Миди клавиатура для чего
Что предпочесть: midi клавиатуру или синтезатор?
Покупая инструмент для домашнего использования, нужно ориентироваться на личные предпочтения и тактильные ощущения. При выборе синтезатора или MIDI-клавиатуры очень важно самостоятельно пощупать, поиграть на инструментах. А большая часть руководств способна сбить человека с намеченного пути. Чтобы понять, что лучше купить – MIDI-клавиатуру или синтезатор, нужно определиться с задачами использования оборудования.
Особенности «МИДИ»
MIDI-клавиатура – это инструмент клавишного типа, который используется только для записи партий других инструментов. Также с его помощью можно быстро управлять программным обеспечением, которое используется для обработки полученных звуковых данных. Как связующее звено используют ноутбук или стационарный компьютер.
Некоторые пользователи заблуждаются, что MIDI можно использовать отдельно от записывающей системы. Однако клавиатура не будет звучать, если ее не подключить к компьютеру.
Отличительная особенность MIDI – это отсутствие тембров и встроенных эффектов, а также колонок, которые могли бы проигрывать звук. Поэтому и требуется подключение к ПК. Также через программное обеспечение происходит настройка клавиатуры.
Важно! Следует учесть, что для игры и записи звука клавиатуре требуется хорошая звуковая карта – как минимум с разрядностью ЦАП 24 бита.
Если настроить инструмент для игры на простом ноутбуке бюджетного класса со встроенной звуковой картой, то звук будет как минимум тихим, как максимум – плоским и некачественным.
«МИДИ» клавиатура – это инструмент, необходимый для человека, который профессионально увлекается звукозаписью, и у него есть оборудованная домашняя студия или как минимум подходящий компьютер. Именно этот небольшой музыкальный девайс – отличное средство для создания партий разных инструментов. С его помощью можно записать барабаны, клавиши, а также сделать управление секвенсором максимально комфортным.
Отличия синтезаторов
Большая часть синтезаторов легко работает в режиме MIDI-клавиатуры, но обладает расширенным функционалом и иными возможностями. Однако работа синтезатора в подобном режиме не будет настолько же качественной, как при использовании отдельной «МИДИ» клавиатуры.
Важно! Через синтезатор, используемый вместо MIDI, не получится управлять секвенсором так же быстро и качественно.
При записи встроенные тембры синтезатора не используется, ведь профессиональное ПО дает больше возможностей и значительно повышает качество звука.
Синтезатор стоит в несколько раз дороже клавиатуры, но у него другие функции и задачи. Выбирать MIDI лучше для использования в сочетании с домашней студией. Синтезатор можно использовать для записи композиций без стороннего софта и оборудования: записали в инструмент, сохранили на флешку, используете, как нужно.
Последние модели синтезаторов сочетают тысячи уникальных функций, тембров, эффектов и возможностей
• можно записывать песни, обрамляя их самыми разными эффектами – от акустической гитары до гвинейских барабанов;
• легко компоновать несколько композиций в одну, создавая сложные и красивые треки;
• можно подключать к мобильным девайсам для расширения функционала (iOS, Android);
• в большинстве моделей есть встроенные уроки, которые помогут новичку разобраться со всеми возможностями нового устройства.
Еще одно уникальное преимущество синтезаторов – в том, что они позволяют создавать автоматический аккомпанемент. И стили могут быть абсолютно разными.
Синтезатор – это инструмент для живых выступлений, идеальный напарник для вокалиста и оборудование для записи треков «на горячую руку», без длительной обработки на компьютере.
Зачем нужна MIDI-клавиатура, если вы начинающий музыкант
Содержание
Содержание
Есть два вида музыкантов. Одни фанатеют от звука определенного инструмента — гитары, скрипки, барабанов. Другие, напротив, любят играть разными звуками и создавать новые. Базовым инструментом для музыкантов из второй группы является MIDI-клавиатура, и даже гитаристы с барабанщиками часто используют различные миди-контроллеры для создания аранжировок. Любому начинающему музыканту такой девайс поможет развить музыкальные способности, а почему — разберемся далее.
Миди-контроллеры обретают самые разнообразные воплощения — от привычных черно-белых клавиатур до устройств из квадратных прорезиненных кнопок-пэдов. Бывают и контроллеры в виде грифа гитары, и даже сенсорные клавиатуры, на которых можно делать питч и вибрато. Однако всех их объединяет их главная функция — контроль музыкальных приборов или софт на компьютере, смартфоне или планшете. Это может быть:
Стандарт MIDI был разработан еще в 80-х, и поэтому имеет олдскульный пятиштырьковый разъем, похожий на аудиоджек у советской аудиотехники. По миди-протоколу передается не только нота, но и данные о силе ее нажатия (велосити), питч, модуляция, вибрато и другие параметры. Грубо говоря, миди-клавиатура создает точное цифровое описание нажатой ноты и передает ее на ПК или музыкальный прибор. А дальше синтезатор или сэмплер накладывает на эту ноту звук. Сама по себе клавиатура звуков не содержит — это не синтезатор, а контроллер (хотя бывают и исключения, например, Akai mpk mini play все-таки имеет встроенные звуки).
Современные клавиатуры умеют подключаться к ПК по USB, так что для них не нужна аудиокарта с MIDI-разъемами. На самом деле, большинство бюджетных клавиатур даже не имеют MIDI-выхода. Зато почти все они имеют вход для педали экспрессии, которая позволит регулировать заданные параметры (сустейн, питч и т.п.) ногой.
В общем и целом, миди-клавиатура нужна начинающему музыканту, потому что она:
Поможет учиться сочинять и записывать музыку
Одна из главных фишек миди-клавиатур — возможность записывать занятия, репетиции и черновые наработки на ПК, планшет или даже смартфон. Это не только многократно увеличивает эффективность любых занятий музыкой, но и открывает двери к созданию собственного материала. Сочинение музыки захватывает намного больше, чем игра упражнений и гамм, и часто является гарантией того, что благие начинания не будут заброшены через пару месяцев.
Не все миди-клавиатуры подходят для постановки рук и игры классических произведений, они сильно отличаются друг от друга механикой клавиш. Бывают недорогие клавиатуры с невзвешенными клавишами синтезаторного типа, ощущения от которых лишь отдаленно напоминают игру на реальном пианино. Клавиши нажимаются очень легко, что облегчает игру быстрых пассажей, но также и лишает многих средств выразительности, необходимых для игры классики. Поэтому часто такие инструменты обычно имеют лишь 2–3 октавы. Зато они компактные и легкие, с ними удобно работать, разложив на столе несколько клавиатур для разных инструментов, и еще одну можно положить на колени. Профессиональные музыканты часто используют недорогие миди-клавиатуры для создания демо-треков и аранжировок.
Бывают и клавиатуры с полувзвешенными или взвешенными клавишами, которые с закрытыми глазами можно спутать с пианино — настолько похожи ощущения от игры. Обычно это большие многооктавные инструменты. Они весьма массивны из-за конструкции клавиатуры, поэтому перемещать по комнате и класть ее куда захочешь не получится. Тем не менее, они все еще компактнее традиционных и даже электронных пианино — по сравнению с последними у миди-клавиатур не меньше возможностей при более скромной цене. На них удобно учиться, ставить руки и играть классику.
Подарит доступ к миллиарду звуков и инструментов
Пожалуй, главное преимущество миди-клавиатуры над традиционным пианино и даже менее традиционным синтезатором — возможность играть любыми звуками. Их клавиши могут по мановению клика мышки превратиться в скрипку, флейту, гитару, валторну, барабаны или в любой из тысяч VST-синтезаторов. В Интернете можно найти десятки бесплатных библиотек семплов и синтезаторов, к примеру, вот достойный внимания список. Все это позволяет изучить устройство и звучание оркестровых и народных инструментов, к которым начинающий музыкант вряд ли получил бы доступ, и даже применить их для своих треков.
Миди-клавиатура открывает возможность работы со звуком. Это важная часть творчества современного музыканта: у каждой известной группы или соло-исполнителя есть собственный стиль и звук, за которыми стоят сотни часов экспериментов и поисков. Уникальный саунд является важной частью самовыражения артиста, ведь если трек узнается с первых нот благодаря своему звучанию, то слушатель его запомнит.
Больше возможностей, функций
Миди-контроллеры бывают не только в форме черно-белых клавиш. Иногда это пэды — большие квадратные кнопки, чувствительные к силе нажатия, на таких удобно программировать биты и барабанные партии, работать с не тональными сэмплами.
Нередко контроллеры заточены под конкретные VST-инструменты. К примеру, Native Instruments Maschine даже поставляется с подходящим к нему софтом, включая полные версии синтезаторов Massive, Monark, и Reaktor Prism, а также набором сэмплов Komplete Start. Контроллер помогает быстрее и эффективнее управлять софтом, дает мгновенный доступ к нужным функциям и позволяет более продуктивно работать с музыкой.
Бывают и контроллеры для более эффективной работы в DAW, к примеру, такие. Они часто используются звукорежиссерами на стадии сведения, к примеру, чтобы быстро переходить к нужным частям песни, управлять фейдерами руками, а не мышкой, и прописывать автоматизацию в реальном времени, а не рисовать ее в неудобном интерфейсе.
Позволит выступать
Для выступающих музыкантов связка «миди-клавиатура плюс ноутбук\планшет» заменила собой громоздкие синтезаторы. Миди-контроллеры легкие, компактные, предоставляют большие возможности, их можно подключить несколько штук и разложить на одном столе, с их помощью можно управлять плейбеком, запускать сэмплы и целые партии.
Конечно, ряды огромных синтезаторов все еще пользуются популярностью у музыкантов специфических жанров, где нужно показать виртуозность владения инструментом. Однако для современной рок-музыки и электроники виртуозность исполнения имеет все меньше значения, и больше внимания уделяется уникальности звучания и комфорту выступления, где миди-клавиатуры вновь выигрывают у синтезаторов.
Поможет разобраться в создании современной музыки
Создание современной музыки далеко ушло от заполнения нотного стана при свечах. Современный музыкант — это во многом инженер, который использует множество программ и аппаратных устройств для получения нужного звука. Большинство музыкальных жанров ушло от реальных инструментов в пользу электронных и виртуальных.
Домашние студии электронных музыкантов подчас напоминают пульт управления космолетом — столько туда напичкано всякой техники. Каждый прибор и программу нужно освоить и изучить, и многие начинают этот путь именно с миди-клавиатур. Они помогут составить базовое представление о работе DAW, сэмплеров и синтезаторов, позволят разобраться с азами создания современной музыки и базовыми понятиями.
Заключение
Конечно, MIDI-клавиатура не обязательна для записи партий — во многих DAW есть функция, которая позволяет набивать партии с помощью обычной печатной клавиатуры. Однако ощущения от игры на печатных клавишах не сравняться с отдачей от игры на реальном музыкальном инструменте, даже если у него самая примитивная синтезаторная механика. Да и просто заниматься, джемить и экспериментировать с миди-клавиатурой намного приятнее и интереснее, не говоря уже о ее дополнительных возможностях. Во многом поэтому миди-контроллеры сегодня стали неотъемлемым атрибутом любого музыканта и домашнего продюсера.
MIDI-КЛАВИАТУРЫ: ПРОСТОЙ ВИД И БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Несмотря на то, что расширение номенклатуры ПО для создания музыки происходит чуть не ежедневно, протокол обмена информацией MIDI остается одним из столпов современной композиторской и продюсерской работы. Популярность MIDI позволяет разработчикам создавать всё новые и новые контроллеры для работы с музыкальными инструментами, поддерживающими данный протокол — и самыми гибкими в работе из этих контроллеров естественным образом оказываются MIDI-клавиатуры.
Нужно сразу же пояснить, что MIDI-клавиатура ни в коем случае не является музыкальным инструментом в привычным смысле слова. Да, она выглядит как обычный электронный клавишный инструмент или синтезатор, но в подавляющем большинстве случаев не имеет встроенных тембров звучания. Задача MIDI-клавиатуры — управлять внешними звуковыми модулями (неважно, будут это «мозги» в стойке или клавишный инструмент) и секвенсорами или виртуальными инструментами, имеющимися на рабочем компьютере. Работая в составе инструментального комплекса, MIDI-клавиатура выступает в качестве контроллера (точнее, набора контроллеров) и ее задачей является посыл информации в формате MIDI-команд тем устройствам, которые также работают с данным протоколом. Кроме того, при помощи MIDI-клавиатуры возможна работа непосредственно с музыкальными программами, установленными на компьютере и изменение их параметров без использования мыши или тачпэда.
В наше время практически все MIDI-клавиатуры допускают сопряжение с компьютером по протоколу USB, а некоторые модели дополнительно оснащаются разъемами MIDI In и MIDI Out для прямой работы с внешними звуковыми модулями. Обычно MIDI-клавиатуры имеют 25, 49, 61 или 88 клавиш, однако почти все модели имеют переключатель транспозиции, так что в распоряжении музыканта оказывается полная клавиатура. На качественных MIDI-клавиатурах устанавливаются динамические либо динамические взвешенные клавиши и колесные регуляторы амплитудной модуляции и тона для достижения максимальной выразительности игры и легкости управления. А большая часть элементов управления MIDI-клавиатурой — переключатели, регуляторы и фэйдеры — допускает, как правило, переназначения и работу с пользовательскими установками. Современные MIDI-клавиатуры поддерживают сопряжения с i-устройствами.
Заслуженной популярностью среди музыкантов, стремящихся получить максимум гибкости в управлении виртуальными инструментами при минимуме затрат, пользуются MIDI-клавиатуры компании Novation серии LaunchKey MK2, работающие по умолчанию с ПО Ableton Live, но автоматически перестраивающиеся на другое музыкальное ПО, установленное на рабочем компьютере в случае отсутствия Ableton Live. Даже модели с 25 клавишами, LaunchKey Mini MK2 и LaunchKey 25 MK2 — это вполне серьезные инструменты, однако LaunchKey Mini MK2 подается производителем как контроллер, а не MIDI-клавиатура. Однако у него имеется переключатель транспозиции, а 16 пэдов с RGB-подсветкой предназначены в первую очередь для запуска музыкальных клипов или воспроизведения битов. Настройка виртуальных инструментов производится с помощью восьми регуляторов. Модели LaunchKey 25 MK2, LaunchKey 49 MK2 и LaunchKey 61 MK2 имеют динамическую клавиатуру и динамические пэды, а две последних также оснащены девятиканальным микшером (8 рабочих каналов и мастер-фэйдер). Контроллер этих трех моделей обеспечивает прямую работу с ПО Ableton Live безо всяких дополнительных настроек.
Компания KORG, в свою очередь, озаботилась созданием компактной MIDI-клавиатуры для музыкантов, желающих собрать сверхкомпактную студию для записи и продюсирования музыкального материала на платформе PC. Ею стала базовая модель новой линейки microKEY2 — KORG microKEY2-37 с 37 клавишами. При всей компактности и теоретической несерьезности внешнего вида KORG microKEY2-37 имеет динамическую клавиатуру, переключатели транспозиции (вверх / вниз), колеса амплитудной модуляции и высоты тона и сдвоенный USB-порт. Установка драйверов не требуется, в клавиатуре при сопряжении с компьютером реализован принцип plug-and-play. Питание — через USB-порт. Есть и упрощенная модель предыдущей линейки microKEY – microKEY 25 (25 клавиш), с управлением джойстиком и переключателями арпеджиатора, Sustain / Tap и транспозиции. Собственно линейка microKEY2 отличается от предшественницы возможностью поддержки таких популярных устройств, как iPad и iPhone. На инструментах имеется разъём для коммутации с педальным контроллером (он же педаль сустэйна) KORG PS-1 либо с демпферной педалью KORG DS-1H. Однако для подобной коммутации может оказаться необходимым комплект Lightning/USB Camera Adapter, обеспечивающий работу с i-устройствами. Клавиатуры линейки microKEY2 могут взаимодействовать с компьютерами на платформах Mac и PC. В этом случае коммутация с компьютером осуществляется стандартным USB-кабелем, входящим в комплект поставки. Аналогичны KORG microKEY2-37 по своему рабочему функционалу и модели microKEY2-49 и microKEY2-61, отличающиеся от базовой модели, понятно, числом клавиш.
Путём, аналогичным KORG, двинулся и молодой игрок рынка MIDI-клавиатур – итальянский бренд IK Multimedia, предлагающий ныне линейку iRig Keys. Эти клавиатуры предназначены для работы с компьютерами на платформах Mac и PC с операционными системами Mac OS и Windows соответственно, причём коммутация осуществляется стандартным кабелем USB/Micro-USB, наличествующем в комплекте поставки. Питание осуществляется как правило от того устройства, к которому подключена клавиатура. Для начала немедленной работы с контроллером в комплект поставки включено мощное музыкальное ПО SampleTank 3 SE, имеющее в своём составе загружаемую библиотеку сэмплов объёмом 6.5 Гб, взаимодействующее с рабочими станциями GarageBand, Logic, Pro Tools, Cubase, Live и Sonar. А при онлайн-регистрации клавиатуры вы получаете интернет-доступ к библиотеке современных электронных звуков и барабанных сэмплов The Grid, а также, по вашему личному выбору, к пяти библиотекам инструментальных сэмплов Beats и Elektronika от IK Multimedia. Самым простой клавиатурой в этой линейке является iRig Keys 25 с 25 уменьшенными динамическими мини-клавишами, оснащенный регулятором громкости и кнопками повышения и понижения октав. Модели iRig Keys 37 и iRig Keys 37 PRO отличаются между собой только размерами клавиш (мини-клавиши у iRig Keys 37 и уже полноразмерные у iRig Keys 37 PRO); клавиши также являются динамическими. Управление клавиатурой расширено – здесь также имеются разъём для опционального подключения педали сустейна или экспрессии, контроллеры высоты тона и модуляции, кнопки переключения программ и четыре сохраняемых пресета настроек.
Весьма продвинутая MIDI-клавиатура iRig Keys I/O 49 – это просто праздник жизни. Она имеет 49 полноразмерных динамических клавиш, восемь динамических пэдов (с RGB-подсветкой) и пять программируемых энкодеров (с функцией нажатия) и поддерживает также работу с i-устройствами. Слайдеры высоты тона и моделяции – сенсорные. Эта клавиатура полностью интегрирована с рабочими станциями как Ableton Live, Studio One, GarageBand и Logic Pro. Но это больше, чем просто MIDI-клавиатура, ведь она оснащена аудиоинтерфейсом с разрядностью конвертации до уровня 24 бит / 96 КГц, микрофонным предусилителем с балансным XLR-входом и двумя выходами типа «джек» TRS 1/4″; имеется и выход для наушников. Всё это в сумме превращает данную модель в профессиональную рабочую продакшн-станцию, не требующую для студийной работы, тем более записи демо, иных инструментов. В составе программного обеспечения – рабочие станции Live 9 Lite и Studio One Prime, полная версия виртуальной грув-станции SampleTank 3, набор виртуальных синтезаторов Syntronik Pro-V, плагины T-RackS Deluxe, библиотека оркестровых сэмплов Miroslav Philharmonik 2 CE. Кроме того, при работе с платформой iOS оказываются доступны приложения SampleTank и Miroslav Philharmonik в версиях Mobile Edition. Аналогична по своему функционалу и модель iRig Keys I/O 25, имеющая, понятно, 25 полноразмерных клавиш. В свою очередь, модели iRig Keys и iRig Keys PRO с 37 мини- и полноразмерными динамическими клавишами находятся где-то «на полпути» между двумя вышеописанными моделями.
Великолепное решение для серьезного музыканта — MIDI-клавиатуры бренда M-Audio серии Keystation II — Keystation 49 II, Keystation 61 II и Keystation 88 II с соответствующим числом клавиш. Клавиатуры у всех моделей динамические с полноразмерными клавишами, а у модели Keystation 88 II клавиши еще и полувзвешенные. Информация производителя сильно напирает на легкость работы с Keystation II — и действительно, количество органов управления здесь сведено к минимуму, причем совершенно не в ущерб функциональности. Пользовательский интерфейс — это два переключателя транспозиции, переключатель режима «Advanced», колеса амплитудной модуляции и тона и один назначаемый фейдер. Коммутация — USB-порт, разъем MIDI Out и 1/4″ разъем для подключения педали — производитель рекомендует работу с педалью M-Audio SP2 для получения естественного сустэйна. Установленное ПО — Ableton Live Lite, и все три клавиатуры поддерживают сопряжение с i-устройствами. Важным плюсом серии является предустановка виртуального инструмента SoniVoxEighty-EightEnsemble, безупречно и реалистично воспроизводящего звучание акустического рояля SteinwayCD327, а также виртуальной четырехканальной рабочей станции AirMusicTechXpand!2, необычайно расширяющей возможности работы с данными клавиатурами.
Но еcли почти все предыдущие модели рассчитывались производителями прежде всего на продвинутого новичка, то MIDI-клавиатура Pro Advance 49 бренда AKAI ориентирована уже на профессионала; она и выпущена под маркой AKAI Professional. Эта модель обеспечивает исполнителю одновременно небывалую легкость в игре и тотальный уровень контроля над виртуальными инструментами. Фактически, фактически она стирает грань между обычными электронными клавишными и виртуальными инструментами. Этому немало способствует продвинутая система визуального контроля — клавиатура оснащена цветным дисплеем с диагональю 4.3″, работающим в режиме адаптации к избранному плагину. Процессор этой MIDI-клавиатуры использует в работе приложение Virtual Instrument Player (VIP) собственной разработки AKAI, обеспечивающее работу с любым виртуальным инструментом — точнее, с набором от одного до восьми инструментов — в рамках интерфейса VST. Приложение VIP может работать как плагин в любой рабочей станции (в том числе Pro Tools, Logic Pro X и Ableton Live) и само по себе в ОС Mac и Windows. Динамические полувзвешенные клавиши поддерживают режим послекасания, пэды с подсветкой также являются динамическими, регуляторы не имеют предела вращения, а колеса амплитудной модуляции и тона еще больше упрощают работу музыканта. Возможности клавиатуры еще больше расширены коммутацией MIDI IN и MIDI OUT и двумя разъёмами 1/4″ для подключения педалей. Эта клавиатура обеспечивает безграничный доступ к любому виртуальному инструменту в пользовательской библиотеке и контролю их параметров безо всякой потери контроля над собственно клавиатурой. Можно сказать, что именно это сочетание и является смыслом существования всякой качественной MIDI-клавиатуры.