Международный символ сквоттеров что это
Сигнал Богов
Внезапно кто-то указал на небо. Полуденное небо стало красным, затем белым, а после приобрело насыщенно жёлтый цвет. Мощь небесного свода была одновременно завораживающей и ужасающей, это было самое пугающее, что когда-либо доводилось видеть этой группе людей. Это была прекрасная и мучительная демонстрация ничтожества человека перед лицом богов.
Сильные искры сохранялись на небе некоторое время, достаточное для того, чтобы местные жители успели изобразить их на холсте из гранита. Хвост энергии, пересекающий космос, оставлял за собой гигантские струи газа, некоторые из которых были направлены вверх, другие вниз.
Происхождение «скваттера», как называют эту пиктограмму, вероятно, одна из любимых загадок ученых, специализирующихся в плазменной физике. Это графическое изображение обнаружено среди археологических находок десятков древних культур по всему миру, которые не имели очевидных связей или контактов друг с другом. Это навело смелых ученых на предположения, что «скваттер», скорее всего, является отражением событий грандиозных масштабов, общих для различных культур, а не повторяющееся и нечёткое изображение человеческой анатомии.
Новая теория для старой Вселенной
Даже если так, то «скваттер» вовсе не является источником происхождения этой фантастической теории. Однако он представляется удачным доказательством, для огромного потока передовых идей, известных как Электрическая Вселенная.
Но когда сторонники Электрической Вселенной заявляют, что не гравитация, а плазма (признанная в качестве четвёртого состояния материи, заполняющая 99,9 % известной Вселенной) отвечает за планетарное притяжение, консервативные учёные отказывают в праве на жизнь или даже высмеивают эту теорию.
Вопрос об электричестве
Гигантский «электрический» луч плазмы может напоминать человеческий торс, изображенный на пиктограмме «скваттера», а энергетические круги, пересекающие ось тела, подобно волнам, расходящимся в противоположные стороны, способны принять очертания рук и ног. Третий элемент, центральная «линия», окружающая тело, выглядит как две точки, сжимающиеся по направлению к обеим сторонам фигуры, завершая наиболее распространенный вариант рисунка.
Фигура «скваттера» может быть найдена во всех уголках мира. Она появляется в культурах Аризоны, Армении, Нью-Мехико, Венесуэле, Испании, Италии, в Альпах, Ближнем Востоке, Китае.
Однако, «скваттер» не единственное изображение уникальных космических явлений, которые довелось наблюдать древнему миру. Различные схемы, повторяющиеся в пиктограммах по всей планете, могут изображать туманности или взрывы в глубоком космосе.
На протяжении долгих лет учёные признавали лишь солнце, луну и другие точные изображения, обнаруженные среди изображений богов, людей и животных, в качестве наглядных свидетельств наблюдения за небесным сводом. Но многие современные археологи, такие как Энтони Перрат, начали анализировать элементы древней мифологии в качестве реальных фактов.
Подобно тому, как земной шар заменил представление о плоской Земле, гелиоцентризм пришёл на смену геоцентризму, теория относительности вытеснила ньютоновские идеи, Электрическая Вселенная грозит провести полный переворот в мире современных теорий о космосе.
Часто ставящиеся под сомнения пионеры этой новой науки, возможно недалеки от той удачи, которая улыбнулась Галилею, Ньютону и Эйнштейну, которые добились признания лишь спустя годы игнорирования и высмеивания.
В России узаконили сквоттерство
Желающие присвоить чужое бесхозное помещение должны прожить в нем 15 лет, ни от кого не скрываясь
Два высших суда России — Верховный и Арбитражный — пришли к выводу, что пора разъяснить права тех, чья ситуация подходит под очень заковыристое понятие «приобретательная давность». В постановлении пленумов двух судов, который опубликовала 21 мая «Российская газета» www.rg.ru/2010/05/21/prava-dok.html/, сказано, что понимать надо просто: когда человек давно живет в доме, который ему не принадлежит, то суд по основанию именно такой «давности» может признать его владельцем. По недвижимости срок «давности» определен в 15 лет, а по другому имуществу — пять лет. Это значит, что Россия стала второй после Великобритании страной, узаконившей сквоттерство.
В Лондоне примерно 30 тысяч англичан занимают жилплощадь бесплатно. Более того, вполне легально действует Ассоциация сквоттеров. Как бездомному стать обладателем солидной недвижимости — воплотить в жизнь британскую мечту — наглядно демонстрирует история 70-летнего ирландского бродяги Гарри Хэллоуса (Harry Hallowes). В 2007 году неожиданно выяснилось, что он 21 год назад самовольно поселился на окраине роскошного лондонского района Hampstead Heath, и поэтому теперь законно является владельцем участка, рыночная стоимость которого составляет внушительные 2 млн фунтов стерлингов. Как сообщила The Daily Mail, имя Гарри Хэллоуса, живущего на своем участке с 1986 года, уже вписано в земельный кадастр. История с Хэллоусом всплыла на свет в 2005 году, когда девелопер Dwyer Asset Management, не подозревая о существовании Гарри Хэллоуса, собрался отгрохать на пустующем участке апартаменты. Сквоттера попытались было выселить, но лондонский суд, самый справедливый в мире, разобрал дело и установил, что права гражданина, пусть и бродяги Хэллоуса, злостно нарушают, ибо он является законным владельцем земли.
В России — свои герои. Как может выглядеть вариант Хэллоуса по-русски, продемонстрировал простой питерский экс-милиционер Андрей Пугин. Бывший опер уголовного розыска потребовал признать его законным владельцем квартиры площадью в 92 квадратных метра в центре Санкт-Петербурга, где он 17 лет… находился в засаде по долгу службы!
Пугин подал в Ленинский районный суд Северной столицы соответствующее исковое заявление. Он утверждает, что в 1993 году начальство послало его организовать засаду в квартире на улице Бронницкой. Караулить было предписано преступников, похитивших хозяина квартиры, бизнесмена Евгения Неймана.
Милицейское руководство подозревало, что похитители придут в квартиру с целью продать ее другим желающим. Однако злоумышленники так и не появились, а предпринимателя вскоре нашли убитым. Тем временем, Пугин продолжал исправно выполнять поручение начальства и не сдавал свой пост. Жилплощадь же, на самом деле, несколько раз перепродавалась по поддельным документам, однако новые владельцы не отваживались посетить ее из-за засады. Как не анекдотично, но в свете нового постановления Пугин может стать первым русским сквоттером, отсудившим в собственность захваченное жилое помещение.
Дело в том, что в замечательном постановлении пленумов Высшего Верховного и Арбитражного судов есть несколько условий для сквоттеров. По ним, владельцем захваченной недвижимости может стать только тот, кто владел имуществом добросовестно, не скрывался, не пытался это имущество спрятать. Владение должно быть непрерывным по годам. При этом имущество может быть просто бесхозным, а может быть чьим-то собственным. Решение суда о праве владения по приобретательной давности считается основанием для госрегистрации недвижимости.
Возникает, конечно, вопрос, как подтверждать эту самую непрерывность владения. У Пугина с этим проблем нет. Но и обычный бомж с гражданством РФ, тихой сапой вселившийся в какие-нибудь бесхозные апартаменты, может набрать кучу документов, подтверждающих факт его непрерывного проживания. Например, завести привычку доставлять себе покупки на дом курьером, будь то книга, или пакет с продуктами из интернет-магазина — и расписываться в квитанциях, где обозначен его адрес.
Проблема, пожалуй, в другом. «Сквоттерской» лазейкой в России смогут воспользоваться люди, обладающие инсайдерской информацией о наличии бесхозной квартиры — в первую очередь, работники ЖЭКов и сотрудники правоохранительных органов. Им и вопросов лишних соседи не зададут (все же лица официальные), и участковый паспорта проверять не придет. Да и с документальным подтверждением «приобретательной давности» у них тоже проблем не возникнет. Так что не исключено, что новации постановления положат начало небыстрому (производственный цикл 15 лет), но чертовски выгодному теневому бизнесу.
Кто может стать «нормальным» сквоттером в России? Любой, желающий поселиться в деревне. Вот тут и заброшенный дом можно будет подобрать на любой вкус, и прожить в нем 15 лет без проблем. Только граждан, избравших такой способ приобретения недвижимости, будет наверняка немного: брошенная деревенская недвижимость и сейчас имеется в огромном количестве. И ровным счетом никому не нужна.
Из Советской исторической энциклопедии
Скваттеры — (англ. squatter, от squat — селиться самовольно на чужой земле) фермеры, которые самовольно захватывали свободные земли. Скваттерство широко распространилось на северо-западе США (с 17 в.), а также в Австралии. Захваченные земли С. поверхностно обрабатывали, затем продавали их и шли дальше. В 1841 в США был принят закон о «первой заимке», согласно которому каждый гражданин США или иностранец, пожелавший принять амер. гражданство, получал право на приобретение в собственность зем. участка в размере 160 акров (65 га), которые он перед этим обрабатывал в течение 5 лет. Стоимость участка (по 1,25 долл. за акр) вносилась в рассрочку. Этим актом, облегчавшим приобретение земли, широко пользовались спекулянты, скупавшие большие, наиболее удобные участки и перепродававшие их в 10−20 раз дороже компаниям, строившим каналы, грунтовые и жел. дороги. В 1845 была образована Нац. ассоциация реформ, к-рая боролась за демократич. разрешение агр. вопроса путем предоставления переселенцам бесплатных зем. участков. После принятия в мае 1862 Гомстед-акта, предоставившего амер. гражданам право получать зем. участки (площ. 160 акров) из гос. зем. фонда, скваттерство в США прекращается.
Скваттерство сыграло большую роль в складывании фермерского (т. н. американского) пути развития капитализма в с. х-ве США.
Общее дело: Как появился сквоттинг, каким он бывает и почему снова актуален сейчас
Сквоттинг — одно из самых важных и интересных социальных движений второй половины XX века, оказавшее существенное влияние на политику, культуру, урбанизацию, идеи антиглобализма и автономизма. Мы попытались разобраться и составили полномасштабный гид по истории, типологии и формам сквоттинга — возможно, самого свободолюбивого культурного феномена.
История и предпосылки сквоттерства
Идейными предшественниками современных сквоттеров многие считают диггеров — сообщества крестьян, возникшие в эпоху буржуазной революции в Англии и критиковавшие идею частной собственности на землю и её эксплуатацию властью. Они считали, что частная земля есть результат её незаконного захвата, и призывали своих приверженцев возделывать незанятые угодья на коллективных началах.
В XX веке сквоттинг становится в большей степени индустриальным феноменом — незаконные захваты пустующих зданий и формирование коммун происходят уже в крупных промышленных городах. Особенно массовым это явление становится в послевоенное время, когда для большого количества людей обостряется жилищная проблема: в Англии и других странах Европы вернувшиеся домой солдаты вынуждены были занимать бараки и пустующие здания, поскольку большое количество жилых помещений было уничтожено.
Это — вынужденная или стихийная форма сквоттинга, которой занимались беженцы, лишенцы, бездомные или другие малоимущие слои населения. В эпоху расцвета хиппи, студенческих волнений и зарождения феномена контркультуры сквоттерство получило совсем новую форму — политизированную, которую реализует молодёжь радикально левых взглядов. Теперь захваченные здания и территории начинают использовать не только для реализации жилищной стратегии, но и для создания в них автономного социокультурного пространства.
Вторая половина 1960-х годов для западного общества становится временем важнейших социальных сдвигов и трансформаций общественного сознания. Кризис доверия к органам государственной власти и политическим партиям, милитаризация государств и гонка вооружений, загрязнение окружающей среды приводят к тому, что всё больше молодых людей объединяются под флагом новой левой идеологии. В США и развитых капиталистических странах Европы проходят массовые студенческие волнения, зарождается новая формация протестных групп и новых социальных движений — феминистского, антивоенного, движения за права сексуальных меньшинств и гражданские права. Импульс получает развитие автономизма, в среде которого как явление окончательно оформляется сквоттинг.
В 1960–1970-х годах появилось огромное количество сквотов и контркультурных коммун в мегаполисах США и Западной Европы. В Париже, Брюсселе, Берлине, Барселоне, Амстердаме, Лондоне и других городах тысячи людей незаконно занимали помещения бывших фабрик, промзоны, заброшенные склады, старые казармы, разрушенные церкви и особняки. Так появились легендарные миланский Леонкавалло, копенгагенская Христиания, лондонский Рампарт, чуть позже берлинские Тахелес и Кёпи.
Для нового поколения сквоттеров захват и проживание в пустующих полуразрушенных зданиях был формой идеологического отчуждения и антикапиталистической борьбы. Они не хотели быть включёнными в общество и реализовывать его модели потребления, наоборот — стремились создать автономное самоуправляемое пространство, часто являющееся одновременно жильём, социальным и художественным центром.
Сквоттерское движение всегда было очень разнообразно по своему составу и своей идеологии. Оно включало в себя представителей многих субкультур и контркультур: хиппи, панков, революционно настроенных студентов, художников, музыкантов, творческую молодёжь, андеграунд, городских активистов, антиглобалистов, — но всех их объединяла декларируемая оппозиция господствующей культуре и государству.
Графический символ сквоттеров — молния,
пронзающая круг
Настоящая «Википедия» сквоттинга. Одного этого сайта достаточно для того, чтобы понять все аспекты явления. Здесь есть огромная библиотека книг, культурологических исследований и статей по истории и антропологии сквоттинга, отдельная новостная система по странам, база данных действующих сквотов, масса ссылок на сторонние ресурсы по теме и архивных фотографий. И гигантский подраздел видео.
Голландский социолог Ханс Прёйт выделяет пять типов сквоттинга. Впрочем, эти дефиниции не строгие, поскольку различные формы сквоттинга могут пересекаться между собой.
Её реализуют в основном рабочий класс, бездомные, лишенцы, иммигранты и неимущие слои населения, причём при частой поддержке идеологических сквоттеров и активистов. Такой сквоттинг фокусируется не на каких-то структурных преобразованиях, а исключительно на помощи нуждающимся и может быть формой гуманитарного, социального и религиозного активизма. Требования сквоттеров в таком случае не выходят за рамки предоставления им места жительства либо попадания в списки на получение жилья.
Как альтернативная независимая жилищная стратегия
Такая форма сквоттинга может быть привлекательна для людей, которые хотят жить в группе, или радикальных DIY-энтузиастов, готовых создать собственное жилое пространство вместо того, чтобы вкалывать для оплаты квартирной ренты. В отличие от вынужденных сквоттеров, они не презентуют себя как аутсайдеров, а наоборот, гордятся своей самостоятельностью, к тому же, как правило, это представители среднего класса, не испытывающие нужды в жилье.
Кроме того, такой сквоттинг предлагает возможность примкнуть к определённому лайфстайлу. Так панки могут подселиться к панкам, феминистки могут образовать женскую коммуну и так далее.
Как социально-культурный центр
Сквот, на базе которого формируется какой-то культурный центр. Это может быть бар, воркшоп-зона, ресторан, арт-галерея, веломастерская, духовный центр и т. д. Здания в этом случае сквотируются для того, чтобы избежать бюрократических разборок и серьёзных финансовых вложений, а сами сквоттеры никак не противодействуют властям.
Многие из таких сквотов со временем получают легальный статус. Так, благодаря сквоттерам в 1967 году возник один из главных амстердамских ночных клубов Paradiso, культурный центр Forte Prenestino в Риме и миланский Леонкавалло — одна из важных достопримечательностей города, где проводятся сегодня театральные постановки, джазовые концерты и выставки. По той же схеме в Амстердаме возникли действующие сегодня бар Molli Chaoot, анархистский книжный магазин Het Fort van Sjakoo и крафтовая пивоварня Brouwerij ‘t IJ, владельцы которой когда-то начали варить пиво в засквоттированном здании на берегу канала.
В этом случае незаконный захват используется как тактика по противодействию властям или собственникам по сносу зданий (а иногда и целых кварталов) или их нерациональному использованию. Так, в 2000 году в Нидерландах группа активистов захватила военный форт Pannerden, препятствуя его перестройке в отель. На территории форта скоттеры организовали музей, рабочие места для художников и регулярные экскурсии для посетителей. Собственниками неоднократно предпринимались попытки их выселения, один раз даже с участием военных частей, но активисты каждый раз возвращались и в итоге добились своего: с ними было заключено соглашение об участии в реконструкции и дальнейшем управлении территорией форта.
Сквоттинг в таком случае выступает платформой (и достаточно удобной) для тех, кто занимается антисистемной политикой и идентифицирует себя с революционными идеями. Такие сквоттеры борются не за свои или чьи-то права, а исключительно против системы и нередко состоят в оппозиции к представителям других форм сквоттеров.
Карманный справочник сквоттера
В Великобритании с 1975 года действует консультационная служба, которая оказывает юридическую помощь бездомным и сквоттерам. Организация долгое время выпускала «Карманный справочник сквоттера», распространяемый за небольшую плату, в котором рассказывалось, как искать заброшенные здания, вести себя в случае столкновения с полицией и сохранить имущество за собой. По ссылке можно найти архив последнего, 13-го издания — в 2009 году после публикации в The Daily Mail материала о справочнике его было решено перестать выпускать. Впрочем, за советом можно по-прежнему обратиться непосредственно в саму организацию. Подобные консультационные проекты для сквоттеров существуют и в других странах.
Сквоты в СССР и России
Первые сквоты в СССР начали появляться в перестройку в крупных мегаполисах — городская инфраструктура разваливалась, а у властей не было ресурсов следить за нежилыми, заброшенными и старыми зданиями. В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью. Пустующие здания использовали как мастерские художники-радикалы, музыканты и прочие деятели альтернативного искусства.
В Москве одним из первых был двухэтажный сквот «Детский сад», организованный молодыми художниками в пустующем старинном здании детского сада на Китай-городе в 1984 году и просуществовавший до 1986-го. Сюда заглядывали деятели андеграундного кино братья Алейниковы и Евгений Юфит, тусовались музыканты и концептуалисты, захаживали иностранные журналисты. Самозахвата здания не было — детский сад принадлежал управлению Минздрава, а художники числились сторожами, что не мешало им проводить музыкальные перформансы и выставки. После статьи в парижском издании о московском культурном андеграунде сквот прикрыли. Чуть позже появился сквот на Фурманном, где базировались художественные мастерские, галерея в Трёхпрудном переулке под предводительством Тер-Оганьяна и легендарная арт-коммуна «Заповедник искусств» на Петровском бульваре, организованная Александром Петлюрой, — один из самых больших сквотов в столице. Эпоха была недолгой: в 1990-x власти начали обратно прибирать к рукам ценное городское имущество. Творческие коммуны и сквоты отнимали и сносили, либо они мутировали в творческие центры и теряли связь с андеграундом.
В отличие от Запада, советское сквоттерское движение не было политически активно и в основном занималось творческой деятельностью.
Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.
По-прежнему ведётся и активная борьба со сквоттерами со стороны властей и криминализация их в глазах общественности. Так, в Нидерландах с октября 2010 года сквоттинг официально признан незаконной деятельностью, за которую полагается штраф и тюремное заключение. В Великобритании сквоттеры тоже находятся на нелегальном положении. Но и там, и в других европейских странах полумаргинальные элементы, левацкая молодёжь и городские активисты регулярно занимают пустые дома, доставляя властям проблемы. Причём занимают их, не просто отгораживаясь от общества обветшалыми стенами фабричных зданий, но и активно влияя на городское развитие, культурную повестку, локальную и иногда даже национальную и интернациональную политику. Примером последнего можно считать оккупацию лондонскими сквоттерами особняка сына Каддафи в 2011 году с требованиями вернуть дорогостоящее имущество и недвижимость, принадлежащую родственникам диктатора, народу Ливии.
В 2015-м скоттеры никуда не деваются и регулярно появляются в новостях: занимают в Сохо бар, оккупируют парк в Марселе, организовывают социальные центры, проводят межнациональные форумы и фестивали.
50 лет назад сквоттинг появился на волне массовых протестных настроений и тектонических социальных сдвигов. Новый, 2015 год обещает нам экономический кризис, увеличение количества точек геополитической напряжённости и протестной активности, рост дистанции между богатыми и бедными и дальнейшее погружение в глобальный хаос — тоже, в общем-то, отличная среда для реализации сквоттерской утопии.
Сегодня, несмотря на упадок контркультуры и повсеместную джентрификацию, причиной которой сквоттинг во многом и является, он по-прежнему довольно широко распространён в Европе.
Прямой отжим Россиянам можно захватывать чужое жилье, но они не знают об этом
Представьте себе: вы возвращаетесь с зимовки в Гоа, а дома вас встречает компания совершенно незнакомых радикальных экологов. Или абсолютно чуждых вашей жизни левых активистов. Или коммуна хиппарей. Или последователи секты петляющего биткоина. Или бродячий цирк зверей. Звучит, как сцена из триллера, но такое действительно случается. Вспомнить хотя бы троих из Простоквашино.
Если серьезно — сквоттинг (от англ. Squatting — «сидеть на корточках») как явление распространен по всему миру. Родиной такой практики считается Англия, где первые случаи самозахватов отмечались еще в 14 веке. Чаще всего первыми сквоттерами называют диггеров — английских крестьян времен буржуазной революции, которые считали находящуюся в частной собственности землю захваченной незаконно и, соответственно, призывали возделывать пустующие участки как свои.
Действие одно, смыслы разные
Начиная с 20 века в сквоттерское движение активно вливались субкультуры самого широкого спектра ценностей и идеологий — от хиппи до панков, от революционеров до арт-богемы, от антиглобалистов до городских активистов и борцов за сохранение культурного наследия.
Питерская анархо-грайндкор группа Crowd Control, песня «Сквотируй мир»:
Сквотируй мир, е** (имей — прим. «Ленты.ру») закон.
Для того, чтобы жить, не нужен закон.
Освобождая за домом дом,
Наша автономия станет реальной.
Государство должно быть нелегально.
Сквотируй мир, е** закон.
Сквоты — реальная альтернатива,
Мы должны стать примером для этого мира.
Доступная форма сопротивления,
Мы будем сильны несмотря на давление.
Зачем я должен платить за то, чтобы жить.
Сквот Forte Prenestino
Фото: Vittorio Daniele / NurPhoto / REX / Shutterstock
Цели тоже были самыми разными. Тусовка, экономия на жилье, противостояние навязываемым ценностям общества — только часть из них.
В Италии 70-х возникло и распространилось явление так называемых «захваченных самоуправляемых общественных центров» — пустующие помещения усилиями самоорганизующейся молодежи (в основном контркультурной) превращались в бары, галереи, мастерские и прочее, некоторые из них впоследствии приобрели легальный статус (например, культурный центр Forte Prenestino в Риме и сквот «Леонкавалло» в Милане, ставший городским культурным must-visit). По такой же схеме возникли, например, амстердамские пивоварня Brouwerij ‘t IJ, анархистский книжный Het Fort van Sjakoo и клуб Paradiso. В Петербурге подобным образом был легализован сквот на Пушкинской, 10 — захватившие в 1989 году помещение художники зарегистрировали Фонд «Свободная культура». Сквоттерам пришлось противостоять в борьбе за свои интересы как городским властям, так и коммерческим структурам, имеющим виды на недвижимость. Художники лоббировали свои интересы, обращаясь к чиновникам, общественным и культурным деятелям (в России и за рубежом) и проводя различные акции (вплоть до угрозы самосожжением) — в итоге дом был передан созданному ими фонду в аренду на 49 лет.
Иногда сквоттирование становится способом противостояния сносу зданий или целых кварталов. Так было, например, в Нидерландах в 2000 году — группа активистов заняла помещения военного форта, чтобы не допустить его реконцепции и создания отеля. Своими силами сквоттеры организовали музей, творческие мастерские, экскурсии для желающих — фактически, сами провели реконцепцию базы под культурный кластер. Активистов неоднократно пытались выселить, но в итоге власти все-таки сдались и «легализовали» захват, подписав соглашение о реконструкции и управлении территорией форта.
В России сквоттеры тоже были и есть — культура привлекала и богему советского периода, и молодежь 80-90-х, и «протохипстеров» 2000-2010-х, не говоря уже о маргиналах любого из десятилетий. Во второй половине 2018-го СМИ вновь подняли эту тему — на этот раз речь шла о нераспроданных новостройках Новой Москвы, где на этажах селятся не только нелегальные мигранты, но и свои, столичные безработные и даже вполне трудоустроенные граждане.
фото: Thomas Peter / Reuters
Откройте, полиция
Само собой, захват пустующих зданий, в какой бы стране он ни происходил, обычно попадает в поле зрения закона.
Британское законодательство очень лояльно к сквоттерам — до недавнего прошлого захват пустующей недвижимости даже не считался уголовным преступлением. Ужесточения в этом вопросе случились после вступления в ЕС. С открытием границ случаи сквоттинга участились, причем захватывались не только давно пустующие дома, но и помещения, владельцы которых уехали в отпуск. Проблема в том, что, поскольку сквоттинг считался исключительно административным правонарушением, рычагов влияния у законных владельцев было немного. Вполне реальной ситуацией стало застать в доме незнакомцев, вернувшись из круиза, а потом несколько месяцев добиваться их выселения через суд. Британские законы еще и запрещают вламываться в запертое помещение, где находятся люди, препятствующие проникновению. Понятно, что в захваченном доме практически всегда дежурит кто-то из сквоттеров — законным владельцам оставалось или выманивать захватчиков из здания, а затем самим «сквоттировать» его или идти в суд.
Законодательство ужесточили в 2012 году — вселение в чужие жилые дома стало уголовным правонарушением. А вот о коммерческой недвижимости закон ничего нового так и не сказал, так что сквоттеры продолжают активно заселять пустующие заводы, офисные и складские здания.
При этом в Британии до сих пор действует служба ASS (Advisory Service for Squatters), которая предоставляет юридическую помощь сквоттерам. Долгое время она даже выпускала «Карманный справочник сквоттера», последний его выпуск вышел в 2009 году — издание закрыли после того, как к справочнику привлекла внимание статья в Daily Mail. Консультационные проекты для сквоттеров существуют и в других странах (в России централизованной службы такого рода нет).
Сквоты и создают, и разгоняют по всему миру. «Лицо, которое незаконно занимает чужую собственность, автоматически подпадает под нарушение норм права — в частности, жилищного, — комментирует российскую практику Полина Багрянская, помощник юриста компании АВТ-Консалтинг. — Действия сквоттеров можно рассматривать как незаконное проживание в помещении. В этом случае собственник занимаемого помещения может обратиться в суд с иском о выселении. С таким требованием может обращаться и прокурор, так как в его полномочия входит выступление в защиту интересов неопределенного круга лиц».
Фото: Christian Mang / ТАСС
Татьяна Голова, участница исследовательского проекта «Молодежный Петербург: движения, организации, субкультуры», в своей работе приводит кейс одного из сквотов — разогнанного в конце 90-х дома на Васильевском острове: «После вторжения ОМОНа задержанных отвели в участок (. ) Дело об административном правонарушении («оказание сопротивления при задержании») разбиралось народным судом. Заседание превратили в хэппенинг: «У нас были такие колпаки и носы типа клоунских, но с восклицательным знаком” (из интервью с одним из сквоттеров — прим. «Ленты.ру»). Суд назначил штрафы, которые никто выплачивать не стал, что в свою очередь не вызвало никаких санкций. Таким образом, суд стал лишь незначительным эпизодом и не отбил охоту от дальнейших захватов». Случаются и более жесткие разгоны — и силовые, и без привлечения властей (как в 2009 году, когда граждане без определенного места жительства покалечили одного из сквоттеров, захвативших расселенную «хрущевку» на востоке Москвы).
В целом, как говорит юрист Александр Малютин, в российском праве ответственность за захват земельного участка предусмотрена статья 7.1 КоАП. «Что касается самовольного занятие жилого или нежилого помещения, то такие действия, на мой взгляд, могут образовать состав преступления, предусмотренного статьей 330 УК РФ – Самоуправство», — комментирует юрист.
Было ваше, стало наше
Могут ли сквоттеры стать собственниками захваченной недвижимости? Зависит от страны. В британском праве, например, сквоттеры наделены правом подать заявку на владение занимаемым объектом после десяти лет владения землей путем выплаты обычного взноса (fee simple). Предыдущий владелец будет уведомлен о такой заявке и сможет опротестовать ее. В российском законодательстве есть похожая норма — статья 234 Гражданского Кодекса РФ, которая устанавливает институт приобретательной давности:
Лицо — гражданин или юридическое лицо, — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество.
Фото: Mahoudeau Clement / ABACA / ТАСС
«Однако это совершенно не означает, что владение любым недвижимым имуществом на протяжении 15 лет позволит получить право собственности на указанное имущество, — рассказывает Александр Малютин. — Судебная практика складывается в сторону отказа в удовлетворении таких заявлений. Дело в том, что право собственности на недвижимое имущество регистрируется в Росреестре, о собственнике делается запись в ЕГРН — тем самым государство признает право собственности на конкретное имущество за определенным лицом, а следовательно, в силу части 2 статьи 8 Конституции гарантирует защиту такого имущества». Поэтому захвативший объект человек никак не может пользоваться им добросовестно — уже есть другой собственник, сведения о котором открыты и доступны любому. Обычно суды как раз так и мотивируют отказы по искам.
Другое дело, что знание о 234 статье ГК РФ часто позволяет брать верх в конфликтах с полицией или соседями — на открытых ресурсах рунета, посвященных сквоттерству, приводятся рекомендации ссылаться на эту норму, акцентируя тот факт, что «захватчики» ни от кого не скрываются (рекомендуется, например, сохранять в доказательство этого чеки служб доставки).
Положительные судебные решения тоже встречаются: например, если истцу удалось доказать, что местонахождение предыдущего владельца неизвестно, а земельный участок, предоставленный ему в собственность, им не использовался, могут и присудить право собственности. «В данном случае дополнительным критерием может быть тот факт, что собственники земельных участков обязаны их обрабатывать и использовать по их целевому назначению, — разъясняет Малютин. — Если бы вместо собственника кто-то не пользовался бы таким участком, не следил бы за ним, не облагораживал, такой участок, возможно, был бы изъят в пользу государства». Но вообще, говорит юрист, более-менее реальные шансы на признание права собственности на недвижимость через институт приобретательной давности — разве что у граждан, получивших участки еще при СССР. Тогда не было единого реестра сведений, к тому же с тех пор документы могли потеряться или сгореть. Вот «под соусом» того, что сведения о праве собственности раньше существовали, но потом почему-то не были внесены в Росреестр, еще можно получить занимаемый участок в порядке приобретательной давности. Либо можно попытаться использовать «дедовский», обкатанный в 20-м веке поколениями сквоттеров, способ — лоббирование своих интересов через СМИ и различные общественные институты, легализуя таким образом уже совершенный захват.