Мфк предмет в школе что это

Межфакультетские учебные курсы

Межфакультетский учебный курс МГУ (МФК) – это семестровый курс лекций, читаемый ведущими профессорами и преподавателями МГУ, являющимися специалистами в своей области и способными ярко и увлекательно показать связи между различными областями знания: наукой, искусством, политикой, культурой, общественными и социальными процессами.

Освоение МФК является неотъемлемым элементом обучения студентов в Московском университете. Информация о сданных студентом зачетах по МФК вносится в приложение к его диплому.

Для студентов очной формы обучения 3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры освоение МФК обязательно в объеме одного курса в семестр. Для этих студентов задолженность по зачету за МФК расценивается так же, как и академическая задолженность по любому другому обязательному предмету.

C 2021/2022 учебного года года для студентов студентов очной формы обучения 3 курса бакалавриата и 1 курса магистратуры обязательно освоение как минимум одного курса по тематике искусственного интеллекта. Выбрать такой курс можно либо в осеннем, либо в весеннем семестре. Остальные курсы могут быть по любой тематике.

В счет обязательного объема освоения МФК могут войти зачеты только по тем курсам, которые студент прослушал на факультетах, отличных от его факультета обучения.

Мфк предмет в школе что это. Смотреть фото Мфк предмет в школе что это. Смотреть картинку Мфк предмет в школе что это. Картинка про Мфк предмет в школе что это. Фото Мфк предмет в школе что это

Студенты всех остальных курсов и других форм обучения также приглашаются для освоения МФК, хотя для освоение МФК не является обязательным. В расписании учебных занятий студентов всех курсов всех факультетов зарезервировано время для МФК по средам с 15:10 до 16:40 и с 17:00 до 18:30. Любой студент Московского университета может прослушать любые МФК и сдавать по ним зачет, если пожелает.

МФК можно прослушать заранее. В этом случае, по желанию студента, они могут быть засчитаны либо как обязательные МФК в соответствующем семестре, либо как дополнительный факультативный курс. Во избежание путаницы о своем желании засчитать ранее прослушанный МФК в качестве обязательного студенту необходимо своевременно сообщить в учебный отдел факультета.

Для прослушивания и последующей сдачи зачета по МФК необходимо зарегистрироваться в «Личном кабинете студента МГУ» и записаться на выбранные курсы. До 30 сентября и 28 февраля запись на МФК производится студентами самостоятельно. После указанных дат запись будет возможна только через учебный отдел факультета (каб. E-470).

Чтение лекций в рамках МФК начинается со второй среды каждого семестра. Количество слушателей каждого курса ограничено, поэтому рекомендуем записываться на курсы заблаговременно.

Мфк предмет в школе что это. Смотреть фото Мфк предмет в школе что это. Смотреть картинку Мфк предмет в школе что это. Картинка про Мфк предмет в школе что это. Фото Мфк предмет в школе что это

В осеннем семестре 2021/2022 истфак предлагает студентам других факультетов МГУ прослушать 9 межфакультетских курсов (в том числе один курс – по проблемам применения искусственного интеллекта), чтение которых будет проходить в дистанционном формате. Первые лекция по всем МФК состоятся 6 октября 2021 года

Источник

Современный урок. Мировая художественная культура

Мфк предмет в школе что это. Смотреть фото Мфк предмет в школе что это. Смотреть картинку Мфк предмет в школе что это. Картинка про Мфк предмет в школе что это. Фото Мфк предмет в школе что это

Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы

МХК в учебном плане школы

Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:

• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;

• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;

• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.

Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.

Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.

Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.

Специфика учебного предмета

Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.

Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.

Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:

1) комфортной для ребенка развивающей среды;

2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.

Искусство в курсе МХК рассматривается как:

• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);

• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.

Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.

Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.

Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).

Цели и задачи курса

Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.

Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».

Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:

• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;

• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;

• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;

• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;

• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;

• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;

• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;

• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.

Прогнозируемые образовательные результаты

В процессе работы ученик приобретает опыт:

• самоидентификации в пространстве культуры;

• исследовательской работы в пространстве культуры;

• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.

В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:

формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:

— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;

— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;

— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;

— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);

— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);

— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;

— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;

— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;

— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);

— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;

— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);

формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:

— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);

— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;

— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;

— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;

формируется информационная компетентность ученика, его умения:

— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;

— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;

— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;

— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;

формируется социальная компетентность ученика, его умения:

— планировать различные формы собственного досуга;

— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);

— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.

Также достигаются и иные педагогические эффекты:

— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;

— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;

— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.

Источник

Мировая художественная культура

Что такое мировая художественная культура

Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.

Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.

Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.

Что включает в себя МХК

У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.

Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:

Исторические периоды

Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:

Влияние мировой художественной культуры на общество

Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.

В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.

Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.

Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.

Важность изучения МХК в школе

Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.

В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.

МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.

Источник

Часто задаваемые вопросы

Что такое МФК?

Межфакультетский учебный курс (МФК) — это еженедельный семестровый курс, который студент МГУ может прослушать на любом факультете по своему выбору.

Для чего введены МФК?

Одна из главных особенностей университетского образования — его универсальность и полидисциплинарность. Выпускник университета не может ограничиваться узкой специализацией. Межфакультетские учебные курсы предназначены для того, чтобы дать студентам МГУ возможность получить разностороннее образование. Кроме того, МФК дает возможность для установления новых контактов среди людей с разных факультетов.

У меня не было предметов, связанных с темой этого МФК. Я смогу что-нибудь понять?

Не стоит беспокоиться. Межфакультетские учебные курсы готовятся таким образом, чтобы для их понимания было достаточно знания школьной программы.

Для кого МФК обязательны?

Студентам 3 курса бакалавриата, 3 и 4 курсов специалитета и 1 курса магистратуры очной формы обучения освоение МФК обязательно в объеме 1 курса в семестр. Для этих студентов задолженность по зачету за МФК расценивается так же, как и академическая задолженность по любому другому обязательному предмету. Для всех остальных студентов МГУ освоение МФК не обязательно. В счет обязательного объема освоения МФК могут войти зачеты только по тем курсам, которые студент прослушал на факультетах, отличных от его факультета обучения.

Можно ли посещать МФК, если он для меня не обязателен?

Студент МГУ имеет право посещать любые лекционные курсы в Московском университете. Более того, студенты, с согласия факультета, могут посещать также семинары, практические занятия и даже сдавать зачеты и экзамены по курсам вне своего учебного плана. Результаты такой аттестации вносятся в приложение к диплому. Эти правила в полной мере распространяются и на межфакультетские учебные курсы. Любой студент Московского университета может ходить на любые МФК и сдавать по ним зачет, если пожелает.

Можно ли прослушать МФК раньше, чем это предписано по учебному плану?

Да, межфакультетские курсы можно прослушать заранее. В этом случае, по желанию студента, они могут быть засчитаны либо как обязательные МФК в соответствующем семестре, либо как дополнительный факультативный курс. Во избежание путаницы о своем желании засчитать ранее прослушанный МФК в качестве обязательного студенту необходимо своевременно сообщить в учебную часть своего факультета.

Я передумал и хочу выбрать другой курс, что мне делать?

Если вы хотите изменить свой выбор, вы можете в течение всего семестра отписаться от одного МФК и записаться на другой. В течение двух первых недель чтения МФК свой выбор курса можно изменить на сайте, далее — только через учебную часть вашего факультета. Пожалуйста, не откладывайте регистрацию на МФК, иначе вашей фамилии может не оказаться в зачетной ведомости того курса, который вы фактически посещали.

У меня не получается записаться на МФК на сайте.

Возможно, Вы только что зачислены на первый курс или переведены на новое место учебы, и информации о вас еще нет в базе данных студентов, или информация о вас в базе данных студентов содержит какие-либо неточности. Попробуйте записаться с указанием другого курса обучения в форме записи (на один курс больше или меньше). Если это не поможет, то обратитесь в вашу учебную часть для выяснения причин. Если проблема не будет решена — задайте вопрос через форму на этом сайте.

Когда проходят МФК?

Для чтения межфакультетских учебных курсов отведено специальное время, общее для всех факультетов: две пары в среду, с 15:10 до 16:40 и с 17:00 до 18:30. В это время в расписании факультетов не должно быть назначено никаких других обязательных занятий. Точное время и место проведения каждого МФК указаны на сайте.

Можно ли ходить на несколько курсов одновременно?

Да, записаться можно на 2 курса, так как физически Вы не сможете посетить более двух курсов за семестр в силу того, что для МФК выделены две пары в неделю.

В какие сроки читаются МФК?

Чтение МФК начинается со второй недели семестра и занимает от 24 до 30 часов академической нагрузки.

Источник

С какого класса учащиеся начинают изучать предмет мировая художественная культура?

Это зависит от учебного плана школы:

в некоторых с 5 класса,
в каких-то с 8 класса,
а в большинстве школ 10-11 кл.

Очень интересный познавательный предмет.

Мировая х удожественная культура. 6—9 классы

6 класс. Художественная культура Древнего мира
Раздел 1. Художественная культура древнейших цивилизаций. Древний Египет (Месопотамия. Иран. Мезоамерика)
Раздел 2. Художественная культура античного мира (Древняя Греция. Древний Рим)

7 класс. Художественная культура Средних веков
Раздел 1. Художественная культура Древнего и средневекового Востока (Индия, Китай, Япония)
Раздел 2. Художественная культура средневековой Западной Европы и Древней Руси
Раздел 3. Художественная культура стран Арабского халифата

8 класс. Художественная культура Нового времени (XVII—XIX вв. )
Раздел 1. Художественная культура эпохи Возрождения (Западная Европа)
Раздел 2. Художественная культура XVII в. (Западная Европа)
Раздел 3. Художественная культура XVIII в. (Западная Европа. Россия)

9 класс. Художественная культура Новейшего времени
Раздел 1. Художественная культура первой половины — середины ХIХ в. (Западная Европа. Россия)
Раздел 2. Художественная культура конца ХIХ — середины XX в. (Западная Европа. Россия)

Мировая художественная культура. 10—11 классы

10 класс
Часть I. Художественная культура древнейших цивилизаций и античного мира. (Древний Египет. Месопотамия. Древняя Греция. Древний Рим. Мезоамерика)
Часть II. Художественная культура Средних веков и эпохи Возрождения (Южная и Восточная Азия. Западная Европа. Древняя Русь. Западная Азия, Северная Африка и Испания)

11 класс
Часть III. Художественная культура XVII — первой половины XIX в. (Западная Европа. Россия)
Часть IV. Художественная культура второй половины XIX — первой половины XX в. (Западная Европа. Россия. Мировая культура)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Мфк предмет в школе что это. Смотреть фото Мфк предмет в школе что это. Смотреть картинку Мфк предмет в школе что это. Картинка про Мфк предмет в школе что это. Фото Мфк предмет в школе что это