Мидийское царство чем занималась
Мидяне – народ с “тёмной” историей
В работах многих именитых исследователей можно встретить мнение о том, что в истории мидян (или мидийцев, как их ещё называют) по-прежнему немало таинственных и неясных аспектов. Но, конечно, именно этим она и интересна. Большая часть этого народа населяла историческую область Мидия, что некогда была весьма могущественным государством.
О Мидийском царстве сохранилось немало удивительных историй, причём многие из них являются действительными фактами. Как же мидяне построили своё государство? Как происходило развитие Мидии? Куда исчез этот народ?
Появление мидян
С IX века до нашей эры мидяне начинают появляться в древних исторических источниках. Согласно предположениям исследователей, их предки были переселенцами из Средней Азии или Северного Кавказа. Перейдя на земли Ирана, племена стали сливаться с местными народами, постепенно ассимилируя аборигенов: гутиев, хурритов, касситов.
Власть мидийцев на новых территориях оказалась господствующей, а потому вскоре регион стал называться Мидией – в честь народа, населяющего его. Что примечательно, на некоторое время край перешёл под управление Ассирии, однако мидяне не собирались принимать положение подвластного народа. В 673 году до нашей эры под предводительством Каштарити племена восстали и обрели независимость.
Мидия на карте
Мидия представляла собой плодородную страну, что располагалась южнее от Каспийского моря. В северной и южной части государства мидян были свои главные города. В северных территориях основным торговым, экономическим и культурным центром был Рагес, на юге – Экбатана.
Из-за близости в верованиях и некоторых культурных аспектах мидяне достаточно тесно взаимодействовали с персами. После возникновения Мидо-Персидской державы и вовсе это сходство становится явным. Как и их персидские соседи, мидийцы стремились к подобным принципам богослужения, поклонялись силам огня, звёздам, особенно почитали солнце и луну.
Мидийский воин / © Faraz Shanyar / farazshanyar.artstation.com
Исторические коллизии
Формирование мидийцев как народа, начинается при правлении местной династии, первым царём из которой стал Дайукку. Его последователи сумели превратить Мидийское царство в поистине огромную державу. Сын Дайукку захватывает Персию, а последующие правители переходят к атакам, направленным на ассирийцев.
В итоге при поддержке вавилонян народ сумел завоевать Ассирию. В дальнейшем были присоединены соседние регионы. К концу жизни царя Увахшатры (внука Дайукку) Мидийское царство простиралось на землях современного Ирана, Армянского нагорья, Северной Месопотамии и восточных территориях Малой Азии.
К тому времени у мидян уже образовалось чётко сформированная социальная структура. Своего правителя народ называл “царём царей”. Здесь, как я хочу заметить, подчёркивался не вселенский масштаб власти, а особенности политического устройства Мидии.
Дело в том, что столь обширное царство требовалось разделить на отдельные районы, где назначался наместник. Такие цари-вассалы подчинялись главному “царю царей”, и это именование правителя очень точно отражало суть иерархии.
Персидское завоевание
Неспроста многие историки прошлого отмечали схожесть мидян и персов. Как некогда мидийцы не захотели подчиняться ассирийцам, так и персы со временем проявили своеволие. Когда персидским царём становится Кир Второй, начинается атака на Мидийское царство.
Кир постарался максимально использовать возможности недовольных своим положением мидийских вельмож. Надо признать, его расчёт оказался абсолютно верным. Поскольку персы были родственным мидянам народом, смена власти в Мидии рассматривалась как государственный переворот.
Мидийцы и персы (мидийцы в округлых головных уборах)
Однако власть самих представителей Мидии стала заметно ослабевать. Постепенно под персидским натиском вельможи начали терять своё положение при дворе, а вскоре и вовсе были устранены от управления государством. Некогда могущественная мидия превратилась в одну из сатрапий, а её народ стал смешиваться с другими, теряя свои этнические особенности.
Особенности культуры мидийцев
Если говорить о культуре мидян, то она действительно была крайне близка персидской. Как и персы, жители Мидии носили штаны иранского образца, короткие сапожки и свободного кроя куртку. Обязательным отличительным признаком свободного мужчины был акинак, длинный кинжал, который висел на поясе.
Верования мидийцев принадлежали к древней арийской религии, что стала предшественницей зороастризма. С большим почтением мидяне относились к явлениям природы, стихиям небесным светилам. На территории Мидии был распространён культ богини Анахиты, которая, как верили, выступала покровительницей плодородия.
Ахеменидский воин / © Faraz Shanyar / farazshanyar.artstation.com
Римский историк Страбон рассказывал, что жрицы Анахиты нередко ведут себя подобно падшим женщинам, однако в качестве гостей в своём храме принимают лишь равных себе по происхождению людей, представителей высших слоёв общества.
Несмотря на то, что Мидийское царство распалось, оказавшись под властью других народов, мидяне стали основой для появления новых племён. Сведения об этом содержатся в записях древних историков. Плиний Старший пишет:
“По реке Танаис, впадающей в море двумя устьями, живут сарматы, по преданию потомки мидян, также разделённые на многие племена”.
В одном из старинных учебников по древней истории глава о мидянах начинается фразой, ставшей весьма известной в кругу этнографов: “История мидян темна и непонятна”. С ней сложно не согласиться, однако на сегодняшний день мы немало знаем о таинственном народе Мидии. Более того, известно, что вероятными потомками этих племён стали савроматы, что стали кочевниками-завоевателями.
Мидия
Мидийское царство примерно в 600 году до н. э.
Империя Ахеменидов →
Ми́дия — древнее восточное государство, а также древняя этногеографическая область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке, населенные ираноязычными [1] племенами. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э. и в годы своего расцвета было гораздо шире границ этнической Мидии.
Другое название племен Мидии — арии (Геродот. VII, 62). Судя по всему, арии и есть их самоназвание. В священном писании мидян пишется о «Стране ариев» (авест. Airyanam Dahyunam ).
Содержание
История
Ираноязычные [1] [2] племена мидийцев известны в истории с начала IX века до н. э., когда они переселились из Средней Азии (по другой версии, с Северного Кавказа вокруг Каспийского моря) в Иран. В следующие века мидийцы постепенно ассимилировали неарийские племена гутиев, лулубеев и касситов, с древнейших времен населявших территорию Ирана. В конце IX в. — начале VIII в. до н. э. Мидия была завоёвана ассирийцами, однако около 673 до н. э. мидийцы, которых возглавил Каштарити, восстали и обрели независимость.
Вскоре после этого Мидией стала править местная династия, основателем которой был судья Дайукку. Его сын, Фраорт смог захватить Персию, а при его внуке — Увахшатре (греч. Киаксар) — мидийцы завоевали совместно с вавилонянами огромную Ассирийскую державу. При этом Мидии отошла Северная Месопотамия; вслед за тем Увахштра покоряет Урарту и нападает на мелкие царства восточной Малой Азии; после длительной войны он успешно делит с Лидией Анатолию по реке Галис (Кызыл-Ырмак). Таким образом к концу царствования Увахшатры мидийцы оказываются на вершине могущества, владея всем нынешним Ираном, Армянским нагорьем, Северной Месопотамией и востоком Малой Азии.
Столицей Мидии являлся город Экбатаны (ныне Хамадан). Мидийский царь носил титул «Царя царей», что, впрочем, отражало не вселенские притязания (как это стали истолковывать позже), а тот факт, что он изначально был «первым среди равных» вассальных царьков. Сын Увахшатры, Иштувегу (греч. Астиаг), попытался укрепить царскую власть, чем вызвал оппозицию вельмож. Около 550 до н. э. Мидия была завоёвана вассальным персидским царьком Киром II, как говорят предания, при активной помощи недовольных Иштувегу мидийских вельмож. Персы были родственны мидийцам, сам Кир по матери принадлежал к мидийскому царскому роду (он был внуком Иштувегу), и, судя по всему, мятежные мидийские вельможи рассматривали победу персов как дворцовый переворот. Однако их надежды были обмануты: в течение одного поколения мидийцы были оттеснены от всех значительных постов и могли занимать лишь второстепенные должности в мировой державе Ахеменидов, а сама Мидия была превращена в одну из рядовых сатрапий и платила дань персам наряду с прочими покорёнными народами. Впрочем, Экбатаны продолжали считаться одной из столиц персидских (а затем парфянских) царей, где они предпочитали проводить знойные летние месяцы.
После смерти Александра Македонского последний сатрап Мидии Атурпатак (Атропат) провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии, в районе озера Урмия, основав таким образом государство «Малая Мидия», иначе «Мидия Атропатена», или просто «Атропатена». От слова «Атропатена» возник позже этноним «Азербайджан».
Культура
Мидийцы были очень близки к персам и по языку, и по религии, и по обычаям. Они носили длинные волосы и бороды; как и персы и все иранцы, они носили штаны, короткие сапожки и на поясе — акинак (среднее между длинным кинжалом и коротким мечом), бывший отличительным признаком свободного мужчины. В отличие от персов, они надевали не узкие куртки, а длинные свободные одеяния с большими рукавами (их быстро переняла персидская знать и презирали греки, считая «женскими»); от персов их также отличал особый вид головных уборов. Мидийские пехотинцы были вооружены короткими копьями и плетеными, обтянутыми кожей щитами. Но в отличие от персов, сражавшихся в пешем строю, мидийцы славились своей конницей. Мидийский царь сражался в центре войска, стоя в ассирийской колеснице — обычай, перенятый персами. Как и все иранские народы, мидийцы использовали пластинчатые доспехи, покрывавшие и всадников, и коней.
Религия
Среди мидийцев более, чем среди персов, был развит чистый зороастризм, возможно, бывший государственной религией при Иштувегу. Недаром зороастрийские священнослужители — маги — происходили из мидийского племени с этим именем и до сего дня сохранили его название.
Мидийский язык
Вопрос о мидийском языке спорный. Одни учёные (например, И. М. Дьяконов. История Мидии, М.-Л., 1956) принимают существование единого мидийского языка; другие (например, О. Л. Вильчевский. Курды, м., 1961) отрицают это, считая, что мидийцы говорили на нескольких диалектах, которые наряду с персидским диалектом составляли единый древнеиранский язык. Это аргументируется тем, что языки, которые можно считать потомками мидийского (именно талышский, курдский), не демонстрируют необходимой степени родства. Во всяком случае, априори можно полагать, что общим языком в Мидии был диалект Экбатанского округа (по общему правилу, согласно которому государственный язык — это, за немногими исключениями, язык столицы и двора).
Письменность, несомненно, существовала, но памятников её необнаружено. Замечательно, что клинописное письмо, которым записаны у персов тексты на персидском языке, представляет собой приспособленную к персидскому языку урартскую клинопись — следовательно, она могла попасть к персам только через мидийцев. Мидийское происхождение (по особенностям произношения) обнаруживают также некоторые слова древнеперсидского языка, относящиеся к социальной и государственной сфере, например слово «сатрап».
См. также
Примечания
Archaeological evidence for the religion of the Iranian-speaking Medes of the first centuries of 1st millenium B.C. …
… Polybius, the most striking object at Ecbatana of the Medes was the Temple of Anaia; and Isidore, in later age, describes his Apobatana as being memorable for the capital of Media and for the Temple of Anaitis.
Мидия — государство от Аракса до Каспия
О племенах мидян в истории стало известно в IX веке до нашей эры. Ассирийские надписи приблизительно того времени рассказывали о походах царей, один из которых — Титлатпаласар III — совершил успешные походы в страну мидян, откуда вывез богатую добычу: мулов, лошадей, верблюдов, овец, лазурит и большое количество пленных, обращённых в рабов. Так что богатство этой страны уже тогда влекло к себе жестоких завоевателей…
За счёт чего Мидия разгромила непобедимую Ассирию?
Желание соседей «пощипать» богатых мидян заставило их учиться давать отпор. В процессе борьбы за независимость с воинственными и жестокими ассирийцами мидийские и другие племена объединились в крупный и довольно сильный племенной союз. Скудные источники не позволяют подробно охарактеризовать процесс образования Индийского государства. Но известно, что ещё в 673 году до нашей эры, воспользовавшись военными действиями между киммерийцами и ассирийцами, мидийцы поднялись на борьбу.
Вспыхнуло восстание, во главе которого встал вождь Каштарити. Восставшие действовали решительно, и вскоре Каштарити сумел объединить все мидийские племена. Уже к середине VII века до нашей эры царство Мидия становится одним из крупнейших государств Древнего Востока. В ряде источников она упоминается в качестве независимого наряду с Хабушкией, Урарту и Ассирией.
Некоторые данные об образовании Мидии мы находим у Геродота. Правда, в виде полуисторического анекдота. «Отец истории» пишет о неком «праведном судье» Дейоке (Дайукку), который якобы «принудил мидян образовать один город» и «слил мидийский народ воедино». Некоторые детали этого рассказа в какой-то степени подтверждаются ассирийскими надписями, в которых говорится о том, что «начальник поселения в стране манеев» по имени Даяукку воевал со знаменитым Саргоном II, но потерпел поражение.
Всё тот же Геродот утверждает, что Дейок объединил мидийские племена и построил большой город Экбатану, название которого, но уже звучащее по-другому — Хамадан, — встречается в персидских надписях.
Другой, не менее известный греческий историк Полибий сохранил более точное описание древней столицы Мидии. Очевидно, в это время Мидия представляла собой союз племён, в котором продолжали царить обычаи военно-племенной демократии. Однако рассказ Геродота, описывающий превращение мидийского союза племён в древневосточную деспотию, далеко не достоверен. Так, Дейок фигурирует здесь в образе греческого тирана, который захватил верховную власть, опираясь на широкую поддержку населения.
Далее «отец истории» рассказывает о преемниках Дейока. Следующий мидийский царь Фраорт (персидское Фравартиш), по словам Геродота, покорил персов и другие народы Азии и даже ходил войной на Ассирию. При следующем мидийском царе Киаксаре Мидия превратилась в сильное государство. Его границы на севере ограничивались рекой Араке и хребтом Эльбрус, на юге — Каспийским морем. На востоке пределы царства доходили до пустыни Деште-Кевир, а на западе — до отрогов Загроса.
Земледельцы, ремесленники, воины
Обороняясь и покоряя
Длительное время Мидия считала своим злейшим врагом Ассирию и постоянно с ней воевала. Ассирийцы терпели поражение за поражением. И тогда, не примирившись с этим, они нашли себе союзника против мидян. Им стали скифы. Они напали на Мидию и после этого с 653-го по 625 год до нашей эры установилось скифское господство.
Для покорённых мидян господство скифов имело определённое значение — захватчики стали не только угнетателями, но и учителями. Мидяне переняли у скифов конно-стрелковую тактику и даже язык. Кстати, скифское господство никаким образом не затронуло государственности мидян, оно выражалось в основном только данью скифам. Спустя восемь лет Мидия добилась независимости. Организованное по ассирийскому и скифскому образцам боеспособное войско Мидии в союзе с Вавилоном вторглось в пределы Ассирии. В ряде сражений некогда могущественное Ассирийское царство, перед которым трепетали соседи, было разгромлено и исчезло как государство. При этом Мидии отошли горные области Персии, Каппадокия и Армения. Но особенной гордостью Киаксара стала плодородная Месопотамия. Не ограничившись завоеванием северной части ассирийского государства, он двинулся далее на запад с целью пробиться к Средиземному морю. Геродот описывает упорную борьбу Киаксара с Лидией, которая продолжалась пять лет и закончилась соглашением между этими двумя крупными государствами.
Во время одного из сражений произошло солнечное затмение, предсказанное греческим философом Фалесом Милетским. Эта битва произошла в 585 году до нашей эры. Мидийский царь закрепил свои военные успехи и завоевания дипломатическими соглашениями, подкрепленными династическими браками. Свою дочь Киаксар выдал замуж за могущественного вавилонского царя Навуходоносора II, а своего сына Астиага женил на дочери лидийского царя. Умер Киаксар в 584 году до нашей эры. После себя он оставил государство, объединившее все мидийские племена.
Его сыну Астиагу досталось огромное царство, куда вошли нынешний Иран, Армянское нагорье, Северная Месопотамия и восточная часть Малой Азии. Царь мидян носил титул Царя царей — «первый среди равных». Столицей царства стал город Экбатана. Но у Астиага (по-персидски Иштувегу) объявился злейший враг — Персия.
Многие мидийские вельможи тоже не хотели усиления царской власти. Персидский царь Кир II, который по матери принадлежал к царскому мидийскому роду, сумел этим воспользоваться. Он заручился поддержкой ми-дийских вельмож. Те в свою очередь хотели руками Кира свалить Астиага и стать хозяевами страны.
В 550 году до нашей эры Астиаг в борьбе с Киром потерпел сокрушительное поражение. Но теперь к власти пришли не мидяне, а персы. В державе Ахеменидов они захватили все первостепенные должности. Сама же Мидия стала обычной рядовой сатрапией могучей персидской державы, а население было обязано платить новым завоевателям дань.
После разгрома Персидского царства Александром Македонским Мидия вошла в состав его державы. А после смерти великого полководца сатрап Мидии Атропат провозгласил себя царём на севере своей бывшей сатрапии в районе озера Урмия. Он основав государство Малая Мидия, или Мидия Антропатена. Но это было жалкое подобие могучего Мидийского царства, расцвет и могущество которого пришлись на 670-550 годы до нашей эры.
Журнал: Загадки истории №36,сентябрь 2019 года
Рубрика: Исчезнувшие цивилизации
Автор: Виктор Елисеев
Традиции мидян – как жило общество древнего Мидийского царства?
Мидяне (или мидийцы) представляли основное население Мидийского царства. Традиции мидян, их богатая культура подчёркивают высокий уровень развития этой древней державы. Именно Мидия стала одним из центров распространения и формирования зороастризма.
Значительная часть территории Мидии располагалась на землях современного Ирана. Государственное образование представляло собой союз племён. При этом каждая народность, входившая в состав Мидийского царства, привносила свои особенности в общий культурный “котёл”. Это помогло сформировать уникальные черты мидийского общества. Как же жили мидяне?
Формирование мидийского общества
Мидийский народ начал процесс своего формирования около двух тысячелетий до нашей эры. Именно тогда самые разные племена, обитающие на местности, что в дальнейшем получит название Мидии, объединились для создания независимого союза.
В IX-VIII веках до нашей эры происходят существенные изменения в культуре царства. Связаны они были с приходом ираноязычных народностей, что заняли господствующее положение. Как считают историки, именно это время и можно считать отправной точкой в изучении мидийской культуры.
Значительный вклад в развитие традиций мидян внёс Дейок (Дайукку). Изначально он занимал должность судьи, однако впоследствии по решению своих соплеменников был избран первым правителем Мидии. В ту пору молодое государство ещё только начинало развиваться, в стране царило беззаконие, однако Дайукку сумел навести порядок в обществе. Его приоритетом стало совершенствование культуры мидийцев, сохранение самобытных черт племён, что вошли в состав державы. Последователи Дейока придерживались такой же политики.
Дейок (Дайукку) изначально был судьёй, однако затем был избран первым правителем Мидии / © shanyar / deviantart.com
Как жили мидяне?
На сегодняшний день имеется крайне скудная информация о жизни мидийского общества. Многие традиции мидян так и остаются под покровом тайны, поскольку археологическая база совсем мала. Большая часть источников и архивов ещё не раскопана. Но и из имеющихся сведений можно сложить пусть не полную, но достаточно достоверную картину жизни народа Мидийского царства.
Как предполагают учёные, в XI-VIII веках до нашей эры в Мидии существовала военная демократия. Царство было известно как воинственная держава, а потому в нём процветал рабовладельческий строй. Изначально в западной части государства, а затем и в остальных регионах стал распространённым рабский труд. В дальнейшем именно это резкое классовое разделение станет причиной ослабления и упадка Мидии.
Мидийский воин с семьёй / © Джорджио Альбертини / imtw.ru
Внешний облик
Женский наряд мидийских представительниц прекрасного пола практически копировал персидское платье. Но, в отличие от персов, мидяне не носили коротких курток, а отдавали предпочтение свободной одежде с длинными расширенными книзу рукавами.
Религия – основа традиций мидян
Важнейшей составляющей традиций мидян была религия. Считается, что в эпоху Ахеменидов зороастризм в “чистом” виде встречался лишь в Мидии, а вот у персов мог иметь некоторые заимствованные черты. Мидяне стали народом, что придерживался древней арийской религии, предшествующей зороастризму.
Служителями культов выступали мобеды, причём название этой “должности” соответствует именованию одного из мидийских племён. Как полагают учёные, изначально мобеды принадлежали к одному племени, что занимало господствующее положение в совершении религиозных обрядов и ритуалов.
Остатки древнего зороастрийского храма / © Mevlevi / turbina.ru
Жрицы-проститутки и жрецы-маги
Среди самых разных богов мидяне выделяли Ардвисуру Анахиту, которую почитали как покровительницу плодородия. Она воплощала женское начало, символизировала жизнь и силы продолжения рода.
Анахита считалась покровительницей женщин и семейного очага. Как и у многих других народов, жрицы Ардвисуры Анахиты со временем превратились в куртизанок, что помогало им обеспечить своё существование. В своих описаниях мидийского общества и его нравов Страбон упоминает о ритуальной проституции, связанной с культом богини.
При этом он отмечает, что служительницы храмов были ласковы с любовниками, однако сами имели право выбирать понравившихся мужчин. Склонить жриц к близости без их желания было равносильно тяжкому греху.
Сосуд IV-VI веков с изображением богини Ардвисуры Анахиты
Местонахождение: Художественный музей, Кливленд, США.
Наибольшее число сведений о нравах и обычаях мидийского общества можно встретить у Геродота, однако, что касается религии, греческий историк не вдавался в детальные описания. Он отмечал, что жрецами. В Мидии были маги, а значит, большая часть обрядов базировалась на магических действах. При этом маги занимали привилегированное положение.
Они не являлись кастой, но представляли отдельное сословие. Именно в среде магов и зародились верования, связанные с учениями Заратустры, что в дальнейшем развились в зороастризм. Однако Мидию сложно назвать “колыбелью” этой религии – скорее, она была одним из центров процветания новых верований.
Мидийский воин / © shanyar / deviantart.com
Как я уже отметила, проблема современных учёных – в крайне ограниченном числе сведений, связанных с культурой мидийцев. Традиции мидян мы знаем лишь поверхностно, но не стоит огорчаться. Быть может, земли этой исторической области хранят ответы на многие вопросы, разгадки тайн, что позволят нам заглянуть в прошлое и лучше понять этот древний народ и его культуру.