Мезосоматик что это значит

Макросоматик, мезосоматик и микросоматик — соматотипы людей

Мезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значитНа протяжении жизни человека его тело изменяется и развивается в рамках определенного соматотипа, что является определяющим для конституции и программы развития тела. Фактически, соматотипы людей – это типы телосложения. Соматотип закладывается на генетическом уровне и, соответственно, не изменяется на протяжении всей жизни человека, вследствие чего преодолеть его невозможно.

Изучая конституцию людей, ученые выделили ряд черт и закономерностей, которые позволяют объединить их в три разных группы. Впервые выявил общие закономерности и разделил их на три соматотипа Уильям Шелдон. Позднее он разработал систему оценки соматотипов.

Условно типы конституции человека можно разделить на макросоматиков, микросоматиков и мезосоматиков.

Закономерности телосложения макросоматиков

Макросоматик – это такой тип конституции тела, который отличается широкой костной структурой и большими запасами подкожного жира. Зачастую макросоматики имеют также высокий рост и относительно широкое лицо.

Такому человеку очень трудно приобрести стройные формы. Даже при жесткой диете макросоматику очень трудно достичь снижения веса, вследствие чего диеты не дают длительных результатов и тело вновь стремиться к своей привычной форме.

У макросоматика относительно широкая грудная клетка с более горизонтально стоящими ребрами, несколько увеличенные границы сердца, более широкие легкие. Органы брюшной полости макросоматика зачастую немного больше за счет горизонтального размера.

В обмене веществ у макросоматиков преобладают процессы катаболизма (образования тканей организма из поступивших веществ).

Общие закономерности телосложения микросоматиков

Микросоматик – это такой тип конституции, который отличается тонкой костной структурой и небольшим количеством подкожного жира.

Внешне микросоматики отличаются длинными тонкими руками и ногами, узкой талией и плечами, небольшой грудной клеткой. У микросоматиков проблемы веса диаметрально противоположны макросоматикам. Им трудно набрать и несколько килограммов, даже при усиленном питании.

Грудная клетка микросоматика сужена, ребра имеют более вертикальное направление, угол между реберными дугами острый. У девушек этого типа обычно небольшая грудь, узкий таз. Внутренние органы у микросоматиков располагаются более «вытянуто».

Обмен веществ микросоматиков построен преимущественно на анаболизме – расщеплении попадающих в организм питательных веществ.

Общие закономерности телосложения мезосоматиков

Мезосоматик – это тип конституции тела, который вобрал в себя все достоинства двух предыдущих типов. У мезосоматиков тот самый усредненный тип фигуры и внутреннего строения, в расчете на который построены большинство анатомических пособий и сборников модных диет. Мезосоматики не испытывают трудностей с набором мышечной массы, но и не страдают избыточным весом.

Обмен веществ у мезосоматиков сбалансирован и не имеет выраженной тенденции к расщеплению либо образованию веществ.

Источник

Мезосоматик что это значит

Мезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значит Мезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значитМезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значит

Поиск

Актуальность оценки физического развития детей

В статье представлен современный взгляд на проблему физического развития детей, а также предпочтительный способ оценки и характеристики физического развития на современном этапе. Отражены данные анализа собственных наблюдений по результатам профилактических осмотров. Выявлены особенности физического развития школьников мегаполиса Санкт-Петербурга.

Актуальность. При анализе амбулаторных поликлинических карт истории развития ребенка обращает на себя внимание игнорирование оценки антропометрических данных. Однако часто отклонение от нормы физического развития является первым важным симптомом как функционального состояния, так и уже имеющегося заболевания. Физическое развитие наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью является одним из показателей уровня здоровья населения. Детский организм в отличие от организма взрос­лого реагирует на воздействие внешней среды — биологической и социальной — в особенно резкой степени.

Под физическим развитием понимают динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма (изменения размеров тела, его пропорций, телосложения, нарастания мышечной массы, работоспособности), обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. В результате этого интенсивность роста детей и подростков может подвергаться существен­ным изменениям.

Понятие «здоровье» характеризуется сложностью, многозначностью и синкретичностью. В нем отражаются фундаментальные аспекты биологического, социального, психического и духовного бытия человека. Современное понимание здоровья формируется с позиций естественнонаучных и гуманитарных подходов к данной проблеме, что предполагает исследование целого ряда параметров благополучного развития личности: физического состояния, смысло-жизненных ориентаций, духовных и нравственных посылок. Личность рождается и развивается в социуме, который определяет и оказывает непосредственное влияние на ее здоровье. Доказано, что здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 20% зависит от наследственных факторов, 20% — от состояния окружающей среды и только на 10% — от развития медицины.

В последнее время наряду со здоровьем физическим и психологическим активно изучается «социальное здоровье». Оно определяется как «гармония взаимоотношений человека с другими людьми, социумом, обществом, культурой, которая способствует не только эффективному развитию и самоактуализации личности, но и тому благотворному влиянию, которое активная личность оказывает на других людей, социум и культуру в целом». Понятие «социальное здоровье» расширяет взгляд на отношения человека с окружающим миром, указывая на взаимоопосредующее влияние обеих сторон.

Процессы роста и развития составляют основную характеристику детского возраста. Изучение закономерностей развития, создание методов его практического контроля, защита и обеспечение нормального развития или, точнее, оптимального развития детей — одна из главных составных частей и педиатрической науки, и практической деятельности врача-педиатра.

Основные законы роста детей:

1. Рост — отражение системного процесса развития.

2. Замедление скорости роста с возрастом.

3. Неравномерность изменений скорости роста.

4. Кранио-каудальный градиент роста.

5. Чередование направлений роста.

6. Половая специфичность темпа роста.

7. Асимметрия роста.

Методы, которыми изучается физическое развитие детей, включают: измерение размеров и массы тела (антропометрия или педометрия), осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия), динамометрию, исследование физической работоспособности с помощью степ-теста или велоэргометрии. Иногда в этот комплекс включают некоторые физиометрические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ и т.д.). Чем большее количество признаков заложено в оценку физического развития, тем точнее будет сама оценка.

Использование соматометрических показателей составляет основу оценки физического развития детей, как в практике диспансеризации детского населения, так и в научных популяционных исследованиях. Разработана методология подходов к оценке здоровья детей при массовых скрининг-обследованиях. При всем разнообразии методов и методик оценки физического развития историческое значение имеют те, которые идентифицированы, унифицированы и сопоставимы.

Как для теоретической, так и для практической медицины чрезвычайно важно определить понятие «практическое здоровье» и «норма», отклонение от границ которых можно считать болезнью, патологией. Уильямс (Rowan Douglas Williams) считал, что «норму» невозможно точно определить, поскольку каждый человек представляет собой «отклонение от нормы». Другие исследователи, в частности В.Петленко, считают, что «норма есть биологический оптимум живой системы». Хотя здоровье представляет собой состояние противоположное болезни, оно не имеет четких границ, так как существуют различные переходные состояния. В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности.

Пограничные состояния с учетом их клинической значимости ранжируются следующим образом:

— критические состояния развития;

— умеренные гетерохронии или дисгармонизации развития;

— совокупность условий жизни, приводящая к высокому риску альтераций развития;

— краткосрочная реакция дезадаптации;

Критические состояния развития составляют особый раздел педиатрии, в большей части еще не изученный. По существу критические состояния — это транзиторные нарушения самочувствия, адаптационных возможностей, ограничения нормальной жизнедеятельности, а также комплекс объективных клинических и функциональных изменений, внешне формирующих картину болезни. Но, по сути, критические состояния связаны с характерными для возрастного развития кризисами дисгармонизации или дисхрониями в процессе роста, созревания функций органов и межсистемных взаимоотношений.

До cих пор ведется научная дискуссия о нормативах физического развития детей. Наряду с мнением о необходимости создания региональных таблиц для оценки физического развития детей, ряд исследователей доказывает состоятельность и эффективность использования межрегиональных нормативов.

При оценке физического развития важно оценивать не только региональность проживания, но и вид населенного пункта (город, село). В качестве стандартов используются результаты антропометрических измерений больших (не менее 100-150 человек), однородных по полу, возрасту и другим признакам групп населения. Стандарты физического развития всегда имеют региональный характер, причем в пределах регионов, населенных разными этническими группами, должны использоваться стандарты, разработанные отдельно для представителей этих групп. Это особенно важно для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока, Кавказа, Поволжья и других регионов, где вместе проживают представители разных этносов, имеющих между собой существенные генетически предопределенные антропологические различия. Так, масса тела детей большинства северных народностей, как и их рост, в основном ниже нормативных средних показателей. При этом относительно малый рост детей и взрослых вовсе не является фактором риска для здоровья, их физическое развитие гармонично.

Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. Диапазон варьирования признака или диапазон распределения разбивают на определенные участки, которые являются основой для построения оценочных шкал. Способов таких разбивок много, но в практике используются преимущественно 2 способа — параметрический, или сигмальный, и непараметрический — центильный. Профессор И.М. Воронцов предложил использовать для соматотипирования индекс «стении» и центильную шкалу для его оценки.

Для оценки физического развития показатели различных тестов конкретного индивидуума сравнивают со статистическими значениями соответствующей возрастной группы. Существует несколько приемов сопоставления результатов тестирования индивидуума со средними значениями его возрастной группы.

В настоящее время считается наиболее оптимальным способом оценки физического развития — оценка с помощью центильных таблиц. Метод прост в работе, так как исключены расчеты. Центильные шкалы представляют собой описание частотных долей распределения диапазона варьирования признаков, абсолютно независимое от математического распределения. Соответственно эти шкалы более универсальны. Они удобны при массовых профилактических обследованиях детей, для выделения групп с «пограничными» значениями и возможными патологическими отклонениями признаков. Чаще используют шкалу Стюарт, в которой предусмотрено выделение границ 3, 10, 25, 50, 75, 90 центилей распределения, в США чаще применяют крайние частотные точки 5 и 95 центилей. При этом за норму принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста — в интервалах 25-50-75 центиля. Для более простых, скринирующих обследований предложено относить к вариантам нормы характеристики, свойственные 80% популяции и лежащие в интервале от 10-го до 90-го центиля. К группам внимания, то есть с пограничными состояниями, можно отнести детей укладывающихся в диапазон 3-10-й центилей и 90-97-й центилей, а в группу, требующую дополнительного обследования, — детей с признаками, выходящими за пределы 3-го и 97-го центилей.

Для более полной характеристики оценки физического развития используют его интегральную оценку — гармоничность.

Заключение о гармоничности развития ребенка дается по результатам антропометрических измерений и соответствующим центильным коридорам в центильных таблицах:

— Гармоничный и соответствующий возрасту — если все антропометрические показатели находятся в пределах 25-75 центиля.

— Гармоничный с опережением возраста — если полученные результаты соответствуют 90-97 центилю.

— Гармоничный с отставанием от возрастных нормативов — если данные обследуемого ребенка находятся в пределах 3-10 центиля.

Все остальные варианты свидетельствуют о дисгармоничном развитии и требуют обследования у врача с целью выяснения причины этого явления.

Впервые советские ученые P.H. Дорохов и И.И. Бахрах предложили определение соматотипов на основании величин сигмальных отклонений длины, массы тела и окружности грудной клетки от средних значений. Принадлежность ребенка к одному из трех соматотипов (микросоматический, мезосоматический, макросоматический) оценивают по сумме номеров центильных интервалов (зон), полученных для длины, массы тела, окружности грудной клетки. Позднее эти интервалы названы И.М. Воронцовым «коридорами». При сумме баллов до 10 ребенка относят к микросоматотипу, при сумме от 11 до 15 баллов — к мезосоматотипу, а от 16 баллов — к макросоматотипу.

По мнению И.М. Воронцова, соматотип применительно к ребенку означает не столько тип телосложения, сколько темповую характеристику роста: микросоматотип — замедленный, макросоматотип — ускоренный, мезосоматотип — средний темп роста. При дисгармоничном развитии соматотип не определяется.

По сумме отклонений, выраженных в баллах, обследуемые подразделяются на три основных и два переходных соматических типа — микросомный, мезосомный, макросомный, микромезосомный и мезомакросомный. Игорь Михайлович Воронцов предложил модификацию данной схемы — выделение трех основных соматотипов по сумме номеров «коридоров» центильной шкалы.

Следующей характеристикой физического развития является темп физического развития. Определение его необходимо для качественной оценки состояния здоровья каждого конкретного ребенка. Индивидуальное разнообразие темпов физического развития достаточно велико, но если оно укладывается в границы нормы, значит, условия жизни и деятельности ребенка соответствуют возможностям и потребностям его организма. Это связано с различным темпом роста тканей. По данным динамики роста и развития детей можно судить об их здоровье, физическом и психическом благополучии. Любые отклонения от нормы в физическом развитии свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья и должны приниматься во внимание. В то же время особенности роста и развития принято учитывать и оценивать прежде всего по показателям физического развития.

Показатели физического развития также различают в зависимости от пола и возраста.

Изменчивость функциональных систем растущего организма способствует быстрой адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий внешней среды. Как известно, отклонения в состоянии здоровья школьников достаточно высокие. Выявленные отклонения в уровне физического развития могут скрывать в себе различного рода заболевания. Недооценка этих отклонений может сказаться в последующие годы при профессиональной ориентации и будущей трудовой деятельности.

Своевременное выявление отклонений в физическом развитии и их корреляции повышают уровень здоровья детей. Учитывая вышеизложенное, необходимо осуществлять пристальное внимание за динамикой физического развития школьников, используя все этапы профилактики.

Одной из приоритетных задач современной профилактической медицины является ратификация объективных методов и информативных способ оценки и оптимизации состояния здоровья с целью предупреждения перехода донозологических состояний в стадию болезни. Важно отметить, что донозологическая диагностика основывается не только на учете эндогенного, но и социально-гигиенических и экологических факторов. Широкое развитие донозологической педиатрии и вторичной профилактики может весьма значительно повлиять на уровень здоровья населения, что в социальном плане является более эффективным, чем совершенствование медицины III уровня («Медицины болезней»).

В Санкт- Петербурге с 2000 г. проводятся профилактические осмотры с помощью автоматического комплекса диспансерного обследования (АКДО), разработанного д.т.н., профессором В.В. Шаповаловым и д.м.н., профессором И.М. Воронцовым. Преимуществами этого метода являются: стандартизация медицинского обследования, комплексность и многопрофильность медицинского обследования. Этот инновационный метод позволяет за кратчайшие сроки составить представление о состоянии здоровья ребенка по 24 профилям патологии, выявить заболевания, а также преморбидные состояния, то есть функциональные изменения организма.

В 2003-2007 гг. на базе кафедры педиатрии №1 СПбМАПО проведен научный анализ 15000 профилактических осмотров школьников в возрасте от 6-18 лет, из них девочек — 7510 (49,3%), мальчиков — 7535 (50,7%).

Обследованные дети разделены на три возрастные группы: младшая — 6-9 лет, что соответствует начальной школе, средняя — 10-14 лет — средняя школа, старшая — 15-18 лет — подростки. В основу формирования групп заложены такие критерии как анатомо-физиологические особенности организма, социальная нагрузка, степень приспособленности к условиям окружающей среды, с которыми связана специфика ухода и воспитания ребенка. Проведена оценка гармоничности и темпа физического развития.

Во всех возрастных группах гармоничный тип физического развития выявлен в 53% случаев от всех обследованных детей, с достоверным преобладанием девочек (51,6% и 48,4% соответственно, p

Источник

Спинальная мышечная атрофия 1 типа


Может ли донор банка половых клеток оказаться носителем тяжелого генетического заболевания?

У людей, решивших воспользоваться услугами банка половых клеток, обычно возникает множество вопросов и переживаний. Часто пара беспокоится о том, что донор может оказаться носителем серьезных наследственных болезней. Например, многие слышали, что есть такая тяжелая болезнь, как спинальная мышечная атрофия. Поговорим о том, что это за патология, и как в Репробанке выявляют кандидатов в доноры, являющихся ее носителями.

Спинальная мышечная атрофиия 1 типа, или младенческая форма СМА (англ. SMA), или болезнь Верднига-Гоффмана – тяжелое наследственное заболевание, которое проявляется в нарушении работы мышц, дыхания, глотания.

Заболевание развивается из-за дефекта в гене SMN1, который находится в длинном плече пятой хромосомы. В нём возникает делеция – выпадение участка генетического материала, которая приводит к некорректной работе гена и отсутствию выработки белка, отвечающего за поддержание двигательных нейронов, являющихся нервными клетками головного и спинного мозга, отвечающими за управление движением мышц.

Спинальная мышечная атрофия 1 типа наследуется аутосомно-рецессивно. То есть для того, чтобы родился больной ребенок, он должен получить генетический дефект сразу в двух копиях гена SMN 1, расположенных на сестринских хроматидах, пришедших от обоих родителей.

Если это происходит, то в организме не синтезируется белок SMN, необходимый для нормальной работы двигательных нейронов (нервных клеток), из-за чего возникают мышечные расстройства.

Внимательный читатель тут задаст вопрос: коль скоро существует первый тип спинальной мышечной атрофии, то должен быть второй и т. д.? Действительно, всего существует пять типов заболевания. Они различаются по характеру генетических нарушений, времени возникновения и тяжести симптомов. Первый тип самый распространенный и один из самых тяжелых.

Частота носительства дефектных генов оценивается, по разным данным, от 1:38 до 1:70. Иными словами, каждый 38–70-й человек имеет одну дефектную копию гена SMN1, на одной из дочерних хроматид, но сам при этом здоров. Если два таких человека решат завести ребенка, вероятность того, что малыш получит оба дефектных гена и родится больным, составляет 25%. Но, как считается, такая тяжелая патология нередко приводит к прерыванию беременности на ранних сроках, поэтому распространенность заболевания не так высока, как должна бы получиться по расчетам: в реальности она составляет 1 случай на 11 000 новорожденных.

Мезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значит

Как проявляется младенческая форма СМА?

Симптомы спинальной мышечной атрофии возникают с рождения либо до 6 месяцев. У таких детей отмечается гипотония – сильное ослабление мышечного тонуса, особенно в ручках и ножках. Из-за поражения нервных клеток их мышцы ослаблены, поэтому у таких малышей не формируются основные навыки: они не могут держать головку, сидеть, ползать, стоять. У них нарушено дыхание и глотание, утеряна способность самостоятельно принимать пищу, и их приходится кормить через зонд. Такие дети нуждаются в специальном уходе с участием команды врачей-специалистов.

При этом когнитивные (познавательные) способности больного ребенка обычно не нарушены.

Для выявления болезни Верднига-Гоффмана проводят электромиографию (регистрацию электрических импульсов в мышцах), биопсию мышц (получают небольшой образец мышечной ткани и исследуют под микроскопом). Самый точный метод диагностики – исследование структуры ДНК (для анализа берут кровь).

Каков прогноз? Существует ли эффективное лечение?

Прогноз при спинальной мышечной атрофии неблагоприятный. Большинство детей, родившихся с этим заболеванием, не доживает до 2 лет. Средняя продолжительность жизни составляет 1 год.

Лечения, направленного на причину заболевания, на данный момент не существует, хотя предпринимаются попытки его создать. Большинство детей получают лишь соответствующий уход и симптоматическую терапию. Симптомы постепенно нарастают, и ребенок погибает, как правило, от дыхательной недостаточности.


В 2016 году американским Управлением по контролю качества лекарственных препаратов и продуктов питания (FDA) был одобрен препарат Спинраза (Spinraza), модифицирующий течение спинальной мышечной атрофии. Дело в том, что помимо гена SMN1, в клетках человека есть ген SMN2, который тоже кодирует белок SNM, но его вырабатывается меньше, и он быстрее разрушается. Спинраза заставляет ген SMN2 работать активнее, в результате чего улучшается состояние больного ребенка и увеличивается продолжительность жизни.


В 2019 году FDA одобрило инновационный препарат для генной терапии спинальной мышечной атрофии – Золгенсма (Zolgensma). Это лекарство – по сути искусственно созданный «вирус», который доставляет рабочую копию гена SMN1 в нервные клетки.


В августе 2019 года состоялась регистрация препарата Спинраза (Spinraza ) в РФ.


Несмотря на эти достижения, до победы над СМА еще далеко, а инновационные препараты стоят очень дорого, и к сожалению, доступны не многим, болеющим СМА детям. Поэтому врачи Репробанка тщательно обследуют кандидатов в доноры половых клеток и информируют пациентов банка о необходимости уточнения их статуса носительства частых аутосомно-рецессивных заболеваний, к которым относится СМА, что позволяет значительно снизить риски рождения детей с генетической патологией.

Какие меры принимаются в Репробанке?

Репробанк тщательно проверяет всех доноров половых клеток:

Пользуясь услугами Репробанка, вы максимально снижаете риски передачи наследственных заболеваний от доноров репродуктивных клеток.

Существуют некоторые причины для остаточного риска рождения ребенка с заболеванием, но они крайне малы:

Все эти ситуации встречаются достаточно редко. Для того чтобы дополнительно снизить риски, мы рекомендуем провести генетический анализ на данную патологию второму родителю.

Мезосоматик что это значит. Смотреть фото Мезосоматик что это значит. Смотреть картинку Мезосоматик что это значит. Картинка про Мезосоматик что это значит. Фото Мезосоматик что это значит

Зиновьева Юлия Михайловна

Ведёт генетическое обследование доноров Репробанка, осуществляет подбор доноров для пар, имеющих ранее рождённых детей с установленной генетической патологией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *