Мхат что это такое расшифровка
Что такое МХАТ и как расшифровывается аббревиатура?
МХАТ имени М. Горького — один из самых известных, известных и популярных театров в нашей стране. Художественный руководитель — известная актриса Татьяна Доронина.
Что такое МХАТ? Это один из столичных театров. Эти любимые буквы наверняка знакомы всем ценителям театрального искусства. Московский Художественный театр основан в 1898 году. Его истоки — К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко. Театр несколько раз менял название. Сначала он назывался Публичный Художественный театр, в 1901 году получил название МХАТ, а в 1919 году стал Московским Художественным театром. Расшифровка аббревиатуры — МХАТ.
История рождения театра
19 июня 1897 г. К. С. Станиславский и В. Н. Немирович-Данченко обсуждали создание новаторского театра, основанного на принципах функционирования Парижского Свободного театра А. Антуана и Свободной сцены Берлинского театра О. Брахма. Это совершенно новый стиль игры, где все должно быть реалистично, без пафосных разглагольствований и притворства. Он также должен был сделать театр публичным, то есть, чтобы цены на билеты были низкими, и любой представитель рабочего класса мог присоединиться к прекрасному. Так создавался Публичный Художественный театр (МХАТ).
В 1901 году из названия было убрано слово «общественный», поскольку пришлось поднять цены на билеты, Дума отказалась финансировать проект, и состоятельные граждане позаботились о нем. В. Н. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский совмещали должность директора с должностью главного директора. В труппу набирались ученики, обучавшиеся актерскому мастерству у В. Немировича-Данченко, и непрофессиональные актеры, сыгравшие в постановках К. Станиславского.
Самой первой постановкой театра стала трагедия А. Толстого «Царь Федор Иоаннович», имевшая феноменальный успех и быстро полюбившаяся зрителям. В конце 1898 года состоялась премьера пьесы А.П. Чехова «Чайка», постановка которой впоследствии стала легендарной. Этот маленький театр был свежим, оригинальным, смелым и ярким. До 1905 года в репертуаре театра были произведения, написанные исключительно современниками театра: А. К. Толстым, А. П. Чеховым, А. М. Горьким, Г. Ибсеном, позже к ним добавились классические постановки. В 1906 году труппа МХАТ совершила первые зарубежные гастроли (расшифровка его названия уже была приведена нами выше).
Здание театра
Аббревиатура МХАТ появилась не сразу, сначала буква «А» отсутствовала, и театр назывался МХАТ. До 1902 года у компании не было собственного здания, и спектакли проходили в арендованном помещении с залом на 815 зрителей. Не было места для хранения декораций, костюмов, репетиций, организации мастерских, поэтому возникла необходимость в смене помещения. Денег на строительство не было, так как МХАТ не финансировался государством и платил арендную плату собственнику здания. Он существовал на средства, полученные от налогов от продажи билетов и посетителей. Одним из тех, кто инвестировал в этот театр, был знаменитый С. Морозов, который впоследствии полностью взял на себя финансирование МХАТ. Он позаботился об аренде новостройки, ее реконструкции и оснащении. Летом 1902 года, ровно за три месяца, дом Лианозова перестроили под театр, куда труппа переехала осенью 1902 года. В новом здании зал был рассчитан на 1200 зрителей, сцена была оборудована вращающейся площадкой а под ним располагались большие склады украшений. Занавес был опущен, а не поднят и украшен знаменитой эмблемой МХАТ: чайкой, парящей над волнами.
Советская эпоха
С 1906 года для театра начались тяжелые времена из-за разногласий между К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко. В результате они отказались от совместных постановок, хотя в их творческом союзе не было перерывов. В 1919 году часть труппы, гастролировавшая в провинциальных городах, из-за гражданской войны была отрезана от Москвы, поэтому она была вынуждена уехать за границу, и только в 1921 году им удалось вернуться.
В 1920 году театру было присвоено звание академика, а на месте МХАТ появилось сокращение МХАТ.
1922 год ознаменовался тем, что некоторые актеры труппы К. Станиславского, гастролировавшие по Европе в течение двух лет, решили остаться за границей, не желая возвращаться в СССР. В 1923 году В. Немирович-Данченко реорганизовал компанию, так как К.С. Станиславский считал, что художники потеряли душу, перестали бороться за развитие, слишком заняты материальными делами, испорчены большими сборищами и слишком самоуверенны. Многие актеры были заменены новыми и молодыми, что стало толчком для развития МХАТ.
Основное место в репертуаре занимали комедии драматургов того времени, хотя имели место и классические пьесы, а постановки по ним носили новаторский характер. Самыми известными постановками той эпохи были «Дни турбин», «Бронепоезд 14-69», «Безумный день» или «Женитьба Фигаро». В 1930-е годы разногласия между В. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским достигли своего предела, и в 1934 году Константин Сергеевич покинул МХАТ.
В 1932 году театр получил имя Максима Горького, что заставило его включить свои произведения в репертуар.
После смерти В.Н. МХАТ им. Немировича-Данченко находился в ведении Художественного совета.
В 50-60-е годы театр переживал кризис, отсутствие главного режиссера приводило к тому, что режиссерами были сами актеры, в результате большинство спектаклей были эфемерными, зрителей было мало, популярность падала, и в коллективе царила вражда.
В 1970 году Художественный совет назначил главным дирижером О. Ефремова, который вдохнул новую жизнь в театр, поставил ряд ярких спектаклей и обновил труппу. При нем к МХАТу вернулась популярность. Единственное, что он не мог преодолеть, так это ситуация в коллективе, которая в итоге привела к тому, что труппа разделилась на 2 лагеря, в каждом из которых был свой репертуар и дирижер.
МХАТ им. А.П. Чехова
Вскоре труппа, разделенная на две части, была преобразована в два отдельных театра, и в результате в Москве осталось два МХАТ. У каждого из них был свой начальник. Что такое МХАТ имени А.П. Чехова? Это один из двух театров, возникших в результате раскола. Театром имени А.П. Чехова руководил О. Ефремов. В 2000 году, после его смерти, начальником стал О. Табаков, который до сих пор занимает эту должность. Благодаря ему был обновлен репертуар, основу которого теперь составляют классические произведения. Также он обновил экипаж. Сегодня среди театральных актеров такие известные имена, как К. Хабенский, М. Пореченков и многие другие. В 2004 году из названия театра исчезла буква «А», что означает «академический», и теперь он называется МХАТ по имени А.П. Чехова. Хотя официально название не менялось, оно изменилось только на плакатах. Что сегодня означает МХАТ (в переводе)? То же, что и раньше, театр развалился: МХАТ. Он расположен в Камергерском переулке.
Театр Дорониной
Что такое МХАТ имени Горького? И это второй театр, образовавшийся после раскола в 1987 году. Его поставила Татьяна Доронина. Как расшифровывается МХАТ имени М. Горького? Ответ очень прост: МХАТ имени Максима Горького. Он расположен на Тверском бульваре. Московский Художественный театр под руководством т.д.орониной придерживается традиций, сложившихся в эпоху Станиславского. На сцене театра проходят классические спектакли с восстановленной режиссурой В. Немировича-Данченко. Эмблема МХТ имени Горького — летящая над волнами чайка.
Школа-студия
Что такое Школа-студия МХАТ? Это высшее учебное заведение, которое открыто при театре имени А.П. Чехова. Здесь готовят будущих актеров, режиссеров и продюсеров. Учебная школа была открыта в 1943 году по инициативе В. Немировича-Данченко. Через 6 месяцев после его смерти школа была названа его именем. Этот театральный вуз — один из самых известных в стране, поступить в него очень сложно из-за большого конкурса. Например, конкурс на актерский факультет составляет около 30 человек на место. Среди выпускников Школы-студии МХАТ имени В. Н. Немировича-Данченко большое количество известных актеров: Л. Броневой, Е. Евстигнеев, т.д.оронина, О. Басилашвили, А. Филозов, В. Высоцкий, Н. Караченцов, Е. Проклова, А. Балуев, Е. Миронов и другие.
Репертуар МХАТ имени М. Горького
Зрители, побывавшие в МХАТе хотя бы раз, в большинстве своем оставляют очень восторженные отзывы. Таким образом, слова восхищения звучат в адрес актеров, режиссеров, декораторов. На сцене театра проходят интересные постановки, как классические, так и современные, которые, в большинстве случаев, пользуются большой популярностью у публики. В репертуаре также детские спектакли, в которых может участвовать вся семья.
Сегодня среди шоу есть очень известные:
После прочтения этой статьи ни у кого не возникнет вопросов о том, что такое МХАТ (в переводе.
Труппа
Сегодня в театре работает более 60 актеров. Из них 18 имеют звание «Заслуженный артист России» и 13 — звание «Народный артист России».
Таким мы видим сегодня МХАТ, расшифровка аббревиатуры которого напоминает «МХАТ».
Мхат что это такое расшифровка
Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Московский Художественный театр (МХТ), с 1919 г. — академический (МХАТ).
Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагается в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель). Это здание в Камергерском – дар театру от легендарного мецената Саввы Морозова.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.
Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский Художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии. В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М. И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.
Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).
В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К. М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).
Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было. Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (с 1989 Московский Художественный академический театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).
После смерти О. Ефремова в 2000 г. художественным руководителем МХАТ им. А. П. Чехова становится Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара (ставки сделаны как на классические произведения мировой драматургии — «Гамлет», «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Белая гвардия», «Король Лир», «Тартюф», так и на современную отечественную и зарубежную драматургию) и труппы (в нее вошли О. Яковлева, А. Леонтьев, А. Покровская, В. Хлевинский, В. Краснов, М. Голуб, С. Сосновский, К. Хабенский, М. Пореченков, А. Белый, М. Трухин и др.). К созданию спектаклей привлекаются лучшие силы современной режиссуры — А. Шапиро, С. Женовач, К. Серебренников, К. Богомолов, Ю. Бутусов, М. Брусникина, Е. Писарев, В. Рыжаков, М. Карбаускис. В 2001 году была открыта третья — Новая — сцена театра, предназначенная специально для экспериментальных постановок.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию — Московский Художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
Весной 2018 г., после ухода из жизни О. П. Табакова, Художественный театр возглавил Сергей Женовач.
28 октября 2021 года в должность художественного руководителя МХТ вступил Константин Хабенский.
Музей МХАТ
С 1923 существует музей МХАТ. Основу его собрания составил фонд документов по истории театра вместе с личными фондами Станиславского, Немировича-Данченко и других крупных деятелей Художественного театра. Вначале музей располагался в здании театра, с 1939 — в Камергерском переулке (д. 3-а; здание — 1914 г., архитектор Ф. О. Шехтель). До 1969 музей подчинялся дирекции театра. В 1923—52 гг. музей возглавлял Н. Д. Телешов, в 1952-68 гг. — Ф. Н. Михальский (прототип администратора Фили из «Театрального романа» М. А. Булгакова). К 1969 музей перерос ведомственные рамки, был выведен из подчинения дирекции театра и стал музеем союзного подчинения. В музее, помимо исторических документов, находятся произведения театрально-декорационного искусства, мемориальные предметы, связанные с историей и современной творческой деятельностью Художественного театра.
В структуре музея: отдел рукописных фондов и книжных коллекций, отдел изобразительных фондов и мемориально-исторических коллекций, отдел экскурсионно-лекционной работы; филиалы — Дом-музей К. С. Станиславского (Леонтьевский переулок, 6) и Музей-квартира Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский переулок, 5/7). При музее действует библиотека (около 13 тыс. единиц хранения).
Школа-студия МХАТ
В 1943 году при Художественном театре открыт театральный вуз — Школа-студия МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко.
История Московского художественного академического театра. Справка
Торжественный вечер, посвященный 150-летию со дня рождения Антона Чехова, состоится в Московском художественном театре, носящем имя великого русского писателя, во вторник 26 января 2010 года.
Московский Художественный (общедоступный) театр открылся 14 (26) октября 1898 года премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» Алексея Толстого.
Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.
Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актерское мастерство преподавал Немирович-Данченко (Ольга Книппер, Иван Москвин, Всеволод Мейерхольд, Маргарита Савицкая, Мария Германова, Мария Роксанова и др.) и участники спектаклей руководимого Станиславским «Общества любителей искусства и литературы» (Мария Лилина, Мария Андреева, Василий Лужский и др.). В 1900 году в труппу был принят Василий Качалов, в 1903 году – Леонид Леонидов.
В 1901 году из названия театра было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.
До 1902 года спектакли шли в арендованном помещении театра Якова Щукина «Эрмитаж» в Каретном Ряду.
1 июля 1902 года была произведена реформа театра и сформировано «Товарищество Московского Художественного театра». Это было товарищество на паях, где предприятие принадлежало не труппе, а 13 пайщикам, из которых театр представляли Станиславский и Немирович-Данченко, а остальные были приглашенные состоятельные люди, разделявшие театральную идею основателей. Пайщики принимали решения на общих собраниях, обладая неравным количеством голосов, пропорционально финансовому вкладу. Наибольшим количеством голосов обладал меценат Савва Морозов, который наряду со Станиславским и Немировичем-Данченко определял всю деловую деятельность МХТ, а к 1902 году полностью взял на себя финансирование театра.
В 1902 году театр переехал в Камергерский переулок, в новое здание, перестроенное из старого театра Лианозова. Здание было радикально перестроено для Московского Художественного театра по проекту Федора Шехтеля, на средства Саввы Морозова. С 1906 года театр неоднократно гастролировал в странах Европы, Азии, Америки.
Период 1906–1917 годов в жизни театра характеризуется не только поисками новых сценических приемов, но притоком новых режиссерских сил. Среди режиссеров МХТ, наряду с Константином Станиславским, Владимиром Немировичем-Данченко, Василием Лужским, работали Леопольд Сулержицкий, Константин Марджанов, Александр Бенуа, английский режиссер Гордон Крег, поставивший «Гамлета» в 1911 году.
В 1913 году была открыта Первая Студия МХТ.
После Октябрьской Революции театр оказался в сложном положении. Его стали обвинять в «нежелании» принять революционную действительность, в саботаже.
Основанием послужило то, что часть труппы во главе с Василием Качаловым, выехала в 1919 году в гастрольную поездку, однако события гражданской войны помешали ей вернуться в Москву и труппа вынуждена была несколько лет гастролировать по Европе. В 1922 году труппа вернулась в Россию.
В 1920 году студия, руководимая Евгением Вахтанговым, получила название Третья Студия МХАТ; в 1921 году группой актеров МХАТ была организована Четвертая Студия МХАТ.
В 1920 году Художественному театру было присвоено звание «академического театра».
В середине 1920-х годов в труппу театра влились студийцы Алла Тарасова, Ольга Андровская, Клавдия Еланская, Анастасия Зуева, Николай Баталов, Николай Хмелев, Михаил Кедров, Борис Ливанов, Марк Прудкин, Алексей Грибов, Михаил Яншин и др.
В 1923 году при театре открылся музей с двумя филиалами: Дом-музей К. С. Станиславского и Мемориальная квартира В. И. Немировича-Данченко.
В январе 1932 года меняется статус Художественного театра: театр получил название МХАТ СССР, в сентябре 1932 года театру было присвоено имя Максима Горького.
В 1933 году МХАТу передается здание бывшего Театра Корша, где образован филиал МХАТ.
В 1937 году театр был награжден орденом Ленина, в 1938 году – орденом Трудового Красного Знамени.
После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года МХАТ им. М. Горького был эвакуирован в Саратов, где занял здание Саратовского ТЮЗа, и лишь в ноябре 1942 года театр вернулся в Москву.
В 1942 году при театре была организована экспериментальная сценическая лаборатория, с 1943 года существует Школа-студия им. В. И. Немировича-Данченко.
В 1946 году художественным руководителем театра стал Михаил Кедров.
В 1950-е годы в репертуаре театра появились спектакли, получившие официальное признание, однако из-за малой посещаемости они быстро снимались с репертуара. С 1955 года во МХАТе не было главного режиссера, театр возглавлялся коллегией (в 1960–1963 годах ее председателем был Михаил Кедров). Залы театра постепенно пустели. Центр театральной жизни переместился в Театр на Таганке, в «Современник».
В поисках выхода из затянувшегося застоя последних десятилетий «старики» Художественного театра пригласили главным режиссером выпускника и педагога Школы-студии, основателя и руководителя «Современника» Олега Ефремова.
Возглавив МХАТ в 1970 году, Ефремов приглашает в труппу МХАТа известных артистов. В период 1970 – 1990-х годов во МХАТ пришли Евгений Евстигнеев, Александр Калягин, Андрей Попов, Иннокентий Смоктуновский, Екатерина Васильева, Анастасия Вертинская, Татьяна Лаврова, Андрей Мягков, Ия Саввина, Георгий Бурков, Юрий Богатырев, Александр Петренко, Станислав Любшин, Олег Борисов, Олег Табаков.
Во МХАТе ставили спектакли Анатолий Эфрос и Кама Гинкас, Роман Виктюк и Марк Розовский, Темур Чхеидзе и Лев Додин. Постоянными авторами театра стали Александр Гельман и Михаил Рощин, ставились пьесы Михаила Шатрова, Александра Мишарина. К сотрудничеству были привлечены художники Иосиф Сумбаташвили, Георгий Алексии-Месхишвили, Борис Мессерер, Эдуард Кочергин, Давид Боровский, Валерий Левенталь.
Одним из главных авторов ефремовского периода МХАТа становится Чехов.
В конце 1973 года на Тверском бульваре было открыто новое здание театра.
В 1987 году в результате творческого конфликта театральная труппа разделилась на два театра и название Московский художественный академический театр (МХАТ) относилось к двум различным московским театрам, исторически связанным друг с другом: Московский Художественный академический театр им. М. Горького, который остался в здании на Тверском бульваре (руководителем театра стала актриса Татьяна Доронина) и Московский художественный театр им. А. П. Чехова, переехавший в отремонтированное здание Художественного театра в Камергерском переулке (его художественным руководителем остался Олег Ефремов).
МХАТ им. А.П. Чехова был образован в 1987 году, после раздела МХАТа. Имя Антона Павловича Чехова театр носит с 1989 года. В 1996 году Указом президента Российской Федерации театр был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
16 июня 1997 года Правительство РФ утвердило устав Московского Художественного академического театра имен А.П. Чехова. Художественным руководителем театра был назначен Олег Ефремов.
В составе труппы в разные годы были: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Анастасия Вертинская, Елена Проклова, Петр Щербаков, Олег Борисов, Юрий Богатырев, Ангелина Степанова, Софья Пилявская, Екатерина Васильева, Всеволод Давыдов, Роман Козак, Стансилав Любшин, Олег Табаков, Михаил Ефремов, Анатолий Жарков, Александр Калягин, Татьяна Лаврова, Ирина Мирошниченко, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Нина Гуляева, Ия Саввина, Наталья Тенякова, Александр Феклистов, Евгений Киндиновв и др.
В 2000 году после смерти Олега Ефремова художественным руководителем театра стал Олег Табаков, взявший курс на обновление репертуара и труппы.
В 2004 году театр вернулся к первоначальному названию – Московский художественный театр (МХТ), исключив из наименования слово Академический.
МХАТ имени М. Горького, образованный в 1987 после раздела МХАТа, сохранил унаследованное от этого театра название в прежнем виде.
В труппе театра в разные годы были: Михаил Болдуман, Всеволод Санаев, Алексей Баталов, Михаил Козаков, Светлана Крючкова, Дмитрий Золотухин, Георгий Бурков, Тамара Акулова, Всеволод Абдулов, Юрий Горобец, Анастасия Георгиевская, Светлана Коркошко, Аристарх Ливанов, Леонид Губанов, Михаил Зимин, Всеволод Шиловский и др.
После разделения театр определил свой путь как «возвращение к Станиславскому», как утверждение классической театральной литературы.
Директор и художественный руководитель театра с 1987 года Татьяна Доронина.