Мфц и пфр в чем разница
Две новые услуги Пенсионного фонда теперь доступны во всех центрах «Мои документы»
Две новые услуги Пенсионного фонда России стали доступны во всех столичных офисах «Мои документы».
«15 июля запустился пилотный проект — 11 центров “Мои документы” начали предоставлять две услуги Пенсионного фонда России. Теперь получить сведения о трудовой деятельности, содержащиеся в индивидуальном лицевом счете, и справку об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста горожане могут во всех московских офисах “Мои документы”», — рассказала Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития.
Справка об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста может понадобиться заявителю для предоставления в налоговую службу, центр занятости населения или по месту работы. После подачи заявления житель получит документ, в котором будет указано, относится он к категории предпенсионеров или нет.
К сведениям о трудовой деятельности, содержащимся в индивидуальном лицевом счете, относятся:
— информация о работнике;
— даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
— вид мероприятия (прием, перевод, увольнение);
— должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
— вид поручаемой работы;
— основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
— причины прекращения трудового договора.
Обе услуги предоставляются по экстерриториальному принципу, независимо от места регистрации в столице, а справки или выписки можно получить сразу в день обращения. Для их оформления нужно только иметь документ, удостоверяющий личность. Если заявление подает законный представитель, то он должен подтвердить свои полномочия. Государственная пошлина не предусмотрена.
Услуги доступны в электронном виде в личном кабинете на сайте ПФР или портале gosuslugi.ru. Там можно оформить справку об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста и получить выписку из электронной трудовой книжки.
Районные центры «Мои документы» открыты ежедневно с 08:00 до 20:00, флагманские офисы ЦАО, ЮАО, ЮЗАО и Дворец госуслуг на ВДНХ — с 10:00 до 22:00.
Как узнать размер накопительной пенсии
До 2002 года в России действовала распределительная пенсионная система: все страховые взносы уходили на формирование страховых пенсий. Размер пенсионных выплат зависел только от трудового стажа.
С 2002 года заработала распределительно-накопительная система, которая поделила пенсионные сбережения на три части: фиксированную, или базовую, страховую и накопительную.
Фиксированная часть. Это гарантированная выплата от государства, тот минимум, который будет получать пенсионер. Размер фиксированной выплаты устанавливает государство. Он может изменяться в зависимости от возраста пенсионера, количества иждивенцев, региона проживания и состояния здоровья.
Страховая часть. Формируется из страховых взносов, которые за работника платит работодатель, а за ИП — он сам. Взносы на обязательное пенсионное страхование можно уплачивать и лично на добровольной основе.
Страховая часть выплачивается не всем пенсионерам. Размер страховой части зависит от ИПК — индивидуального пенсионного коэффициента. ИПК измеряется в баллах. Чем больше стаж и больше размер уплаченных страховых взносов, тем на большее человек может рассчитывать в старости.
Понять, как формируется страховая пенсия и сделать расчет можно с помощью «Пенсионного калькулятора» на сайте ПФР.
Что вы узнаете
Что такое накопительная часть пенсии
Накопительная часть — это прибавка к пенсионным выплатам по старости. Она формировалась на специальном лицевом счете с 2002 года за счет страховых взносов от работодателя — 6% со всех взносов.
С 2014 года власти ввели мораторий: заморозили накопительную часть пенсии и все страховые взносы стали уходить на формирование только страховой части. Мораторий периодически продлевают. В декабре 2020 года его продлили до конца 2023 года. Накопительный компонент пенсии со взносов работодателя сейчас не формируется ни у кого. Но те деньги, что успели накопиться, остались за вами и составят прибавку к страховой пенсии.
Накопительная пенсия растет за счет инвестиционного дохода. С пенсионными накоплениями работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и Пенсионный фонд России (ПФР). Эти организации называют страховщиками по обязательному пенсионному страхованию. Страховщики вкладывают накопления в акции и облигации, инвестиции приносят доход — будущая пенсия увеличивается.
Еще можно пополнять пенсионные накопления добровольно:
Участники программы государственного софинансирования пенсионных сбережений вносят деньги на накопительную часть самостоятельно, а государство удваивает их взносы. Но есть лимит: удваиваются взносы только от 2 до 12 тысяч рублей.
Кто родился в 1966 году и раньше. Страховая пенсия начислялась с 2002 по 2004 год по умолчанию, если застрахованный работал официально и работодатель делал взносы в пенсионный фонд.
Чем накопительная часть отличается от страховой
Страховая и накопительная части пенсий отличаются друг от друга способом формирования, формой, индексацией и правом наследования.
Способом формирования. Страховую пенсию государство считает по своим правилам при помощи коэффициентов, а накопительная растет по аналогии с банковским вкладом — за счет инвестиционной доходности.
Формой. Страховая часть формируется в баллах — пенсионных коэффициентах, накопительная — в деньгах. Когда приходит время для назначения пенсионных выплат, накопленные баллы умножаются на стоимость одного балла и превращаются в деньги.
До этого момента баллы — это просто обязательства государства перед будущим пенсионером. Взносы, которые работодатель платит на страховую часть, идут на выплаты нынешним пенсионером. Поэтому страховую пенсию называют еще солидарным компонентом пенсионной системы.
Накопительная часть — это всегда рубли, она копится на специальном лицевом счете в ПФР или негосударственном пенсионном фонде. Она не идет на выплаты нынешним пенсионерам, выплачивать ее будут вам по достижении пенсионного возраста.
Способом индексации. Пенсионные сбережения увеличиваются на процент, который устанавливает государство или зарабатывает пенсионный фонд.
Страховая пенсия индексируется по правилам, которые установило государство в зависимости от демографической ситуации. На накопительную пенсию начисляют доходность, которую дает управляющая компания Пенсионного фонда России или НПФ.
Правом наследования. Накопительную часть можно наследовать, страховую — нет.
Как узнать размер накопительной части
Чтобы узнать размер накопительной составляющей пенсии, закажите выписку из индивидуального лицевого счета застрахованного на госуслугах, сайте ПФР или в отделении, через работодателя, в МФЦ или банках.
В ПФР и на госуслугах
На сайте ПФР. Зайдите в личный кабинет в раздел «Управление средствами пенсионных накоплений»:
Через работодателя
Если вы официально трудоустроены, напишите в бухгалтерии заявление на получение сведений о состоянии лицевого страхового счета. Работодатель передаст заявление в пенсионный фонд, а тот отправит выписку со счета работодателю и вам.
В пенсионном фонде
В МФЦ
В банках
Получить выписку с лицевого счета можно в банке, у которого есть договор с ПФР : в отделении, в банкомате, терминале, приложении или в личном кабинете на сайте банка.
Банки, в которых можно получить выписку: Сбербанк, «Уралсиб», «Газпромбанк», «Банк Москвы», ВТБ-24
В личном кабинете или приложении НПФ
Если вы передали накопительную пенсию в управление НПФ, то информация о ее размере, размере инвестиционного дохода, начислениях представлена в личном кабинете пользователя на официальном сайте и в специальном приложении НПФ, если оно есть у пользователя. Чтобы получить эти сведения, зарегистрируйте личный кабинет или авторизуйтесь.
Как рассчитывается накопительная часть пенсии
Для расчета накопительной части используют следующую формулу: пенсионные накопления делятся на количество месяцев ожидаемого периода выплаты. Ожидаемый период — это норматив, на 2021 год он составляет 264 месяца. Норматив пересматривается каждый год.
Накопительный компонент пенсии будет больше, если обратиться за ее назначением не сразу. Каждый год ожидаемый период будет уменьшаться на 12 месяцев, и таким образом сумма по формуле получится больше. Если выйти на пенсию не в 60 лет, а в 63 года, пенсионные накопления будут делиться на 222 месяца, а не на 258.
Если накопительная пенсия не больше 5% от суммы страховой, то получить ее можно единовременно.
Накопительная пенсия по нормативу 2021 года
Накопленная сумма на момент наступления пенсии | Сумма ежемесячной прибавки к страховой пенсии |
---|---|
264 000 Р | 977,27 Р |
400 000 Р | 1515,15 Р |
700 000 Р | 2651,51 Р |
1 000 000 Р | 3787,88 Р |
Индексация и перерасчет пенсионных сбережений
Индексируется только страховая пенсия. Накопительная увеличивается в зависимости от доходности управляющей компании или НПФ.
Накопительная часть пенсий формируется из взносов и результатов инвестирования. Взносы делаете вы, инвестирует управляющая компания или пенсионный фонд, который вы выбрали.
Если вы ничего не делали или выбрали ПФР, то накопительную пенсию инвестирует управляющая компания «Внешэкономбанка» — «Вэб-рф».
Накопительная часть пенсии растет в зависимости от доходности портфеля: у «Внешэкономбанка» она в среднем равна 7,7%, у НПФ — 6,9% за 2011—2019 годы. Для расчета я взяла только фонды, которые работали по ОПС с 2011 по 2020 год. Данные об инвестдоходе за 2020 год будут к апрелю 2021 года.
Перерасчет. Если пенсионные выплаты уже назначены, их размер корректируется каждый год 1 августа при условии, что:
Накопительная часть пенсий корректируется по формуле: сумму общих накоплений на 31 июля того года, в котором происходит корректировка, и количество поступивших денег на 1 июля делят на оставшийся ожидаемый период выплаты накопительного компонента пенсии на 31 июля того же года.
У нее останется: 400 000 Р − 15 151,5 Р = 384 848,5 Р накоплений.
Из ожидаемого периода выплаты отнимаем 10 — останется 254 месяца.
Что происходит с накопительной пенсией после смерти
Если застрахованный умер до выхода на пенсию, накопительной частью его пенсионных выплат могут распорядиться правопреемники. Правопреемник может быть по заявлению или по степени родства.
Правопреемники по степени родства делятся на две очереди: первую и вторую.
К первой очереди относятся дети, родные и усыновленные, супруги и родители. Ко второй — братья, сестры, дедушки, бабушки, внуки.
Если умерший не оставил заявления о распределении накопительной части, деньги распределяются между преемниками из первой очереди в равных долях. Если таких нет, то деньги распределяются между правопреемниками из второй очереди.
Если заявление о распределении пенсионных накоплений есть, в пенсионный фонд за накопительной частью пенсии идут те, кому это завещали.
Если правопреемник подает документы для получения накопительной части лично, ему нужно принести оригиналы документов. Если почтой — копии, заверенные нотариусом.
Если на накопительной части пенсии умершего был материнский капитал, то получить его могут только второй родитель или дети.
Как узнать сумму накопительной части пенсии умершего
Если есть доступ к личному кабинету умершего на госуслугах, посмотрите пенсионные начисления там. Выписку с лицевого счета умершего со своего кабинета не заказать.
Если доступа нет, обратитесь в пенсионный фонд, в котором лежат накопления умершего. Получить сведения о лицевом счете застрахованного могут только правопреемники из заявления умершего или его родственники.
Какие услуги ПФР можно оформить в МФЦ
Одной из важнейших государственных организаций выступает Пенсионный фонд России (ПФР). Ежедневно десятки тысяч граждан обращаются в его территориальные подразделения для получения тех или иных услуг.
Основной задачей ПФР является исполнение законодательства в сфере пенсионного обеспечения, что включает в себя как выплату соответствующих денег гражданам, так и формирование пенсионных накоплений работающих лиц. Кроме этого, на государственный пенсионный фонд возложены и некоторые иные задачи, к примеру, именно ПФР реализует на практике меры поддержки семей, имеющих детей.
Бесплатно по России
В этой связи нагрузка на территориальные подразделения в регионах колоссальна. Именно поэтому во многих из них было принято решение о возможности предоставления услуг через многофункциональные центры (МФЦ).
Оформление услуг ПФР через МФЦ
Многофункциональный центр представляет собой особое учреждение, финансируемое из бюджета, которое предоставляет гражданам различного рода государственные услуги. В МФЦ реализован принцип «одного окна», что предполагает значительное сокращение времени получения услуг за счет однократного обращения в разные организации и ведомства в одном месте.
Впервые МФЦ появились в 2007 году в столичном регионе в качестве эксперимента. Эти учреждения довольно быстро приобрели популярность у населения, в связи с чем было решено открывать такие центры на всей территории нашей страны. На сегодняшний день МФЦ имеются практически в каждом муниципальном образовании во всех регионах России.
Кроме удобств, связанных с возможностью получения услуг в кратчайшее время и в одном месте, центры имеют удобные графики работы, а также большой штат специалистов, что позволяет повысить качество их оказания и доступность, в том числе и для маломобильных граждан.
Важно отметить, что соответствующие государственные услуги оказывают не именно МФЦ, а сами организации и государственные органы. Сотрудники центров лишь организовывают прием и выдачу документов, а также консультируют граждан по сопутствующим вопросам. При этом в плане взаимодействия с государственными органами личного присутствия заявителя не требуется.
В связи с тем, что многофункциональные центры предоставления государственных услуг выполняют некую посредническую роль, необходимо учитывать, что фактический срок рассмотрения документов может быть в некоторой степени увеличен. Это происходит из-за того, что требуется дополнительное время на обработку заявлений, передачу бумаг в соответствующий орган, а также на получение результатов обращений.
Объем предоставляемых МФЦ услуг довольно внушителен. Однако следует отметить, что на сегодняшний день не во всех регионах он одинаков. Их перечень определяется соглашением между многофункциональными центрами и территориальными отделениями государственных органов.
В целом, соглашения между МФЦ и отделениями ПФР в большинстве регионов типовые, поэтому можно с уверенностью составить список услуг, которые можно получить в центрах. Краткий их обзор следует далее в статье.
Для того,чтобы попасть на прием в МФЦ без очереди, можно оформить талон дистанционно — через телефон или интернет на портале Госуслуг.
Прием заявлений на оформление выплат пенсии
Граждане, которые имеют право на установление им пенсии, могут подать документы как в ПФР, так и в многофункциональный центр. При этом в обязательном порядке нужно приложить дополнительные документы, подтверждающие право на получение выплат.
К ним, в зависимости от ситуации, следует отнести:
Прием заявлений на установление доплат к пенсии
Установлено, что размер пенсионного обеспечения гражданина по старости не может быть ниже соответствующего прожиточного минимума в регионе проживания.
Если сумма начисленных денег меньше этого показателя, то пенсионер может рассчитывать на дополнительные надбавки за счет бюджета, которые выплачиваются в целях доведения размера пенсии до прожиточного минимума. Надбавки устанавливаются в заявительном порядке.
Выбор способа доставки пенсионных денег
Пенсионеры вправе выбрать способы, которым им будет доставляться пенсия.
Среди них следует выделить следующие:
Способ доставки определяется еще на этапе назначения выплат. Однако пенсионер вправе сменить его по своему усмотрению в любое время.
Заявление о переводе накопительной пенсии
Отдельные категории работающих граждан имеют право на то, чтобы формировать не только страховую, но и накопительную пенсию. Для этого заключается соответствующий договор либо с ПФР непосредственно, либо с одним из негосударственных пенсионных фондов по усмотрению самого застрахованного лица.
Кроме этого, граждане вправе менять организацию, где находятся их пенсионные накопления. Сделать это можно путем подачи заявления, в том числе и через специалистов многофункциональных центров.
Подача заявления на выдачу сертификата на материнский капитал
Именно через ПФР в стране реализуется программа поддержки семей с детьми. В 2007 стартовала программа материнского капитала, в рамках которой граждане, у которых родился (усыновлен) второй ребенок, имеют право на получение материальной целевой поддержки.
Получить сертификат можно сразу после рождения ребенка, обратившись для этого в ближайший МФЦ.
Прием заявления на распоряжение маткапиталом
В соответствии с законом распорядиться средствами материальной поддержки семья может после достижения ребенком, за которого выдавался сертификат, трех лет. Однако в некоторых случаях это возможно и ранее.
При необходимости использовать деньги в рамках установленных законом целей подается специальное заявление.
Прием заявлений о запросе выплатного дела
В тех случаях, когда гражданин переезжает на новое место жительство, пенсия ему начинает выплачиваться отделением ПФР по новому адресу.
Соответственно, основанием для продолжения выплат является информация, содержащаяся в пенсионном деле. Граждане могут подать заявление на запрос выплатного дела в отделение ПФР по текущему месту своего жительства.
Информирование о состоянии лицевого счета
Работающие граждане вправе получить полную и достоверную информацию касаемо своего лицевого счета в системе ОПС. В выписке указывается объем накопленных пенсионных прав, сведения о перечислении страховых взносов и так далее.
Выдача справок о размере пенсионного обеспечения
Зачастую пенсионное обеспечение является единственным видом дохода для пенсионера. При этом в ряде жизненных ситуаций необходимо его подтверждение. Это нужно, в первую очередь, для получения различных льгот и социальных пособий.
Кроме этого, сведения о доходах следует предоставлять и в банковские учреждения для получения денежного кредита. Таким образом, услуга по предоставлению справки о размере пенсионного обеспечения является крайне востребованной. Пенсионеры вправе получить данный документ в МФЦ.
Получение уведомления о регистрации в системе ОПС
СНИЛС является необходимым идентификатором в системе ОПС. Однако сам этот номер требуют к предоставлению во многих случаях, не обязательно связанных с пенсионным обеспечением. На сегодняшний день СНИЛС присваивается в автоматическом режиме сразу после регистрации рождения гражданина.
На сегодняшний день СНИЛС указывается на специальном уведомлении по унифицированной форме АДИ-РЕГ, которое и необходимо предоставлять по месту требования. Получить уведомление можно в любом многофункциональном центре вне зависимости от места жительства.
Оформление заявлений на компенсацию проезда к месту отдыха лицам, проживающим на Крайнем Севере
Граждане из числа пенсионеров, которые проживают в крайне неблагоприятных по климатическим условиям местностях нашей страны, расположенных в высоких широтах, имеют льготы, связанные с предоставлением компенсации за потраченные средства на проезд железнодорожным или воздушным транспортом к месту отдыха. Они предоставляются строго в заявительном порядке. Оформить их можно в МФЦ по месту жительства. Льгота распространяется только на «северян».
Представленный в статье перечень не является исчерпывающим, поскольку в различных регионах соглашения между ПФР и МФЦ могут содержать и дополнительные пункты. В этой связи гражданам необходимо заранее уточнять возможность получения той или иной услуги в МФЦ на территории своего субъекта Федерации.
Многие услуги, которые оказывает государственный пенсионный фонд, можно получить в многофункциональных центрах. Это значительно удобнее, поскольку последние имеются практически в каждом муниципальном образовании и работают по принципу «одного окна». В то же время следует учитывать, что в силу особенностей взаимодействий МФЦ и ПФР срок рассмотрения документов может быть увеличен.
Полезное видео
Дополнительная информация по теме статьи в видео:
Перечень услуг по линии ПФР, которые могут быть предоставлены в многофункциональных центрах
Наименование государственной услуги
Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
Прием, рассмотрение заявлений (уведомления) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений и принятие решений по ним
Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе прием от зарегистрированных лиц заявлений об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, или о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета
Прием заявлений для размещения сведений о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида и (или) ребенка-инвалида, в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр инвалидов».
Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
Информирование зарегистрированных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно Федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
Выдача гражданам справок о размере пенсий (иных выплат)
Информирование граждан об отнесении к категории граждан предпенсионного возраста
Предоставление сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете
Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
Осуществление ежемесячных выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы
Осуществление компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами
Информирование граждан о размере материнского (семейного) капитала (его оставшейся части)
По каким вопросам теперь не нужно лично обращаться в ПФР или МФЦ
Пенсионным фондом проводится работа по организации предоставления гражданам услуг без ЛИЧНОГО посещения клиентской службы ПФР или МФЦ.
Пенсионным фондом проводится работа по организации предоставления жителям региона услуг без ЛИЧНОГО посещения клиентской службы ПФР или МФЦ.
Во-вторых, оптимизирован порядок предоставления услуги по распоряжению средствами материнского капитала. Направить средства капитала сегодня возможно без посещения гражданами территориального органа ПФР или МФЦ.
Одну из самых востребованных услуг Пенсионного фонда – установление пенсии – сегодня достаточно просто получить без личного посещения клиентской службы ПФР или МФЦ. Специалисты Пенсионного фонда проводят заблаговременную работу с лицами, уходящими на пенсию. При достижении пенсионного возраста гражданину уже нет необходимости приходить с документами и справками в ПФР – достаточно в электронном виде подать заявление об установлении пенсии, указав способ доставки.
В-третьих, с прошлого года органами ПФР проводится работа по проактивному предоставлению услуг и установлению (продлению) выплат, то есть без заявлений граждан на основе данных, полученных в рамках межведомственного взаимодействия с иными гос структурами. Сегодня в проактивном режиме специалисты ПФР самостоятельно устанавливают материнский капитал, оформляют СНИЛС на новорожденных, устанавливают и продлевают выплаты инвалидам, в проактивном режиме продлевается (до 1 марта) ежемесячная денежная выплата из средств маткапитала.
Если же гражданину нужна консультация специалиста ПФР, то получить её можно по телефону, в том числе с использованием кодового слова, если требуется работа с персональными данными гражданина. Телефон call-центра и «горячие» телефоны клиентских служб можно найти на сайте ПФР.
Таким образом, для того чтобы получить услуги Пенсионного фонда сегодня, совсем не обязательно планировать ЛИЧНЫЙ прием в ПФР или МФЦ. БОльшая часть услуг доступна дистанционно.
Если все же необходимо посетить территориальный орган ПФР, лучше воспользоваться сервисом предварительной записи, чтобы прийти к назначенному времени и не ожидать приема в очереди. Сервис также позволяет перенести время приема или отменить запись. В действующей эпидемиологической обстановке органы ПФР ведут прием по предварительной записи по неотложным жизненным ситуациям и по вопросам предоставления услуг, которые Вы не можете получит дистанционно.