Мхи относятся к высшим растениям потому что они
§ 15. Мхи — Пасечник. 5 класс. Учебник
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды — это бесцветные нитевидные клетки у некоторых низших растений, которые похожи по форме и функциям на корни, но по строению не имеют с корнями ничего общего.
2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
Тело одноклеточных и многоклеточных водорослей не имеет разделение на отдельные органы и не отличается разнообразием тканей. Именно поэтому их относят к низшим растениям, а не к высшим.
3. Что такое спора?
Споры — это микроскопические образования, служащие для сохранения, распространения и размножения живых существ. Различают споры бактерий и споры растений.
Споры бактерий — это особая форма состояния живой бактерии, в которой она может сохраниться в неблагоприятных условиях.
Споры растений — это особые клетки, которые после созревания разносятся ветром и другими живыми организмами, а после попадания в благоприятную среду прорастают в новые растения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа «Строение мха»
1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Рассмотрим стебелёк мха сфагнума.
2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Листья сфагнума — продолговатые, с заострёнными концами, имеют светло-зелёную окраску. Они расположены на стебле мутовчатым способом — из каждого узла вырастает сразу несколько листочков.
3. Определите, ветвистый или неветвистый стебель у растения.
У мха кукушкин лён стебель неветвистый, а у сфагнума — ветвистый.
4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Мужские и женские растения образуются у мха кукушкин лён. Мужские растения можно узнать по своеобразной «метёлке» на верху стебля, а у женские — по коричневой коробочке на длинной ножке.
5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов?
Созревшие споры высыпаются из коробочки и попадая в благоприятные условия начинают прорастать. В результате образуются новые растения.
6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чём их сходство и различие?
Сходство мхов и водорослей:
Различие мхов и водорослей:
7. Запишите свои ответы на вопросы.
Водоросли относятся в более развитым растениям по сравнению с водорослями, так как у них есть разделение на органы и они размножаются спорами.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи называют высшими споровыми растения потому, что их тело состоит из отдельных органов: стебля, листьев и ризоидов. Кроме того, мхи размножаются специально предназначенными для размножения клетками — спорами. Это тоже стало причиной отнесения мхов к высшим споровым растениям.
2. Каково строение кукушкина льна?
Кукушкин лён — это один из видов листостебельных мхов. У этого вида есть мужские и женские растения. И у тех, и у других особей имеется тонкий коричневый стебелёк покрытый маленькими тёмно-зелёными листиками.
У мужских растений на верхушке стебелька помещается мужские половые органы — гаметы, в которых развиваются сперматозоиды.
У женских растений на верхушках расположена женская половая клетка — гамета. Вокруг неё образуется коробочка, а из гаметы после оплодотворения, развиваются споры. После созревания споры высыпаются из коробочки и прорастают новыми растениями мха.
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
Сфагнум отличается от кукушкиного льна тем, что:
4. Чем мох отличается от водоросли?
В отличие от водорослей, большинство мхов имеют отдельные органы: листья и стебель.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
В природе мхи часто разрастаются густым ковром, что приводит к закисанию и заболачиванию почв из-за плохого доступа кислорода.
Человек научился использовать продукт, образующийся в результате заболачивания и отмирания мхов — торф. Торф используется человеком в качестве топлива, из него изготавливают древесный спирт, пластмассы, изоляционные материалы, карболовую кислоту, смолу и другие полезные для хозяйственной деятельности человека материалы.
Подумайте
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
Мхи не имеют проводящей системы, из-за чего питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогли бы подняться на высоту более 80 см. Кроме того, у мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения мха в почве. Из-за этого при сильном ветре и в морозы высокие растения быстрее погибают.
Задания для любознательных
1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
Листья мха сфагнума состоят из двух типов клеток: живых клеток с хлоропластами и мёртвых воздухоносных клеток.
Клетки с хлоропластами мельче и зелёного цвета. Они соединены друг с другом и образуют единую сеть. В этих клетках есть ядро, цитоплазма, вакуоль, оболочка и хлоропласты, которые преобразуют минеральные вещества в органические, необходимые для жизни и развития растения.
Мёртвые воздухоносные клетки более крупные и прозрачные. Цитоплазма в них разрушена, а в оболочке имеются отверстия, через которые эти клетки заполняются водой и воздухом. Наличие таких клеток позволяет мху сфагнуму быстро всасывать большое количество воды и воздуха и долго их удерживать, создавая запас необходимых растению веществ.
2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в тёплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
При хорошем освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро размножается и образует плотные зелёные подушки.
Словарик
Мох — это высшее споровое растение, которое произрастает в основном в хорошо увлажнённых местах, имеет стебель и листья и размножается спорами.
Спора — это особая клетка растения, необходимая для размножения. При попадании в благоприятную среду из споры вырастает новое растение.
Высшее споровое растение — растение, тело которого имеет отдельные органы (листья, стебель) и которое размножается спорами.
Сперматазоид — мужские подвижные половые клетки (гаметы).
Яйцеклетка — женские половые клетки (гаметы).
Параграф 20. Мхи.
Вопросы в начале параграфа
1. Что такое ризоиды?
Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.
2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.
3. Что такое спора?
Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.
Лабораторная работа на тему «Строение мха»
1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.
2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.
Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.
3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.
У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.
4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.
У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.
5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.
Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.
6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.
Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.
Сходство мхов и водорослей:
• наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,
• неограниченный рост в течение всего существования.
Различие мхов и водорослей:
• мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,
• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,
• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,
• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.
7. Запишите свои ответы на вопросы.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.
2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.
3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.
4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.
5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.
4. Чем мох отличается от водоросли?
Различие мхов и водорослей:
• мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,
• мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,
• мхи размножаются спорами, а водоросли делением,
• мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.
При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.
Задания для любознательных
1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.
Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.
2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.
Вопросы в начале параграфа
Ризоиды – это бесцветные ветвистые нитеобразные клетки, при помощи которых слоевище водорослей прикрепляется к грунту.
2. Почему водоросли относят к низшим растениям?
У водорослей нет тканей и органов. У них есть только единое вегетативное тело, не делящееся на листья, стебли и корни. Поэтому они и относятся к низшим растениям.
Спора – это клетка растений и грибов, служащая для их размножения и распространения.
Лабораторные работы
Лабораторная работа «Строение мха»
1. Рассмотрите растение мха. Определите особенности его внешнего строения, найдите стебель и листья.
Рассмотрим стебелек мха сфагнума и стебелек мха кукушкин лен.
2. Определите форму, расположение, размер и окраску листьев. Рассмотрите лист под микроскопом и зарисуйте его.
Листья сфагнума имеют продолговатую форму с заостренными концами светло-зеленого цвета. Они расположены так, что из каждого узелка на стебле вырастает сразу несколько листиков. Внизу стебля нет ни корней, ни ризоидов.
Стебелек кукушкина льна густо по спирали покрыт жесткими удлиненными листочками темно-зеленого цвета. Сверху стебля листики молодые, затем идут старые листья, нижняя часть стебля оголена и заканчивается ризоидами.
3. Определите, ветвистый или не ветвистый стебель у растения.
У сфагнума стебель ветвистый, а у мха кукушкин лен – нет.
4. Рассмотрите верхушки стебля, найдите мужские и женские растения.
Мужские растения кукушкин лен имеют на самом верху стебля как бы метелочку из листиков, а у женских растений стебелек заканчивается коричневой коробочкой на длинной ножке.
У сфагнума нет деления на женские и мужские растения.
5. Рассмотрите коробочку со спорами. Каково значение спор в жизни мхов.
Споры при созревании высыпаются из коробочки, давая жизнь новым растениям.
6. Сравните строение мха со строением водоросли. В чем их сходство и различие.
Мхи относятся к высшим споровым растениям, в отличие от водорослей, так как у них есть деление на органы – стебель и листья.
Сходство мхов и водорослей:
· наличие пластид в клетках позволяет осуществлять процесс фотосинтеза,
· неограниченный рост в течение всего существования.
Различие мхов и водорослей:
· мхи существуют там, где повышенная влажность, в то время как водоросли могут существовать только в водной среде,
· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,
· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,
· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.
7. Запишите свои ответы на вопросы.
Вопросы в конце параграфа
1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями?
Мхи относятся к высшим споровым растениям,так как у них есть деление на органы – стебель и листья, а размножаются они спорами.
2. Каково строение кукушкина льна?
3. Чем сфагнум отличается от кукушкина льна?
1) Сфагнум – растение с сильно ветвящимся стеблем в отличие от прямого стебля кукушкина льна.
2) Сфагнум не имеет ризоидов. Он питается через стебель и листья, в которых присутствуют мертвые клетки, способные поглощать, удерживать, а затем отдавать живым клеткам большое количество воды.
3) У сфагнума нет женских и мужских растений, как у кукушкина льна. У него все особи обоеполые.
4) На одном растении сфагнума может располагаться от 3-х до 5-ти коробочек со спорами, а у кукушкина льна только одна.
5) Цвет сфагнума светло-зеленый, в то время, как кукушкин лен имеет более темную окраску.
4. Чем мох отличается от водоросли?
Различие мхов и водорослей:
· мхи существуют во влажной среде, в то время, как водоросли могут существовать только в водной,
· мхи имеют листья и стебель в отличие от водорослей, тело которых представлено слоевищем,
· мхи размножаются спорами, а водоросли делением,
· мхи питаются влагой из почвы через ризоиды, а водоросли всасывают питательные вещества из окружающей среды всем телом.
5. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
Мхи, отмирая, образуют торф, который широко используется человеком в качестве топлива, удобрения, а так же сырья для промышленности. Из торфа получают древесный спирт, карболовую кислоту, пластмассы, изоляционную ленту, смолу и многие другие ценные материалы.
При экстремальных условиях сфагнум может использоваться вместо ваты при повреждениях кожного покрова, так как он обладает хорошими бактерицидными свойствами и высокой влагоемкостью.
Подумайте
Почему даже самые крупные мхи не достигают размеров более 80 см?
У мха нет полноценных корней, а ризоиды не способны удержать слишком высокие растения. Кроме того, так как мхи не имеют проводящей системы, питательные вещества, поглощаемые ризоидами из почвы, не смогут подниматься высоко и питать все растение.
Задания для любознательных
1. Рассмотрите под микроскопом листья мха сфагнума. Отметьте особенности строения двух типов клеток, из которых они состоят.
Стебель и ветви сфагнума покрыты светло-зелеными листьями. Каждый лист состоит из одного слоя клеток. Клетки эти двух разных типов. Узкие зеленые клетки содержат оболочки, цитоплазму, ядро, вакуоль, хлоропласты. В этих клетках образуются органические вещества, которые поступают из листьев в стебель.Они мелкие и, соединяясь друг с другом, образуют единую сеть.
Между зелеными клетками находятся другие клетки, более крупные. Их цитоплазма разрушена. Есть только оболочки с отверстиями. Поэтому эти клетки прозрачны и могут заполняться водой или воздухом. Благодаря им, сфагнум может поглощать и удерживать большое количество воды и воздуха, создавая запас необходимых растению веществ.
2. Поместите в банку с влажной почвой немного риччии. Банку накройте стеклом и поставьте в теплое светлое место. Следите, чтобы почва была постоянно влажной. Наблюдайте, что будет происходить с риччией.
При достаточном освещении и благоприятной температуре мох риччия очень быстро разрастается, образуя плотные зеленые подушки.
Тестовые задания на тему:» Мхи»
Выберите один правильный ответ
А1. Мхи не заняли господствующего положения на Земле, так как
они медленно растут
у них ограниченный ареал
у них отсутствует механическая ткань
у них в онтогенезе преобладает гаметофит
А2. Какое растение относят ко мхам
имеют мочковатую корневую систему
имеют стержневую корневую систему
лишены корневого чехлика
А4. Высшие растения, в отличии от низших:
имеют семена, покрытые плодом, который образуется из завязи цветка
имеют тело, разделённое на органы
способны к фотосинтезу
имеют специализированные генеративные органы – цветки
А5. Впервые в процессе эволюции проводящие ткани появились у:
А6. Спорами размножается:
А7. Мхи относятся к высшим растениям, потому что:
они размножаются спорами
у них есть хлорофилл
их тело состоит из ризоидов, стебля и листьев
они хорошо приспособлены к жизни на суше
А8. После оплодотворения у кукушкиного льна развиваются
коробочки со спорами
А9. Из споры мха вырастает:
коробочка со спорами
зелёное растение с листьями и стеблем
предросток (зелёная нить)
В1. Выберите три правильных ответа из шести.
Какие из перечисленных особенностей строения и жизнедеятельности характерны для мхов:
А) корни отсутствуют
Б) имеется хорошо развитая корневая система
В) размножаются семенами
Г) размножаются спорами
Д) цветки мелкие, невзрачные
Е) для размножения нужна вода
В2. Установите последовательность этапов в цикле развития мхов, начиная с прорастания споры.
А) образование предростка
Б) оплодотворение при наличии воды
В) прорастание споры
Г) развитие на предростке женских и мужских растений мха
Д) созревание на мужских растениях сперматозоидов, на женских – яйцеклеток
Е) развитие из зиготы на женском растении коробочки со спорами
Дайте полный развернутый ответ на вопрос.
С1. Каковы отличительные особенности высших растений по сравнению с низшими?
С2. Каковы особенности строения и жизнедеятельности мхов?
С3. В чём заключаются основные отличия мхов от папоротников?
С4. Какие особенности псилофитов позволили им первыми освоить сушу? Ответ обоснуйте.
Ответы на задания уровня А
Ответы на задания уровня В
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Методическая работа в онлайн-образовании
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-414645
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Создана Ассоциация руководителей школ России и Беларуси
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения сформирует новый федеральный перечень учебников
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.