Мхк что за предмет в 5 классе
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Мхк что за предмет в 5 классе
Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.
Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:
— история искусства (а также его философия и психология)
— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)
— культурология (комплекс исследований культуры в целом)
— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)
— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)
— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)
— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)
— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)
— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)
— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)
Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.
Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.
1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)
2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)
3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)
Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.
Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).
— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).
Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.
Задача курса МХК : обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.
Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.
Рабочая программа по МХК для 5 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7»
на заседании школьного методического
объединения учителей гуманитарного цикла
протокол от «___» ____________ 2013 года
__________________ / Кононова О. Н. /
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе:
__________________ /Силодорова З.П.. /
«____» ________________ 20 13 года
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»:
__________________ / и.о. Позднякова М.Н. /
«____» ________________ 2013 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
учитель первой квалификационной категории
Адамкова Антонина Михайловна
СОДЕРЖАНИЕ
Рабочая программа по мировой художественной культуре для 5 класса составлена на основании программы «Мировая художественная культура. 5 – 9 класс» Рапацкой Л. А. – М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2010. Программа допущена Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации.
Общая характеристика учебной дисциплины
Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века).
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
В программе 5 класса учащиеся знакомятся основными понятиями курса, получают первичные знания о системе искусств как «ядре» художественной культуры, представления о взаимодействии искусств и их специфике. Материал 5 класса отчасти обобщает знания, полученные ранее на уроках литературы, изобразительного искусства и музыки.
Место учебной дисциплины в учебном плане
Программа под редакцией Рапацкой Л. А., рассчитан на 1 час в неделю, реализует требования государственного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре.
Цели и задачи учебной дисциплины
Задачи преподавания состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения с произведениями искусства,
— дать сумму знаний о наиболее значимых художественных произведениях;
— создать условия для дальнейшего изучения важнейших закономерностей развития мировой культуры;
— развивать умения анализировать произведения искусства;
— развивать образное и ассоциативное мышление;
— обогащать духовный мир учащихся, вооружить их опытом предшествующих поколений, воспитывать художественный вкус.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного.
Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса.
Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами.
Требования к освоению содержания учебной дисциплины
— основные виды и жанры искусства;
— шедевры мировой художественной культуры;
— особенности языка различных видов искусства.
— узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
— устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
— пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
— выбора путей своего культурного развития;
— организации личного и коллективного досуга;
— выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
самостоятельного художественного творчества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» являются:
— умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
— устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
— оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
— использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
— владеть основными формами публичных выступлений;
— понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
— определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
— осознавать свою культурную и национальную принадлежность
В результате изучения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Методы работы и формы организации деятельности учащихся
Методы преподавания курса определяются:
— возрастными особенностями учащихся и общей воспитательной направленностью данной дисциплины, которая может играть важнейшую мировоззренческую роль в современной российской школе;
— спецификой интегративного содержания данного курса, предполагающего изучение художественных произведений разных видов искусств с единых культурологических позиций и духовно-нравственных оценок;
— активным использованием творческих методов обучения проблемно-поискового характера, основанных на включении школьников в самостоятельную учебную деятельность, связанную с анализом и оценкой художественных явлений.
Формы организации учебного процесса: групповые, коллективные, классные и внеклассные, индивидуальные консультации, самостоятельная работа.
Виды организации учебной деятельности: путешествия, игры, экскурсия, концерты, выставки, конкурсы, викторины.
Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Формы (приемы) контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, работа по карточке, анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы.
Промежуточная аттестация проводится в форме итоговых проверочных работ в конце каждого полугодия, система оценивания пятибалльная.
По учебному предмету «Мировая художественная культура»
Форма организации учебного занятия
Основные виды деятельности обучающихся (на уровне УУД)
Виды и формы контроля
Вводный урок. Что такое художественная культура.
Понятия – культура, искусство, художественная культура, культурная деятельность.
Выстраивание «логических цепочек». Самостоятельная формулировка понятия «Культура».
Устный опрос: рассуждение о культуре, культурном человеке.
В музее изобразительных искусств.
История возникновения музеев. Виды музеев. Правила поведения в музее. Музеи мира.
Работа с текстом и наглядной информацией.
Устный опрос: знания правил поведения в общественных местах, этикете.
История создания, особенности коллекций ведущих музеев мира.
Подготовка и защита творческих работ (презентация, сообщение)
Анализ творческих работ.
История возникновения театрального искусства. Театральные профессии.
Умение формулировать понятие, находить его значение, составлять схему.
Кроссворд «Театральные слова»
Устный опрос: обсуждение фрагментов театрального спектакля.
Виды театра – музыкальный, театр танца, пантомима, кукольный и др. Жанры театральных спектаклей.
Умение анализировать просмотренные сюжеты, давать аргументированную личную оценку произведениям искусства.
Особенности театрального искусства Древней Греции. Обрядовое значение древнегреческого театра. Роль древнегреческого театра в развитии мирового театрального искусства.
Интегрированный учебный модуль «Искусство Древней Греции».
Умение осуществлять самостоятельный поиск нужной информации в предложенном тексте и других источниках. Умение работать в группе, распределять ответственность. Формирование чувства коллективизма.
Интеллектуальная игра «Мир Древней Эллады»
История возникновения киноискусства. Отцы кинематографа – братья Люмьер. Виды и жанры киноискусства.
Просмотр и анализ предложенных фрагментов. Комментированное чтение.
Устный опрос: мой любимый кинофильм, жанры кино.
Художественная культура в жизни человека. Обобщение.
Искусство – источник знаний о жизни человека в разные времена. Значение искусства для сохранения «памяти» человечества.
Умение организовывать и осуществлять проектную деятельность.
Облик православного храма. Храмы России.
Приобретение представлений о христианской духовной традиции.
Знание мировых религий – буддизм, ислам. Основные понятия, основоположники, священные книги и культовые постройки.
Умение отличать по внешним признакам храмы мировых религий.
Сообщение о храме своего родного города.
Синтез искусств в храме
Особый мир храма. Икона: о чем она говорит? Пение в православном храме. Молитва как достояние художественной культуры.
Храмы мировых религий
Многообразие религий – многообразие храмов.
Викторина «Путешествуем по храмам мира».
У каждого искусства свой язык
Разнообразие видов искусства, история их развития. Основные средства выразительности литературы, ИЗО, танца, архитектуры, скульптуры. Временные и пространственные искусства: что между ними общего?
Взаимодействие разных искусств – основа исторического развития художественной культуры.
Фронтальная, коллективная, групповая
Анализ произведений искусств. Выявление индивидуальных и общих средств выразительности. Умение формулировать собственное мнение о произведении искусства.
Проверочная работа: «В мире искусств».
Виды искусства – единая семья
Писатель, художник, зодчий, музыкант: общее и различное.
Творцы произведений искусства: кто они? Художник, архитектор, музыкант. Одаренность как основа творчества великих мастеров искусства.
Самостоятельное решение проблем творческого и поискового характера. Формирование умения слушать и вступать в диалог, умения адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Защита творческих работ «Великие деятели искусства»
Всего за полугодие
III четверть – 10 часов
«Неповторимость художественного образа – бесценный дар творчества» – 6 часов
Узнаваемое и новое в произведении искусства. личное и общечеловеческое в произведении искусства.
Отражение окружающего мира в формах, красках, звуках.
Отражение эмоционального внутреннего мира человека в художественно-образной форме.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Сравнительный анализ предложенных произведений искусства.
Умение найти общие признаки, классифицировать подобные произведения, дать общие названия.
Устный опрос: анализ, обсуждение произведений искусства.
Самостоятельная работа с кейс-пакетами.
Художественный образ: правда и вымысел.
Разработка творческого проекта (рисунок, рассказ, стихотворение или др.)
Умение выразить заданный образ через самостоятельную творческую работу.
«Внутренний мир человека»
«Мир фантазии и воображения»
Бог, природа, человек – вечные темы художественных произведений.
Художественное творчество – вечные поиски ответа на главные вопросы бытия.
Образ Бога. Человека, природы в искусстве. Добро и красота в произведениях великих мастеров.
Фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Представление об искусстве как о «зеркале», в котором отражается внешний и внутренний мир человека.
Знание и понимание понятий: художественный образ, народное творчество, народные традиции, фольклор.
Знание и умение определять изученные произведения искусства, виды народного творчества.
Национальное и общечеловеческое в произведении искусства.
Народное творчество в произведениях профессионального искусства. Узнаваемое национальное начало в искусстве.
Взаимодействие художественных культур народов мира.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Викторина: «Художники и их произведения»
Когда на Руси появились зодчие, писатели, художники и музыканты.
Первые русские архитекторы. Старинные песни и их создатели. Работа иконописцев, мозаичистов, распевщиков в храмах Древней Руси. Памятники выдающимся русским мастерам.
Умение выбирать из прослушанной, просмотренной информации нужные сведения, оформлять информацию в схеме или таблице.
Составление схемы, таблицы «Искусство Древней Руси»
Народные праздники и искусство.
Зимние праздники от Рождества до Крещения. Масленица. Великий праздник Пасхи. Осенние праздники. Богородичные храмы России.
Игровые формы работы, театрализация, разыгрывание обрядов.
Знание и понимание народных обрядов, традиций.
Формирование любви и уважения к национальным традициям.
«Алфавит» к понятию «Народное творчество»
IV четверть – 8 часов
Образы весны в искусстве.
Красота пробуждения жизни в природе. Отражение образов весны в произведениях искусства.
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Сочинение синквейна «Весна».
О чем говорят русские сказки
Русские народные сказки – чтение и анализ, воплощение сказочных образов в произведениях искусства. Главный урок русских сказок – добро побеждает зло.
Фронтальная, коллективная, групповая.
Формирование навыка осмысленного чтения, умения извлекать необходимую информацию из прослушанного текста. Анализ текстов с целью выявления общих признаков.
Иллюстрация к выбранной сказке (рисунок или презентация).
Герои русского искусства
Герои – защитники родной земли (былинные богатыри, Иван Сусанин, Минин и Пожарский). Образ Александра Невского в музыке Прокофьева и кинофильме Эйзенштейна.
Формирование чувства патриотизма, любви к Родине.
Самостоятельная работа «Рекламный отзыв о произведении искусства»
«Единение земли и души» в русском искусстве.
Образ Родины в русском искусстве. Любовь к родной земле как одна из основных тем русского искусства. бескрайние просторы России в русском искусстве.
Умение самостоятельно решать проблемы творческого и характера, согласовывать усилия для достижения общей цели, организации и осуществления совместной деятельности.
Образ Родины в русском искусстве. Обобщение.
Произведения русских художников, писателей, композиторов о России.
Карта памяти «Моя Родина – Россия».
Искусство в моей жизни.
Обобщение пройденного материала.
Формирование самооценки, умение определить и изложить в письменной форме собственное мнение.
Сочинение-рассуждение: «Искусство в моей жизни»
Всего за полугодие:
Раздел 1: Художественная культура в жизни человека.
Что такое «художественная культура».
Произведения искусства – основа художественной культуры.
Культура ушедших эпох: что мы знаем о ней?
Почему не стареют произведения искусства далекого прошлого. В чем «секрет» их красоты.
Какие настроения, мысли, чувства передают из поколения в поколение великие творения художественной культуры человечества?
Духовная культура, её художественная составляющая.
Знаменитые музеи и театры мира.
Раздел 2: На каких языках говорит искусство.
Разнообразие видов искусства.
Древние свидетельства о художественной одаренности человека.
История видов искусств – от первобытного синкретизма до профессиональных, самостоятельных в своем развитии форм художественного творчества (литература, музыка, изобразительное искусства, театр, дизайн, искусство фотографии, искусство моды, архитектура и др.)
Великие деятели искусства.
Раздел 3: Неповторимость художественного образа – бесценный дар творчества.
Произведение искусства – художественный образ.
Узнаваемое и новое в произведениях искусства.
Личное, идущее от внутреннего и эмоционального настроя мастера, и общечеловеческое в произведении искусства.
Раздел 4: Русская художественная культура – наше великое национальное достояние.
История России, русский народ, русский художник – нераздельное целое.
Постоянное взаимообогащение народного и профессионального искусства.
Взаимосвязь русской литературы, музыки, живописи, театра – важная особенность русской художественной культуры.
Первые зодчие, писатели, художники и музыканты на Руси.
Народное искусство и народные праздники.
Представления о наивысших человеческих качествах в произведениях русских мастеров.
Образ Родины в русском искусстве.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Изучение курса обеспечивается следующими объектами и средствами материально-технического обеспечения:
Оборудование: ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол, настенная доска.
Технические средства: демонстрационное оборудование (компьютер, магнитофон, проектор, экспозиционный экран).
Учебник. Г.И.Данилова Мировая художественная культура. 5 класс – М.: Дрофа, 2011.
Чураев В.И. Русское храмовое зодчество.
Мокеев Г. Московские храмы. В кн. «Москва. S50 лет». 1996,
Альманах. «Памятники Отечества».- № 1(17)- 1988.
Методические пособия для учителя:
1. Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура 5-9 классы/ сост. Г.И. Данилова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
2. Учебник Г.И.Данилова Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2008.