Мгс у мужчин что это
«Скажи что-нибудь по-феминистски»: словарь терминов от Екатерины Поповой
Феминизм
Феминизм — это общественно-политическое движение, цель которого — борьба с дискриминацией женщин. Часто феминизм ошибочно называют движением за равные права, в результате чего феминисток призывают защищать и интересы мужчин, которые постоянно жалуются, что им в одно лицо приходится служить в армии и работать на шахтах. Но нет, мужчины и их проблемы феминисток не касаются. Феминизм — для женщин и про женщин. Ни про мужчин, ни про роботов, ни про вымирающие виды морских млекопитающих. Запомните: только про нарушение прав женщин.
Равенство
Казалось бы, знакомое всем слово с очевидным значением, однако оно нуждается в пояснениях почти всегда, когда о нём заходит речь. Часто говорят, что равенство давно достигнуто: женщины уже сто лет как имеют право избирать и быть избранными, получили доступ к образованию, могут владеть имуществом. Однако зафиксированные в документах равные права — это еще не равенство.
На самом деле существуют два похожих, но все же разных понятия: равенство и гендерный паритет. Паритет предполагает одинаковые цифры, равенство — ещё и одинаковое отношение. Иными словами, паритет — это когда в подмосковном Дворце творчества детей и молодежи на Миуссах занимается равное количество мальчиков и девочек. Равенство — когда и тех, и других записывают на курсы компьютерной анимации, а не отправляют туда только мальчиков, оставив девочкам кружки рукоделия, как это случилось весной этого года.
Патриархат
Патриархат — это социальная система, где центром и основными выгодополучателями семейной, экономической, политической и общественной жизни являются мужчины. Принято считать, что патриархат давно канул в Лету и женщины сейчас являются полноправными участниками всех отношений. Однако цифры говорят об ином: до сих пор две трети всех неграмотных людей в мире — женщины; во всех странах и на всех специальностях женщины зарабатывают в среднем на 10-30% меньше мужчин; профессии с самыми низкими зарплатами достаются в основном женщинам; женщин всего лишь 20% в парламентах и практически нет среди топ-менеджеров крупных компаний. Даже там, где достигнут гендерный паритет, до равенства еще очень далеко.
Радфем
Радфем — это сокращенное обозначение радикальных феминисток. Вопрос о том, на основании чего относить феминисток к радфему, до сих пор не имеет однозначного ответа и вызывает споры среди последовательниц движения. При этом стать радфем в глазах окружающих очень просто: достаточно, например, озвучить статистику, сказав вслух, что 90% тяжких преступлений совершается мужчинами — и всё, уже по Сети несётся слух, что ты радикальная феминистка. При этом упоминание радикализма сразу вызывает у людей мысли о взрывах, революциях, убийствах и терроре: ходят слухи, что радикальные феминистки мечтают уничтожить всех мужчин или хотя бы сепарироваться от них, построив отдельные города, размножаясь партеногенезом и абортируя младенцев мужского пола.
Гендер
Гендер очень часто путают с полом, однако эти понятия лишь взаимосвязаны, а не тождественны. Пол — биологическая характеристика, гендер — социальная. Гендер вмещает в себя биологический пол и связанную с ним социализацию — предписываемые модели поведения, общественные ожидания и оценки. Гендерная социализация (ЖГС — женская, МГС — мужская) — это жизненный путь человека, начиная с розовой или голубой распашонки после рождения и заканчивая требованиями вести себя по-разному в одних и тех же ситуациях в зависимости от половой принадлежности. Иными словами, мужчина — добытчик и охотник на мамонтов, женщина — хранительница очага.
Вторая смена
Вторая смена — это неоплачиваемый домашний труд женщин: уход за детьми, стариками и больными, уборка, стирка и прочие хозяйственные дела. Название подчеркивает, что домашняя работа точно так же необходима для существования семьи, она циклична, постоянна и отнимает много времени. Каждый день, возвращаясь домой, женщина заступает во вторую смену: готовит, надраивает, гладит, раскладывает вещи по местам, помогает детям с уроками и делает ещё сотни дел, которые отнимают часы её жизни, но при этом не приносят дохода и не закладывают фундамент ее будущего благополучия.
Неоплачиваемый домашний труд женщин — вторая смена — оценивается в десять триллионов долларов в год, что составляет 13% мирового ВВП. В любой точке мира мужчины вовлечены в домашнюю работу меньше женщин: в развитых странах они тратят на неё в два раза меньше времени, в развивающихся — в четыре. Любые разговоры о несправедливом распределении хозяйственных дел заканчиваются предложением «договориться», однако, как показывает практика, проблема решается не в рамках отдельной семьи, а на уровне государства. Наименьший разрыв между занятостью второй сменой в Дании, Норвегии и Швеции, где равенство официально провозглашено целью государственной политики.
Абьюз
Абьюз в какой-то степени синонимичен понятию домашнего насилия — это жестокое обращение с близким человеком, принимающее самые разные формы. Физический абьюз — это избиения, сексуальный — изнасилования и принуждение к сексу, психологический — оскорбления и унижения, финансовый — запрет самостоятельно распоряжаться деньгами.
Абьюз является системной проблемой: по данным ООН, каждая третья женщина в мире повергалась физическому насилию, а дискриминация женщин на рынке труда приводит к тому, что мужчины зарабатывают больше — и потому присваивают право «добытчика» распоряжаться всем семейным бюджетом. По информации Росстата, в России от домашнего насилия в 2016 году пострадало 16 млн женщин, а уж сколько молодых матерей вынуждены во время декрета, не имея своего дохода, отчитываться за каждую купленную прокладку, вообще никто не считает.
Репродуктивное принуждение
Неглект
В переводе с английского neglect означает пренебрежение, заброшенность, отсутствие заботы. Неглект — это форма абьюза, когда зависимого человека лишают необходимой ему помощи или присмотра. Неглект — это не купить лекарство больному человеку; не давать денег на еду жене, не имеющей собственных доходов; оставить маленького ребенка одного в квартире с открытыми окнами. Существует эмоциональный неглект, когда человека лишают необходимой ему эмоциональной поддержки. Неглект также может проявляться в форме нарушения обязательств и договоренностей, когда человек обещает помочь, купить, прийти — и не делает этого. При этом неглект, когда жертвой его является взрослый человек, крайне редко воспринимается как проступок: скорее обвинят женщину, которая «пилит» мужа за то, что он не купил продукты, чем самого мужа, который «забыл».
Газлайтинг
Газлайтинг — это психологическая манипуляция, которая заставляет человека усомниться в том, что он адекватно воспринимает реальность. Иными словами, газлайтинг — это способ внушить кому-то мысль, что он не в здравом уме и не в твердой памяти. Сам термин производен от названия пьесы «Газовый свет», в которой муж прятал и переставлял в доме вещи, чтобы внушить жене, что она теряет рассудок. Проявления газлайтинга могут быть самые разные — от попыток убедить человека, что он что-то говорил или делал (чего на самом деле не было), и до постоянного прессинга на тему «ты слишком остро реагируешь, это ненормально».
Сталкинг
Сталкинг произошло от английского stalking — «преследование». Сталкинг может принимать самые разные формы: телефонные звонки, письма, постоянные «случайные» встречи на улице, а также прямые угрозы и оскорбления. Больше 80% сталкеров — мужчины, жертвы сталкинга — чаще всего женщины. Очень часто сталкинг трактуют как романтическое поведение: ведь считается, что «нет», сказанное женщиной, означает «может быть», а потому сталкера воспринимают едва ли не как жертву, несчастного влюбленного, и никто не думает, что чувствует женщина, раз за разом сталкивающаяся с навязчивым поклонником, игнорирующим ее отказы. Между тем большинство сталкеров, не получив желаемого результата, переходят к оскорблениям и угрозам — а некоторые и приводят их в исполнение.
Харассмент
Харассмент переводится с английского как «домогательство, приставание, причинение беспокойства». Очень часто термин толкуют слишком узко, подразумевая под ним склонение к сексу зависимых женщин — например, подчиненных. На самом деле понятие гораздо шире — это действия, которые нарушают личное пространство женщины и неприкосновенность ее частной жизни, унижают ее. Это могут быть нежелательные прикосновения, намеки с сексуальным подтекстом, грубые шутки, письма с пошлыми фотографиями, высмеивание женщин и многое другое. В России закона о харассменте нет, а потому препятствовать ему практически невозможно. В большинстве статей о том, что делать, если вас домогаются, психологи советуют «отвлечь внимание», строго сказать, что на работе вы не собираетесь заводить романы, или пожаловаться в отдел кадров.
Объективация
Объективация — отношение к женщине как к инструменту, служащему для сексуального удовлетворения мужчины. Иными словами, ценность женщины сводится к тому, что ей можно «вдуть». Соответственно, она всячески должна подчеркивать свою пригодность к выполнению «предназначения»: хорошо выглядеть, быть умелой и страстной любовницей, не отказываться, исключить из процесса собственные потребности (а еще лучше не иметь их вовсе). Объективация приводит к тому, что женщин воспринимают как предмет, у которого не может быть ни желаний, ни воли — лишь функциональность. Хорошая, годная женщина — молодая, красивая и доступная, все остальные — никому не нужный мусор.
Бодишейминг
Бодишейминг — это насмешки, издевательства и оскорбление людей за то, как они выглядят. В словарях обычно говорится, что преследование ведется за «недостатки внешности», однако мишенью может стать любая женщина. Стандарты привлекательности настолько размыты, что некрасивой можно объявить каждую: то девушка слишком худая, то слишком полная, то недостаточно подтянутая. Бодишейминг — прямое следствие объективации, из-за которой ценность женщины сводится к ее красоте и сексуальности.
Бодипозитив
Бодипозитив — общественное движение, девиз которого: «Мое тело — мое дело». Идеология бодипозитива базируется на тезисе, что нельзя никого осуждать за то, как он выглядит, и тем более давать какие-то предписания и требовать соблюдения стандартов. В рамках бодипозитива считается, что каждый человек вне зависимости от своей внешности достоин уважения и принятия, все люди разные и не обязаны соответствовать навязанному массовой культурой и рекламой идеалу. Бодипозитив — это, пожалуй, одно из самых превратно понимаемых движений: большинство людей считает, что он про красоту, в то время как он про невмешательство в отношения человека и его тела. Иными словами, бодипозитив — не про то, что толстые люди тоже красивы, а про то, что нельзя советовать им худеть или требовать, чтобы они скрывали свои далекие от эталона тела.
Мизогиния
Виктимблейминг
Менсплейнинг
Менсплейнинг — это манера мужчин снисходительно разговаривать с женщинами, считая их если не дурочками, то как минимум людьми, некомпетентными в обсуждаемом вопросе — без всяких попыток предварительно узнать, а что же собеседница знает по выбранной для разговора теме. Каноническим примером менсплейнинга считается описанный американской журналисткой и писательницей Ребеккой Солнит эпизод: на вечеринке она начала говорить о своей последней работе об Эдварде Майбридже, однако ее перебил мужчина. Он начал рассказывать о книге про этого фотографа, вышедшей недавно: как вы догадываетесь, это была книга Ребекки, но мужчина даже мысли не допускал, что говорит с ее авторкой.
Кукусик
Происхождение термина туманно, но считается, что он производен от слова «нитакусик», который, в свою очередь, появился в «мойнетакой»-обсуждениях. Кукусиками обычно называют мужчин, которые посвятили если не всю жизнь, то хотя бы часть ее противостоянию феминисткам в целом и ужасному радфему в частности. Кукусики приходят в фемпаблики напомнить, что мужчины работают на шахтах, служат в армии и подвергаются изнасилованиям; объясняют на своих страницах, что домашняя работа — это проявление любви и природное предназначение любой женщины; объединяются в сообщества, чтобы ругать девушек, которые предпочли им иностранных болельщиков; пишут длинные и нудные тексты, в которых угрожают женщинам «нестоянием» за кроссовки с платьем, татуировки, пирсинг и небритые ноги.
Конечно, это далеко не исчерпывающий список терминов, которые используют для своей риторики феминистки. Есть еще интерсекциональность, которую часто называют едва ли не основой третьей волны, временами возникает необходимость почекать свои привилегии, а рядом с кукусиками в фемпабликах обитают феминисты-ясны-соколы. Однако в качестве базовых приведенных понятий вполне хватит. А дальше — как пойдёт. Может, загуглите еще десяток незнакомых. А то и, чем чёрт не шутит, придумаете парочку своих.
«С детства им отказывают в уме и будущем» Как гендерные стереотипы вредят и девочкам, и мальчикам
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости
Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того, как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции. Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. По просьбе «Ленты.ру» преподавательница Школы культурологии НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, кто формирует стереотипы о мальчиках и девочках и как они влияют на детей в будущем.
Усвоенные стереотипы
Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.
Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.
В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.
Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.
Но идеалы мужественности и женственности — нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.
Фото: Павел Головкин / AP
Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.
Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.
При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушал эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.
Непростая математика
Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.
Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.
Фото: Антон Уницын / РИА Новости
В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.
Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.
Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и, как результат, предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.
Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.
«Исчезновение» одаренных
Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.
Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.
Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «не дотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.
Фото: Эдуард Кониенкo / Reuters
В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.
Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.
Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.
При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.
Стереотипы против мальчиков
Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.
Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).
Фото: Николай Хижняк / РИА Новости
Кроме всего прочего, там описывается, как традиционные представления о мужественности и гендерных ролях негативно влияют на жизнь мужчин. Требования сдерживать эмоции, например, мешают здоровым образом переживать стрессы и, как следствие, могут приводить к агрессии по отношению к окружающим, злоупотреблению наркотиками и алкоголем.
Установка самостоятельно, «по-мужски», решать все проблемы, даже непосильные, не позволяет вовремя получить необходимую помощь — в том числе медицинскую (отсюда в том числе низкая средняя продолжительность жизни мужчин). В брошюре рассказывается, как психолог может помочь мужчине или мальчику научиться выражать свои чувства и налаживать отношения с окружающими мирным путем.
Эксперименты по полному отказу от различения мальчиков и девочек в воспитании все же редкость: речь по большей части идет не о полном стирании разницы между мужчинами и женщинами, а о том, чтобы сделать жизнь более свободной от сковывающих представлений и дать людям любого пола возможность проявлять себя в разных областях, будь то семья или наука, искусство или политика, бизнес или воспитание детей.
При этом россиянам приходится особенно сложно: им необходимо растить детей в ситуации, когда школа и другие общественные институты все чаще эти стереотипы транслируют. Например, детей учат лженаучным идеям вроде телегонии (опровергнутая теория о том, что на «генетическую память» женщины влияют все ее предыдущие сексуальные контакты), — множество подобных утверждений можно найти в учебнике «Нравственные основы семейной жизни», который рассчитан на старшеклассников и должен подготовить их к «созданию крепкой многодетной счастливой семьи».
Мы сами можем не замечать все те установки, к которым приучены с детства. И в первую очередь важно анализировать собственный опыт: вспоминать, что нам говорили в детстве, кто это говорил и как это влияло на вас, наблюдать за своим окружением и идеями вокруг, а затем обсуждать все это с ребенком и учить его критически осмыслять действительность — с самых ранних лет.