Мхк предмет что это
Мировая художественная культура
Что такое мировая художественная культура
Мировая художественная культура (МХК) — это вид культуры, выступающий в качестве ее устойчивого компонента и содержащий в своей основе образно-символическое воспроизведение ценностей культуры, созданных людьми, а также живой и неживой природы через творческую деятельность.
Это понятие заключает в себе все художественное наследие человечества, созданное в различные исторические периоды.
Ее основу составляют три элемента, которые обеспечивают функционирование культуры: производство, распространение и потребление художественных ценностей.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Развитие художественной культуры носит исторический характер, обусловленный особенностями того или иного общества и эпохи.
Что включает в себя МХК
У каждого вида искусства есть свой уникальный язык, воплощенный в художественных формах и символах. В своем историческом развитии искусство из первобытного синкретизма преобразилось в профессиональные и самостоятельные формы художественного творчества. Взаимодействие разных видов искусств составляет основу становления и художественной культуры.
Особенный интерес в изучении исторических эпох прошлого вызывает материально-духовное искусство, ставшее частью мировой художественной культуры. К нему можно отнести следующие виды творчества:
Исторические периоды
Культурная картина мира с каждой эпохой создает свои уникальные символы и знаки, опираясь на эстетические и художественные потребности общества. Каждый исторический период — это определенный отрезок художественного развития человечества, обладающий самостоятельной ценностью, неповторимостью и непреходящим значением.
Исследователи культуры и искусства выделяют следующие периоды исторического развития МХК:
Влияние мировой художественной культуры на общество
Одним из основных компонентов МХК является потребление художественных произведений. Этот элемент включает в себя восприятие произведения искусства как ценности, сопровождающееся эмоциональными переживаниями. Отношение общества к искусству и осознание его значимости формируется в зависимости от социальной среды, уровня общественного развития, образования и доминирующей системы ценностей.
В развитых странах уделяют большое внимание художественному и эстетическому воспитанию людей, формируя у них уважительное отношение к искусству и понимание его вечных ценностей.
Мировая художественная культура меняет свой облик от эпохи к эпохе, но основу ее составляют великие и бессмертные произведения, которые не теряют своей актуальности с течением времени. Художественная культура постоянно взаимодействует с человеком и влияет на него, даже если он этого не осознает. Произведения искусства активно участвуют в формировании духовного мира личности, подводят ее к созидательной деятельности и расширяют кругозор.
Являясь неотъемлемой частью духовной культуры общества, художественная культура становится для общества устойчивым стержнем, потребность в котором обусловлена способностью культуры выступать в роли духовной опоры для человека и общества.
Важность изучения МХК в школе
Во второй половине прошлого века по инициативе советского педагога Лии Предтеченской МХК стали преподавать школьникам, а с 1988 года этот предмет стал обязательным для старших классов.
В рамках учебной программы учащиеся изучают основы художественной культуры и приобщаются к мировому культурному наследию. Это позволяет школьникам лучше понять исторические события прошлого в контексте культурного и духовного развития общества в конкретный временной период.
МХК воспитывает хороший вкус, расширяет кругозор, вдохновляет человека на творческую и созидательную деятельность. Художественная культура хранит в себе уникальность и своеобразие духовного и эстетического опыта, обобщает человеческие представления об искусстве и выстраивает цельную историческую картину культурного развития.
Мхк предмет что это
Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.
Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:
— история искусства (а также его философия и психология)
— эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)
— культурология (комплекс исследований культуры в целом)
— культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)
— семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)
— семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)
— герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)
— онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)
— эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)
— аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)
Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.
Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.
1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир: «культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни — как материальной, так и духовной»)
2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально. »)
3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «. культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации»)
Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.
Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу — она есть продукт творческой работы духа…». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).
— «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).
Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.
Задача курса МХК : обретение человеком статуса «компетентного» потребителя( зрителя, читателя, слушателя), обладающего определенными познаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.
Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.
Мировая художественная культура
Автором предмета была Лия Михайловна Предтеченская, начавшая преподавание курса МХК в ленинградской школе № 397 в 1960-х годах. По её же инициативе началось внедрение курса в школьную практику. Решением Министерства Просвещения РСФСР с 1977 года курс МХК преподавался как экспериментальный вариант обязательного предмета в старших классах общеобразовательной школы, а с 1988 года — уже как обязательный учебный предмет в старших классах общеобразовательной школы.
В начальной школе преподаются основы предмета, родное искусство. В 5—6 классе преподаётся художественная культура древнего мира. В 7 классе преподаётся художественная культура Средневековья. В 8 классе художественная культура неевропейских стран. Может также преподаваться русская художественная культура. В 9 классе преподаётся мировая художественная культура XX—XXI веков. В 10—11 классах идёт повторение изученного и более глубокое изучение пройденного в 5—9 классах. В высших учебных заведениях предмет изучается глубже по регионам и странам.
Связанные понятия
Упоминания в литературе
Связанные понятия (продолжение)
Всероссийский конкурс научных работ школьников «Юнио́р» (сокращённо Конкурс Юниор) проводится по основным направлениям естественнонаучных, технических и медико-биологических знаний в рамках пяти секций: математика, физика и астрономия, информатика, биология и экология, химия. Проводится Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ» при участии Минобрнауки РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Генеральным спонсором является компания INTEL. Принимают участие школьники.
Современный урок. Мировая художественная культура
Сборник представляет собрание методических материалов, советов, комментариев, адресованных преподавателям курса «Мировой художественной культуры», учителям гуманитарных предметов, а также администрации образовательных учреждений.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Современный урок. Мировая художественная культура предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Курс «Мировая художественная культура» в образовательной программе школы
МХК в учебном плане школы
Место и роль курса «Мировая художественная культура» в учебном плане школы, методика его реализации в значительной мере обусловлены следующими факторами:
• МХК — молодой предмет, его история насчитывает около 30 лет. Это означает, что в отличие от большинства школьных дисциплин «формат» курса, его педагогические задачи и методические требования еще только формируются. Следствием этого является отсутствие согласованности в подходах к его изучению и слабая разработанность требований к современном уроку;
• в настоящее время название курса «Мировая художественная культура» не связано с какой-либо конкретной авторской программой и используется для любых программ, так или иначе повествующих об искусстве. Более десяти программ имеют гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ» или «Допущено Министерством образования РФ». Эта ситуация неизбежно ставит педагога (администрацию ОУ) перед проблемой обоснованного выбора образовательной программы курса;
• курс МХК существует в разных «состояниях»: как предмет базового учебного плана, как факультативный курс или элективный курс, как предмет по выбору, что предполагает возможность его вариативного включения в школьное расписание. Вместе с тем весьма существенно различаются возрастные границы реализации курса: преподавание МХК может осуществляться с 6-го по 11-й класс.
Из всего вышеизложенного становится ясно, что настало время осознать место курса в школьном расписании, разработать методики его преподавания, соответствующие типам программ и возрасту учащихся.
Очевидно, что этот комплекс серьезных проблем предстоит решать не только преподавателю курса МХК, но и администрации школы, поскольку они вместе оказались, в известном смысле, заложниками непростой ситуации.
Данные методические рекомендации призваны обозначить самые общие требования и подходы к урокам мировой художественной культуры, оказать профессиональную педагогическую и методическую поддержку преподавателям курса, заместителям директора ОУ по учебной (воспитательной) работе. Педагогическая рефлексия окажется действенным инструментом коррекция образовательного процесса только в том случае, если целесообразность и эффективность урока МХК будет рассматриваться и оцениваться в культурологическом контексте современного образования и с учетом специфики самого предмета МХК.
Специфика учебного предмета
Учебный предмет «Мировая художественная культура» принадлежит к образовательной области «Искусство». Он является одним из ведущих школьных курсов, позволяющих эффективно реализовывать идеи современной философии образования, которая рассматривает образование как процесс вхождения в культуру, как процесс освоения культурного наследия, выработанного человечеством в ходе всей истории.
Специфика любой школьной дисциплины определяется ее целевыми и ценностными установками. На первый взгляд «Мировая художественная культура» может быть отнесена к тем курсам, предметом которых в той или иной степени являются произведения искусства. Однако его своеобразие заключается в том, что перед педагогом стоит не только задача изучения искусства, так сказать трансляция «готовых» знаний: предоставление информации о жизни и творчестве великих мастеров, рассказы об истории создания и бытовании художественных произведений, погружение в технологию творчества. В фокусе педагогического внимания в первую очередь оказывается личность школьника, претерпевающая глубинные изменения под воздействием общения с искусством.
Осознание специфики учебного предмета означает, что основные усилия педагога должны быть направлены на создание:
1) комфортной для ребенка развивающей среды;
2) организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие и личностный рост ученика.
Искусство в курсе МХК рассматривается как:
• уникальный педагогический инструмент целостного и гармоничного развития личности (при этом искусство не утрачивает своей специфической природы, не превращается в «дидактическое пособие»);
• пространство, в котором школьник не только получает возможность культурной самоидентификации, но и обретает полноценный опыт существования в культуре, максимально полно реализует свой природный потенциал, вырабатывает разнообразные модели жизненного поведения.
Методика преподавания курса «Мировая художественная культура» должна соответствовать всем общим требованиям, которые предъявляются к преподаванию школьных дисциплин. Вместе с тем необходимо отметить и некоторые особенности, диктуемые спецификой самого предмета. При организации урока необходимо помнить, что любое занятие ориентировано на стимулирование самовыражения ученика, на его активное включение в познавательную, эмоционально-ценностную и преобразовательную деятельность. В соответствии с этим должны измениться приоритеты урока — с создания оптимальных условий для усвоения знаний на организацию диалога с произведениями искусства и программирование такой деятельности учащихся, которая помогает освоить пласты культуры через их «проживание» и сопереживание.
Такой подход позволит дать ученику опыт существования в культуре, выработать собственный взгляд на разнообразные тексты культуры, ощутить себя наследником мировых цивилизаций, увидеть современный мир как средоточие различных культурных пластов, доступных освоению, в которых каждый может ориентироваться и выбирать нужное в конкретной жизненной ситуации.
Формирование собственного мнения и отношения к произведениям искусства возможно только при непосредственном обращении к ним, в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, размышления. Произведения, о которых пойдет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, иллюстрациями на электронных носителях (компакт-дисках), аудиозаписями музыкальных произведений (или их фрагментами).
Цели и задачи курса
Ценностная направленность предмета «Мировая художественная культура», своеобразие его образовательной и воспитательной составляющих обусловили цели и задачи как курса в целом, так и каждого отдельного урока.
Цель курса может быть сформулирована следующим образом: дать необходимые теоретические знания и практические навыки «вхождения» в культуру, которые будут способствовать трансформации образовательного процесса в процесс освоения историко-культурного наследия, воспитания «человека культуры».
Задачи курса, тесно связанные между собой, должны последовательно реализовываться в ходе занятий независимо от выбора конкретной программы МХК. Задачи эти таковы:
• создать организационно-педагогические условия для комфортного освоения учащимися богатства мировой художественной культуры, для накопления опыта исследовательской деятельности при работе с памятниками культурного наследия;
• раскрыть личностно-значимый для каждого школьника характер великих произведений мирового историко-культурного наследия; показать их современное звучание и непреходящую ценность для всех времен;
• показать возможности искусства как уникального способа познания и освоения окружающего мира, дать опыт его использования в образовательной деятельности;
• познакомить учащихся со спецификой текстов культуры (особенностями художественного языка), содействовать формированию навыков их освоения;
• дать опыт диалогового взаимодействия с памятниками культуры, который позволит учащимся стать грамотными читателями, зрителями, слушателями, посетителями музейных и концертных залов, выставок, участниками art-мероприятий;
• научить спокойно и уверенно чувствовать себя в музейном и городском пространстве, понимать основные принципы работы с разнообразными артефактами;
• подготовить школьников к осознанию значимости и необходимости формирования собственной точки зрения на факты, явления, проблемы; помочь обрести умение высказывать собственные версии, гипотезы, предположения и обоснованно, доказательно отстаивать их;
• помочь формированию навыков использования всего пространства мировой культуры как ресурса решения жизненных проблем, в том числе в ситуациях, не имеющих жизненного аналога.
Прогнозируемые образовательные результаты
В процессе работы ученик приобретает опыт:
• самоидентификации в пространстве культуры;
• исследовательской работы в пространстве культуры;
• создания собственных текстов культуры, формирования собственных версий, трактовок, предположений, гипотез и их аргументации.
В результате адекватной реализации программы курса МХК создаются эффективные условия для достижения следующих результатов:
• формируется общекультурная компетентность ученика, его умения:
— определять собственные интересы в области культуры, предпочтительные виды творческой деятельности;
— определять и формулировать свое отношение к событиям и людям;
— определять свои жизненные приоритеты, формулировать их и выстраивать иерархию ценностей на основе освоения ценностей культуры;
— совершать самостоятельный выбор стратегий поведения в нестандартных жизненных ситуациях и нести ответственность за него (на основе соотнесения своего поведения с архетипическими моделями);
— рассматривать жизненные явления и ситуации не только в рамках научного мировоззрения, но и с точки зрения инонаучных систем (искусства, религии);
— осуществлять рефлексию процессов внутреннего развития, связанных с освоением культурного наследия человечества;
— определять свое место среди различных этнонациональных, религиозных, культурных групп;
— ориентироваться в пространстве мировой художественной культуры, взаимодействовать с различными объектами культурного наследия;
— воспринимать и понимать языки различных видов искусства (быть читателем, зрителем, слушателем);
— создавать собственные тексты культуры, реализуя личные эмоциональные, духовные и познавательные потребности;
— ориентироваться в городском и музейном пространстве (знакомом и незнакомом);
• формируется коммуникативная компетентность ученика, его умения:
— формулировать и аргументированно излагать свое мнение (в том числе об объектах культурного наследия);
— вербализовать свои ощущения, чувства, эмоции;
— вступать во взаимодействие с представителями различных общественных, национальных, религиозных групп;
— конструктивно участвовать в дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов;
• формируется информационная компетентность ученика, его умения:
— обоснованно выбирать информационные источники в зависимости от специфики необходимой информации;
— работать с различными источниками информации (визуальными, вербальными, аудиальными, тактильными) с учетом их специфики;
— обобщать информацию, полученную с помощью различных источников информации и органов чувств;
— использовать богатый образовательный потенциал компьютерных программ, технологий, инструментов;
• формируется социальная компетентность ученика, его умения:
— планировать различные формы собственного досуга;
— творчески преобразовывать и делать личностно-комфортной окружающую среду (в образовательном учреждении и дома);
— самостоятельно вырабатывать социальные модели поведения, позволяющие чувствовать себя комфортно в различных социальных средах.
Также достигаются и иные педагогические эффекты:
— накопление опыта пространственной ориентации, чувственного и кинестетического восприятия мира;
— развитие внимания, творческих способностей личности, мобильности и креативности мышления;
— формирование предметных навыков и умений интерпретировать метафорический язык художественных произведений, выделять главное и второстепенное, понимать взаимосвязь искусства с другими видами деятельности человека, осознавать себя хранителями и наследниками культур прошлого и творцами современной культуры.
Предмет МХК
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
ПРЕДМЕТ МХК. СОДЕРЖАНИЕ И ЦЕЛИ КУРСА. ЛИТЕРАТУРА. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ ДРЕВНЕГО МИРА
ВИДЫ ИСКУССТВ. ИСКУССТВО СЛОВА, ЗВУКА, ИЗОБРАЖЕНИЯ.
ХРАМ ИСКУССТВ
Описание слайда:
Искусство указывает человеку, для чего он живет. Оно рассказывает ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить свое призвание.
/Огюст Роден/
Описание слайда:
Художественная культура – это средоточие представлений о мире, о человеке, его нравственных и эстетических идеалах, выраженных в художественном творчестве человека.
Описание слайда:
Что же это за предмет и что нам дает его изучение?
МХК предполагает обращение не к одному или нескольким видам искусства, а ко всему миру художественной культуры (изобразительному искусству, музыке, литературе. театру), которая определяется как способ и продукт художественной деятельности людей. Цель этого курса — ввести в мир художественной культуры, научить ориентироваться в нем, развить эстетический вкус.
Описание слайда:
Описание слайда:
Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную, хотя это деление и условно.
Духовные ценности культуры соответствуют трем основным областям: науке (научные ценности), нравственности (нравственные ценности) и искусству (художественные ценности).
Мировая
Духовная
КУЛЬТУРА
Национальная
Материальная
НАУКА
(научные ценности)
ИСКУССТВО
(художественные ценности)
НРАВСТВЕННОСТЬ
(нравственные ценности)
Описание слайда:
Что же дает нам изучение МХК?
Искусство — это та живительная сила, которая объединяет людей, в какое бы трудное время они ни жили. Ведь самое страшное, когда замыкаясь на себе, человек думает, что до него ничего не было. Изучая МХК, мы начинаем понимать, что искусство занимается вечными проблемами человечества. Мы получаем возможность вести диалог с партнерами любой эпохи. Это по силам только искусству! Путешествуя в глубь веков, мы расширяем наш кругозор, наш внутренний мир. Это дает нам гармонию, которая так необходима творческому человеку. Изучая древние цивилизации, мы понимаем закономерности развития культуры современной. Древние цивилизации помогают нам оценить сквозь призму исторического опыта настоящее и спрогнозировать будущее.
Описание слайда:
Описание слайда:
Когда мы говорим «искусство», то чаще всего имеем в виду художественное творчество. Но существуют различные виды искусства: музыка, литература, скульптура, живопись, графика, архитектура, декоративно-прикладное искусство (ДПИ), кино, балет, театр, эстрада, художественная фотография, дизайн. Среди этого множества можно выделить три древнейших искусства, которые, воздействуя на зрение, слух и речь, воспитывают чувства человека. Это искусство изображения (изобразительное искусство), искусство звука (музыка) и искусство слова (литература). Без этих главных искусств невозможно представить себе ни спектакля, ни фильма, ни эстрадного концерта. Именно эти три искусства, осваивая мир в образной форме, имеют своей главной задачей, по словам Гегеля, «раскрывать истину в чувственной форме».
Описание слайда:
Искусство изображения (изобразительное искусство)
Описание слайда:
Искусство звука (музыка)
Описание слайда:
Искусство слова (литература)
Только искусство делает человека – человеком.
/К. Коровин/
Искусство есть одно из средств единения людей.
/Л. Толстой/
Описание слайда:
Давайте попробуем разобраться в многообразии видов искусства.
В зависимости от способа изображения жизни искусства подразделяются на пространственные и временные.
Временные искусства воспринимаются на слух и длятся во времени. Это музыка и литература.
Пространственные или пластические, искусства (их еще называют видимыми, визуальными, изящными) воспринимаются зрением и находятся реальном пространстве не изменяясь и не развиваясь во времени. Они имеют предметный характер и создаются посредством обработки вещественного материала.
Пространственные, или пластические, искусства условно делят на изобразительные (графика, живопись, скульптура) и тектонические (архитектура, ДПИ и дизайн).
Описание слайда:
Важными в искусстве являются понятия «художник», «творчество, «произведения искусства».
Художник
Произведение
искусства
Творчество
Техника исполнения
(Как?)
Идея, содержание
(Что?)
Описание слайда:
Описание слайда:
Храм искусств
А теперь, зная различные виды искусства, их классификации, подумаем, как может выглядеть ХРАМ ИСКУССТВ.
Каждый человек представляет его по-своему. Попробуй и ты вообразить свой ХРАМ ИСКУССТВ.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.