Мглой покрыты небеса что значит

Стихотворение «Осень» А.С. Пушкин анализ, восприятие, толкование

Стихотворение «Осень» было написано Пушкиным в 1833 году. При жизни поэта не печаталось. Жанр этого произведения — отрывок. Эпиграф к «Осени»» был взят из послания Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»: «Чет в мой дремлющий тогда не входит ум?»

Мглой покрыты небеса что значит. Смотреть фото Мглой покрыты небеса что значит. Смотреть картинку Мглой покрыты небеса что значит. Картинка про Мглой покрыты небеса что значит. Фото Мглой покрыты небеса что значит

В этом стихотворении поэт размышляет о тихой, уединенной жизни на лоне природы, о простых сельских развлечениях семейных радостях, творчестве, быстром ходе времени. Заканчивается произведение строчкой, явно перекликающейся с эпиграфом: «Плывет. Куда ж нам плыть?» Процесс вдохновения сравнивается здесь с кораблем, громада, которою «двинулась и рассекает волны». Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции.

В стихотворении можно выделить три части.

Первая часть вводит тему осени. Она открывается пейзажем, в котором нарисована реалистическая картина русской осенней природы:

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,

Журча, еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает

В отъезжие поля с охотою своей,

И страждут озими от бешеной забавы,

И будит лай собак уснувшие дубравы.

Во второй части лирический герой вспоминает о других временах года — весне, зиме, лете. Он размышляет об особенностях каждой поры, пристально вглядываясь в течение времени. Так, он не любит весны, она «скучна» ему, весной он «болен», «чувства» и «ум» «тоскою стеснены». Зимняя пора угнетает его бесконечными холодами, унылым блеском снегов, однообразием развлечений.

Лето же и вовсе «губит» «душевные способности» — «зной, да пыль, да комары, да мухи». И только осень остается неизменно притягательной для лирического героя, из годовых времен он «рад лишь ей одной».

Именно об этом идет речь в третьей части стихотворения. Лирический герой признается в своей любви к осени: эта пора наполняет его жизнью, энергией, счастьем, дает ощущение молодости, радости бытия, естественно переходящей в радость творчества. Ведь дни поздней осени «бранят обыкновенно», это мрачная, унылая пора, время угасания, увядания природы, сопоставимое со смертью. И мы видим здесь соответствующие сопоставления.

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И резкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

В финале стихотворения возникает тема вдохновения, рождения поэзии. Этот процесс — настоящее таинство для лирического героя, душа его погружается в «сладкий сон», отрешаясь от всего мира:

И забывая мир — ив сладкой тишине

Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет свободный рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Стихотворение написано шестистопным ямбом, октавами, рифмовка — перекрестная и парная.

Поэт использует различные средства художественной выразительности: метонимию («Унылая пора! Очей очарованье»), эпитет («прощальная краса», «блестящие тревоги», «красою тихою», «незримый рой»), оксюморон («пышное природы увяданье»), олицетворение («уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей», «Дохнул осенний хлад», «И будит лай собак уснувшие дубравы», «и жаль зимы старухи, И, проводив ее блинами и вином, Поминки ей творим мороженым и льдом»), ряды однородных членов и многосоюзие («Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи»), метафору («И с каждой осенью я расцветаю вновь», «И пробуждается поэзия во мне»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), развернутое сравнение (VI строфа), анафору («И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге»).

На лексическом уровне мы находим старославянизмы («хлад», «краса»), книжную лексику, слова и выражения высокого стиля («нагой», «дева», «на устах», «бытия»), устаревшие слова и словоформы («поспешать», «лист», «недвижим»), разговорную лексику («вонь», «надо знать и честь» — фразеологизм разговорного характера), в нарицательном значении употреблено имя героини рыцарской поэмы Т. Тассо «Освобожденный Иерусалим» («С Армидами младыми»), прозаизмы, выражения сниженного стиля («зной», «пыль», «комары», «мухи», «организм»).

Таким образом, в стихотворении «Осень» Пушкин обращается к реализму, утверждает «поэзию действительности». Белинский писал, что это «целая… поэма, отличающаяся верностию красок и богатством национальных элементов».

Вместе с тем в отрывке ощутимо лирическое начало: «она особенно знакомит с личностию самого поэта».

Этот синтез эпического и лирического начала определяет художественное своеобразие произведения. Стихотворение вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *