяемую индивидуальными целями и вкусом личную заинтересованность мецената в произведениях конкретного художника, поэта, музыканта, в результатах исследований учёного.
Уже при формировании раннеполитических обществ вожди, чтобы подчеркнуть свой особый статус, привлекали к себе искусных мастеров, музыкантов и мудрецов, которые превращались в непременный атрибут складывавшейся придворной жизни. Однако это ещё не означало меценатство в полном смысле слова, поскольку в отношении этой части общества властители прибегали в основном к принуждению, а не к поощрению. Меценатство возникло тогда, когда покровители стали использовать материальное поощрение интеллектуального и творческого труда людей, обладавших известной степенью свободы.
Понятие меценатство появилось много позднее возникновения самого этого явления. Так, китайская историческая традиция называет древних императоров, которые поощряли искусства, приближали к себе поэтов и музыкантов и даже делали их сановниками. В эти же времена стала возникать и частная инициатива: Конфуций, озабоченный проблемой подготовки грамотных чиновников, открыл собственную школу. В Индии развитие меценатства связано в первую очередь с деятельностью правителя Ашоки, приложившего, не скупясь на средства, большие усилия к распространению не только буддизма, но и буддийской культуры.
Переход от аграрного общества к индустриальному отразился и на меценатстве. Значительно расширился круг участников меценатской деятельности, поскольку буржуазия, повсюду теснившая аристократию, увидела в меценатстве дополнительный источник усиления своего социального и политического влияния. Вскоре, однако, меценатство оказалось в тени благотворительности, которая оказывала непосредственное и более сильное психологическое воздействие на общество, чем меценатство, рассчитанное на менее широкий круг лиц. Хотя буржуазия дополнила список знаменитых меценатов новыми именами (Ротшильды и другие), само меценатство оставалось преимущественно уделом аристократов и монархов [существенную помощь Р. Вагнеру оказывал король Баварии Людвиг II (смотрите Людовик II)]. Разновидностью меценатства можно считать предоставление возможностей для обучения и путешествий (пансионерство, частные стипендии и тому подобное).
Затруднительной бывает идентификация в качестве М. таких форм поощрения, как значительно завышенные гонорары, особенно это характерно для М. в спорте. Столь же сложной представляется и проблема взаимодействия М. и государства. По традиции, уходящей в древность и Средневековье, власть выступала одним из самых главных субъектов М., теперь же её роль становится не столь очевидной, поскольку от государства ожидают не М., а системной и санкционированной обществом через представит. учреждения поддержки науки и культуры. Возникают новые формы направления финансовых потоков в эту сферу.
В условиях глобализации М. перешагивает нац. границы и черпает свои ресурсы не только из частных национальных, но и междунар. фондов. М. может реализоваться и в проектах офиц. междунар. организаций: напр., частные компании в качестве спонсоров или меценатов имеют возможность участвовать в проектах ЮНЕСКО или в проектах, осуществляемых на основе межправительственных соглашений. Выросло значение менеджмента спонсорских организаций, которые предоставляют помощь с учётом определённых политич. и идеологич. предпочтений, превращая М., таким образом, в дополнит. инструмент влияния на мировое сообщество. М. во многих странах регулируется законодательством, которое предусматривает налоговые льготы для меценатов, напр.: в США – закон, принятый Конгрессом после 1-й мировой войны (имел цель поддержать экономич. рост), во Франции – Закон о меценатстве, ассоциациях и фондах 2003 (поощряет действия, осуществляемые в обществ. интересах), в Бразилии – законы о финансовом стимулировании (первый действовал в 1986–1990, новый – с 1990; способствуют продвижению нац. культуры в зарубежные страны).
Меценатство в России. Первые примеры меценатской деятельности известны с 17 в. Возникновение М. в предпринимательской среде связано со Строгановыми, благодаря которым сложилась строгановская школа иконописи, шитья, ювелирного искусства, расцвело строгановское деревянное зодчество. Строгановы также покровительствовали «своему служилому человеку», композитору и дирижёру Н. П. Дилецкому. Реформы Петра I, принёсшие в страну дух европ. Просвещения, способствовали приобщению знати к М. Его истоки обнаруживаются в коллекционировании и собирательстве, развивавшихся наряду со строительством дворцов и усадеб. Коллекции Шереметевых, Строгановых, Демидовых, Румянцевых, Юсуповых, Орловых, Барятинских, Мещерских, Белосельских-Белозерских, Тенишевых и др. позднее легли в основу крупных музейных фондов, худож. галерей, библиотек. Расцвет дворянского М. пришёлся на время царствования имп. Екатерины II и имп. Александра I (последняя треть 18 – 1-я четв. 19 вв.). Екатерина II объявляла себя покровительницей наук и искусств и привлекала в эти области пожертвования, имевшие нередко общенациональное значение. На пожертвования П. А. Демидова в Москве открыто первое в России коммерческое училище (1772), крупные суммы он жертвовал на создание нар. училищ и Моск. ун-ту.
Его племянник П. Г. Демидов подарил Моск. ун-ту в 1803 кабинет естеств. истории, а также коллекции животных и минералов, в 1803–05 – библиотеку, в 1806 – минц-кабинет. При его помощи учреждено Ярославское уч-ще высших наук (с 1833 Демидовский лицей) и открыт ун-т в Киеве (1834). По заказу А. К. Разумовского Л.ван Бетховен написал три квартета (т. н. Русские квартеты). Гр. А. С. Строганов поддерживал поэтов и писателей Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, И. А. Крылова, Н. И. Гнедича, художников Д. Г. Левицкого, О. А. Кипренского, скульптора И. П. Мартоса, композитора Д. С. Бортнянского, арх. А. Н. Воронихина. Меценаты кн. И. А. Гагарин, П. А. Кикин, гр. А. И. Дмитриев-Мамонов основали в 1820 в С.-Петербурге Об-во поощрения художников (c 1882 Общество поощрения художеств), которое проводило выставки, конкурсы молодых дарований. С. Г. Строганов в 1825 открыл «бесплатную рисовальную школу, приспособленную к искусствам и ремёслам» в Москве, известную затем как Строгановское уч-ще (ныне Моск. гос. художественно- промышленная академия им. С. Г. Строганова). На средства гр. Н. П. Румянцева снаряжались науч. экспедиции, корабли для кругосветного плавания, издавались историч. источники, созданРумянцевский музей. Ценное собрание картин светлейшего кн. А. А. Безбородко его наследниками было передано в дар АХ и стало основой открытой в её стенах Кушелевской галереи (ныне большинство картин из состава коллекции хранится в Эрмитаже). Во 2-й трети 19 в. видными коллекционерами и меценатами становились крупные чиновники. Напр., директор Почтового деп-та Ф. И. Прянишников приобретал произведения молодых нуждающихся художников, а позднее – картины мн. выдающихся рус. мастеров (его коллекция в 1865 приобретена казной, ныне – в ГТГ).
Во 2-й пол. 19 в. дворянское М. потеряло свою ведущую роль, хотя продолжало оказывать заметное влияние на развитие иск-ва, науки и образования. Новый подъём М. связан в осн. с накоплением крупных капиталов, ростом обществ. активности купечества и торгово-пром. буржуазии, благодаря которым М. стало массовым явлением. Значит. часть предпринимателей были выходцами из крестьянства, из старообрядч. среды и проявляли больший интерес к народным, православным корням и традициям рус. культуры. Мн. видные меценаты прошли сложный путь развития от зачастую неосознанного, стихийного увлечения собирательством до создания коллекций нац. значения, осуществления крупных проектов в области культуры и просвещения. Они содействовали созданию в короткие сроки нац. школы в изобразит., музыкальном иск-ве, способствовали ознакомлению образованной общественности в России с достижениями мировой культуры, внесли большой вклад в создание общедоступных худож. галерей, музеев, частных опер, библиотек, драматич. театров, народных домов, подготовили почву для широкого признания рус. иск-ва за рубежом. С кон. 19 в. рос. меценаты поддерживали новые направления в развитии рус. иск-ва, культуры в целом.
Крупнейшим центром М. являлась Москва. В 1840–50-е гг. и позднее здесь сложились большие худож. собрания, принадлежавшие купцам В. А. Кокореву, К. Т. Солдатёнкову, Г. И. Хлудову (из рода Хлудовых), С. А. Мазурину, И. И. Четверикову, С. Н. Мосолову и др. Одну из наиболее ценных худож. коллекций в истории России собрал П. М. Третьяков, который передал её вместе с коллекцией умершего брата С. М. Третьякова в 1892 в дар Моск. городскому обществ. управлению; в 1893 открыта Гор. худож. галерея П. и С. Третьяковых (ныне Третьяковская галерея).
Велика роль М. в развитии отеч. музыкальной культуры. Н. Ф. фон Мекк (см. в ст. Мекки) в 1876–90 регулярно передавала денежные суммы П. И. Чайковскому (никогда не встретившись с ним лично) и приглашала его летом жить в своей подмосковной усадьбе Плещеево, создавая ему благоприятные условия для творчества. Г. Г. Солодовников, Абрикосовы, Морозовы, К. Т. Солдатёнков внесли осн. средства на строительство здания Моск. консерватории (остальные деньги пожертвовал имп. Александр III), а С. П. фон Дервиз подарил Большому залу консерватории орган. М. П. Беляев основал издательство в Лейпциге для публикации произведений рус. композиторов (Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, А. К. Лядова и др.), финансировал концерты, где исполнялись их произведения, учредил ежегодную Глинкинскую премию. Издание сочинений композиторов, в т. ч. А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, И. Ф. Стравинского, продолжил С. А. Кусевицкий, развернувший широкую концертную и музыкально-просветительную деятельность. С. И. Зимин открыл свой Оперный театр в Москве (1904). М. К. Морозова материально поддерживала отеч. композиторов, в т. ч. А. Н. Скрябина.
С. И. Мамонтов и М. К. Тенишева активно способствовали развитию целых отраслей нового рус. искусства (оперы – Частная русская опера; иск-ва театральной декорации и декоративно-прикладного иск-ва – мастерские в Талашкино), воссозданию рус. стиля в изобразит. иск-ве, положили начало финансированию ж. «Мир искусства» (1898).
Меценаты жертвовали средства на реставрацию и восстановление памятников истории и архитектуры, создание музеев и др. культурных центров. А. А. Титов содействовал реставрации ансамбля Кремля в Ростове Великом, открытию Ростовского музея древностей (1885). Сергей Т. Морозов создал в Москве Музей кустарных изделий (1885; ныне Фонд нар. худож. промыслов РФ). Ю. С. Нечаев-Мальцев взял на себя осн. расходы по возведению и украшению здания и приобретению вещей для коллекций Музея изящных искусств в Москве (ныне ГМИИ). Савва Т. Морозов был одним из гл. жертвователей на деятельность МХТ. Д. Г. Бурылин учредил на свои средства Музей пром-сти и иск-ва в Иваново-Вознесенске (1915; ныне г. Иваново). А. И. Куинджи пожертвовал своё состояние на поддержку худож. обществ и художников.
Собрания частных коллекционеров составили основу мн. музеев и библиотек. М. К. Морозова в 1910 пожертвовала Третьяковской галерее худож. собрание своего покойного мужа М. А. Морозова (ныне хранится в ГТГ, ГМИИ, Эрмитаже). А. П. Бахрушин завещал обширную и ценную б-ку Румянцевскому музею, а коллекцию картин, рисунков, фарфора, изделий из бронзы, собрание миниатюр, табакерок и др. – Историч. музею в Москве (ныне ГИМ). А. А. Бахрушин в 1913 передал в дар Петерб. АН своё единственное в мире собрание по истории рус. и зап.-европ. театра, на основе которого в Москве создан Театральный музей (ныне Гос. центр. театральный музей им. А. А. Бахрушина). Выдающимися коллекционерами были бр. Щукины. П. И. Щукин составил огромную коллекцию рус. и вост. древностей, включавшую бытовую и церковную утварь, оружие, ткани, ковры, шпалеры, шитьё, и в 1905 передал организованный им музей Историч. музею. С деятельностью С. И. Щукина связан переход к коллекционированию в предпринимательской среде новейшей европ. живописи. В 1907 он сделал своё собрание доступным для посещения; завещал его Третьяковской галерее. Коллекции новейшей франц. живописи С. И. Щукина и братьев М. А. и И. А. Морозовых (ныне находятся в ГМИИ и Эрмитаже) оказали большое влияние на развитие нового рус. искусства.
В последней трети 19 – нач. 20 вв. повсеместно представители разных слоёв населения основывали и содержали библиотеки, учебные заведения, учреждали стипендии при них. Барон А. Л. Штиглиц передал крупные средства на нужды С.-Петерб. коммерч. уч-ща, на его деньги основано (1876) и содержалось одно из первых в России училищ технич. рисования (носило его имя), а также худож.-пром. музей и б-ка при нём (мн. приобретения для собрания этого музея сделаны зятем Штиглица, А. А. Половцовым). На средства А. С. Губкина построено и оснащено Кунгурское технич. уч-ще (1877). В. А. Морозова пожертвовала деньги на создание бесплатной библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева (1885), Пречистенских курсов для рабочих (1897) в Москве, Моск. городского народного ун-та им. А. Л. Шанявского (1908), на её средства также издавались газ. «Русские ведомости», журналы «Русское богатство» и «Русская мысль» (совм. с К. Т. Солдатёнковым).
Значит. внимание меценаты уделяли развитию науки. П. Н. Демидов в 1831 основал Демидовские премии, призванные содействовать «преуспеянию наук словесности и промышленности в своём отечестве». Д. П. Рябушинский основал (1904) и финансировал первую в Европе Аэродинамич. лабораторию (с 1915 институт) в имении Кучино под Москвой. Вологодский купец Х. С. Леденцов завещал своё состояние на создание Об-ва содействия успехам опытных наук и их практич. применений (см. Леденцова общество). А. М. Сибиряков содействовал организации полярных экспедиций, изучению и освоению водных и сухопутных путей сообщения в Сибири, Арктике и на Дальнем Востоке, учредил (1883) премии за лучшие сочинения по истории Сибири (присуждались до 1914). Н. В. Мешков в 1916 выделил значит. средства для создания Пермского отделения Петроградского ун-та (ныне Пермский гос. нац. исследовательский ун-т).
Развитию М. способствовал пример членов рос. имп. фамилии. Они инициировали, поддерживали разл. начинания в области культуры и просвещения, присутствовали на церемониях открытия общественно значимых объектов культуры, подчёркивая тем самым их значение, выступали непосредственно в качестве меценатов и коллекционеров. Коллекция имп. Александра III легла в основу Рус. музея в С.-Петербурге (ныне ГРМ). Наиболее выдающиеся меценаты награждались чинами, орденами и потомств. дворянством.
В кон. 19 – нач. 20 вв. в связи с коммерциализацией культуры и превращением мн. видов искусства (напр., худож. фотографии, кино, иск-ва полиграфич. оформления книги) в доходное дело развитию культуры и иск-ва стали также способствовать предприниматели – инициаторы и организаторы худож. производства, антрепренёры. В области издательского и художественно-издательского дела такими предпринимателями были Н. П. Рябушинский, М. О. Вольф, И. Н. Кнебель, И. Д. Сытин, бр. Сабашниковы, А. С. Суворин и др., в области худож. фотографии и кино – владелец фотографич. фирмы и придворный фотограф А. К. Ягельский, журналист и фотокорреспондент А. О. Дранков, поставивший первый рос. игровой фильм на тему отеч. истории – «Понизовая вольница» (о С. Т. Разине, 1908), а также А. А. Ханжонков – один из крупнейших предпринимателей в области кинематографии в дореволюц. России. С. П. Дягилев сыграл исключит. роль в поддержке новых направлений отеч. иск-ва, пропаганде его за рубежом, ознакомлении рус. общества с лучшими образцами европ. иск-ва.
После Окт. революции 1917 М. практически перестало существовать в связи с ликвидацией частного капитала и принятием государством на себя всеобъемлющего финансирования культуры, науки и просвещения; крупные частные собрания были национализированы и переданы в гос. музеи и учреждения культуры. В СССР М. рассматривалось как антисоциальное, буржуазное явление, несовместимое с природой социалистич. общества.
Возрождение М. в России началось в ходе перестройки в кон. 1980-х гг. Были учреждены Сов. фонд культуры (1986, ныне Рос. фонд культуры), Междунар. Демидовский фонд (1992), Междунар. благотворит. фонд Владимира Спивакова (1994), Фонд Мстислава Ростроповича по поддержке молодых музыкантов (1997), Центр оперного пения Галины Вишневской (2002), Фонд Михаила Прохорова (Благотворит. фонд культурных инициатив; 2004) и др. Поддержку науке и культуре оказывают некоторые крупнейшие компании («Газпром», ЛУКОЙЛ и др.), возникли клубы и объединения меценатов («Дягилев-центр» в Москве, «Меценат-клуб» в С.-Петербурге и др.).
Дополнительная литература:
Карнович Е. П. Замечательные богатства частных лиц в России. 2-е изд. СПб., 1885. М., 1992;
Городские учреждения Москвы, основанные на пожертвования, и капиталы, пожертвованные московскому городскому общественному управлению в течение 1863–1904 гг. М., 1906;
Москва в ее прошлом и настоящем. М., 1909–1912. Вып. 1–12;
Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989;
Думова Н. Г. Московские меценаты. М., 1992;
Демская А. А., Семенова Н.Ю. У Щукина, на Знаменке. М., 1993;
Боткина А. П.П. М. Третьяков в жизни и искусстве. 5-е изд. М., 1995;
Мешалкин П. Н. Меценатство и благотворительность сибирских купцов-предпринимателей: Вторая половина XIX – начало XX в. Красноярск, 1995;
Bayer W. Die Moskauer Medici. Der russische Bürger als Mäzen 1850–1917. W., 1996;
Бурышкин П. А. Москва купеческая. М., 2002;
Буторов А. В. Собиратели и меценаты Московского Английского клуба. М., 2002;
Андросов С. О. Русские заказчики и итальянские художники в XVIII в. СПб., 2003;
Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: словарь-справочник от А до Я / Авт.-сост. М. Л. Макальская, Н. Н. Бобровская. М., 2003.
Автор статьи: М. Л. Гавлин (меценатство в России).