Мхт или мхат в чем разница
МХАТ и МХТ: самые первые изменения.
Прошу прощения, если что-то уже обсуждали, захотелось обьединить в одном посте.
МХАТ им. Горького: первым решением нового директора театра, Владимира Кехмана, оказалась отмена спектакля » Чудесный грузин», в котором была задействована скандальная телеведущая Ольга Бузова. Худрук МХАТа Эдуард Бояков сообщал, что театр желал использовать «уорхоловский образ». Также он отмечал, что Бузова способна стать «послом высокого искусства в мире шоу-бизнеса». Что из этого получилось, судить не могу- не смотрела.
Кехман обьяснил свое решение «плохими продажами билетов во время ковидных ограничений», сама же Бузова выложила скриншот с сайта театра, где все билеты на ближайший спектакль уже проданы, и намекнула, что таких продаж билетов без нее у театра не будет ( ну, самомнения Ольге не занимать)
Напомним, что В.Кехман был назначен в конце октября директором МХАТ, оставаясь при этом худ.руком Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Он считается эффективным менеджером, а так как театр погряз в скандалах, к тому же существуют финансовые проблемы, на его назначение возлагаются большие надежды. Хотя в Новосибирском театре о нем вспоминают без особой теплоты из-за скандала, разразившегося после отмены им постановки «Тангейзер».
Про увольнение Э.Боякова писать не буду, уже обсудили.
Ниже вы можете насладиться фотографиями Ольги на сцене.
К слову, на днях в Москве состоялась ежегодная премия «Topical Style Awards 2021», на которой Ольга появилась в наряде Роберто Кавалли за 324 тыс.р. и получила награду в номинации «Икона стиля»- вот оно как! А вы еще ругали Сару Д.Паркер! Бузова- вот наше все!
МХТ им.Чехова: первым решением нового худ.рука театра Константина Хабенского стало возвращение спектакля «Идеальный муж» К. Богомолова- режиссер ранее покинул театр после назначения руководителем Сергея Женовача. Спектакль шел с 2013 года, действие пьесы О.Уайльда перенесено из Англии прошлого века в современную Москву. Вместе со спектлем на сцену триумфально вернулись народные любимцы- Дарья Мороз, Марина Зудина и другие.
Относительно Женовача ректор ГИТИСа, критик Григорий Заславский, сказал следующее: » Такого страшного давления, такой войны на уничтожение, какая велась против Женовача на Telegram- каналах- это вынести не каждому под силу».
P.S. Еще интересный факт: в 2020 году доход МХАТ составил 1,1 млрд.р., из них 583 млн.- гос.субсидии. В дальнейшем театр ожидает еще больших денежных вливаний.
Доход МХТ им.Горького составил 746 млн., из них 434 млн.- гос.субсидии.
Заработанные деньги расходуются в основном на зарплаты.
При Сергее Женоваче в труппе МХТ не было женского интриганства и откровенной тирании со стороны жены худрука, как это случалось при Олеге Табакове в лице его молодой жены Марины Зудиной. Она держала в ежовых рукавицах весь театр, и без ее согласия ни одна актриса не получала роль, а за кулисами процветали подхалимаж и стукачество. На это жаловался «Экспресс газете» актер Владимир Стержаков, объясняя, что за все это Зудину прозвали «мхатовской Салтычихой».
Жена Константина Хабенского — не просто актриса Московского Художественного театра, не просто любимая ученица Олега Табакова, но и дочь крупнейшего российского кинопродюсера Александра Литвинова, обладателя всех титулов в кинематографии, очень авторитетного и богатого человека. Судачат, что Хабенский получил кресло не без помощи второй половинки — Ольги Литвиновой — и влиятельного тестя.
Одна из первых на назначение Константина Юрьевича отреагировала Ксения Собчак.
— Женовач действительно разрушил табаковский МХАТ, но что его так быстро уйдут, я лично не ожидала. Была уверена, что он досидит до конца контракта. Все-таки во власти есть театралы, видимо. Понимают, что по сути за несколько лет уничтожен был весь концепт театра, все наследие Олега Табакова, — написала супруга режиссера Константина Богомолова в своем Telegram-канале.
Разумеется, Ксения Анатольевна злорадствует и потому, что Женовач первым делом расторг контракт с ее мужем, и тот лишился внушительных отчислений за показ своих спектаклей. Ольга Литвинова же при прежнем худруке не получила ни одной роли. Играла в проходных спектаклях на Малой сцене и ждала, ждала своего часа.
Ходят слухи, что с приходом на пост худрука Хабенского управлять театром будет его жена. Как это делала Марина Зудина.
Зудина, к слову, сильно обрадовалась приходу к власти Константина Юрьевича. Злые языки говорили, что при Олеге Павловиче у Марины Вячеславовны и Константина Юрьевича случился служебный роман, что вызвало гнев пожилого мэтра. После этого Хабенский лет десять играл в МХТ лишь моноспектакль «Контрабас», в порыве отчаяния ходил к худруку Театра им. Вахтангова проситься в труппу. Но Римас Туминас, будучи другом Табакова и почетным гостем на всех его торжествах, отказал артисту.
Зудина же еще недавно планировала играть главную роль в новой постановке Богомолова «На всякого мудреца» в Театре наций. Но удивлению публики не было предела, когда на премьере вместо Марины на сцену вышел мужчина в женском платье. Оказалось, во время репетиций Богомолов поцапался с Зудиной и вывел ее из постановки. А теперь у нее замаячила возможность вернуться в МХТ.
Объединение МХАТа и МХТ: станут ли Хабенский и Кехман одной командой
Читайте нас в Google Новости
В двух крупнейших российских театрах — МХТ им. Чехова и МХАТе им. Горького, когда-то бывших одним целым (раскол на «ефремовский» и «доронинский» театры случился почти 35 лет назад, в октябре 1987 года), произошли важные кадровые назначения. Первый в качестве худрука возглавил Константин Хабенский (вместо Сергея Женовача), во втором директорский пост занял Владимир Кехман.
Этим изменениям предшествовало плохо скрываемое недовольство артистов прежним руководством и целая череда скандалов со снятием «старых» спектаклей и увольнением «неугодных» актёров. Оба новых театральных менеджера в первые же дни приняли важные решения: Хабенский вернул в репертуар «Идеального мужа» Константина Богомолова, Кехман отказался от «Чудесного грузина» с Ольгой Бузовой, уволил прежнего худрука Эдуарда Боякова и пообещал вернуть в театр Татьяну Доронину.
Указы об этих назначениях Министерство культуры провело в один день, и в театральных кругах сразу стала муссироваться версия о готовящемся объединении МХТ и МХАТа в одну структуру, где Константин Хабенский может стать худруком, а Владимир Кехман — генеральным директором. NEWS.ru обсудил, насколько реальна такая перспектива, с ректором ГИТИСа, театральным критиком Григорием Заславским. Он напомнил, что объединения после расколов случались в истории российского театра не так уж редко, и рассказал, есть ли смысл в слиянии МХАТа и МХТ.
— Самые «революционные» изменения в эти дни происходят во МХАТе. Признайтесь, удивлены?
— Удивлён. Я думал, что какое-то время Владимир Кехман и Эдуард Бояков поработают вместе. И, честно говоря, полагал: и Владимир Абрамович, и Эдуард Владиславович при всей их жёсткости и, наверное, непримиримости (имею в виду опыт работы первым лицом, который есть у обоих) смогут работать вместе.
Думал, что желание наладить дело — в каких-то случаях вынужденно, в каких-то — в результате поисков компромиссов — позволит им сработаться. Но они решили иначе.
— Вы полагаете, между одновременными переменами в двух театрах есть связь?
— Наверное, Минкульт просто не захотел множить информационные поводы.
Не думаю, что это некий намёк или прелюдия к следующим решениям по обоим МХАТам, например, в части объединения.
Объединение двух половинок МХАТа, в отличие от того же Театра на Таганке («Содружество актёров Таганки» и Театр на Таганке после 30 лет раскола стали одним коллективом под началом директора Ирины Апексимовой в октябре 2021 года. — NEWS.ru) или когда-то случившегося объединения разъединённого надвое театра им. Ермоловой (худрук Владимир Андреев вновь соединил Театральный центр и Театр им. Ермоловой в 1996 году. — NEWS.ru), абсолютно ничем объяснить нельзя. Не только потому, что это самое раннее разделение и за прошедшие годы театры разошлись безвозвратно, но и потому, что когда говорят о театре, очень важна художественная целесообразность.
МХАТ разделился на две части и сразу получил два независимых друг от друга хозяйствующих субъекта. В отличие от Театра на Таганке, который продолжал жить фактически в одном здании или театра им. Ермоловой, который в одном здании и существовал.
— Может быть, объединение невозможно и потому, что МХТ имеет славу прогрессивного театра, а МХАТ — особенно при Дорониной, которую Владимир Кехман сейчас хочет вернуть — считался несколько старомодным?
— Старомодный не значит плохой. Бывает старомодный живой и бывает модный мёртвый.
Мне кажется, МХАТ им. Горького при Дорониной действительно был старомодным, но при этом там было много хорошего, живого. Немного, но было.
С точки зрения искусства, поверьте мне, оба эти театра — и МХТ им. Чехова, и МХАТ им. Горького — от идей Станиславского и Немировича-Данченко ушли далеко. Но, хочется надеяться, не безвозвратно.
Новинки и поклонники: МХТ и МХАТ рассказали о грядущих переменах
24 ноября труппы МХТ имени Чехова и МХАТ имени Горького — театров, которые некогда были единым целым, — собрались на встречи со своими руководителями. «Известия» побывали как на сборе труппы МХТ в Камергерском переулке, так и на собрании МХАТ на Тверском бульваре — и узнали о том, какие революционные решения приняло начальство этих прославленных коллективов.
Победоносное возвращение
Давно служебный гардероб МХТ имени Чехова не переживал такого натиска. Столпотворение из народных и заслуженных, студентов и журналистов. Настроение в театре — праздничное. Старожилы вспоминают, что так было только при Олеге Табакове. На этот раз все собрались для приветствия нового худрука: 27 октября Константин Хабенский сменил на этом посту Сергея Женовача. На почетных местах в партере — Ирина Мирошниченко, Евгений Киндинов, Станислав Любшин, Юрий Стоянов, Марина Зудина, Рената Литвинова. Все с нетерпением ждали, что скажет руководитель.
На сбор была приглашена не только труппа, но и цеха театра, и даже студенты Школы-студии МХАТ. Министр культуры РФ Ольга Любимова присутствовать не смогла, но ее приветствие прозвучало с экрана.
— Когда назначали Сергея Васильевича Женовача, да и когда снимали тоже, у труппы никто ничего не спросил, — поделился с «Известиями» народный артист России Евгений Киндинов. — Такие серьезные вопросы решаются на уровне Министерства культуры. Я вспоминаю приход Олега Николаевича Ефремова в Художественный театр в 1970 году: его появление здесь для артистов было потрясением.
Но в том, что труппу снова возглавил актер, коллектив не видит ничего плохого.
— В истории МХТ есть такие прецеденты: Олег Ефремов, Олег Табаков — актеры, и Константин Хабенский — тоже, — сказала жена Евгения Киндинова, заслуженная артистка России Галина Киндинова. — Это люди, знающие проблемы и нужды театра изнутри. Новый руководитель будет учитывать в работе свой опыт. Мы с большой надеждой ждем, какие планы огласит худрук.
И Константин Юрьевич Хабенский постарался не разочаровать коллег.
Появление Хабенского в зале встретили овацией. А свое выступление худрук начал с представления артистов, вернувшихся в МХТ. Состоялось «второе пришествие» Андрея Бурковского, Дарьи Мороз, Игоря Золотовицкого и Николая Симонова, который занял пост главного художника театра, сменив на этом посту Александра Боровского. Возвращение коллег худрук назвал «победоносным».
Константин Хабенский вернул не только артистов и художника, но также и спектакли режиссера Константина Богомолова. Более того, в планах Богомолова уже значится новая постановка «Оптимистической трагедии» — этот проект будет осуществлен в память об Олеге Павловиче Табакове. Сезон 2022/23 откроется премьерой этого спектакля.
Как заметил Хабенский, он привык строить планы на несколько лет вперед. Вот и жизнь театра он рассчитал аж на четыре сезона. Уже в следующем Дмитрий Крымов приступит к репетиции спектакля под рабочим названием «Диккенс». Евгений Писарев выпустит музыкальную историю «Всё о Еве». Алла Сигалова создаст сценическую версию киносценария Евгения Григорьева «Романс о влюбленных».
Еще планы: Егор Перегудов начинает репетиции «Сирано де Бержерака». Михаил Рахлин поставит на Малой сцене «Омон Ра» по роману Виктора Пелевина. Марина Брусникина будет работать над спектаклем «Адам и Ева» по пьесе Михаила Булгакова. А для народной артистки России Натальи Теняковой худрук предложил моноспектакль «Говорит Москва» по пьесе Юлии Поспеловой.
— Она горит этой работой, ей есть что сказать, — сообщил Константин Хабенский. — Думаю, там всё будет хорошо.
Порадовал худрук и других актрис МХТ, объявив, что ищется материал и для них.
Еще один дом для МХТ
Хабенский не отвергает творческие эксперименты, и в МХТ еще не раз напомнит о себе кино. Из числа кинорежиссеров здесь хотят видеть Жору Крыжовникова и Юрия Быкова. Но случится это не раньше, чем через два года.
Кроме того, в МХТ с нетерпением ждут появления в этих стенах классика отечественной сцены — режиссера Анатолия Васильева. Мэтр давно ничего не ставил в Москве. Сейчас идет обсуждение пьес, которые он мог бы выбрать.
А ближайшая премьера в театре — 27 и 28 ноября на основной сцене. Это будет «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора» по Венедикту Ерофееву. Режиссер — Уланбек Баялиев, в главных ролях — Дмитрий Назаров и Игорь Верник.
Но, чтобы всё не было так сахарно, перца добавил артист и ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий. Он попросил Константина Хабенского обратить внимание на недостроенный филиал МХТ, который пытался создать еще Табаков: шесть лет назад Олег Павлович заложил камень в основание здания рядом с метро «Коломенская». Но руководство, пришедшее на смену мэтру, отказалось от этого филиала.
— Я знаю, что вы в курсе ситуации, Константин Юрьевич, — сказал Игорь Золотовицкий. — Здание стоит, и ничего с ним не происходит. Оно выстрадано Олегом Павловичем. Мы очень хотим, чтобы филиал вернули МХТ.
Предложение коллеги коллектив воспринял на ура.
— Я не очень привык говорить о том, чего еще нет, — ответил худрук. — Сцен пока у нас три. Но работа над вопросом, затронутым вами, идет.
МХАТ закроют в июле
Тем временем на здании на Тверском бульваре директор МХАТ имени Горького Владимир Кехман, получивший этот театр в тот же день, что и Константин Хабенский — МХТ, в третий раз с начала своей работы в этом месте собрал труппу на разговор. Теперь поводом стало очередное кадровое решение.
— Хочу представить вам начальника режиссерского управления Евгения Васильева, — начал собрание Владимир Кехман.
Основная цель, которую поставило перед собой новое руководство, — сформировать репертуар. Кехман планирует быстро восстановить спектакли, шедшие во МХАТ при Татьяне Дорониной, чтобы зритель, покинувший театр вслед за народной артисткой СССР, имел возможность вернуться. По подсчетам директора, МХАТ потерял 100 тыс. поклонников.
При этом Владимир Кехман обрадовал коллектив предстоящими выплатами:
— Что касается зарплат — деньги найдены. А премии зависят от того, как хорошо будут проданы билеты на декабрь. Причем текущий репертуар максимально будет перенесен на Малую сцену.
Выяснилось, что больше 11 сцен во МХАТ не будет. Пространства, открытые бывшим худруком Эдуардом Бояковым для творческих поисков, будут перепрофилированы под другие нужды театра. Рабочими останутся только Малая и Большая сцены.
— А с 1 июля по ноябрь театр закроется, — огорошил труппу директор. — Это нужно для того, чтобы сделать ремонт сценического пространства, потому что состояние — предаварийное. Я не могу позволить, чтобы артисты работали в таких условиях. Сейчас мы посмотрели, оценили — в целом всё безопасно, но, тем не менее, там 50 лет не было ремонта!
Творческие планы МХАТ, в отличие от МХТ, не совсем ясны даже в отношении текущего сезона. Пока есть лишь репертуар на месяц. Но планируется, что будет сформирован репертуар до февраля.
Из постановок, над которыми начали работать при прежнем худруке, Кехман планирует сохранить спектакль Галины Полищук по произведению Захара Прилепина «Женщины Есенина». Премьера назначена на 3 декабря. Одну из центральных ролей в нем играет Алиса Гребенщикова. Эта актриса готовила и свою собственную авторскую постановку — «Сказки в шатре», на она отодвинута на начало января.
После серии своих объявлений директор предложил высказаться коллективу. Один из актеров сообщил, что в свое время Эдуард Бояков оформил авторские права на «Синюю птицу». Бдительный сотрудник театра предложил разобраться в этом Кехману.
— Я этого не знал, — возмутился Владимир Кехман. — Ну, это уже даже не просто наглость. Это невозможно представить.
Директор сказал, что теперь понимает обеспокоенность и негодование Татьяны Дорониной.
— Сейчас я понял: Татьяна Васильевна сопротивлялась, — сокрушается Кехман. — Как она противостояла этой системе! Но я постараюсь быстро изменить ситуацию. 2023 год будет очень важным: 125 лет МХАТ, 90 лет Татьяне Васильевне и 50 лет нашему зданию. Кстати, хочется поработать с архитектором Кубасовым, который его построил.
Директор пообещал вернуть золотистый цвет зрительному залу, избавив его от темного колера, появившегося при Боякове.
— Во МХАТ должна вернуться преемственность поколений, — сказал на сборе Владимир Кехман. — Будем придерживаться принципа единства и индивидуальности. Об этом накануне мы разговаривали с Владимиром Машковым. Хочу восстановить традиции театра.
Доронина воодушевилась
В разговоре с «Известиями» Владимир Кехман еще раз подтвердил, что теперь его задача — вернуть тот «золотой репертуар» театра, который был трансформирован или снят.
— И мы это обсуждали с Татьяной Дорониной, — сказал директор. — Кстати, «Чудесный грузин», который тут шел, никакого отношения к МХАТ не имеет.
Директор четко выполняет просьбы Татьяны Васильевны. Если первая была — убрать Боякова, то вторая — освятить театр.
— Благословение на это я получил у патриарха, — подчеркнул Кехман.
Директор сообщил, что, глядя на то, какие перемены происходят во МХАТ, Татьяна Доронина находится в очень приподнятом настроении.
— Она сказала мне: «Ищи новых драматургов», — вспоминает Кехман. — Однако где их взять?
Также Доронина дала указание новому руководству подготовить документы на звания, награды, машины, квартиры для коллектива. Татьяна Васильевна понимает, что к 125-летию надо готовиться заранее.
Когда мы говорим МХТ, то имеем ввиду два разных театра, а когда говорим МХАТ, то имеем ввиду тоже два разных театра, но уже других.
Со временем слава театра росла. В 1920 году театру было присвоено звание академического. Так МХТ стал МХАТ (№1).
Жизнь била ключом, порой по голове, МХАТу, с чайкой в качестве эмблемы, было присвоено имя, но не Чехова, а Горького. В 1987 году произошли трения-почкования, в результате которых получилось два театра: МХТ им. Чехова (№2) и МХАТ им. Горького (№2).
В этих хитросплетениях легко запутаться, но нужно понимать разницу.
Когда говорят о МХТ, то подразумевают либо театр эпохи его основателей, либо современный театр им. Чехова. Никто не лишал его звания академического, но его не используют в официальном названии, дабы избежать путаницы с другим театром. Руководит им нынче Олег Табаков.
Поэтому всякий раз, когда Вы встречаетесь с аббревиатурой МХАТ или МХТ, нужно уточнять, о каком времени и о каких людях идёт речь.
МХАТ и МХТ два разных театра, причем название МХАТ было закреплено за Московским Академическим Художественным Театром еще с 1898 года. В 1987 году данный театр, носящий имя Горького разделился на два театра, один сохранил название МХАТ, второй стал называться МХТ имени Чехова.
Таким образом, можно говорить и МХАТ и МХТ, подразумевая разные московские театры.
Говорить правильно и МХАТ и МХТ, но это разные театры, в результате исторических переименований.
Из изначального Московского Художественного театра образовались два театра:
Не так давно МХАТ им Чехова, убрал из названия в афишах слово «Академический» и стал именоваться МХТ имени А.П. Чехова, хотя официально, звание «Академический» за ним сохранилось.
Из этого следует отличие в области применения. Так, звук или любой неодушевленный предмет может испугать, но не напугать кого-либо, а вот напугать может только живое существо.
Например: Его собственный голос испугал его. «Вчера кто-то вас сильно напугал и расстроил рассказом про Понтия Пилата и прочими вещами» (М. А. Булгаков). «Воланд рассмеялся громовым образом, но никого не испугал и смехом этим никого не удивил» (М. А. Булгаков).
Скорее «начАлся» потому- как все словари «начало, начальник, и начальный» на эту букву ударение показывают, а зачем нам поперек их идти- писать.