Мифологический сюжет что это
Мифологический сюжет
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Подготовила учитель Крамаренко Н.В.
ЖИВОПИСЬ И МИФЫ
Описание слайда:
Описание слайда:
Греческие мифы глубоко проникли в образ мыслей современного человека, и мы порой не замечаем, как говорим о паническом страхе, об олимпийском спокойствии, бесстрашного человека сравниваем с Гераклом, а решительную женщину – с амазонкой. А выражения троянский конь, яблоко раздора, нить Ариадны и многие другие понятны практически всем.
Мифы веками накапливали опыт народов, их представления о добре и зле, о достойном и недостойном поведении. Передаваясь из поколения в поколение, они учили людей тому, как следует жить.
В современной жизни мы очень часто сталкиваемся с названиями и именами из древнегреческой мифологии. Мифы Древней Греции много веков вдохновляют поэтов, художников, скульпторов и композиторов всего мира, а значит без знания сюжетов невозможно понять многие произведения искусства.
Описание слайда:
Клод Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием.
Размеры: 55 x 45 см
Материал, техника: Холст, масло
Дата создания: Около 1645
Месторасположение: Франция и Италия, Рим, Галерея Дориа Памфили
Описание слайда:
Информация о художнике.
Имя при рождении:Клод Желле
Дата рождения: 1600 год
Место рождения: Шамань, Лотарингия
Дата смерти: 23 ноября 1682
Место смерти: Рим, Италия
Гражданство: Франция
Жанр: художник-пейзажист
Художественное направление : Классицизм
Клод Лорен родился в 1600 году в крестьянской семье. Рано остался сиротой. Получив начальные познания в рисовании от своего старшего брата, искусного гравёра на дереве во Фрайбурге, в Брайсгау, в 1613—14 гг. он отправился вместе с одним из своих родственников в Италию. Работая слугой в доме художника-пейзажиста Агостино Тасси, усвоил некоторые технические приёмы и навыки. Вначале он выполнял заказные декоративные работы, т. н. «пейзажные фрески», но позже ему удалось стать профессиональным «пейзажистом» и сосредоточиться на станковых работах. Кроме того, Лоррен был великолепным офортистом; он оставил занятие офортом лишь в 1642, избрав окончательно живопись.
Описание слайда:
Миф повествует, что в наказание за убийство киклопов, ковавших отцу Аполлона Зевсу молнии, Зевс сделал своего сына пастухом. Аполлон должен был пасти стадо царя Адмета, но небрежно отнесся к порученному делу, и ловкий Меркурий (Гермес) украл у него стадо. Впрочем, Зевс приказал Меркурию вернуть похищенных коров, после чего позволил Аполлону вновь занять свое место среди богов.
Миф.
Описание слайда:
Композиция картины построена так, что увлекает взгляд зрителя вглубь картины. Для этого изогнутая линия берега уходит вдаль. На заднем плане в предрассветной дымке виден красивый идиллический пейзаж с римским акведуком. Колорит картины типичен для позднего Лоррена и заключается в преобладании холодных тонов. Расположение с обеих сторон картины на переднем плане деревьев создают эффект некоторой театральности происходящего, герои мифа предстают как действующие лица спектакля, где главное действующее лицо – природа, во всем ее великолепии. На эту мысль нас наводит масштаб изображенных фигур и ракурс их постановки (в пол оборота к зрителю).
Анализ картины.
Описание слайда:
Согласно записи, сделанной Лорреном в его «Книге истины», эта картина была написана для «Франческа Аберини». По всей видимости, это описка, и работу заказал художнику либо аристократ Франческа Алъберини, либо богатый римлянин Франческа Арберини. «Пейзаж с Аполлоном и Меркурием» с 1750 года хранится в Хоулкхэм Холле. Именно тогда ее купил владелец Хоулкхэм Холла Томас Коук, первый граф Лейстер.
История создания картины.
Описание слайда:
Уильям Этти «Геро и Леандр»
1828-1829. Частная коллекция.
Описание слайда:
Этти Уильям (William Etty) (1787-1849), английский живописец периода романтизма, яркий представитель натурализма и исполнения обнаженной натуры Уильям Этти занимает достойное место среди английских художников. В чувстве и навыке колориста художнику не было равных в Англии в первой половине 19 века.
Родился в Йорке 10 марта 1787 года. Его отец был мельником и пекарем хлеба. Будущий живописец в возрасте одиннадцати с половиной лет был вынужден оставить отеческую крышу; по настоянию отца он был определен учеником в типографию. После семи лет ученических испытаний и унылой работы в типографии Этти уехал в Лондон.
Помощь старшего брата и покровительство богатого дяди, помогли становлению Уильяма Этти, непосредственно как художника. Этти начал свое обучение, создавая наброски пейзажей, копируя различные изображения, рисунки печатных изданий и прочие иллюстрации; все это было первой художественной школой Уильяма Этти. В Смитфилде Этти сделал копию старинной картины «Купидон и Психея», которая стала известна и благодаря которой Этти был принят в 1807 году студентом академической школы в Сомерсет Хаус. Этти был одержим изображением обнаженной натуры, которую он штудировал и писал на протяжении всей своей творческой жизни. Его полотна часто вызывают в памяти чувственные модели и насыщенный колорит произведений Тициана и Питера Пауля Рубенса. Этти часто обращался за вдохновением к классической мифологии и аллегорическим сюжетам. Его работами восхищались Эжен Делакруа и другие живописцы-романтики.
Информация о художнике.
Описание слайда:
Леандр — юноша из Абидоса в Троаде, который полюбил Геро, жрицу Афродиты, жившую в Сесте, расположенном на другом берегу пролива Геллеспонт. Каждую ночь Геро ждала, когда он переплывет пролив и, чтобы ему было светлее, зажигала огонь на башне. Леандр плыл на маяк и добирался до берега. Однажды огонь погас и Леандр не смог доплыть. Утром его тело прибило к ногам Геро. Увидев его, Геро в отчаянии бросилась в море с башни. «Башню Геро» позднее показывали в Сесте.
Сюжет мифа.
Описание слайда:
Герои показаны в момент последнего трагического объятия, когда жизнь уже покинула их. На фоне темного моря и грозовых облаков выделяются обнаженные тела, написанные светящимися чувственными тонами. Черные волосы и одеяние Геро как бы сливаются с ночной тенью. Несмотря на трагичность сюжета композиция картины скорее как динамичная, об этом свидетельствует диагональное расположение фигур на первом плане, линия набегающих волн и взбудораженное небо. Сочетание в колорите картины красно- коричневых, светлых, темно-синих и черных тонов, усиливает трагическое ощущение произошедшего.
Анализ картины.
Описание слайда:
Валентин Серов. Похищение Европы.
1910. Холст, масло.71 х 98. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Питер Брейгель. Пейзаж с падением Икара.
1555-58, холст, масло, 74 x 112 см.
Музей изящных искусств (Musйes Royaux des Beaux-Arts), Брюссель
Описание слайда:
Питер Брейгель Старший (1525—1569)- фламандский живописец и график, самый известный и значительный из носивших эту фамилию художников. Мастер пейзажа и жанровых сцен. Чтобы не путать Питера Брейгеля с его сыном — тоже живописцем, Старшего позднее окрестили Брейгелем Мужицким. Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В музеях России произведения Брейгеля отсутствуют. Некоторые известные картины: «Самоубийство Саула», «Обращение Савла», Вена «Перепись в Вифлееме», «Избиение младенцев», «Морской бой в гавани Неаполя», «Падение Икара».
Информация о художнике.
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Сандро Боттичелли. Рождение Венеры.
1484-1486. Холст, темпера. 278,5 х 172,5. Уффици, Флоренция
Что такое миф и мифология
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «миф» встречается во многих науках: философии, культурологии, литературоведении.
В школе о нём говорят на уроках мировой художественной культуры, обществознания, истории и литературы.
У термина есть широкое и узкое значение, каждое из которых заслуживает отдельного разговора.
Определение мифа — что это
В переводе с греческого слово «миф» (mythos) означает «сказание». Оно появилось в глубокой древности.
В широком смысле миф как составляющая часть мифологии — это особый способ отношения к миру, обобщающий задачи первобытной религии, искусства и науки.
Нашим далёким предкам было свойственно так называемое мифологическое мышление, когда история человечества рассматривалась как смена поколений богов, героев и людей, а одушевлённые природные стихии вмешивались в судьбы смертных.
Миф как тип мировоззрения имеет ряд отличительных особенностей:
На основании этих свойств, мифологи сделали вывод о том, что все древнейшие цивилизации прошли в своём развитии мифологический этап, оставивший нам свидетельства об общем человеческом прошлом.
Мифология — что это такое
Когда люди начали думать и размышлять, то самой первой формой их мировоззрения стало мифологическое.
Мифология — это фантастическое объяснение реальности.
Ее сущность в том, что человек, не умея объяснить окружающую действительность каким-то другим образом, придумывает это объяснение и верит ему как истине. Миф стал заменителем знания о мире.
Когда человек чего-то не знает и не понимает, то он от этого испытывает дискомфорт. Ему нужно объяснить себе суть вещей. Когда он это объяснение придумывает, то психологически ему от этого становится легче.
При этом человек не видит разницы между реальностью и выдумкой. Для него все есть реальность. При этом мифологическое мировоззрение образно. Понятийное мышление (мыслить понятиями, абстракциями) в ту пору еще не было принято и человек мыслил образами.
Но именно из мифологии (такого понимания мира) выросло все остальное — религия, наука, философия. Не сразу, конечно же, но постепенно люди от догм и эмоционального восприятия мира стали переходить к критическому мышлению и более глубокому осмыслению окружающей их действительности.
Мифология по своей сути очень близка к такому понятию, как фольклор. Но опять же с той разностью, что носители мифологического мышления верят в выдумку, а фольклор — это логическое продолжение мифологии, но уже только в качестве художественного отображения мира. Это — не мировоззрение, а лишь творчество.
У истоков мифологии
Жизнь первых людей состояла из ритуалов. Многие учёные проводят параллель между развитием отдельного человека и историей взросления всего человечества.
Появляясь на свет, ребёнок ничего не знает об окружающем мире. Он наблюдает за сменой дня и ночи, учится видеть различия между предметами и их свойствами. Всё кажется ему таинственным и опасным.
Чтобы младенцу жилось спокойней, родители окружают его ежедневно повторяющимися однотипными действиями. Когда человек взрослеет, простые действия усложняются и приобретают символическое значение.
Так же, как в жизни годовалого малыша, в бытии первопредка ритуал занимал главное место. Упорядоченность всех действий гарантировала мир, покой, благополучие. По мнению первых мифотворцев, этот порядок обеспечивался добрыми духами, богами, существами, которых можно задобрить, совершив полезные действия.
Если же человек отступал от ритуала, добрые духи становились злыми, вместо благодатного дождя на землю посылалась засуха – гармония (что это?) превращалась в хаос.
Мифологическое мышление было синкретичным. Это значит, что верования, действия и рисунки, отражающие картину мира, были неразделимы. Человек был целостным: он верил, действовал согласно своей вере и воспроизводил это в собственном творчестве.
Найденные учёными изображения эпохи палеолита говорят о том, что миф зародился ещё в дописьменном и довербальном периоде (т.е. раньше, чем появились буквы и слова).
К первым нарисованным сюжетам можно отнести борьбу тигра и лани (барса и оленя), символизирующую противостояние сильного и слабого, смену одной эпохи другой. В сценах охоты отражены попытки человека приручить и покорить мир дикой природы.
Позже появляются сюжеты, связанные с мироустройством: дерево, объединяющее землю и небо, расколовшееся яйцо, из которого появились море и суша, три кита, три черепахи.
Когда человечество освоило речь, система верований стала оформляться в отдельные тексты. Сначала они бытовали только в устном виде, передаваясь от старших к младшим с помощью музыкального сопровождения. Древнейшие мифологические сюжеты распались на такие жанры, как песнь, легенда, предание, сказание.
Миф считается прямым предком эпоса и всех его видов, а мифология – это система мифов, связанных едиными образами и представлениями.
Миф в литературе
С выделением литературы в отдельный вид искусства о мифе стали говорить как о жанре устного народного творчества. Это второй, узкий смысл термина.
Миф в литературе – это художественное произведение, представляющее собой развёрнутое повествование, пересказ или переложение устного образно-поэтического предания, появившегося в том или ином социуме на определённом этапе исторического развития.
Искать следы индийских, австралийских, африканских мифов нужно в народных сказках или эпических поэмах. С мифологией скандинавов нас знакомят такие произведения, как «Старшая» и «Младшая Эдда». Мифология индусов оживает в таких произведениях, как «Рамаяна», «Эпос о Гильгамеше».
Историки древности в документальных свидетельствах сохранили для мира верования шумеров и египтян. Благодаря авторской редакции исследователя античности А. Куна, нам широко известны мифы Древней Греции.
Славянская мифология частично отразилась в русских летописях, памятниках древнерусской литературы, русских, белорусских, украинских, болгарских и других народных сказках, былинах, песнях.
Для современных писателей мифология – это глубочайший источник вдохновения. В основе любого литературного сюжета лежит миф.
Например, сюжет поэмы Гомера «Одиссея», вобравшей себя целый цикл мифологических мотивов античности (о поединке с циклопом, искушении героя, женихах и верной жене и других), в Средние века переродился в жанр плутовского романа и романа-путешествия.
Хитроумный Одиссей, мечтающий вернуться на Итаку, превращается в безымянного бродягу, который к концу повествования оказывается принцем. В ХХ веке американский писатель Джойс создал роман «Улисс» о приключениях нашего современника, весьма далёкого по характеру и обстоятельствам жизни от прославленного героя Древней Греции.
Мифология — это источник многих крылатых фраз
Нередко в разговорной речи можно услышать: «Да это миф, сказка!».
Слово «миф» воспринимается как синоним неправды, выдумки, лжи. Вопрос об исторической достоверности мифа остаётся открытым.
Надо понимать, что время возникновения того или иного сюжета отстоит от нас на несколько тысячелетий, поэтому вымысел неизбежен. А вот алгоритмы действий (фабула), мотивы, сюжеты, коды, организующие жизнь во Вселенной миф, сохраняет не хуже египетских мумификаторов!
Именно поэтому по всему миру разлетелись крылатые слова и выражения, пришедшие в нашу речь из мифологий разных народов.
Ниже приведены примеры фразеологизмов, пришедших к нам через тысячелетия:
Чтобы узнать точное значение этих выражений, почитайте мифы народов мира. Древние и мудрые, как сама планета, они говорят лишь о том, что было, есть и будет всегда. В нашей изменчивой жизни напоминание об этом точно не будет лишним.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Хороший материал, но было бы не лишним упомянуть в статье, наряду с другими достойными людьми, и нашего великого соотечественника — Александра Ивановича Афанасьева, с его титаническим трудом «Славянская мифология». Творческих успехов! Спасибо!
В мифах обычно столько жестокости, причем зачастую совершенно бессмысленной, что не понятно, зачем вообще знакомиться с этим жанром.
Большинство мифов очень древние, потому сложно представить, что они дошли до наших дней в своем первоначальном виде. При передаче информация постоянно искажалась, причем как самим рассказчиком, так и просто под влиянием времени.
Но, на основе этих рассказов появилось множество других историй, в обиход вошли некоторые крылатые фразы, потому польза от описанного жанра все же есть.
Основные мифологические сюжеты
Основные мифологические сюжеты
В том или ином виде они встречаются у большинства народов Земли. Заимствуются ли они или каждый народ создает их сам, а сходство – результат одинаковости мышления и обстоятельств? Антропологи отмечают, что имеет место и заимствование, и независимое творение близких сюжетов.
Сотворение мира
Наиболее известное повествование о сотворении мира находится в Библии в книге Бытия. Здесь встречаем рассказ о шести днях, в которые Бог создал последовательно свет (первый день), небо и воду (второй день), сушу и растения (третий день), звезды (четвертый день), животных (пятый день), человека (шестой день). Не вполне ясно в сопоставлении с другими текстами, что появилось раньше: небо, земля или свет, но в целом эта схема напоминает эволюционную картину развития Земли.
Рассказ о сотворении мира, изложенный в Библии, восходит, по мнению исследователей, к так называемому Жреческому кодексу, составленному еврейскими жрецами во время вавилонского пленения (VI в. до н. э.) или сразу после него. Во второй главе Библии имеется еще один рассказ, который отличается от предыдущего. Здесь говорится о создании сначала человека, потом низших животных и позже женщины из ребра Адама. Этот рассказ написан на несколько столетий ранее, вероятно в IX в. до н. э., и различие между двумя образами Создателя характеризует постепенную эволюцию представлений о нем. «Более поздний автор Кодекса имеет абстрактное представление о боге как о существе, которое недоступно человеческому глазу и творит мир простым велением. Более ранний автор Яхвиста представляет себе бога в конкретной форме, как существо, которое говорит и действует подобно человеку, который лепит человека из глины, разводит сад, гуляет в этом саду в часы дневной прохлады» (Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. С. 14–15). Изменения идут в направлении от мифологического восприятия к религии, отражая эволюцию человеческого мышления.
Библейский рассказ является одной из трех модификаций основной мифологической структуры сотворения мира. Двумя другими являются создание мира не из ничего, а из хаоса и из организованного существа.
Представление об образовании мира путем разделения неба и земли встречается у многих народов. Иногда оно дополняется очень поэтичными и трогательными картинами. Так, в мифе народов Океании, несмотря на отделение беспредельного Неба от своей супруги Земли, «их взаимная любовь продолжается. Нежные вздохи летят к Небу из земной груди, поднимаясь над лесистыми горами и долинами. Люди называют эти вздохи туманами. И беспредельное Небо, отделенное от своей возлюбленной, скорбит о ней долгими ночами и роняет слезы на ее грудь. А люди называют эти слезы каплями росы» (Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1998. С. 29).
Интересно, что человек по-древнееврейски «адам» – мужской род от «земля» («адама»), что объясняет творение его из глины. Подобный миф существовал у вавилонян и египтян. У первых бог Бел отрезал собственную голову, а другие боги собрали кровь, смешали ее с землей и из этого кровавого теста вылепили людей. В египетской мифологии Хнум, отец богов, вылепил людей из глины на гончарном круге. Прометей также вылепил первых людей из глины. По представлениям австралийских аборигенов, создатель Бунджил большим ножом срезал три крупных куска древесной коры, положил на один из них кусок глины и тем же ножом вымесил ее, а затем вылепил человеческие фигуры. После этого он стал дышать им в рот, и они ожили. Аналогичный миф встречаем у маори в Новой Зеландии. Бог Тика назвал созданного им человека Тики-агуа, т. е. подобие Тики.
На Таити бог создал женщину из одной из костей («иви») человека. Параллель вплоть до фонетической: иви – Ева. На островах Тихого океана первые люди созданы из глины, замешанной на крови различных животных, и от этого зависит их характер: люди, в которых течет кровь крысы – воры, змеи – трусы, петуха – храбрецы. Иногда боги обсуждают созданные модели и улучшают их. Создают человека из деревьев, скал, но все же глина остается наилучшим и наиболее распространенным материалом. Порой бог трудится не покладая рук, вылепляя каждого младенца, которому предстоит родиться на свет. Иногда людей создают птицы, и мы возвращаемся к тотемизму.
На Филиппинских островах есть легенда о сотворении богом моря, земли и растений, а затем человека. Аналогичные рассказы существуют в Индии, Африке, у американских эскимосов и на территории России у марийцев. Различный цвет кожи у разных рас объясняют цветом глины. Хорошие люди созданы из хорошей глины, плохие – из плохой.
По словам индейцев племени майду в Калифорнии, первые люди созданы существом, которое спустилось с неба по веревке, сделанной из птичьих перьев. Его тело сияло, как солнце, но лицо было закрыто и невидимо для глаз. Данный миф не может не вызвать интереса у уфологов, ищущих следы внеземных цивилизаций.
Изгнание из рая (грехопадение)
Библейский рассказ о рае и изгнании из него перекликается с имеющимся у многих народов представлением о золотом веке. В данном мифе присутствует идеал счастливой жизни и объясняется, почему он недоступен людям, а заодно и происхождение греха и смерти. Дж. Фрэзер считал, что в первоначальном варианте речь шла не о древе познания добра и зла, а о древе жизни и смерти. Боги не хотели, чтобы человек стал, как они, бессмертным. Косвенным подтверждением этой версии служит объяснение библейским Богом своего недовольства тем, что, съев плод с одного дерева, люди могут съесть плод и с другого – древа жизни. Другое объяснение можно найти в китайской мысли. В «Дао дэ цзин» говорится: «Когда узнали, что доброе хорошо, появилось зло».
Верующие порой выступают против любых интерпретаций изложенного в Библии, а все неясные места относят к непостижимости путей Господних. Но трудно удержаться от параллелей между библейскими и мифологическими текстами. С данным рассказом сопоставляют легенды, в которых змей, заяц, собака и другие животные приносят человеку ложную весть о его смертности, желая обмануть его; или на самом деле не веря в это; или проклинают его сами, не встретив достойного приема; или по забывчивости. Иногда не бог посылает весть людям, а люди отправляют животных к богу с поручением сообщить, что они хотели бы после смерти снова вернуться к жизни. Иногда божество колеблется, давать бессмертие или нет.
В более раннем, чем Библия, шумерском сказании о Гильгамеше бог открыл герою существование растения, которое обладало волшебной способностью возвращать утерянную молодость, но змей украл его. Змей является отрицательным героем многих мистерий, соблазнителем и источником низшего познания.
Древние люди верили, что спустя три дня после смерти наступало Воскресение в соответствии с трехдневным промежутком между исчезновением старой луны и появлением новой. Многие народы связывают возможность бессмертия с фазами луны.
По легенде племени банар (в Восточном Кохинкине) первоначально людей хоронили под деревом лонг-бло, и через некоторое время покойники всегда воскресали. Поэтому земля была очень густо населена и представляла собой один сплошной город. Люди до того размножились, что ящерица не могла свободно ползти по земле без того, чтобы человек не наступал ей на хвост. И она подала совет хоронить людей под деревом, под которым они не будут оживать. Неприглядная роль змей и ящериц связана, по мнению Фрэзера, с завистью к существам, меняющим кожу.
Интерпретация Фрэзером древа познания добра и зла как первоначального древа жизни и смерти снимает многие вопросы, но при этом пропадает один важный сам по себе мотив – познания как такового. А в нем проявляется тенденция рационализации, которая вела к смене отраслей культуры, и обнаруживается в измененном виде то обстоятельство, что развитие данной тенденции не такое уж тривиальное дело. Познание – плата за смертность людей.
Братоубийство
Существовало поверье о том, что убийцу преследует дух убитого. Поэтому часть жертвенного животного следовало оставить ему. Жертвоприношения часто приносятся только если убит представитель своего клана.
С этой точки зрения упоминаемая в Библии «каинова печать» могла обозначать, что убийца полностью отплатил (в том числе в буквальном смысле) за совершенное преступление; целью ее также могло быть изменение вида убийцы до неузнаваемости, чтобы он мог спастись от преследования духом убитого; или приобретение им такого отталкивающего или устрашающего вида, что у духа пропадает охота приближаться к нему.
Сопоставление с широко распространенными мифами позволяет разрешить то противоречие в библейском рассказе, что Бог наложил на Каина печать, чтобы обезопасить его от мести со стороны людей, но мстить Каину некому, потому что все население земли состояло из убийцы и его родителей.
Возможно, в данном рассказе присутствуют отголоски верования, что дух умершего мстит живым, что могло послужить основанием для захоронения предков и заботы о них.
Всемирный потоп
Самая древняя легенда о Всемирном потопе, как и о рае и изгнании из него – шумерская; от них вавилоняне приняли ее вместе с другими элементами цивилизации. Сказанию о потопе больше четырех тысяч лет. Самые древние записи относятся к правлению вавилонского царя Хаммурапи. К тому времени шумеры перестали существовать как отдельный народ, и, стало быть, легенда возникла до занятия семитами долины Евфрата. Легенда о потопе присутствует в рассказе о сотворении мира, тоже имеющем шумерские корни (Фрэзер даже говорит о шумерской «книге Бытия»). Евреи могли принести с собой эту легенду при их переселении из Вавилонии около 4 тыс. лет тому назад в Палестину или узнать ее от более древних жителей Палестины – хана-анеян, получивших ее опять?таки от вавилонян.
Представление о потопе не было известно древним ариям, но имелось у дравидов, которых завоевали арии. Здесь та же ситуация, что и в отношении вавилонян к шумерам. Греческая легенда о Всемирном потопе во многих чертах напоминает шумерскую, но греческие историки говорят о трех потопах. Причиной потопа называют дожди, поднятие уровня моря и даже разбитие сосудов с водой. Все было затоплено, кроме вершины одной из гор, на которой спасались люди.
Не все применяли ковчег или лодку. Иногда использовали черепаху с панцирем, покрытым мхом, и т. п. О том, что вода сошла, сообщали голуби и другие птицы, которых выпускал человек с разведывательной целью.
Рассмотрев варианты сказаний о потопе, Фрэзер делает вывод, что их различия не дают оснований усматривать в них копии библейского оригинала, тем более что имеется более древняя шумерская легенда. Многие предания о потопе обусловлены воспоминаниями о действительно происшедших природных катастрофах, что подтверждает тот факт, что они преобладают в местах земного шара, где реально могли иметь место разрушительные наводнения, – на Ближнем Востоке, в Южной Азии, в Америке, на островах Тихого океана, и их мало или почти нет в Китае, Африке, Европе. Найденные высоко в горах раковины морских организмов служили материальным подтверждением подлинности рассказов о потопе.
Вавилонская башня
Данная легенда отражает мотив богоборчества, или желание человека сравниться с богом, за которое бог покарал смешением языков. Исследователи приписывают происхождение сказания глубокому впечатлению, которое великий город произвел на простодушных кочевников-семитов, попавших сюда из уединенной и безмолвной пустыни. В Вавилоне имелось два огромных храма, которые могли дать повод для легенды о Вавилонской башне, и реальное смешение языков разных народов. На близлежащих территориях также находились храмы-башни, в том числе недостроенные, возведенные в III тысячелетии до н. э., т. е. до рождения Авраама, который мог их видеть.
Аналогичные легенды существуют в Африке и Америке. В сказании о Вавилонской башне выражено и стремление людей после изгнания из рая попасть на небо, т. е. тоска по золотому веку, и стремление узнать, что находится в небесах, которым вдохновляется нынешнее освоение космоса.
У различных народов существуют разные легенды о смешении языков, не обязательно связанные с Вавилонской башней.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адам — по библейскому преданию, первый человек, созданный богом из глины и впавший затем в грех. — 394.Моисей Египетский — по библейскому преданию, пророк, освободивший древних евреев от преследований египетских фараонов. —
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Аввакум — библейский пророк.Агамемнон — в древнегреческой мифологии легендарный царь Аргоса, один из героев «Илиады», предводитель греческого войска во время Троянской войны; согласно мифу принес свою дочь Ифигению в жертву
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Антоний — христианский святой, согласно преданию, отшельник в Нубийской пустыне. Ахат — герой «Энеиды» Вергилия, верный спутник Энея; его имя стало синонимом преданного друга. Ахилл или Ахиллес — в древнегреческой мифологии
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Агамемнон — в древнегреческой мифологии предводитель древнегреческого войска во время Троянской войны, убит своей женой Клитемнестрой и Эгистом; герой одноименной трагедии Эсхила (первой части трилогии «Орестея»).Аполлон — в
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адонай — см. Ягве.Аполлон — в древнегреческой мифологии бог солнца и света, покровитель искусств. Ахилл или Ахиллес — в древнегреческой мифологии храбрейший из греческих героев, осаждавших Трою, один из главных героев «Илиады»
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Авраам — по библейскому преданию древнееврейский патриарх.Агамемнон — в древнегреческой мифологии легендарный царь Аргоса, один из героев «Илиады», предводитель греческого войска во время Троянской войны; герой одноименной
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Джаггернаут (Джаганнатх) — в древнеиндийской мифологии одно из олицетворений бога Вишну.Иафет (Яфет) — по библейской легенде, родоначальник одной из рас человечества, возродившегося после «всемирного потопа», сын Ноя.Ликург —
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адам — по библейскому преданию, первый человек. Арес — см. Марс.Вагнер — действующее лицо трагедии Гёте «Фауст», ученик Фауста; тип кабинетного ученого-схоласта, оторванного от жизни.Венера — в римской мифологии богиня любви и
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Аладин — персонаж из арабских сказок «Тысяча и одна ночь», обладатель волшебной лампы.Альчина — персонаж из поэмы Ариосто «Неистовый Роланд»; злая волшебница.Ариман — греческое наименование древнеперсидского бога Анхра-Майнью,
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Антоний (Марк Антоний) — одно из главных действующих лиц «Трагедии о Юлии Цезаре» Шекспира. Верджес (в русских переводах Кисель) — персонаж комедии Шекспира «Много шума из ничего», образ невежественного и глупого полицейского.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Аввакум — библейский пророк.Авель — по библейскому преданию, второй сын Адама, убитый из зависти своим старшим братом Каином.Авихаил — библейское имя.Аполлон — в древнегреческой мифологий бог солнца и света, покровитель
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ И МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ Адонис — в древнегреческой мифологии бог умирающей и воскресающей растительности; изображался прекрасным юношей, возлюбленным богини плодородия. — 160, 487.Анания — по библейскому преданию, продав свое имущество, утаил от
Литературные и мифологические персонажи
Литературные и мифологические персонажи Авель — по библейскому преданию, сын Адама, убитый из зависти своим старшим братом Каином. — 759.Адам — по библейскому преданию, первый человек, созданный богом из глины и впавший затем в грех; выражение «совлечь ветхого Адама»
Баллада о часах (Сюжеты о сути и видимости вещей)
Баллада о часах (Сюжеты о сути и видимости вещей) С чего начать? Может быть, с микро-рассказа о фантасмагорическом кондитерском изделии: тюремно-монастырских пирожных? Или с трагикомических сюжетов, в которых действуют, а точнее, не действуют, часы? С истории одной
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ ИМЕНА
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ И БИБЛЕЙСКИЕ ИМЕНА Адам (библ.) — 72Аполлон (миф., греч. и римск.), бог искусств, предводитель Муз — 42Вакх (миф., греч. и римск.), эпитет Диониса, бога виноградной лозы, вина и плодородия — 55Геракл (миф., греч.; римск. — Геркулес) сын Зевса и смертной женщины