Мхк что за предмет в 5 классе

Мировая художественная культура

Что такое мировая художественная культура

Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.

Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.

Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.

Что включает в себя МХК

У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.

Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:

Исторические периоды

Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.

Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:

Влияние мировой художественной культуры на общество

Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.

В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.

Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.

Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.

Важность изучения МХК в школе

Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.

В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.

МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.

Источник

Мхк что за предмет в 5 классе

Мхк что за предмет в 5 классе. Смотреть фото Мхк что за предмет в 5 классе. Смотреть картинку Мхк что за предмет в 5 классе. Картинка про Мхк что за предмет в 5 классе. Фото Мхк что за предмет в 5 классе

Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

— история искусства (а также его философия и психология)

— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

— культурология (комплекс исследований культуры в целом)

— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).

— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Источник

Рабочая программа по МХК для 5 класса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»

на заседании школьного методического

объединения учителей гуманитарного цикла

протокол от «___» ____________ 2013 года

__________________ / Кононова О. Н. /

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:

__________________ /Силодорова З.П.. /

«____» ________________ 20 13 года

Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»:

__________________ / и.о. Позднякова М.Н. /

«____» ________________ 2013 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

учитель первой квалификационной категории

Адамкова Антонина Михайловна

СОДЕРЖАНИЕ

Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса составлена на основании программы «Мировая художественная культура. 5 – 9 класс» Рапацкой Л. А. – М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2010. Программа допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

Общая характеристика учебной дисциплины

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века).

Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

В программе 5 класса учащиеся знакомятся основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.

Место учебной дисциплины в учебном плане

Программа под редакцией Рапацкой Л. А., рассчитан на 1 час в неделю, реализует требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.

Цели и задачи учебной дисциплины

Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,

— дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях;

— создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры;

— развивать умения анализировать произведения искусства;

— развивать образное и ассоциативное мышление;

— обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработан­ных в системе школьного образования и воспитания.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и темати­ческий подходы к изучению курса обеспечивают осу­ществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно но­вом уровне с учетом ранее изученного.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литера­туры, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вто­рых, в ней особо подчеркнуты практическая направ­ленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК — про­цесс исключительно избирательный. Он предусмат­ривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на про­тяжении всего учебного времени направлять и разви­вать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, лич­ными интересами и вкусами.

Требования к освоению содержания учебной дисциплины

— основные виды и жанры искусства;

— шедевры мировой художественной культуры;

— особенности языка различных видов искусства.

— узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;

— устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

— пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

— выбора путей своего культурного развития;

— организации личного и коллективного досуга;

— выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

самостоятельного художественного творчества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:

— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;

— устанавливать несложные реальные связи и зависимости;

— оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;

— использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;

— владеть основными формами публичных выступлений;

— понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;

— определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;

— осознавать свою культурную и национальную принадлежность

В результате изучения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Методы работы и формы организации деятельности учащихся

Методы преподавания курса определяются:

— возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;

— спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;

— активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.

Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные, индивидуальные консультации, самостоятельная работа.

Виды организации учебной деятельности: путешествия, игры, экскурсия, концерты, выставки, конкурсы, викторины.

Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.

Формы (приемы) контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, работа по карточке, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы.

Промежуточная аттестация проводится в форме итоговых проверочных работ в конце каждого полугодия, система оценивания пятибалльная.

По учебному предмету «Мировая художественная культура»

Форма организации учебного занятия

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)

Виды и формы контроля

Вводный урок. Что такое художественная культура.

Понятия – культура, искусство, художественная культура, культурная деятельность.

Выстраивание «логических цепочек». Самостоятельная формулировка понятия «Культура».

Устный опрос: рассуждение о культуре, культурном человеке.

В музее изобразительных искусств.

История возникновения музеев. Виды музеев. Правила поведения в музее. Музеи мира.

Работа с текстом и наглядной информацией.

Устный опрос: знания правил поведения в общественных местах, этикете.

История создания, особенности коллекций ведущих музеев мира.

Подготовка и защита творческих работ (презентация, сообщение)

Анализ творческих работ.

История возникновения театрального искусства. Театральные профессии.

Умение формулировать понятие, находить его значение, составлять схему.

Кроссворд «Театральные слова»

Устный опрос: обсуждение фрагментов театрального спектакля.

Виды театра – музыкальный, театр танца, пантомима, кукольный и др. Жанры театральных спектаклей.

Умение анализировать просмотренные сюжеты, давать аргументированную личную оценку произведениям искусства.

Особенности театрального искусства Древней Греции. Обрядовое значение древнегреческого театра. Роль древнегреческого театра в развитии мирового театрального искусства.

Интегрированный учебный модуль «Искусство Древней Греции».

Умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации в предложенном тексте и других источниках. Умение работать в группе, распределять ответственность. Формирование чувства коллективизма.

Интеллектуальная игра «Мир Древней Эллады»

История возникновения киноискусства. Отцы кинематографа – братья Люмьер. Виды и жанры киноискусства.

Просмотр и анализ предложенных фрагментов. Комментированное чтение.

Устный опрос: мой любимый кинофильм, жанры кино.

Художественная культура в жизни человека. Обобщение.

Искусство – источник знаний о жизни человека в разные времена. Значение искусства для сохранения «памяти» человечества.

Умение организовывать и осуществлять проектную деятельность.

Облик православного храма. Храмы России.

Приобретение представлений о христианской духовной традиции.

Знание мировых религий – буддизм, ислам. Основные понятия, основоположники, священные книги и культовые постройки.

Умение отличать по внешним признакам храмы мировых религий.

Сообщение о храме своего родного города.

Синтез искусств в храме

Особый мир храма. Икона: о чем она говорит? Пение в православном храме. Молитва как достояние художественной культуры.

Храмы мировых религий

Многообразие религий – многообразие храмов.

Викторина «Путешествуем по храмам мира».

У каждого искусства свой язык

Разнообразие видов искусства, история их развития. Основные средства выразительности литературы, ИЗО, танца, архитектуры, скульптуры. Временные и пространственные искусства: что между ними общего?

Взаимодействие разных искусств – основа исторического развития художественной культуры.

Фронтальная, коллективная, групповая

Анализ произведений искусств. Выявление индивидуальных и общих средств выразительности. Умение формулировать собственное мнение о произведении искусства.

Проверочная работа: «В мире искусств».

Виды искусства – единая семья

Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное.

Творцы произведений искусства: кто они? Художник, архитектор, музыкант. Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства.

Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. Формирование умения слушать и вступать в диалог, умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Защита творческих работ «Великие деятели искусства»

Всего за полугодие

III четверть – 10 часов

«Неповторимость художественного образа – бесценный дар творчества» – 6 часов

Узнаваемое и новое в произведении искусства. личное и общечеловеческое в произведении искусства.

Отражение окружающего мира в формах, красках, звуках.

Отражение эмоционального внутреннего мира человека в художественно-образной форме.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Сравнительный анализ предложенных произведений искусства.

Умение найти общие признаки, классифицировать подобные произведения, дать общие названия.

Устный опрос: анализ, обсуждение произведений искусства.

Самостоятельная работа с кейс-пакетами.

Художественный образ: правда и вымысел.

Разработка творческого проекта (рисунок, рассказ, стихотворение или др.)

Умение выразить заданный образ через самостоятельную творческую работу.

«Внутренний мир человека»

«Мир фантазии и воображения»

Бог, природа, человек – вечные темы художественных произведений.

Художественное творчество – вечные поиски ответа на главные вопросы бытия.

Образ Бога. Человека, природы в искусстве. Добро и красота в произведениях великих мастеров.

Фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Представление об искусстве как о «зеркале», в котором отражается внешний и внутренний мир человека.

Знание и понимание понятий: художественный образ, народное творчество, народные традиции, фольклор.

Знание и умение определять изученные произведения искусства, виды народного творчества.

Национальное и общечеловеческое в произведении искусства.

Народное творчество в произведениях профессионального искусства. Узнаваемое национальное начало в искусстве.

Взаимодействие художественных культур народов мира.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Викторина: «Художники и их произведения»

Когда на Руси появились зодчие, писатели, художники и музыканты.

Первые русские архитекторы. Старинные песни и их создатели. Работа иконописцев, мозаичистов, распевщиков в храмах Древней Руси. Памятники выдающимся русским мастерам.

Умение выбирать из прослушанной, просмотренной информации нужные сведения, оформлять информацию в схеме или таблице.

Составление схемы, таблицы «Искусство Древней Руси»

Народные праздники и искусство.

Зимние праздники от Рождества до Крещения. Масленица. Великий праздник Пасхи. Осенние праздники. Богородичные храмы России.

Игровые формы работы, театрализация, разыгрывание обрядов.

Знание и понимание народных обрядов, традиций.

Формирование любви и уважения к национальным традициям.

«Алфавит» к понятию «Народное творчество»

IV четверть – 8 часов

Образы весны в искусстве.

Красота пробуждения жизни в природе. Отражение образов весны в произведениях искусства.

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.

Сочинение синквейна «Весна».

О чем говорят русские сказки

Русские народные сказки – чтение и анализ, воплощение сказочных образов в произведениях искусства. Главный урок русских сказок – добро побеждает зло.

Фронтальная, коллективная, групповая.

Формирование навыка осмысленного чтения, умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Анализ текстов с целью выявления общих признаков.

Иллюстрация к выбранной сказке (рисунок или презентация).

Герои русского искусства

Герои – защитники родной земли (былинные богатыри, Иван Сусанин, Минин и Пожарский). Образ Александра Невского в музыке Прокофьева и кинофильме Эйзенштейна.

Формирование чувства патриотизма, любви к Родине.

Самостоятельная работа «Рекламный отзыв о произведении искусства»

«Единение земли и души» в русском искусстве.

Образ Родины в русском искусстве. Любовь к родной земле как одна из основных тем русского искусства. бескрайние просторы России в русском искусстве.

Умение самостоятельно решать проблемы творческого и характера, согласовывать усилия для достижения общей цели, организации и осуществления совместной деятельности.

Образ Родины в русском искусстве. Обобщение.

Произведения русских художников, писателей, композиторов о России.

Карта памяти «Моя Родина – Россия».

Искусство в моей жизни.

Обобщение пройденного материала.

Формирование самооценки, умение определить и изложить в письменной форме собственное мнение.

Сочинение-рассуждение: «Искусство в моей жизни»

Всего за полугодие:

Раздел 1: Художественная культура в жизни человека.

Что такое «художественная культура».

Произведения искусства – основа художественной культуры.

Культура ушедших эпох: что мы знаем о ней?

Почему не стареют произведения искусства далекого прошлого. В чем «секрет» их красоты.

Какие настроения, мысли, чувства передают из поколения в поколение великие творения художественной культуры человечества?

Духовная культура, её художественная составляющая.

Знаменитые музеи и театры мира.

Раздел 2: На каких языках говорит искусство.

Разнообразие видов искусства.

Древние свидетельства о художественной одаренности человека.

История видов искусств – от первобытного синкретизма до профессиональных, самостоятельных в своем развитии форм художественного творчества (литература, музыка, изобразительное искусства, театр, дизайн, искусство фотографии, искусство моды, архитектура и др.)

Великие деятели искусства.

Раздел 3: Неповторимость художественного образа – бесценный дар творчества.

Произведение искусства – художественный образ.

Узнаваемое и новое в произведениях искусства.

Личное, идущее от внутреннего и эмоционального настроя мастера, и общечеловеческое в произведении искусства.

Раздел 4: Русская художественная культура – наше великое национальное достояние.

История России, русский народ, русский художник – нераздельное целое.

Постоянное взаимообогащение народного и профессионального искусства.

Взаимосвязь русской литературы, музыки, живописи, театра – важная особенность русской художественной культуры.

Первые зодчие, писатели, художники и музыканты на Руси.

Народное искусство и народные праздники.

Представления о наивысших человеческих качествах в произведениях русских мастеров.

Образ Родины в русском искусстве.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Изучение курса обеспечивается следующими объектами и средствами материально-технического обеспечения:

Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска.

Технические средства: демонстрационное оборудование (компьютер, магнитофон, проектор, экспозиционный экран).

Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 5 класс – М.: Дрофа, 2011.

Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.

Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,

Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.

Методические пособия для учителя:

1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *