Меценатство что это в истории

История развития меценатства и благотворительности в России

13 апреля в России отмечают День мецената и благотворителя. Праздник учрежден в 2005 году, дата связана с рождением Гая Цильния Мецената, римского покровителя художников, артистов и музыкантов, помощника императора Октавиана Августа. Идея проводить праздник принадлежит директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому и главному редактору альманаха «Русский меценат» Аркадию Соснову. Именно в Эрмитаже находится полотно «Меценат представляет императору Августу свободные искусства» итальянского художника Джованни Баттисты Тьеполо. В этот день отмечаются заслуги меценатов и людей, занимающихся благотворительностью. Узнать об истории благотворительности и меценатства в России можно из нашей статьи.

Имя Гая Цильния Мецената стало нарицательным, меценатом называют человека, жертвующего деньги на развитие науки и искусства. Благотворительность в свою очередь включает в себя помощь более широкому кругу лиц и может быть направлена на любую общественную проблему. Во время Дня мецената и благотворителя чествуют и тех и других. Неформальное название этого праздника — День «спасибо». Он ежегодно проводится в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, во время праздника происходит церемония вручения почетных грамот меценатам, людям и социально ответственным компаниям, занимающимся благотворительностью.

История благотворительности и меценатства в России

Как и во многих других странах основной социально-экономической проблемой Российской империи была распространенность бедного населения. Упоминания об этом есть в исторических трудах как российских, так и зарубежных авторов. С IX по XVII века основной формой пожертвования была милостыня. Этому способствовало православие и почитание Иоанна Златоуста — одного из трёх Вселенских святителей и учителей, важной фигуры в христианстве. Житие описывает, что Иоанн приносил пожертвования неимущим, строил больницы и благотворительные учреждения. И призывал делать это других. Простота получения милостыни спровоцировало появление «профессиональных» попрошаек, что стало создавать проблемы, особенно в крупных городах. Поэтому в законах XVII века встречаются жесткие ограничения, направленные против такой деятельности, вплоть до ссылки в Сибирь.

В период правления Петра I Великого произошел переход к созданию системы пожертвований и организации специальных учреждений по оказанию социальной помощи. Эти организации имели план и правила работы. Были законодательно определены группы населения, которые могут рассчитывать на помощь: нетрудоспособные солдаты, инвалиды, незаконнорожденные дети и сироты. Будущий император предложил создать светские больницы, приюты для инвалидов и детские дома наподобие тех, которые он видел в Англии, Франции и Голландии. Учреждения были созданы, но их количества было недостаточно. Детей, инвалидов, стариков, нуждающихся в помощи, распределяли по монастырям. Раздача милостыни каралась штрафом, но делать пожертвования больницам было можно. Также был введен налог, который взимался из жалования для содержания больниц и пациентов. Далее под влиянием идей европейского просвещения произошло дальнейшее развитие благотворительности. В 1775 году Екатерина II ввела приказы общественного призрения, учреждения социальной направленности, в управлении которых находились народные школы, госпитали, приюты для больных и умалишенных, больницы и др. Отдельным лицам и ассоциациям было разрешено создавать благотворительные учреждения, финансировались они за счет пожертвований дворян. В это время начало формироваться и меценатство, так как возник интерес к светской культуре. Этот период характеризуется расцветом дворянского меценатства и связан с всем известными фамилиями: Шувалова, Строганова, Демидова, Румянцева, Шереметьева.

В XVIII–XIX веках социальные проблемы увеличивались из-за постепенной урбанизации населения. «Ведомство учреждений императрицы Марии», созданное в 1797 году, включало различные учебные и благотворительные заведения, которые получали государственные субсидии, покрывающие до 40% расходов. Учреждения принимали на попечение младенцев, детей старшего возраста, слепых, глухонемых, обеспечивали образование мальчиков и девочек, оказывали разные виды медицинской помощи. В 1802 году при участии императора Александра I создается крупнейшая благотворительная организация «Императорское человеколюбивое общество», направленная на оказание помощи нуждающимся «без различия пола, возраста и вероисповедания, при всех проявлениях их нужд от младенческого возраста до глубокой старости». Благотворительные учреждения, входящие в состав «Императорского человеколюбивого общества», финансировались в основном за счет частных пожертвований, соотношение составляло примерно одиннадцать к одному. Были введены единые законы об оказании социальной помощи.

Важным этапом теоретизации благотворительности стало издание в 1817 году «Журнала Императорского Человеколюбивого общества», где рассматривались различные вопросы и проблемы благотворительности. После отмены крепостного права в 1861 году появилось еще больше благотворительных объединений, организацией и управлением которых занималась уже не только общественная элита. Трансформация сословий и децентрализация власти привели к тому, что благотворительность взяли в свои руки органы местного самоуправления. К началу XX века в Российской империи было более 19 тысяч благотворительных организаций, обеспечивающих уход более 3 миллионов человек.

Пик меценатства в Российской империи также приходится на середину XIX — начало XX века. В это время значительный вклад вносят купцы. Они открывают музей и театры, возрождают ремесла и промыслы. Имения купцов становятся культурными центрами, куда съезжаются художники, писатели и поэты, актеры. Имена самых известных из них — Мамонтова, Морозова, Третьякова — до сих пор широко распространены. Расскажем об их деятельности более подробно.

Источник

Русское меценатство как культура владения богатством

Наряду с гениями искусства в историю вошли и их покровители – крупные предприниматели минувших столетий. На протяжении XVIII–XIX вв. меценатство в России переживало пик своего развития. Об этом культурно-социальном феномене наш сегодняшний разговор.

Меценатство что это в истории. Смотреть фото Меценатство что это в истории. Смотреть картинку Меценатство что это в истории. Картинка про Меценатство что это в истории. Фото Меценатство что это в истории

«Для того чтобы процветало искусство,

нужны не только художники, но и меценатство».

История термина «меценатство»

Вельможа Рима Гай Меценат, живший в I в. до н.э., был известен как покровитель одаренных поэтов. С тех пор его имя стало нарицательным.

Меценатством называют финансовую поддержку культурных и религиозных мероприятий, строительство общественных сооружений, имеющих культурно-историческую ценность. Меценаты – это состоятельные люди, которые добровольно жертвуют солидные суммы во благо культуры, искусства и в пользу нуждающихся (история знает случаи, когда люди завещали на благие цели и всё свое состояние).

Меценатство на Руси

В России о меценатстве как таковом заговорили в XVIII веке.

Российское меценатство по своему отношению к деньгам, богатству и состоятельности отличалось от западного. Для менталитета русского человека свойственно восприятие личного успеха и материального достатка как дара, данного в пользование от Бога, а не для личной наживы. Так на Руси сложилась традиция меценатства. В те времена неучастие состоятельных людей в делах благотворительности считалось дурным тоном.

Русская культура обязана меценатам строительством и открытием театров, музеев, памятников, центров культурной жизни.

Согласно христианской традиции, многие меценаты сознательно оставались в тени, не открывая своих имен. Так, Савва Морозов поставил условие – не разглашать его имя как мецената, профинансировавшего строительство Московского художественного театра.

Расцвет меценатства наступает во второй половине XIX века. Состоятельные знатоки и ценители культуры собирают коллекции редких книг, икон, полотен и других произведений искусства, которые впоследствии завещают в дар государству.

Интересно, что у каждого города был свой покровитель-меценат. Один из примеров, – художник Айвазовский, который очень много сделал для родной Феодосии.

Но самые известные меценаты, вошедшие в историю, были родом из Москвы и Санкт-Петербурга – центров крупного предпринимательства.

Знаменитые русские меценаты XVIII –XIX веков

Отличительной чертой меценатов было не только финансирование культурно-исторических проектов. Среди них встречались настоящие знатоки искусства.

Савва Мамонтов. Известный московский благотворитель родился в семье сибирского купца, который к середине XVIII века переехал с семьей в Москву. За широкую меценатскую деятельность Иван Мамонтов был внесен в список «почетных граждан города». Он профинансировал строительство одной из первых российских железных дорог – Троицкую, соединившую Москву и Сергиев Посад.

После смерти отца меценатством занялся его четвертый сын Савва, возглавивший железнодорожную компанию. Из книги К. Станиславского «Моя жизнь в искусстве»: «Это он, Мамонтов, провел железную дорогу на Север, в Архангельск и Мурман, для выхода к океану, и на юг, к Донецким угольным копям, для соединения их с угольным центром, хотя в то время, когда он начинал это важное дело, над ним смеялись и называли его аферистом и авантюристом».

Савва Мамонтов был одаренным человеком: в молодые годы играл в пьесе «Гроза», в свободное время сочинял оперы, которые звучали со сцены его домашнего театра в имении Абрамцево. Поместье Мамонтовых стало своеобразным культурным центром, где часто бывали известные художники и музыканты (Чайковский, Мусоргский, Васнецов, Поленов, Врубель, Серов и другие). С художниками Мамонтов ходил на этюды, заказывал у них дорогие работы.

Савва Иванович учредил и спонсировал Частную русскую оперу, которая открыла Федора Шаляпина. Тогда же Мамонтов ввел новую штатную единицу в театре – театральный художник. Одним из первых на этой должности потрудился Виктор Васнецов, создавший эскизы декораций и костюмов. Затем в этом качеств е себя ярко проявил Василий Коровин, создавший декорации для оперы Мамонтова.

Савва Морозов-младший. Отец известного русского мецената не принадлежал к потомкам высшего сословия. Савва Морозов-старший числился среди крепостных. Однако благодаря невероятному трудолюбию он выкупил за огромные деньги свою «вольную» и со временем стал купцом первой гильдии.

Никольская мануфактура – это семейный бизнес Морозовых, которым впоследствии займется их сын. В юности он показал отменные способности в химии, закончив соответствующий факультет Московского университета и продолжив изучение любимой науки в Кембридже.

Бизнес его отца, которым с не меньшим успехом занимался и Морозов-младший, процветал. Морозовы считались одними из самых богатых людей Москвы.

На деньги этого крупного предпринимателя были построены больницы, приюты, культурные заведения. Также Морозов поддерживал талантливых студентов Московского университета. Он вложил огромные средства в строительство Художественного театра. Позже легендарный Константин Станиславский напишет ему: «…внесенный Вами труд мне представляется подвигом, а изящное здание, выросшее на развалинах притона, кажется сбывшимся наяву сном… Я радуюсь, что русский театр нашел своего Морозова подобно тому, как художество дождалось своего Третьякова…».

Варвара Морозова-Хлудова. Овдовев в молодые годы, большую часть прибыли от доставшейся по наследству от мужа крупнейшей в России хлопковой мануфактуры потратила на меценатство и благотворительность.

По распоряжению Морозовой при мануфактуре были построены казармы с земельными наделами для тех, кто трудился на фабрике. А также родильный приют, торговая школа для подростков, богадельня для престарелых рабочих и приют для детей-сирот. Как минимум четверть дохода Морозовой шла на дела милосердия. Варвара Алексеевна всегда четко продумывала, на что и на кого ей тратить прибыль. В своем дневнике она писала: «Деньги на благотворительность должны быть потрачены с рассуждением. Или учить малообразованных, или лечить».

Немало сил и средств она вкладывала в образование крестьян и бедняков: содержала многие школы и женские курсы в русской глубинке, открыла в Москве первую читальню для малообразованных сословий с богатой библиотекой.

Но с особой благодарностью об этой женщине до сих пор вспоминают москвичи. В столице на деньги Варвары Алексеевны в память о ее муже был построен Клинический городок на Девичьем поле. Также она курировала и финансировала строительство Института раковых заболеваний. Крупные суммы на содержание ежегодно получал от Морозовой и Московский университет.

К слову, сыновья Морозовой пошли по стопам своей сострадательной матери, став меценатами.

Перед смертью в 1917 году эта женщина еще раз удивила великосветскую Москву, отписав большую часть своего состояния… рабочим своей фабрики в благодарность за их труд. Но большевистская экспроприация не позволила осуществиться завещанию этой замечательной женщины.

Павел Михайлович Третьяков – известный меценат и коллекционер шедевров русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

Павел Третьяков вместе с братом Сергеем унаследовали от отца его дело – льняное производство. Вскоре они открыли в Москве магазин полотняных, бумажных и шерстяных товаров и построили костромскую прядильную фабрику – одну из самых крупных в Европе.

С пятидесятых годов позапрошлого столетия П. Третьяков начинает собирать лучшие картины русских художников. В его коллекцию попадают «Стычка с финляндскими контрабандистами» В.Г. Худякова, «Искушение» Н.Г. Шильдера. Он также приобрел полотна А.К. Саврасова, Л.Ф. Лагорио, Ф.А. Бруни, И.П. Трутнева, К. Флавицкого, Ф. Бронникова и других авторов. Но, пожалуй, самым любимым художником Третьякова был живописец Василий Перов. Павел Михайлович часто заказывал ему портреты.

В конце восьмидесятых Павел Третьяков написал завещание, где одним из пунктов было указание – завещать собранную им коллекцию государству. При жизни Третьяков построил в 1874 году знаменитую картинную галерею, которую передал вместе с собранной коллекцией в собственность Мосгордумы.

История культуры также помнит имена купцов Щукиных, В. Тредиаковского, И. Остроухова, А. Бахрушина, М. Беляева и многих других меценатов.

Феномен меценатства

По мнению ученых, исследовавших этот социально-культурный феномен, меценатами двигали различные мотивы: от эгоистических до альтруистических. Исследователи выделяют три ключевых причины, которые побуждали состоятельных людей становиться спонсорами и филантропами. Исходя из этих причин филантропов можно отнести к соответствующим группам.

«Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета»

Первый мотив меценатства – религиозные побуждения. Для состоятельного православного человека считалось само собой разумеющимся помогать обездоленным, вдовам, сиротам, а также содействовать развитию облагораживающей культуры и искусства. Жадность и корысть богатых людей в те годы имела неприятную огласку и подлежала массовому порицанию.

Вторая причина – патриотизм и русофильство (любовь ко всему русскому, к самим русским – прим. О.Б.). Любовь к Родине, истории, своим корням вдохновляли меценатов поддерживать русское искусство и культуру, которые в те годы достигли своего расцвета.

И третья группа меценатов была движима целью получить через меценатство звания и чины, которые в те времена были доступны именно покровителям культуры. Так, один из меценатов, вносивший солидные суммы на содержание Румянцевского музея и Музея изящных искусств, получив за меценатскую деятельность два ордена, стал обладателем дворянского титула.

Исчезновение и возрождение меценатства

В начале ХХ века с приходом новой большевистской власти и разрушением частной собственности меценатство в стране Советов перестало существовать. Состоятельные люди (называемые новой властью «буржуазным классом»), лишившись своего дела и имущества, обнищали. Многие из них эмигрировали за рубеж. Отныне уже «власть Советов» занималась всеми вопросами культуры и искусства.

В конце восьмидесятых с распадом Советского Союза и признанием религиозных норм нравственности в стране вновь начали создаваться политические и социальные предпосылки для возрождения забытых традиций благотворительности и меценатства. Стали появляться крупные предприниматели, финансирующие реставрацию и возведение храмов, жертвующие значительные суммы в поддержку здравоохранения, книгоиздательства, культуры, искусства и религии. Так, в Москве работает музей частных коллекций, где каждая картина имеет указание не только на своего автора, но и дарителя, подарившего ее заведению.

Сегодняшний интерес к истокам меценатства – это не просто дань забытым традициям. Мы знаем множество примеров богатых людей, обладающих состоянием и не нашедших ему должного применения, кроме как удовлетворения собственных прихотей. Поэтому многие миллионеры и миллиардеры считали себя глубоко несчастными людьми. Некоторые из них, к сожалению, сводили счеты с жизнью.

Таким образом, о меценатстве и благотворительности можно говорить как о культуре владения богатством. Люди, сумевшие не только приумножить капиталы, но и воспринявшие свой достаток как служение обществу, Богу и ближним, обретали подлинный смысл и глубину жизни. Сегодня подобное отношение к деньгам может стать нравственным идеалом для тех, кто честным трудом добивается успеха и процветания в жизни.

Источник

Меценатство

Термин меценатство встречается сегодня достаточно редко, не каждый способен объяснить его значение. Но это не значит, что социальное явление, возникшее еще во времена Древнего Рима, в современном обществе утратило свое значение. Скорее наоборот.

Что такое меценатство

Меценатство это поддержка и поощрение, оказываемые отдельными лицами или фондами деятелям и учреждениям искусства, культуры, науки и образования. В отличие от благотворительности, меценатство предполагает, как правило, определяемую индивидуальными целями и вкусом личную заинтересованность мецената в произведениях конкретного художника, поэта, музыканта, в результатах исследований учёного.

В России 21 века активно возрождаются традиции благотворительности, спонсорства и меценатства, прибавляет команда филантропов. Многие известные богатые люди занимаются оказанием помощи, влияя на развитие науки и искусства, поддерживая творческих людей, как это было принято в стране в прошлые века.

Недооценивать деятельность людей, занимающихся благотворительностью в области культуры нельзя. Ведь именно они оказывали огромное влияние на российскую науку, писателей, поэтов, живописцев. Многие таланты были раскрыты, а имена гениев вошли в историю только благодаря поддержке далеких от творчества, но понимающих его важность людей.

Феномен меценатства и отличия от благотворительности

Говоря о деятельности на благо других, часто путают три слова, считая их полностью синонимичными:

Это ошибка, так как даже юридически все три понятия различаются, имея свою смысловую нагрузку.

Наиболее глубоки отличия между спонсорством и меценатством. Спонсор – человек, оказывающий поддержку, финансовую, материальную, информационную, в обмен на ответные услуги. Он действует не безвозмездно, рассчитывая позже получить прибыль от рекламы. Многие жертвователи начинали свой путь со спонсорства, позже полностью переключившись на другой вид деятельности.

Уловить отличие между благотворительностью и меценатством намного сложнее. По сути своей оба этих понятия означают безвозмездную поддержку нуждающихся. Но есть нюансы, рождающие коренное отличие.

Благотворительность в первую очередь помощь конкретному человеку или организации, в ней нуждающейся. Она идет на лечение, поддержание работы учреждений, улучшение уровня жизни людей. В то время как меценатство – это вложение в науку и искусство как таковые, а не адресная поддержка конкретного творца. То есть человек, занимающейся такой деятельностью, передает средства поэту не потому, что тот в них нуждается, а для развития его деятельности, получении результата в перспективе и обогащения культуры страны.

Меценаты, как и человек, давший имя этому явлению, заботятся в первую очередь о пользе для всего человечества, а не конкретной личности.

Можно выделить несколько видов феномена, в зависимости от интересов жертвующего:

Вряд ли кто-то сможет точно сказать, какое из направлений важнее, ведь разум и духовность одинаково важны для жителей Москвы, регионов России и всего мира.

Закон о меценатской деятельности в России

Меценатство что это в истории. Смотреть фото Меценатство что это в истории. Смотреть картинку Меценатство что это в истории. Картинка про Меценатство что это в истории. Фото Меценатство что это в истории

К середине 2010-х годов деятельность спонсоров науки и искусства приняла вид сформировавшегося движения, требовавшего урегулирования на государственном уровне. Поэтому был разработан и принят закон N 327-ФЗ «О меценатской деятельности», регламентирующий отношения между дарителем и одариваемым в правовой сфере.

Всего было выделено 10 статей, в которых разъяснялись:

Закон вступил в силу в конце 2014 года и считается действующим до сих пор, регулируя взаимоотношения между дарителем и одариваемым и следя за исполнением обязательств обеих сторон.

История русских меценатов – развитие меценатства в России

Традиция поддерживать талантливых, но не богатых людей для развития общества истоками уходит во времена становления государственности в России. На протяжении столетий были известны многие богатые, знатные люди, уделявшие внимание, спонсировавшие развитие этих сторон общества.

Под словом «благотворительность» в старину понималось сострадание к ближнему, милосердие. Князь Владимир, крестивший Русь, был первым князем, который стремился придать благотворительности организованный характер, отдавая на эти цели монастырям десятую часть княжеских доходов.

Восемнадцатый – начало девятнадцатого века отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница, первая градская больница, Шереметевский дом, Мариинская больница и др. Следует еще раз подчеркнуть одну из характерных особенностей российского предпринимательства, его определенную историческую традицию: едва зародившись, оно естественно и надолго связало себя с благотворительностью. Союз предпринимательства и благотворительности убедительно прослеживается на примере многих известных купеческих династий.

Были и другие причины, объясняющие появление потомственных благотворителей. Можно с уверенностью сказать, что одни из самых значимых в ряду уже упомянутых – причины религиозного характера, диктовавшиеся давними традициями милосердия и благотворительности на Руси, осознанием потребности помогать другим.

Как и Гай Цильний Меценат (около 70 до н.э – 8 до н.э.), сподвижник императора Августа, подаривший свое имя этому виду благотворительной деятельности, Русские меценаты были искренними патриотами своей страны, в поддержке и развитии культуры и науки видели великое будущее.

Наиболее знаменитыми среди них были:

Возрождение меценатства в России началось в ходе перестройки в конце 1980-х гг. Были учреждены:

Поддержку науке и культуре оказывают некоторые крупнейшие компании («Газпром», ЛУКОЙЛ и др.), возникли клубы и объединения меценатов («Дягилевцентр» в Москве, «Меценатклуб» в С.Петербурге и др.).

Не отстают от великих предков и наши современники. Сегодня крупнейшие бизнесмены ежегодно вкладывают в общей сложности миллиарды рублей на развитие различных областей науки, образования, медицины, искусства. Именно благодаря их активной гражданской позиции сегодня в мире настолько известно наше искусство, а ученые имеют возможность работать на современном оборудовании.

Источник

МЕЦЕНАТСТВО

В от­ли­чие от бла­го­тво­ри­тель­но­сти, меценатство пред­по­ла­га­ет, как пра­ви­ло, оп­ре­де­ляе­мую ин­ди­ви­ду­аль­ными це­ля­ми и вку­сом лич­ную за­ин­те­ре­со­ван­ность ме­це­на­та в про­из­ве­де­ни­ях кон­крет­но­го ху­дож­ни­ка, по­эта, му­зы­кан­та, в ре­зуль­та­тах ис­сле­до­ва­ний учё­но­го.

Уже при фор­ми­ро­ва­нии ран­не­по­ли­тических об­ществ во­ж­ди, что­бы под­черк­нуть свой осо­бый ста­тус, при­вле­ка­ли к се­бе ис­кус­ных мас­те­ров, му­зы­кан­тов и муд­ре­цов, ко­то­рые пре­вра­ща­лись в не­пре­мен­ный ат­ри­бут скла­ды­вав­шей­ся при­двор­ной жиз­ни. Од­на­ко это ещё не оз­на­ча­ло меценатство в пол­ном смыс­ле сло­ва, по­сколь­ку в от­но­ше­нии этой час­ти об­ще­ст­ва вла­сти­те­ли при­бе­га­ли в основном к при­ну­ж­де­нию, а не к по­ощ­ре­нию. Меценатство воз­ник­ло то­гда, ко­гда по­кро­ви­те­ли ста­ли использовать ма­те­ри­аль­ное по­ощ­ре­ние ин­тел­лек­ту­аль­но­го и творческого тру­да лю­дей, об­ла­дав­ших из­вест­ной сте­пе­нью сво­бо­ды.

По­ня­тие меценатство поя­ви­лось мно­го позд­нее воз­ник­но­ве­ния са­мо­го это­го яв­ле­ния. Так, китайская ис­то­рическая тра­ди­ция на­зы­ва­ет древ­них им­пе­ра­то­ров, ко­то­рые по­ощ­ря­ли ис­кус­ст­ва, при­бли­жа­ли к се­бе по­этов и му­зы­кан­тов и да­же де­ла­ли их са­нов­ни­ка­ми. В эти же вре­ме­на ста­ла воз­ни­кать и ча­ст­ная ини­циа­ти­ва: Кон­фу­ций, оза­бо­чен­ный про­бле­мой под­го­тов­ки гра­мот­ных чи­нов­ни­ков, от­крыл собственную шко­лу. В Ин­дии раз­ви­тие меценатства свя­за­но в пер­вую оче­редь с дея­тель­но­стью пра­ви­те­ля Ашо­ки, при­ло­жив­ше­го, не ску­пясь на сред­ст­ва, боль­шие уси­лия к рас­про­стра­не­нию не толь­ко буд­диз­ма, но и буд­дий­ской куль­ту­ры.

Пе­ре­ход от аг­рар­но­го об­ще­ст­ва к ин­ду­ст­ри­аль­но­му от­ра­зил­ся и на меценатстве. Зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся круг уча­ст­ни­ков ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти, по­сколь­ку бур­жуа­зия, по­всю­ду тес­нив­шая ари­сто­кра­тию, уви­де­ла в меценатстве до­пол­нительный ис­точ­ник уси­ле­ния сво­его со­ци­аль­но­го и по­ли­тического влия­ния. Вско­ре, од­на­ко, меценатство ока­за­лось в те­ни бла­го­тво­ри­тель­но­сти, ко­то­рая ока­зы­ва­ла не­по­сред­ст­вен­ное и бо­лее силь­ное пси­хо­ло­гическое воз­дей­ст­вие на об­ще­ст­во, чем меценатство, рас­счи­тан­ное на ме­нее ши­ро­кий круг лиц. Хо­тя бур­жуа­зия до­пол­ни­ла спи­сок зна­ме­ни­тых ме­це­на­тов но­вы­ми име­на­ми (Рот­шиль­ды и другие), са­мо меценатство ос­та­ва­лось пре­имущественно уде­лом ари­сто­кра­тов и мо­нар­хов [су­щественную по­мощь Р. Ваг­не­ру ока­зы­вал ко­роль Ба­ва­рии Люд­виг II (смотрите Лю­до­вик II)]. Раз­но­вид­но­стью меценатства мож­но счи­тать пре­дос­тав­ле­ние воз­мож­но­стей для обу­че­ния и пу­те­ше­ст­вий (пан­сио­нер­ст­во, ча­ст­ные сти­пен­дии и тому подобное).

За­труд­ни­тель­ной бы­ва­ет иден­ти­фи­ка­ция в ка­чест­ве М. та­ких форм по­ощ­ре­ния, как зна­чи­тель­но за­вы­шен­ные го­но­ра­ры, осо­бен­но это ха­рак­тер­но для М. в спор­те. Столь же слож­ной пред­став­ля­ет­ся и про­бле­ма взаи­мо­дей­ст­вия М. и го­су­дар­ст­ва. По тра­ди­ции, ухо­дя­щей в древ­ность и Сред­не­ве­ко­вье, власть вы­сту­па­ла од­ним из са­мых глав­ных субъ­ек­тов М., те­перь же её роль ста­но­вит­ся не столь оче­вид­ной, по­сколь­ку от го­су­дар­ст­ва ожи­да­ют не М., а сис­тем­ной и санк­цио­ни­ро­ван­ной об­ще­ст­вом че­рез пред­ста­вит. уч­ре­ж­де­ния под­держ­ки нау­ки и куль­ту­ры. Воз­ни­ка­ют но­вые фор­мы на­прав­ле­ния фи­нан­со­вых по­то­ков в эту сфе­ру.

В ус­ло­ви­ях гло­ба­ли­за­ции М. пе­ре­ша­ги­ва­ет нац. гра­ни­цы и чер­па­ет свои ре­сур­сы не толь­ко из ча­ст­ных на­цио­наль­ных, но и ме­ж­ду­нар. фон­дов. М. мо­жет реа­ли­зо­вать­ся и в про­ек­тах офиц. ме­ж­ду­нар. ор­га­ни­за­ций: напр., ча­ст­ные ком­па­нии в ка­че­ст­ве спон­со­ров или ме­це­на­тов име­ют воз­мож­ность уча­ст­во­вать в про­ек­тах ЮНЕСКО или в про­ек­тах, осу­ще­ст­в­ляе­мых на ос­но­ве меж­пра­ви­тель­ст­вен­ных со­гла­ше­ний. Вы­росло зна­че­ние ме­недж­мен­та спон­сор­ских ор­га­ни­за­ций, ко­то­рые пре­до­став­ля­ют по­мощь с учё­том оп­ре­де­лён­ных по­ли­тич. и идео­ло­гич. пред­поч­те­ний, пре­вра­щая М., та­ким об­ра­зом, в до­пол­нит. ин­ст­ру­мент влия­ния на ми­ро­вое со­об­ще­ст­во. М. во мно­гих стра­нах ре­гу­ли­ру­ет­ся за­ко­но­да­тель­ст­вом, ко­то­рое пре­ду­смат­ри­ва­ет на­ло­го­вые льго­ты для ме­це­на­тов, напр.: в США – за­кон, при­ня­тый Кон­грес­сом по­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны (имел цель под­дер­жать эко­но­мич. рост), во Фран­ции – За­кон о ме­це­нат­ст­ве, ас­со­циа­ци­ях и фон­дах 2003 (по­ощ­ря­ет дей­ст­вия, осу­ще­ст­в­ляе­мые в об­ществ. ин­те­ре­сах), в Бра­зи­лии – за­ко­ны о фи­нан­со­вом сти­му­ли­ро­ва­нии (пер­вый дей­ст­во­вал в 1986–1990, но­вый – с 1990; спо­соб­ст­ву­ют про­дви­же­нию нац. куль­ту­ры в за­ру­беж­ные стра­ны).

Ме­це­нат­ст­во в Рос­сии. Пер­вые при­ме­ры ме­це­нат­ской дея­тель­но­сти из­вест­ны с 17 в. Воз­ник­но­ве­ние М. в пред­при­нима­тель­ской сре­де свя­за­но со Стро­га­новы­ми, бла­го­да­ря ко­то­рым сло­жи­лась стро­га­нов­ская шко­ла ико­но­пи­си, ши­тья, юве­лир­но­го ис­кус­ст­ва, рас­цве­ло стро­га­нов­ское де­ре­вян­ное зод­че­ст­во. Стро­га­но­вы так­же по­кро­ви­тель­ст­во­ва­ли «сво­ему слу­жи­ло­му че­ло­ве­ку», ком­по­зи­то­ру и ди­ри­жё­ру Н. П. Ди­лец­ко­му. Ре­фор­мы Пет­ра I, при­нёс­шие в стра­ну дух ев­роп. Про­све­ще­ния, спо­соб­ст­во­ва­ли при­об­ще­нию зна­ти к М. Его ис­то­ки об­на­ру­жи­ва­ют­ся в кол­лек­цио­ни­ро­ва­нии и со­би­ра­тель­ст­ве, раз­ви­вав­ших­ся на­ря­ду со строи­тель­ст­вом двор­цов и уса­деб. Кол­лек­ции Ше­ре­ме­те­вых, Стро­га­но­вых, Де­ми­до­вых, Ру­мян­це­вых, Юсу­по­вых, Ор­ло­вых, Ба­ря­тин­ских, Ме­щер­ских, Бе­ло­сель­ских-Бе­ло­зер­ских, Те­ни­ше­вых и др. позд­нее лег­ли в ос­но­ву круп­ных му­зей­ных фон­дов, ху­дож. га­ле­рей, биб­лио­тек. Рас­цвет дво­рян­ско­го М. при­шёл­ся на вре­мя цар­ст­во­ва­ния имп. Ека­те­ри­ны II и имп. Алек­сан­д­ра I (по­след­няя треть 18 – 1-я четв. 19 вв.). Ека­те­ри­на II объ­яв­ля­ла се­бя по­кро­ви­тель­ни­цей на­ук и ис­кусств и при­вле­ка­ла в эти об­лас­ти по­жерт­во­ва­ния, имев­шие не­ред­ко об­ще­на­цио­наль­ное зна­че­ние. На по­жерт­во­ва­ния П. А. Де­ми­до­ва в Мо­ск­ве от­кры­то пер­вое в Рос­сии ком­мер­че­ское учи­ли­ще (1772), круп­ные сум­мы он жерт­во­вал на соз­да­ние нар. учи­лищ и Моск. ун-ту.

Его пле­мян­ник П. Г. Де­ми­дов по­да­рил Моск. ун-ту в 1803 ка­би­нет ес­теств. ис­то­рии, а так­же кол­лек­ции жи­вот­ных и ми­не­ра­лов, в 1803–05 – биб­лио­те­ку, в 1806 – минц-ка­би­нет. При его по­мо­щи уч­ре­ж­де­но Яро­слав­ское уч-ще выс­ших на­ук (с 1833 Де­ми­дов­ский ли­цей) и от­крыт ун-т в Кие­ве (1834). По за­ка­зу А. К. Ра­зу­мов­ско­го Л.ван Бет­хо­вен на­пи­сал три квар­те­та (т. н. Рус­ские квар­те­ты). Гр. А. С. Стро­га­нов под­дер­жи­вал по­этов и пи­са­те­лей Г. Р. Дер­жа­ви­на, Д. И. Фон­ви­зи­на, И. А. Кры­ло­ва, Н. И. Гне­ди­ча, ху­дож­ни­ков Д. Г. Ле­виц­ко­го, О. А. Ки­прен­ско­го, скульп­то­ра И. П. Мар­то­са, ком­по­зи­то­ра Д. С. Борт­нян­ско­го, арх. А. Н. Во­ро­ни­хи­на. Ме­це­на­ты кн. И. А. Га­га­рин, П. А. Ки­кин, гр. А. И. Дмит­ри­ев-Ма­мо­нов ос­но­ва­ли в 1820 в С.-Пе­тер­бур­ге Об-во по­ощ­ре­ния ху­дож­ни­ков (c 1882 Об­ще­ст­во по­ощ­ре­ния ху­до­жеств), ко­то­рое про­во­ди­ло вы­став­ки, кон­кур­сы мо­ло­дых да­ро­ва­ний. С. Г. Стро­га­нов в 1825 от­крыл «бес­плат­ную ри­со­валь­ную шко­лу, при­спо­соб­лен­ную к ис­кус­ст­вам и ре­мёс­лам» в Мо­ск­ве, из­вест­ную за­тем как Стро­га­нов­ское уч-ще (ны­не Моск. гос. ху­до­же­ст­вен­но- про­мыш­лен­ная ака­де­мия им. С. Г. Стро­га­но­ва). На сред­ст­ва гр. Н. П. Ру­мян­це­ва сна­ря­жа­лись на­уч. экс­пе­ди­ции, ко­раб­ли для кру­го­свет­но­го пла­ва­ния, из­да­ва­лись ис­то­рич. ис­точ­ни­ки, соз­данРу­мян­цев­ский му­зей. Цен­ное со­б­ра­ние кар­тин свет­лей­ше­го кн. А. А. Без­бо­род­ко его на­след­ни­ка­ми бы­ло пе­ре­да­но в дар АХ и ста­ло ос­но­вой от­кры­той в её сте­нах Ку­ше­лев­ской га­ле­реи (ны­не боль­шин­ст­во кар­тин из со­ста­ва кол­лек­ции хра­нит­ся в Эр­ми­та­же). Во 2-й тре­ти 19 в. вид­ны­ми кол­лек­цио­не­ра­ми и ме­це­на­та­ми ста­но­ви­лись круп­ные чи­нов­ни­ки. Напр., ди­рек­тор Поч­то­во­го деп-та Ф. И. Пря­ниш­ни­ков при­об­ре­тал про­из­ве­де­ния моло­дых ну­ж­даю­щих­ся ху­дож­ни­ков, а позд­нее – кар­ти­ны мн. вы­даю­щих­ся рус. мас­те­ров (его кол­лек­ция в 1865 при­об­ре­те­на каз­ной, ны­не – в ГТГ).

Во 2-й пол. 19 в. дво­рян­ское М. по­те­ря­ло свою ве­ду­щую роль, хо­тя про­дол­жа­ло ока­зы­вать за­мет­ное влия­ние на раз­ви­тие иск-ва, нау­ки и об­ра­зо­ва­ния. Но­вый подъ­ём М. свя­зан в осн. с на­коп­ле­ни­ем круп­ных ка­пи­та­лов, рос­том об­ществ. ак­тив­но­сти ку­пе­че­ст­ва и тор­го­во-пром. бур­жуа­зии, бла­го­да­ря ко­то­рым М. ста­ло мас­со­вым яв­ле­ни­ем. Зна­чит. часть пред­при­ни­ма­те­лей бы­ли вы­ход­ца­ми из кре­сть­ян­ст­ва, из ста­ро­об­рядч. сре­ды и про­яв­ля­ли боль­ший ин­те­рес к на­род­ным, пра­во­слав­ным кор­ням и тра­ди­ци­ям рус. куль­ту­ры. Мн. вид­ные ме­це­на­ты про­шли слож­ный путь раз­ви­тия от за­час­тую не­осоз­нан­но­го, сти­хий­но­го ув­ле­че­ния со­би­ра­тель­ст­вом до соз­да­ния кол­лек­ций нац. зна­че­ния, осу­ще­ст­в­ле­ния круп­ных про­ек­тов в об­лас­ти куль­ту­ры и про­све­ще­ния. Они со­дей­ст­во­ва­ли соз­да­нию в ко­рот­кие сро­ки нац. шко­лы в изо­бра­зит., му­зы­каль­ном иск-ве, способствовали оз­на­ком­ле­нию об­ра­зо­ван­ной об­ще­ст­вен­но­сти в Рос­сии с до­сти­же­ния­ми ми­ро­вой куль­ту­ры, вне­сли боль­шой вклад в соз­да­ние об­ще­дос­туп­ных ху­дож. га­ле­рей, му­зе­ев, ча­ст­ных опер, биб­лио­тек, дра­ма­тич. те­ат­ров, на­род­ных до­мов, под­го­то­ви­ли поч­ву для ши­ро­ко­го при­зна­ния рус. иск-ва за ру­бе­жом. С кон. 19 в. рос. ме­це­на­ты под­дер­жи­ва­ли но­вые на­прав­ле­ния в раз­ви­тии рус. иск-ва, куль­ту­ры в це­лом.

Круп­ней­шим цен­тром М. яв­ля­лась Мо­ск­ва. В 1840–50-е гг. и позд­нее здесь сло­жи­лись боль­шие ху­дож. со­б­ра­ния, при­над­ле­жав­шие куп­цам В. А. Ко­ко­ре­ву, К. Т. Сол­да­тён­ко­ву, Г. И. Хлу­до­ву (из ро­да Хлу­до­вых), С. А. Ма­зу­ри­ну, И. И. Чет­ве­ри­ко­ву, С. Н. Мо­со­ло­ву и др. Од­ну из наи­бо­лее цен­ных ху­дож. кол­лек­ций в ис­то­рии Рос­сии со­брал П. М. Треть­я­ков, ко­то­рый пе­ре­дал её вме­сте с кол­лек­ци­ей умер­ше­го бра­та С. М. Треть­я­ко­ва в 1892 в дар Моск. го­род­ско­му об­ществ. управ­ле­нию; в 1893 от­кры­та Го­р. ху­дож. га­ле­рея П. и С. Треть­я­ко­вых (ны­не Треть­я­ков­ская га­ле­рея).

Ве­ли­ка роль М. в раз­ви­тии отеч. му­зы­каль­ной куль­ту­ры. Н. Ф. фон Мекк (см. в ст. Мек­ки) в 1876–90 ре­гу­ляр­но пе­ре­да­ва­ла де­неж­ные сум­мы П. И. Чай­ков­ско­му (ни­ког­да не встре­тив­шись с ним лич­но) и при­гла­ша­ла его ле­том жить в сво­ей под­мос­ков­ной усадь­бе Пле­щее­во, соз­да­вая ему бла­го­при­ят­ные ус­ло­вия для твор­че­ст­ва. Г. Г. Со­ло­дов­ни­ков, Аб­ри­ко­со­вы, Мо­ро­зо­вы, К. Т. Сол­да­тён­ков вне­сли осн. сред­ст­ва на строи­тель­ст­во зда­ния Моск. кон­сер­ва­то­рии (ос­таль­ные день­ги по­жерт­во­вал имп. Алек­сандр III), а С. П. фон Дер­виз по­да­рил Боль­шо­му за­лу кон­сер­ва­то­рии ор­ган. М. П. Бе­ля­ев ос­но­вал из­да­тель­ст­во в Лейп­ци­ге для пуб­ли­ка­ции про­из­ве­де­ний рус. ком­по­зи­то­ров (Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, А. К. Гла­зу­но­ва, А. К. Ля­до­ва и др.), фи­нан­си­ро­вал кон­цер­ты, где испол­ня­лись их про­из­ве­де­ния, уч­ре­дил еже­год­ную Глин­кин­скую пре­мию. Из­да­ние со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ров, в т. ч. А. Н. Скря­би­на, С. С. Про­кофь­е­ва, И. Ф. Стра­вин­ско­го, про­дол­жил С. А. Ку­се­виц­кий, раз­вер­нув­ший ши­ро­кую кон­церт­ную и му­зы­каль­но-про­све­ти­тель­ную дея­тель­ность. С. И. Зи­мин от­крыл свой Опер­ный те­атр в Мо­ск­ве (1904). М. К. Мо­ро­зо­ва ма­те­ри­аль­но под­дер­жи­ва­ла отеч. ком­по­зи­то­ров, в т. ч. А. Н. Скря­би­на.

С. И. Ма­мон­тов и М. К. Те­ни­ше­ва ак­тив­но спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию це­лых от­рас­лей но­во­го рус. ис­кус­ст­ва (опе­ры – Частная русская опера; иск-ва те­ат­раль­ной де­ко­ра­ции и де­ко­ра­тив­но-при­клад­но­го иск-ва – ма­стер­ские в Та­лаш­ки­но), вос­соз­да­нию рус. сти­ля в изо­бра­зит. иск-ве, по­ло­жи­ли на­ча­ло фи­нан­си­ро­ва­нию ж. «Мир ис­кус­ст­ва» (1898).

Ме­це­на­ты жерт­во­ва­ли сред­ст­ва на рес­тав­ра­цию и вос­ста­нов­ле­ние па­мят­ни­ков ис­то­рии и ар­хи­тек­ту­ры, соз­да­ние му­зе­ев и др. куль­тур­ных цен­тров. А. А. Ти­тов со­дей­ст­во­вал рес­тав­ра­ции ан­самб­ля Крем­ля в Рос­то­ве Ве­ли­ком, от­кры­тию Рос­тов­ско­го му­зея древ­но­стей (1885). Сер­гей Т. Мо­ро­зов соз­дал в Мо­ск­ве Му­зей кус­тар­ных из­де­лий (1885; ны­не Фонд нар. ху­дож. про­мы­слов РФ). Ю. С. Не­ча­ев-Маль­цев взял на се­бя осн. рас­хо­ды по воз­ве­де­нию и ук­ра­ше­нию зда­ния и при­об­ре­те­нию ве­щей для кол­лек­ций Му­зея изящ­ных ис­кусств в Мо­ск­ве (ны­не ГМИИ). Сав­ва Т. Мо­ро­зов был од­ним из гл. жерт­во­ва­те­лей на дея­тель­ность МХТ. Д. Г. Бу­ры­лин уч­ре­дил на свои сред­ст­ва Му­зей пром-сти и иск-ва в Ива­но­во-Воз­не­сен­ске (1915; ны­не г. Ива­но­во). А. И. Ку­инд­жи по­жерт­во­вал своё со­стоя­ние на под­держ­ку ху­дож. об­ществ и ху­дож­ни­ков.

Со­б­ра­ния ча­ст­ных кол­лек­цио­не­ров со­ста­ви­ли ос­но­ву мн. му­зе­ев и биб­лио­тек. М. К. Мо­ро­зо­ва в 1910 по­жерт­во­ва­ла Треть­я­ков­ской га­ле­рее ху­дож. со­б­ра­ние сво­его по­кой­но­го му­жа М. А. Мо­ро­зо­ва (ны­не хра­нит­ся в ГТГ, ГМИИ, Эр­ми­та­же). А. П. Бах­ру­шин за­ве­щал об­шир­ную и цен­ную б-ку Ру­мян­цев­ско­му му­зею, а кол­лек­цию кар­тин, ри­сун­ков, фар­фо­ра, из­де­лий из брон­зы, со­б­ра­ние ми­ниа­тюр, та­ба­ке­рок и др. – Ис­то­рич. му­зею в Мо­ск­ве (ны­не ГИМ). А. А. Бах­ру­шин в 1913 пе­ре­дал в дар Пе­терб. АН своё един­ст­вен­ное в ми­ре со­б­ра­ние по ис­то­рии рус. и зап.-ев­роп. те­ат­ра, на ос­но­ве ко­то­ро­го в Мо­ск­ве соз­дан Те­ат­раль­ный му­зей (ны­не Гос. центр. те­ат­раль­ный му­зей им. А. А. Бах­ру­ши­на). Вы­даю­щи­ми­ся кол­лек­цио­не­ра­ми бы­ли бр. Щу­ки­ны. П. И. Щу­кин со­ста­вил ог­ром­ную кол­лек­цию рус. и вост. древ­но­стей, вклю­чав­шую бы­то­вую и цер­ков­ную ут­варь, ору­жие, тка­ни, ков­ры, шпа­ле­ры, ши­тьё, и в 1905 пе­ре­дал ор­га­ни­зо­ван­ный им му­зей Ис­то­рич. му­зею. С дея­тель­но­стью С. И. Щу­ки­на свя­зан пе­ре­ход к кол­лек­цио­ни­ро­ва­нию в пред­при­ни­ма­тель­ской сре­де но­вей­шей ев­роп. жи­во­пи­си. В 1907 он сде­лал своё со­б­ра­ние дос­туп­ным для по­се­ще­ния; за­ве­щал его Треть­я­ков­ской га­ле­рее. Кол­лек­ции но­вей­шей франц. жи­во­пи­си С. И. Щу­ки­на и брать­ев М. А. и И. А. Мо­ро­зо­вых (ны­не на­хо­дят­ся в ГМИИ и Эр­ми­та­же) ока­за­ли боль­шое влия­ние на раз­ви­тие но­во­го рус. ис­кус­ст­ва.

В по­след­ней тре­ти 19 – нач. 20 вв. по­все­ме­ст­но пред­ста­ви­те­ли раз­ных сло­ёв на­се­ле­ния ос­но­вы­ва­ли и со­дер­жа­ли биб­лио­те­ки, учеб­ные за­ве­де­ния, уч­ре­ж­да­ли сти­пен­дии при них. Ба­рон А. Л. Штиг­лиц пе­ре­дал круп­ные сред­ст­ва на ну­ж­ды С.-Пе­терб. ком­мерч. уч-ща, на его день­ги ос­но­ва­но (1876) и со­дер­жа­лось од­но из пер­вых в Рос­сии учи­лищ тех­нич. ри­со­ва­ния (но­си­ло его имя), а так­же ху­дож.-пром. му­зей и б-ка при нём (мн. при­об­ре­те­ния для со­б­ра­ния это­го му­зея сде­ла­ны зя­тем Штиг­ли­ца, А. А. По­лов­цо­вым). На сред­ст­ва А. С. Губ­ки­на по­строе­но и ос­на­ще­но Кун­гур­ское тех­нич. уч-ще (1877). В. А. Мо­ро­зо­ва по­жерт­во­ва­ла день­ги на соз­да­ние бес­плат­ной биб­лио­те­ки-чи­таль­ни им. И. С. Тур­ге­не­ва (1885), Пре­чис­тен­ских кур­сов для ра­бо­чих (1897) в Мо­ск­ве, Моск. го­род­ско­го на­род­но­го ун-та им. А. Л. Ша­няв­ско­го (1908), на её сред­ст­ва так­же из­да­ва­лись газ. «Рус­ские ве­до­мо­сти», жур­на­лы «Рус­ское бо­гат­ст­во» и «Рус­ская мысль» (совм. с К. Т. Сол­да­тён­ко­вым).

Зна­чит. вни­ма­ние ме­це­на­ты уде­ля­ли раз­ви­тию нау­ки. П. Н. Де­ми­дов в 1831 ос­но­вал Де­ми­дов­ские пре­мии, при­зван­ные со­дей­ст­во­вать «пре­ус­пея­нию на­ук сло­вес­но­сти и про­мыш­лен­но­сти в сво­ём оте­че­ст­ве». Д. П. Ря­бу­шин­ский ос­но­вал (1904) и фи­нан­си­ро­вал пер­вую в Ев­ро­пе Аэ­ро­ди­на­мич. ла­бо­ра­то­рию (с 1915 ин­сти­тут) в име­нии Ку­чи­но под Мо­ск­вой. Во­ло­год­ский ку­пец Х. С. Ле­ден­цов за­ве­щал своё со­стоя­ние на соз­да­ние Об-ва со­дей­ст­вия ус­пе­хам опыт­ных на­ук и их прак­тич. при­ме­не­ний (см. Ле­ден­цо­ва об­ще­ст­во). А. М. Си­би­ря­ков со­дей­ст­во­вал ор­га­ни­за­ции по­ляр­ных экс­пе­ди­ций, изу­че­нию и ос­вое­нию вод­ных и су­хо­пут­ных пу­тей со­об­ще­ния в Си­би­ри, Арк­ти­ке и на Даль­нем Вос­то­ке, уч­ре­дил (1883) пре­мии за луч­шие со­чи­не­ния по ис­то­рии Си­би­ри (при­су­ж­да­лись до 1914). Н. В. Меш­ков в 1916 вы­де­лил зна­чит. сред­ст­ва для соз­да­ния Перм­ско­го от­де­ле­ния Пет­ро­град­ско­го ун-та (ны­не Перм­ский гос. нац. ис­сле­до­ва­тель­ский ун-т).

Раз­ви­тию М. спо­соб­ст­во­вал при­мер чле­нов рос. имп. фа­ми­лии. Они ини­ции­ро­ва­ли, под­дер­жи­ва­ли разл. на­чи­на­ния в об­лас­ти куль­ту­ры и про­све­ще­ния, при­сут­ст­во­ва­ли на це­ре­мо­ни­ях от­кры­тия об­ще­ст­вен­но зна­чи­мых объ­ек­тов куль­ту­ры, под­чёр­ки­вая тем са­мым их зна­че­ние, вы­сту­па­ли не­по­сред­ст­вен­но в ка­че­ст­ве ме­це­на­тов и кол­лек­цио­не­ров. Кол­лек­ция имп. Алек­сан­д­ра III лег­ла в ос­но­ву Рус. му­зея в С.-Пе­тер­бур­ге (ны­не ГРМ). Наи­бо­лее вы­даю­щие­ся ме­це­на­ты на­гра­ж­да­лись чи­на­ми, ор­де­на­ми и по­томств. дво­рян­ст­вом.

В кон. 19 – нач. 20 вв. в свя­зи с ком­мер­циа­ли­за­ци­ей куль­ту­ры и пре­вра­ще­ни­ем мн. ви­дов ис­кус­ст­ва (напр., ху­дож. фо­то­гра­фии, ки­но, иск-ва по­ли­гра­фич. оформ­ле­ния кни­ги) в до­ход­ное де­ло раз­ви­тию куль­ту­ры и иск-ва ста­ли так­же спо­соб­ст­во­вать пред­при­ни­ма­те­ли – ини­циа­то­ры и ор­га­ни­за­то­ры ху­дож. про­из­вод­ст­ва, ан­тре­пре­нё­ры. В об­лас­ти из­да­тель­ско­го и ху­доже­ст­вен­но-из­да­тель­ско­го де­ла та­ки­ми пред­при­ни­ма­те­ля­ми бы­ли Н. П. Ря­бу­шин­ский, М. О. Вольф, И. Н. Кне­бель, И. Д. Сы­тин, бр. Са­баш­ни­ко­вы, А. С. Су­во­рин и др., в об­лас­ти ху­дож. фо­тогра­фии и ки­но – вла­де­лец фо­то­гра­фич. фир­мы и при­двор­ный фо­то­граф А. К. Ягель­ский, жур­на­лист и фо­то­кор­рес­пон­дент А. О. Дран­ков, по­ста­вив­ший пер­вый рос. иг­ро­вой фильм на те­му отеч. ис­то­рии – «По­ни­зо­вая воль­ни­ца» (о С. Т. Ра­зи­не, 1908), а так­же А. А. Хан­жон­ков – один из круп­ней­ших пред­при­ни­ма­те­лей в об­лас­ти ки­не­ма­то­гра­фии в до­ре­во­люц. Рос­сии. С. П. Дя­ги­лев сыг­рал ис­клю­чит. роль в под­держ­ке но­вых на­прав­ле­ний отеч. иск-ва, про­па­ган­де его за ру­бе­жом, оз­на­ком­ле­нии рус. об­ще­ст­ва с луч­ши­ми об­раз­ца­ми ев­роп. иск-ва.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 М. прак­тически пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать в свя­зи с ли­к­ви­да­ци­ей ча­ст­но­го ка­пи­та­ла и при­ня­ти­ем го­су­дар­ст­вом на се­бя все­объ­емлю­ще­го фи­нан­си­ро­ва­ния куль­ту­ры, нау­ки и про­све­ще­ния; круп­ные ча­ст­ные соб­ра­ния бы­ли на­цио­на­ли­зи­ро­ва­ны и пе­реда­ны в гос. му­зеи и уч­ре­ж­де­ния куль­ту­ры. В СССР М. рас­смат­ри­ва­лось как ан­ти­со­ци­аль­ное, бур­жу­аз­ное яв­ле­ние, не­со­вмес­ти­мое с при­ро­дой со­циа­ли­стич. об­ще­ст­ва.

Воз­ро­ж­де­ние М. в Рос­сии на­ча­лось в хо­де пе­ре­строй­ки в кон. 1980-х гг. Бы­ли уч­ре­ж­де­ны Сов. фонд куль­ту­ры (1986, ны­не Рос. фонд куль­ту­ры), Ме­ж­ду­нар. Де­ми­дов­ский фонд (1992), Ме­ж­ду­нар. бла­го­тво­рит. фонд Вла­ди­ми­ра Спи­ва­ко­ва (1994), Фонд Мсти­сла­ва Рос­тро­по­ви­ча по под­держ­ке мо­ло­дых му­зы­кан­тов (1997), Центр опер­но­го пе­ния Га­ли­ны Виш­нев­ской (2002), Фонд Ми­ха­и­ла Про­хо­ро­ва (Бла­го­тво­рит. фонд куль­тур­ных ини­циа­тив; 2004) и др. Под­держ­ку нау­ке и куль­ту­ре ока­зы­ва­ют не­ко­то­рые круп­ней­шие ком­па­нии («Газ­пром», ЛУКОЙЛ и др.), воз­ник­ли клу­бы и объ­еди­не­ния ме­це­на­тов («Дя­ги­лев-центр» в Мо­ск­ве, «Ме­це­нат-клуб» в С.-Пе­тер­бур­ге и др.).

Дополнительная литература:

Кар­но­вич Е. П. За­ме­ча­тель­ные бо­гат­ст­ва ча­ст­ных лиц в Рос­сии. 2-е изд. СПб., 1885. М., 1992;

Го­род­ские уч­ре­ж­де­ния Мо­ск­вы, ос­но­ван­ные на по­жерт­во­ва­ния, и ка­пи­та­лы, по­жерт­во­ван­ные мо­с­ков­ско­му го­род­ско­му об­ще­ст­вен­но­му управ­ле­нию в те­че­ние 1863–1904 гг. М., 1906;

Мо­ск­ва в ее про­шлом и на­стоя­щем. М., 1909–1912. Вып. 1–12;

Бо­ха­нов А. Н. Кол­лек­цио­не­ры и ме­це­на­ты в Рос­сии. М., 1989;

Ду­мо­ва Н. Г. Мо­с­ков­ские ме­це­на­ты. М., 1992;

Дем­ская А. А., Се­ме­но­ва Н.Ю. У Щу­ки­на, на Зна­мен­ке. М., 1993;

Бот­ки­на А. П.П. М. Треть­я­ков в жиз­ни и ис­кус­ст­ве. 5-е изд. М., 1995;

Ме­шал­кин П. Н. Ме­це­нат­ст­во и бла­го­тво­ри­тель­ность си­бир­ских куп­цов-пред­при­ни­ма­те­лей: Вто­рая по­ло­ви­на XIX – на­ча­ло XX в. Крас­но­ярск, 1995;

Bayer W. Die Mos­ka­uer Medici. Der russische Bürger als Mäzen 1850–1917. W., 1996;

Бу­рыш­кин П. А. Мо­ск­ва ку­пе­че­ская. М., 2002;

Бу­то­ров А. В. Со­би­ра­те­ли и ме­це­на­ты Мо­с­ков­ско­го Анг­лий­ско­го клу­ба. М., 2002;

Ан­д­ро­сов С. О. Рус­ские за­каз­чи­ки и италь­ян­ские ху­дож­ни­ки в XVIII в. СПб., 2003;

Бла­го­тво­ри­те­ли и ме­це­на­ты про­шло­го и на­стоя­ще­го: сло­варь-спра­воч­ник от А до Я / Авт.-сост. М. Л. Ма­каль­ская, Н. Н. Боб­ров­ская. М., 2003.

Автор статьи: М. Л. Гав­лин (ме­це­нат­ст­во в Рос­сии).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *